FantLab ru

Александр Громов, Сергей Лукьяненко «Реверс»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.48
Оценок:
792
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вы пробовали остановить решительного человека, забывшего себя в чужом мире и жаждущего вспомнить?

Даже не пытайтесь. Ничего не выйдет.

А пытались ли вы остановить решительную женщину, мечтающую вернуть любимого?

Тоже не пытайтесь.

Зато новичком, недавно открывшим в себе способность проникать в Центрум, можно вертеть как угодно. До поры до времени. Особенно если он наивно полагает, что быть пограничником — скучно, а контрабандистом — романтично...

Примечание:

Роман написан в соавторстве. В ЖЖ писателя было размещено сообщение (позже сообщение было удалено, в итоге текст был размещен комментарием к сообщению Сергея Лукьяненко о новом романе «Застава»):

цитата

Просто несколько фраз

В качестве заманухи. Ну, или антизаманухи, решать вам. Роман «Реверс» ожидается в октябре.

В среду Макс умер. Он всегда умирал по средам.

Родители выращивали из сына чудовище, для которого река без порогов – просто канава и лес не лес, если он не тайга.

Где бабло, там и камуфло, а как же иначе? В подобных местах Сергея всегда одолевала мысль: население страны поделилось на владельцев недвижимости и охранников, а те, кто ни то и ни другое, составляют несерьезное меньшинство.

Она без стеснения сказала, как ее зовут на ее родном языке. Слыша такие слова, хорошо воспитанный человек симулирует тугоухость, воспитанный средне начинает краснеть и конфузливо хихикать, а существо вида «хмырь обыкновенный» ржет в голос.

Прекрасно мясо баранов, имевших при жизни доступ лишь к солоноватой воде, – ведь вкус баранины не связан прямой зависимостью с тем, было ли вкусно барану.

На аламейском языке слова «грозящий» и «ужасный» произносятся одинаково, и вскоре никто не вкладывал в название бронепоезда смысл «страшный для врагов», а вкладывал только значение «мерзкий на вид».

Хорошо живется тем, кому покой только снится. Ведь если им что-то снится, значит, они имеют возможность спать! Против логики не попрешь.

Этот мотор сроду не знал вкуса бензина. Страшно было подумать, что случилось бы, получи он бензин вместо смеси угарного газа с метаном и карбюратор вместо газового редуктора. Наверное, сошел бы с ума от радости и тут же взорвался.

– Один меня чуть за волосы не поймал, – весело пожаловалась она, прикрыв грудь руками. – Я ему стриптиз, а он меня не за грудь, а за волосы. Дурной мужик пошел, некультурный и без инстинктов.

Если бы в Аламее существовал танковый завод, лучшим местом для выпивки стал бы, наверное, бракованный корпус танка, не первый год ржавеющий на заводском дворе, и завсегдатаев сего «питейного заведения» именовали бы не иначе как штабом танкового корпуса.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 329

Активный словарный запас: высокий (3055 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2015 // Межавторский проект


Реверс
2014 г.

Аудиокниги:

Реверс
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Reverz
2018 г.
(чешский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  36  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Господи, как же трудно, как противно писать по заказу. Вы — писатель, вот и соответствуйте. А что писателю откровенно не хочется впрягаться в это ярмо, что ему до лампочки этот центрум, и эти герои, чума на них на всех — издательство это не интересует. пиши, а не то отключим газ. И сцепляют зубы, и пишут. Благо рука набита. И вот, кое-как, на костылях, подслеповато щурясь, одышливо сипя, движется этот литературный уродец от первой страницы к последней, мечтая только не сдохнуть по дороге от скуки и безнадеги. Искренне жалко и Громова, и Лукьяненко. Это уже не книга. Это дыба, на которую авторы вздернули свой талант. Вот и пишут, выламывая пальцы, вымучивая из себя образы героев, которые на самом деле им не нужны, сюжет, который их не увлекает, и мир, который им неинтересен.

Можно сказать — а что это вы, господин критикан, тут взялись за авторов говорить — интересно им или нет? Нет,я ничего не говорю за них. За авторов и без меня с успехом говорит их детище — то самое, хромое и убогое. Ведь иначе, если допустить, что мир ромашки, он же одуванчик, интересен авторам до невозможности, что Сергей, Ева и прочие Тиграны писались авторами взахлеб, с любованием и тщанием, то что же получится? Что авторы — полные бездари на уровне средней массы современных «писателей», заваливающих рынки очередными Сагами о драконах вперемешку с Галактическими империями? Это Лукьяненко-то с Громовым? Это те, читая которых сжималось сердце и хотелось срываться с места и бежать исправлять мир? Да никогда не поверю в то, что они разучились до такой степени писать. Вот и получается, что главная интрига романа «Реверс» заключена в самом названии — как, почему, из-за чего авторы сами включили реверс своего дара? Кто заставил, за что такое наказание, что им посулили за этого Франкенштейна? И почему они согласились... И все равно, несмотря на все, мы читаем эти книги. И может быть, тем самым оказываем их авторам медвежью услугу. Ведь кто захочет проявлять чудеса изысканной гастрономии, если мы готовы жрать любую баланду. Может, это мы превратили их из творцов в ремесленников? Вопросы, вопросы, вопросы.

Оценка: 5
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало, хоть и включавшее немало стандартных моментов, обещало приличное удовольствие от прочтения. Текст тянул на твердую «семерку» – «качество выше среднего». Но потом, как-то незаметно и сравнительно быстро, увеличилось число лишних слов, серьезно забуксовала интрига, сюжетные повороты стали читаемыми за парсек, а психологические портреты большинства героев оказались откровенно высосаны из пальца… В общем, от дуэта Лукьяненко – Громов я ждал откровенно большего.

На момент написания этого отзыва средняя оценка фантлабовцев слегка переваливала за четверку. Позвольте, коллеги, думаю все не так плохо. Читать повестушку можно. Причем без ущерба для психики, литературного вкуса и общей оценки творчества соавторов. Да, лично я, как и многие, ждал шага вперед, по сравнению с «Заставой». Получил – даже не топтание на месте, а шажок назад. Бывает. В серии «Реверс», закрывая глаза на литературные слабости, вполне к месту. В целом, продолжаю верить, что проект все-таки выйдет за рамки маркера «обыкновенное чтиво», тем более, что опыт совместной работы с Васильевым у Лукьяненко есть. И по мне – очень даже неплохой. Так что, ждем «Рекрута», а Громову эту помарку в творчестве простим)))

Оценка: 6
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пользуясь анимэшной терминологией — филер. Летний фестиваль. Поездка на горячие источники.

Книга не продвигающая основной сюжет, а служащая только для раздувания сериала.

По Очагу информации новой нет.

По Пограничникам — нет.

По Переходам — нет.

Немного географии/геополитики Центрума и новый «супер-пупер герой».

Даже герои из прошлой книги показаны так, для галочки.

Скучно...

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень странное впечатление у меня. С одной стороны, в романе полно динамики, загадок и чудес. Один Гомеостат чего стоит. С другой стороны они меня совершенно не тронули. Некие люди решают свои локальные задачи в локальных донельзя обстоятельствах.

Бойко, быстро, с перестрелками и неожиданными поворотами... но нет драйва...

Оценка: 7
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, книга, написанная двумя такими разными авторами, лично для меня вышла не вполне удачной. Начало безумно заинтриговало,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Макс умирал по средам и прочее о мире Гомеостата, смена трех проводников, показывающих фотографии, один за другим погибающих — это было интригующе, читабельно, неизвестность манила, подозреваю, что эти куски писал Лукьяненко
а уже с какого-тот момента
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
примерно, когда, потеряв третьего провожатого, ГГ остался один
читать стало откровенно скучно. Словно авторами уже ничего придуматься больше не могло, и что делать с ГГ — стало в определенной степени безразлично. Интересные философствования первой главы резко закончиличсь. Ни одного неожиданного хода уже ранее, чем с середины книги. Не считать же неожиданным ходом , к примеру, то, что
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Старец оказался юношей — это уже было и не раз, или что ГГ остается не с одной женщиной, а с другой — лично мне это малоинтересно
.

Честно говоря, можно было ожидать от Лукьяненко элементов закольцовки , которые он часто использовал в прежних книгах, — прибытие героя на место, с которого он начинал, но уже на другом витке осмысления реальности. Но, увы!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зачем было создавать достаточно фактурных персонажей , чтобы бросить их в первой же главе?? Герой прибыл лишь на секундочку, в момент мочилова, в четыре строчки нашел оправдание, что делать ему тут нечего — хотя о возможности просто показать дворнику Матвею, уникально сохранившему в себе необоримое стремление к поиску истины, другие миры и вернуть его обратно ГГ не подумал, вот он классический эгоизм героев Лукьяненко, кстати
.

Так что, увы, начавшись за здравие, повествование прокололось, как воздушный шарик, и сдулось. За небольшую часть , написанную, по моему мнению, Лукьяненко ( хоть я и могу ошибаться) — ставлю высшую оценку, за остальную часть — бОльшую — низшую, ну, не заинтересовало. Особенно огорчил резкий контраст между интересным началом и неинтересным окончанием , словно два разных автора писали! :) — что, впрочем, и было.

Оценка: 4
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я «Реверсу» поставила 5 баллов, то есть это добротная одноразовая книга, написанная в рамках сериала — литература, чтобы весело убить время, выкинуть и забыть. Уровень – примерно как у «Заставы», с некоторыми оговорками. У «Реверса» два разных автора с разным мировосприятием. По-моему, Громов а основном писал линию Макса (герой-одиночка, мрачно идущий к горизонту), Лукьяненко – линию Сергея и контрабандистов (любовь-морковь и приключения в Попаданье простого когда-то обывателя, мигрирующего в дружную семью спецслужбистов). Две линии какое-то время живут совершенно отдельно друг от друга, и вот эта часть книги и есть та самая раскачка сюжета, возможно, неоправданно долгая, на которой некоторые бросают или не дочитывают, или, в любом случае, начинают ругаться на занудность. Но потом становится веселее и композиционно осмысленнее. Финал – типичный сериальный конец, т.е. «продолжение следует». Я не согласна с тем, что «Реверс» существенно хуже «Заставы» — несущественно. Разница лишь в том, что писали два человека, не имевших, насколько мне известно, опыта сотрудничества (у Сергея без соавторов, по-моему, вообще лучше получается), и это чувствуется. А в остальном ведь и «Застава» — стилистически довольно бюджетная, ситцевая, а не рожденный в муках творчества шедевр.

Поклонникам раннего Лукьяненко не рекомендуется, потому что ничего из того, что они любят, в книге нет чуть более, чем полностью. Но вряд ли будут сильно разочарованы те, кому понравилась «Застава» и те, кому в принципе нравится незамысловатая попаданская литература.

Единственное, что меня удивило – новый взгляд на пограничников, которые из людей с миссией превратились в типичных ментов-взяточников, до боли напоминающих родную действительность. И только особисты – они, конечно, особые, пардон за тавтологию.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно-говоря, это просто унылая книжка.

Даже «Застава», которая не блистала особым позитивом и идеями смотрится на фоне «Реверса» почти алмазом. Я долго ждала, когда же действие, наконец, раскрутится или хотя бы преодолеет свою монотонность, но увы. Вот дочитала последнюю страницу, и что? Ну мне скороговоркой выдали легенду, призванную пояснить некоторые детали. С учетом того, что произошло это за пару страниц до конца — могли бы и не беспокоиться уже.

Если по сути, то роман снова про Центрум и теперь еще про проводников-контрабандистов. Идей в тексте две. Первая — это возможность создавать «проходы» из Центрума в другие миры, завязанная на тех или иных эмоциях. Она лежит в основе сюжета. И ведь можно было бы какой-нибудь интересной психологии вокруг накрутить или еще чего. Но нет. Авторы были выше этого. Осталась чистая платоновская идея. Не разбавленная. Для совсем уж гурманов.

Вторая фишка — это мир с еженедельным умиранием — вот, пожалуй, единственная любопытная штука (и, наверное, про него писал Лукьяненко, там как-то все поживее). Но опять — намекнули и бросили. Где какая-нибудь симпатичная философия применительно к этому миру? Я бы вот ближе к пенсии в такой бы с удовольствием переехала, например. Все равно Альцгеймер нас всех ждет, так может изменение личности позволит его избежать.

В общем, увы, но скучно, депрессивно и не стоит внимания. А жаль.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Взялся читать «Реверс»,думал будет лучше заставы, думал Громов принесет какие-то оригинальные идеи, но все вышло наоборот.

Отсутствует легкий язык Лукьяненко и если «Застава«хотя бы читалась легко, то «Реверс«после прочтения 20 страниц вообще не хочется читать. Поэтому могу предположить, что в основном написал роман Громов, а от Сергея Васильевича осталось только имя на обложке.

Сюжет: В начале неплохо , описывается интересный мир Гомеостат, а потом запредельно скучный Центрум(Пожалуй самый главный минус всего проекта -это зацикленность на Центруме, тогда как о других мирах мало сказано).В романе практически нет философии и скрытого подтекста(чего так любят почитатели ранних произведений Лукьяненко. При этом поставленной цели герои не добились, концовку слили.

Окончательно убедился в том , что «Пограничье»-это проект направленный на отмывание денег. Романы пишут другие авторы, а Сергей Васильевич как создатель этого проекта(ну, и за имя на обложке) получает определенный процент.

Моя оценка — 4,чисто за массив текста без идей и смыла.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне читаемо. Лёгкая, нескучная книженция. Чётко можно проследить, какие эпизоды писал Лукьяненко (их меньшинство), а какие Громов (большинство). Несмотря на это язык ровный. Фирменное описание приготовления жратвы (в данном случае — бараньего шашлыка) присутствует. Постельная сцена есть. Про «хохлов», «пиндосов» и геев — самый минимум, что уже радует. Что ещё нужно для счастья?

Если серьёзно. Авторы создали Мир, насытив его обилием своих Правил игры. С одной стороны, это сделало его достаточно плоским и невыразительным. С другой — сделало поступки героев разумными, а мотивации — оправданными. Так что это скорее «плюс». А реальный «минус» — это выдумывание новых Правил прямо во время «игры» («Чур, у нас скорость возврата на Землю будет такая же, как скорость выхода в Центрум»).

Очень! Очень интересный мир Гомеостата. Читая первый десяток страниц я аж подпрыгивал от предвкушения — наконец-то, новый мир с новыми законами! Но нет! Стриптизёр(ша) снял(а) с ноги носочек и гордо удалился(лась) в раздевалку... Может быть, авторы кинули такую затравочку, чтобы люди покупали каждую новую книгу цикла, в надежде ,что там Гомеостат раскроется по полной? Шиш вам, не буду!

Персонаж Сергея... Вот тот неловкий момент, когда условно главный герой... Вообще не нужен. Есть такое понятие: «сюжетообразующий персонаж». Это такой персонаж, без которого сюжет развалится. Чьи функции нельзя передать другому. Так вот, если убрать Сергея, то сюжет не пострадает никоим образом. Его небольшое количество функций (подбросить дров в пароплане и переспать с Евой) можно отдать любому другому проводнику. Я понимаю, что через героя-новичка проще объяснить читателю все фант-допущения и правила игры... Но только ради этого вводить настолько невыразительного главного героя — нет, не стоит.

Сюжет... Главная цель — найти Макса. Мы его ищем-ищем, не находим, он находится сам — и исчезает. Всё. Занавес. Зрители недоуменно потянулись к выходу.

Вот сюжетная линия Макса получилась более интересная. Человек, который нашел в себе другую личность, обрел условное всемогущество... и тут бы действительно взять — и на производство его. Чтобы он получал удовольствие от простой человеческой жизни. Класс был бы! Но в эпилоге авторы всё-же вернули Макса на путь проводника. Этим, конечно, они сделали зачин к новой книге. Но линию Макса безбожно слили...

Странно, кстати, что компания проводников всю книгу не могут Макса найти и переживают, как они будут возвращать его на Землю, а вот остальному шоблу одиночек это удается. Почти удаётся...

Много интересных находок и фрагментов: Старец, мартыши (никак не раскрытые), спецслужба пограничников (раскрылись бегло только на самых последних страницах)... Такое впечатление, что это не книга — а эскизы, наброски к великому роману. Аж жалость берет, когда подумаешь ,что с этими набросками мог бы сделать ранний или хотя бы средний Лукьяненко.

Но в целом, повторю ещё раз, вполне годно к ознакомлению.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочется спросить Сергея Лукьяненко, зачем? Зачем, Сергей Васильевич, вы написали эту банальную, скучную книгу ни о чём? То есть, конечно, не совсем ни о чём, а о поисках некоего сверх проводника в параллельные миры, с мутной конечной целью использования этого человека. После прочтения первой части дилогии, думалось, что последует описание продолжения борьбы с попытками Очага замедлить развитие других цивилизаций, с помощью «молекулярной чумы». Но пришлось читать малопонятную «бродилку» в мире Центрума и Земли. Надеюсь, что «Реверс» в большей степени произведение Александра Громова, а не Сергея Лукьяненко, ибо в ином случае становится грустно... Конечно есть ещё надежда, что последует продолжение, которое свяжет две готовые части «Пограничья» и объяснит читателям зачем задумывались и писались эти книги.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что сказать... Книга на один раз. Пишу отзыв через неделю после прочтения и уже с трудом могу вспомнить, о чём там было написано. Какие-то очередные погони, драки и бессмысленные скачки между мирами. Ни на один из вопросов, которые оставила после себя первая книга, не ответили, зато новых вопросов добавили. И чует моё сердце, что отвечать на них никто не собирается.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скучен не только реверс, скучен весь Центрум и сериал Приграничье. Более-менее цепляет Тыринская «Самоволка» с братьями близнецами.

А Центруме нет не только нефти, там практически нету серьезных конфликтов- все борются за выживание — так из этого сюжета не сделаешь..

А самое бредовое — это их пограничники. Торговцев и контрабандистов можно понять — физически тяжелый и в меру рискованный промысел. А что там деляают пограничники, с какой целью торчат в этой дыре — непонятно. Деньги не такие уж большие, а идеи у них вроде бы нет. То есть Лукьяненко в Заставе что-то такое придумал и они там даже мир спасли — но это разовая акция. На их фоне те самые маньяки-сплавщики просто образец здравого смысла.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что в наше время пора уже такие книжки считать хорошими. Читается книжка? Читается. Хочется дочитать до конца? Хочется. Ну вот и хорошо. Другие книжки других писателей ведь ещё хуже. Да, такое время. Может когда-нибудь поднимется двадцать пятая волна молодых писателей и появятся хорошо прописанные, сюжетновыверенные, оригинальные по идее фантастические произведения. А пока это читаем. Вторая книжка может даже и получше первой. Технические недочеты мира Центрум в основном исправлены, и то хорошо.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю только мой мозг так устроен, или общечеловеческое свойство, но при прочтении нового текста сразу пытаюсь найти аналогии с уже прочитанным. И если первая книга серии вызывала прямые ассоциации с «Черновиком», то «Реверс» упорно напоминает сериал « СТАЛКЕР». Возможно соавторство Громова так подействовало на изменение стиля.

Текст сам по себе, на мой взгляд, слабее первой части, а то, что про экстремалов-сплавщиков на протяжении всего романа не было найдено другого эпитета, кроме как «компания маньяков», и он повторяется в тексте раз десять, вызывает недоумение. Раньше я такой словарной бедности за Лукьяненко не замечал. Герои то же не производят особого впечатления. В «» Заставе» героям хоть какую-то более-менее интересную легенду создали, да и выглядят они колоритно. Кстати, могу ошибиться, но мне кажется, что в каждой новой части будут появляться новые герои , и в заключительной части они соберутся все вместе на свой последний и решительный бой с абсолютным злом!

Наверное единственное оправдавшееся ожидание -это то , что мир Центрума стал более понятен в своем устройстве. Но в целом от второй книги ожидал большего. Не берусь судить авторы вкладывают душу в этот проект, или пишут так на «подавись издательство». Как говорят в Одессе: «надо посмотреть». Буду ждать новой книги из серии, и надеяться на лучшее!

Оценка: 6
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Застава понравилась. а вот вторая книга не оставила ярких впечатлений. Признаюсь бросил, но любопытство пересилило и я дочитал произведение. Впечатления средние — ожидал большего. Произведение — на любителя.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх