fantlab ru

Исаак Бабель «Беня Крик»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Оценок:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Беня Крик

Киносценарий, год

Аннотация:

Киносценарий, написанный Исааком Бабелем совместно с Сергеем Эйзенштейном, основан на сверхпопулярных «Одесских рассказах» Бабеля о похождениях харизматичного налётчика Бени Крика. Однако в киносценарии использованые сюжеты рассказов складываются в совсем другую историю, в рассказ о попытке бандита по кличке «Король» добиться справедливости не только для себя и потому примкнувшего к большевистской революции...

Сергею Эйзенштейну, вложившему в «Беню Крика» много личных переживаний, не удалось поставить фильм, и сценарий был в 1926 году экранизирован режиссёром несравненно более скромного масштаба — Владимиром Вильнером.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Пробуждение
1989 г.
Сочинения в двух томах . Том 2
1990 г.
Том 1
2006 г.
Конармия. Одесские рассказы
2007 г.
Одесские рассказы. Конармия
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бабель всегда очень точно, очень кинематографично выстраивал свои сценарии (и пьесы), но вот этот вот конкретный сценарий выглядит раздёрганным и хаотичным. Куда уж дальше — у него три финала, которые попросту перемешаны между собой с самой поверхностной связностью.

Но этому есть объяснение — перед нами несколько вариантов одного сценария, сведённых вместе. Исаак Бабель просто не удосужился переписать весь текст от начала до конца, махнул на него рукой, когда выяснилось, что Сергею Эйзенштейну не дадут сделать фильм. «Беню Крика» в конце концов поставил вполне второстепенный режиссёр, который буквалистски следовал сценарию, даже когда в этом не было логики. Фильм имел успех у публики, но шедевром, увы, не стал.

А уши Эйзенштейна торчат из сценария «Бени Крика» весьма заметно. В ход действия вставлено множество штучек, очень характерных именно для него: например, пьяные карлики, танцующие на столе. Для сюжета они вовсе не нужны, но Сергей Эйзенштейн любил такие детали, танцующие карлики у него присутствуют, например, в «Стачке», да и в «Стачке» они ни к селу ни к городу.

Но самое главное — глубинный смысл «Бени Крика» имеет прямое отношение к психологической травме самого Эйзенштейна, к травме, которую он пронёс через всю жизнь. В своих дневниках он описывает, как шёл на компромиссы ради достижения великой цели, как унижался ради будущего успеха своих начинаний — и никогда не получал обещанное.

Бабель художественно оформил это переживание — анархиствующий бандит Беня Крик идёт на сотрудничество с большевиками ради Великой Справедливости, которая должна наступить после революции, и, обманутый, получает пулю в затылок от «товарищей». Этот вполне антибольшевисткий сюжет чуть-чуть примаскирован в сценарии разными эффектными наворотами, но читается достаточно ясно. По форме — разоблачение бандитов, примкнувших к революции. По сути — разоблачение большевиков, цинично предававших своих вчерашних союзников. Естественно, что умному Эйзенштейну не позволили снимать такое кино, а глупый Вильнер даже не понял, о чём именно он рассказывает в «Бене Крике».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх