fantlab ru

Михаил Таневич «Жестяная кружка молока с медом и полынью»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.86
Оценок:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Жестяная кружка молока с медом и полынью

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «21-я фантЛабораторная работа»

Входит в:




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной рассказ на тему виртуальных миров, в которых происходят события, на первый взгляд кажущиеся реальностью. Пусть тема на сегодняшний день уже достаточно избитая, но рассказ интересен другим.

Окопная проза (а рассказ, по большей части, написан именно в этом жанре) — жанр довольно тяжёлый. Тяжёлый в эмоциональном плане, поскольку это всегда боль, грязь, кровь и натуралистичность. С этими деталями автор справляется достаточно хорошо, попутно разбавляя повествование фантастическими элементами. Это и стопоход, и Механическая Луна, и загадочные Кристаллы: вкрапление этих элементов погружает читателя в альтернативный мир Первой мировой войны.

Недостатки у рассказа тоже есть и они, к сожалению, очень мешают наслаждаться действием. Перегруженность текста излишними описаниями и не всегда уместными метафорами тормозят чтение. Автору кажется, что если добавлять больше сочных словосочетаний, то от этого у произведения появится стиль. Но количество метафор — это не показатель стиля. Важна их уместностью и умеренность в употреблении.

Таким образом, перед нами фантастический рассказ, с уже много раз обыгранным сюжетом, но очень яркими и увлекательными описаниями. Хочется пожелать автору поработать над стилем и тогда даже банальный сюжет заиграет яркими красками. Потенциал у автора явно есть.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема, если как следует покопаться, где-то рядом. То ли в заглавной кружке (вкусовой якорь, помогающий сохранять самосознание в игре), то ли в КиберКосмосе, как территории для освоения человечеством? Читателю сложно определиться.

Написано смачно и реалистично, фантастика просачивается в стилизацию фронтовой прозы дозированно, но неотвратимо, как расцвеченный газ в яму с Отто и ГГ.

Тайна раскрывается ближе к финалу, хотя отголосками её слышно и раньше – например, нарочитые анахронизмы в юморе и внутреннем монологе Ганса. Завершающий финт из альтистории в киберпанк получился резким и не совсем понятным. Что потребовала от ГГ жадная Корпорация?

Достоверность значительная, ибо мотив ГГ убедителен, сам он живой и какой-то почти родной. И присущий ему Отто тоже. Остальные персонажи даны пунктиром и штрихами в виде усов и т.д., но от ботов обычно большего и не требуется.

А вот чудо неяркое, тревожное и оставляющее после себя заглавное послевкусие сладковатой горечи. Недоброе чудо, нерадостное…

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немцы воюют с французами. Окопная тактика плюс огромные роботы работающие на каких-то кристалах. Первые 7 страниц сплошная бойня и мечты о теплой койке лазарета. Честно сказать я слегка утомился. Вроде воюет он, а устал я. Плюс параллельно боец попивает молоко с мёдом и полынью. Этот прикол я так до конца и не понял: что значит вкусовой якорь?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Развязка, как правильно заметил DeathMage в духе Матрицы.

В целом, извините, меня не зацепило и не погрузило..

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В мои планы не входило получать пулю в голову».

Хорошее начало. Динамичное и сразу цепляет. И вообще весь рассказ таким вышел — бойким. Поменьше бы ему только философствований и трёпа, ну да ладно: надо же чем-то боевые сцены разбавлять. Но даже простые описания вышли нескучными — цитаты:

1) «Я же осматриваюсь — окоп, как дохлая и выпотрошенная змея, которую вскрыли ножом, вытащили внутренности, поломали кости, и они выпирают, поддерживая шкуру-доски».

2) «Госпиталь кипит, как уха на костре».

Больше всего меня впечатлил Стопоход — местный «мех»:

1) «Стопоход — это рыцарь войны, выше них только аэропланы под Механической Луной, которая не светит», «Он важно несет пузо-цистерну из бронепластин с широкими заклепками, по бокам вращаются ребра, к которым на шарнирах приделаны ноги-ходули», «Четыре ноги с большими стопами».

2) «Бронированный и горячий, словно самовар, очередная веха индустриализации, гениальная мысль в науке убийства».

3) «Если смерть имеет олицетворения фрау, высокой, крючконосой, то она обожала бы эту машину».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но слезу со Стопохода и вернусь к сюжету.

Начало — хорошее, середина — отличная, а вот сцена в госпитале затянута. Но вот уже самый-самый финал — диалог с Отто — интересный. Однако, если бы не было перевертыша в стиле «Матрицы», рассказ от этого хуже бы не стал. Всё-таки мне редко попадаются истории про альтернативную Первую Мировую Войну, а вот рассказов, где мир не то, чем кажется, немало. Но есть такие вещи, за которые я всегда плюсую, например, за эротику. Тут эротики нет, зато есть игра и большой робот.

Кстати, если оценивать рассказ, как компьютерную игру, то за Картинку — за Графику — я бы поставил пять баллов по пятибальной шкале. Кое-где текстурки плохо подгружаются, но это мелочи.

Вспомнилась одна игра про альтернативную Первую Мировую. «Necrovision». И на роботе там тоже дают покататься. Пойду, что ли, переиграю.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: Игра — бессмысленная и беспощадная. Темы конкурса нет.

Очень длинное вступление.. Все эти бои, сражения.. Зачем там много?

Много лишних слов. Например, «уборочной метлы» — как будто есть неуборочная.

Что значит фраза: «Если смерть имеет олицетворения фрау»?

Во второй половине рассказа автор перешел «с немецкого» на украинский: «наближается», «пересмешку», «Я цепляюсь за очередными солдатами». Стесняюсь спросить: это баг или фича?

Финальный диалог тоже представляет загадку:

— я Мортимор!

— Мортимер, наш сервер...

То ли подколка, то ли раздвоение..

Кажется, рассказ писался ради названия. Что тогда не на немецком?

Zinnkrug Milch mit Honig und Wermut! Краса!

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ — яркая, вырвиглазная иллюстрация того, что я видеть в конкурсной литературе не хочу. Но тем не менее, вижу всегда. Я не против грязи, жижи и выпотрошенных кишок, не против свинца и горечи. Я вообще не робкая кисейная барышня, меня пытаться шокировать натурализмом — пустое дело. Но есть одно важное «но»: это все работает, когда есть во всём этом толика души. Когда это натурализм, а не имитация. Понимаете, когда вместо настоящей крови нам предлагают пересоленную водичку с пищевым красителем — это очень раздражает. Конечно, оно, может, и приём: всё же у нас тут ориентиром служит не окопная проза, а кат-сцены из военных шутеров. И вся эта искусственность, может, и даёт нам ощутить разницу между происходящим в рассказе и жизнью, не даёт поверить. Но если это приём, то исполнен он весьма безыскусно. О степени этой безыскусности может говорить цитата, которую хочется препарировать и рассказать, почему именно она не работает:

«Я же осматриваюсь — окоп, как дохлая и выпотрошенная змея, которую вскрыли ножом, вытащили внутренности, поломали кости, и они выпирают, поддерживая шкуру-доски»

И для чего такая громоздкая, перегруженная словесная конструкция? Она ни ясной картинки не даёт, ни возможности восхититься: ах, как ёмко и точно. Какие еще кости у змеи? Позвонки? Так имеются ввиду же явно реберные кости — поломанные — которые и могут поддерживать шкуру, вовсе непохожую на доски, кстати говоря. Вскрыли ножом — это важно, чем именно вскрыли? Если нет, зачем уточнять? Для пущей псевдохудожественности еще бы написали, что вскрыли змею эту (непременно) грязными когтями или заржавленным (ну а каким еще) лезвием. Если хотелось показать, как в окопе грязно, то зачем написано, что внутренности у змеи вытащили? Выходит, в окопе чисто и пусто, да? Словом, здесь хотелось сделать красиво, сложно, изысканно, но вышло смешно и грубо. И надо заметить, что весь рассказ написан именно так, в каждом абзаце автору хочется блеснуть, и у него ой, как не получается, хотя можно и обойтись без всех этих кунштюков. Да, будет немного суховато, но пусть лучше так. Зато читать это можно, не отвлекаясь на то, чтоб концептуализировать эти языковые недотыкомки.

Что же касается идеи, то она просто не самая интересная, чтоб ради неё преодолевать этих потрошенных змей. Возможно, будь это написано с меньшим желанием показать всё лучшее (спорно, что лучшее) сразу, то мне было бы интереснее. А так я просто ждала, чем же это всё закончится, будет ли хотя бы неожиданный сюжетный выверт. Иногда твист может и спасти, хоть это и весьма топорный приём для привлечения читательского внимания. Но выверта не вышло, уже на фразе про «записанные диалоги» в самом начале я поняла, о чем это все.

Что же до эволюции, то тут она есть. Видимо, имеется ввиду эволюция войн, теперь они в виртуальности идут, а люди без войны не могут чувствовать себя полноценными людьми. Но где здесь сверхкомплектные звенья этой эволюции? Потерялись.

Короче, загружайтесь с последнего чек-пойнта, you died.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх