fantlab ru

Андрей Фролов «Пасынки безмолвия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
15
Моя оценка:
-

подробнее

Пасынки безмолвия

Роман, год (год написания: 2012)

Аннотация:

Сибирь, 2261 год. Человечество эволюционировало, в корне изменив способы коммуникаций, добившись настоящего прорыва в технологиях и уничтожив большую часть обитаемого мира. Но изменился ли человек?

Пашка Сорока – молодой торговец оружием и припасами, рисково играет с судьбой и вытягивает несчастливый билет. Яна Погремушка – опытный егерь из Циферблата, остервенело зарывается под землю, чтобы выкрасть очередной секрет Девяти Куполов. Лишенные дара речи корпатрицианты, которые презрительно именуют обитателей Циферблата пустышечниками и выходят на ритуальную охоту, облачившись в бронированные скафандры.

Их всех ждет Заповедник и стеклянная башня «Голиаф», где пересекаются все пути. Именно на ее вершине станет ясно, может ли слово ранить, кто в этом мире остался зверем, а кто превратился в человека...

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Пасынки безмолвия
2013 г.
Пасынки безмолвия
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Андрея Фролова был знаком только в рамках межавторского проекта «Анклавы Вадима Панова», но читал входящие в него романы очень давно, поэтому помню только, что понравились они мне больше, чем творения других продолжателей. «Пасынков безмолвия» приобрёл лет шесть назад, что называется, «до кучи», когда на «Фрагментацию памяти» Жанны Поярковой, изданной в той же серии, наткнулся, но всё откладывал прочтение. И вот сейчас, мотаясь по работе дважды в неделю в областной центр, и нуждаясь в чтении в дороге, наконец-то добрался до этого романа. Сразу скажу, что ожидания автор не обманул: роман «Пасынки безмолвия» представляет собой увлекательное, захватывающее и бодрое повествование в весьма необычном сеттинге, да ещё и с некоторыми оригинальными авторскими находками.

Прежде всего, стоит отметить, что по факту роман можно отнести к жанру постапокалипсиса, но весьма необычного. Действие разворачивается в 2261 году, после некоей глобальной войны, в городе Новосибирске, состоящем из девяти гигантских высокотехнологичных Куполов, в которых проживает элита человечества. А вокруг этих Куполов располагается так называемый Циферблат, где проживают, как водится, в нищете и условиях дефицита ресурсов, прочие остатки человечества. И была бы это очередная страшилка о разделении человечества на «золотой миллиард» и обслуживающих их «людей второго сорта» (Кто сказал «Элизиум»? Ничего подобного! Роман написан на год раньше выхода фильма!), если бы не одно ключевое «но»... Дело в том, что обитатели Куполов и обитатели Циферблата — это две разные ветви человеческой эволюции! Высокоразвитое общество Куполов представляет собой продукт давнего эксперимента по отказу от человеческой речи, который привёл к развитию в человеке совершенно иных, невербальных, средств коммуникации. Разумеется, обитатели Циферблата не считают их полноценными людьми, именуя «молчунами» и «тепличниками», но дело осложняется ещё и тем, что жители Куполов точно так же уверены, что результатом эксперимента являются как раз жители Циферблата, «пустышечники», которых они воспринимают едва ли не животными, не способными к полноценному общению, застрявшими на предыдущей ступени эволюционной лестницы. А раз они неполноценны и ни в коей мере не ровня «настоящим» людям, то почему бы не проводить среди пустышечников Цифеблата своеобразную Лотерею, выигрышем в которой становится огромное денежное вознаграждение, а проигрышем — ради сохранения Равновесия, разумеется! — узаконенная ликвидация одного из участников (Кто сказал «Бегущий человек»? Ну, да, примерно так дело и обстоит).

Главных героев в произведении сразу четверо. Павел Сорока, обитатель Циферблата, который выиграл в Лотерею так называемый «оранжевый билет», и теперь должен быть уничтожен командой ловчих из Куполов. Яна по прозвищу Погремушка, егерь из Круга Сопротивления, которые занимаются тем, что незамеченными грабят Купола, и мечтают уничтожить Лотерею. Артемидий Селиванов, представитель высшей элиты Новосибирска, возглавляющий команду ловцов, отправившихся вручать «награждение» Сороке. А ещё Петрос, обычный инженер из Купола, оказывающийся в самой гуще происходящих событий. Линии героев сплетутся в тугой клубок, и каждый из них будет воспринимать происходящее со своей точки зрения. Противопоставление двух ветвей человечества, которые испытывают друг к другу целый спектр эмоций от жалости к «несчастным жертвам эксперимента» до ненависти на уровне «либо они, либо — мы» является, пожалуй, самой сильной из сторон романа. Читателю предстоит до самых последних страниц самому решать, кто на самом деле является результатом эксперимента, а кто может претендовать на право называться настоящими людьми. И только на паре десятков последних страниц автор сумеет удивить, перевернув происходящее с ног на голову...

Также стоит отметить, что действие в романе ураганное, с кучей погонь, перестрелок и неожиданных поворотов сюжета, так что скучать читателю не придётся. Вместе с тем, Фролов подкидывает некоторое количество как достаточно любопытных идей о развитии общества, отказавшегося от вербального общения, так и рассуждений о том, что делает человека собственно человеком, поэтому и бездумным боевичком «Пасынков безмолвия» назвать язык не поворачивается.

Одним словом, хороший, годный роман, с которым можно приятно скоротать пару-тройку вечеров. А после его прочтения — есть, о чём задуматься. Твёрдая «восмёрка» с большим плюсом за необычность сеттинга. Почему не поставил балл выше? Всё очень просто. Всю книгу не мог отделаться от мысли, что эволюция, даже искусственно ускоренная, никак не могла совершить подобный скачок за какие-то 250 лет. И пусть в финале автор изящно вывернулся из этого противоречия, сам финальный твист оказался для меня лично несколько предсказуемым, да и вообще — не люблю я подобные сюжетные ходы, несколько обесценивают они всё происходящее, на мой взгляд.

P.S. Отдельно хотелось бы упомянуть также небольшие эпиграфы к каждой главе, представляющие собой выдержки из работы «Социализация высших млекопитающих и иных живых организмов», якобы написанной ректором Российско-Европейского Университета систематики и экологии животных Эльдаром Котляковым в 2064 году. Большинство фактов из этих эпиграфов, разумеется, широко известны, но собранные вместе они создают вполне убедительный «научный базис», положенный в основу масштабного эксперимента, поставленного над человечеством. Да и просто интересно! Вы вот знали, к примеру, что обыкновенная белка способна не только запоминать местонахождение нескольких тысяч спрятанных орехов, но и постоянно перепрятывать запасы, водя потенциальных воров из числа собратьев за нос, обустраивая ложные тайники?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

До прочтения этого романа я успел познакомиться с циклом Город лифтов (который меня очень задел) и с ужастиком Яма на дне колодца (который, да-да, тоже меня задел). И вы будете чертовски правы, если скажете, что Пасынки безмолвия меня тоже задели! (как много анафоры и скобок, но так надо).

Долго выбирал, что почитать. Обилие авторов и произведений, а также ресурсов с книгами сейчас просто поражает. И сложность найти что-то действительно качественное — падает день ото дня. Но Андрея Фролова я взял на заметку после первого же его романа и вот, запутавшись пару дней назад, что почитать, решил вернуться. Почему именно Пасынки — не знаю, вот случился момент выбора и я теперь нисколько не жалею.

Роман написан добротно, в современном стиле, читается легко и на понятном языке. Всё начинается с разных историй героев в мире будущего. Поначалу, моё воображение было переполнено образами и скажу честно, было тяжелова-то воспринимать мир произведения, но уже через несколько десятков виртуальных страниц (да, теперь у нас с вами такая терминология) всё образумилось и пришло в норму. Любителям миров будущего будет над чем пофантазировать.

Раз уж затронул сюжет — то пару слов о нём. Коктейль из Голодных игр Коллинз и Бегущего человека Кинга (одна из наилубюмейших моих книг) в «стакане» далёкого будущего. Погони, стрелялки, динамические смены локаций, всё это присутствует, но не в пресыщении. Андрей разбавляет текст и философскими выкладками, и моральными составляющими.

Как по мне — основная задача романа — постоянная борьба добра и зла. И что есть зло, а что добро — выбрать будет совсем не просто. По мере прочтения текста, мой выбор — как весы, постоянно менялся в зависимости от поступков героев. Кто на какой чаше весов оказывался: Петрос, Павел, Яна, Артемидий? Сложно, каждый преследовал свои цели, и, если разобраться — ими управляла оправданная мотивация. На таком контрасте расхожих действий и построен тот или иной выбор в конкретных ситуациях. Интрига поступков героев — одна из сильных сторон романа.

Собственно сами герои. Лично я выделю четвёрку, о который писал выше. Они формируют центр, вокруг которого и происходит все действие. Яна — активная молодая девушка, импульсивная, собранная, четко знающая, что и как делать. В любой ситуации готова действовать немедленно, решительная. Этот образ получился отлично. Петрос (Петр) — такой себе меланхолик, взвешенный, последовательный, вдумчивый. Спонтанность — это точно не про него. Артемидий — как и полагается быть самому главному — цепкий, уверенный в себе, нацелен на результат. И Павел Сорокин — такой себе флегматик, но не смотря на обреченное положения, стремящийся выжить. По моему мнению он и есть — ГГ, ниже напишу почему.

Понравилось, как автору удалось лаконично, но тем ни менее ёмко (как бы это абсурдно не звучало) подать основную мысль — что есть человек, человечность? Какие признаки этих терминов? Что характеризует человека? Право, размышлять над этим можно долго, но истины так и не понять. А почему — а потому, что это один из неразрешимых вопросов мироздания. Кто мы такие? Считал ли питекантроп себя человеком? А крестьянин? А раб? Человек — это кто? Можно ли считать человеком — того, кто не считает (в прямом смысле этого слова) человеком тебя? Если разобраться — то понимаешь, что в романе заложено столько разных философских вопросов, от которых голова кругом.

Отдельно хочется написать про социум романа. Разделения на сильных и слабых было всегда, наверное это заложено программой нашей планеты (беру в расчет скромные масштабы). Соответственно сильным достается больше и лучше, чем слабым. В романе соответственно «молчуны» — элита, «пустышечники» — низ. А где есть такое разделение — однозначно есть место недовольству, которое в свою очередь приводит только к одному — к противодействию. Месть Яны и запускает весь процесс деструктива в отношении неугодной системы из-за конфликта отношений двух разных сословий.

Но, больше всего понравился финал — он заслуживает особой похвалы! Вот нравятся мне такие сюжеты, когда в конце переворачивается всё с ног на голову. Очень здорово. А последний поступок/слова Павла прямо вот заставляют на него посмотреть с другой стороны, с человечной. Может, такие как он и есть — «человек»?

PS: и всё-таки задайтесь вопросом — человек ли ты на самом деле или только так называешься?

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Андрей Фролов, хорошо известный для меня автор. Участие в проекте Вадима Панова по «Анклавам», плюс еще несколько сольных романов, так что с творчеством автора, я знаком неплохо.

Издательство Эксмо продолжает придумывать новые серии, рассчитывая привлечь потенциальных покупателей изменением названия. «Научная фантастика» — довольно звучное название для новой серии, заставляет на секунду поверить, что в России научились писать НФ. Осталось это только проверить и узнать, как на самом деле обстоят дела.

Фролов расскажет о будущем, которое ждет нас через 250 лет. Информации о мире дается немного. Известно только, что в результате продолжающегося эволюционного развития, некоторая часть населения Земли отказалась от общения с помощью звуков, так называемого вербального контакта и полностью перешла на общение мыслеобразами. Казалось бы, что такого существенного может от этого измениться? Но в итоге произошло полное разделение на два враждебных по отношению к друг другу лагеря. И те, и другие считают друг друга неполноценными и ущербными. У кого больше возможностей, тот и навязывает свою волю остальным. Технических средств, технологий, продовольствия, этого с избытком в своем распоряжении имеют «новые» люди. Поэтому они и определились, как главенствующая раса на планете.

Автор много внимания уделяет описанию взаимоотношений между «новыми» и обычными людьми. Эволюция изменила не только визуальные отличия, она создала абсолютно чуждого нормальному пониманию существа, которое не видит в среднестатистическом человеке себе ровню. Полностью изменилось отношение между мужчиной и женщиной, процесс рождения и зачатия ребенка теперь такой же искуственный эксперимент, как и лечение, обучение, работа.

Стоит ли продолжать процесс изменения существующего человека? Стоит ли стремиться к бессмертию, отсутствию болезней, вечной молодости, такой ценой? Фролов дает однозначный ответ, с которым я полностью согласен. Хотя многие бы с огромным удовольствием согласились жить подобной жизнью, чтобы иметь возможность продлить свое земное существование.

Андрей Фролов еще раз доказал, что он очень неординарный писатель, который может придумывать сложные и многогранные миры. Роман полностью закончен, но возможность продолжения у автора есть, если оно когда-нибудь выйдет, я с удовольствием ознакомлюсь с дальнейшей судьбой героев книги.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга, которую прочел у этого автора.

Лукавить не буду-начал читать с долей скепсиса и — Неожиданно понравилась книга то. Был приятно удивлен.

Не привычно сначала было читать про Сибирь, Новосибирск и тд, но очень быстро привыкаешь, что событие происходит, хоть и в будущем, НО ТАМ, где ты живешь)

Купольщики и в противовес им Пустышечники, как ДВЕ Системы существования — интересно было следить за развитием, понять в чем суть конфликта.

Если будет продолжение истории, а она там заканчивается вполне-таки интересно — было бы круто.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

из субъективного. Фантастикой, особенно написанной в наше время, я уже пресыщен. Но книгу прочитал за вечер плюс часть ночи не отрываясь. Что, так сказать, говорит ). Мир офигенный — интересный и необычный. Понравилось что в книге говорилось об эволюции человека, как биологической, так и духовной. Обычно в постапокалептичной фантастике идет регрессия или там, или там, а тут прям порадовало что были озвучены эти идеи. Классно прописаны отношения между социумами, как культурные, так и психологические.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Еще интересный феномен, народ Циферблата, не смотря на то, что они прописаны более человечными и близкими к нам, проигрывает в битве за души пробирочникам, при всей их чуждости и снобизме.

В фантастике интелектуальное наслаждение доставляют именно такие моменты. а именно фантазии на тему «как будет происходить развитие при тех то и тех то граничных условиях», даже не фантазии, а экстраполяции текущих тенденций и околообъективные предсказания и прогнозы :).

Насчет сюжета — типичный боевик. Вся книга — экшен и адреналиновая погоня на износ. Из плюсов что читаешь не отрываясь, потому как захватывает. Из минусов, опять же исключительно на мой взгляд, концовка, которая

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
очень внезапна и мозголомна, но немного смазывается на фоне нечеловеческих усилий героев через кровь и кишки дойти до конца. Можно привести аналогигю, что ногу свело во время оргазма — вроде и кончил, и удовольствие получил, но как то смято и нога отвлекала :Р.

Вцелом, очень рекомендуется к прочтению )

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зацепившись взглядом за необычную аннотацию(мир циферблата и застеколья) приступил к чтению с заведомым скепсисом.(прочитаю пару глав и на этом знакомство с автором закончится) Но чем дальше погружался в созданный автором бескомпромиссный, жестокий мир,тем сложнее было оторваться от чтения.Какова грань отделяющая человека от животного:способность ходить на двух ногах? -многочисленные обезьяны и др.представители фауны могут похвастаться этим умением,может способность использовать подручные средства в качестве орудий труда? — те же приматы,дельфины владеют этим навыком на простейшем уровне,а может все дело в речи,которой никто из известных животных не овладел в совершенстве лучшем, чем человек?

История начинается с торговца подержанным оружием Павла Сорокина выигрывающего «счастливый билет» в лотерею,устраиваемую обитателями 9 куполов,похожими на человека, но внутренне сильно изменившиеся.Волею судьбы Павел во время погони знакомиться с дерзкой ополченкой Яной Погремушкой и инженером из купола Петросом, спасенного Яной и увязавшегося за строптивой и такой противоречивой девушкой. Новые люди общаются только посредством тактильного контакта передающего цепочку чувств-образов прямо в голову оппонента, что само по себе исключает обман между общающимися. Яна, да и все старые люди , уверены что новые люди -монстры, без души и без эмоций. Поэтому сопротивление всячески стремится пошатнуть и разрушить влияние 9 куполов. Необыкновенно занятно выглядит поначалу мнение Петроса и Яны о друг друге, а в дальнейшем и их ''диалоги'', наполненные яростным спором об уровне развития обоих, причем оба твердо уверены в своей правоте. Человек лишивший себя привычного человеческого общения, утративший возможность услышить голос друго человека, почувствовать

все его обертоны — кем стал он в действительности, новым сверхчеловеком или какой то его разновидностью, потерявшей нечто большее, чем звуки родной человеческой речи. Честно говоря, я умом хоть и понимал всю ущербность новых, но все же где то теплилась надежда, что возможен симбиоз людей с новыми и их дальнейшая ассимиляция без вреда обоим видам, но как говорится идя по пути прогресса , главное не оказаться заложником его идеи. (благими намерениями выстлана дорога в ад) Финальная сцена в куполе переполнена динамизмом и эмоциями , особенно интересен момент когда Яна в качестве орудия массового поражения включила на внешних динамиках тяжелый металл, отчего обитатели купола, никогла не слышавшие человеческой речи, в буквальном смысле слова падали в обморок. Последний эпизод оказывается действительно неожиданным, таких поворотов за все моё время чтения я почти не встречал =].

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх