FantLab ru

Гильермо дель Торо, Чак Хоган «Штамм. Закат»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Голосов:
224
Моя оценка:
-

подробнее

,

Штамм. Закат

The Fall

Роман, год; цикл «Штамм»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

...В аэропорту Нью-Йорка совершает посадку трансатлантический лайнер с мертвыми пассажирами. В дальнейшем пассажиры оживают, только это уже не люди, а исчадия ада, беспощадные вампиры... Так начинается первая книга трилогии «Штамм». Во второй книге — «Закат» — кровожадный и кровососущий вирус в человеческом обличье распространяется уже по всей планете. Царь-вампир — Владыка — готов истребить человеческую расу. Противостоят ему по-прежнему старый профессор Авраам Сетракян, эпидемиолог Эфраим Гудуэдер, врач Нора Мартинес и крысолов Василий Фет. Новая книга полна еще большего ужаса: кажется, что мир людей действительно стоит на краю гибели. Но Сетракян и Гудуэдер понимают: есть вещи куда более страшные, чем смерть...

Входит в:

— цикл «Штамм»


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Мистика и хоррор года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Штамм. Закат
2011 г.
Штамм. Книга 2. Закат
2015 г.
Штамм. Книга 2. Закат
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Fall
2010 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я впервые услышал о трилогии «Штамм», то был рад и несказанно удивлен:

1. Во-первых, это еще до сих пор не читанные мною произведения вампирской тематики, где виновники торжества вовсе не гламурные Эдварды из сумеречной саги, а почти канонические кровососущие машины для убийств. Страшные, быстрые, смертоносные. Вообщем, как раз такие, какими я их и люблю.

2. Во-вторых, авторами внезапно значится Гильермо дель Торо, небезызвестный талантливый кинорежиссер, лауреат премии «Оскар», и Чак Хоган, писатель нуарных детективов, лауреат премии Дэшила Хэммета. Два мастера объединили здесь свои усилия для дерзкого обновления вампирской темы, на основе которой в июле 2014 года состоялась премьера американского телевизионного сериала.

До экранной версии я пока так и не добрался, а вот с первой книгой ознакомится уже успел. И если без спойлеров, то «Закат» — это полноценное продолжение оригинала без особых качественных изменений. С теми же самыми плюсами и с теми же коварными минусами. Сюжет в трилогии идет сквозной и на этот раз неплохо представлен в издательской аннотации:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«В аэропорту Нью-Йорка совершает посадку трансатлантический лайнер с мертвыми пассажирами. В дальнейшем пассажиры оживают, только это уже не люди, а исчадия ада, беспощадные вампиры... Так начинается первая книга трилогии «Штамм». Во второй книге — «Закат» — кровожадный и кровососущий вирус в человеческом обличье распространяется уже по всей планете. Царь-вампир — Владыка — готов истребить человеческую расу. Противостоят ему по-прежнему старый профессор Авраам Сетракян, эпидемиолог Эфраим Гудуэдер, врач Нора Мартинес и крысолов Василий Фет. Новая книга полна еще большего ужаса: кажется, что мир людей действительно стоит на краю гибели. Но Сетракян и Гудуэдер понимают: есть вещи куда более страшные, чем смерть»

И если по прочтении аннотация вызвала у вас прямые ассоциации с не самым лучшим комиксом золотой эпохи, где разношерстная команда «наших» бьется против Абсолютного Зла, то вы во многом правы. По сути «Закат», как раз об этом, т.е. у нас:

- есть команда «не таких, как все» персонажей, представленная скорее набором характеристик, чем полноценными личностями

(т.е. в наличии лучший врач, лучший штурмовик, лучший разведчик и хранитель архива);

- есть угроза вселенского масштаба со стороны древних кровососов и Темного Властелина, которым и будут противостоять главные герои;

- естественно, есть старые счёты «нашего» главного и «ихнего» Темного Властелина;

- и есть эпичная заруба под самый занавес, где не будет ярко выраженного победителя, но стороны конфликта в очередной раз пообещают, что в следующий раз уж точно наваляют друг другу по самое небалуй.

В этом плане все более-менее стандартно и идет строго по шаблонам комиксов золотой эпохи. Проблема только в том, что перед нами не далеко не графический роман и большинство сопутствующих ему фишек здесь попросту не работает. Красивую картинку сюда не добавишь, план зрелищный не поставишь, а карикатурность, которой очерчивают характеры комиксных персонажей, в формате книги смотрится в лучшем случае спорно, если не сказать нелепо и неуместно. Из-за этой гротескности большинство реплик и поступков персонажей выглядят насквозь вторичными, а манера речи тысячелетнего лорда вампиров отчего-то сильно смахивает на меланхоличные размышления Альтрона из последней экранизации Мстителей.

Ну, и как последний гвоздь, тема вампиров также оказалась не особо раскрыта. Вместо полноценного мясного ужастика с кучей пугающих сцен нам представили какой-то скучный боевичок класса «Б», где все самые зрелищные сцены пришлось выпилить в угоду крошечного бюджета и недовольных инвесторов. Атмосфера гибнущего мира также воссоздана слабо, но зато по сравнению с первой книгой персонажи начали заметно набирать вес личностного плана. Здесь и расширение истории Фета, и внезапные откровения Сетракяна и даже полноценная сюжетная линия за Темного Лорда. За это вообще отдельный плюс. Также понравилась история происхождения местного вампирского улья. А вот слухи о могущественном артефакте, с которым у людей вскоре появится призрачная возможность победить, выглядят скорее, как полноценный рояль, нежели оригинальная авторская задумка. Но это все пока на уровне догадок.

Итог же этого противостояния мы сможем узнать только в следующей книге.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман трилогии «Штамм» оказался неожиданным разочарованием. Обещавшая густой саспенс первая половина книги внезапно сменялась безыскусным лихорадочным мочиловом упырей. От одного из своих любимейших кинорежиссёров я ждал большего. В «Закате», на мой взгляд, Дель Торо и Хоган провели некоторую работу над ошибками, в результате чего продолжение читается интереснее своего предшественника.

Нет, золотое правило сиквелов «тех же щей, да погуще влей» никуда не делось — тут действительно в разы больше кровищи, стригоев и стычек с ними, чем в первой части. Даже размах увеличился, среди мест, в которых происходит действие романа, появилась Международная Космическая Станция. Однако, введение в сюжет древнего фолианта Occido Lumen позволяет авторам сделать то, что они обещали с самого начала, а именно, рассказать о происхождении вампиров с новой точки зрения. Впрочем, читателя этой самой точкой пока лишь просто подразнили и раскрывать её будут в завершающем томе. Приятно порадовали некоторые сюжетные повороты, а кинематографичность порой зашкаливает, хоть сразу бери, да снимай сериал на подобии «Ходячих мертвецов». Также авторы нащупали для своей истории более подходящий темпоритм, она выдержано в едином стиле от начала до конца, а криптоистория, ужасы и боевик, по сравнению с «Началом», в ней сочетаются более гармонично.

Тем не менее, как бы обложка издания не обещала чтение не для слабонервных, по прежнему не чувствуешь ни вовлеченности в происходящее, ни атмосферы ужаса и безысходности. Чак Хоган не зря является обладателем премии им. Дэшилла Хэммета — «Штамм» представляет собой, можно сказать, хоррор-вариант крутого детектива, и главное в нём не саспенс, а крошилово вампиров с шашкой наголо. То есть, да, это по-прежнему не более, чем беллетристика, стилистически недалеко ушедшая от бульварного романа, но написанная лихо и интересно.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что сказать — вторая часть не чета первой. Эффект новизны в образах вампиров, естественно, потерял свой блеск. Лично у меня возникло ощущение некой затянутости сюжета. Более того, вампиры выглядят то сверх существами, то их словно насекомых кромсают чуть ли не столовыми предметами . Сказочно все. Драйва почти нет. Древнии вообще как то не прописаны толком и их смерть от действий Владыки выглядит по меньшей мере плохо продуманной — очень уж легко с ними все покончено. В общем дочитал вторую часть до завершения без энтузиазма. Третью часть пока не стал читать. Ну и ладно. Автор слаб.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала уже до середины книги и не понимаю, неужели люди не смотрят из окон, неужели никто совсем никто не мог записать видео на мобильник: вампиры, можно сказать, в открытую по ночам выходят, а находятся еще люди, масса людей, господибожемой, которые НЕ В КУРСЕ, что в городе появились настоящие монстры. В общем, спустя несколько ночей активности вампиров, удивление таких незнающих персонажей (как будто ни с кем не общаются, не смотрят в окна, и вообще смотрят только канал новости по ТВ, где вещают им на уши лапшу), в общем, блаженность таких персонажей на черт знает уже какую по счету ночь- выглядит неестественно.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Боевик пришел на смену ужастику: что люди, что вампиры превратились в расходный кроваво-мясной материал. Пугающих сцен нет, эмоционально цепляющих – мало (запомнилась лишь моральная дилемма Норы), атмосфера гибнущего мира воссоздана слабо. Количество второстепенных персонажей-одноэпизодников сократилось в разы, зато появились сцены, написанные от лица Главного Вампира. Приоткрыта тайна происхождения вампирятника, а биография Сетракяна дополнилась новыми, постлагерными, фактами. Просто удивительно, почему все, что произошло, не случилось раньше: настолько не равны шансы. После прочтения первого романа мне казалось, что авторы будут последовательно претворять принцип «меньше мистицизма, больше реализма», но тут неожиданно всплыл Могущественный Артефакт, с помощью которого у людей появилась призрачная возможность победить. Жаль, что на русском цикл так и не доиздали: все-таки интересно, чем авторы завершили дело и, главное, была ли во всем произошедшем какая-то, так сказать, мораль.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга о нашествии вампиров. Более-менее динамичная. Власть Верховного Вампира достигает апогея, но герои не сдаются и продолжают борьбу.

При этом в книге присутствует достаточное количество идиотизма как со стороны госорганов, упорно не желающих по воле автора ничего видеть, так и со стороны самих героев.

Так что на один раз, да и то потому, что куплена

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга оставила почти те же впечатления, что и первая, но чуть лучше. Жанр сразу понятен и не меняется, есть парочка неожиданных моментов. Однако с мотивацией персонажей в некоторых местах явные проблемы — не понятно почему и как они принимают такие судьбоносные решения. Это не сильно беспокоит (на фоне всеобщего пофигизма вокруг них), но все таки сценарное принуждение ощущается.

Ну и в конце автор зачем-то один миф, заменил на другой. В итоге все запутал и сверху засыпал намеками и совершенно нелогичными методами борьбы. Даже начинаешь теряться, что же на самом деле автор хотел всем этим сказать?

Но будем читать дальше. Может станет понятнее, чьи тут тапки.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение нашумевшего ужастика от Гильермо вышло лишь 2 года спустя а не как обещали -через год. Вчитываясь и заново вспоминая старых персонажей, стало заметно, что в сюжете у Гильермо появилось больше экшна и трэша, повлиявших отнюдь не в лучшую сторону на качественные характеристики романа. Персонажи у автора выполняют роли каких-то функций и не вызывают никаких эмоций, даже сцена

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с превращением целого автобуса слепых детей в охотников
почти никак меня не затронула. Единственное ,что меня заинтриговало, так это история возникновения вампиров и нить связанная с профессором Авраамом Сетракяном, преследовавшим жестокого нациста Айххорста из концлагеря Треблинка,где все родные Авраама погибли и финальная трагическая сцена с ним. Видно что автор все более превращает роман в сценарий (изначально Дель Торо так и планировал -написать сценарий и продать его какой-нибудь студии,но после многочисленных отказов решил выпустить роман разделенный на три части)к готовящемуся к съемкам одноименному телесериалу,займется которым канал FX, кот. обещает по накалу экшна и треша превзойти идущий сейчас фаворит сезона Ходячие мертвецы. Концовка у второй части получилась мрачной и депрессивной, Гильермо решил
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
устроить небольшой мировой=) апокалипсис

В целом если бы не такая разница в релизах, то роман можно было бы прочитать за пару вечеров, получив от него немало удовольствия ,а так, теперь только через год придется вновь вспоминать события предыдущей части и ставить оценку на балл ниже)(вполне возможно к тому времени как раз выйдут первые серии сериала)).

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохое продолжение хорошего боевика о вампирах. В первой книге была интересная история о Сарду, но потом всё разбивалось на небольшие эпизоды из жизни людей, столкнувшихся с опасностью стригоев и действие провисало. Но в конце концов благодаря хорошему стилю и высокой читаемости складывалась в описание борьбы нескольких людей во главе с новым профессором, вместо Ван Хельсинга им оказался Сетракян. Вторая книга радует появлением древней книги, несущей проклятие окружающим людям, но дающей ответ на вопрос: как победить в этой уже почти проигранной войне, где Владыке помогают могущественные и богатые люди ? Главный минус чрезмерное количество страниц отданных под переживания Эфа, Зака и Норы, иногда складывается ощущение, что читаешь сценарий к какому-нибудь российскому сериалу о любви, слёзах и т.д и действие теряет прежнюю активность и насыщенность событиями. Третья часть должна завершить эту историю написанную очень привлекательно для современного читателя, выросшего на американских боевиках и ужастиках. Надеюсь всё будет так же лихо и интересно и главное завершится логично.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда на прилавке книжного магазина я увидел первую книгу трилогии, то возникли сомнения в целесообразности покупки, все-таки вампирская тема уже сильно изъезженна и сказать в этом жанре что-то новое мне казалось невозможно. Но каково было мое удивление после бессоной ночи проведенной над книгой. Это конечно не «Дракула», где каждая строчка сквозит драматизмом и жизнью. Это настоящее «попсовое» произведение, но произведение сильное, интересное и ,что самое главное, захватювающее.Сейчас,отложив второй томик, от которого опять же не смог оторваться пока не прочитал полностью, я перевел дух и с нетерпением жду финальной части трилогии.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мда,вторая книга вышла слегка хуже первой.Возможно на это ещё и повлиял такой перевод.Но всёравно конечно прочитал с интересом.К сожалению наверное третьей книги так и не дождёмся.Она вроде как вышла,но перевода нет.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я уже и не рассчитывал прочитать. Продолжение вампирской трилогии «Штамм» было обещано еще в 2010-м. Ждать пришлось лишний год, даже чуть больше, но главное — дуэт Дель Торо-Хоган не разочаровал. По-хорошему к авторам есть только одна серьезная претензия. Не стоило цельную историю дробить на три части, а выпуск их растягивать на годы. Сделано это, очевидно, из коммерческих соображений, но вернее всего так можно растерять аудиторию. Таким образом, у романа «Штамм:Закат» главная проблема — незавершенность. Это середина трилогии, проще говоря, история без начала и конца. Не читавшим «Штамм:Начало» браться за 2-ю книгу смысла нет. Зато те, кому понравилось «Начало», в накладе не останутся.

В качестве рекламного слогана на обложке поместили высказывание Стивена Кинга. Очень уместно. Именно так увлекательно, динамично и психологически убедительно писал Кинг в лучшие свои годы, и я охотно верю, что «Штамм» ему действительно понравился. Реплика «короля ужасов» обещает что-то до жути пугающее, но не надо понимать его слова очень буквально. Дель Торо и Хоган не чураются сцен насилия, но в то же время понимают: иногда недосказанность действует сильнее, чем реки крови. В этой связи глава «Междугородный автобус», написанная через восприятие слепых, меня просто восхитила.

Гильермо дель Торо — прежде всего режиссер, и «Штамм» написан очень кинематографично. Однако герои этой эпопеи — Эф, Нора, Сетракян — хоть и пытаются спасать мир, совсем не супермены, как в какой-нибудь «Обители зла». Это живые люди, сомневающиеся, с неустроенной личной жизнью, иногда слабые и делающие ошибки. Тем интереснее их противостояние с вампирским Владыкой, которое в «Закате» только начинается. С нетерпением буду ждать завершение трилогии, это должно быть что-то грандиозное.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх