FantLab ru

Гарри Гаррисон, Том Шиппи «Молот и Крест»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Голосов:
925
Моя оценка:
-

подробнее

Молот и Крест

The Hammer and the Cross

Другие названия: Путь Короля

Цикл

Аннотация:

Гарри Гаррисон и Джон Холм создали серию романов, действие которых происходит в 9-ом столетии нашей эры. Различные религии: христанство, ислам и северное язычество, их соприкосновение и разногласия, вот основа этих романов. Огромная работа, проведенная авторами по изучению той эпохи создают у читателя уверенность в происходящем, в правдоподобности событий. Интересно, что ни одна из религий не одобрена авторами. Возникает неразбериха, вызванная абсолютно различными убеждениями персонажей. Гаррисон и Холм изобрели мир богатый на волнения, интриги и приключения. Персонажи кажутся реальными, их чувства также важны, как и их дела.

Примечание:

Внимание! Четвёртой части цикла «Император и молот» на самом деле не существует. Это Азбука решила третью книгу «Король и император» разбить на две по каким-то своим соображениям. Первая половина — «Король и император», вторая (ставшая якобы четвёртой в цикле) — «Император и молот». В дальнейшем по тому же пути пошло издательство «Эксмо» при перепечатке этих книг в серии «Знак Единорога».

Джон Холм — псевдоним Тома Шиппи, известного филолога и автора лучших книг о Толкине.


Содержание цикла:

8.23 (1123)
-
37 отз.
8.30 (898)
-
15 отз.
8.10 (824)
-
14 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Сайдвайз / Sidewise Awards, 1996 // Лучшее произведение крупной формы

Похожие произведения:

 

 


Король и император
1997 г.
Крест и король
1997 г.
Молот и крест
1997 г.
Император и молот
1998 г.
Император и молот
1999 г.
Король и Император
1999 г.
Крест и Король
1999 г.
Молот и Крест
1999 г.
Король и Император
2001 г.
Крест и Король
2001 г.
Молот и крест
2001 г.
Крест и Король
2004 г.
Молот и крест
2004 г.
Крест и Король
2005 г.
Молот и крест
2005 г.
Молот и крест
2005 г.
Король и император
2006 г.
Король и император
2006 г.
Крест и король
2006 г.
Путь Короля. Том 1
2007 г.
Путь Короля. Том 2
2007 г.
Путь Короля. Том 1
2009 г.
Путь Короля. Том 1
2009 г.
Путь Короля. Том 2
2009 г.
Король и Император
2015 г.
Крест и Король
2015 г.
Молот и Крест
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2015 г.

Трилогия «Путь короля» рисует перед мысленным взором читателя эпическое полотно нелегкого жизненного пути Шефа Сигвардссона, норвежца по отцу, англичанина по матери, христианина по рождению, язычника по убеждению, пытливого изобретателя и искусного полководца. Место действия — вся средневековая Европа от берегов туманного Альбиона до заснеженных фьордов Норвегии, от германских земель до вечного Рима и пиренейского полуострова. Многообразие стран и народов сочетается со всем спектром основных религий Запада — христианство, уже разделившееся на католичество и православие, скандинавское язычество и родившееся в его недрах учение Пути, а также иудаизм и ислам.

Атмосфера произведения соответствует описываемым историческим реалиям — жестокость и насилие мыслятся нормой, миром правят религиозные суеверия и ожидания близящегося конца света. Авторы провели глубокую историческую и лингвистическую работу, в тексте часто встречаются слова и выражения на староанглийском, древненорвежском и латыни. Кто такой хеймнар, по каким правилам проводится хольмганг, что такое вапнатак и какой секрет бережно оберегают от посторонних сифонисты — это и многое-многое другое вы узнаете в процессе чтения цикла.

Фантастического в романах не так уж много, вся трансцендентная составляющая цикла подается через призму сновидений главного героя, в материальном мире боги не проявляют себя, а влияние на персонажей мистических артефактов, типа Святого Грааля и Копья Судьбы можно объяснить самовнушением. В качестве вымышленных существ авторы предлагают нам лишь одну из разновидностей снежного человека, который теоретически может существовать в реальном мире. Магия, как таковая, в этом мире отсутствует, в общем, перед нами — один из вариантов альтернативной реальности мира в котором мы существуем.

Что касается действующих лиц, то авторы не утруждают себя подробными портретными описаниями, тем не менее ряд персонажей можно назвать живыми и интересными, хотя и тех, кто не выходит за рамки функций, хватает. Процесс становления главного героя показан достоверно, психологизм в разумных пределах также присутствует. На протяжении всего цикла герои меняются, каждое значительное событие неизбежно отражается на их характере, поведении и психологической устойчивости. Крайне неудачны образы женских персонажей, которые не производят впечатление личностей, а являются ретрансляторами житейского мировоззрения авторов и не более того.

Общий уровень динамики довольно высок и снижается лишь в начале заключительной книги цикла, правда к финалу авторы исправляют положение. Радует разнообразие батальных сцен, как глобальных, так и камерных. Сражения происходят как на суше так и на море, герои не только атакуют, но и защищаются, выдерживают осады. Враги предстают не примитивными мальчиками для битья, а грозными противниками, которые постоянно прогрессируют и повышают уровень сложности своего прохождения до близкого к невозможному. Ко всему еще хочется отметить большое число антагонистов главного героя — буквально на любой вкус и цвет, что удовлетворит даже взыскательного читателя.

В литературном плане данный цикл, по моему мнению, стал предтечей «Песни льда и огня» Дж. Мартина, выступил в качестве первой ласточки современной традиции фэнтези. Что касается философской компоненты романов, то здесь необходимо вспомнить М. Булгакова с его «Мастером и Маргаритой», а стремление срывать покровы и дать собственную трактовку событиям, послужившим отправной точкой рождения христианской религии, отсылает нас к «Коду да Винчи» Д. Брауна. Общее стремление к историчности и проработке деталей, глобальная политика и религиозные конфликты средневековой Европы позволяют говорить о духовном родстве трилогии Гаррисона с «Сагой о Рейневане» А. Сапковского, хотя это условное сравнение, жанры все-таки несколько разные.

Сложно сказать кто был реальным историческим прототипом главного героя «Пути короля», возможно, авторы планировали ввести в реальное историческое полотно полностью вымышленного персонажа, тем не менее явные исторические параллели с государственными деятелями других эпох нашей истории просто напрашиваются. Двойственное происхождение, личное участие в боевых действиях, отказ от житейского счастья во имя высшей цели, потребительское отношение к своему окружению, объединение христиан и язычников, ликвидация финансовой кабалы простого народа, невероятный взлет промышленности, множество новых, опережающих время изобретений, постоянная война на два фронта, поиск тайного знания в среде нетрадиционных культов и владение Копьем Судьбы, ощущение себя орудием Провидения неизбежно роднят Шефа Сигвардссона с основателем германского Третьего Рейха.

Внешнее сходство, использование новаторских методов ведения боевых действий, неоднократные победы над крестоносцами и борьба против церковной гегемонии заставляют нас искать сходство Шефа с лидером чешских таборитов Яном Жижкой. В заключительном романе трилогии Шеф наиболее явно принимает на себя роль деконструктора христианского Мифа, тем интереснее попытка авторов провести зримую параллель между его судьбой и миссией Иисуса Христа, причем не той, которая нам известна по Священному Писанию, а созданной воображением авторов в рамках анализируемой трилогии.

Каждая книга цикла хороша по-своему, чтение неизменно увлекательно и способно удерживать внимание читателя на всем своем протяжении. Каждый может найти в трилогии что-то свое — кому-то будет интересно следить за технологическим прогрессом, кто-то будет увлечен насыщенными сражениями, поиском сокровищ и легендарных артефактов, а иные постараются вникнуть в религиозно-философскую составляющую романов, чтобы принять точку зрения авторов или наоборот найти аргументы для обоснованных возражений. Эти произведения можно рекомендовать всем любителям качественного исторического фэнтези, которые обладают незашоренным сознанием, не акцентируют свое внимание на мелких фактических неточностях и способны разглядеть за отдельными неприглядными деревьями роскошный и величественный лес.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 августа 2009 г.

Благодаря очень лестным отзывам о цикле «Путь короля» я решил заняться его чтением и ни на секунду не пожалел об этом.

Каждая из трех книг рассказывает свою историю и место действия в каждой свое.В первой книге описывается время вторжений викингов на территорию Англии,изобилующее кровавыми подробностями, без которых трудно представить эту историю в полной мере.Во второй книге место действия перемещается на территорию Севера — Норвегию, Данию, Швецию и даже Финляндию.Прекрасные описания природы и местной фауны добавляют истории красоты и легкости чтения.В третьей книге герои оказываютя на Средиземноморье, которое в то время было ареной схватки могущественных сил.Основной причиной конфликта была религия,именно она толкала тысячи людей на смерть.

Религия — основная составляющая для всех трех книг.Авторам удалось в цикле связать вместе все, существующие на тот момент религиозные течения того времени.Плюс ко всему еще и тайные ордены,о которых мало, что известно.Священные реликвии христиан,на поиски которых были брошены огромные силы.С большими подробностями представлена религия викингов.Уделено внимание и набиравшему тогда силу мусульманству.

В книге достаточно много сражений и просто схваток.Причем велись они с помощью разнообразных приспособлений,которые придумывались по ходу повествования.Борьба ведется,как на суше так и на море.

С большими подробностями описывается жизнь викингов и их нравы.Многие из них предстают вполне нормальными людьми, хотя хватает настоящих садистов и извращенцев.Кстати,это не только о викингах, но и касательно всех действующих лиц трилогии.

Это самый лучший цикл, который я прочитал!:super:Всем кто любит историю,особенно 9 — 10 век,обязательно к прочтению.В этих книгах достаточно самой неожиданной информации о возникновении структур, которые знает каждый человек.Например, возникновение — инквизиции.Завидую, тем у кого чтение этого цикла еще впереди.Это единственная книга, которую я собираюсь перечитать через несколько лет.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 сентября 2013 г.

Видимо впечатлили европейцев на века эти рыжебородые варвары, раз возвращаются без конца к этой теме писатели. Чем взяли не пойму, но может для сонной Европы, замершей в раннем Средневековье после крушения Рима, гиперактивные ребята с топорами и такими же буйно-стихийными богами стали настоящим потрясением, таким, что страх, перемешанный с восхищением, передался через поколения. Хотя есть и более простое объяснение — благодатная тема для приключенческих романов, плюс Голливуд-создали некий штамп, от которого теперь не избавиться вовек.

В этом плане «Молот и крест» собрал все стандартные представления о викингах и их временах: вечный страх перед варварами-язычниками, запредельная жестокость и тоска по минувшим временам расцвета. Добавить к этому не менее стандартные представления о Средневековье: крестовые походы, застенки инквизиции, фанатики всех мастей, кровавые войны, нищета и забитость, колокольный звон, костры из книг, святые реликвии, жадные до золота рыцари. Ничего не забыла?

И все вместе: еще не ночь, но Сумерки, время перед наступлением полной Темноты, когда за Свет будет принят костер, на котором сжигают еретиков. И, естественно, ожидаешь, что будет полный набор: набеги, морские походы, яростные схватки с обязательными топорами, северные льды, камни и туманы, а также замученные философы и ученые, кровавые побоища, грязь и полутьма. И тот, кто ждет именно этого, разочарован не будет. Но он, может быть, будет приятно удивлен, что этими обязательными атрибутами романов о викингах и Средневековье дело не ограничится.

Возьмем, хотя бы, главного героя Шефа Сигвардсона, ставшего Королем не потому, что жаждал власти и прокладывал путь к трону огнем и мечом, но исключительно за ум, смелость и находчивость, а также милосердие — почти изъян у его сородичей-викингов. И все! Больше ничего не надо: история пошла по совсем другому пути. Язычники и христиане нашли общий язык, Темные времена не наступили, Костры не запылали, а научно-техническая революция наступила почти на тысячелетие раньше!

Это, с моей точки зрения, лучшая находка цикла. Не масштабные сражения, не отголоски мифов и легенд, не поиски артефактов, и даже не противостояние мировых религий. Простенькая мысль о том, что знание, милосердие и терпимость ведут к процветанию.

И все это можно отнести к удаче: сочетание привычных и обязательных атрибутов с яркими героями, масштабным действием и гуманистической идеей. Но есть и явная неудача: отсутствие баланса между этими составляющими успеха. Неровное действие, когда события наслаиваются друг на друга, перемежаются с эпизодами, когда ничего не происходит, длинные мистические вставки, которых с каждой частью становится все больше и отсутствие логики в некоторых эпизодах, как будто отдельные куски в спешке сшивали между собой. К сожалению, это породило общую неровность всего цикла: отличный первый роман, крепкий второй и откровенно вымученный последний. И не в первый раз с Гаррисоном такая ситуация: имеет он слабость «выжимать» из темы все соки, пока она сама не умрет от истощения.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2008 г.

Величественная эпопея, посвященная альтернативному варианту истории Европы ІХ-Х веков. Эпоха викингов довольно часто оказывалась в центре внимания разных авторов, но ни в одной книге, которую я читал, она не описана столь исторически грамотно, правдиво и интересно. В своих описаниях авторы бывают жесткими до жестокости, но таковы были реалии той эпохи, того мира, против которого и выступил главный герой. Блестяще показаны противостояние христианства и язычества, борьба за гегемонию в Европе Германской и Византийской империй. При этом на глобальном фоне отнюдь не теряются судьбы отдельных людей, и в первую очередь, главного героя. Образ Шефа — человека, изменившего судьбу всей Европы и сделавшего этот жестокий мир чуть более человечным, вообще получился на редкость удачным. Да и среди второстепенных персонажей очень много ярких и запоминающихся. В эпопее очень удачно и со знанием дела показаны батальные сцены. В развитие событий удачно вплетены философские размышления и мистические моменты. Авторы умело объединили скандинавскую мифологию и христианские легенды Средневековья. В итоге получилось прекрасное произведение, которое произвело на меня сильное впечатление.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2012 г.

Великолепный исторический роман в антураже фэнтези.Среди исторических циклов по величию он стоит для меня вровень с «Троей«Геммелла.Ничего лучше про викингов не было и не будет написано.Как замечательно сработали в соавторстве Том Шиппи и Гарри Гаррисон.От первого исторические данные о жизни северян средневековья,их обычаи,традиции,от второго сочный,живой язык повествования.В этом цикле затрагиваются очень важные религиозные аспекты того времени-борьбу язычества с христианством.Язычники по сравнению с христианской церквью просто ангелочки.Пытки,издевательства,жестокость,которую применяли церковники невозможно описать.Также хочется отметить насколько хорошо описаны схватки и сражения,так завораживающе это мог описать только Гаррисон. Большой респект авторам этого цикла за их титанический труд.Скажу честно такие книги большая редкость.Супер!

Рекомендация:очень высокая

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2008 г.

Лучшее историческое фэнтези которое прочел за последнее время. Отличный язык и сюжет.Книги проглатываются на едином дыхании.

Интересный взгляд на мировые религии, и пути становления наций. Удачное применение реальных изобретений в почти реальном мире.

Иногда ловишь себя на мысли . что не так уж много Гаррисон придумал.Точнее не придумал а скомпоновал в одно время и место.

Очень неожиданно для автора Стальной крысы.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2016 г.

Очень сильна вещь!

Колорит описанного мира — на 10. Мрачная, дикая северо-средневековая атмосфера, жестокие люди, дикие нравы и обычаи описаны с пугающей откровенностью. Однако, эту вещь нельзя назвать «Дарк Фэнтези», потому что Гаррисон пишет реалистично. Скорее стиль описания — жёсткий реализм ))))

Характеры героев. Главный герой — на 10, остальные — на 9-10. Понятны мотивация главного героя, его желания и стремления. По ходу развития трилогии Шеф меняется, становится осмотрительней. Важно, что решения, которые принимает главный герой понятны читателю. Ни разу не было желания сделать фейспалм со словами «что же вы творите». Сказанное относится и к общей реализации романа.

Сюжет и канва произведения на 8-9. Главная идея романа — торжество науки и техники над слепым поклонением божеству. Реализована она вполне последовательно, но на мой взгляд слишком часто Гаррисон обращается к описанию развития техники в ущерб драйву, приключенческой части произведения. Как следствие, стиль произведения получился несколько тяжеловат. (с другой стороны, эти куски можно просто пропускать)

Фэнтезийная составляющая. Не хочу ставить оценку, поскольку трилогия — не фэнтези и не фантастика, но конструирование альтернативной истории. И тем не менее поведение скандинавских богов тоже вышло у Мастера максимально реалистично. Показана их жестокая природа, их бесчеловечные цели. Кстати, плюсом роману можно зачесть и то, что в нём реализована идея, по которой боги тем сильнее, чем большее количество в людей в них верят.

Главные враги — западные христиане описаны умными и хитрыми соперниками. Читая о нравах и порядках средневековой католической церкви, невольно хочется перекреститься: хорошо, что у нас церковь даже близко не вела себя подонбным образом!

Сравнивая этот цикл с более ранними произведениями Гаррисона в жанре космической фантастики, можно сказать, что цикл проигрывает им полным отсутствием юмора и характерного Гаррисону сарказма: возможно, сказался пожилой возраст автора. С другой стороны, Билл и Стальная Крыса — более-менее — развлекательные произведения, а этот цикл воплотил в себе мировоззренческую концепцию Гарри Гаррисона. По общему качеству произведения я бы сравнил его с циклом М. Дрюона «Проклятые короли».

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2010 г.

Кроме того, что Гаррисон любит юмор, драйв и динамику действия, он ещё и очень любит писать в соавторстве. Причём часто с какими-нибудь учёными.

Плодом одного такого соавторства и стал этот чудесный цикл. Зачем-то назвавшийся Джоном Холмом, Том Шиппи, с которым Гаррисон уже работал над другим альтернативноисторическим циклом «Эдем»(правда не настолько существенно, чтоб вписать его в соавторы), не сделал повествование скучным, а, скорее, наоборот добавил толику своей индивидуальности — пиши Гаррисон книги сам, вряд ли у него бы вышло что-то настолько же неожиданное и отстранённое от всего прочего своего творчества.

Но всё-таки разница между авторством и соавторством такая же, как между пением и сопением. И Гаррисон, технарь, сторонник классической НФ, человек довольно чуждый всякой фэнтезе, сделал на фоне стандартных для «сказки для взрослых» исторически-мистических декораций настоящий гимн научно-техническому прогрессу, достойный сравнения с незабвенным «Основанием» Азимова.

Сравнение неожиданное, но отнюдь не безосновательное. Вся трилогия, на мой взгляд — это римейк «Основания», только действие перенесено из будущего в прошлое. Отсюда, разумеется и куда меньший масштаб. Вместо галактики, всего-то одна планетка Земля, а план Селдона(назвём его планом Рига) вместо тысячелетия уместился на временном отрезке не больше человеческой жизни. С помощью собирательства позабытых и полузабытых знаний со всех краёв света Основатели(люди Пути), повергают на своём пути все Империи(не Галактические, правда), чтобы ускорить развитие истории и из самого сердца Средневековья прошмыгнуть сразу чуть ли не в девятнадцатый век. А где же Второе Основание, спросите вы? Вместо него в романах действуют скандинавские боги. И так же, как и во «Втором основании», в заключительной части этой трилогии они терпят поражение. От подруги главного героя Свандис, убедительно доказывающей, что никаких богов на самом деле нет, их люди создали себе сами.

Но, как мы помним, в заключительной главе классической трилогии Азимова оказывается, что уничтожение второго основание было фальшивым — хитрой уловкой психоисториков, чтобы заставить всех про себя забыть. А что, быть может, и скандинавские боги на самом деле существуют, управляя всеми нами из высот Средиземья?:insane:

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 декабря 2013 г.

Гаррисон, который имеет скандинавские корни, меня, признаться весьма удивил.

В этом труде он выступил как патриот утраченной славы варягов. В своем творчестве Автор не раз обращался к истории северных народов Евррпы, но «МиК» представил как полотно Мирозданья, со всей глобальностю и монументальностью, столь необходимых чтобы мир, живущий на страницах эпопеи, получил право именоваться «Вселенной Молота и Креста».

Банальная история становления главного героя из «грязи в князи» преподнсена с особым шиком: в труде причудливо переплетается Путь — под которым следует понимать религиозно-филисофско-эзотерическое тайное знание викингов и Путь метаморфозы Шефа.

Выдержана также любовная линия, монолитные враги и политология той эпохи. Персонажи дальнего и ближнего плана изваяны достаточно выпукло. Любителям батальных сцен преподносятся аппетитные сводки боев, причем с полной стратегической выкладкой и авторским анализом. Достаточно интересно, хотя и немного замыславато, наблюдать за событиями на пантеоне богов Асгарда.

И все же, ложка дегтя в произведении присутсвует.

Скозь весь текст проходит красной нитью мысль о явном превосходстве духовного учения Пути над Церковными догматами христианства. Кульминационным в этом отношении является момент, когда принц Вассекса Альфред просит Шефа прислать миссионеров Пути (!) на свои земли. Однако в финале произведения устами все того же Альфреда утверждается, что, дескать, христианству тоже не мешало бы иметь местечко под солнцем и каждый человек сам должен определять какую исповедовать религию. Но как это неубедительно и, если можно сказать, асбурдно вяжется с общей канвой сюжета.

Кажется, что после генеральной редакции, когда Гаррисон представил свое детище издателю, то стал заложником условия выхода романа в свет: консервативная Британия не воспримет книгу, в которой христианство уступает вымершей религии скандинавов. Но это не более чем предположение читателя.

Роман превосходен и рекомендуется для погружения любителей альтернативной истории, и всех ценителей качественной Литературы.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июня 2017 г.

Цикл отставил очень неоднозначные впечатления. С одной стороны – хорошо выписанный антураж темных веков, интересный подход к альтернативной истории разборок викингов со всеми остальными, и немного мистики, которая не портит, а скорее дополняет повествование. Наличествует много жестоких сцен и описаний, но они не являются для авторов самоцелью, здесь изуверства не смакуются, как у какого Гудкайнда.

С другой – главный герой, что пробился из грязи в князи и побеждает всех и вся. Враждебные норманы, арабы, византийцы, и даже местные прото-крестоносцы – ему все нипочем. Он перемалывает всех как комбайн. Легко обращает людей других конфессий в свою выдуманную веру, убеждает совершенно разных людей встать на свою сторону и везде находит полезных союзников. Чем дальше, тем больше мир буквально начинает крутиться вокруг него, из любой ситуации он найдет выход. В общем, типичный такой гаррисоновский герой вроде Стальной Крысы, что явно контрастирует с заявленным антураж. Слишком уж много авторы дают ему поблажек. И это, на мой взгляд, не идет произведению на пользу. А финал и вовсе вышел какой-то слишком приторно-позитивный, лично для меня не очень вяжущейся со всей мрачностью и жестокостью, что были до этого.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2017 г.

Мой первый опыт с жанром альтернативной истории. И не проходит ощущение, что меня обманули. Мир не просто не такой, каким кажется, он не таков, каким должен быть. Мне одной претит та лёгкость, с которой 99% персонажей отказывается от своей веры? Это объясняется поверхностью всех религий (кроме «Пути»), и тем, что вся Церковь (кроме «Пути) просто осознаваемое всеми воплощение зла на земле. Но Церковь и вера – не одно и то же; можно ненавидеть церковь, и под страхом смерти отказываться отречься от веры. Да и на осознание порочности Церкви, в лоне которой, в страхе и любви к которой воспитывалось не одно поколение предков, требуются десятилетия и много-много закрытой информации.

От этой неправильности, поверхностности, упрощённости кружится голова. Благо для этого произведения она не особо нужно. Событий так много, действие настолько динамично, что не успеваешь ни перевести дух, ни элементарно задуматься.

Местами очень по-детски. Почти раб, превосходящий своими талантами и прозорливостью всех и вся; любовь и страсть, охватывающие ГГ исключительно тогда, когда это удобно по сюжету; добряки, проникающиеся заботой о незнакомцах, хотя по всем писанным и неписанным законам своего времени должны были прибить не месте; неограниченный запас камней на ладье, и без того несущей катапульту; логика всех военных действий: построй машину и будешь непобедим, а если враг сильнее – построй другую машину. В этом детском мире разве что похищенных девиц не запирают в башнях, а насилуют. Но так безэмоционально походя, что не возникает ни жалости к девицам, ни ненависти к насильникам.

Словом, всё это выглядит попыткой детского писателя написать книгу для взрослых. Но сколько не было предпринято попыток описать жестокость этого мира, все они остаются невнятными. «Детскому» писателю просто не хватает ни эмоциональной остроты, ни, банально, словарного запаса.

В книге не обнаружилось ни интересных битв, ни достойных историй любви, ни сносной атмосферы, ни, элементарно, героя, которому хотелось бы сопереживать. Ни неожиданностей сюжета. Том за томом – один и тот же алгоритм развития сюжета, по пунктам: ГГ получает новое знание, строит новую машину, отправляется в новую локацию, разносит к едрене-фене половину врагов, а вторая половина выстраивается в очередь что бы принять его религию, засвидетельствовать, что он самый умный, и расширить его владения. И снова пункт первый, по кругу.

P.S., как просто ещё одно стороннее наблюдение. Мне достались подержанные книги от не очень заботливого хозяина. Обложки первых двух томов порваны, третий том слегка потёрт, в четвёртом, девственно-чистом, даже типографские страницы не разъединены. Видимо, мой предшественник оказался умнее меня.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2012 г.

Сложно описать впечатления от книги. Нету смысла спорить с тем что это просто превосходный исторический роман с примесью фэнтези, автор вроде описывает наш мир, но с примесью мистики, религии науки и прочих элементов. При этом книги не только приключенческие, но и эпические одновременно. Немаловажен и образ викингов прекрасно описанный в первой книге цикла. Вообще я считаю что первая книга сильнейшая из трех и по своей сути уже самодостаточна, но вторая и третья книга ее дополняют и логически завершают. В книге на первом месте витает дух прогресорства, развития. Но с другой стороны лично для меня книги не идеальны. Во-первых — во всей трилогии практически нету героя, за которого переживаешь, сопереживаешь. Если бы так было все время, то еще можно терпеть, но почему-то все герои меняют свой облик, наверное за исключением одного Альфреда. Та же Годива в первой книге, потом в начале и в конце третей книги как бы совершенно разные люди. Тот же Бранд, Ханд, Торвин, Бруно и даже Эркенберт — такое ощущение что они все меняются то в хорошую сторону, то в плохую через всю книгу. Например Халиф Кордовы в третей книге сперва был показан очень проницательным человеком, но уже во время похода на Север он уже совершенно другой — какой-то фанатичный, недальнозоркий правитель без всех тех его черт, которые нам автор показывал еще 100 страниц назад, и никаких объяснений таких перемен не находишь. И так со всеми персонажами. Не обошла эта участь и главного героя — хотя, тут уже как-то все подвластно его удаче, но все же все эти изменения ой как портят впечатление от книги. Немаловажным есть и основа книги — «участие» богов в делах мира — с одной стороны это привнесло много чего в книгу, но конечная цель оказалась по моему мнению слишком маленькой по отношению к затронутым историям Христа. Читая каждую книгу все ждешь, когда тебе приоткроется причина всех этих интриг среди богов, хочешь увидеть что-то очень серьезное, что бы оправдало все предыдущие события, но увы, ждал я до последней страницы и так и не дождался.

В общем отличный цикл, но не без недостатков.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2008 г.

Очень хороший интересный цикл.

Прежде всего он интересен как хороший представитель жанра альтернативной истории. Автор рассматривает другое направление развитие Европы в средние века. И хотя акцент делается на историю Северной части континента, но мимоходом описываются события и в центральной части, а последний том — южной части. Стоит отметить хорошую согласованность и непротиворечивость альтернативных исторических событий и, особенно, правильную географию. Нет неизвестных островов, неизвестных гор или озер — география книги соответствует реальным условиям. Это же хочется сказать и про описание общественной жизни, традиций, верований, обычаев, одежды людей того времени, особенно викингов. В них больше соответствия реальности, чем во многих псевдоисторических книгах или голливудских «шедеврах». В качестве примера таких можно привести фильм «Следопыт».

На страницах книги разворачивается столкновение религий. Основной акцент сделан на борьбе язычества с христианством. Однако описываются и другие, даже довольно неизвестные, направления верований, религий. И исход борьбы... Чтобы его узнать надо прочитать книгу:wink:

Также этот цикл очень сильно насыщен мифологией скандинавских стран. Один, Тор, Локки и другие боги северного пантиона на страницах книги педстают не менее живыми, а некоторых случаях даже больше похожими на людей, чем человеческие герои. Цикл даже можно рассматривать в качестве урока по ликбезу мифологии Скандинавии.

Все достоинтсва произведений невозможно описать в одном отзыве, как невозможно передать свои восторженные чувства после чтения. Я его считаю его одним из лучших циклов в мировой фантастике.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2009 г.

Перед нами эпическое полотно Гарри Гаррисона.

Была взята историческая основа: завоевание викингами Англии в 9 веке н.э.И к этому был прикручен выдуманный сюжет.

Гаррисон очень подробно описывает жизнь и быт средневековых сословий.В романе происходят эпические битвы.

