FantLab ru

Александр Колпаков «Гриада»

Гриада

Роман, год

Перевод на немецкий: R. Berger (Griada), 1959 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 17

 Рейтинг
Средняя оценка:6.24
Голосов:131
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


После аварии при посадке опытный звездолетчик опаздывает в звездную экспедицию. Однажды он узнает о внеочередном испытательном полете новейшей гравитонной ракеты. Ему удается уговорить руководителя испытаний взять его пилотом. Полет оказался очень продолжительным...

Примечание:


Первая публикация: А. Колпаков. Гриада. Н.Ф. повесть/ газ. «Пионерская правда», 1959, №№ 75-104 (18 сентября — 29 октября)// рис. Л. Смехова

Отрывок из романа под заглавием «Собратья по разуму» опубликован в «Что читать», 1959, № 6 (с. 8-9).

Сокращенный вариант романа под заглавием «Колумбы неведомых миров» опубликован в журнале «Дон», 1960, №№ 7-10 /рис. П. Садкова/;

- также: Отрывок из произведения с иллюстрацией опубликован в журнале «Наука и жизнь» 1960г., №11, с. 40.

Входит в:

— журнал «Наука и жизнь № 11, 1960», 1960 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 257

Активный словарный запас: средний (2919 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Гриада
1960 г.
Гриада
2011 г.
Гриада
2013 г.
Гриада
2015 г.

Периодика:

Газета
1959 г.
Наука и жизнь № 11, 1960
1960 г.

Издания на иностранных языках:

Die Trommel
1959 г.
(немецкий)
Griáda
1962 г.
(словацкий)
Griada
1962 г.
(французский)
Космос, 1963, №3
1963 г.
(болгарский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  31  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2012 г.

Как то уж очень не повезло Александру Лаврентьевичу. Сначала его бомбили корифеи 60х (тут они ничем не отличались от критиков «во френчах» 50х годов), потом какие то мутные истории то ли с плагиатом, то ли не с плагиатом. До сих пор не могу найти списанные «целые страницы» у Толстого и Уэллса. То выясняли Мегалов он или не Мегалов (публикация кажется в НСНМ). Теперь вот какого то гриадного крокодила учредили... Гриада — обычный экшн, в литературе., где экшн был табу. Хороший приключенческий боевик на фантастическую тематику. Разве был он ненужен (скоро договорятся до того что вреден), тогдашним мальчишкам? Да, — нет в нем глубины Туманности, нет адаптированной к современности социологии будущего Стругацких, нет фонтана идей Альтова, или мягкой лиричности Можейки. А юному читателю так ли они были нужны в 12-14 лет? К примеру шедевр детского приключенческого кино «Неуловимые мстители» полон глупостей и ляпов — однако никому в голову не приходят претензии по этому поводу.

Нет, воля ваша, что то не то с этим романом. Скорее всего Гриада стала жертвой какой то литературной войнушки.

Оценка: 9
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2010 г.

Эта книга была первой... Точнее, не книга, а публикация в «Пионерской правде», до сих пор, хотя полвека прошло, помню, как ждал каждый следующий номер газеты. Это было какое-то окно из привычного мира в мир будущего, заполненного чудесами техники и множеством приключений. Люди, летающие с помощью антигравитационных дисков на груди — это было потрясающе! («Ариэль» был прочитан намного позже). А уж пришельцы из другой метагалактики вообще раздвигали границы мира чуть ли не до бесконечности! И я заболел фантастикой, как оказалось — навсегда.

Поэтому мне безразличны споры о плагиате, о художественной ценности, «Гриада» навсегда останется для меня вот таким, широко распахнутым окном в будущее. Александру Колпакову за это — низкий поклон!

Оценка: 8
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2010 г.

«Гриада» — это очередная моя «ночная» книга. Мне было лет 8-9 (и было это году так в 85) и я проводил выходные у бабушки. Набегавшись за день на улице с друзьями, и чего-то наскоро перекусив на ужин, я занялся своим любимым делом — начал разгребать стопки старых иллюстрированных журналов и книг на многочисленных антресолях. Вот там я и натолкнулся на «Гриаду». И не мог оторваться от чтения до утра. Изначально заинтриговав таинственным названием и многообещающими иллюстрациями, книга не разочаровала. Головокружительные картины бесконечного космоса, немыслимо динамичные (по тем временам и на тот разум) приключения, близкая мне-октябренку идеология книги. Ох как это было здорово! Потом книга отправилась на свое место на антресоли, где, возможно, лежит до сих пор. Перечитывать ее сейчас я явно не рискну, и оценку ставлю исключительно субъективную, с очень сильной оглядкой на меня октябренка.

Оценка: 7
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2011 г.

К прочтению романа (счастливо раздобытого где-то в дебрях Букиниста или типа того) я подошел уже будучи «фантастоедом» со стажем — уже лет 8, с первого класса, читал. Обратить внимание на книгу заставило предисловие к «Фантастике-86», где была такая строчка «... и недоброй памяти «Гриаду» Колпакова...» Естественно, дух нонконформизма и подросткового бунтарства заставил её раздобыть и прочитать. ну что же, по сравнению с современной (роману) Советской фантастикой — это был залихватский боевик. И не сильно перегруженный идеологией, кстати.

у меня сложилось стойкое ощущение, что примерно 57.5% издаваемых ныне МТА (и не-очень-уже-МТА:фигле-две-книжки-уже-вышли!) и в подмётки не годятся незаслуженно забытому Колпакову.

А если Вы мне скажете: ну, то что сейчас издают говно, не повод восторгаться говном старым, я отвечу: Колпаков был один, а сейчас их — сотни (если не тысячи)! И если уж на стописят говнокнижек приходится хоть по два слова одобрения — то что же буджет, если эти одобрения да на одного автора и собрать?:shuffle:

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 сентября 2010 г.

Когда мне году этак в 64 выдали в районной библиотеке этот роман, за моими плечами уже был десяток прочитанных фантастических книг, так что я понимал, какую чушь я читаю. С тех пор запала в память фраза: «Рёв погибающих познавателей заглушил грохот атомных взрывов». Каждый раз, встречаясь с глупостью несусветной, я вспоминаю этот рёв.

Оценка: 2
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2014 г.

Это не отзыв, а результаты небольшого поиска в сети, так что все последующие минусы вполне оправданы.

Как известно, разоблачение «плагиатора» Колпакова началось со статьи продвинутого восьмиклассника Юры Романова «ТЕМА КОСМИЧЕСКАЯ, А ПРОСТУПОК — УЧЕНИЧЕСКИЙ»//Комс. правда (М.). — 1961. — 8 февр. — № 33 (10973). — С. 4.

Немного покопавшись, наткнулся на статью Романова Александра Юрьевича «Гриада, Гриада, Гриада моя...» http://fantlab.ru/work172123 http://samlib.ru/r/romanow_a_j/ard.shtml

Интересно, это просто однофамильцы, или пинать Колпакова (давно покойника) — это наследственное?

Оценка: нет
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2014 г.

Прочитал «Гриаду» лет в 12. Примерно в то же время прочитал «Туманность Андромеды» Ефремова, «Страну Багровых Туч» Стругацких и «Маггеланово облако» Лема. И в то время вынес для себя однозначное решение: среди космической фантастики Колпаков на первом месте, хотя И. Ефремова всегда считал и считаю первым русским фантастом еще с 1-го класса школы, когда прочитал его рассказы и «На краю Ойкумены». Сейчас мнение, конечно, несколько изменилось не в пользу Колпакова.

Что касается его «плагиата», то пусть сторонники этой версии предъявят доказательства — сплагиаченные страницы — и тогда я смогу определить, так это или нет. Пока что я придерживаюсь версии, что после выхода «Гриады» Колпаков стал писателем-фантастом № 2 после Ефремова и с того времени против него началась травля конкурентов (не будем называть имен, чтобы не раздражать сектантов, они хорошо известны»). Как писались письма от имени пионеров, рабочих и колхозниц хорошо известно. Тот, кто знаком с газетной кухней советских времен знает, что все это фабриковалась или в недрах редакций, либо заинтересованными лицами со стороны, имеющими с редакциями близкие контакты третьего рода. В конкурентной борьбе применялись самые неприглядные методы со всех конкурирующих сторон.

Что касается самого романа, то безусловно, это «литературный памятник» советской фантастики конца 50-х -- начала 60-х годов, сыгравший значительную и положительную роль хотя бы в увлечении детей того времени, да и позже НФ, как разновидностью жанра. Всем любителям русской фантастики читать обязательно и лишь потом выносить свое мнение.

Оценка: нет
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июля 2013 г.

Я впервые прочитал «Гриаду» в «Пионерской Правде» в 13 лет. С тех пор много воды утекло. Давно не читаю фантастику но до сих пор почти наизусть помню два романа о космосе: «Туманность Андромеды» и «Гриаду». Огромное спасибо Ефремову и Колпакову. Я физик и могу «раскритиковать» любой фантастический опус, но фантастика и наука разные вещи ... а именно фантастики в «Гриаде» больше чем в любой другой книге. Откуда же взялось «предвзятое» отношение к «Гриаде»? Почитайте интервью Альтова http://www.altshuller.ru/interview/interview10.asp Когда мне рассказали про эту историю я не поверил. Мне показалось что это некая конспирологическая теория. Но прочитав рассказанное самим Альтовым я обалдел. «Писатель» Альтов фактически выступил в качестве иуды. Он подготовил неких безликих (без имени и фамилии) Павликов Морозовых настучавших донос на Колпакова. А были ли эти «мальчики» или альтов и был тем самым «мальчиком» теперь неизвестно. Поступок достойный Иуды. Можно сказать что, независимо от гадостного поступка альтова, нехорошо «заимствовать». Конечно не хорошо. Но в оправдание Колпакова надо сказать что все заимствования не имеют никакого значения для его фантазии. Это просто не существенно. Но давайте спросим «критиков» только ли Колпаков занимался заимствованием? В произведениях самих критиков при желании можно найти множество «цельнотянутых» идей. И каждый раз они говорят что «их» заимствования» не существенны. Но вот вам один шокирующий пример. Как то мне попалась в руки книжка С. Гансовского «Шаги в неизвестное». Там просто «передрана» идея «Новейшего ускорителя» Г. Уэлса, не говоря уже о сценах. И ничего ... никто из обличителей «Гриады» этого «не заметил» :)) Наверное «ворон ворону глаз не выклюнет» ... :)) Все эти окололитературные разборки чрезвычайно противны. Хочется закончить на оптимистической ноте. «Гриада» как и «Туманность Андромеды» явились этапами в фантастике. Смелый полёт их фантазии дал толчок многим юным умам и можно только приветствовать переиздание «Гриады» незаслуженно оболганной нечистоплотными деятелями типа альтова. Будем верить что она придёт на смену теперешнему мутному потоку тупого и унылого чтива заполнившего «рынок» и будет способствовать возрождению настоящей фантастики. Спасибо Колпакову и Ефремову за их замечательную фантазию. :))

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2013 г.

«Гриада» до сих пор остается той редкой книгой, о которой говорят, спорят, и вспоминают с большой теплотой. Для меня она была еще одной из первых книг, которые, как потом оказалось, вполне вписываются в категорию «космоопер». Впервые прочел роман более 50 лет назад, это была совершенно растрепанная книга с вываливающимися страницами, с затертым картоном обложки. Чувствовалось, что книжка прошла через сотни рук и была зачитана почти до дыр, а потому «жить» ей оставалось совсем мало. Поскольку мне ее дали почитать «на вечер», утром я с сожалением вернул эту пачку страниц владельцу такого сокровища, а после школы с увлечением стал пересказывать сюжет романа своим друзьям. Потом перечитал еще пару раз, все равно было интересно. Сейчас книга занимает свое почетное место на книжной полке, рядом с другими любимыми в детстве книжками. Иногда беру в руки, смотрю иллюстрации. Книга продолжает жить.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2011 г.

Наш «гриадный крокодил» потому и был «Гриадным», что ничего хуже этого творения мы, которым было по 12-14 лет, и вообразить не могли: рядом с ней Ефремов выглядел многократным Сервантесом. За Колпаковым кто-то стоял, но, видимо, недолго: столкнуть его с положения «Первого фантаста» (в противовес Ефремову) сумели по сути дела дети. С этим связана история того, как ДДК, присуждавший «гриадного крокодила», вступил в контакт с Г. С. Альтовым, — за которым уж точно никто не стоял, но об этом Альтов сам рассказывает (см. его заметки об антипремии «Гриадный крокодил»). Мы даже не сразу распознали плагиат, хотя потом, конечно, убедились.

Может, кому-то в начальных классах школы это и нравилось. Но в 12 лет мы над этим шедевром в голос ржали.

...А ведь незадолго до того нам в школе добрая учительница по «Пионерской правде» этот маразм читала. Никто не понимал, что это плагиат (не знали), но что это хуже, чем Жюль Верн — понимали даже второклашки.

Дети все-таки были умней взрослых.

Оценки сему творению быть не может: слишком многие после него до конца жизни слышать не могли (и не могут) слова «фантастика».

Теперь, впрочем, оценки поменялись на полярные. Но дела это не меняет.

PS Регулярно звучат требования предъявить те страницы, на которых плагиат, и показать — откуда он. Предъявляем. Ответом ВСЕГДА бывает громко сопящее молчание.

Оценка: 1
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2011 г.

Как ещё каких-то пятьдесят лет назад все советские фантасты были уверены в скорейшем наступлении коммунизма на всём земном шаре! Ни у кого даже сомнений не возникало в том, что, в итоге, примеру Советского Союза последуют все государства мира и это автоматически приведет к небывалому социальному благополучию и удивительному прогрессу во всех областях знаний. Так и в романе Александра Колпакова в двадцать втором веке на Земле уже не осталось отдельных государств и все нации мира признали учение Маркса-Энгельса-Ленина самым правильным и справедливым. Люди уже начали семимильными шагами осваивать Солнечную систему: сажать яблони на Марсе, строить города на Луне, сооружать грандиозные энергостанции на Меркурии и стартовые площадки для фотонных ракет на Плутоне. Первые межзвездные экспедиции успели облететь окрестности нашей системы и вернуться, оставив свои следы на пыльных тропинках далеких планет. Далее лететь было уже затруднительно, так как путешествие продлилось бы слишком большой срок — на пути дальнейших исследований нашей галактики непреодолимой стеной стал барьер скорости света, который не могли превзойти фотонные ракеты. Но нет таких барьеров, какие бы не пытался взять пытливый человеческий разум — стремление долететь до самого края звезд помогло появиться на свет проекту межзвездного корабля совершенно нового класса — гравитонной ракеты, которая теоретически должна была разогнаться гораздо быстрее скорости света. Автор проекта академик Петр Михайлович Самойлов получил разрешение на постройку двухместного экспериментального корабля для выяснения принципиальной возможности превышения скорости света. Испытывать своё детище Самойлов решил собственноручно, взяв вторым членом экипажа пилота, им стал опытнейший пилот-межзвездник Виктор Андреев. Для создания «Урании» (так назвали ракету) были мобилизованы ресурсы всей Солнечной системы и вскоре она была построена и стартовала с Луны. Целью была выбрана планетная система, находящаяся на заведомо недостижимом для фотонных ракет расстоянии в 30 тысяч световых лет — около центра галактики. По неким расчетам Самойлова там обязательно должна была быть землеподобная планета с разумной жизнью.

История межзвездной одиссеи академика Самойлова и пилота Андреева получилась у автора весьма динамичной и увлекательной. От самого старта «Урании» и до завершения всей экспедиции экипаж звездолета подстерегали различные опасности, ему предстояло пройти множество испытаний и преодолеть уйму препятствий. Единственное, что как-то тормозит темп повествования — это наукообразные лекции на тему законов мироздания и устройства Вселенной. Само содержание «лекций» не может вызвать ничего кроме улыбки, но, для космических приключений, написанных в середине двадцатого века, это совершенно не критично. Более того, Колпаков ведь писал даже не НФ, а космооперу, жанр гораздо более снисходительный к точности научных фактов. За отход от шаблона НФ в сторону сугубо развлекательного «буржуазного» жанра книгу и начали преследовать, впоследствии добавив небезосновательные обвинения в плагиате. Хотя при опубликовании подобного текста сейчас автор, скорее всего, получил бы статус постмодерниста, а плагиат был бы назван раскавыченными цитатами, так как автор не копировал целиком сюжет чужих произведений, а ограничился включением в собственный текст слегка переиначенных кусков текста другого автора, не играющих практически никакой сюжетообразующей роли. На мой взгляд, Колпакову удалось создать весьма оригинальный роман с нетипичными для советской фантастики взглядами на развитие общества. В официальных источниках того времени существовало мнение, что любое общество, проходя по лестнице социальной эволюции, рано или поздно в своём развитии должно было достичь самого прогрессивного из всех возможных общественных устройств — коммунизма. Другой порядок выглядел просто невероятным, даже технический прогресс был напрямую связан с прогрессом социальным. Любое развитое общество шло к процветанию исключительно путем построения коммунизма и объединения всех стран планеты под мудрым управлением трудящихся. И тут, вдруг, эта казавшаяся такой неоспоримой теория, получила мощный пинок от какого-то писателишки-фантаста. Ведь он посмел показать общество, достигшее несравнимо более высокого уровня, чем земное, но построенное на принципах угнетения широких рабочих масс. Тот строй, который путешественники обнаружили на Гриаде, не имел ничего общего не только с коммунизмом, но даже и с социализмом, и выглядел махровой технократической диктатурой, где безраздельная власть принадлежала небольшой части населения в руках которой были сосредоточены все технические знания. Работать полагалось двум расам (?): грианоидам, занимавшимся подводными разработками полезных ископаемых и заготовкой продуктов питания из даров моря, и эробсам, специализирующимся на работе в космосе и на других планетах. Что те, что другие получали лишь необходимый для работы минимум знаний и были, по сути, бесправным большинством, обреченным до самой смерти обеспечивать потребности правящего меньшинства. Власть, как и знания, на Гриаде принадлежала Хранителям Знаний, которых так же называли Познавателями. Не смотря на фактически рабовладельческий строй они достигли определенных высот в деле благоустройства собственной планеты и освоении ближнего космоса. Более того, прогрессивным землянам, оказывается, есть чему у них поучиться. И хотя, словно спохватившись, автор впоследствии рассказывает, что часть знаний аборигенам передали метагалактиане, но ведь многого то они достигли сами, без всякой инопланетной помощи. Образ же метагалактиан играет в книге роль концентрата коммунистической утопии, распространившейся не просто на отдельной планете или в звездной системе, а охватившей целую метагалактику — вселенную с иными пространственно-временными законами, видимо параллельную нашей.

Фантазии автора можно позавидовать, хотя местами она начинает бить через край, рождая несколько парадоксальные умозаключения. Да и различных ляпов в тексте предостаточно, особенно их много в начале, хотя, возможно, я просто пропустил большую их часть, увлекшись перепитиями сюжета. Так, например, какие такие наблюдения помогли предсказать Самойлову наличие обитаемой планеты на расстоянии 30 тыс. световых лет от Земли? Или мелодичный гул стратопланов за облаками, описываемый в первых главах книги — это какой же грохот они издают, если их гул слышен из-за облаков? Какой немыслимой мощностью должна обладать гравитонная ракета, чтобы при старте вызвать обрушение части лунных гор и изменение орбиты Луны? На Земле при старте «Урании» в океанах поднялась десятиметровая приливная волна, которая (о, чудо!) не причинила никаких разрушений. И всё это от запуска с Луны (!) двухместной, хотя и немаленькой, ракеты! Только вот я совершенно не могу понять, а зачем было при взлете развивать столь немыслимую мощность, разве меньшего усилия не хватило бы для отрыва звездолета от лунной поверхности и преодоления её притяжения? Веселит чудо земной миниатюризации — «портативная электронная вычислительная машина размером с саквояж». Уже на Гриаде черезвычайно порадовал способ получения синтетической пищи — когда для искусственного фотосинтеза при получении из кислорода и углекислого газа сотни различных углеводородов применяют радиоактивные излучения. Как же гриадское общество не загнулось в рекордно короткие сроки при систематическом употреблении внутрь радиоактивной пищи? Поражает необычайная наивность Познавателей, которые уже более 50-ти лет не были в поселениях грианоиднов под водой, во всём полагаясь на метисов-полугрианоидов и камеры слежения. Но это, если честно мелочи, ничуть не портящие общей невероятной атмосферы, рожденной верой в безграничные возможности человеческого разума и в его превосходство над Природой: «Мне не достаточно только познать мир. Я хочу ещё и померяться с ним силами».

Итог: вполне приятное космическое приключение, которое даже спустя полвека нескучно читать. Никак не могу согласиться с тем, что это худшее фантастическое произведение тех лет. На мой взгляд оно вполне стоит того, чтобы скоротать за его чтением несколько вечеров. Рекомендую любителям старой советской фантастики — это же редчайший представитель советской космооперы.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2013 г.

При всех своих недостатках (а их, на самом деле, не так уж и много!), для меня этот роман стал поворотным в жизни — именно он открыл для меня фантастику больше 30 лет назад, именно его наивные научные экзерсисы пробудили во мне интерес к астрономии и космологии, а потом и к фундаментальной физике...

Именно за это я ставлю 10 баллов — тому самому томику 60-го года издания, реально зачитанного до дыр, но до сих пор стоящего на моей книжной полке — он был первым!

И пусть он незаслуженно забыт сейчас, пусть наивен, пусть «плагиат» — для меня он был ПЕРВЫМ!

Большое спасибо и светлая память автору!

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2010 г.

Самый известный казус с фантастической литературой в СССР. Такого плагиата она ещё не знала. Уэллс и Толстой был переписан, аж целыми страницами. После разразившегося скандала, человек пропал и больше не написал ни одного романа.

Оценка: 1
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2011 г.

Роман «Гриада», написанный Колпаковым в 1959 году, известен не столько художественными достоинствами, сколько громким делом о плагиате и многочисленными прямыми заимствованиями (сегодня бы сказали копипастами) из Толстого и Уэллса. Если откреститься от этого, то роман читается легко, это такая классическая советская научная фантастика периода зарождения у нас этого жанра; XXIII век, коммунизм во всём мире, столицы коммуничестических полушарий Москва и Нью-Йорк, последователи Ленина запускают мегаракету, пилот и учёный находят в космосе другую цивилизацию, где рабочий класс не ещё не победил своих угнетателей — и помогают совершить революцию. Бодро, с флагом, с песней, с морем научных отсылок и техники. Читать, конечно, смешно. А Колпакова жаль: если бы плагиат обнаружили до издания 215000-ного тиража, его литературная судьба могла сложиться более удачно...

Оценка: 4
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2012 г.

«Гриаду» я прочитал запоем, будучи ещё школьником. Это была первая советская космическая опера. Ещё был «Марс пробуждается» К. Волкова. Его обвинили в подражании Берроузу, хотя это был больше Марс «Аэлиты» А. Толстого. В то время принималась только твердая нф. Свободный полёт мечты критиковался. Я подробно изучил историю обвинения Колпакова в плагиате. Это сделала группа школьников — пионеров ДДТ , вдохновленная писателем-изобретателем Генрихом Альтовым (Альтшуллером), эта же группа утвердила антипремию «Гриадного крокодила». (Подробно об этом я написал в отзыве на антипремию «Гриадный крокодил» и книгу Емцева и Парнова «Падение сверхновой»). «Гриадного крокодила» получили даже таким талантливым писателям, как Емцев и Парнов. Несмотря на все обвинения, А. Колпаков остался в истории советской нф, как пионер советской космооперы.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх