FantLab ru

Виктор Пелевин «Числа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Голосов:
1256
Моя оценка:
-

подробнее

Числа

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 68
Аннотация:

Однажды, ещё в детстве, Стёпа заметил, что числа могут стать союзниками. Но не все. Некоторые — являются врагами. Это знание Стёпа хранил глубоко внутри себя, никому не рассказывая. Хранил всю жизнь...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 192

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2957 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2004 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2004 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда
2003 г.
Числа
2006 г.
Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда
2007 г.
Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда
2007 г.
Числа
2007 г.
ДПП (НН)
2010 г.
Числа
2011 г.
Числа
2012 г.
Числа
2012 г.
ДПП (НН)
2013 г.
Generation «П». Числа
2015 г.
Полное собрание сочинений. Том 7. ДПП (НН)
2015 г.
Числа
2016 г.
Числа
2017 г.

Аудиокниги:

Числа
2006 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно я так не хохотала (в голос, как ненормальная, — и это в мрачной очереди в паспортный стол!), как над некоторыми страницами «Чисел».

Часть моих знакомых уверяет, что это лучшая книга Пелевина, часть — что худшая. Первые восхищаются Пелевиным-стилистом (“Баннер: За Е.Боннер!”, “Все БАБы — суки!”, “Человек создан для счастья, как птица для полета. Чикен-Макнагенс (вариант — Фуа-гра)”...) и говорят, что он про нашу жизнь все понимает как никто четко.

Вторые ругаются, что сюжета как такового в “Числах” нет (он змеится по нечеткому следу крейзанутого банкира Степы, подсевшего на цифру 34, и его соперника — банкира Скарандаева, раба числа 43), что куда-то ушла фирменная пелевинская прозрачность, что с каламбурами можно бы и не частить — не Петросян, чай...

Еще спорят, про что именно этот роман. Кто говорит — про Путь, кто — про Пустоту. Остальные в принципе отказывают ему в философских глубинах и обзывают поверхностно-анекдотичным.

Я в споры не вступаю. Признаюсь честно: я до «Чисел» у Пелевина ничего не читала, и мое восприятие автора чисто, как белье, выстиранное в “Тайде”. Я из романа вообще вынесла мысль, которую Пелевин туда вряд ли вкладывал: с фриками очень весело, но лучше держаться от них подальше.

Убрать бы еще из текста мстительные намеки на издательство “Вагриус” (их символ — ослик) — вообще все было бы отлично.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давал почитать эту книгу нескольким друзьям, искренне надеясь отвадить их от суеверий, связанных с числами. Кто-то в бассейне выбирал все время один и тот же шкафчик, кто-то, играя в бильярд почему-то панически боялся шара с четырнадцатым номером, а в каждом ряду забитых шаров пытался найти какую-то закономерность. Затея моя провалилась начисто. Этот безобразно красивый стебный фарс только усугубил их положение.

А вообще, конечно, это не просто книжка о суевериях и не болтовня на пустые и похабные темы с целью вызвать у читателя чувство брезгливости. Читаю отзывы. Многих отталкивает форма изложения, они сразу загораживаются и отказываются принимать что-то для себя полезное. Те же, которым хватает цинизма, чтобы получить от «Чисел» удовольствие, выносят из книги каждый что-то свое.

Для меня, например, главной оказалась тема безоговорочной веры во что-то и влияния этой веры на жизнь героя. В бога ты веришь, в черта, в коммунистическое светлое будущее или же это совершенно идиотская вера в числа — особой разницы нет. Ты перекладываешь с себя ответственность, освобождаешься от ее груза, чувствуешь себя спокойнее и уютнее, когда кто-то или что-то принимает за тебя решения. Жить становится легче, легче чего-то добиться. Но чем больше ты втягиваешься, тем в большую зависимость попадаешь.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, очень понятный тем, кто хорошо помнит 80-е — 90-е года. Ведь главный герой романа — это не просто конкретный человек, конкретный бизнесмен. Это весь наш отечественный бизнес, собирательный его образ. Бизнес, начинавшийся с торговли всякой ерундой, бизнес, начинавшийся с мест на толкучках, бизнес, выросший до банков и холдингов. Но при этом, так и не выросший , по большому счёту, из масштабов барахолок, стрелок и мелкого (не в смысле денег, а в смысле «моральности» поступка) кидалова.

ГГ романа — «повёрнутый» на придуманных им самим приметах, связанных с определёнными числами. Все эти приметы не подчиняются логике — точнее вся логика подгоняется под них. Так и вся наша жизнь порой нелогична, не подчиняется законам природы. И в результате мы пытаемся подогнать эти законы под себя.

Произведение переполнено иронией и сатирой. Порой — насмешливо — беззлобной. Порой жёсткой и едкой.

Крайне сложно давать оценку и разбор этому роману — умному, многогранному, глубокому. Лучше — читать...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В промежутке между написанием «Поколения П» и «Чисел» произошло судьбоносное событие — некто очень хороший вознёсся на вершину социальной пирамиды, и Пелевин из пространно философствующего обличителя российского социума в целом оперативно переквалифицировался в пространно философствующего фельетониста газеты «Комсомольская правда». Желание издеваться и острить по поводу социальной пирамиды и фейковой государственности у Пелевина пропало бесследно. Начиная с «Чисел», Пелевин больше не затрагивает политику и концентрируется на врагах Вертикали Стабильности — на олигархах, либералах и гомосексуалистах, обличаемых с комсомольским задором, памятным по статьям Мэлора Стуруа в советском журнале «Пионер».

Сам по себе роман написан как откровенное подражание собственному роману «Поколение П», однако сдобрен гомофобскими эпизодами и подчёркнуто ограничен в своём обличилове. Это свидетельствует о большой социальной чуткости Пелевина — ещё в 2002 году, когда подавляющее большиство соотечественникиов плавало в волнах эйфориии, Виктор Пелевин понял, что шутки кончились и что в культурном пространстве России появились темы, по поводу которых острить нельзя.

На мой взгляд, именно «Числа» стали концом Пелевина, как писателя. Начиная с этой плохо придуманной и ещё хуже написанной книги он превратился в версификатора собственных текстом — до бесконечности переписывает одно и то же, меняя антураж, но не содержание своих книг.

Мне кажется, что именно стабильная неизменность, стилевое и смысловое единство текстов Пелевина начиная с «Чисел» обеспечивает ему стойкую популярность: поклонник этого писателя заранее совершенно точно знает, о чём будет рассказано в очередной книжке Пелевина, и открывает его новаый роман или повесть или рассказ со спокойной уверенностью — Пелевин не обманывает его ожиданий!

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пикачу, Ослик семь центов, Танк-34, Курская битва 43-го года, Священный лингам победы, «Понял, нет?», передача «Зюзя и Чубайка» — если вы не знаете, какая связь между этими совершенно далекими на первый взгляд, или кажущимися абсурдными, образами, то вы не читали «Числа», в чем я вам искренне завидую. Собираясь писать отзыв, я посмотрел издания, которые выходили раньше — смех и только.) Самыми смешными кажутся издания с плачущим Пикачу и танком Т-34, и с арабом, сидящим на осле. Вот просто подумайте, насколько это забавно: покупает человек произведение с названием «Числа», на обложке нарисован простой араб на осле, ну подумаешь, арабские цифры у нас, поэтому и араб.. а осел здесь вообще просто как атрибут этого самого араба, якобы намекающий лишь на то, что предстоит путь. Что-то вроде такого квазифилософского Коэльо.. Ага)) как бы не так) И каждый читавший роман прекрасно знает, что там за ослик, и почему обложка такова.

Автор берется за дело, сразу же начиная последовательно рассказывать что, как и почему, поэтому произведение захватывает с первой страницы. Основательный и невероятно отточенный фанатизм по числу 34 главного героя Степы не прерывается ни в одном эпизоде сюжета — всегда находятся связи, параллели, остроумные «самододумки», которые подливают и подливают фактов и подробностей в мистический мир связи Степы с числом 34. Динамика их отношений показана очень планомерно: от нахождения этого числа, через боязнь и опасение, через договоренность с ним, до встречи с его злейшим врагом, обратным числом, и, наконец, до полной апатии, опустошающей весь окружающий Степу мир.

Особенности романа. В первую очередь, это, конечно, бесконечное приплетение числовых значений реальности, сопровождающее всю книгу. Это и большая работа для автора, и большое удовольствие для читателя. Думаю, любой другой писатель давно бы уже забил на этот прикол и пустился бы в свободное плавание по тексту, начиная писать, что ему хочется, ибо и так уже начали читать, и этого хватит. Нет, Виктор Олегович, как тот самый банкир Степа, загоняется и идет до конца. За это ему большое уважение как автору. Такой труд дорогого стоит, а такую основательность (не только в «Числах») я не видел ни у кого. Во-вторых, как всегда прекрасный образный язык Пелевина не может не радовать. Просто приведу парочку примеров, очень поразивших мое эстетическое чувство: 1) «Все, что удалось бы раскопать, – это номера безликих и уже опустевших счетов, отряды восставших цифр, вооруженных короткими мечами дефисов и овальными щитами нулей.» 2) (речь о следах мозгов на стене) «Степа уставился на рыжее пятно на стене. Оно казалось картой таинственного архипелага, местом, где располагался офшор загробного мира. Там стояло бунгало старого алкоголика Мак Ги. Туда ушли Степины деньги. Теперь эта земля была навсегда отрезана от мира людей, как мистический Авалон. Где-то там, на одном из мокрых пятен, на берегу неведомого острова бились в последних конвульсиях цифры кода, который следовало куда-то ввести. На другом островке высыхал и исчезал номер телефона, по которому надо было позвонить. А единственный человек, который мог свести эти числа вместе, наполнить их смыслом и силой, был уже ни на что не годен.» И в-третьих, как уже упоминалось ранее, это прекрасный искрометный юмор произведения. Самый смешной эпизод, пожалуй, связан с первой встречей Степы со Сракандаевым, за зеркальной дверью. Да, это немного противно, но с другой стороны так смешно, что всё равно хохочешь, и даже в таких вот сценах Пелевин успевает вбросить философские рассуждения или метафизические символы, что вроде бы и должно отдавать эклектичностью, но смотрится наоборот весьма свежо и насыщенно. Сюда же и шутки про кафе «Прелюдия», и певец Боря Маросеев со своими песнями, и роман «Приказание и наступление», и много-много всего.

Да, произведение очень смешное. Но важно не упустить за всей его легкостью и остроумием алмазную горсть заложенного смысла. Правильно сказал Дмитрий Быков в лекции о Пелевине, когда, говоря об этом романе, указал, что в нем впервые высказана следующая мысль — «Этика закончилась, начались числа». Действительно, с этим сложно не согласиться. На пике развития постиндустриального общества, когда коммунистическая идеология, уже убившая религиозную, рухнула сама, оставив человека перед морем хаотичной информации с пустым сознанием-корытом, как у тех бабки с дедкой из известной сказки, в этом мире вера пытается зацепиться за старые оплоты, которые когда-либо строило человечество, или за создаваемые им уже самостоятельно. И здесь Степа натыкается на могущественную власть чисел... Если проследить карьерный путь Степы, можно заметить, что его банковских сослуживцев всегда удивляло, что он всегда ставит на нужную лошадку, даже когда выбор абсолютно иррационален. А Степа, со своей стороны, действовал весьма точно — находя число 34 и опасаясь числа 43 — и эта стратегия работала лучше, чем все разумные прогнозы специалистов. Вот здесь Пелевин очень грамотно намекнул на то, что в 2003-м году, да и во всю ту эпоху, невозможно было смотреть на общественные и экономические факторы с точки зрения каких-либо правил. Нет, в России это не работало. И лишь вера в своё число выручала и делала жизнь успешной и наполненной. Роман во многом и об общественном строе. Диалоги с Мюс о русском духе, и образ табуретки в передаче «Зюзя и Чубайка» тоже дорогого стоят. И здесь важен еще один момент — сама передача о Зюзе и Чубайке задумывалась Степой как первый шаг к сведению политики на уровень развлекательный, чем она во многом сейчас и является. Ведь согласитесь, многие рядовые граждане смотрят политические дебаты или события, объявления как смотрят сериалы или пресловутый Дом-2. Новости, в частности политика, стали таким же развлечением. И последний аспект — хождение по тонкому лезвию между окончательным сумасшествием и общепринятым скепсисом. Эта грань выдержана автором так же хорошо, как и всё остальное в романе. Ведь не зря несколько раз Степа рефлексирует о том, что наверное это всё же суеверие, что он далековато уже зашел... но следующим же шагом ему попадается число 34, или, не дай бог, 43. Прекрасная демонстрация нашего привычного мира в ОЧЕНЬ числовой реальности.

Это третий роман Виктора Пелевина, которому я могу с чистой совестью поставить десятку. «Омон Ра» получил ее за свою мрачность и чувство подступающей тошноты от осознания иллюзорности черного космоса, о котором все мы мечтали в детстве. «Чапаев и Пустота» — за максимальный градус пелевинского солипсизма вкупе с рассуждениями Петьки, так похожими во многом на мои собственные, а также за Анку, в которую я тоже влюбился. «Числа» же — за прекрасную остроумную игру в мистическую связь числовых параллелей, и за столь последовательный и не вызывающий ни малейших сомнений фанатизм Степы-Пикачу.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А какое было увлекательное начало, какую можно было юморную историю развернуть про то, как главный герой теряет крышу по кирпичику на своих предрассудках и любви к некоторым числам. Но увы, опять разочарование. На жизненном пути герою встречаются другие люди, с любовью к другим числам, а уж когда дело дошло до лингамов, интерес пропал совсем. Итог: всё, что можно вынести из этого романа, так это мысль, что гроза и страх главного героя, темный любитель темных чисел, его темная противоположность в жизни оказался

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обыкновенным гнойным 3,14@@сом
(словами автора). Остальное — пустота, зря потраченное время.

Аудиокнига хороша.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Нумерология — это паранаука о числах. Часто осознанно или неосознанно, люди подчиняются ей, пользуются, чтобы определить характер, предсказать будущее, выбрать место для жизни, время для принятия решений и для действий, выбрать себе партнёров — в бизнесе, браке, а также в обществе.» Банкир Стёпа Михайлов сплел вокруг своей жизни и бизнеса настоящую паутину из чисел. А что еще делать человеку без принципов и веры в смутное время. Стремясь все разложить на числа, он сам не заметил как попал в цифровую клетку. Игра чисел и слов в романе просто завораживает. Пелевин ткет нумерологический ковер, на котором появляется образ современного российского бизнеса — лживого, продажного и попросту тупого. Повеселил лингам Победы, как осиновый кол забитый, правда не в сердце, этой мертвечины. Это самый, пожалуй, злой роман Пелевина — матрица не отпустит никого.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин ИМХО не вполне здоровый человек. Раскапывать и ярко описывать так много неприятного и отталкивающего сложно. После всех его книг остается легкое чувство брезгливости. Так педантично обыгрывать с разных сторон разные свойства обычного числа возможно лишь при полной и глубочайшей погруженности в тему. Короче — книга очередной психоз(я видимо тоже псих ибо читаю), автор гениальный псих.

Оценка: 1
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения этого романа начинаешь задумываться – может Пелевин всего лишь удачный конъюнктурщик? Но нет, вроде были отличные “Чапаев и Пустота” и “Generation P” – их трудно назвать потаканием тогдашним вкусам. И вроде бы в “Числах” все ингредиенты, сделавшие Пелевина популярным на месте, но при прочтении начинаешь себя ловить на мысли о вторичности его размышлений, пошлость становится слишком явной и ненужной, а сам сюжет – уровень политическо-развлекательной ерунды, пропагандируемый Соловьевым и ему подобными.

Вердикт – читать можно, но жалания перечитывать не возникает.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Заигрывание с нумерологией — всего-лишь небольшой элемент большой, по хорошему абсурдной истории, переполненной яркими, хоть и моментами омерзительными образами. Интересная особенность «Чисел» — ощущение, что они закончатся вот-вот, буквально через десять страниц, однако книга всё тянется и тянется... И это радует.

Позабавила встреча со старым знакомым Малютой, интересны образы чеченской «крыши», ФСБ-шной. Всерьёз увлекли интриги ГГ в попытках «одолеть» враждебное число и усилить собственное. Да и в целом сюжет очень даже неплох. Крайне понравилось то, что здесь почти нет намёков на любимый Пелевиным солипсизм — в данной книге автор всё же предпочёл сконцентрироваться на диалогах, остроумии, интересных описаниях и прочем, а не на мутной философии с буддистскими мотивами.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Немного странный в контексте Пелевина текст. Роман, в котором его сильная сторона провокатора и креативщика уступила банальной полудетективной линии о влиянии чисел на жизнь человека. На фоне смешных, иногда почти мистических событий, характерные для автора ответвления, размышлизмы и прочие парадоксальные пассажи смотрятся ненужной шелухой, которая отсеивается из памяти сразу по прочтении...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Растянутый фельетон для газеты. Собрание острот. Самолюбование. Сведение личных счетов с издателем (гомосятина с осликом, это не что иное как). Какие-то числа.

Помню, купил эту книгу за деньги (sic!). Стоила дорого. Пелевин был тогда на пике популярности, поэтому продажи шли. Надо затребовать деньги взад.

Худшая его книга из прочитанных. Он, видимо, исключительно для себя ее написал.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Решил тут, что Пелевин достаточно отлежался, и, раз уж, хайп по его творчеству окончательно иссяк, то можно наконец с этим самым творчеством ознакомится.

В общем, сперва о творчестве в целом: по моему оно делится на три неравные группы каждую из которых можно полностью описать цитатой из самого же Пелевина. Первая — «Как-то раз 8-го марта Бодрийяр Соссюр у Барта.» Сложнопонимаемые игры в мистику, философию и теологию, а так же, откровенно дурацкие, анекдоты растянутые до размера рассказа. Книги явно написанные для тусовки «своих». Малоинтересно. Вторая часть — «Постмодернизм, это когда ты делаешь куклу куклы и сам при этом кукла». Забавная игра, но когда вместо коллажа из чужих смыслов начинают делать коллаж из чужих коллажей нарезанных из коллажей — это уже не так интересно. Ну и третья часть — «Каждый в этом мире, всю жизнь общается только с небом. Остальные лишь вестники в этом общении». Кстати вторая и третья цитата, как раз из этого романа.

Книга, в общем то, и есть об общении с небом. Присутствие двух других упомянутых компонентов в ней минимально, а заигрывания с нумерологией лишь фон. Можно копать и дальше, отряхнув пыль со словаря приписать слова «дуализм» и «манихейство», вспомнить пифагорейцев, но мне, в общем то, книга и так понравилась. И она достаточно проста.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считаю все творчество Пелевина своеобразной игрой, писательство безусловно, талантливое, сочинительство увлекает и ведет читателя от первой до последней строчки. Это произведение не исключение. Читать легко, интересно и увлекательно. Естественно, после прочтения ничего кроме эмоций удовлетворения не остается, но ведь ради этого и читаем... Кто-то ищет у Пелевина какие-то философствования, кто-то экшн и фантасмагорические сюжеты, я же считаю, что его просто нужно читать ради эмоциональной разгрузки — смешно, весело, комично, саркастично. Вызывает и ностальгию по совку, и грусть, и еще массу всего, не нагружая мозги и давая самому выбирать куда и как думать. Пелевин это Пелевин.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась. Впервые прочитала только сейчас в 2015 г.

Наверное, если бы прочитала в 2003 г., впечатление было бы более ярким.

В целом интересно и психологически достоверно о том, как примета, в данном случае конкретное число, управляет жизнью человека.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх