FantLab ru

Катрин Бернар (Catherine Bernard)

Катрин Бернар
Страна: Франция
Родилась: 1662 г.
Умерла: 6 сентября 1712 г.

Катрин Бернар (Catherine Bernard) — французская поэтесса, драматург и прозаик. Бернар установила основной эстетический принцип французской литературной сказки, популярный в салонах конца XVII века, своим изречением: «приключения всегда должны быть неправдоподобными, а эмоции — всегда естественными».

Родилась в г. Руане в богатой и обеспеченной семье гугенотов. Предположительно по матери она могла состоять в родстве (племянница) с братьями Пьером и Томасом Корнелями, а также быть кузиной Фонтенелю. Бернар была развита не по годам и начала писать в раннем возрасте.

Ради литературной карьеры, будучи не более восемнадцати лет, она покидает провинцию и отправляется покорять Париж. В 1685 году она принимает католичество, что привело к разрыву с её протестантской семьей. С тех пор Кэтрин Бернар жила за счёт пера и полностью посвятила себя писательству. В двадцать три года она была уже достаточно известна, чтобы о её работах было упомянуто на страницах журнала «Меркюр Галан».

Катрин регулярно посещала литературный салон Мари-Жанны Леритье де Вилодон, племянницы Шарля Перро. Бернар одной из первых сочиняет сказки, тем самым участвуя в возрождении и становлении этого литературного жанра. По слухам она могла быть в дружеских отношениях с писателем и критиком Бернаром Ле Бовье де Фонтенелем. Хотя это так и не было доказано, ей вменяли, что он писал за неё произведения.

Свой первый роман, «Frédéric de Sicile», Катрин Бернар опубликовала в 1680 году. В нём рассказывается история единственной дочери королевской четы, которую последняя выдает за принца. За ним был опубликован роман «Le Commerce galant», в 1682 году, написанный в соавторстве с Жаком Прадоном.

Бернар была самой успешной женщиной-драматургом семнадцатого века и первой женщиной, которая сочинила пьесу, сыгранную в Комеди-Франсез. Она сочинила две трагедии «Laodamie» («Лаодамия») и «Brutus» («Брут»), которые были поставлены в Комеди-Франсез в 1689 и 1691 годах. Обе пьесы имели большой успех, выдержали много постановок и относятся к лучшим спектаклям конца XVII века во Франции. Трагедия «Лаодамия» имела длинный и прибыльный цикл из двадцати шести спектаклей до 1691 года, а трагедия «Брут» была исполнена двадцать семь раз с декабря 1690 года по август 1691 года и ещё восемь раз до 1700 года. В 1973 году Комеди-Франсез снова возродил её на своей сцене.

Обе драмы демонстрируют смесь Корнеевских и расовых моделей, типичных для французских трагедий 1690-х гг. «Лаодамия» посвящена проблемам женского суверенитета и рассматривает соперничество двух женщин и их различные реакции относительно любви. Согласно исследователю Дервалю Конрою в ней «автор подчеркиваёт неразрешимый конфликт между гинократией (в смысле правления женщин) и патриархатом». В то время как «Брут» противопоставляет отца своим сыновьям в исследовании любви, патриотизма и тирании, эта пьеса также перекликается с критикой патриархальных ценностей, что определяет некоторую «феминоцентрическую оригинальность» драматического голоса Катрин Бернар.

Через сорок лет после постановки «Брута» Катрин Бернар, одноименную трагедию в 1730 году поставил Вольтер. С первых же спектаклей в адрес Вольтера зазвучали обвинения в копировании плана трагедии Бернар и в плагиате нескольких сотен её строк. В ответ Вольтер заявил, что «Брут» Бернар на самом деле был написан Фонтенелем, а не ею. В марте 1731 года журнал «Меркюр Галан» на своих страницах осуждает Вольтера за непризнание заимствований из пьесы Бернар.

Достигнув известности в театре своими стихотворными трагедиями, Бернар неожиданно покидает театр, как считается, по просьбе мадам де Поншартрен, её покровительницы, чья моральная строгость уступала только Бернар. Она отказывается от любой общественной деятельности, однако продолжает писать стихи, которые не публикует (опубликованы Бууром в 1693 и 1701 годах). Одно стихотворение представляло собой беззаботное прошение к королю о выплате пенсии в 200 франков в награду за её энкомиастические стихи.

Французская академия присудила ей премии за поэзию в 1691, 1693 и 1697 годах; также тулузская академия «Jeux Floraux» награждала Бернар поэтическими премиями в 1696, 1697, 1698 годах. С 1691 года король Людовик XIV назначил ей ежегодную пенсию в размере 200 экю. В 1699 году мадемуазель Бернар была избрана членом Академии Риковрати в Падуе.

Всего Бернар написала три исторических романа, две трагедии в стихах, несколько рассказов и ряд стихотворений. Она умерла в бедности в 1712 году. По завещанию писательница передала всё свое имущество своему слуге.

В узком кругу её работы продолжают цениться и сегодня за их стилистическую и психологическую глубину, хотя последующая литературная судьба творчества Катрин Бернар сложилась в целом неудачно. Её психологические романы, по сути — перепевы сюжета «Принцессы Клевской» (1678) госпожи де Лафайет были забыты. «Рике с хохолком» Ш. Перро, вышедший годом позже романа «Инесса Кордовская», вытеснил сказку Бернар.


К фантастике относится третий роман Бернар, который она опубликовала в 1696 году. Роман «Inès de Cordoue» («Инесса Кордовская»), который считается самым авантюрным в творчестве писательницы, развивает тему приношения страсти в жертву долгу. Именно в нём и был установлен основополагающий эстетический принцип французской литературной сказки, популярной в салонах конца XVII века: «Приключения всегда должны быть неправдоподобными, а эмоции — всегда естественными». Действие романа разворачивается при дворе короля Испании Филиппа II и представляет собой сказочное соревнование между героиней Инес и её соперницей Леонорой. Каждая из соперниц в рамках соревнования рассказывает отдельную сказку.

Первая сказка в романе, «Принц Розовый Куст», рассказанная Инес, повествует о принцессе и её любви к заколдованному розовому кусту. Когда очарование разрушается и розовый куст становится принцем, он признается принцессе, что влюблён в королеву Острова Юности. Принцесса чрезвычайно ревнует к этому открытию, и принц умоляет фей вернуть ему прежний облик. Вторая сказка, «Рике с хохолком», повествует о гномоподобном принце и его женитьбе на красивой, но слабоумной принцессе. Он магически наделяет её даром разума, но она сносит жизнь в его подземном царстве только благодаря визитам своего возлюбленного — человека. Когда Рике узнает об этом, он превращает любовника своей жены в такого же гнома, как и он сам, и сбитая с толку принцесса проводит дни, пытаясь отличить одно от другого.

История «Рике с хохолком» была пересказана Шарлем Перро под тем же названием (предположительно с разрешения Бернар) и включена в его «Сказки матушки Гусыни» 1697 года. Рассказ Бернар, в отличие от рассказа Перро, осуждает заключение женщин в браке, и обе истории Бернар, вопреки сказочной традиции, заканчиваются несчастливо. Придав литературному тексту фольклорный вид, Перро создал новую сюжетную модель, послужившую образцом для многочисленных подражаний. Традиционный внешний источник конфликта — борьба умных и красивых героев с глупыми и уродливыми соперниками — сменился внутренним: противопоставлением умного уродства и глупой красоты. Как правило, конфликт разрешался обретением героями своего идеального «сказочного» вида, реже — награждением каждого по заслугам, но никогда — так новеллистически парадоксально, как у Бернар.

Данный роман помещает Бернар в один ряд творчески плодовитых французских графинь, таких как Мари-Катрин д'Онуа и Мари-Жанна Леритье де Виллодон. «Inès de Cordoue» иногда приводят в качестве доказательства, что сказки были созданы образованными женщинами салонов, а не неграмотными крестьянками.

Сортировка:

Катрин Бернар. Романы

-
-
  1696 Inès de Cordoue  
-

Катрин Бернар. Рассказы

-
-
-

Катрин Бернар. Сказки

6.00 (1)
-
6.86 (7)
-
1 отз.

Катрин Бернар. Пьесы

  1689 Laodamie  
-
  1691 Brutus  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

В библиографию не включены стихотворения писательницы, если вы обладаете необходимой информацией — свяжитесь с куратором.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Oreon

  • Куратор библиографии — Oreon


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх