Евгений Бенилов «Человек, который хотел понять всё»
Главный герой попадает в автокатастрофу и погибает. С этого момента с ним начинают происходить интереснейшие вещи...
Похожие произведения:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
belik, 4 сентября 2025 г.
Оригинальное произведение. Больше всего напомнило Град Обреченный Стругатских. Перечитывал уже дважды и книга очень хорошо запомнилась. Сам текст написан хорошо, в нужные моменты нагоняет саспиенса. Сюжет не предугадывается до самого конца.
Но вот что касается морали и смыслов тут самое интересное. Не так часто книги заставляют себя обдумывать несколько дней после прочтения. Тут именно этот редкий случай. И поймав себя на мысли что хотелось бы почитать самого автора нашел на его сайте послесловие к книге. И сочинение «о чем хотел сказать автор» я бы не сдал. В моем прочтении концепция и мораль оказались другой. Что только поднимает оценку книги.
спрячу под спойлером текст автора с его сайта (https://eugene.benilov.com/lit/tfiles/man_e.htm)
ОТ АВТОРА
Ну что, читатель, ты разочарован? Ожидал ли ты такой концовки, или она явилась для тебя неожиданностью? Впрочем, ответ на этот вопрос не важен – и в том, и в другом случае у тебя, возможно, осталось чувство неудовлетворенности: «Зачем автор написал это?» Что ж, я готов – и даже хочу – объяснить, что имелось в виду.
Я придумал эту сказку для того, чтобы понять, каким может быть рай для человека, думающего с частотой дыхания. Мой герой всю жизнь решал задачи, для него не было большего удовольствия, чем думать. Так неужели он удовлетворится псалмами в традиционном христианском раю или покоем в царствии небесном от Воланда?
«Полно-те, – скажешь ты, читатель, – какой же это рай?! Франц попал в самый настоящий ад!»
И будешь неправ – несмотря на страдания и боль, это все-таки рай. Думать всегда больно – сладок лишь короткий миг окончательного ответа. А потом – сразу же – становится скучно.
Но есть люди, для которых боль мышления приносит удовольствие – хотя бы потому, что спасает их от скуки и унизительного состояния покорного непонимания. А теперь представь себе, что могут делать такие «интеллектуальные мазохисты» в раю, где – рано или поздно – бесконечное время перемелет все приходящие на ум вопросы?
Теперь понятно, почему я «закольцевал» Франца? Это был единственный способ дать ему вечную пищу для ума!
«А Таня? – спросишь ты. – Причем здесь Таня? Ведь она, при всех своих достоинствах, не относится к постоянно мыслящим людям. Зачем нужно было закольцовывать ее?» Верно, не относится, она – человек постоянно чувствующий. В вечном раю она погибла бы от эмоционального голода... быть может, еще скорей, чем Франц – от голода интеллектуального.
И последнее: я долго не мог решить, оставлять ли Францу память о том, что с ним произошло на первом «витке».
Если ОСТАВИТЬ – то он, накопив за несколько следующих витков достаточно опыта, может быть, и сумеет понять все. И что он тогда будет делать в течение остатка вечности?
С другой стороны, ОТНЯТЬ у него память мне кажется бессердечным: я должен дать ему хотя бы один шанс.
Не в силах определить судьбу своего героя, я решил оставить ее на твое усмотрение, читатель.
Конец повести открыт для любого продолжения.
Findfind, 7 июня 2016 г.
Идея, конечно, далеко не новая, «жизнь после смерти» — тема уже чуть ли не банальная. Всякие туннели, в конце которых свет, вещие голоса, собственная жизнь, быстро проносящаяся, как на киноплёнке, сады с гуляющими там задумчивыми людьми и т.п. В этом романе всё по-другому, чем он меня, собственно,и зацепил.