FantLab ru

Александр Беляев «Подводные земледельцы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.28
Оценок:
766
Моя оценка:
-

подробнее

Подводные земледельцы

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 74
Аннотация:

Пожалуй, одно из самых «земных», несмотря на место действия, произведений Беляева. Здесь нет попыток покорить мир или космос, создать улучшенного человека или накормить всю Землю. Присутствует только тяжёлая и рутинная работа, но где! В 1930 г. автор, весьма правдоподобно, рассматривает возможность жизни и работы человека на автономной подводной станции. И если учесть определённую идеологическую составляющую, вполне в духе времени, то произведение является прекрасной попыткой представить, как можно улучшить обычное земное существование.

Входит в:

— журнал «Вокруг света 1930'09 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'10 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'11 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'12 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'13 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'14 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'15 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'16 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'17 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'18 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'19 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'20 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'21 (М)», 1930 г.

— журнал «Вокруг света 1930'22-23 (М)», 1930 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 145

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2702 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Остров погибших кораблей
1958 г.
Остров погибших кораблей
1958 г.
Остров погибших кораблей
1959 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1963 г.
Человек - амфибия. Подводные земледельцы
1977 г.
Голова профессора Доуэля. Повести и рассказы
1986 г.
Голова профессора Доуэля
1987 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 5
1993 г.
Чудесное око
1993 г.
Остров погибших кораблей. Человек - амфибия. Подводные земледельцы
1994 г.
Том 2. Продавец воздуха
2005 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Подводные земледельцы. Чудесное око. Лаборатория Дубльвэ
2007 г.
Романы. Повести. Рассказы
2008 г.
Продавец воздуха
2009 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Прыжок в ничто
2016 г.
Человек-амфибия. Подводные земледельцы
2016 г.
Остров Погибших Кораблей
2017 г.
Человек-амфибия. Подводные земледельцы
2017 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 2
2018 г.
Человек-амфибия. Подводные земледельцы
2018 г.
Человек-амфибия. Подводные земледельцы
2020 г.

Периодика:

Вокруг света № 9, март 1930
1930 г.
Вокруг света № 10, апрель 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 11, апрель 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 12, апрель 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 13, май 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 14, май 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 15, май 1930
1930 г.
Вокруг света № 16, июнь 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 17, июнь 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 18, июнь 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 19, июль 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 20, июль 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 21, июль 1930 г.
1930 г.
Вокруг света № 22-23, сентябрь 1930 г.
1930 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гурманов от фантастики следует предупредить сразу: данный роман — далеко не лучшее произведение русского писателя. Производственный жанр как раз имеет один существенный недостаток — не слишком увлекательный сюжет. Авторы, как могут, разнообразят его разными вставками из других жанров (обычно, приключенческими или детективными), но даже такая хитрость помогает не всегда — нужен особый талант писателя. Короче, не у всех желающих получится хороший производственный рассказ, а уж тем более — роман. Не то, чтобы Беляев не умел писать произведения такого рода (на роман «Воздушный корабль» в свое время написал хвалебный отзыв сам Циолковский), только вот «Подводные земледельцы» слишком уж нехарактерен для писателя. Сюжет его прост, как таблица умножения: освоение советскими людьми богатств дальвосточных морей. Уже в наше время на эту же тему похожее произведение написал современный фантаст Сергей Павлов. Роман «Акванавты» оказался настолько успешным, что его экранизировали (правда, не совсем удачно). Почему же у Беляева не вышло?

1. Скучный сюжет. Всё действие крутится вокруг подводной фермы, которую создали три энтузиаста: комсомолец Иван Топорков, бывший зверолов Конобеев и агроном Волков. Их планы так и остались бы на бумаге, если б не талантливый инженер-изобретатель Микола Гузик. Именно он в одиночку (!) обеспечил будущий совхоз необходимым оборудованием и техникой. Собственно, весь роман — про становление подводного совхоза и его однообразные будни. Автор пытался чем-то их разнообразить (вплоть до полета Ванюшки внутри воронки смерча или сражения с осьминогом), но выглядит это слишком картонно и неинтересно. Понимая это, Беляев включает в сюжет острое противостояние совхозников с японским предпринимателем Таямой Риокици, заставляя последнего чуть ли не объявить войну всему Советскому Союзу. Роман это всё равно не спасло, так как образ самурая-промысловика опять же вышел слишком упрощенным и шаблонным. Сложно сопереживать недорисованному персонажу.

2. Неинтересные персонажи. Все трое совхозников не блещут богатством образа: Топорков туповат, нагловат и задирист (не считая того, что, вдобавок, имеет дефект речи); Конобеев странноват в своих привычках и нелюдим; Гузик слишком гениален и талантлив, а Волков, напротив, тривиален (едакий серый человек с незапоминающимся лицом). Какую бы ерунду не придумал комсомолец, два старика с энтузиазмом его поддержат, а инженер уже на следующий день создаст необходимое оборудование. Как тут сопереживать?!

3. Слишком мелкий размах производства. Подводная ферма, где работают сотни (!) трудящихся (которых автор так и не покажет до самого финала), выращивает какую-то ламинарию. И всё! Ни кораллы, ни жемчуг, ни косатки, а именно водоросли! Не знаю, как для кого, а на мой взгляд — не наша это культура. Японцы ее с детства едят и используют, а в России прорва других источников белка и клетчатки, за которыми не нужно лезть под воду. Россия — страна огромных ресурсов (в отличие от Японии), поэтому население не привыкло их экономить. В 80-х годах прошлого века на фоне провалившейся Продовольственной программы деятели от науки и политики попытались поднять «водорослевую» альтернативу, но не преуспели: народ не купился на их призыв. Я сам пробовал эту морскую травку, но удовольствия не получил. Вот картошка — это наше всё, а ламинарию даже бараны не едят.

4. Слабая приключенческая составляющая. Герои круглый день сидят под водой и занимаются всякой ерундой. Только Ванюшку вечно кидает из одной крайности в другую: то на смерче прокатится, то ученых в пещере напугает, то японцам нахамит. Его похождения так же несуразны, как и его детский дефект речи. Разве можно такого персонажа воспринимать всерьез? Это всё равно, что восторгаться походом в магазин или на стадион. Вроде действие имеется, а никакого огонька романтики во всём этом нет! Даже конфликт с Таямой не впечатляет ни своим масштабом, ни оригинальностью.

5. Использование заезженных и отживших штампов и сюжетных шаблонов. Тут вам и организация производства a la «Поднятая целина», и упорный комсомолец a la Павка Корчагин, и коварный антагонист с маской вежливости на лице, и «пятая колонна» во вражеском стане, и мировая революция на горизонте. Эдакая ожившая агитка социалистического строя, своеобразное приложение к программам первых пятилеток. С этими программами у меня всегда были проблемы на курсе истории КПСС — я их постоянно путал между собой.

6. Отсутствие интриги. Действие складывается так, что читателю ясно: ничего плохого с главными персонажами не случится. Их не унесет смерчем, не завалит обвалом, не поглотят океанские глубины, не съедят звери и не победит мировой капитализм. Они пройдут через лед, пламень и медные трубы, не получив ни царапины и не изменив выражения на лице. Не люди, а чистые памятники!

У меня создалось впечатление, что «Земледельцев...» Беляев писал не по своей воле, а по заказу ВКПб. Наверное, эти деятели хотели дать нашей молодежи пример инициативности и принципиальности от лица авторитетного писателя-фантаста. Мол, будущее в ваших руках — дерзайте! Подобной работой в то время занимались многие: Маяковский, Блок, Горький, Островский, Шолохов, Фурманов и прочая, и прочая. Почерк у всех одинаковый, потому и узнаваемый. К борьбе за дело Коммунистической партии — будь готов! Всегда готов!!!

---------------

РЕЗЮМЕ: производственная агитка коммунистического типа. Отважные комсомольцы, мудрые партийцы и коварные буржуины присутствуют. И всё же читать сей труд рекомендую только историкам и биографам. Все остальные — читайте Павлова и Казанцева.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Старый-добрый производственный роман, сейчас таких, простите за ворчание, уже не пишут. Простая и не сильно замысловатая история, как группа инициативных товарищей предпочла мешки ворочать и чуть ли не на голом энтузиазме организовала настоящей подводный колхоз, в промышленном масштабе пополняющим закрома Родины морской капустой! Роман получился даже вдохновляющим и красивым, мне напомнило «Трагедию капитана Лигова», правда, здесь финал оптимистичный.

Персонажи, как и почти всегда у автора, не переусложнены и не страдают лишней рефлексией — это цельные, взрослые личности, нацеленные на конкретные задачи и с блеском их выполняющие. Читать об их взаимодействии, работе и приключениях было по-настоящему интересно. Ну и круты происки злобных японских капиталистов! Это я без иронии, если что, почти. Глупо же, в самом деле, отрицать такое понятие, как конкуренция и то, что зачастую многие очень хотят своих конкурентов прикопать в укромном месте, ну или здесь — утопить.

И да, считаю, роман ни на каплю не устарел. Подобные масштабные, амбициозные проекты нам сейчас очень нужны, и кто знает, кого и на что могут вдохновить такие вот незамысловатые книжки?

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давайте не будем впадать в крайности. Фантастический роман 1930 года с высоты минувших лет легко высмеивать. Или наоборот, поддавшись ностальгии, можно приписывать ему несуществующие достоинства. «Подводные земледельцы» вряд ли станут для вас настольной книгой (они слишком привязаны к своей эпохе). Однако поклонникам советского ретро стоит к этому роману присмотреться. Искренность и оптимизм, свойственные Александру Беляеву, сейчас в дефиците.

Итак, перед нами настоящий гимн советской науке и ода ... морской капусте. Именно этот полезный продукт герои романа берутся выращивать в промышленных масштабах. И как говорится, чтобы два раза не бегать, поселиться они решают прямо на дне морском. Подводный город Гидрополис и чудо-технологии, подробно описанные Беляевым, сейчас выглядят наивно. Не оправдала себя и безграничная авторская вера в прогресс. Химический комбинат на месте заповедного леса больше не вызывает восторгов. Строители светлого будущего Ванюшка Топорков и его товарищи показаны с теплотой и юмором, но слишком уж они идеальные. Ни тебе внутренних сомнений, ни колебаний, ни серьёзных конфликтов внутри группы... Как таким сопереживать? А вот их главный враг, японец Таяма, чтущий самурайские традиции, неожиданно вышел фигурой трагической. Для Беляева он — представитель обречённого класса, но, как показала практика, писатель и здесь заблуждался.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну да ... здесь нет потусторонних лыцарей размахивающих лазерными мечами ... есть просто реальные люди занимающиеся реальными проблемами ... :)) Сейчас это не модно ... подавай что нибудь потустороннее непонятное и самому автору ... не знаю как другим читателям а мне интересна жизнь нормальных людей решающих реальные проблемы :)) Некоторые критики придумали название «фантастика ближнего прицела» ... ну пусть будет ближнего это и есть наша жизнь приукрашенная фантазией ... лишь бы не было пустого бреда не относящегося ни к чему ... потому что фантастика НЕближнего прицела вылилась просто в пустой бред наполненный фантомами и муляжами ... положительный вывод это нормальное произведение которое стоит прочесть ... :))

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, странное произведение для профессионального писателя. Больше похоже на наивные фантазии какого-нибудь пионера лет 10. «вот придумаем мы чудо-аккумулятор и ух!...» и всё остальное, что нам понадобится, тоже придумает... 1 человек и за неделю. Хочешь — акваланг придумает, который на ходу воду расщепляет на кислород для человека и водород для... побулькать, хочешь — трактор придумает подводный, или подводные купола из сгнившего железа потонувших кораблей. Замечательная идея, кстати, как раньше её не придумали.

В общем, для школьного сочинения неплохо, но для чего-то большего не годится.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я всегда считал, что прежде чем смотреть на звезды, нужно хорошенько изучить то, что под ногами. 90% океана не изучено, а герои романа Беляева начали его еще и осваивать. По сути, перед нами колхоз, с обычными обитателями, с обычными проблемами, с живыми людьми, но в не совсем обычной обстановке. Автор максимально точно и очень интересно описывает жизнь и сельское хозяйство под водой: как устроить жизнь в океане, какие нужны механизмы, как это скажется на психике людей.

Итог: интересная идея, подробное описание, добрый юмор и немножко приключений.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На редкость скучный и политически ангажированный роман. Трудовые будни, борьба за урожай морской капусты... читать это попросту смешно. А уж японский шпион, поначалу пугающий всех своим джиу-джицу, а потом спасовавший перед железной хваткой русского силача. После первого прочтения в памяти осталось только Ванино высказывание: «Фыв! и Ещё фто лет профыву». Маловато для целого романа.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала пару недель назад- как и человек-амфибия очень понравилось . Крепкие люди , знающие свое дело , но умеющие радоваться мелочам . Для меня такие — образец . Мой папа такой и я им горжусь .

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну где же это видано, где это слыхано, чтобы человек, как горбуша, в воде жил? Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — земля. Так испокон веку сам бог положил.

Советская фантастика «ближнего прицела» родилась не сама по себе, а как ответ на спущенный сверху приказ «мечтать реальнее», что подкрепилось ещё и издательскими «репрессиями» на фантастическую литературу. Власти не нужны были полеты на Марс и человеки-амфибии, даже гиперболоид оказался не у дел. Зато востребованны стали атомные трактора, подземные лодки, мегаплуги и прочие самонадевающиеся ботинки. Мечтать следовало о том, что реально можно было бы претворить в жизнь, и желательно в ближайшей пятилетке. Теперь во главу угла ставились не динамичный сюжет и яркость художественного образа, а здравая научная (точнее даже инженерная) идея. Такой предельно «меркантильный» подход к фантастической литературе породил множество довольно бедных в художественном плане текстов, основанных на историях разработки разного рода технических изобретений. Писали их большей частью не профессиональные писатели, а разного рода инженеры и изобретатели, что тоже бедственно отразилось на литературной составляющей текстов. Но, если присмотреться повнимательней, то и среди этой однотипной массы вполне можно отыскать весьма интересные и увлекательные тексты, особенно если они были написаны профессиональными литераторами. Именно к такого рода текстам можно отнести вышедших в 1930 году «Подводных земледельцев» Беляева.

Страна понемногу выздоравливала после затяжной болезни, вызванной революцией и гражданской войной. Начало постепенно вставать на ноги сельское хозяйство, добровольно-принудительно начали образовываться колхозы и совхозы, возрождаться помышленность. Но всё это, в основном, относилось к центральной части Советской России, а окраины страны всё ещё пребывали в запустении. Во многих местах даже границы как таковой не было, чем и пользовались напропалую иностранные торговцы, промысловики и просто браконьеры. На Дальнем Востоке сложилась прямо таки парадоксальная ситуация, когда богатейшие природные ресурсы края в основном разрабатывали представители других стран и практически всё ценное сырье уплывало зарубеж. Причем советская власть с этого совершенно не имела никакой прибыли. Но и здесь стали появляться инициативные и патриотично настроенные люди, которых ничуть не устраивала сложившаяся ситуация. Случай свел в одном месте трех человек: Конобеева Макара Ивановича, Волкова Семена Алексеевича и Топоркова Ванюшку. Однажды Конобеев с Волковым вместе охотились и, выйдя на берег моря, случайно повстречали там Ванюшку Топоркова — комсомольца, работавшего в местной артели. Завязался разговор, темой которого стала лодка, которая плавала недалеко от берега. В той лодке пара японцев занимались странным на первый взгляд делом — один из них необычным заступом рыл в морском дне ямки, а другой вставлял в них связки бамбуковых веток. Как стало ясно из объяснений Конобеева, они сажали морскую капусту, чтобы через время опять приплыть сюда и уже снять урожай водорослей. Это до крайности возмутило молодого и горячего Топоркова. Разговор плавно перешел на то, что неплохо бы и самим взяться за разработку этого ценного пищевого и промышленного ресурса:

» — Да, а если бы нам самим взяться за разведение морской капусты, как это японцы делают, — задумчиво сказал Волков, — мы бы могли удесятерить сбор и сбыт капусты. А если всё это механизировать, машинизировать...

- Совхоз! О! — воскликнул Ванюшка. — Это... это, фут возьми, что такое? Экспортный товар. Валютный! А? Что скажешь, дед Макар?

- Однако хорошо было бы, — подумав, ответил Макар Иванович».

Так, постепенно обрастая деталями, на свет родилась идея создания на побережье Дальнего Востока большой артели — водорослеводческого совхоза. Очень большую помощь в создании различных механизмов для будущего предприятия оказал трем энтузиастам приятель Ванюшки — Микола Гузик, работавший тогда «в лаборатории самого академика Иоффе». Так в Советском Союзе появился первый в мире подводный совхоз, что крайне не понравилось японским заинтересованным лицам.

Этот текст вышел в очень сложный период для всей советской научной фантастики: в 1930-ом году фантастические произведения в «массовом порядке» стали исключать из планов издательств, журналы, ориентированные на приключения и фантастику, закрывались. Насупила «черная полоса» в творчестве Александра Беляева — главного фантаста того времени. Его практически перестали печатать. «Земледельцы» оказались не характерным для него романом. Романтика приключений в дальних странах, которая так чувствовалась во многих его более ранних произведениях, исчезла без следа, уступив место более приземленным материям. Теперь на первом плане оказалась романтика другого сорта — это была романтика научного поиска. По существу, эта книга стала невольным родоначальником того самого «идеологически правильного» направления советской НФ — фантастики «ближнего прицела». Но, к счастью, первая ласточка вышла из под пера такой яркой личности, как Александр Романович — человека, обладающего невероятной фантазией. Ему удалось такую, казалось бы, пресную тему, как создание подводного совхоза по выращиванию водорослей, облечь в увлекательную и вполне «читабельную» форму. Он постарался до предела насытить текст романа разнообразными приключениями, начиная от полета на «плечах» торнадо и заканчивая охотой на японскую подводную лодку. К тому же, в отличие от последних своих произведений ( «Продавец воздуха» и «Золотая гора» ), в «Земледельцах» перед читателем проходит целая галерея ярких и самобытных образов. Каждого из основных персонажей он постарался наделить своим оригинальным характером и некими запоминающимися «приметами», присущими лишь ему.

Так Семен Волков — обладатель «беспокойной натуры», бывший строитель и землемер, прекрасный охотник, вышедший из единоборства с тигром победителем, предстает перед читателем прекрасным организатором и мудрым руководителем, которому чужды скоропалительные решения и необдуманные действия.

Макар Конобеев, заслуживший впоследствии прозвище Нептун Иванович — человек старой закалки, опытный и наделенный житейской мудростью, могущество его духа превосходит невероятную мощь его тела, рыбак и охотник, настоящее живое воплощение былинного русского богатыря.

Ванюшка Топорков — юный и горячий парень, готовый с головой нырнуть в любую авантюру и даже залезть в пасть дьяволу, но только ради утоления своего неуемного любопытства, его увлекающаяся и постоянно фонтанитрующая фантастическими идеями натура служит отличным стимулятором для всех, находящихся рядом.

Микола Гузик — типичный гений-изобретатель, человек несколько не от мира сего, способный часами смотреть в одну точку, обдумывая очередную посетившую его идею, его рассеянность уступает лишь его гениальности, именно благодаря придуманному им супераккумулятору удалось воплотить в жизнь все планы команды Волкова. Именно в его уста автор вложил фразу «всё высчитано, взвешено, обдумано», что является несколько перефразированным переводом знаменитого библейского «Мене, текел, упарсин».

Даже герои второго плана вышли хотя и несколько шаблонными, но вполне достоверными, достаточно вспомнить супругу Конобеева Марфу Захаровну или главного антогониста романа господина Таяму Риокици.

Отдельного разговора заслуживают те фантастические изобретения, которым нашлось место в романе. Основой для практически всех новшеств служит изобретенный Гузиком чудо-аккумулятор одновременно компактный (со спичечный коробок) и очень мощный. Именно благодаря ему стало возможным создание удивительных водолазных костюмов, которые и стали, в итоге, основой для феноменальной успешности нового совхоза. Основное их отличие от уже известного в то время водолазного оборудования заключалось в полной автономности ныряльщика, который не был больше связан с базой ни воздуховодами, ни страховочным канатом. Кислород для дыхания вырабатывался непосредственно у водолаза, так как мощность аккумуляторов позволяла получать неограниченное его количество прямо из морской воды, путем электролиза. Этот же источник тока служит питанием для мощной лампы, гребного винта и, если это «зимнее» исполнение водолазного костюма, для обогрева. Эта идея стала прообразом изобретенного Жаком-Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном в 1943 году современного акваланга. А супераккумулятор в романе послужил так же для создания многих других приспособлений, в том числе и подводного трактора.

Итог: автор вернулся к теме человека-амфибии но на новом, менее чувственном и более разумном, уровне. Теперь человек в океане не изгой, обреченный на одиночество, а полноправный хозяин. Скальпель хирурга не только придал человеку новые возможности, но и навсегда отсек что-то в его душе, изменил его природу. Инженерный гений смог дать почти столько же и сохранить человека человеком. Александр Беляев, даже рассказывая о подводном совхозе, смог создать настоящий НФ-роман с подлинным жюль-верновским духом. Рекомендую для ознакомления. Читайте классиков!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю творчество Беляева. От некоторых романов я вообще фанатею (типа «Властелин мира» или «Ариэль»).

Но «Подводные земледельцы» были написаны в 30-е годы, когда от писателей требовали Агитацию. Естественно нужен был интересный сюжет, но любым образом надо вплести коллективизацию и проклятых капиталистов. А также нездоровый ура-патриотизм. Из-за наличия этих симптомов впечатление получилось смешанное. Вроде бы и задумка интересная, но реализовано как-то слишком однобоко. Вот эти ребята хорошие (святые), а эти японцы плохие (буржуины).

Главный герой Ванюшка, честно говоря, бесил всю дорогу. Эта его манера шепелявить в особо напряжённые моменты делала из него идиота. Если бы он шепелявил всегда ей-богу, было бы лучше. А так он словно припадошный какой-то.

Старик Конобеев вставляющий «Однако!» по поводу и без, тоже показался каким-то картонным. Из-за того что он лепил своё «однако» всегда и без разбору он тоже к середине романа стал подбешивать.

Это при том, что антураж-то очень занятный. Например мне очень понравились сцена, когда Топорков плыл по тёмной пещере и наткнулся на костер с путниками. Классный момент с нападением спрута. Да и вообще подводный городок хорошо описан.

В общем есть моменты хорошие, но регулярный пафос портит всё впечатление.

Моя оценка 6,5. Округляем до семи...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

подозреваю, что автор вовсе не о коммунистах писал свою книгу. пусть коммунисты и в главных ролях, а зловредные японцы, ведомые Таямой — антагонисты, кажется, Беляев написал некую утопию. идея о подводном обществе, где только совместный труд имеет значение. и думается, не случайно место действия — просторы океана, вдали от столиц мира, где «делается» политика». а важнейшей идеей романа считаю веру автора в рациональное, экологическое использование природных ресурсов.

несомненно, в романе есть много огрехов, неувязок, слишком как-то всё романтично. тем не менее, вполне читабельно и интересно.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с высказанным мнение о том, что это самый приземленный и даже наивный роман знаменитого советского фантаста. Одна из многих книг того периода, занесенная в категорию фантастики ближнего прицела. С учетом «Человека-амфибии» — самый слабый «подводный» роман Беляева. Сегодня читать эту книгу скучно и неинтересно, но полистать всве-таки стоит.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший и добротно прописанный роман! Да, есть агитационно-идеологический аспект, не без этого. Но:

1. Трудно в когорте российско-советских авторов того времени найти хоть одного, в чьих произведениях идеологическая составляющая отсутствовала бы полностью!

2. Кто платит, тот и заказывает музыку! Заказные и щедро оплачиваемые произведения от меценатов великим и не очень художникам, композиторам, скульпторам нас не только не возмущают, а восхищают( та же Джоконда у да Винчи, скульптуры у Микеланджело, фуги у Баха и т.д.)! Так почему мы отказываем ЧЕЛОВЕКУ с непростой судьбой и тяжелейшими болезнями в праве написать роман, который однозначно понравился партийным руководителям того времени! Ведь главное чего хотят заказчики во все времена и у всех народов- это качество выполненной работы! А в данном случае заказ выполнен хорошо и качественно!

3. Такие, со слов критиков, заказные идеологические произведения позволяют Автору думать не только о хлебе насущном, но и все творческие силы направлять на реализацию своих истинных шедевров, таких как «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль» и другие, которые входят в Золотой фонд не только Русской, но и Мировой фантастики и литературы!

P.S. Для многих моих предшественников, оставивших свои отзывы типа: «морально устарело», «прошлый век во всех смыслах», «никому не интересно», «наивно». Могу резюмировать только одним- всех этих подводных производств, вместе с битвой за урожай, до сих пор так и нет, не сумели еще реализовать и неизвестно, сумеют ли и когда! А вот это как раз и есть показатель настоящей фантастичности произведения!

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будни подводного советского совхоза. Очень милое и наивное произведение, в котором практически нет фантастических приключений, потому что сама тема это сплошное приключение. Жить и работать на дне моря-океана, кто бы ни мечтал о таком. И автор, взяв нас за руку, ведёт по этому миру, просто и обыденно рассказывая о самом необычном совхозе...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантазия этого писателя всегда радовала читателей всех возрастов и... кгхм... профессий. На этот раз ему это снова удалось. Представить рабочих людей в несколько своеобразной среде (а именно в океане), и написать книгу на эту тему, чтобы было интересно и не фальшиво, чтобы эту книгу до сих пор читали и погружались в нарисованную словестно автором картину... это еще уметь надо... Беляев смог. Дальше можно без комментариев, хотя пару слов сказать все-таки хочется о самой книге...

Сама прочитала очень быстро, и осталось желание как-нибудь перечитать эту книгу. Конечно в некоторых местах было очень наивно написано, не скрою, но все-таки тогда это позволяло время и недостаток технологий... А если в целом, то рассказ понравился. Он (если отбросить условия жизни людей в океане...) почти не был похож на фантастику. Казался просто рассказом, и только закончив читать книгу можно было понять, что все-таки там был океан и люди там жили. Это не столько фантастика, сколько своеобразная авторская задумка с ссылкой на невозможное.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх