FantLab ru

Вера Камша «Красное на красном»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Оценок:
1696
Моя оценка:
-

подробнее

Красное на красном

Роман, год; цикл «Отблески Этерны»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 121
Аннотация:

Четыре столетия назад пала династия Раканов, издавна правившая королевством Талигойя. На престол взошёл Франциск Оллар, а Талигойя стала Талигом. Пять лет назад герцог Эгмонт Окделл поднял восстание против потомка узурпатора, но был побеждён и убит герцогом Алвой. Теперь же его сын, юный Ричард Окделл, прибывает в столицу Талига, чтоб пройти положенное молодым дворянам обучение. Что ждёт в будущем его самого и всю страну, пока ещё никому неведомо...

© Nog

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 482

Активный словарный запас: средний (2908 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Красное на красном
2004 г.
Отблески Этерны: Красное на Красном. От войны до войны
2014 г.
Красное на красном
2021 г.
Красное на красном
2022 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книгу посоветовала жена. Ей этот цикл нравится. Я же, ещё не дойдя до половины первого романа, уже знал, что на нём моё знакомство с «Отблесками Этерны» завершится.

Суть вот в чём. Если автор намерена постепенно развивать своих героев и основную линию сюжета, чтобы лишь к четвёртой-пятой книге читатель мог себе понять масштабы замысла, то в топку такой цикл. И вроде бы интрига в романе есть, но она слишком очевидна. Или же это не интрига, а только завязка чего-то грандиозного, о чём мы узнаем спустя 10 романов. Для этого первый роман цикла нужно было писать куда сильнее, интереснее. Так, чтобы не оторваться. А так — лучше не начинать. Если Камша думает, что читателю будет интересно узнать что же случиться дальше с забитым сопляком Ричардом, она ошибается. Этот герой даже жалости не вызывает. Только отвращение. Не такое отвращение, как идейные злодеи, а из-за абсолютной убогости. Другая линия сюжета, та, что про Робера, вообще непонятна. То есть, происходящее понятно, но желания узнать, что будет дальше, нет.

Есть в романе персонаж, на котором зиждется интерес к циклу у многих читателей. Да, это Рокэ Алва — «гений, миллиардер, плейбой», только с филантропией не сложилось. Вместо неё цинизм. Да, он единственный симпатичный герой, но симпатичен он до отвращения. Ну прям супергерой. Куда ни посмотри — везде талант высшего порядка, в любом виде деятельности. Ну не верю! Такой герой не нужен. Особенно, когда на его фоне все выглядят серо и заурядно. Перекос, мадам Камша.

Но это всё цветочки. Причина, по которой «Красное на красном» станет последним для меня романом цикла, в ином. Как ценитель текста, не мог проигнорировать качество написанного. И что имеем? Некоторые научные труды имеют куда более живой текст. Здесь же непрекращающийся пафос. Изо всех дыр. Кроме того, от первой до последней буквы всё настолько серьёзно, что закрадывается подозрение: а не раскроется, положим, в шестой книге цикла, что этом мире Создатель забыл сотворить юмор? Настолько сухой и неживой текст ещё нужно постараться написать. Диалоги — это спрессованная (вот-вот аж треснет от максимальной концентрации) серьёзность и морализаторство, замешанное на нехитрой философии. А еще в каждом втором предложении сюжетной линии юного Окделла, обязательно идёт напоминание о долге, о былой Талигойе, о Людях Чести и прочем. Это очень раздражает. Ну сколько можно одно и то же, только разными словами?

А ещё текст очень тяжёл. Предложения громоздкие, перегруженные оборотами. В одном предложении может идти речь о разных людях или темах.

И вообще. Только последняя треть романа хоть чуть-чуть любопытна. Война всё-таки. А то дворцовые интриги, соплежуйство Ричарда и неразделённая любовь Робера выглядят совершенно кисло с точки зрения подачи. Что-то якобы происходит, какая-то информация даётся, но её слишком много. И была бы она действительно важна или играла бы роль с повествовании — ладно. Но ведь в «Красном на красном» 95% сведений — просто заполнение страниц. Вводная для следующих книг цикла. Убеждён, в следующих книгах поданная информация всплывёт, как-то будет использована. Но это не важно, ибо здесь и сейчас мне-читателю скучно, тоскливо, хоть волком вой. Зачем же перегружать текст с прицелом на потом, когда нужно увлечь читателя в реальном времени, а не кормить потенциальным будущим? В итоге, будущее «Отблесков Этерны» для меня потеряно.

В принципе, весь отзыв уместился бы в два слова «упоротое графоманство». Но на Фантлабе такие отзывы не котируются. Тем более накопилось за время прочтения. А читал я роман без малого месяцев девять. И теперь счастлив, что наконец завершил безрадостное путешествие по творчеству мадам Камши. Спросите, почему не бросил на половине (ведь, я упоминал, что для оценки сего опуса хватило и полкниги)? Жене обещал хотя бы один роман из цикла прочитать.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хм, долго не мог начать читать данное произведение и не даром.

Во первых это наверно единственный мной прочитанный роман где нет не то что располагающего к себе героя, тут нет ни одного героя которому я бы стал сопереживать, что конечно не может не огорчать. Как то тяжело читать книгу где ни одному герою не хочется пожать руку.

Во вторых выводит из себя беспредельная бредовость мира. Приведу несколько примеров

Например эпизод у куртизанки Марианны. Представьте себе в стране где рабство не упоминается в принципе, некие мужчины приходят в дом БАРОНЕССЫ и её мужа поиграть в карты при этом умудряясь проиграть и саму баронессу и её дом, не нормально да ? Причем никого это не смущает, вроде как обычное дело сесть и проиграть тебе не принадлежащее. Я бы еще понял если бы в текст ввели долги Марианны и проигрывали бы их, но автору недосуг оправдывать свой бред.

Или с какой стати человек чести берет в оруженосцы навозника с которыми идет вечная вражда, чтобы навозник следил за ним ? Нет правда ну зачем ?

И такой галиматьи дофига и больше, но вишенкой стал эпизод когда Рокэ сбивал плод абехо с головы Робера и при этом умудрился сбить плод с головы и попасть в глаз Белому Лису, я прям так и представляю ситуацию стоит мужик с плодом на голове, а я самый умный стою у него за спиной, чтобы если что застрелили хоть не Робера так меня. Особенно смешно это читать учитываю репутацию Лиса способного ради себя утопить мать родную.

Из достоинств только боле-менее легкий слог

В общем дочитал с большим трудом, вторую книгу даже начинать не буду ибо такую мутотень никаких нервов не хватит читать

Оценка: 3
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жаль, что Камша, видимо, не играет в ролевые игры. В те, что про опыт и характеристики, дабы не подумал кто чего превратного. Иначе бы она знала, что у любого персонажа, скажем, есть некий лимит касательно того, что он умеет, а чего нет. Он может быть узким специалистом, может уметь всего понемногу, может выделяться чем-то уникальным, но он не должен уметь все и сразу. Потому такой всемогущий персонаж убьет весь интерес и затмит собой всех остальных.

Что же представляет из себя заглавный герой «Красного на красном» Рокэ Алва (а заглавный тут именно он, а не его горе-оруженосец, которого он без конца выручает)? Лучший фехтовальщик, стрелок, стратег, тактик, политик, знаток и одновременно нарушитель этикета, кумир дам, предмет зависти господ, всезнающий и всевидящий, суровый, но справедливый, благосклонен к простому люду, швец, жнец, в карты и на гитаре игрец (ясное дело, тоже максимального уровня). А все недостатки исключительно приписываются ему врагами. Шаблон «полный список основных навыков и достоинств», а не человек. И поэтому книгу читать абсолютно неинтересно. Все кто с Алвой молодец, те, кто против, тем конец. Все четко и ясно. Остальные персонажи становятся не слишком важны и интересны только потому, что мир тут вращается вокруг чудо-маршала.

Камшу почему-то любят сравнивать с Мартином. Но если бы Мартин ввел у себя подобного героя изначально, история Семи Королевств сложилось бы совсем по-другому. Нед Старк мастерски бы разоблачил заговор, потом разбил Станниса у Черноводной с минимальными потерями, а затем видимо бы стал шинковать мертвяков пачками и отрывать крылья драконам. Может быть, даже поймал бы выпавшего из окна сына, каким-то чудом оказавшись прямо под этим окном.

Но если бы проблемы книги ограничивались лишь одним чудо-маршалом, это было бы полбеды. Тут еще есть мелкие косяки со стандартными для фентези преувеличениями, вроде свергнутой аж четыре века назад, но все еще мутящей воду династии. Но это так, мелочи. Главная проблема – это уходящая к горизонту вереница продолжений, за которую попросту жутко браться (особенно почитав отзывы на последние книги…) и у которой одна из самых мутных на моей памяти структур (например, одна из последних книг это, оказывается, [набирает побольше воздуха] третья книга третьего тома пятого романа основного цикла). Не хочется тратить свое время на затянутый сериал, чей конец мы может никогда и не увидим, не смотря на заверения автора, что «эти книги уж точно последние, и я их обязательно допишу» [смотрит на затянутый паутиной трупик Арции].

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравится стиль, медленный, плавно развертывающий речь, немного отдающий старинными хрониками. Хотя есть моменты, когда «поглядишь — чистехонько, погладишь — гладехонько, читаешь — везде задевается». Везде не везде, но упоминания ада, картошки и хаты с краю было несколько лишним. Такие мелочи основательно портят впечатление и разрушают картину мира.

Мне нравится мир. Он выглядит немного безумным: похоже, так называемые Повелители очень смутно помнят, если помнят, как повелевать своей стихией (то есть в следующих книгах это станет гораздо очевиднее, но пока так). Но в этом безумии есть метод, как у Гамлета, которого Камша, кажется, не жалует (эту антипатию я помню еще по «Хроникам Арции»). Может быть, дело еще и в прологе, который пленяет своей прекрасной поэтичной обреченностью.

Мне нравится сюжет. Он идет не спеша, в средневековом темпе, нигде не срываясь в галоп. И он интересен.

После прочтения других книг нравятся «ружья», точнее намеки, отсылки, предсказания. Их интересно ловить. А вот собирать аллюзии по временам скучновато.

Мне нравятся персонажи. Робер — раненый прошлым, но обаятельный человек. Со своими недостатками. Довольно противоречивый, но понятный. Может быть, истосковавшийся по любви. Сначала думает, что не может жениться по расчету, ведь он герцог, а потом готов забыть все герцогские титулы и прочее ради Мэллит. Вассальную верность он бы точно забыл, если бы не было дружбы.

Нравится Ричард — здесь. Позднее перестает. Кто читал, тот понимает причины. Мальчик наивен, причем, кажется, сделан таким специально — удобным. Но пытается учиться чему-то иному. Жаль, что не получилось.

Нравится Катарина — сильная и привлекательная. Немного похожа на миледи Винтер — белокурая, ангельская, но себе на уме. И умеет обаять и разжалобить.

Не нравится, что женских образов как-то маловато. Они в тени. Понимаю, что это такой сеттинг, средневековье, патриархат, но... все-таки можно было бы расширить их роль. Немного странно, что в здешнем средневековье мужчины в шестнадцать лет ни с кем не обручены, а некоторые в тридцать ходят холостыми.

Долгое время не нравился образ Алвы. Признаюсь, смогла его оценить только читая «Полночь». Ибо без него никак. Он просто есть и должен быть. Такой, каким сотворен.

Не нравится регулярность опечаток.

Не нравится, что «недодали» унаров. Но в других книгах додадут, и это хорошо.

Не нравятся некоторые мысли и идеи. Они слишком даже для самого жестокого средневековья.

В целом — очень и очень приятная книга. Люблю перечитывать.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великое искусство кино! Оно дает толчок воображению, заставляет внимательнее взглянуть на казалось бы, обыденное и неинтересное.

Первым книгам Веры Камши об Этерне без малого 20 лет. Их читают и перечитывают. Существуют Фан-Дома, кто-то разочаровано бросает чтение новых книг, кто то наоборот…

Как и я собственно.

Если бы не нежданная отечественная экранизация, я видимо тоже не попал бы ни в Талиг ни в Картиану, но ролик к фильму заинтриговал.

Посмотрел пару видео обзоров «Отблесков Этерны» на YouTube. Причем несколько роликов подряд критические.

И все же, все же, все же…

Начал с первой книги, (поскольку попытка начать с 9й закончилась ничем)

«Красное на красном» — матчасть сериала.

Мне понравилось. Просто, честно, интересно.

Тем более, что есть с чем сравнить. (Недавно прочел первые две книги «Архива Буресвета» Сандерсона.)

Книге Веры Камши ставлю более высокий бал!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В. Камшу по праву можно назвать одним из столпов отечественного фэнтези: и за монументальность её циклов (автор явно задалась целью переплюнуть старину Ника Перумова), и за ярчайший образ одного из героев. Герои у В. Камши в целом неплохи. Они отнюдь не блещут тончайшим психологизмом, напротив — стилю автора присуще некое утрирование, что придаёт даже самым интересным персонажам картонности, и это множится на тяжеловесный, а местами откровенно занудный текст. Занудность усугубляется стремлением автора напихать как можно больше слов-заменителей. Имя, фамилия, сокращение, второе сокращение, принадлежность, ещё одна принадлежность, прозвище, и всё это — один человек! Безумно тяжело читать, когда просто не понимаешь, кто все эти десятки людей, при том, что в эпизоде участвуют… двое. Море неблагозвучных имён и так-то тяжело запомнить, а с этими заменителями и подавно.

Язык у Камши очень неровный: местами красивый, местами кривой, но таких перлов, как у некоторых отечественных писателей, не будем тыкать пальцем, с сотней повторов (они есть, но не критичны) и дикими выворотами построения предложений назло всем филологам, я не увидела. Вообще, несмотря на серьёзные стилистические недостатки, читать «Красное на красном» увлекательно, но непросто, так и хочется перескочить через скучные абзацы и побыстрее добраться до сути. Очень много воды, однако в этой воде много и событий. Это не роман-пустышка, в котором персонажи просто ходят и говорят, здесь действительно есть динамика.

Возвращаясь к персонажам, не могу не отметить тот самый образ — маршала Рокэ Алву. Он чудовищно мэри-сьюшен, однако автору удалось сделать его ещё и очаровательным и абсолютно не раздражающим своей гипертрофированной идеальностью. Отчасти из-за того, что ПОВ-ов Алвы в книге мы не увидим, отчасти из-за того, чьими глазами мы смотрим на него — глазами Квентина Дорака, человека, который, не являясь королём, держит власть в своих руках, и Ричарда Окделла, чьего отца во время восстания Алва убил во время дуэли. Дорак неплох: читать его части интересно, он служит своеобразным окном, через которое читателю разжёвывают различные события. Ричард же непроходимо туп. Им вертят, как хотят, обвешивают лапшой, а он и рад. Алва, однако, обладает особой персонажной магией: он ухитряется делать интересными тех героев, что его окружают, в том числе и Ричарда. Тупость и зашоренность, как и всё в этой книге, преувеличено, но вместе с тем автор ухитрилась весьма достоверно показать подростка, которого буквально растили в замшелых традициях четырёхсотлетней давности. Это интересно читать, а с Алвой он и вовсе составляет дуэт невероятной харизмы. Робер Эпине просто скучен, нет в нём искорки, вдовствующая принцесса Матильда неплоха и нетипична для жанра, но меня тоже не зацепила.

По поводу четырёхсот лет у меня тоже есть нарекания. Старую династию свергли эти самые четыреста лет назад, и дворянство до сих пор не смирилось и грезит о реставрации государства. Вот только это абсолютно не реалистично. Даже сто лет для человечества огромный срок, а четыреста? Фэнтези-авторы живут в каком-то другом мире, где время отлично от нашего, иначе я просто не знаю, чем объяснить эту повальную жажду набросить как можно больше лет на вехи истории. Спасибо, что всего четыреста, а не четыре тысячи.

Ещё один крупный минус — сноски. Их какое-то невероятное количество. Вместо того, чтобы подавать лор через текст и вынести какую-то сложную информацию в отдельный глоссарий, В. Камша чуть ли не на каждой странице поясняет любое незнакомое слово. Ей самой-то удобно читать такие книги?

Резюмируя: книгу можно безболезненно сократить, но не на критичный объём. Мир пока что (!) никакой и ничем не выделяется в строю безликих фэнтези-сеттингов. Туман таинственности В. Камша нагоняет хорошо, загадки всегда играют на руку многотомным эпопеям. Батальные сцены написано отлично, но у меня есть вопрос к тактическим решениям, а именно как минимум одна битва выглядит максимально высосанной из пальца. Всё же, оправдывать мери-сьюшность великого полководца нужно действительно выдающимися сражениями, а не расставляя ему по кустам рояли.

8 сапфиров из 10. Объективно книга заслуживает семёрки, но уж больно я люблю Рокэ Алву, да и в целом «Красное на красном» — довольно динамичный, несмотря на воду, и яркий старт цикла.

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вера Камша решила начать творить с чистого листа. «Хроники Арции»? Ну, подражание Перумову и Мартину, писавшееся изначально в стол, видимо, изрядно опостылело и самой писательнице, поэтому и окончание цикла не выходит уже больше десяти лет. Ей нужно было что-то свежее, не отягощённый писательской незрелостью мир, в который будет приятно поместить своих героев...

Мир, во всём похожий на Европу XVII века, абстрактное королевство Талиг. Четыре сотни лет назад Франсиск Оллар отобрал трон у династии Раканов, изгнав их вместе с наиболее верными сторонниками за пределы страны. Свергнутая династия веками строит заговоры против узурпаторов, при дружественной «помощи» соседних стран, Оллары потихоньку увядают в своём величии, древние роды «Людей Чести» давно превратились в толпу деградантов. У государства на глиняных ногах есть только одна надёжная опора — молодой маршал Рокэ Алва...

Если отдельные тома «Арции» выглядели как подражание Мартину, то здесь я вижу больше ноток из Гая Гэвриэла Кея. Тот же псевдоисторический фон, мощная прописанность героев, определённая... уютная «камерность» мира, но в тоже время — отсутствие грязи, столь любимой Дж. Р. Р. №2. Да и сами герои... Альдо Ракан — весьма и весьма похож на Алессана ди Тигана из одноимённого романа, бездумного борца за свободу своей родины. А Рокэ? Пусть мне плюнут в глаза, если он не напоминает, почти один в один, Аммара ибн Хайрана из «Львов Аль-Рассана». Но направление, мне кажется, Камша выбрала верное — стиль Кея лично мне всегда импонировал.

Герои. Рокэ Алва, конечно, во многом ненатурален — великий фехтовальщик, стрелок, тактик, любовник, книжник, злодей, алкоголик... И всё это — одновременно. Но всё равно — вышел он здорово, каждое появление на страницах романа то балагурящего и зубоскалящего, то неимоверно жестокого маршала Талига заставляет прилипнуть к тексту накрепко. Рокэ — очень и очень яркая личность, сотканная из противоречий, вызывающая одновременно и отвращение и восхищение. Образ маршала до такой степени удачен, что Камше можно простить всё что угодно, все мелкие недостатки романа. Ричард Окделл — юный идеалист из «людей чести», который как принято в его среде, мечтает об ушедшем прошлом, когда трава была зеленее, восхищается Раканами (коих никогда не видел), и ненавидит Олларов (которых, впрочем, до середины повествования он тоже не видел). Хороший, искренний парень, чрезвычайно наивный и мало что повидавший в жизни, попадает под опеку Алвы, и, внезапно, обнаруживает, что дьявольский Первый маршал не так плох, как его малевали... По всей видимости, парень станет вскоре ближайшим соратником Рокэ, и обратиться против своих былых покровителей... Робер Эпинэ немного невыразителен, куда бледнее предыдущих, но, по всей видимости, это человек, устраивающий « la revolution» не по своей воле, а ради друга и своей семьи — нет в нём чегеваровского огонька — только какая-то добродушная обречённость. Альдо Ракан и Мэллит — вообще никак, бледные тени, а вот вредная бабка Матильда — просто гениально, пусть даже и появляется она всего ничего.

Сюжет — хорош. Интриги перемежаются со странствиями, те в свою очередь — в описание военной кампании, замечательное, между прочим — военные баталии у Камши традиционно удаются. Всё равномерно и гармонично.

Пожалуй, единственный крупный недостаток романа — создать полифонию мнений у автора не получилось. С какого бока не смотри, Раканы и их сторонники — жалкие и мелкие пакостники, коими вертят все кому не лень. Ну не возникает у меня впечатления, что это и правда династия, достойная восшествия на трон, ну никак. Хотя, безусловно, у каждого героя — своя правда, но у сторонников свергнутых она немного то вымученная, то идеалистичная...

В итоге — безусловно, один из лучших образчиков отечественной фэнтези последних двадцати лет. Конечно, судя по размеру цикла и падающим оценкам дальше всё грустно, однако начало цикла — выше всяких похвал. И за такое бойкое начало автора, безусловно, стоит поблагодарить.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Твою кавалерию!»- как говорит Матильда Ракан.

Очень рад книге! Замечательно прописаны характеры героев. И если поначалу непросто разобраться в генеалогии Великих Домов, то в процессе чтения все встаёт на свои места. Множество интриг и приключений главных героев поддерживает интерес, а непредсказуемые повороты сюжета не дают оторваться от книги.

И странным контрапунктом, пересекаясь с основной линией, идёт сюжет о потустроннем, полный таинственной недосказанности. К чему он приведет? Выяснится, надеюсь, со временем. Хотя цикл задумывался автором как трилогия, а по факту получился гораздо шире, поэтому развязки в скором времени ждать не приходится. Но это ведь к лучшему, не правда ли?))

P. S. Отлично читается под Бранденбургские концерты Баха!

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга, если вкратце. Ну а если поподробнее, то есть всякое, правда на фоне плюсов о минусах быстро забываешь.

Что хочу сказать, это весьма интересный ход — сделать главным персонажем того, кого мы видим только глазами других героев. Во многом именно отсутствие у Рокэ пова делает его настолько занимательным и загадочным. Действительно колоритный персонаж. До конца не знаешь, чему из того, что о нем говорят, можно верить, а что — бред сивой кобылы или изыскание полчищ завистников. Его мерисьюшность, как ни странно, не раздражает. Почему? Да потому, что она четко вплетена в сюжет. Именно таковым Алва задумывался — исключительным, таких, как он, не может быть много. На этом автор и строит свою историю.

Что же касается остальных персонажей, то они, хоть и с наличием пова, в яркости все же проигрывают. Но, тем не менее, они все получились живыми и довольно глубокими. Робер Эпине из всех Людей Чести наиболее соответствует столь высокому званию, хотя желание поступать по чести ведет его не по той дороге. Но это в итоге заставляет задуматься его о том, правильный ли смысл он вкладывает в понятие честь. Желание сдержать клятву, верность королю и, в конечном итоге, желание достичь высшего блага, толкают его на необходимость совершать ради высокой цели даже недостойные поступки. В итоге мысль, что цель далеко не всегда оправдывает средства, проскальзывает в его сознании. Ему действительно всех жаль, совесть его не перестает терзать, заставляя думать, а что есть правильно. Этим, а так же любовной линией, он меня и зацепил. Маленький Климент — еще один удачный образ.

Ричард получился каким-то непонятливым, но ему тоже сопереживаешь. О, как порой трудно отличить правду от лжи, а добро от зла! Насколько на наш образ мыслей, на наше видение мира влияет то, что вдалбливается в наши умы с детства. Нужно очень постараться, чтобы научится смотреть на мир шире, а не только со «своей колокольни». Ричарду дается это с трудом. Ему тяжело думать своим умом, куда легче верить остальным, тем, кого ты считал «во всем правым», но автор постоянно тормошит его, толкая в ситуации, где юный Дик вынужден задать себе вопрос: «а вдруг все не так просто?». Но, тем не менее, твердолобость выкорчевать не так легко.

Сильвестр. О, это очень колоритный персонаж! Кардинал Ришелье в фентезийном антураже! Образ Матильды тоже удался.

Особо хотелось отметить Мэлитт. Эту прекрасную, мудрую, отважную, и в то же время глупую девушку, мне было жаль больше всех остальных. Но она — прям настоящая жемчужина книги. Надеюсь, в будущем ей отведут более значимую роль.

Мистическая линия захватывает не меньше основной истории. Надеюсь на ее развитие. И вообще, атмосфера романа — одно из наибольших его достоинств. Реалистичная, и в то же время... романтичная, что ли?

Из минусов можно отметить лишь довольно тяжелое погружение. Но разве это может остановить любителей литературы?)

В книге почти нет однозначных персонажей. Хорошо это или плохо — не знаю. Но порой и в жизни, как и в этой книге, разобраться что хорошо, а что плохо — ой как трудно. Возможно, именно об этом авто хотела сказать.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман из серии скорее понравился, чем нет, но ничто не совершенно под луной.

Мир книги широк. Горы, море, леса, несколько стран с областями и столицы — не сказать, чтобы перед глазами стояли, но общее впечатление разнообразия и широты есть. У каждого народа своя культура, у каждого персонажа свое прошлое и характер. Читалась книга легко и быстро, было, над чем посмеяться, было, чему сопереживать.

Есть три момента, которые не позволяют поставить «Красному на красном» 10-ку и навсегда внести в список лучших отечественных фентези.

1) Неуместные выражения, которые просто не могут существовать в мире книги. Пример прямо в прологе: «моя хата с краю». Я не знаю, вроде пишут, что пролог поменяли на другое, более подходящее авторское произведение, и там все в порядке. В любом случае, подобные вещи встречаются по ходу всей истории, и тогда атмосфера мира лопается, как мыльный пузырь.

2) Сноски. Про них уже писали, и их количество действительно является большой проблемой. Я прочитала первые четыре, а потом просто забила. Не представляю, каково было людям более добросовестным, которые все это прочитали.

3) Последней проблемой является персонаж, упомянутый абсолютным большинством комментаторов. Он красив и умен, и талантлив во всем, он Мэри Сью со шпагой, он — Роке Алва. У меня нет проблем с мэрисьюхами, но при условии, что место им на страницах книг с картонными персонажами, картонным миром и пенопластовой философией. Но не в этот раз.

Автор отлично поработала над миром, его историей, создала интересных персонажей, среди которых даже второстепенные в меру архетипичны, но в то же время оригинальны, чтобы запомниться. Есть среди них, как всегда, более яркие и менее яркие герои. И есть Роке Сью. И вот что он делает с книгой: менее яркие герои на его фоне выцветают, и читатель теряет к ним интерес. А на фоне более серьезных героев он сам становится гротескным до зубовного скрежета, и я снова как будто читаю на фикбуке чьи-то несбыточные фантазии. Книга теряет баланс из-за всего лишь одного персонажа, а это обидно.

Я искренне восхищаюсь авторской работой над реалиями мира, мне нравится, что время действия — наконец-то не затасканное Средневековье, но... Точно знаю одно: если бы книга заканчивалась главой про отца Германа и Паоло, я бы без раздумий взялась за вторую часть. А пока оставлю цикл. Может, еще соберусь.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В чтении этого цикла я уже ушла далеко вперёд, так что припомнить мои первые впечатления сейчас сложновато. Но попробуем. Книга мне понравилась не сразу. Сначала мне показалось, что у меня останутся очень средние впечатления. Но потом начались политические интриги, покушения на убийство, а потом даже война, и стало очень интересно. В книге происходит очень много всего, и это особенно заметно по следующим томам цикла. В частности, война успевает не только начаться, но и оперативно закончиться. При этом события не выглядят сумбурными и не утомляют — в отличие от, опять же, следующих томов цикла.

Главным героем книги выглядит Ричард Окделл, хотя он и не единственный POV-персонаж. Его непростые отношения с врагом-сюзереном Рокэ Алвой (этот человек — политический противник Окделлов и убил отца Ричарда, но харизма есть харизма) занимают львиную долю книги и читательского внимания. Другие линии и POV-персонажи на этом фоне менее интересны. Читая линию Робера Эпинэ в первой книге, я и вовсе только только лишь скучала в ожидании возвращения к Ричарду — в отличии от, простите меня, следующих томов цикла, где ситуация была ровно противоположная. Но мне очень понравилась Матильда, хотя её в этой книге было очень мало (а в следующих томах, имхо, слишком много — впрочем, это уже не та Матильда).

В общем, первая часть цикла меня очень заинтриговала. А завершающие страницы книги просто требуют читать продолжение, что я уже и сделала.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приступала к книге с некоторыми ожиданиями, насмотревшись на позитивные отзывы…и очень зря. Дальше сотой страницы (в электронном варианте) не осилила, решила не издеваться над собой, ибо это торжество пафоса ну просто нечитабельно.

С первой же страницы автор вещает так высокопарно, что аж страшно становится. Сначала думаешь, мол, это просто конкретный персонаж так «изысканно» мыслит и изъясняется, но история движется дальше, локации меняются, персонажи меняются, а напыщенность остается. И «достославный из достославных» вещает пафосно, и самый обычный персонаж, и даже описания чего угодно подаются все в такой же помпезной манере. Вдобавок к этому еще и бесконечные длинные предложения. Автор явно не в курсе, что чтобы текст был комфортным для потребления, длина предложений чередоваться должна, чтоб хоть какая-то динамика наблюдалась.

Дальше на лицо проблемки с заместительными. В одном абзаце, где речь идет о двух людях, автор умудряется этих двоих в каждом предложении по-разному называть (по именам, титулам, фамилиям и даже по национальности, блин), в итоге создается впечатление, что там с десяток человек, и хрен пойми кто из них кто. Напомнило унылые фанфички с фикбука.

Также с самых первых страниц на читателя вываливают тонны дополнительной «информации о вселенной», при чем, вместо того, чтобы органично повествовать об этом всем в ходе истории, нам даются огромные такие сноски. Там и о религиях с иерархиями чинов и титулов, и хитровымудренная система летоисчисления с календарем, и прочее прочее прочее. Такое ощущение, будто автор ну очень сильно пытался в СМОТРИТЕ У МЕНЯ СУПЕР ПРОДУМАННАЯ ВСЕЛЕННАЯ, а получилось унылое нагромождение.

Еще очень повеселила поговорка про хату с краю в фэнтезийной, явно не славянской, вселенной. И внезапная любовь с первого взгляда аж до «судьба девушки волновала Иноходца больше гоганских глупостей».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну да, девуля, которую ты видел 2 минуты гораздо важнее договора, по которому ты получишь трон, свергнув каким-то образом нынешнего правителя.
Хотя это уже больше придирки…но все равно ФИ.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если не вдаваться в анализ текста и проработанность образов, то хочу сказать, что давно не попадалась книга, читая которую, жаль прерывать процесс на сон и прием пищи. Постоянное желание продолжить чтение. Очень увлекательно ! Пусть местами наивно и может быть предсказуемо ! Пускай где-то персонаж уж слишком хорош или слишком плох ( практически без нюансов), Но, повторюсь, оторваться невозможно. С огромным удовольствием читаю продолжение (уже середина книги) «От войны до войны».

NB не поленился и купил сначала «От войны до войны», где издатель разместил приквел к циклу — повесть «Пламя Этерны», а уж потом приступил к чтению обсуждаемого здесь романа. Но если вам лень это сделать — не парьтесь — смело начинайте читать «Красное..». Но часть понимания и красочности потеряете ! Рекомендую к увлекательному прочтению. Особенно мальчикам !

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Астрология — не гадание со свечами и не разноцветные картинки, это — наука, в которой все строится на расчетах. Другое дело, что звезды не приказывают, а советуют, и что жизнь человека — это столкновение его воли с судьбой.»

*

«Воистину человек глубже омута речного, и никому не ведомо, что скрывают сии глубины.»

*

«Никогда не стоит пренебрегать предчувствиями. Но если их нет, следует руководствоваться здравым смыслом.»

*

Среди системы миров Великого Ожерелья есть мир с очень красивым названием Кэртиана. Однако его судьба и судьба всего Ожерелья находятся под угрозой — некая внешняя мистическая сила пытается захватить эти миры. Противостоять таинственному врагу способны только люди. Но людям, погрязшим в кровопролитных дворцовых переворотах и войнах за укрепление власти, нет никакого дела до проблем вселенского масштаба. Эта история начинается с того, как однажды 16-летний потомственный герцог Ричард Окделл попадает в школу оруженосцев королевства Талиг, по окончании которой должен поступить на военную службу к влиятельным сановникам. Тем временем, в другой части мира — городе Агарис, молодой принц Альдо Ракан и его друг Робер Эпинэ ввязываются в политическую авантюру, исход которой может оказаться самым непредсказуемым. Что ждет наших героев пока неведомо, но ясно одно — именно им уготована важная роль в судьбе мира Кэртиана. 

*

Роман «Красное на красном» дает старт огромному эпическому циклу, состоящему из 5 томов. Поэтому надо быть готовым к тому, что львиная доля романа — ознакомительная, на страницах которой автор постепенно погружает читателей в мир Кэртианы, знакомит с главными героями, удивляет сюжетными тонкостями и интригует загадками. Сразу скажу, что начало этой книги далось мне непросто. Здесь так много нюансов, характеризующих упомянутый мир, которые многочисленными сносками дополняют структуру романа, что иногда сложно было улавливать основную нить сюжета. Однако этого невозможно избежать, потому что мир Кэртиана очень обширный и имеет свою древнюю историю, политические, экономические и религиозные особенности, описать которые в двух словах просто нереально. Повествование носит смешанный характер — оно ведется от третьего лица, но при этом читатель знает мысли, чувства и переживания героев. Оно разделено на несколько сюжетных линий, каждая из которых описывает нам события с ракурса одного из персонажей. Нити сюжета постоянно чередуются между собой, что не дает читателю заскучать, зациклившись на чем-то одном. Да и скучать особо не было причин, потому что события завораживают с первой страницы. Сюжет набирает обороты постепенно, и уже к финалу первой части достигает той динамики, что оторваться от книги практически невозможно. Именно здесь происходит потрясающее событие, которое дает новый виток развития этой истории. Поэтому, если вы от переизбытка информации немного «забуксовали» в начале книги, то прорыв в сюжете ждет вас буквально в конце первой четверти романа.

*

Очень хочу отметить слог автора. Он восхищает своей метафоричностью, образностью и поэтичностью. Хотелось иногда закрывать глаза и медленно пропускать через себя прочитанное. Создавалось впечатление, что я не просто читаю книгу, а сама вместе с героем стою в тени кустов летнего сада, где цветут акации, гудят пчелы, одинокое облако тает в небе, и владычица грез взрослеющего юноши задумчиво смотрит на ажурные кроны деревьев. В такие моменты я старалась даже не дышать, опасаясь малейшим вздохом спугнуть волшебство мгновенья. Это было прекрасно! Помимо лирических моментов, были волнительные эпизоды, поражающие некоей мистикой. В целом, отличительной особенностью книги является легкая эзотерическая нотка, которая звучит на протяжении всего повествования. Очень привлекают названия частей/глав, которые влекут нас к знаниям древних карт Таро, а так же органично в контексте истории выглядят немного затрагиваемые нумерология и астрология. Другими словами, эта книга настолько многогранна, что каждый сможет найти здесь для себя что-то интересное. А еще меня невероятно порадовал юмор автора, который проникает всюду и наличествует как в диалогах, так и в описательной части произведения. Браво, автор! Иногда я смеялась во весь голос. Посему, спешу заявить, что Вера Камша, однозначно, мой автор!

*

С героями поначалу тоже все было не просто. Где-то на уровне середины первой части книги, я поняла, что начинаю путаться в персонажах. Поэтому, впервые со времен чтений Бэккера, я взялась за перо и составила список действующих лиц. Причем, всех без исключения. Ведь прелесть этого цикла заключается в том, что здесь важен любой герой, и даже самый второстепенный способен, рано или поздно, по примеру чеховского ружья «выстрелить», сыграв важную роль в истории. Сами персонажи оказались невероятно живыми и поэтому очень меня порадовали. Потрясающие мальчишки, которые показывают нам, как часто молодость становится жертвой глупого предубеждения, и как легко можно манипулировать неопытностью в угоду личных интересов. Великолепные женские персонажи, которые настолько разные, что прекрасно дополняли друг друга. Однако, мой читательский интерес возрос многократно, когда в конце первой четверти романа на сцену вышел персонаж, интригующий своей двойственностью. Так случилось, что он — единственный главный герой, мнение о котором у читателей формируется через призму мировосприятия других действующих лиц. Его поступки идут вразрез с общественным мнением, которое оставляет желать лучшего. Для всех он — «темная лошадка», с не менее темной репутацией, которую он с удовольствием поддерживает. «Удача улыбается тем, кто смеется,« — говорит он и невольно заставляет читателей улыбаться, восхищая всех не только искрометным юмором, но и неординарными поступками. Да простят меня другие герои, но именно за этот персонаж я готова была обнять автора. Кто этот сердцеед с ярлыком гада и какие преследует цели — пока загадка, которую в ближайшее время вряд ли мы сможем разгадать.

*

Не обошлось в романе и без сердечной темы. Здесь две основные любовные линии, которые, с одной стороны, умиляют своей душевностью, а с другой — огорчают тупиковостью ситуации. Первая влюбленность, первый опыт близких отношений, первые волнения, взращиваемые на почве запретных чувств. Нет на свете человека, которому это было бы не знакомо. Пусть не подробно, но все же очень проникновенно, Камша задела этот аспект развития персонажей на фоне их общего взросления. Давно заметила, что душевно-сердечные метания полюбившихся книжных героев я принимаю близко к сердцу. Поэтому всегда сложно наблюдать любовные линии в виде разных геометрических фигур, когда все равно кто-то из участников остается в проигрыше. Тем не менее, именно такие моменты задавали лирическое настроение сюжета, делая его более всесторонним.

*

Финальная часть романа пролетела незаметно. Именно здесь происходит важное событие, которое войдет в историю мира Кэртиана, как битва на Дарамском поле. Те чудеса военного искусства, которые творят герои на страницах этой части, вызывают восхищение. Хотя исход всего был ожидаемым, банальным назвать его просто невозможно. Финал полностью открыт, и впереди нас ждет еще много книг этого цикла, чему я невероятно рада. Мне абсолютно не хотелось уходить со страниц этой истории, потому что автор смогла заинтересовать меня интересным миром, во многом похожим на наш. Где одни государства приходят в упадок, а другие собирают силы для войны и плетут заговоры. Где люди в порыве гнева упоминают порубленного Змея, закатных тварей и Леворукого. Где под глыбами распутства погребены семейные ценности, а легенды, передаваемые из поколения в поколение, теряют силу мысли, превращаясь в красочную фальшивку. На фоне этого всего лейтмотивом в голове вертится вопрос об истине. Так что же такое истина и насколько она сильна, если способна легко меркнуть на фоне яркой лжи, становясь незаметной, как незаметна красная кровь на красной одежде...?

*

ПС: перед чтением этой книги желательно прочитать небольшую повесть-приквел под названием «Пламя Этерны». Ну, а я в свою очередь приступаю к чтению книги под названием «От войны до войны». Продолжение следует...  

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал первый том Этерны «Красное на красном» и имею сказать, это было шикарно.

Книги об интригах и политике принято высоколобо презирать — ведь в них нет Философии! Но за «Философию» часто выдают набор красивых слов о чем-то далёком от жизни, о чём-то пассивном, медленном и лишённом энергии. Надсадно-пафосные книги о совершенствовании души, метаниях и поиске себя, печатаются каждый день, раздаются у метро и выбрасываются в урну у эскалатора. А «Государь» Макиавели будет выдерживать бесконечное число переизданий. Потому что его выводы — работают, его наблюдения — верны для всех эпох, его опыт — способен повлиять на жизнь людей. Хоть в средневековой Италии, хоть в современной Ливии, хоть в никогда не существовавшем Талиге. Политика — самый увлекательный вид спорта, в котором противники играют в невероятную «стратегию в реальном времени» без ограничений в возможностях.

***

Вера Викторовна, кажется, собрала чуть ли не все элементы идеального для меня романа, причём во многих случаях — совсем не так, как я их себе представлял.

...Меня бесит, когда герои не знают, чем им заняться. Бесят одиночки, оторванные ломти, без цели, дома, друзей, родных. Как будто они родились на свет за минуту до начала книги или вовсе свалились из другого мира. Герой должен быть родной, естественной частью мира, в котором он живёт....

«Этерна» очень быстро берёт быка за рога, раскрывает диспозицию сил и ставит героев в определённые положения внутри неё. Не считая вступления в духе «не-пришей-кобыле-хвост, что оно здесь делает?», «Красное на красном» посвящено вполне определённой истории: борьбе за трон в Талиге. И у героев с самого начала есть позиции по ту или иную сторону баррикад, им сразу нужно бороться — или, усомнившись, менять сторону. А не шляться по городам Великого Мира в поисках приключений.

***

...Я терпеть не могу, когда книга написана от первого лица героя, чья точка зрения — единственно верная и единственно известная, а сам он — заведомо бессмертен....

Камша берёт за основу принцип, подмеченный мной ещё у Тэда Уильямса. У автора есть несколько «агентов», с точки зрения которых он рассказывает историю. До Камши этот принцип успел позаимствовать Джордж Мартин, но его главы — это параллельно идущие истории главных героев. А главы Камши и Уильямса — точки зрения разных — главных и второстепенных — героев на развитие одного и того же сюжета. На самом деле, сюжетных веток всего две — в Талиге и в Агарисе, но взглянуть на них мы сможем даже глазами бабушки Матильды (кстати, очаровательнейший персонаж!)

***

...Я люблю читать про жизнерадостных и ироничных героев, наделённых брутальным, мужественным обаянием и снабжённых крепкой головой на плечах. А не изнеженной душой подростка и девичьим сердцем в волосатой груди, полным метаний и терзаний. Герои должны вызывать симпатию не только своей моральной чистотой. Куда больше симпатии вызывает лихость, ловкость, чувство юмора, чёткое представление о целях и умение их добиваться...

На первый взгляд, промах — номинальный главный герой Ричард Окделл суть молокосос, тряпка и колеблющееся ничтожество. Но на самом деле, стрежень истории не он — вот к чему здесь принцип «агентов с видеокамерами!» Мальчишка Дикон служит лишь «доктором Ватсоном», видеокамерой, снимающей блистательного Рокэ Алву. А уж этот персонаж хоть куда. Игрок, острослов, дуэлянт, музыкант, великолепный интриган и остроумный тактик, он даст фору даже брилёвскому Берену, вэберовской Харрингтон и — о ересь! — самому Тириону. За ним интересно наблюдать, им хочется быть. Он не просто ЗАЯВЛЕН как великий полководец — он демонстрирует чудеса полководческого искусства в кадре, перед нами. От нас не требуют верить на слово — нам показывают, чем он велик. И после этого по-настоящему восхищаешься этим великим и ужасным человеком.

***

...Я люблю, когда на стороне противников героя дерутся не безмозглые монстры, безумные фанатики или Абсолютное Зло, а люди со своими разумными целями и со своей правдой. Они объективно несут зло для героя и его близких, но делают это ради блага и выгоды «своих», и не лишены своих положительных качеств. Если не благородства, то хотя бы — ума...

С равноправием в «Этерне» даже перебор. Поначалу заявленные как «положительные» сторонники Людей Чести с самого начала сопровождаются таким мощным авторским сарказмом, что читателю ясно: силы Добра из них — как из Фродо чемпион по рестлингу. К финалу в правоте раканского дела начинают сомневаться даже герои-точкизрения, которые вначале настраивали нас на борьбу добрых Раканов со злыми Олларами.

Но со «своей правдой» Вера Викторовна не подкачала. Борьба «людей чести» и «навозников» напоминает борьбу красных с белыми, северян с южанами. Кто прав? Зависит от ваших взглядов. Вправе ли король сражаться за свой трон против своих же граждан руками иностранных наёмников? Можно ли ради защиты женщин и детей своей родины уничтожить сотни женщин и детей в тылу агрессора? Это не ответы автора, это ваши ответы, читатель. Они вроде бы лежат на поверхности, но когда видишь, в каких условиях принималось решение, то понимаешь: ты бы и сам не принял другого.

***

...Я люблю стратегию в реальном времени, показанную тщательно и подробно, с оригинальными тактическими ходами...

Не стратегия, но тактика в «Этерне» показана хорошо: большинство тактических ходов (в основном придуманных Алвой) неглупы, эффективны и реальны. И если экзотика вроде козлов-камикадзе и банальности вроде рассыпанного на дороге золота (трюк, описанный Юлием Фронтином аж в I веке) могут вызывать сомнение, то работа Алвы с артиллерией, спецназом, резервом и засадами достойна всяких похвал. Не зря «Мир Фантастики» в своё время назвал красавчика Рокэ лучшим полководцем в фантастике.

***

...Я люблю диалоги живых, вменяемых людей, не состоящие из позёрских фраз о вечности. Живые люди на работе говорят о деле, которое их волнует. Живые люди на отдыхе шутят и обсуждают любимые развлечения, слухи и сплетни, изредка — парадоксальные вопросы...

Если герои и берутся говорить о чём-то, не связанным с ходом книги, — это вполне естественные для молодых мужчин вещи: любовь, лошади, оружие, игры, вино, суеверия. Камша не заставляет бойцов пафосно обмениваться фразами посреди битвы. Нет сцен вроде «Прежде чем я убью тебя, я расскажу тебе свой план» или «За ним, идиоты!» Герои не откровенничают там, где это неуместно в реальной жизни. Предатели не выдают себя мерзким хихиканьем, короли и графы на переговорах не забывают об этикете и лицемерии. Покоробила только стилизация «под дерёвню» в речи провинциалов. По сравнению с настоящей речью крестьян, которую можно встретить у русских классиков, под которую удачно стилизовался Лукин, таможенники из Варрасты выглядят пародией.

***

Идеала не бывает — я бы просто не поверил в него. Конечно, книга не лишена недостатков. Очень насторожил и едва не оттолкнул пролог: надеюсь, в продолжениях не будет упора на «Упорядоченное а-ля Перумов, в котором невесть кто невесть зачем пожирает миры». Ричард Окделл выглядит уж слишком вялой тряпкой, к концу книги уже хотелось, чтобы он совершил хоть что-то, достойное мужчины. Алва, напротив, слишком безупречен — хотя я уверен, что в дальнейших книгах он ещё получит щелчков по носу.

Много странностей в мире: почему Люди Чести, веками находящиеся в оппозиции к Олларам и почти не скрывающие этого, ещё не отправлены в монастыри и на плаху? А если в Талиге такой махровый феодализм, что король даже не может покарать изменников — почему их владения до сих пор часть империи «навозников», а не отделились при первой же возможности?

Не очень-то потрясли и «страшные» истории о чудовищах, живущих где-то под старой столицей. Зато мелкая, «бытовая» мистика удалась на славу. Как и история о шалостях в закрытой школе для оруженосцев.

Есть минусы, но все они — мелкие, терпимые. Они не могут снизить моё впечатление ни на балл. 10/10 и продолжение читать буду.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх