FantLab ru

Фрэнк Герберт «Бог-Император Дюны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Голосов:
1689
Моя оценка:
-

подробнее

Бог-Император Дюны

God Emperor of Dune

Роман, год; цикл «Вселенная Дюны»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Три с половиной тысячи лет Империей правит один и тот же человек, вернее существо, ибо Лето II все это время переживает устрашающий метаморфоз, превращаясь в песчаного червя. Но это вынужденная жертва: только такая телесная оболочка позволяет ему оставаться в живых уже тридцать пять столетий, более того — считаться Богом. Все это время он пользуется своей политической, религиозной и экономической властью, чтобы закрепить человечество на Золотом Пути.

Создана исключительно женская армия — так называемые Говорящие Рыбы. Грандиозная экологическая трансформация Арракиса фактически завершена — на планете теперь есть реки, озера и леса. Нет только фрименов и песчаных червей, производивших Пряность. Последняя пустыня — Сарьир, где Лето II любит проводить свое время. Космическая Гильдия на коленях, Бене Гессерит вынуждены смириться с существующим порядком. Икс сотрудничает с Императором. Но есть и мятежники, и что самое удивительное, они прекрасно вписываются в загадочные планы Лето II. Бене Тлейлаксу воспроизводят для Императора бесчисленных гхола Дункана Айдахо. Сам Лето II занят, среди прочего, собственной генетической программой. Сиона Атрейдес — ее звено. И есть еще Хви Нори, посол Икса. Как повлияют они на судьбу Бога-Императора?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2006 // Переводной роман. 4-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (11)


В планах издательств:

Дюна. Вторая трилогия
2017 г.

Издания:

Бог-император Дюны
1993 г.
Бог-Император Дюны
1994 г.
Третьи войны пустыни
1994 г.
Бог - Император Дюны
2000 г.
Бог-Император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2004 г.
Бог-Император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2004 г.
Хроники Дюны
2013 г.
Бог-Император Дюны
2015 г.
Все хроники Дюны
2015 г.
Дюна. Вторая трилогия
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2013 г.

Старина Фрэнк, что называется, перемудрил. Я, конечно, понимаю его стремление написать эпическое полотно истории планеты Дюна, максимально растянутое во времени, но в четвертой книге от оригинальной истории Дюны почти не осталось следа. Вся та замечательная Вселенная Дюны, которая полюбилась мне по классической трилогии, канула в небытие — фримены теперь не более, чем крестьяне, пустыня практически исчезла, Бене Гессерит и Гильдия ушли с арены борьбы за власть. Нет в книге той романтики пустыни и жизни ее обитателей, которая завораживала в предыдущих романах. Ни стилсьютов, ни крис-ножей, ни батальных сцен, ни мудрости обитателей пустыни — всего этого уже нет. Я, конечно, понимаю, что действие происходит спустя три с лишним тысячелетия с момента восшествия на престол Лето Второго, но все же... Нельзя было Фрэнку полностью отказываться от очарования первых книг.

В течение всего повествования Бог-император мучается под бременем своей Вселенной. Пока читал, не покидало чувство эдакой жалости по отношению к главному герою — и желание, чтобы его муки наконец-то прекратились. Вот такой вот бедный-несчастный Бог-император. Три с половиной тысячи лет мучений во имя человечества — воистину жалко парня))

Второстепенные герои невыразительны и невразумительны. Чего только стоит клон Дункана Айдахо, истеричный и эгоистичный! А ведь в предыдущих романах он всей душой и сердцем был на стороне Атрейдесов. Или Сиона (потомок рода Атрейдесов) — переполненная юношеского максимализма особа.

Пожалуй, единственный интересный поворот сюжета — введение на политическую арену Икса и Тлейлаксу. Но опять же — идея хороша, а реализована слабо. Из участия представителей этих двух планет в заговорах против правящей династии можно было сделать куда более интересные повороты сюжета.

По прочтении поймал себя на мысли, что не испытываю симпатии ни к одному из героев. А ведь какие были образы в предыдущих частях! В общем, весьма унылое продолжение действительно эпического полотна автора.

Ставлю 6 только из уважения к автору и будучи поклонником классической трилогии. Перечитывать не буду точно.

Оценка: 6
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2013 г.

Три с половиной тысячи лет — большой срок для Человечества. Изменилось все: люди и даже сами планеты. Нет больше Арракиса, пустынной планеты Дюна, хранившей самую большую драгоценность Вселенной, таинственную специю. Теперь это процветающая, полная зелени планета, с небольшим пятнышком пустыни. Нет больше гордых фрименов — теперь это лишь ряженые из исторического парка.

Но кое- что остается неизменным: бессмертный и всезнающий Бог — Император, Лето Атрейдес, Провидец, беспощадно подгоняющий Человечество по своей Золотой Тропе выживания, Селекционер, выводящий определенные породы людей для выполнения только ему известных задач.

Мир Бога — императора — странный и отталкивающий. В нем нет практически войн, все накормлены и защищены, но при этом все стандартизировано и жестко контролируется самыми преданными соратниками — специально выведенными женщинами из личной гвардии Императора. Этот Мир больше не развивается, застыв в ожидании... Чего? Что так упорно добивается Бог — император от Человечества, чего ждет в своей Цитадели, день за днем вглядываясь в Нити вероятного будущего?

Это рассказ о завершении пути, в начале которого мы присутствовали в «Детях Дюны». Какая была благая цель — обеспечить Человечеству бесконечное будущее, Золотую Тропу выживания. Неужели это застоявшееся болото -то самое будущее, ради которого надо было принести такую жертву — отказаться от всего человеческого? Или правы противники, и Лето тоже не устоял перед соблазнами абсолютной власти, превратившись в обычного тирана? Что это — еще одно поражение, какое потерпели до него Пол Муад — Диб и его сестра Алия? Вот на какие вопросы придется искать ответы читателю.

И поиск этот будет очень нелегкий. В романе нет практически никакого действия. В основном это монологи и диалоги, воспоминания и экскурсы в историю. Но, несмотря на это, роман — очень наряженное повествование, масштабная драма, переданная не через внешние проявления, а через внутреннюю борьбу героев с собой. И при этом все происходит в атмосфере почти физически ощутимых страха и нетерпения: мрачного и напряженного ожидания развязки.

И, конечно, в центре всего — трагическая судьба Бога-Императора и разговор о власти. Это, действительно, божественная власть — выбирать будущее для всего Человечества и дорогу для его достижения. При этом быть тем, кто больше всех потерял на этом пути, принеся в жертву свою Человечность, не имея права выбрать для себя не только, как жить, но и как умереть. И это не ради процветания, великих достижений, богатства, вечного мира — ради освобождения от Судьбы, ради права людей самим решать какими им быть или быть вообще. Высокая цель, малопонятная и неразделенная обычными конкретными людьми, которым предстоит страдать и умирать ради ее достижения.

Рассказ о Лето — история абсолютной власти и абсолютной жертвенности, Тирана и Святого — абсолютного одиночества, отчаянно цепляющегося за последние драгоценные остатки человечности в себе. Какая это должна быть невыносимая ноша: знать все что происходило, происходит и будет происходить, и не иметь возможности и права объяснить мотивы своих действий и поступков, знать, что все твои жертвы будут извращены и непоняты, и в памяти потомков останешься только как жестокий Тиран, имя которого будут проклинать тысячелетия? Жуткая Судьба, противоречивая.

Кто может судить такую жизнь, такой выбор и такие деяния? Только тот, кто стоял у самых истоков всей этой истории, знал мир до того, как юный Пол увидел первые картины будущего, кто имеет право судить принятые решения и карать за совершенные поступки. Дункан Айдахо, человек уже забытых понятий — чести, верности и доблести, образец Человека, возвращение к которому может обеспечить людям ту самую бесконечную Золотую Тропу. Жуткий цикл — снова и снова возрождать своего судью и палача, подводя Историю к критической точке, когда выход для Человечества может быть только одним — убийство самого Бога — Императора...

И концовка. Полная трагизма и ...облегчения. Тугая спираль истории, энергию которой накапливал Бог-Император тысячи лет, распрямляется. Из маленькой точки происходит вселенский большой взрыв: Человечество обретает свободу/хотя еще и не догадывается об этом/ творить свою судьбу, отказываясь от предопределенности в пользу вероятности и неизвестности.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2008 г.

Жутко недооценённое произведение, на мой взгляд, едва ли не лучшее во всей эпопее о «Дюне».

Да, возможно, уже не так захватывает, как первая часть, не так ошеломляет сразу и бесповоротно. Пожалуй, дело в том, что мир уже утратил свою новизну, а новых деталей Герберт ввёл не так уж много, это может и отпугнуть читателей, которым нравились именно эти элементы в предыдущих книгах серии.

Но — какое блестящее социологическое построение, исследование проблемы власти, прогресса, роли личности в истории, роли диктатора в истории.

Общество в тысячелетней стагнации, под железной пятой жестокого тирана. Кошмарная несправедливость и тупость корыстолюбивой власти, — или часть великого плана, Золотого пути к звёздам, разработанного тончайшим политиком и наиболее умелым администратором за всю историю человечества? Лето II Атрейдес — чудовище на троне или блестящий мыслитель и правитель?

Социум, взятый под полный его контроль, начинает напоминать натянутую тетиву или сжатую пружину, готовую распрямиться и вышвырнуть его с трона, уничтожить правителя вместе со всей системой... Неужели мудрый Червь не видит этого, не замечает? А может, прекрасно и видит, и замечает, но не спешит принимать меры... потому что знает: та же самая пружина даст и новый небывалый толчок прогрессу и развитию человеческого рода. А жертвой этому прогрессу должен стать он сам, Великий Бог-Император.

Однозначно моя любимая книга цикла.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2017 г.

Многими книга описывается как шедевр серии: трудночитаемая, но глубокофилософская, на фоне которого предыдущие части — «тупой экшон». По факту имеем:

1) Какая-то псевдофилософия, которую непонятно как трактовать. Если это философия мира Дюны, то у читателя тупо нет возможности проверить, имеет ли она отношение к окружающей вселенной. Экшона нет, потому это все остается оценочными суждениями Лето. Если же пытаться применить к реальному миру, то все довольно кусочно, примитивно и затянуто. Стоит прочитать Государя Макиавелли (обьемом раз в 10 меньше, между прочим), чтобы понять, что Герберт по сравнению с классиками философии власти — эдакий колхозный математик самоучка на фоне ученых из академической среды

2) Куча недомолвок, полунамеков, недосказанностей и т.п., которые якобы должны заставить читателя думать, а по факту пыль в глаза за которой ничего не стоит:

- Золотой путь, который якобы все понимают, но в чем его суть, почему он так крут и неотвратим так никто и не озвучивает

- Куча диалогов, где Лето гонит какую-то пургу и его собеседник внезапно говорит «я все понял»

3) Непонятная мотивация и бессмысленные действия персонажей, а особенно Лето: свадьба, фримены, гхола Айдахо

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2009 г.

Когда-то над литературным Арракисом ярко сияло солнце: «Дюна» и «Мессия Дюны» стали для меня настоящим открытием и даже откровением. Увлекательные романы, волшебное сплетение из философии, социологии, авторской фантазии и увлекательного сюжета. «Мессия» была, конечно, более камерная, на вкус и цвет, а «Дюна» — истинный шедевр, настоящая классика. «Дети Дюны» произвели куда меньшее впечатление — про песчаную планету с каждой страницей становилось всё менее интересно читать, ушли из жизни некоторые полюбившиеся герои и, что, пожалуй, важнее, у Герберта (при неоспоримых уме и начитанности) кончилась фантазия, куда-то подевалась способность выдумывать и рассказывать истории.

С «Богом-Императором» в этом плане совсем беда. События этого тома настолько скучны, что диву даёшься: неужели когда-то на этой же планете плелись интриги, сдвигались социальные пласты и фримены ждали своего пророка? Совсем меня не заинтересовали новые персонажи: ни Хви Нори, ни Сиона — как скупо описаны их характеры, как незамысловата их роль в происходящем и какой же скучный у этой книжки финал. Правление Лето II обещалось быть крайне интересным: застывшая на Золотом Пути Вселенная — идеальное место для мыслей Герберта-социолога, но совершенно неподходящая платформа для Герберта-писателя.

Увы, вместо выписанных процессов развития Империи, мы увидели лишь копошение в песочнице Бога-Червя и кучки других героев. В голове никак не вяжется, что эти сценки из жизни Лето II Атрейдеса как-то связаны с историей и развитием цивилизации. Даже странно: неужели этот автор парой строк умел создать ощущение масштаба, космического простора и творящейся на глазах истории? В «Боге-Императоре» подобных стилистических удач нет и в помине.

Спасают книгу, конечно, мысли. Размышления автора, вложенные в уста персонажей и вписанные в текст в качестве эпиграфов, всё так же увлекают, удивляют и призывают мыслить. С этим не поспоришь: мудро, подчас спорно, но этого плюса, который перебивает даже многие минусы, у книги не отнять. Возможно, «Бог-Император Дюны» куда уместнее смотрелся бы в виде сборника афоризмов. Видит Шаи-Хулуд, персонажи, события, описания — всё это просто-напросто лишнее.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2015 г.

Чем дальше в дюны...

...тем меньше сочувствия и интереса вызывают у меня герои. После прочтения Детей Дюны у меня создалось впечатление, что именно трилогией все должно было ограничиваться (не говорю, что так оно и есть, просто мои ощущения). И вот я взялась за самого известного Червя во всей фантастической литературе и... ...этот роман мне понравился меньше всего из того, что я пока прочитала.

Первая причина моего неудовлетворения, пожалуй, были персонажи. Им тяжело сочувствовать да и не особо хочется. Вот почему, к примеру, я должна симпатизировать Сионе, которая из всех цветов знает только черный или белый?(причем даже различить их не может) Почему я должна сочувствовать Дункану, который также мешает всему своей импульсивностью? (Я не очень понимаю любовь автора к персонажу, которого он убил еще в первой половине Дюны. Почему-то достоинства Дункана в этой части раздуты до невероятных высот, а знания жизни фрименов вдруг возросли, хотя в той же оригинальной Дюне, насколько я помню он и в сиетчах-то не бывал)

И еще, почему я должна воспринимать всех этих персонажей, как личностей, если автор дает им не более чем социальную функцию?

Вторая причина — отсутствие действий. Я понимаю, что Дюна практически вся состоит из разговоров, но здесь эти разговоры были ну слишком растянутыми и в итоге становились бессмысленными.

Единственный, кто вызывал хоть какие-то чувства, это был сам Лето, и то не всегда. Конечно, этот персонаж заслуживает уважения, но с ним вряд ли захочется пойти на прогулку для беседы. Люди просто начнут засыпать.

Иногда автор играет на мимолетной ностальгии по тем временам, когда Дюна была еще вся в песках. В эти моменты я начинала чувствовать себя одной из тех старушек с палкой, которая бы кряхтела: А во времена Муад'Диба...!

Итак, в очередной раз убеждаюсь, что лучше первой части ничего не было и не будет.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2013 г.

Книга захватывает. Перед нами разворачивается картина мира, в котором абсолютная власть доведена до абсурда. Юный Лето Атрейдес выбирает путь личной жертвенности, чтобы спасти человечество как вид, тот самый Золотой Путь, от следования которому отказался его отец Муад Диб. Почему Муад Диб не захотел принять эту ношу? Ведь был он человек не слабый и понимал, что не сделанное им остается его же детям. Не потому ли, что благодаря слепоте и утрате внутреннего пророческого зрения осознал слабость и силу человеческой жизни?

Что видели Атрейдесы в своих наркотических медитациях? Войны, экологические и техногенные катастрофы, способные уничтожить человечество? Такая опасность есть всегда. Человеческий вид в любом случае не вечен. Рано или поздно наше время закончится. Став Богом-Императором, мальчик Лето попытался поместить человечество в стеклянную банку, обложить ватой и обустроить жизнь по своему усмотрению, оставив при этом за собой право на любой — абсолютно любой — поступок: убить, возродить к жизни, разрешить развитие или пресечь его. За время своего тысячелетнего правления он отучил людей думать, анализировать, принимать решения, рисковать ради достижения цели. Рисковать дозволялось только ради капризов Императора, который утратил человеческое в себе.

Бог-Император произвел на меня жуткое впечатление. Конечно, Лето родился с осознанной родовой памятью многих поколений своих предков и в этом смысле никогда не был ребенком. Но и взрослым человеком он тоже не стал. Из-за генетических экспериментов Бене Гессерит он был лишен периода детства: не пережил состояние наивности, удивления, радости познания нового в себе самом и вокруг себя, он был лишен общества сверстников и не научился быть равным среди своих товарищей, не научился доверять и любить, как это умеют нормальные человеческие дети. Знания взрослого в теле ребенка создали у него самого и у многих окружающих иллюзию его взрослости. Но это именно иллюзия. Не знания продвигают человека на пути взросления, но соединение их с личным опытом, с личными переживаниями. Лето вступил в симбиоз с песчанными форелями задолго до своего взросления.

На протяжении тысячелетий человечеством управлял ребенок-вундеркинд, который никогда не имел личного опыта взрослого человека, постепенно утратил человеческое тело, а, соответственно, и восприятие мира с помощью человеческих органов чувств. Его потребности на протяжении всех этих тысячелетий не совпадали с потребностями человека. Эти два фактора во многом определяют дикость многих поступков Бога-Императора. В своем абсолютном одиночестве и столь же абсолютной власти он потерял способность видеть личность в окружающих его людях, он видел только существ с определенной социальной функцией, короткоживущих и достаточно легко заменяемых. Он играл с людьми, как с куклами.

Личная жертва Лето несоизмеримо велика: прожив четыре с половиной тысячелетия, он практически не жил. Но точно ли он принес пользу человечеству? Мы этого никогда не узнаем. Зато мы видим, как много вреда причинил он конкретным людям: Дункану Айдахо, обреченному жить с осознанием своего множественного числа, Монео, превращенному в раба, Говорящим Рыбам, которых специально выводили для военной службы и селекции. В романе нет ни одного человека, которому Бог-Император дал хоть что-нибудь хорошее, радостное, чистое. Возникает вопрос, можно ли облагодетельствовать человечество, если каждый конкретный человек при этом несчастлив? Не честнее ли предоставить людей собственной судьбе, дать им право на ошибку и победу, на гибель и жизнь. Не выживание благодаря Золотому Пути, претворяемому в жизнь существом, которому чужды человеческие интересы, а жизнь, благодаря собственным усилиям разума, чувства и действия.

Очень сильная вещь. Из четырех прочитанных книг цикла эта производит самое глубокое впечатление, хотя и со знаком минус.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2009 г.

Книгу эту я читала достаточно давно и, если честно, перечитывать не тянет. При том, что роман мне очень и очень понравился. Такой вот парадокс. Если точнее, то меня не тянет перечитывать ни один из романов цикла, кроме собственно, самой «Дюны». Ибо возникает ощущение, что чем дальше в лес, тем... в данном случае это попытка бесконечно продолжать повествование практически не меняя при этом ни сюжета ни антуража. Да, произведение очень сильное, сложное, многоплановое, до предела загруженное как философией так и интригами, но... Место действия не меняется, герои практически тоже (одно бесконечное клонирование Данкана Айдахо чего стоит), мир не развивается, наоборот, наблюдается полная стагнация, да и действия с каждой книгой становится все меньше. Под конец этот бесконечный бег по кругу просто утомляет. И это несмотря на заложенный в книге сильнейший эмоциональный заряд. Не должно так получатся, но ведь есть — при достаточно сухом, жестковатом даже языке повествования настолько сильные, почти до боли пронзительные образы героев. И очень неоднозначные — Лито я безумно ненавидела и столь же безумно жалела до самого конца книги. Да и до сих пор не знаю, симпатичен мне этот герой или неприятен. Сходное отношение и ко многим другим персонажам. Плюс достаточно сложна сама подача материала — книга на четыре пятых состоит из диалогов. А из оставшейся одной пятой хорошо если четверть приходится на действия. Кажется это самая статичная книга цикла.

Да, думать сие произведение заставляет, и еще как! И чувствовать. И переживать. Наверное поэтому вся серия еще стоит у меня на полке, несмотря на катастрофический недостаток места. А вот перечитывать почему-то не хочется. Может быть когда-нибудь позже...

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2012 г.

После 20 летнего перерыва соприкоснулся с миром Дюны. взяв в руки БОга-императора. Роман произвел впечатление. Нет, конечно с точки зрения плотности «упакованности» идеями первой Дюне равных в серии нет. Однако на удивление 4 роман оказался вполне читаемым. Не в переводе, конечно: давняя попытка прочесть не помню чей перевод закончилась неудачей, надолго вселившей в меня неприятие к продолжениям сериалов. Собственно говоря, Мессия неразрывно связан с Дюной жизнью Муаддиба. Третья и Четвертая книга четко разделяются по сюжету. Надобно сказать, что ко времени написания первых книг цикла «авторских» вселенных, выписанных с такой точностью практически не существовало. Кроме разве что Толкиновской. Сама идея многотомных разработок еще не осеняла писательские мозги. И что же? Попытка Герберта оказалась чрезвычайно удачной. Конечно, вселенная его жестока и эгоистична, она абсолютно не соответствовала позднекоммунистическому мировосприятию. Однако Мир Полдня уходит в прошлое, представляясь красивой сказкой, а вселенная Герберта обретает новую жизненность. Причем интересно, насколько мир этот не соответствует современным политическим реалиям. Где справедливость? Где выборы? Где подсчет голосов? Где демократия, наконец? Причем интересно, что сей трактат — а я не побоюсь назвать таким именем это глубокое исследование о природе власти — написан уроженцем не восточной деспотии, а самой что ни на есть демократичнейшей из демократий. Кстати про Бутлерианский джихад. Причиной его послужила наркозависимость человека от машин. А что имеем мы с вами? Зависимость наша от электроники возросла за последнее десятилетие просто неимоверно. Что должен далее делать вид, оказавшийся в подбном положении, явным образом растрачивающий жизненную силу? Но Атридесов, способных возглавить все человечество чтой-то незаметно. Мы изнежены, мы теряем желание жить... Словом, господа, не садитесь спиной к двери. И похоже что сила не в равенстве, а в неравенстве...

Но оценка 8 — уровень первой Дюны остается непревзойденным.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2010 г.

Вопреки мнению тех людей, кто не хочет при чтении напрягать свой мозг, считаю данную книгу очень увлекательной и знаковой — неким перевалочным пунктом между первыми тремя книгами и последующим (учитывая Охотников и Червей). Самоя большая концентрация философии на квадратный сантиметр текста

сама книга повествует о последних годах правления Тирана — Лето II Атрейдеса, Бога-Императора. Устами самого создателя, мы узнаем суть его Золотого Пути — пути развития человечества, который выбрал он сам и придерживался его более 35 столетий. Мне кажется в самом названии автор заложил основной смысл своей книги: все персонажи были вольны выбирать, кто же для них Лето Второй, Бог или Император, символ наследной власти и гарант устойчивого положения в империи или богоподобное существо на земле, котору стоит поклоняться?

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2012 г.

Я рыдала! Искренне рыдала над судьбой Лето II. Мне было больно читать о его одиночестве и о постигшем его конце. Почему считается, что судьба Муаддиба трагична? У него была Чани, и не смотря на все события, он познал свое счастье. У Лето II была только Гани и последующие века одиночества и непонимания. Даже Муаддиб боялся пойти по тому пути, который избрал его сын. Из всех персонажей Дюны только Тиран вызвал у меня такие переживания. Из всех прочитанных мною книг только «Бог-Император Дюны» Герберта и «Превращение» Кафки заставили меня плакать.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2010 г.

«Страх — убийца разума...». Это известно каждой сестре ордена Бене Джессерит. Это знаю и я, Бог-Император Лето II. Страх охватил Всю Известную Вселенную перед арафел на целые тысячилетия, превратившись в абсолютное табу для каждого человека. Что такое арафел? Это злой демон выпущеный из бутылки, который однажды породил Великий Батлерианский Джихад — искуственный разум. Полностью отказавшись от кибернетических знаний, Человечество пошло путем глубокого изучения человека, создав ментатов, дочерей Джессера, гильднавигаторов. Но под занавесом стабильной цивилизации, Человечество постепенно деградировало в застое, что грозило ему полным исчезновением с лица Вселенной. И только с помощью Золотого Пути можно было избежать этого.

Песчаных червей Арракиса больше нет, а значит и меланжевая приправа больше не производится. Есть только мой огромный запас. Но и он не вечен. И когда он закончится — цивилизация умрет. Мгновенные транспортные сообщения между планетами прекратятся и люди навеки останутся на разрозненых планетах, постепенно вымирая от экологической катастрофы.

Если только не будет найдена альтернатива меланже.

Я всегда поддерживал самые дерзкие разработки Икса, даже запретные, направляя их к созданию устройства, которое сможет заменить навигатора Космической Гильдии. Устройства, которое должно стать главным средством Рассеяния Человечества во Вселенной. Мои Рыбословши связующее звено цепи запретных знаний.

Но это не весь Золотой Путь. Без приправы Человечество не сможет выжить, а значит Великие Песчаные черви Дюны снова вернутся в пустыню когда нибуть. А во Вселенной полей Хольцмана потомки Сионы Атрейдис останутся невидимыми от взора предвидения. В конце Золотого Пути я вижу что страха больше нет. В конце Золотого Пути Человечеству нет конца!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2010 г.

Четвертый том «Хроник Дюны» сильно отличается от первых трех. Сама «Дюна» стоит особняком, «Мессия» и «Дети» образуют дилогию, а «Бог-император» — совершенно иная по характеру книга.

Действие происходит на том же Арракисе, изменившемся до неузнаваемости за прошедшие тысячелетия. На планете текут реки и растут леса, фримены перестали быть жителями пустыни и превратились в живых музейных экспонатов. Выбрав Золотой путь и превратившись в подобие червя Лето II постепенно отрекается от всего человеческого и становится богом. Он практически всеведущ и бессмертен и управляет своей империей вот уже три тысячи лет. Черви вымерли, и Лето поддерживает власть абсолютной монополией на главную ценность – пряность, надежно охраняя свои запасы.

Дело Бене Гессерит живо, по-прежнему проводятся генетические эксперименты, но теперь ими руководит сам Лето. Это в общем-то и лежит в основе сюжета. В конце мы узнаем, к чему должна привести генетическая программа Лето.

«Бог-император» написан с точки зрения великого правителя, который смог дать мир человечеству на долгие века. Лито вызывает ужас и отвращение, но и уважение, конечно. Наверное, самый яркий, достоверный и глубокий образ Правителя, который я когда-либо встречала в литературе. Порой воспринимать «Бога-императора» как художественное произведение нелегко: действие останавливается, уступая место размышлениям о природе власти и выборе политического устройства. Об отношении с прошлым и будущим. О религии и вере, наконец.

Удивительно, как смело и цинично Герберт касается темы Богочеловека, который одновременно страдает ради человечества, но и жесток к нему. Лето, конечно, не бог и сам не раз издевается над механизмом религий. Бог-император сравнивает религию с театром: «мы закладываем основы хорошего театра», — и заставляет всех, включая себя, играть свои роли, чтобы в итоге избавиться от предначертания (благодаря Золотому пути)

Получается, что Лето, воспринимаемый как всеведущий бог, ведущий человечество по задуманному пути, на самом деле борется за свободу от пророчеств и судьбы.

Принимая роль бога Лето выбирает многое из того, что обычный человек не сделала бы. Прежде всего, это одиночество. Вечная богословская тема одиночества Бога, здесь утрированна. Наверное, потому что Лето не бог, он — Правитель: «Я властвую по праву одиночества. Мое одиночество — это частично свобода, частично рабство».

Многое еще не до конца ясно: что же такое арафель, продлится ли Золотой путь…

Теряюсь в отношениях к этой книге. И понравилась, и в чем-то оттолкнула: поток игры словами, которые во многом друг другу противоречат. А в общем – холодно и цинично. Наверное, потому что написано о власти.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2009 г.

С первого раза не смог прочитать, потому, что не было возможности читать эту книгу, посвятив ей много времени. Из-за того, что начал читать мелкими кусками, книга превратилась во что-то непонятное. Но именно непонятное — тоесть я не смог её понять из-за такого чтения.

Когда, где то год спустя я решил прочитать её опять — я был поражен! Я прочитал её за дня два и при этом с трудом отвлекался на что-то другое(еда, сон:smile:).

Очень философская книга, но скрывать не буду трудноватая в прочтении. Вот поэтому многие люди(во всяком случае те кого я знаю) не высокого мнения об этой книге. Моё же мнение такое — если книга не понравилась, значит читатель ничего не смог понять. Я понял, хоть и со второго раза и считаю эту книгу лучшей из серии про Дюну Фрэнка Герберта.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 сентября 2015 г.

Вчера дочитал и четвертую книгу хроник о Дюне — «Бог-Император Дюны».

Сразу хочу заметить, что перевод Анваера был несколько коряв, а электронное издание в виде омнибуса из шести книг пестрело ошибками и пропущенными буквами именно в этом романе. Это так, к сведению тех, кто будет читать.

Итак, а что же происходит в новом эпизоде о жизни далекой планете Арракис и межзвездного Человечества будущего? Для начала, вот уже три тысячи с лишком лет, всем и всеми в людском космосе заправляет Бог-Император, в прошлом — Лето Второй Атрейдес, ныне — нечеловек, Квитесац Кхадерах с абсолютной предковой генетической памятью. Став олицетворять и претворять в жизнь величайший из известных порядков во всех сферах жизни для всей Империи, он смог даже полностью контролировать Гильдию и отнять бразды манипулирования и тайных знаний у Бене Гессерит. Во всем миллионе человеческих миров царствует идеальный религиозно-политический, тоталитарный, разумеется, режим, достать теперь которую можно лишь с милости и позволения самого Бога-Императора. Именно так и действует вот уже несколько тысячелетий власть правителя и идола государства человеческой расы, до событий этой книги...

Но отойдем от предыстории сюжета и вернемся к книге. «Бог-Император...», в связи с задумкой автора, Фрэнка Герберта, имеет необычную для нас линию повествования, разделенную на четыре части: от Императора, Бене Гессерит, авторов из будущего Расселения и основной сюжет. Уже только из-за этого данный роман необычен, отличается из предыдущих. Еще, конечно, это связано и с тем, что он собирается описывать — Бога-Императора и мир, который он создал.

С миром-то все нормально (равно как и с философскими, политическими и религиозными цитатами, которые можно расхватывать и использовать). Хорошо вышло. Тут и Дюна, переставшая быть таковой (мечта Лиета и фрименов исполнилась), правда, это неизбежно привело к исчезновению самих ее практически коренных обитателей — фрименов. Армия Говорящих Рыб, состоящая лишь из женщин. Евгеническая программа Императора, однообразная Империя, где подавляется все, что отклоняется от принятого миропорядка, с целью накопления недовольства этими сдерживаниями, навязанным ограничениям и сытным рабством. Все это ради Золотого Пути, цель которого — Свободное Человечество, которое более не будет зависеть от Судьбы, Фатума и пророков, которые пользуются своим видением, ведь теперь от этого ничего не будет зависеть.

Со стороны проработки мира все отлично, но вот вторая, основная-то цель произведения, как я считаю, не удалась. Не смотря на огромное уделение внимания личности Бога-Императора, не смотря на то, что от его лица ведутся все эпиграфы и добрая треть текста, считая вместе с ними, конечно, и даже то, что и в сюжете-то без его присутствия не обходится ни одна сцена, не получилось у Фрэнка создать именно того персонажа, которому хочется проявить хоть какие-то чувства, не говоря уже о сочувствии к нему. И не получается это с помощью через раз мелькающего магического словосочетания «Золотой Путь» и его объяснения как единственного способа достижения свободы для всего рода людского и каждого его представителя. Не спасает и действительно трагическая судьба этого существа, которое, наверное, и вправду, как герой «Цветы для Элджернона», не успел побыть человеком, но взял на себя ответственность за то, чтобы у каждого потом, по окончанию его бренно-бессмертного существования, такая возможность появилась.

Так что как продолжение истории — все радует. Дальнейшее история удивительного мира достойна внимания читателя первой и остальных идущих за ней книг. Именно здесь происходит окончание борьбы Человека и его Судьбы, при том же победа остается за первой стороной. Но с позиции духа, каких-то эмоций, персонажей, которым хочется сопереживать, роман не получился. К сожалению.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх