FantLab ru

Марго Гритт «Электрический балет»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Электрический балет

Рассказ, год

Аннотация:

Дивный новый мир наступает, не щадя никого. Дух времени не разделяет сущее на духовное и физическое, на искусство и технологию. Тот, кто в старом мире был аутсайдером, запросто может оказаться лидером в мире новом. Человек должен отбросить старые убеждения и принять новые, иначе в новом мире может оказаться на обочине.

Входит в:

— антологию «Аэлита/016», 2020 г.



Издания: ВСЕ (1)


Самиздат и фэнзины:

Аэлита/016
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Страшный рассказ, который я не сумел оценить.

Вроде бы страдания по балету, по искусству, которое стало никому не нужным. Совсем не моё, да и не верю. Не берусь назвать ни одного искусства, которое за тысячелетия человеческой истории стало ненужным. Менее популярным – да, камерным – да. Но ведь и переставшим быть попсой. Бросайтесь в меня тапками сколько хотите, но именно попсой был балет ещё пару столетий назад (а фраза «поехали к балеринкам» носится в умах и по сей день).

Если напомните исчезнувшее искусство, о котором я не знаю, буду благодарен, но не уверен, что найдётся такое.

Так что, рассказ – не моё, и местами я читал его по диагонали. Но… Но написано сильно и страшно. Читал по диагонали, а бросить не мог.

Вот такой вот рассказ. Читайте.

ЗЫ: Написал отзыв, но не выложил сразу. И вдруг понял, почему рассказ так страшен. Потому, что перекликается. Потому, что знаменитый русский балет — это не танцы радостных фей, это… Ну вот вам пример. Дочери (моей) было шесть лет. Конечно же «ах балет», ведём в балетную студию. Родители сидят и восторженно смотрят, как шестилетних детей бьют по ногам с унтер-офицерскими окриками «стой ровнее». После второго занятия мы спросили типа «как же так?». Ответ был «а как вы хотите?». «Так» мы не хотим. Понятно, что на третье занятие дочь не пошла.

Так вот – рассказ, видимо, про это.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал отзывы и задумался. Честно скажу, крепко задумался. Даже засомневался писать отзыв. Но потом решил, что это будет не правильно. Мнения всякие важны, мнения всякие нужны( почти цитата).

Наверное этот рассказ написан хорошо, но почему тогда так скучно и не интересно его читать. Для меня хорош тот стиль написания, который хорошо «заходит». А здесь я сто поцентов дам, что большинству обычных, таких как я, рядовых читателей он просто не понравится. И до конца его дочитают только потому, что он не велик по объму.

Дальше. А о чем рассказ? Нет ну вроде можно выделить какой-то смысл, но прихорошем раздумии я лично делаю однозначный вывод- пусто. И все эти проблемы будущего театра просто не интересны, даже хотя бы потому что большинство читателей просто далеки от театра. Прогноз автора имеет право на существование, но он странен. Хотя справедливости ради скажем, что на то и фантастика чтобы делать странные прогнозы.

Протезы. Здесь я просто не понял главную героиню. Что ей не нравиться? Откуда эти ничем не оправданные душевные метания? Да о таких протезах мечтают тысячи, которые будут счастливы их получить. Но наверное здесь просто смысл в том что о тысячах писать не интересно.

Наверное для этого сборника этот рассказ находка. Для большинства читателей врядли. А я не знаю к счастью или к сожалению отношусь именно к большинству. И поэтому этот рассказ у меня заносится в категорию- прочитал и забыл.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень многогранный рассказ, который, лично для меня, открылся только со второго прочтения. На первый взгляд, это история юной балерины, потерявшей ноги, ее внутренняя драма, преодоление и обновление (во всех смыслах). Перед нами открывается внутренний мир театра, такой привычный, что даже не сразу понимаешь, что перед нами, оказывается, научная фантастика! Дружба и вражда девочек, изуродованная танцовщица, которой ничего не светит, кроме как плясать в кордебалете (еще бы, с такими-то ногами!). Потом оказывается, что девочка вытянула «счастливый» билет и быть ей примой. «Гадкий утенок» должен преобразиться и обратиться лебедем... Вот только через всё повествование лейтмотивом проходит мрачная история Жизель, балет, главная героиня которого, выражаясь современным языком, живой мертвец, зомби... В итоге «волшебные» ноги не принесли их обладательнице счастья. Но отказаться от них она уже не сможет. Вот такой вот печальный финал.

Но эта лишь одна грань рассказа. А другая — тема гибели искусства под напором прогресса. Пресыщенные люди будущего потеряли интерес к классическому балету, да и вообще, к театру. Чтобы остаться на плаву, балету приходится измениться, по факту — практически потерять себя, превратиться в нечто странное и дикое (но модное).

Тут вставлю своё «имхо» — лично я вижу маловероятным такое развитие событий) Чем дальше идет технический прогресс, тем больше многих людей влечет к «экзотике» прошлого и всем ее проявлениям. Тем более, речь идет об искусстве. Например, сейчас огромный интерес к восьмидесятым, той музыке, культуре, видеоиграм. Даже фильмы снимают «под восьмидесятые», и критики просто фонтанируют радугой от счастья. Или, например, джаз? Он же не умер, ни в коем разе... А реконструкторы, множество групп, играющих свою музыку «под средневековье»? А на ибее за огромные деньги куча лотов всяческого «винтажа», и спрос есть, потому что это — экзотично, это ретро и всё такое...) А в ХХ веке и вовсе весь мир предрекал смерть театру, а сейчас, легко ли какому-нибудь бедному студенту купить билет в Большой?.. Или в какой-нить задрипанный театришко, но на распиаренный спектакль?

В будущем балет, описанный в рассказе, должен обрести второе рождение, и именно в том, первозданном виде... а может, и не должен, и это просто я воспринимаю это с нездоровым оптимизмом) Или, это случится потом, когда «киберкодебалет» поднадоест, и у зрителей начнется, наконец, тоска по «ретро» и мысли о том, что раньше было лучше...

По итогу — для меня это рассказ на твердую десятку, образный и прекрасный, к тому же, заставляющий задуматься. Спасибо автору!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, одна из основных задач, которые ставил перед собой Борис Долинго, начиная серию ежегодных сборников «Аэлита» — поиск «новых имен». Поэтому в сборниках нет рассказов «мэтров» и «полумэтров». На моей памяти, единственное исключение — рассказ Василия Головачева в каком-то из последних сборников. Но это — некая накладка из серии «хотели как лучше, а получилось как всегда» (с). Захотелось кому-то проявить инициативу и «внести свою лепту»... И дело не в качестве рассказа, а в общем подходе к составлению сборника.

Но к чему я пишу эту хрень? А к тому, что впервые увидел имя автора, открыв очередной рассказ, присланный на отбор в сборник. Худо-бедно, десять с лишним лет в конкурсно-отборочной каше варюсь, наверное, пара-тройка сотен авторов, как минимум, точно какой-то отклик в памяти вызовет. Ну а тут для меня — точно «новое имя».

Ну и как-то изначально настраиваешься, что рассказ будет, мягко выражаясь, не «топовый»... Хотя вдруг приятно удивит, и окажется вполне годным.

Но вот с данным рассказом случилась очень редкая история, он оказался не сносно написанным... а просто блестящим, потрясающим! Разумеется, это мое личное кривое ИМХО, ну так я же и свой, сугубо субъективный отзыв пишу.

Написан на высоком техническом уровне, очень хорошо поставленной рукой. Никакой шлифовки-политровки не нужно, по-моему, в нем ни одной буковки не подправил. Мастерская работа, ничего не скажешь.

Написано — очень резко, жестко, предельно эмоционально. Есть рассказы «холодные» — как льдышки, такие даже читать неприятно. Есть — комнатной температуры, ну таких большинство. Есть — 36,6, это рассказы — «теплые», человечные...

Ну а здесь — где-то под 39 температура, автор хорошо постарался.

Не люблю вдаваться в сюжет, что толку разбирать такие рассказы — их нужно ЧИТАТЬ. И, кстати, в предыдущем отзыв много правильных слов сказано, зачем те же мысли повторять. Пожалуй, тут есть только один момент, который хотелось бы отметить. Рассказ — не только о балеринах и театре. Кстати, что это тот еще гадюшник — вроде ни для кого не секрет. Подсыпать толченого стекла в пуанты сопернице — это же стандартная развлекуха...

Рассказ ведь не только об этом. А о том, что публика — а это мы с вами — тоже отнюдь не всегда белоснежно-пушистая. И «деформация в головах» у балерин — это во многом отражение мыслей и чувств сидящих в зале. А так получается, что нам подавай блюдо покруче и пожестче... обычные белые лебедятки нам уже приелись, нас этим не пронять. Даешь жесть!!!

И чтобы закончить. Лично для меня, пожалуй, это лучший рассказ в сборнике. Ради одного такого рассказа и не жалко времени, потраченного, чтобы перелопатить несколько сотен рассказов. Оно того стоит... :-))

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная история. Можно даже сказать, что написано по классическим канонам: сюжет выстроен вокруг конфликта морали и технологий.

Безудержный и хаотично развивающийся технический прогресс затрагивает все стороны нашей жизни. Даже если речь идёт о чём-то возвышенном, о такой тонкой вещи как балет. Нейросети, роботизация вторгаются в искусство и делают это как само собой разумеющееся. Процесс неумолим. Ограниченные физические возможности, которые во все времена считались недостатком, в новом мире не играют такого уж большого значения. Их можно попросту не замечать, ведя полноценную жизнь. А где-то они могут оказаться даже преимуществом, выводящим человека на пьедестал.

Впрочем, так ли беззащитны и неуклюжи сами люди? По определению считается, что люди искусства — утончённые натуры, ранимые. Однако в этом произведении балерины вовсе не такие белые и пушистые. Цинизм — неизменный атрибут профессиональной деформации.

Рассказ свеж и наводит на интересные и глубокие размышления.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх