Работы художника С Спицына

Художник — Сергей Николаевич Спицын

С. Спицына
Страна: Россия
Родился: 8 июля 1923 г.
Умер: 25 марта 2014 г.

Сергей Николаевич Спицын — русский художник, живописец, график. Один из видных книжных и станковых графиков Санкт-Петербурга. Лауреат золотой медали Академии Художеств (2003).

Родился в Детском Селе. Детство провёл на Крестовском острове и в Лигово. Его отец, Николай Васильевич Спицын, входил в религиозно-философское общество «Воскресение» Александра Мейера, был репрессирован в 1929, погиб в Соловецком лагере.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 г. до конца войны, 14 мая 1945 г. В составе 9-го стрелкового полка 20-й дивизии в начале ноября 1941 г. участвовал в боях на жертвенном пятачке Невской Дубровки. С декабря 1941 г. по март 1942 г. находился в блокадном Ленинграде, продолжая обучение в СХШ. В конце марта 1942 г. вместе с другими учениками и преподавательским составом СХШ эвакуировался в Самарканд. В августе 1942 г. был призван в армию, вернулся на фронт. С осени 1943 г. в составе 27-й Ясловской ордена Кутузова Гвардейской миномётной бригады командиром отделения радиосвязи дивизиона с боями прошёл до Праги. Имеет боевые награды (орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другие).

Выпускник СХШ (1948) и Академии Художеств (1954). Член СХ России с 1955 г. Постоянный участник городских, зональных и всесоюзных выставок, выставок станковой и книжной графики (более 200) и нескольких групповых зарубежных выставок (Италия, США, Мексика, Австралия, Германия, Англия, Франция, Голландия); в том числе шести персональных.

В 1954—1962 гг. входит в круг ленинградских художников «сурового стиля». Работы этого времени: серия литографий к поэме А. Твардовского «Дом у дороги» (1955—1956); серия офортов «41-й год»: «Отступление», «Бой», «Затишье» (1956—1957). В 1961—1962 гг. сделал широко известную серию офортов «Рабочий поезд», в 1962-м серию «Рабочая молодёжь».

После 1962 отклоняет создавшиеся возможности успешно работать в официальном советском искусстве.

В 1963—1973 гг., сближаясь с художником В. В. Стерлиговым, учеником Казимира Малевича, входит в живописно-пластическую традицию русского авангардного искусства. Это изменение в творческом пути художника было связано с тем, что с начала 1962 г. В. В. Стерлигов начал развивать теорию К. С. Малевича о новых прибавочных элементах в изобразительном искусстве, и открыл прибавочный элемент искусства этого времени: «прямо-кривую». В это открытие он посвящает нескольких художников, в том числе С.Н. Спицына; совместно они начинают разрабатывать эту идею и работать в новой пластической форме. Этот узкий художественный круг соратников по искусству получил название « Старопетергофской школы», так как встречи художников, совместная работа и выставки проходили у С.Н. Спицына в Старом Петергофе (пригород Петербурга). «Старопетергофская школа» была создана В.В. Стерлиговым и С.Н. Спицыным в 1963-65 годах; в круг этой «школы» входили художники входили художники Т. Н. Глебова, В. П. Волков, Г. П. Молчанова, Е. Н. Александрова, П.М Кондратьев и искусствоведы А. В. Повелихина, Е. Ф. Ковтун. «Старопетергофская школа» продолжала своё существование до 1973 года.

С начала 1970-х гг. С. Н. Спицын работает над развитием собственных пластических принципов, сочетающих достижения русского авангарда и традицию русской иконописи. В 1982—1983 гг. делает первую серию работ «по мотивам русских фресок», с этого времени развивая эту тему на продолжении многих лет. Серии работ: «Енисей» (1966—1968), «Шестнадцать пятниц» (1968—1969), «Сенеж» (1970), три «крымские» серии (1984, 1987, 1990), «Фрески Дионисия. Ферапонтово» (1980-е), живописная и графическая серия «Прощание с Финским заливом» (1980-е-1992), «Святители» и «Иноки» (1991—2000).

В 1960-1970-х гг. принимает участие в подготовке и проведении выставок художников русского авангарда в выставочных залах Ленинградском отделении Союза художников, способствуя их «возвращению»: ( выставки П.Н. Филонова 1968( подготовка выставки и экспозиция), первой послевоенной выставки К.С. Малевича 1968 (подготовка, буклет) , первой выставки Л.А. Юдина 1973 (подготовка, буклет, экспозиция, вечер памяти) , В.М. Ермолаевой 1972 (подготовка, буклет, экспозиция, вечер памяти), выставки П.И. Соколова 1971 (подготовка, буклет, экспозиция, вечер памяти), М.Ф. Ларионова и Н.С Гончаровой, а также выставок В.В. Стерлигова, Т.Н. Глебовой. В 1985 г. подготовил и провёл первую персональную выставку художницы, входившей в группу «13», О.Н. Гильдебрандт-Арбениной в Доме писателей им. В. В. Маяковского.

Автор воспоминаний о художниках Л. А. Юдине, П.Н.Филонове, В. В. Стерлигове, П.И.Басманове.

Работал в книжной графике с 1954 г. до 2000-х гг. С 1954 г. начал постоянную работу с издательствами: «Детгиз», «Лениздат», «Гослитиздат», «Советский писатель», «Детская литература» и др. Иллюстрировал, преимущественно, книги для детей и юношества (более ста изданий). Оформил и проиллюстрировал почти все изданные книги ленинградского писателя Радия Погодина.

В 1980—1990 гг. принимал участие в открытии Собора Архангела Михаила в Ораниенбауме, Собора Петра и Павла в Петергофе.

В 1994—1995 гг. расписывает фресками (по собственному проекту) алтарную апсиду храма преподобного Сергия Радонежского (арх. А. М. Горностаев, 1861) в Троице-Сергиевой приморской пустыни под С.-Петербургом.

В 2006 г. пишет алтарные иконы для храма Св. Андрея Первозванного в Петергофе.

В 2009 г. награждён серебряной медалью «Святого Апостола Петра».

Скончался 25 марта 2014 г. в Петербурге. Похоронен на Бабигонском кладбище в Петергофе.

© Википедия



Обложки изданий (30)

1956

ТВТ
1956 г.
1960

Сестренка
1960 г.
1961

Янтарная комната
1961 г.
Поиски золотистых пчёл
1961 г.
1962

Человек отправляется в путь
1962 г.
1963

Ожидание
1963 г.
1965

Счастливый неудачник
1965 г.
Шел по городу волшебник
1965 г.
Дом весёлых нищих
1965 г.
Республика ШКИД
1965 г.
1966

Страна Мудрецов
1966 г.
Трень-брень
1966 г.
1968

Борька, я и невидимка
1968 г.
Шаг с крыши
1968 г.
Шаг с крыши
1968 г.
1970

Запас высоты
1970 г.
1971

Тайна всех тайн
1971 г.
Человек отправляется в путь
1971 г.
Поиски золотистых пчёл
1971 г.
1973

Лето на водах
1973 г.
1974

ТВТ
1974 г.
1975

 Повести и рассказы
1975 г.
1976

Ребята с нашего двора
1976 г.
1978

Повести и рассказы
1978 г.
1979

Лесная лошадь
1979 г.
Одолень-трава
1979 г.
1981

Шел по городу волшебник
1981 г.
В двух шагах от войны
1981 г.
1982

Александр Невский
1982 г.
2015

Борька, я и невидимка
2015 г.

Внутренние иллюстрации изданий (43)

1960

Сестренка
1960 г.
1961

Янтарная комната
1961 г.
Поиски золотистых пчёл
1961 г.
1962

Борька, я и невидимка
1962 г.
Человек отправляется в путь
1962 г.
1963

Костёр 1963`10
1963 г.
Костёр № 11 1963
1963 г.
Костёр 1963`09
1963 г.
Ожидание
1963 г.
1964

Хочу всё знать! 1964
1964 г.
Костёр № 3, март 1964 г.
1964 г.
1965

Счастливый неудачник
1965 г.
Шел по городу волшебник
1965 г.
Республика ШКИД
1965 г.
1966

Страна Мудрецов
1966 г.
Трень-брень
1966 г.
1968

Шаг с крыши
1968 г.
Шаг с крыши
1968 г.
1969

Хочу всё знать! 1969
1969 г.
1970

Том 2
1970 г.
1971

Тайна всех тайн
1971 г.
Человек отправляется в путь
1971 г.
Поиски золотистых пчёл
1971 г.
1973

Лето на водах
1973 г.
1974

ТВТ
1974 г.
Библиотека пионера. Том 8
1974 г.
1975

 Повести и рассказы
1975 г.
1976

Ребята с нашего двора
1976 г.
1977

Нынче всё наоборот
1977 г.
1978

Повести и рассказы
1978 г.
1979

Лесная лошадь
1979 г.
Одолень-трава
1979 г.
1981

Шел по городу волшебник
1981 г.
В двух шагах от войны
1981 г.
1982

Александр Невский
1982 г.
1992

Шел по городу волшебник
1992 г.
1994

Часть этого мира. Том 1
1994 г.
2015

Борька, я и невидимка
2015 г.
2017

Право на поиск
2017 г.
2018

Проделки Морского беса
2018 г.
2021

Крайний случай
2021 г.
2023

Возвращение
2023 г.
Шёл по городу волшебник
2023 г.



⇑ Наверх