Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sham» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 февраля 2010 г. 07:13

Последнее время стал активно читать этого автора. Товарищ очень интересный и непредсказуемый. На этот раз мне в руки попался сборник фантастических рассказов автора, состоящий из 20 новелл, и так как Вербер не очень популярен на Фантлабе, решил и написать эту заметку, а впредь, в целях его популяризации, все прочитанные мной произведения Вербера окажутся здесь.

Сборник начинается стандартным авторским предисловием, которое можно увидеть у любого хорошего сборника малой прозы. Вербер вспоминает детство, о том, как ему нравились небольшие рассказы. Что он с удовольствием пишет малые истории между крупными романами. Если сравнивать между собой это предисловие с подобными, например, у Стивена Кинга, то у последнего они, на мой вкус, более содержательны и интересны. Посмотрим на рассказы сборника:

Научимся их любить. Подобных рассказов читал много. Рассказ построен, как научная статья, в которой высокоразвитый инопланетянин описывает жизнь людей на планете Земля. Причем описание построенно так, как мы люди описываем жизнь и повадки зверей. Таким образом, мы можем узнать в весьма ироничной форме, как «эти странные зверушки» живут, питаются, размножаются. Вербер частенько интересуется проблемой экологии и защиты зверей. Этот рассказ, а в особенности его название, демострирует нам это маленькое увлечение автора. Параллели между людьми и зверями настолько удачны, что становится грустно за первых, и безумно жаль вторых...

Царство видимого. Рассказ, обыгрывающий ситуацию, которую все изучают на философии. Причем как видно изучают не только во Франции, но и у нас, ибо даже я это помню. «Вещи в природе не существуют, пока их не назовешь». И вот преподавтель философи вместо окружающего мира стал видеть названия. Простенько, кратенько, иронично...

Запах. Рассказ очень жизнерадостный и это его главное преимущество. В центре Парижа рухнул метеорит высотой 70 метров, который жутко вонял, и был за это окрещен «гигантской какашкой»! Весь рассказ люди бьются, чтобы заставить гигантскую фекалию перестать пахнуть, и как всегда находится инопланетный разум, которому и надо было, чтобы эти манипуляции с этим объектом сделали... Поулыбался... но ситуация заезженная, поэтому особого впечатления рассказ не произвел...

Та, что тревожит мои сны. Рассказ не понравился абсолютно. Может я, конечно, ничего не понял. Рассказ описывает какую-то сногсшибательную женщину, целыми днями занятую собой. Две страницы убористого текста, о том, что пьет Нут, какими блоговониями пользуется и т.д. Коцовка тоже мутновата. Перечтение данного хита не дала ровным счетом ничего. Не самый удачный рассказ данного сборника.

Отпуск на Соколиной горе. Сюжет тоже довольно таки банальный. Турист решил полюбоваться Версалем 16 века, но решил съэкономить на страховке. Естественно эпоха Людовика Солнечного оказалась не такой уже безоблачной, герой огреб по полной и ему естетсвенно икнулась его экономия. Простенько, жизнерадостно и предсказуемо...

Манипулирование. Очень неправдоподобный рассказ, а не фантастический. И в роде все началось очень необычно: левая рука главного героя объявила забастовку со всеми вытекающими комическими трудностями у героя... даже было забавно и любопытно, куда выведет автор столь неординарный сюжет. А автора понесло и повел он куда-то, в результате чего, все радужные ожидания безнадежно испортились...

Древо возможного. Заглавное произведение сборника. Это даже не рассказ, а размышление автора на давно интересующую его тему. Вербер предлагает многим ученым мира заняться предсказанием будущего. Для этого он предлагает разработать дерево, с помощью которого можно спрогнозировать, как поведет человечество, если пойдет по одной из веток развития. Все возможные варинты и последствия образуют сложное дерево, и политики, принимая решения, могут на него смотреть и понимать, к чему может привести их поступок. Вот такой вот любопытный утопический прозгноз будущего. Сюжет данного произведения уже можно встретить в романе «Отец наших отцов».

Тайна цифр. Очень любопытный рассказ о мире, где все знания вертятся вокруг арифмитических чисел, о мире, где образованные люди умеют считать о 10, а люди науки до 19. Главный герой с ужасом одныжды узнает, что числа бесконечны и поднимает восстание против веками сложившихся догм и верований. Вербер очень достоверно нарисовал данный мир, правда на мой взгляд концовка несколько запорчена.

Песня бабочки. У нас даже в классификаторе нет Солнца, как объекта «Вне Земли», потому что в общем-то всем понятно, что туда лететь сложно, а уж ходить по Солнцу и тем более, при современном развитии астрономии — этого даже нельзя себе представить. Но Вербер не ищет легких путей и ему не важно, чтобы было хоть какое-то правдоподобие, ему важно, чтобы тема интерсовала в первую очередь его. Этот расссказ — ода человеку-исследователю, а уже потом фантастическое повествование. Не скажу, что рассказ оставил равнодушным или не понравился, но каких-то сильных эмоций не испытал...

Абсолютный отшельник. Перед нами «Голова профессора Доуля» 21 века с примесью университетского курса философии. Помню древнегреческие философы (не помню как назывались) считали, что мир можно познать только разумом, а органы чувств мешают. Они там себе выкалывали глаза, чтобы познать сущее и т.д. Вербер обыграл это явление с позиций современной действительности. Ученый решил познать себя и мир, поэтому по его пожеланию, у него извлекли мозг и поместили в питательный раствор, где он лежал подпитываемый глюкозой и кислородом и изучал мир... Рассказ мне понравился, автор под очень интересным углом и с юмором изобразил отношение потомков ученого к мозгу своего прадеда...

Хлеба и зрелищ. Очередные фантазии Вербера. Здесь он предлагает модифицировать футбол, и из спорта номер один, сделать мега-зрелище. Теперь команды смешаны по полу, разрешенно использовать оружие и прочие средства, в командах полторы сотни человек играют на острове 50 км площадью. Так куча еще всего, что на взгляд автора смешно и интересно. Все друг друга убивают, сооблазняют и забивают голы. Вот такой он — футбол будущего...

Осторожно: бьется. Славный рассказ. Мальчику дарят игрушку, с помощью которой можно создавать миры. А достоин ли мальчик быть создателем, и в ответе ли он за то, что создал? Рассказ очень понравился, особенно автору удались описания мальчика, с каждым днем теряющего интерес к своему творению. Очень жалко новый мир!

Последний бунт. Рассказ имеет очень мрачное начало. Европейские страны нашли проодну из проблем кризиса — пенсионеры. Поэтому их перестали бесплатно лечить, отменили пенсии и т.д. Вещи на самом деле описанны ужасные и мне честно говоря было неприятно читать, как после 60-ти отлавливают с сетями стариков и усыпляют их. Потом Вербер как-будто бы испугался сам того то натворил, показывает нам партизанский лагерь стариков, которые освобождают таких же и живут в пещерах. Этот абсурд еще и заканчивается на минорной ноте. В общем, Не понравилось абсолютно!

Прозрачность. Произведение навеянно мыслью о том, что мы с виду красивые и разные, а за кожей — мясо, кровь, сосуды и кости... Главный герой подобно «Человеку-невидимке» устраивает эксперимент, и становится прозрачным, и все увидели из чего он сделан, со всеми вытекающими последствиями... Рассказ прост и неказист, поэтому оставил полностью равнодушным...

Чернота. Абсурдное начало рассказа, когда во время 3-й мировой войны, одна ракета случайно улетает на Солнце и во всем мире наступает тьма, к концу рассказа нашло, наконец, свое ироничное объяснение. В общем рассказ — ничего особенного: раздражение, недоумение, смех — именно в этой последовательности чередовались у меня эмоции при прочтении. Это даже не рассказ, а 2-х страничный анекдот.

Каков хозяин, таков и лев. Очередная зарисовка Вербера из разряда невероятные фантазии. На этот раз, проведя генетические изменения над львами, было принято решение — для повышения статуса владельца разрешать использовать царей зверей в качестве домашних зверей. Мы видим разнообразные фантазии автора из жизни львов в европейском городе: они едят кошек, собак, детей... Рассказ получился социальный, сатирический, показывающий страсть современных людей к статусу... ну и в ни о какой концовке в стиле Экзюпери "Мы в ответе за тех, кого приручили" конечно не может быть и речи...

Слишком совершенный для меня мир. В рассказе — во всем мире активно используются интерактивные предметы, которые пмогают людям не быть одинокими. Все бытовые нужды решаются без участия человека, любой предмет всегда прийдет на помощь. Главный герой озадачивается вопросом. есть ли у предметов душа. Пережив некоторые приключения, главный герой переживает не очень приятное, но предсказуемоме открытие. Мысль рассказа ясна и проста. Особого удовольствия при прочтении не получил...

Бархатный тоталитаризм. Рассказ повествует нам о разной судьбе двух писателей современности. Один — молодой юноша, пытается отдать свой фантастический роман в печать, у него ничего не получается, и он сводит счеты с жизнью. Второй — преуспевающий писатель, который печатается миллионными тиражами и пишет в основом о светской жизни. пьянках, гулянках, женщинах и т.д. Естественно, история все расставит по местам, и через 100 лет мы увидим, о ком помнят, а кого и не знают. Очень характерен пример жизни знаменитого француза Стендаля,который при жизни продал всего 200 экземпляров своего романа "Красное и черное". А много ли современных фантастов будут вспоминать через 100 лет?

Молчаливый друг. В этот раз автор предлагает нам детектив. Три девушки-грабительницы не могут поделить брилианты, и как результат — смерть двоих. Полиции необходимо доказать, что убийца — третья девушка. И для этого приглашают специалиста по растениям, чтобы он смог допросить ... дерево, под которым было совершенно убийство. Сюжет неожиданный и построен на реальной теории, которой придерживаются ряд ученых. Суть которой в том, что растения — живые, они умеют общаться запахами, они реагируют на внешние раздражители и т.д. Как написанно в предисловии, эту теорию Верберу поведал один из европейских профессоров, занимающихся различными формами жизни. И вот Вербер решил это переварить и создать рассказик, белыми нитками притянутый к дететивной линии. Мне рассказ не понравился, несмотря даже на то, что в нем фигурирует мой любимый персонаж Вербера — Исидор Каценберг.

Школа молодых богов. Небольшой рассказ, сюжетно связанный с циклом Вербера «Боги». Перед нами предстает школа молодых богов, и один из учеников рассказывает нам, чему их и как учат. Любопытны размышления автора о человеческом развитии. Вообще рассказ очень напомнил описание какой-то стратегической компьютерной игры, например «Цивилизации».

PS Сборник автора может быть отнесен к собранию невероятных записок, которые даже при том, что они фантастические кажутся невероятными: допрос дерева, отстрел пенсионеров, приручение львов, полет на солнце и т.д. Главная цель его произведений — удивить читателя, а насколько правдоподобно это будет, его мало уже волнует. Вербер — бывший журналист, тяготеет к науке, особенно к новым ее течениям, поэтому в его проиведениях мы можем столкнуться с различными аспектами борьбы за природу, за жизнь на Земле, поданные в свойственной журналистам манере. Переводят его обычно очень хорошо и просто, поэтому произведения читаются быстро и легко. Сборник рекомендуется в качестве легкого чтения для отдыха: поулыбаться и понедоумевать над сюжетными линиями 7 из 10...


Статья написана 16 февраля 2010 г. 17:47

После стольких пересудов о великом Дике решил сократить бесконечные пробелы в своих познаниях произведений данного классика. Из Дика читал только его "Исповедь недоумка", которая очень понравилась. Не стал дожидаться выхода собрания сочинений, которое все тут так ожидают и направил стопы в библиотеку, где и взял эту книгу. Что говорить, меня очень порадовало, что все самые знаменитые 3 романа оказались под одной обложкой, а значит можно осуществить знакомство сразу же с лучшим. Хотелось бы очень кратенько пробежаться по всей книге...

Бегущий по лезвию бритвы. Роман затягивает сразу же. Хоть жанр постапокалиптики не люблю всем сердцем, ибо мрачно все это, а я все же верю в здравый ум людей, книжка очень надолго оставляет задуматься, и уж точно она не забудется в ближайшее время. Очень много интересных идей, прорисованный мир пугает своей реалистичностью. В романе очень понравился подход общества к животным. Вот бы сейчас такое общество, в котором бы статус человека определялся его отношением к животным, умением сопереживать ближнему. Чего стоит одна фраза: «Я хотел бы, чтобы вы перешли в более почетный класс владельцев козлов, где, как мне кажется, ваше настоящее место. Честное слово, для меня вы — истинный владелец козла». :-) Если честно слегка загрузился от культа Сострадающего и всех этих технических нововведений, которыми они путешествовали к холму, делись радостью и прочее (за это и снизил бал). 8 из 10...

Убик. Совершенно сумасшедший роман. Трудно что-то внятное написать после такого чтения: я провалился, меня затянуло, и я не смог отложить книгу, пока не дочитал. Великий роман, гениальный автор. Честно говоря подбирался к нему с опаской, ибо предыдущий не поразил и не произвел того впечатления, которого я ожидал, но здесь... это нечто... Как у героев плывет реальность, я просто физически ощущал атмосферу сумасшествия, в которой находились главные герои... И когда к концу стало более или менее все понятно, автор мастерски расставил все точки над И, все ружья, вывешанные в начале, выстрелили — ТАКАЯ концовка, от которой отвалилась челюсть, находящаяся до сих пор в этом состоянии. 10 из 10...

Человек в высоком замке. Я очень мало читал книг с альтернативной историей, поэтому мне сложно судить, лучший ли роман, и вообще нравится ли мне это направление. Книга произвела тяжелое впечатление: фашисты, СС и СД, концлагеря, куча фамилий, которых я после Штирлица уже не думал, что где-то встречу. При прочтении, как бы сказать, книга давила. Мне даже снились фашисты. Книгу грыз больше недели и уже не верил, что завершусь, но когда подошел к финалу понял, что ничего не понял, кроме нескольких очевидных сюжетных линий.

В общем для меня как была сюжетная линия с Оракулом самой тяжелой, так я ее и не понял. Но спасибо коллегам с фантлаба — разжевали! Перечитал избранные моменты и даже где-то что-то осознал, но дальше идти по предложенному товарищами пути: чтения «Книги перемен» и перечитывания гексаграмм — сил не хватит, увы... Итог: еще один пробел в образовании закрыт, путем приложения нечеловеческих усилий. 7 из 10...

Бесконечные. непонятно, как затесался сюда этот рассказ, но он тоже оказался очень не плох. Славный рассказик, необычный сюжет, сюжетные перепитии удивляет, концовка поражает. Спойлерить не хочу, но ход автора с хомяками в финале убил и порадовал одновременно. 9 из 9...

Итог: в купе с "Исповедью Недоумка", творчество Дика удивляет и вызывает положительных эмоций больше, чем отрицательных. Оценок в этом сборнике, на любой вкус: от 7 до 10... Знакомство с автором продолжу, для этого сходил в библиотеку и взял еще и такую книженцию: http://fantlab.ru/edition3725


Статья написана 6 февраля 2010 г. 17:04

С огромным удовольствием прочитал очередной кирпичик Шедевров отечественной фантастики (Какая была серия!), состоящий из двух несвязанных романов "Армагедом" и "Пандем".

Армагедом. Роман начинается очень интересно. Нам показан мир, в котором каждые 25 лет случается Армагеддон и погибает всё живое. Роман описывает жизнь девушки, на судьбу которой выпало 3 конца света, которая всю свою жизнь положила на то, чтобы выяснить природу катаклизмом.

Книга понравилась замыслом, идеей, но если честно реализация как-то не порадовала абсолютно. Идея такого мира неправдопобдна по многим параметрам. Общество при таком частом апокалипсисе не могло бы восстанавливаться и это ясно. Поэтому ненаучность — это первая моя, но не главная претензия, так как авторов, мы знаем, интересуют совсем другие вещи, нежели вопросы науки.

Второе и наверно самое главное, что не понравилось — история женщины, стервы, феминистки (каждый выберет свое). Книга буквально напоминает в этом аспекте «Как закалялась сталь». Гвозди бы делать из таких людей. Эта смена партнеров, эта любовь детства, это замужество, эта связь со школьником и тяжба с желтой прессой. Все это меня очень измотало.

Понятно, что Дяченко хотели написать истрию жизни женщины в условиях, а мне бы хотелось бы меньше женщины и больше условий. В остальном претензий никаких, авторы как всегда выбрали очень интересную тему, своеобразно ее развили, книгу буквально проглотил, как в общем-то все из творчества любимых писателей. 8 из 10...

Пандем. Очень необычный роман. И в то же время традиционный уже для Дяченок. Однажды в головах всех жителей земли зазвучал голос нового бога, всесильного существа, которое пришло, чтобы осчастливить людей: вылечить все болезни, изменить экологию, победить войну, голод, нищету и т.д. И как становится ясно с первых строчек не так просто все изменить.

Проблема богооправдания помимо этого романа, была позже затронута в знаменитой Вита Ностре... Оба романа замечательны, и безусловно перекликаются, по крайней мере, я вижу много общего...

1. Кем являются «боги» в этих романах? «Предположим, что информация, преодолев некий порог, получается способность... нет, предположим, что есть такой комплекс свойств — всеведение, вездесущность, всемогущество» (Пандем. Глава 1.) Пандем — это «информация», а Саша — «понятие», тоже нечто, связанное с информацией, часть информации.

2. В конце «Виты Ностры» главная героиня превращается в «бога» определенного мира, где уничтожает страх. Пандем тоже «бог» и тоже инфомарционная сущность, как и в «Пандеме», также становится всем и пытается улучшить мир, путем уничтожения болезней, развитием человека и т.д. Мы видим, что эксперимент с миром не удался у Пандема, из чего можно заключить, что возможно и у Саши не все получится в ее мире...

3. Мне кажется эти персонажи очень похожи, почему-то мне и пришла мысль, что Пандем и Саша — уникальные одношкольники университета «Виты Ностры», которые, сдав выпускной экзамен, получили всемогущество в разных мирах, и как новые «боги» пытаются улучшить общество путем решения наболевших проблем: бесстрашие и бессмертие.

Очень интересно узнать у авторов, что они думают о таких связях в столь разных романах. Хотя, конечно, не исключаю, что много здесь с моей стороны и надуманно. Но тем не менее, роман «Пандем» безусловно удался, и вместе с «Пещерой» и «Витой Нострой» образуют вершину творчества этих замечательных авторов (по моей версии естественно). 10 из 10...


Статья написана 26 января 2010 г. 08:25

Творчество Иэна Бэнкса люблю всей душой, поэтому сразу скажу, плохого о романе "Канал грёз" вы здесь не обнаружите. Хотя что говорить — роман неоднозначный, и не многим нравится. Как писал автор — «Канал грез» — это первая попытка написать политический триллер, натуральный боевик. Что можно сказать триллер почти получился, боевик получился стопроцентно.

Немного о сюжете: Хисако Онода, знаменитая японская виолончелистка, больше всего в этой жизни боится самолетов. Ей предлагают турне с концертами по Европе, на которое после некоторых раздумий она соглашается, но берет билеты на корабль, который плывет между двух Америк в Европу. В Панаме в это время гражданская война: Панамский канал перекрыт, всем кораблям объявлено ждать разрешения плыть, когда конфликт будет улажен. Идут недели, корабли стоят, революция пылает. И как следствие: панамские борцы за свободу захватывают 3 корабля для реализации своих патриотических задач. Страшная трагедия разворачивается на захваченных кораблях. Хисако Онода придется пройти все круги ада и на собственной шкуре познать жестокость всесильной державы, готовой пойти на любые жертвы для достижения собственных целей.

Сюжет романа может быть расммотрен с разных точек зрения. Во-первых, это три основные сюжетные линии, переплетающихся между собой до конца романа:

1. Lействие в настоящем (Панама, война);

2. Воспоминания главной героини о всей ее жизни, начиная с дества и по момент отплытия;

3. Сюрреалистические сны главной героини.

Во-вторых, это три главы, расположенные в порядке возрастания насилия:

1. Мелодраматичная прелюдия (сюжет тянется очень медленно и пространно);

2. Захват боевиками (триллер);

3. Ответ героини (боевик).

В данных главах читатель начинает с описания красот и истории Латинской Америки и любовной страсти знаменитой японки-виоланчелистки и молодого капитан корабля; в середине это все перетекает в леденящий душу захват и кошмарные сцены на корабле, где заложников буквально истребляют как скот; и заканчивается все НАШИМ ОТВЕТОМ ЧЕМБЕРЛЕНУ, когда одна девушка так изощренно убивает столько повстанцев, что думается Джон Рэмбо бы позавидовал.

Что можно еще сказать о романе? Бэнкс в течение всего романа демонстрирует владение вопросом о Японии, причем чувствуется, что насколько широко он разбирается в истории, быте, географии и прочем страны. Если мы знали раньше Бэнкса как человека, прославляющего родную Шотландию, то теперь мы видим, что Япония ему тоже не чужда. Отдельно хочется отметить хороший перевод С. Буренина с огромным количеством пояснений, без которых не реально продраться сквозь всю эту японскую терминологию.

Подытоживая все выше сказанное, не рекомендую знакомиться с творчеством Бэнкса с этого романа. Его язык, его стиль, его жесткость, его юмор, его стремительный, затягивающий сюжет. Все это его поклонники узнают и оценят. На мой взгляд в чем роман перебарщивает — это концовкой в стиле боевик. В общем данный роман следует расценивать, как удачную репетицию перед одним из мрачнейших трудов Бэнкса «Песнь камня», в котором он уже проявляет себя как истинный мастер, из под пера которого вышел незабываемый сюжет об ужасах гражданской войны.

PS В сентябре 2002 года DJ Chris Coco выпускает альбом «Next Wave», на котором он совместно с Иэном Бэнксом (вокал) записал композицию «Dreaming», представляющую собой один из самых кошмарных фрагментов романа «Канал грёз», прочитанный автором на фоне электронной убаюкивающей музыки.

Песня прилагается: поем и танцием вместе!!! :-)))


Файлы: Chris_Coco_Dreaming.mp3 (5165 Кб)
Статья написана 22 января 2010 г. 14:15

Последнюю пару дней активно читал книгу, попавшую мне случайно и требующую немедленного прочтения. Автор мне уже был знаком, ибо Кадзуо Исигуро я запомнил по шокировавшему меня в свое время прочитанному в Иностранке "Не отпускай меня", поэтому, взяв в руки "Художник зыбкого мира", я ожидал чего-то такого же оглушительного, но ожидания не опрравдались. Не являясь специалистом в его творчестве, рискну предположить, что ранний "японский" период творчества автора несколько отличается от его поздних вещей. Роман вышел в свет в 1986 году и был признан книгой года в Великобритании, за что и получил Уитбредовскую премию.

_____________________________________

Уитбредовская премия (англ. Whitbread Book Award) — одна из наиболее авторитетных литературных премий Великобритании.

Учреждена в 1971 году и присуждается Ассоциацией книготорговцев Великобритании. Претендовать на премию, наряду с британскими писателями, могут также авторы из Ирландии. Первоначально именовалась по названию фирмы-спонсора Whitbread Group, работающей преимущественно в гостиничном и ресторанном бизнесе; в 2006 году обязанности главного спонсора взяла на себя входящая в Whitbread Group компания Costa Coffee, владеющая 600 мелкооптовыми магазинами по продаже кофе и 200 кофейнями на территории Великобритании, в связи с чем премия была переименована в премию Коста (англ. Costa Book Award).

Премия ставит своей задачей пропаганду чтения и поощрение произведений, способных распространить удовольствие от чтения в более широкой аудитории, и в связи с этим является более «демократичной», чем Букеровская. Премия присуждается ежегодно в пяти номинациях: «Роман», «Лучший первый роман», «Биография», «Детская литература», «Поэзия»; лауреаты получают по 5000 фунтов стерлингов. Из пяти лауреатов выбирается абсолютный победитель, который получает 25 тысяч фунтов стерлингов. Его произведение носит титул «Книга года».

Помимо Исигуро отмеченны Уитбредовской премией Книгой года много известных авторов, среди которых также я заметил знакомую для себя фамилию Филиппа Пулмана.

_____________________________________

Сюжет книги можно описать в нескольких словах. Послевоенная Япония (1948 — 1950). Мацуи Оно — знаменитый художник, потерявший сына и жену на войне, живет в большом доме, также пострдавшим от войны, вместе со своей младшей дочерью, безуспешно пытаясь выдать ее замуж. У него также есть и старшая замужняя дочь, которая навещает его вместе с внуком.

Если вспоминать историю, то после поражения во Второй мировой войне милитаристская Япония, была разоружена Соединенными Штатами, внеся в государство, полное традиций и устоев, ветерок свободы, независмости, демократии. Молодые люди стали по другому расценивать историю, императорскую власть, роль Японии в войне и т.д. В то время находили и судили военных преступников, повинных в войне и огромных жертвах; по стране прокатилась волна самоубийств.

В это время нас и отправляет Исигуро и начинает повествование от имени старого художника. Роман очень написан интересным языком. Я хоть и не знаток японской жизни, но и автор и, конечно, переводчик сделали все, что лично я прямо проникся Японским бытом, жизнью, устоями и традициями. Работа в саду, манера общения, распитие сакэ, неспешные беседы, удивительная процедура женитьбы молодых людей, которой отведена большая часть повествования, — всё это придает книге истинно дух Востока, которым надо сказать я проникся.

Занимаясь переговорами об устройстве дочери, художник вспоминает всю свою жизнь от детства, когда он решил заниматься живописью, по нынешнее время. Здесь и эпоха его ученичества и становления, и конечно же, его роль в военной компании. Исигуро поднимает очень интересный вопрос: как должны осознавать себя люди искусства, вставшие на сторону тоталитарного государства и всем своим творчеством способствующие его развитию. Как должны себя ощущать люди позже, когда то, чему они отдали всю свою жизнь, считается преступным и никому не нужным. Таков главный герой, вставший на стороны военных и посвятивший войне свой талант. Теперь в годы, когда столько жертв войны, и все проклинают ее начинателей, он оказывается в очень затруднительном состоянии, и ему приходится очень сложно уладить свой внутренний мир, встают вопросы смысла жизни и дальнейших перспектив.

Данная ситуация на меня произвела впечатление, потому что сейчас мы живем в такой же стране, в которой новое поколение ко многому в прошлом относятся мягко говоря без уважения. Это касается всего и искусство здесь не исключение.

Книга произвела на меня благоприятное впечатление. Хоть в ней и нет особо сюжета, но описанная жизнь Японии на этапе становления очень любопытна!





  Подписка

Количество подписчиков: 243

⇑ Наверх