Персонажи прлучились колоритными.Главный герой-Шеф Сигвардссон,который даже не знает кто его настоящий отец.Быстро поднявшись из трэллей(английских церковных рабов),благодаря практическому опыту,хитрости и смекалки он становится сначала предводителем небольшого отряда воинов Пути,а затем и правителем половины Англии.Эти качества помогают проявить себя хорошем тактиком,великолепным изобретателеми просто воином.В конце концов он создаёт справедливое демократическое государство в котором нет рабов,люди во что хотят в ту религию и верят.Он вершит соломонов суд,разбирая мелкие крестьянские дела.Но жизненный Путь Шефа- это путь постоянных исканий(он долго не мог выбрать какой амулет ему носить).Движет Шефом и любовь сначала к сводной сетре Годиве (из-за которой и происходят основные события романа),а потом и к норвежской коварной принцессе Рагхильде.

Друзья Шефа викинги-это мудрый Торвин(у которого Шеф и заручился поддержкой),бесстрашный Виго-Бранд(оказавшись одной ногой на краю смерти,он поумерил свой пыл и стал более осторожен),всевозможные рабы,котрых отпустил Шеф и которые стали работать на него и в его войске.

С другой стороны это враги Шефа-Братья Рагнарссоны.Ивар Рагнарссон-настоящий ублюдок,психопат и маньяк.

Гаррисон аккуратно проводит через весь роман очень тонкую (тоньше чем любая восточная) нормано-скандинавскую мифологую.Которая представляется в сновидениях или видениях Шефа пред важными событиями.

Особое положение в романе занимает вопрос религии.Чем лучше английская церковь викингов? А ни чем и даже хуже! Церковь содержит рабов,наказывает их за малейшую провинность,нередко применяют пытки,обкаладывают крестьян данью.Церковники-это такие противные слизняки, мерзкие людишки,которые трясутся за своё богатство и благополучие , чтобы этого достичь ни перед чем не остановятся. Они плетут заговор против папы Римского(предлагая чем его лучше убить ядом или задушив подушкой?) . А ведь вера находится в душе каждого человека!

Королевские интриги также имеют места быть.

Гарри Гаррисон создал свой лучший роман! Всем читать обязательно! Это классика!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2010 г.

Сравнительный анализ различных религий — теоретическая основа цикла — обещал нудный и трудный для прочтения роман. Но с первой страницы поражает яркий и реальный мир викингов, четкие бытовые подробности, точное описание обычаев и обрядов. В этот исторически точно созданный мир органически вписываются мифические события, которые вроде бы не являются реальными, но тем не менее оказывают на историю созданного альтернативного мира огромное влияние. Предложенный авторами вариант развития мировых религий сначала вызывает небольшой шок. Но динамика действия, харизма героев не дают додумать негативные ощущения, и они пропадают по ходу чтения. В конце концов, несмотря на свое несогласие с Гаррисоном, я допустила возможность существования подобного варианта истории.

Поразительно, что даже боги в этом мире имеют человеческие характеры, достоинства и недостатки, поэтому являются активными участниками событий. И это не кажется фантастичным, наоборот — реальная необходимость. Им поклоняются, значит их участие обязательно.

Особое впечатление произвели батальные и боевые сцены. С одной стороны — невероятная жестокость, которая просто шокирует (собственно, весь цикл вызвал состояние шока, которое прошло только после последней страницы последнего романа), но потом становится понятно, что без жестокости нельзя. Это в голливудских и советских исторических фильмах викинги, да и все воины древнего мира дерутся словно боксеры на ринге: немного крови из-за случайного попадания по зубам — и вся жесть. Гаррисон и Шиппи ставили своей целью показать реальный мир 9 века, где простое махание кулаками могло вызвать смех не только героев романа, но и читателей. При этом авторы во всех боевых сценах не забывали о психологии героев: каждое движение, каждый удар и выкрик четко мотивированы, словно сцены сначала снимали, а потом списывали с замедленного воспроизведения. В результате получились эпизоды, понятные даже читателю, который на муху ни разу не поднял мухобойку.

Наконец, финал просто ошеломил. Для цикла такого уровня хеппи энд — довольно неожиданный и непонятный ход, который немного раздражает. Но потом вспомнила, что подобные версии жизни Христа уже в истории литературы, в том числе и религиозной литературы, уже были. Так что Гаррисон не первый. К тому же такой неожиданный цикл, где сюрприз за сюрпризом подстерегает и без того изумленного, шокированного и ошалевшего читателя, не может быть закончен традиционно.

Одним словом, можно говорить о том, понравился цикл или нет. Но что он читается на одном дыхании, и оторваться просто невозможно, — это точно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх