Жанна Пояркова


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mak-grou» > Жанна Пояркова "Отступник"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Жанна Пояркова «Отступник»

Статья написана 21 октября 2021 г. 00:23

Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги.

К сожалению, этот небольшой роман Жанны Поярковой оказался не столь увлекательным, как недавно прочитанные её же «Дети Лезвия» и особого впечатления на меня не произвёл. И дело здесь не только в том, что долгое время не ощущается центральный стержень, идея романа (как например, Путь в «Детях Лезвия»), и не в куче сюжетных недомолвок и непроработанности истории, из-за чего 2/3 книги мозаика мира вообще не складывается в одну картину. Кстати, сам мир, как и в «Детях лезвия» опять получился очень маленьким — автор ограничилась одним-двумя городами и горной цепью неподалёку.

Проблема ещё в сухом языке и некоторой отстранённости: повествование ведётся попеременно то от первого лица, то от третьего и при этом разницы не чувствуется никакой – что так, что эдак – скучно, пресно и неинтересно, с полным отсутствием юмора. Ну и самый главный минус – сюжет обрубается на том месте, где по идее, всё интересное только должно было начаться. Но судя по всему, автор как раз на этом месте выдохлась... Мне это сразу напомнило когда-то читанную Акунинскую «Фантастику» — там тоже, как только началось всё самое интересное (и собственно, фантастичное), так роман и закончился…

О чём же повествует сюжет «Отступника»?

Некий мир, время — примерно средневековье, религия – параллельная нашему католицизму, т.е. есть бог-отец, которому все поклоняются, но нет Христа. Однако есть бог-сын, иначе говоря, наместник бога на земле – правящий король, которого тут кличат Терновником. Этот молодой юноша одержим религиозными идеями и с помощью своих инквизиторов распространяет их по всему свету, казня и истребляя неверных. Всё как и было в нашем (западном) средневековье во времена охоты на ведьм.

Однако в этом мире имеются и чудеса – в частности, здешние инквизиторы умеют распознавать правду по словам говорящего и ощущать чувства других — этакие ходячие детекторы лжи. А ещё у некоторых людей, как например, у Терновника, сильно развита способность влиять на психологическое состояние человека, меняя его и доводя вплоть до самоубийства. Чем Терновник и пользуется, активно идя по головам особо непокорных инквизиторов к безграничной власти. Этой власти активно сопротивляются так называемые еретики или повстанцы – помесь свободолюбивых людей, бедняков, бандитов разных мастей и примкнувшее к ним коренное населения мира, именуемое шуай (что-то типа наших индейцев). Всех их возглавляет еретичка по имени Катарина Годар (что-то типа нашей Жанны Д`Арк и тоже рыжая).

Книга начинается с того, что некий инквизитор-отступник по имени Дрейк приходит в лагерь повстанцев с целью хоть чем-то, да пригодиться этим еретикам. Почему он решил выбрать путь отступничества, толком не объясняется – то ли разочаровался в жизни, то ли просто устал служить королю, а может, во всём виновата неразделённая любовь к подруге — инквизиторше? Непонятно. Лишь почти в самом конце книги нам будет дано объяснение, что Дрейк просто сбежал от чрезмерного к нему внимания наставников – мол, оказался слишком умным, любил в глаза рубить правду-матку, и не унеси он вовремя ноги, его бы попросту ликвидировали. Заодно у Дрейка пропал дар распознавать правду, по крайней мере, сам он на это жалуется, но в лагере еретиков его, тем не менее, принимают на службу именно по этой части, хотя потерю дара он не скрывает. Однако в вере Дрейк отнюдь не разочаровался и то и дело вступает в религиозные споры с представителями повстанцев и даже с самой Годар.

Тут выясняется, что эта Жанна-Годар умеет в буквальном смысле исцелять людей – ходят слухи о том, что она вернула здоровье калеке, жизненные силы импотенту и т.п. Дрейку же она сначала прокалывает глаз (ибо посмел усомниться), а затем возвращает зрение. Религиозные чудеса, мессия? Не думаю. Ведь, как уже было сказано выше, в этом мире чудеса вполне подвластны некоторым людям, а значит, и особо удивляться тут нечему.

Тем временем, Терновник снаряжает масштабную экспедицию (читай – крестовый поход) с целью покарать еретиков, причём организует переброску сил с помощью армады огромных дирижаблей, среди которых особо выделяется самый громадный – Глас господень, где Терновник и организует свою ставку главнокомандующего.

Прибыв на место — а это горная гряда с множеством пещер, где часть еретиков и засела, силы короля сначала стирают с лица земли лагерь повстанцев неподалёку, а затем и обстреливают сами горные пещеры, причём делают это не сходя с дирижаблей — прямо оттуда палят с пушек и скидывают снаряды на головы еретикам. Здесь так и хочется спросить автора – как можно было додуматься размещать пушки на дирижаблях и тем более палить из них сверху вниз? Ну а скидывание снарядов вместо бомб это вообще какая-то ерунда. То ли бомбы в этом мире ещё не изобрели, то ли автор в этой теме ни бум-бум…

Повстанцы оказались тоже не лыком шиты и ответили пальбой из своих пушек по вражеским дирижаблям, а заодно на маленьких и шустрых дирижабликах атаковали армаду. При этом какая-то деваха из племени шуай одной только силой мысли могла поджигать дирижабли налётчиков, а старик из того же племени через огромное расстояние обратил в несознанку вражеского колдуна, призывавшего тучи, дабы на их фоне армада не была слишком заметна для повстанцев…

И тут посреди сражения вдруг становится явью одна древняя легенда – просыпается (нет, не мафия) — город мёртвых, сокрытый где-то глубоко в горном ущелье. Ну, как просыпается – шпили его разрушенных когда-то зданий начинают прорастать сквозь землю, а сам город постепенно перемещается по направлению к налётчикам и Лурду – столице этого мира и оплоту Терновника. По легенде, все здешние мертвецы попадают в город мёртвых, и когда он переполняется, сам город вместе с мертвецами начинает перемещаться, дабы настигнуть и покарать своих убийц. Остановить его можно, только прекратив убивать. Но Терновник этого не понимает и продолжает побоище…

Собственно, это уже почти вся история, но кому интересна концовочка, читайте дальше:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

еретичка Годар, дабы предотвратить дальнейшее кровопролитие, сдаётся на милость Терновника и её увозят в столицу на казнь. Наш инквизитор с парой преданных еретичке повстанцев бросается в погоню, но ребята не успевают – засев на крыше здания, они наблюдают за процессом казни, а когда один из них делает неудачный выстрел в палача, за ними уже лезет охрана. Палач тем временем рубит голову Годар и она тут же возникает (целёхонькая, с головой) на крыше в виде мертвеца, но выглядит как живая – наверное, хочет обнадёжить наших друзей: мол, смерть это ещё не конец, жду вас к себе через пару минут…
И вот на этом месте автор рубит концовочку!

Остаётся только предполагать дальнейшее развитие событий:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

видимо, мертвецы будут преследовать своих убийц, пока их не настигнут и не покарают, либо же те не сбегут за тридевять земель (это можно сделать на тех же дирижаблях). А вот что потом – неизвестно. Возможно, все мертвецы – и убиённые, и отмщённые, будут дружно жить-поживать в городе мёртвых,
но этого мы уже не узнаем, продолжения не предвидится.

Вот такая история, как по мне — сырая и недоработанная. Будь объём романа раза в два толще, история проработаннее, а приключения персонажей поинтереснее — ещё бы был шанс понравиться. Но увы, что есть, то есть.

Моя оценка 5 из 10, не плохо, но и не хорошо — посредственно. Не прочитав, ничего не потеряете.





151
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх