FantLab ru

Аластер Рейнольдс «Зима. Голубой период»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Голосов:
285
Моя оценка:
-

подробнее

Зима. Голубой период

Zima Blue

Другие названия: Голубой период Займы; Голубой период Зимы

Рассказ, год; цикл «Кэрри Клэй»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Далекое будущее... Известный художник по имени Зима собирается представить публике свой последний шедевр, после чего оставить живопись и уйти на покой. Зима творит свои произведения в голубых тонах, но почему он использует только этот цвет, для всех остается большой загадкой.

Известная журналистка Кэрри Клей также хочет получить ответ на данный вопрос, тем более что ей предоставлен великолепный шанс — её приглашает на личную аудиенцию сам Зима...

Примечание:

Следует отметить важную вещь. В авторском интервью писатель указывал, что имя героя заимствовал из поэмы Евтушенко (!) «Станция Зима». Посему «Zima» — есть прямая транслитерация русского «Зима». А полученный повторный перевод на русский соответственно правилен, но алогичен.


Входит в:

— журнал «Postscripts, Summer 2005, Issue #4», 2005 г.

— сборник «Zima Blue and Other Stories», 2006 г.

— журнал «Если 2007'05», 2007 г.

— сборник «Beyond the Aquila Rift: The Best of Alastair Reynolds», 2016 г.


Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 2008 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение, короткая форма)

Экранизации:

«Зима Блю» / «Zima Blue» 2019, реж: Роберт Вэлли



Похожие произведения:

 

 


Лучшее за год XXIII. Научная фантастика, космический боевик, киберпанк
2008 г.
Медленные пули
2020 г.

Периодика:

Postscripts, Summer 2005
2005 г.
(английский)
Если № 5, май 2007
2007 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-4
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Science Fiction: Twenty-Third Annual Collection
2006 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Third Annual Collection
2006 г.
(английский)
Zima Blue and Other Stories
2006 г.
(английский)
Zima Blue and Other Stories
2006 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 19
2006 г.
(английский)
The Mammoth Book of The Best of The Best New SF
2008 г.
(английский)
Zima Blue
2009 г.
(английский)
Zima Blue
2010 г.
(английский)
Beyond the Aquila Rift: The Best of Alastair Reynolds
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх... воспоминания детства, они самые яркие. Как хочется потрогать старые вещи, взять в руки старые книги, ощутить восторг от нахлынувших воспоминаний! Особенности памяти таковы, что она не все запоминает, а только яркие моменты. Те моменты, которые потом всплывают в совершенно другой интерпритации, под другим углом, может даже они немного ложны, но они самые родные и «правильные». Нашу память ничто не может заменить, никакие искусственные приборы и новейшие изобретения. Именно она, такая родная и ошибающаяся движет человечество вперед, делает человека человеком... самим собой.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже не видя творений, а только прочитав их описание, можно сказать, что они как минимум интересны, но являются все же «искусством для искусства». А уж когда герой вспоминает первопричину своего творчества, рассказ приобретает новый смысл и становится несколько ироничным. «Когда б вы знали, из какого сора...» И неплохое место этот мир будущего, где можно от всей души предаваться творчеству и для таких произведений и перформансов находятся спонсоры.

Постепенная «эволюция» героя примечательна. И очень заманчивы электронные подспорья для мозга, наверняка понемногу к этому идет.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой по объему рассказ, но, пожалуй, один из самых глубоких идейно на фоне прочих текстов малого формата автора. Здесь не будет ни капли экшена и не единого выстрела, а лишь зарисовка мира далекого будущего, не обремененная многочисленными деталями, и всего пара героев, уникальных каждый по-своему. Журналист и творец: первый — человек, проживший сотни лет и привыкший во всех жизненных ситуациях пользоваться подсказками искусственного робота-помощника, сейчас желающий взять интервью у известнейшего художника этой Галактики; и второй — человек, проживший тысячу лет, полностью «перебравший» свое тело кибер- и биоимплантами, а теперь вознамерившийся создать свой последний шедевр. Скорее всего, он будет понятен только ему самому, ведь это путь к истокам своего тысячелетнего разума, поиски своей сути, настоящего «себя».

Таким образом, перед нами интересные размышления о природе искусства и искусственности, человеческого и «механического» разумов, их основы и общности, прошлого памяти и ее возможного будущего, будь то застойного, поддерживаемого роботами-подсказчиками, или усиленного нейронными расширителями. В красивой упаковке хорошего НФ-мира, конечно же, что придает дополнительную ценность.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один рассказ Рейнольдса, экранизированный в качестве одного из эпизодов сериала «Любовь, смерть и роботы», и позволяющий, благодаря этому, ещё лучше понять то, о чём пытается рассуждать автор в этой истории. Экранизация, разумеется, была шикарна, и визуально это попросту пиршество для глаз, но когда не смотришь, а читаешь «Zima Blue», понимаешь насколько глобальные темы поднимает Рейнольдс. Где пределы человеческого разума и органического мозга? Когда искусственный интеллект, который рано или поздно будет создан, приблизится к уровню хотя бы интеллекта животного? Когда он сможет начать творить? И что случится с людьми, достигшими пределов своих мозговых функций? Всё это и многое другое — буквально не десятке страниц текста, в необычных диалогах всего двух героев, да ещё и разбавленное визионерскими картинами произведений искусства, который творит самый известный художник Галактики по имени Зима...

Высочайшее, филигранное мастерство рассказчика, получившее шикарную визуализацию. Не знаю, поставил бы высший балл без неё, но пара текст/экранизация дают просто сногсшибательный эффект. Так что и рассказу 10 баллов не жалко.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нестандартный подход к идее «Творец и мир», насыщенное тем, что можно охарактеризовать «фантастический футуризм». Стильная вещь, от начала до конца рассказа все — диалоги, описания следуют одной цели — не просто описать творца, а сделать это его же красками. Настоятельно рекомендую прочитать рассказ в изложении переводчика Е. Королёвой — иной переводчик подошел к переводу буквально, и от того на мой взгляд безобразно.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, что этот рассказ и За разломом Орла Рейнольдс опубликовал в одном году, и оба они вошли в антологию лучшего за год Дозуа, а потом и в антологию Любовь, смерть и роботы. В них общего только мотив изменчивой памяти и характерно, что и экранизации рассказов выполнены в очень разной стилистике.

Любите искусство в себе, а не себя в искусстве, завещал Станиславский. И это очень точно характеризует отношение художника Зимы к своему творчеству. Как творец он пошел до конца и полностью воплотился в творческом акте. Остальным приходится тянуть бесконечную жвачку бессмысленного бессмертия.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ для меня оказался очень интересным тем, что развернуто выразил мысль Абрахама Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Да, в описанной в рассказе истории, искатель самого себя совсем даже не человек, в том смысле, в котором мы обычно это понимаем, но согласитесь в данном случае это условность. Смысл от этого не теряется, а голубой цвет (цвет мечты и идеальности), выбранный автором для характеристики периода поиска себя героя, еще более это подчеркивает.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пока что лучший из прочитанных рассказов сборника (и, думаю, им и останется, потому что осталось немного). Великий художник творит, пытаясь приблизиться к какому-то ему самому неведомому совершенству, и наконец находит его, а найдя, докапывается и до самых основ своего таланта. Самое время создать шедевр всей своей жизни, который никто помимо него понять будет уже не в состоянии...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

второе произведение этого автора,прочитанное мной,после«За разломом орла», и оставившее еще более сильное впечатление!Очень интересное произведение..нетривиальный сюжет,безукоризненный стиль и интересные диалоги-вот составляющие этого образчика умной фантастики!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стало быть, это первое произведение, с которым я начинаю знакомство с автором.

Конечно же, я выбрал самый хайповый рассказ из сборника «Медленные пули» — «Голубой период Зимы», по мотивам которого сделали одну из серий антологии «Любовь, смерть и роботы».

И знаете — круто. Очень круто и трагично. Кстати говоря, ЗИМА БЛЮ — одна из немногих понравившихся серий антологии. Спрашивал у многих, и им она тоже вкатила довольно-таки ОЩУТИМО.

Так вот, рассказ видится мне таким же трагичным, но при этом по-своему счастливым, однако философии и смыслов в нем заложено больше, чем в экранизации. Здесь больше глубины, рефлексии и внутреннего мира героя. Затронуты темы впечатлений и воспоминаний, затронута тема шероховатостей и неточностей, которые делают восприятие лучше и краше, и прелесть, собственно, вся — именно в несовершенстве.

Как сама история о Зиме, так и диалоги героев, коих в рассказе всего два, на высоте.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рейнольдс глубок и мастеровит. Рассказ «Голубой период Займы» захватывает интеллектуально и эмоционально.

Разум, сердце, душа ... Вечные темы, тысячилетние вопросы. А если человек тоже будет жить тысячи лет, то поменяется ли его отношение к эти вопросам? Механика действий человека, закрепляемая годами практики и поддерживаемая современными средствами фиксации происходящего, вытесняет из человека живую душу. Из его жизни уходят искажения и ошибки. Замораживается воображение. Человек превращается в бездушную машину с живым телом и сердцем. Но, если человек-машина вернется к своим живым воспоминаниям, то он возвращает душу. Живая память с ее искажениями и неточностями помножает разум, сердце, душу, создает объемное пространство для развития. Только живая память способна породить произведение искусства. Она превращает каждого человека в центр Вселенной, откуда но взирает на мир как Создатель. Она делает его способным познать истину.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая повесть о первопричинах творчества, самосовершнствования «человека». В каком-то неопределённом будущем существует великий творец, но его мучает навязчивая идея голубого квадрата (цвет давший название всей повести). Поиски ответа и финальный акт творения составляют сюжетную канву.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Челлендж: прочитать все переведённые на русский «лучшие рассказы 21-го века из списка «Локуса»», благо их там всего двадцать и не все переведены на русский.

9 место. В списке «Локуса» два девятых места, но ни одного десятого.

Рейнольдс — признанный мастер твёрдой космооперы. Главное его произведение — «Трилогия об ингибиторах», цикл «Пространство откровения».

Удивительно, но премии обошли стороной этот рассказ Рейнольдса. Справедливость восторжествовала позже, когда по рассказу сняли одну из серий культового, «маст си» для всех поклонников фантастики, анимационного сериала «Love, Death & Robots». Возможно, не последнюю роль в принятии решения об экранизации сыграло как раз присутствие рассказа в списке «Локуса», но это мои домыслы и экстраполяции.

После прочтения рассказа пересмотрел 9-минутный мультфильм.

Журналистка берёт интервью у гениального скандального художника, известного своими мегалопроектами, перед показом его последней работы.

Рассказ о возвращении к истокам и о важности несовершенства памяти.

В мультфильме линию про память порезали.

Прочтение рассказа и следом просмотр серии дали отличный кумулятивный эффект: сухой на описание рассказ заиграл новыми красками, привнесёнными концептуальной эстетикой анимации.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх