Рэй Брэдбери «Всё лето в один день»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Венера )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Семь лет подряд, каждый день на Венере идет дождь. И только на какой-то миг, всего лишь на один час Солнце выглядывает из-за туч, радуя всех своим появлением, чтобы опять скрыться. Школьники Венеры с нетерпением ждут этот миг. Ждет его и Марго...
Входит в:
— цикл «Венерианские хроники»
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1954», 1954 г.
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Fourth Series», 1955 г.
— сборник «Лекарство от меланхолии», 1959 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.
— антологию «На волне космоса», 1964 г.
— антологию «Tomorrow’s Children», 1966 г.
— антологию «Voyages: Scenarios for a Ship Called Earth», 1971 г.
— антологию «Space Opera: An Anthology of Way-Back-When Futures», 1974 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Peter Davison's Book of Alien Planets», 1983 г.
— антологию «Children of the Future», 1984 г.
— журнал «Костёр 1986`11», 1986 г.
— антологию «Science Fiction Stories», 1988 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.
— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.
— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.
— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.
- /языки:
- русский (43), английский (14), украинский (1), тайский (1)
- /тип:
- книги (52), периодика (2), аудиокниги (5)
- /перевод:
- К. Васильев (1), Н. Галь (30), Л. Жданов (3), Е. Кифенко (1), А. Оганян (3)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
йокумон, 24 августа 2017 г.
Я, знаете, Брэдбери впервые прочел очень поздно, за двадцать мне уже было. Как то не попадался он мне, а читал я тогда бессистемно, что найдется. Про Брэдбери я конечно слышал, что есть такой автор, посмотрел раз его книгу изданную еще в СССР, прочел аннотацию, что то типа «прогрессивный американский писатель», ну и оставил. Думаю, «клеймит наверное гнилую буржуазию, вот и прогрессивный». В общем читать такая аннотация желания не пробудила) Потом уже, через несколько лет, брожу по книжному рынку, ничего интересного не попадается, а старых советских изданий Брэдбери — куча. По дешевке. Решил, возьму одно — не обеднею. Взял сборник с рассказами и романом «451 по фаренгейту». Когда начал читать, думаю «так и знал». Любил я тогда (да и сейчас)) фантастику твердую, научную, с интересной идеей, или оригинальным описанием мира. А у этого Бредбери — ни идей научных, ни технологий футуристических — сказочки какие-то. Вот же ж — купил фигню зачем то. Но читаю от нечего делать. Дошел вот до этого рассказа, прочитал, глаза промокнул и думаю -«вот чертов Брэдбери, когда же он успел стать одним из любимых авторов?» Ведь раньше еще, в процессе чтения, но только на рассказе «Все лето в один день» до меня это дошло. Вот так, вот...
vfvfhm, 29 октября 2022 г.
Умеет Брэдбери поэтизировать детство. Даже его жестокость, слабость и беззащитность. Минут на пять создается ложное впечатление, что не так все и плохо было во времена, когда тебя любая ничтожная гадина могла обидеть, причинить боль и страдание. Ну, мы же, типа, были все в одной лодке, правда? Дар автора гуманизировать и утешать застарелые раны тут работает на отлично.
Другая сторона этого короткого шедевра доказывает правоту Льва Толстого: можно выдумать все ,кроме психологии. Сегодня мы усиленно ищем жалкие следы биомаркеров в средних слоях кислотной атмосферы вероятно безжизненной Венеры, а рассказ остается живой, волнующий, удивительный!
lex_art, 2 сентября 2019 г.
Принято считать, что настоящий психопат творит зло именно в силу свой бесчувственности. Он не может примерить на себя страдания жертвы, но может ими наслаждаться. Поэтому и мучит человека. На самом дел схема несколько сложнее и не в одной эмпатии (или ее отсутствии) дело. Детская жестокость тоже является следствием эмпатии. Вот примерили одноклассники Мегги на себя то, что она чувствовала и что после этого им захотелось сделать от возникшей зависти? Что-то нехорошее. Тоже от больших чувств. В том-то и беда, что чувства у ребенка есть, а культуры еще нет. Все-таки сопереживание само по себе не есть то, что управляет нашими поступками при взаимодействии с себе подобными. И слава Богу. Комбинация сопереживания и культуры больше подойдет на роль управляющего механизма.
Все-таки рассказ вышел если не оптимистическим, то по крайней мере нейтральным. Как минимум дети осознали, что натворили. А значит поимели крупицу культуры. Хорошо бы расти культурно не насилуя окружающих. Да только не всегда выходит.
primorec, 16 января 2013 г.
Мне всегда очень не нравится, когда кто-то говорит о жестокости животных и маленьких детей. Особенно последних, которые делают то, что нам кажется жестокостью, исключительно инстинктивно, бессознательно: нет у них еще необходимого жизненного и чувственного опыта, чтобы осознанно бить в самое незащищенное место и получать удовольствие от причинения боли другому существу.
А инстинкт требует от них опасаться и защищаться от всего незнакомого и выбивающегося из привычного ряда. Как, к примеру, маленькая землянка Марго с ее непонятной тоской по солнечному свету. Ну, откуда, скажите, было знать юным венерианам, которые в своих маленьких жизнях видели только дождь, что есть на свете мягкий и теплый свет, окрашивающий мир разными цветами, или какой это восторг носиться под голубым небом, купаясь в золоте ясного полдня? Как они, Дети Дождя, могли догадаться о неизбывной тоске, которая должна съедать Дитя Солнца, вынужденного жить под низвергающимися потоками воды и серыми небесами?
Для них Марго — странное, незнакомое, чуждое существо. Инопланетянка, опасная своими непонятными чувствами и мыслями. Вот и защищаются инстинктивно детишки самым доступным им способом от неизвестного, нападая на его носителя, пытаясь изгнать его за пределы своего знакомого и безопасного мирка.
Но вот все меняется. Солнце пробивает тучи, и венериане узнают, что вовсе они не Дети Дождя. Просто их Солнце- драгоценный цветок и цветет он только один часок раз в семь лет. И, оказываются, теперь, когда они сами познали восторг и упоение Светом, боль потери и тоску по ушедшему мигу Счастья, ничем они не отличаются от Марго.
Вот такая история. Не фантастичная, человечная. Не о жестокости. О Взрослении. О первых уроках боли, потери, стыда и раскаяния, из которых потом рождаются милосердие, сострадание и сочувствие. И настоящая Жестокость, если урок усвоен неверно.
Alexey_O, 1 июня 2020 г.
Подростком основную идею рассказа воспринимал как детскую жестокость, сейчас, перечитав (задали сыну на каникулы) снова, оценил события по-иному. Насколько человеку нужен праздник с элементами волшебства и слишком большое увлечение им не приведет ли к ожиданию своеобразного «отпуска в сентябре», а придумав/признав в явлении почти религиозный фетиш, стоило ли его оставлять «земным»? Ведь по сравнению с людьми из первого рассказа «Венерианского цикла» дети уже не тяготятся «вечным» дождем, это логично, человек ко всему привыкает, иначе сойдет с ума, однако сохранено преклонение перед солнцем. Несчастливы ли эскимосы или чукчи, никогда не купавшиеся в море, не загоравшие на песчаных пляжах, у которых полярная ночь длится больше полугода? А может быть несчастлив кочевник, покинувший родную степь, носящий с собой высушенные ковыль или полынь, чтобы вдохнуть их запах и вспомнить степные просторы? Изначально попытка оценивать свою жизнь по «земным» меркам ставит в неравное положение детей Земли и Венеры. У венерианских детей должны быть свои достопримечательности, те, которыми они могли бы гордиться, что их могло бы объединять, своя «Лорелея», и, по-идее, так и должно было быть. Скорее всего, дети восприняли бы солнце, от «ну и что особенного» до «ничего хорошего, глаза режет». Слишком много негатива, на мой взгляд, заложено для них в образе Солнца: то, чего лишены, то, что навязывают взрослые.
Nikonorov, 11 февраля 2019 г.
Конечно, рассказ, написанный ради чувства жалости. Этакая спекуляция. Неоправданная жестокость детей по отношению к девочке с Земли.
Но в качестве основы для грустного очерка — да, самое то. Отличная атмосфера ожидания, отлично показана усталость от дождя, отлично показана ценность солнца. И почему-то за девочку Марго вдвойне обидно оттого, что автор как бы забыл о ней, бросил, покинул вместе с ребятами, запершими ее в чулане. И лишь в конце будто бы случайно вспомнил и... Не сказал ни слова. Просто «выпустил» ее.
И знаете, наряду с рассказом Кинга «Долгий джонт», эта недосказанность рождает тревогу. И, пожалуй, лучше бы и не касались того, что же там произошло с девочкой, и без того страдавшей и не находившей себе места среди венерианцев.
Renat Makhmutov, 6 июля 2020 г.
Да, жалко девочку, но для меня более эмоциональном в этом рассказе было именно появление солнца. Радости детей этому явлению. После этого рассказа есть о чем задуматься, даже не обязательно о жестокости детей и что было бы, если мы видели солнце раз в семь лет. Нет, после рассказа такое состояние, что есть желание остановиться. задуматься и что-то переосознать! Отличный рассказ, советую всем с ним ознакомиться!
mputnik, 24 ноября 2021 г.
Очередной кандидат в шедевры из рейтингов «... лучших НФ-рассказов». Статистика отзывов тут, на Фантлабе — практически традиционна (кнопочка «подробнее»): каждые четверо из каждых десяти, проставивших оценку, идентифицирует текст как «крепкого середнячка» (7-8 баллов), примерно каждый двадцатый (чуть чаще) – категорически против «шедевра» вообще, оставшиеся чуть больше половины — да, таки «согласны на шедевр» (9-10 баллов).
Но в данном конкретном случае, уважаемый потенциальный читатель, буду настаивать на реальности гораздо более низкой оценки (не более 5). Это, между прочим — никоим образом не уничижительная оценка, это — вполне себе золотая серединка. Просто — увы и ах — да, никоим образом не шедевр. Далеко не шедевр. Всего-то и «фантастического» в этом тексте — антуражные тематические декорации: бесконечный дождь на Венере и то, как его (дождь) воспринимают колонисты. Ни — захватывающих дух футурологических предсказаний, ни — грандиознейших технологических чудес, ни — будоражащих воображение грядущих социологических, психологических, этнических и прочих перемен. Вообще — ничего из «фантазийной оперы».Обычная, банальная, тривиальная «бытовая зарисовка».
Плюс ко всему — это ещё и зарисовка «ушинско-макаренская», в типичных традициях времен брежневского застоя. Особо чего плохого в этом — конечно же — нет. Намерения-то — благие: воспитание подрастающего, умиление стареющего и т.п. Ну да, ну да, ну да. Не наказуемо. Однако... эээ... — «шедевр»? Сильно усомнюсь, уважаемый потенциальный
dxbckt, 26 сентября 2019 г.
В этом коротком рассказе переплетаются две темы... одна — это космос, колонизации и все такое что с этим связанно... А вот вторая — (древняя как мир) проблема «подростковой жестокости и индентичности личности и коллектива».
По сюжету рассказа (неким образом продолжающего описывать мир из несвязанного рассказа «Несмолкающий дождь» из цикла «Венерианские хроники) группа подростков начинает травлю своей ровесницы которая не выросла (как они) на этой планете, а прибыла с планеты Земля... А дальше «все по накатанному шаблону» известному со времен вечной борьбы «деревенских и городских»... но некой «изюминкой» всего этого действа становится одна (уже ранее указанная автором) особенность «смены времен года» на данной планете. Конечно с одной стороны — ничего особенного и не происходит... ну «поставили в угол», ну «заперли»... а по факту все гораздо больше чем кажется на самом деле.
upgo, 4 августа 2014 г.
Дети всегда были и есть жестокими. В каждом классе есть изгой, которого не принимают, чаще всего им оказывается слабый или замкнутый ребенок, которому трудно найти поддержку среди ровесников. Всем приятно выглядеть круче, пусть и за счет других. В данной ситуации мы видим всеобщую нелюбовь, построенную на зависти, и описанную в прекрасном стиле автора. ( Я помню как сам чуть страдал от зависти, когда в детстве проболтался что у меня есть мощный «кампьютер» :-) ) Радует то, что дети все-таки вспомнили о Марго и выпустили ее. Автор пытается натолкнуть нас на размышления, и какие они будут — это уже дело личное, а я просто порекомендую прочитать и попытаться понять смысл.
Ev.Genia, 13 марта 2013 г.
«Все лето в один день», а точнее даже в один час. За семь лет дождей солнце должно выглянуть совсем ненадолго. Какое оно – Солнце? Дети готовились встретить его: читали о солнце, писали про него рассказы, представляли себе. А Марго, маленькая девочка с Земли, помнит какое оно — она проговаривает свои воспоминания, а ей не верят, не хотят верить, завидуют, ее не любят, не принимают. Детям, которые не помнили, да и не знали солнца невозможно понять Марго, которая, в отличие от них, знала и помнила. Для нее Солнце — цветок, огонь в печи... Она помнит его свет, тепло, яркость, поэтому сейчас она такая бледная, тонкая, как растение, вянущее в тени, она тоскует по нему, жаждет снова его увидеть, почувствовать его тепло. Она для всех детей инопланетянка, другая, не похожая на всех, поэтому и столкнулась с непониманием и с завистью других детей.
Жестоко ли то, как относились дети к Марго? Конечно нет, если ты ребенок. Ведь у Марго есть то, чего нет у них, она видела и помнит то, чего они не видели, она пока единоличный обладатель тайны, мечты. Не сразу мы понимаем и принимаем тех, кто не похож на нас, не такой, как мы, пока мы сами не попадем в похожую ситуацию, не испытаем похожих эмоций, а такое обязательно происходит в жизни. Все познается в сравнении и приходит с опытом.
Вот и с этими детишками такое произошло, они получили первый серьезный опыт, который принес с собой чувство неловкости, стыд, раскаяние за причиненную боль маленькой девочке. Подобный опыт формирует характер, мировоззрение, чувства, ведь мы, в основном, учимся не на чужих, а на своих ошибках. Этот рассказ совсем не из области фантастики, это есть наша жизнь, наше детство — наверное, каждый может припомнить похожую историю из своей жизни.
Yarowind, 26 октября 2016 г.
Дети часто бывают жестоки, очень жестоки. И не любят тех, кто чем-то выбивается из общей массы. Даже если они живут на Венере, где семь лет непрерывно льет дождь, и затем лишь на несколько часов показывается солнце.
Стронций 88, 1 марта 2016 г.
Кстати сказать, это скорее даже не лето в один день, а в каких-то жалких два часа…
Очередная совершенно поэтическая вещь Брэдбери – очаровывающая, с сильными эмоциями и необычным миром. Очередная симфония от Брэдбери. Да, может быть люди читавшие «Чучело» Железникова почувствуют определённую похожесть, да и жестокость по отношению к «непохожим на тебя» среди детей вещь в литературе не раз использованная, но тут вышло очень эмоционально, особенно на этом фоне – на фоне чудесного, прекрасного; на фоне поэтического слова автора. Язык, конечно, просто потрясающий. Мне кажется с таким языком из любой даже избитой донельзя темы можно сделать конфетку. И вот так и получается, в принципе из темы, которая не раз использовалась (хоть и по делу) – такой яркий ароматный цветок. Запоминающийся рассказ.
amak2508, 9 марта 2014 г.
Ни в коем случае не умаляя писательских талантов автора следует все-таки признать, что рассказ на этот раз удался ему далеко не полностью.
Не секрет, что дети часто бывают жестокими, и то, что они сделали с героиней рассказа, хоть как-то выделявшейся среди них, удивления отнюдь не вызывает. Скорее удивляет их финальное раскаяние — оно-то как раз для детей далеко не так типично. То есть, все произошедшее на страницах рассказа, в общем, понятно, но... — и что дальше-то? Такое впечатление, что автор пообещал читателю что-то интересное, но, не дойдя до этого места, прервал повествование на полуслове. А если дальше ничего нет, то, скажите на милость, зачем тогда это вещь вообще была написана?
Хотя, конечно, волшебный язык автора, которым написан рассказ, никуда не делся. Как никуда не делась и великолепная передача того эмоционального настроя ожидания и надежды... Отчасти это, конечно, должно примерить читателя с рассказом....
Footer, 29 марта 2011 г.
Детская жестокость всегда производит сильное впечатление. Когда читал, совершенно не фиксировался на том, что автор хочет выжать из меня слезу или научить чему-то. У Бредбери все получается естественно и ненавязчиво.
Дал почитать рассказ своим детям. Думаю, что воспитательная составляющая в нем даже посильнее, чем в Толстовских рассказах для детей из школьной программы. Интересно, что старшему, жизнерадостному оптимисту по натуре, рассказ понравился. Видимо увидел для себя что-то необычное и сделал выводы. Младший же, пессимист и прагматик с очень высоким для своего возраста уровнем самоконтроля, попросил, чтобы больше я ему такую гадость не подсовывал. Все-таки, действительно, в литературе и в фильмах мы чаще ищем то, чего нам в обычной жизни не хватает.