fantlab ru

Эмиль Эркманн, Александр Шатриан «Гюг Волк»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.75
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

,

Гюг Волк

Hugues-le-loup

Повесть, год

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «The Man-Wolf: And Other Horrors», 1978 г.




Издания на иностранных языках:

The Man-Wolf And Other Horrors
1978 г.
(английский)
Best Tales Of Terror Of Erckmann-Chatrian
1981 г.
(английский)
Contes fantastiques complets
1987 г.
(французский)
The Invisible Eye
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гюг-Волк» — ещё один роман из собрания издателя Петра Сойкина 1915-го года. Если в прошлый раз я процитировал В. Брюсова, то теперь пришел черед другого серьезного мрачноватого парня из той же эпохи, который был, правда, чуть помоложе Валерия Яковлевича, и являлся представителем иной языковой культуры — автора, чье творчество до блеска и всесторонне отполировано на настоящем сайте -конечно же, я о Говарде Филипсе Лавкрафте. «Соавторство Эркмана-Шатриана обогатило французскую литературу многими сверхъестественными чудесами типа «Man-Wolf», в котором передаваемое по наследству проклятие вырабатывает себя до конца в традиционном готическом замке. Соавторы с потрясающей силой живописали жуткую атмосферу полуночи, хотя и держали за правило объяснять все естественными причинами или научными чудесами; поэтому несколько коротких сюжетов содержат больше ужаса, чем «Невидимый глаз», в котором злая старая карга плетет полночное колдовство, заставляя всех жильцов некоей комнаты в трактире по очереди вешаться на потолочной балке. «Ухо совы» и «Смертельные воды» полны тьмы и тайны. Во втором есть знакомый огромный паук, часто используемый авторами литературы о сверхъестественном..» Да, так вот, этот самый «Man-Wolf», упомянутый Лавкрафтом в начале тирады , и есть сойкинский «Гюг -Волк».

Канун рождества 18... года. Старинный замок Нидек близ Фрайбурга. Припадочный старый граф, уже готовый отправиться в могилу, его нелюдимая дочь, давшая обет безбрачия, и множество слуг. Наконец, башня Гюга, возведенная еще во времена Карла Великого, где одноименный военачальник селился со своими рейтарами и телохранителями, высматривая с верхотуры проезжих купцов с тугими кошельками. Люди в венгерских сапогах до колен, мохнатых медвежьих шапках, с охотничьими ножами за поясами... Думаю, музыкант Ричи Блэкмор, тяготеющий к старинному немецкому фолку и замкам, не отказался бы очутиться в том месте и в то время с мандолиной в одной руке, и со своей Кэндис наперевес — в другой. В годовщину памятного события, в тесном кругу при свете костра лунной ночи, где поджаривается нога косули и доброе вино льется ручьем из бездонных бочек, а карлик-горбун прислуживает постояльцам, сыграть гостям какой нибудь «Memmingen», «Durch den Wald zum Bachhaus» или «Past Time with Good Company «...

«Если дьявол создал жажду, то, наверное, вино создал Господь...».Потихоньку становится ясна манера авторского дуэта Эркмана и Шатриана. Хитро прищурившись, они берут пыльную хронику: значит так, Гюг фон Нидек, первый из рода, женился в 832 году на Гедвиге фон Лютцельбург, которая принесла ему в приданое графства Гиросани, Верхний Барр, и др. Остаётся добавить сюда суеверные легенды, выдав их за настоящие, протянув нить до наших дней. Смешанная «волчья кровь», наказание потомкам, атмосферные пейзажи и случайный рассказчик -вот и готова история... По сути, как и в «Доме лесничего» особых ужасов я не увидел (хотя, не исключаю того, что анонимный переводчик Сойкина многое пригладил под собственный вкус, дабы не допустить излишнего непотребства вниманию публики своего заслуженного издателя). Также догадываюсь, что именно эта вещь планировалась к невышедшему изданию у микротиражника, о котором я вспоминал в прошлом отзыве на Эркмана-Шатриана (поскольку название давнишнего сборника так и анонсировалось — «Человек-Волк»).

Итого: вновь Эмиль Эркман и Александр Шатриан будто бы оставили самое «ужасное» за кадром, выдвинув на первый план исторические корни происходящего. Однако, проникнемся атмосферой старинных замков. Тех самых, куда ведет лес, покрытый инеем, а холодный ветер колышет окаменевшие деревья. Тех, где тяжелые занавеси скрывают готические окна, освещаемые бледным сиянием ламп. С лабиринтом коридоров и настенными факелами, кроватями с медвежьими шкурами вместо одеял, тяжёлыми сводами со свинцовыми оконницами, и ..хищными птицами с вееробразными хвостами, кружащими вокруг башен...Холодные комнаты, где вам не даст спать до утра яростный лай охотничьих собак снаружи, отзывающихся на неизвестного постороннего, приближающегося к стенам замка... Вот ради частицы таких ощущений и стоит вспоминать эти рассказы.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх