fantlab ru

Алекс Савченко, Бёрт Дженнингс «Киберсайд»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.68
Оценок:
22
Моя оценка:
-

подробнее

,

Киберсайд

Cyberside

Роман, год

Аннотация:

Они прибыли сюда, чтобы начать жизнь с чистого листа. Но Система предъявила свои права на землю, на которой жили существа, извратившие ее код. И забрала назад то, что ей принадлежало. Чтобы теперь все сделать правильно. На периферии новой цифровой реальности наемник Молчун Джеймс Рейнольдс и Ведьма Матильда стремятся разгадать, как устроен искусственный интеллект в этом мире. Противники в прошлом, теперь они на одной стороне.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
В. Тишкин (1)

Киберсайд
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не особо увлекательный роман в декорациях виртуальности, который пытается быть интересным за счёт активно продвигаемого социального комментария о зелёной экологии, загрязнении планеты, вымирающем человечестве и эксплуатации наёмных работников правящим классом. Из книги легко можно сделать сайд-квест к какому-нибудь «Cyberpunk-2077», и в этом качестве она будет куда больше на своём месте.

Сюжет изображает из себя динамичность тем, что главные герои постоянно перемещаются из одной точки карты в другую, используя для этого поезда, машины и даже лошадей. Виртуальные лошади — надо признать, весьма внезапное решение, когда можно переходить из одного кластера памяти в другой по указателям, ну да ладно. Попутно персонажи ещё собирают лут в виде ключей доступа, пачками отстреливают мобов и глубокомысленно разговаривают о вечном.

Основная идея романа: выполни квест — получи награду, и этот сценарий повторяется минимум три с половиной раза, хоть он как бы и обставляется новыми декорациями. В наличии Дикий Запад, сколько-то мегаполисов и утрированный Эдем в виде мутировавших Гавайских островов.

Герои — не столько герои, сколько игровые персонажи: класс «молчун», класс «ведьма», прокачан ближний бой, прокачан дальний бой, буст на интеллект, буст на убой за владение артефактом класса «эпический», минус на ловкость, плюс на удачу. Воспринимать их как личности, чтобы проникнуться какими-нибудь чувствами, невозможно, это фигурки, которые движутся по карте; второстепенные персонажи — и подавно NPC с не очень разветвлёнными диалогами.

Оно, может, и неплохо, просто лично я вообще к РПГ равнодушна, так что весь квест никак не зацепил.

Мир странный, но не так сюрреалистично и притягательно-странный, как в каком-нибудь «Вирте», а бестолково-странный. Авторы пошли по пути идеи, что человечество потащит свою грязь за собой везде, но не стали почему-то никак обосновывать свою мысль для конкретного её воплощения.

Вот человечество достигло технологической сингулярности, переехало в цифровую форму и построило там полный аналог своей жизни на Земле с теми же физиологическими потребностями, экономическими моделями и классовой системой общества.

Хорошо. А зачем?

Нет, ну серьёзно; какова конечная цель полной кальки реального мира в виртуальном? Цифровой форме не нужна еда, так зачем эту еду делать обязательной? А сон? А путешествия на самолёте? А мешок за плечами с личными вещами?

Так много вопросов, ни одного ответа в тексте книги.

В «Диптауне», которому лет не сильно меньше, чем мне, виртуальность и изнанка её человеческого фактора выглядели куда убедительнее; на его фоне «Киберсайд», который вроде как свежее и должен что-нибудь развить и улучшить, выглядит вторично, блёкло и весьма тоскливо.

Вот лично у меня возникают вопросы к пост-людям, которые вместо того, чтобы свободно генерировать для себя контент согласно представлениям о прекрасном, потому что у них тут под рукой поля бесконечных размерностей, занимаются тем, что ходят на работу. В культовой «Матрице», чьи уши из текста периодически ощутимо торчат, было полноценное обоснование такому явлению — человечество не знало, что оно живёт в виртуальном мире. Их имитация работы была оправдана имитацией самой жизни.

Но здесь-то все об этом знают.

Так и чего?

Если довольно странное решение с ограничением памяти каждой цифровой копии я ещё могу понять, ну там, кризис производства ssd, аренда в дата-центрах дорогая, ещё что-нибудь, то вот цифровые фермеры, сознательно выращивающие цифровую картошку — это вне моей фантазии.

Единственное, что в лоре заинтересовало — идея подземелья, в которое превратился даркнет. Это хорошо, особенно про бродящих там невнятных теневых чудовищ без определённой цели в жизни, которые живут в темноте больше из любви к самому процессу, чем осмысленно.

И, право слово, до последнего ждала, что сейчас главный герой, чьи флешбеки о далёкой реальной жизни мы наблюдаем почти каждую главу, проснётся в офисе лицом в клавиатуру и скажет «ух ты, какой забористый сюжетец, схожу-ка к нашим сценаристам». Обычно такая концовка вызывает у меня глубокое раздражение, но тут она была бы сильно уместнее и, что главнее, позатыкала бы все логические дыры непродуманного лора, потому что не надо ждать от спящего геймдева слишком многого.

Лучше бы авторы и впрямь сделали игру, чем решили написать о ней. Как интерактивный контент, «Киберсайд» вполне мог бы взлететь, сценарий для этого вполне хороший вышел, в наличии и головоломки, и экшн, и разные пути прокачки персонажа, всё подвезли. Но это всё-таки игровой сценарий, а не книга.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: возможность легально прочитать абсолютную новинку; броское название; литературный опыт людей из игровой индустрии

В итоге: широкополая ковбойская шляпа, потертая кожаная куртка, верные револьверы на поясе, виртуальность. Кто это? Дайвер Стрелок из «Лабиринта отражений» Лукьяненко? Стрелок Роланд из «Тёмной башни» Кинга? Один из череды героев Ламура? Нет, это Молчун Джеймс, главный герой «Киберсайда». Молчун – это профессия. Аналог ведьмака, охотника за нечистью, в виртуальном мире Киберсайда, куда всем скопом безвозвратно эмигрировали все жители Земли, спасаясь от экологической катастрофы. В земном прошлом Джеймс – инженер-программист, один из создателей Киберсайда.

Нет правды на Земле, но нет её и в вирте. Человечество зачем-то перетащило с собой в новый дивный мир все свои проблемы. Неравенство, погоню за прибылью и даже работорговлю.

Сюжетообразующее, но от этого не менее странное допущение – у жителей Киберсайда ограниченный объём памяти. Буквально. Старые воспоминания вытесняются новыми.

Читаешь, как будто кино смотришь. И в кои то веки это не комплимент книге. Разнообразные локации (захолустный городок дикого Запада, утрированные Гавайи, башни Вавилона, жутковатая детская Небыляндия, ...) регулярно перемежаются флэшбеками о докиберсайдовской жизни. Знакомство с крутой напарницей-Ведьмой, старый друг, старый враг, NPC-репликанты, квест в духе «собери-их-всех». Квест превращается в социальный комментарий, бичующий пороки общества карьеризма и потребительства.

Писалось с очевидным прицелом на экранизацию. И также очевидно, что авторы держали в уме небывалый успех «Первому игроку приготовиться».

Несуразности. Карта Киберсайда зачем-то повторяет очертания США. Всё, вроде бы, предельно реалистично – надо пить, есть, спать; при падении с высоты разбиваешься; машина может не завестись и её можно починить; есть звуки и разнообразные запахи. Но при этом у Молчуна есть виртуальная сумка-инвентори, куда он может складывать и при необходимости доставать любые предметы, но держит он там почему-то только оружие.

География обширная и пытающаяся быть экзотичной, но какая-то схематичная.

***

Вторичный посткиберпанк, мигрировавший в сторону ЛитРПГ. Бодро может смотреться только на фоне мутного вала российских ЛитРПГ. Цикл Лукьяненко про Диптаун ярче и динамичней, несмотря на прошедшие четверть века с момента написания.

У ребят есть воображение, но они всё таки игроделы, а не писатели. А если и писатели, то начинающие. В качестве сценария игры ААА-класса вещь смотрится шикарно. В виде романа... простовато.

***

Масштабная концовка указывает на то, что продолжения не будет. То есть это самостоятельный, отдельный роман. А то на некоторых русскоязычных ресурсах указывают, что это первый роман цикла. Нет, это стэнд элон.

6(НЕПЛОХО)

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, написанная людьми, напрямую связанными с игровой индустрией и рекомендации в духе: Матрица+бесконечная история меня привлекли еще на английском.

И я бы дала свои ассоциации: это вестерн+Первому игроку приготовиться

На самом деле читала с удовольствием, несмотря на косяки.

Итак, сюжет: спасаясь от массового вымирания на земле люди переместили сознание на сервера в мир Киберсайда.

Главный герой — странник (в переводе почему-то Молчун) Джеймс, этакий охотник за головами и нечистью, вносящей в данные вирусы и пьющей память — этаких системных вампиров.

В погоне за особо изощренной вампиршей (в переводе ведьмой), он понимает, что система рушится, и ее надо спасать. А Матильда — та самая вампирша — ключ ко всему. Вот они и обьединяются...

Понравилось мне благодаря динамичности и интриге, а в масштабном финале поймала катарсис, как от выигранной игры! Да и герои очень легли на душу.

Идея тоже однозначно прослеживается: пороки человечества остаются с ним, куда бы раса не попыталась сбежать — в космос или виртреальность.

Но не купила книгу в бумаге, потому что как и в случае с Проклятой, перед нами скорее сценарий или наметки по игре. Так что жанр тут киберпанк с четким уклоном в ЛитРПГ: локации, квесты, набор скиллов, биг босс...

Много сюжетных ляпов, довольно схематичные описания как мест, так и характеров героев не дают присудить звание действительно хорошей книги.

И все же если вам нравятся игры, вестерны, или такие книги как Первому игроку приготовиться, Лабиринт отражений или Темная башня — дайте шанс! Эта книга на порядок слабее упомянутых, но тоже заслуживает внимания, имхо!

Instagram @olga.bookaddicted

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх