FantLab ru

Роберт Хайнлайн «Иов, или Осмеяние справедливости»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Голосов:
391
Моя оценка:
-

подробнее

Иов, или Осмеяние справедливости

Job: A Comedy of Justice

Другие названия: Иов, или Комедия справедливости

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

«Иов, или Осмеяние справедливости». Не правда ли, немного странное название для фантастического романа? От него веет классицизмом. И неудивительно, Роберт Хайнлайн писал его в пору духовной зрелости, в том возрасте, когда мировосприятие становится философским, библейские истории не менее актуальными, чем окружающая жизнь, а ответы на «вечные вопросы» перестаешь искать в области метафизики и начинаешь видеть в самых обыденных вещах. Круговерть миров, духовные метания между богом и дьяволом, вечный интереск непознанному... Все так просто на самом деле: человек верен богу настолько, насколько верен себе, своей любви к жизни, насколько способен любить. Фантастика-философия-приключения... да это просто веселая улыбка умного мастера!

Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1985 // Роман фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1985 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1984 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Миры Роберта Хайнлайна. Книга 19
1994 г.
Иов, или Осмеяние справедливости
2003 г.
Дорога доблести
2006 г.
Дорога доблести
2009 г.
Иов, или Комедия справедливости
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Job: A Comedy of Justice
1984 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2012 г.

Превосходная, зрелая и взрослая книга. Вообще к Хайнлайну я всегда подхожу с осторожностью, особенно после «Гражданина Галактики», настолько он разный и многоликий писатель. Но «Иов» меня не разочаровал, хотя поначалу заставил скрипеть зубами. Мне настолько далека первоначальная жизненная позиция главного героя, его отвратительное, хотя и типично католическое ханжество, что периодически приходилось пересиливать желание закрыть книгу и больше не открывать. Но я заставлял себя вспоминать, что позиция героя не обязательно выражает позицию автора и снова отдавался во власть повествования. И дождался милой сердцу декларации свободного секса, здорового взгляда на институт брака вообще и узы любви в частности. Дождался встречи с высшим существом и всеобъемлющей справедливости. Дождался Хайнлайна, которого я люблю.

— Сэр, разве в нашей гильдии не существует правила, которое требует от Художников доброты в обращении с существами, обладающими свободой воли?

— Нет.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июля 2011 г.

Однажды со мной случился следующий казус. Это было еще до прочтения данной книги. Мне и моему приятелю потребовались ксерокопии одних и тех же (но у каждого своих!) документов. Мужчина, делающий копии заявил нам разные цены за услугу (это было честно — у меня документации было на пару листов меньше, о чем я не знал).

-А где же равенство!? — заявил я.

-На том свете все равны, — ответил мужчина.

И тут во мне (студенте историко-философского факультета) взыграла буря негодования:

— А как же ангелы, архангелы, да и сам Господь, уж он точно выше всех по статусу!

— Не богохульствуй, — услышал я в ответ.

И вот, как бальзам на душу, спустя год я прочел «Иова...». Да! Абсолютно верно! Именно об этом писали российские религиозные философы начала 20 века! Иерархия и еще раз иерархия. Проект П. Флоренского как раз и подразумевает осуществление (копирование) божественного порядка в России — без равенства, но по заслугам.

Хорошая книга, легко читается (хотя мытарства немножечко затянуты), оригинальный взгляд на теософию — структуру и отношения внутри «божественного». С другой стороны, немного печально получается — творец заигрался, люди капризны, а жена главного героя вообще поражает религиозностью, выродившейся в ханжество, просто абсурд в юбке))

Произведение неплохо смотрится среди творений «позднего» Хайнлайна.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2010 г.

Сейчас читаю все романы Хайнлайна по алфавиту — как они расположены в моей «читалке» и пришёл к выводу, что «ранний» и средний» Хайнлайн мне нравится значительно больше. чем «поздний».

Да, у «позднего» есть и мудрость, и стиль, и отточенный язык. но..... потеряна лёгкость. Та ,может быть мальчишеская наивная лёгкость (но не легковестность!), благодаря которой его романы и ассоциируются у меня с именем Хайнлайна.

К сожалению, «ИОВ....» — это далеко не то, что «Гражданин Галактики» или «Марсианка Подкейн»....

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2010 г.

Смысл книги не в бесконечных странствия Алекса-Иова и его любимой Маргреты, он раскрывается только ближе к концу, в событиях, произошедших после Страшного Суда. Это — великолепная сатира на представления об Рае и Аде рядового американского христианина. они показаны с его точки зрения, но через призму логики. Рай и Ад оказываются просто продолжением человеческой жизни, где тоже существую все человеческие добродетели и пороки. Нам поданы совершенно карикатурные образы — ангельская бюрократия на Небесах, Святой Пётр, обменивающийся анекдотами со Святым Духом по телефону, дворец Сатаны. Всё дело в том, что Бог, изображённый в «Иове» — тот самый иудейский Иегова-Яхве, злобный и жестокий, как их родная земля, но имеющий очень высокое мнение о себе, и в противоположность ему — человечный Люцифер, заботящийся о людских судьбах. Сатира плавно перетекает в филосовский роман, он, в свою очередь, заканчивается приторно-сладким Хеппи-эндом, как будто насмешкой над Американской Мечтой.

Вне всякого сомнения, «Иов...» заслуживает прочтения более, чем многие из популярных романов писателя.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2010 г.

Две стороны одной медали – Яхве и Люцифер, два брата олицетворяющие добро и зло. В романе наш мир описывается как их игрушка, с которой они вольны поступать как угодно. Только вот симпатию, как ни странно, вызывает Люцифер, а не его «светлый» родственник. Нельзя сказать, что Сатана относится к людям лучше, но он, по крайней мере, действует в рамках собственных правил, не пытаясь их постоянно изменить в своих интересах.

Смысл этой книги мне помогла понять история библейского Иова. Ни в чем неповинного человека, ревностно соблюдавшего все заповеди, Бог позволяет обречь на страдания только для того, чтобы проверить истинность его веры. Лишь когда Иов претерпел все мыслимые мучения и не отступил от религии, всевышний его помиловал и наградил. Если бы этот человек, хоть на мгновение поколебался в своих убеждениях, его бросили бы на погибель. Так же поступают с главным героем романа «Иов, или осмеяние справедливости» Александром Хергенсхаймером. Несмотря на то, что он выдержал все испытания и не отрекся от Бога, Яхве забирает его возлюбленную Маргу. Александру приходится немало потрудиться, чтобы ее вернуть. Не стоит надеяться на абстрактную справедливость, торжество здравого смысла или слепой случай. Нужно верить лишь в собственные силы и добиваться своего.

Переменчивый стиль произведения и неожиданные сюжетные повороты делают книгу очень интересной. Порой начинает казаться, будто Роберт Хайнлайн затянул повествование, но внезапно все переворачивается с ног на голову, после чего долго приходится разбираться, что, же произошло. Особенно порадовало гротескно-ироничное описание рая и ада.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2007 г.

Один из любимых романов Хайнлайна. Для себя условно делю его на 2 части: приключения главных героев, путешествия по земным мирам, и описание автором гротескного христианского рая и ада.

Очень философская книга, которая заставляет думать и навевает грустные, философские настроения.

Читать незамедлительно!!!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2008 г.

Начинается роман как парафраз (довольно ироничный) библейских сюжетов, затем события навевают что-то очень вольтеровское. Потом на смену Кандиду приходит Капитан Стормфилд-от-Марка-Твена, а венчает все горькая как лекарство сардоническая усмешка — и дальний привет от «Неприятной профессии Джонатана Хога». Роман в достаточной мере странен, чтобы быть однозначным, но, пожалуй, Хайнлайн задает слишком простые вопросы. Хотя, кто знает — будет ли м е н я в 77 лет волновать что-либо достаточно сложное по нынешним меркам? Как бы то ни было, автор фантастических боевиков примерил для себя вольтеровское кресло — и оно ему оказалось почти в пору.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2009 г.

Удивительным для меня оказалось открытие, что «Иов...» был написан позже «Чужака...». Если бы было наоборот, я бы наверное понял, а так — невероятно, что после сложного и многоуровневого «Чужака...» РХ написал простенького «Иова...». Видимо, у автора были на это причины.

Примерно в 19 лет я обнаружил, что очень люблю фантастику, которая разруливает библейские сюжеты, вопросы религии, веры, предназначения человека.

«Иов...» как раз такая книга, хотя, как было верно отмечено, стиль меняется в ней неоднократно.

Начало романа совершенно неожиданное — главный герой путешествует в копании товарищей/коллег (точно не помню, не в том суть) и оказывается на диком берегу на каком-то заброшенном острове, где оказывается втянутым в неприятный для себя спор: пройти по горячим углям босиком...

И именно после такого «приключенческого» начала все в романе переворачивается с ног на голову, из ниоткуда появляются новые миры, Боги той или иной религии, Дьявол в разных, довольно милых обличиях, Творец и целая теокосмогония.

В общем-то от такого набора уровней и альтернатив — дух захватывает и от автора «Чужака...» можно ожидать пронзительного очередного откровения о человеческой душе...

Но. Роман погрязает в деталях и неприятностях сваливающихся на героя раз за разом. Роман затягивается, а развязка оказывается не такой уж впечатляющей, скорее уж сказочной. Ну и опять же — рядовой хеппи-энд + американская мечта. Я могу воспринимать этот роман исключительно как иронию в сторону каких-то неизвестных мне аспектов амер.общества тех времен. Иронию без претензии на большее. Увы. А ведь мог.

Собственно о романе можно скорее сказать «хорошо» — события и их представление довольно забавны, ситуации в которые попадают герой и возлюбленная характерны и узнаваемы, и если не гнаться за высоким смыслом, то роман заслуживает высокой оценки. Вот только хочется чего-то сверх. Я не прав?..

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 октября 2006 г.

Человек переходит из одного мира в другой, все дальше и дальше. Он ищет и все-таки находит...

Я думаю, что он больше борется со своим «я».

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2014 г.

Понравилось начало с иронией над ханжеством (не сатира, конечно...) и «сумбур событий», как выразился автор Lans.

Итог напротив — мне неприятен: унылая фрактальность клерикальных сущностей-вещностей похожа на попытку ухватить понятие 'бесконечность', неудачную из-за нехватки дóлжной математической подготовки...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2008 г.

Мне кажется не плохой сюжет для фильма. С современными спецэфектами получилось бы не плохо

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2005 г.

Одна из лучших книг Хайнлайна. Находка для каждого любителя фантастики.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2007 г.

Был момент когда я хотел ее бросить читать, слишком однообразным и затянутым стало описание перемещений по мирам, но все — таки решил продолжить и не особенно пожалел, под конец стало интересней. Идея иерархии богов, сеперсущностей, гне наши боги — это нижняя ступень не понравилось. Мне больше нравится вариант описания загробной жизни из «Свет в окошке» Логинова.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2007 г.

Хорошее начало, но дальше за сумбуром событий теряется смысл...

На самом деле — это одна из худших книг Хайнлайна

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх