fantlab ru

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Очень далёкий Тартесс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
222
Моя оценка:
-

подробнее

,

Очень далёкий Тартесс

Другие названия: Щит Нетона

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Месторасположение древнего города Тартесс, основанного за тысячу с лишним лет до нашей эры и, если верить античному преданию, находившегося где-то на юге или юго-западе современной Испании, до сих пор точно не установлено.

Говорят, что его разрушили карфагеняне. А некоторые ученые утверждают, что легендарная Атлантида, о которой существует столько досужих домыслов, — это, собственно, и есть Тартесс!

А не погиб ли этот полумифический город в результате экспериментов древних людей с ядерной энергией?..

Подождите возмущенно фыркать! Наши предки были куда образованнее, чем мы можем предположить…

© Писатели нашего детства. Сто великих имён
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман написан в 1966 году.

Журнальный вариант романа, под названием «Щит Нетона», появился в журнале «Уральский следопыт» № 5, 6, 7 за 1968 год. Роман имеет подзаголовок «Приключения давних дней» и в оглавлении назван повестью. Рисунки художника С. Киприна.

В том же 1968 году роман вышел отдельной книгой в «Библиотеке советской фантастики» и переиздавался в 1989, 1995 и 2001 годах.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 161

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2946 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Очень далекий Тартесс
1968 г.
Очень далекий Тартесс
1989 г.
Очень далекий Тартесс
1995 г.
Плеск звездных морей. Очень далекий Тартесс
2001 г.
Очень далекий Тартесс
2006 г.
Плеск звёздных морей
2018 г.

Периодика:

«Уральский следопыт» № 7, 1968
1968 г.
Уральский следопыт № 5, май 1968 г.
1968 г.
Уральский следопыт № 6, июнь 1968 г.
1968 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень добротно написанная книга.

Если учитывать время, когда ее создавали.

В действие погружаешься моментально и описание античного мира не вызывает противоречий. Все кажется естественным и правильным. Персонажи оживают буквально на первых же страницах и продолжают оставаться объемными. А авторы относятся к ним с любовью. Но не жалеют. И это тоже замечательно.

Сюжет захватывает тебя сразу. Я, хотя и знал, о чем книга прежде, чем раскрыл ее, был увлечен и читал с удовольствием. Пока не закончил, не мог остановиться. В книге, которая мне, дилетанту, кажется с исторической точки зрения написанной добротно, есть лишь одно фантдопущение. И его Войскунский с Лукодьяновым раскручивают медленно, основательно, но на всю катушку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Якобы в Тартессе умели добывать достаточно обогащенный уран, и по ходу персонажам удается создать в одном нужном моменте времени и в нужной точке пространства критическую массу. Бадам!!!

Может быть, книга сегодня будет казаться немного наивной. В ней нет глубоких философских идей, она не переворачивает сознание. А должна? Да нет. Это действительно хорошая беллетристика. Не больше. Не меньше. Но ее стоит читать.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тартессу в литературе повезло (или не повезло). Где Тартесс, там и Атлантида, а где Атлантида, там и высокие технологии. Авторы не избежали двух этих соблазнов, но сумели органично встроить их в реальный мир античности. Использовали, кажется, всю обрывочную информацию о Тартессе, какая только сохранилась. Всё выглядит реальным, кроме одного эпизода. И при этом повесть удалось сделать актуальной, связать с проблемами своего времени (1968). Актуальные книги всегда малоприятны для начальства, если написаны не по заказу. «Тартесс» не запрещали, но печатать не любили. Собственно, и теперь не любят.

Тартесс из повести — общество, где господствует правильная идеология, идеология Сущности и Неизменности. Истоки этой идеологии давно забыты, но сама она неприкосновенна. Ради исполнения утративших смысл законов из народа тянут все жилы. Ресурсы богатой и развитой страны подходят к концу. Если бы Тартесс не погиб в одночасье, то всё равно протянул бы ещё очень недолго. Или восстание рабов (победить не победят, но всё поломают), или смуты в среде разорённых и задёрганных подданных, или, скорее всего, победа внешнего врага. Так до конца и неизвестно, что же случилось в реальной истории. То ли город исчез с лица Земли, что ускорило гибель государства, то ли рухнуло государство, а потом уже исчез город. Что касается повести, то здесь картины последних месяцев жизни Тартесса получились интереснее картины его гибели.

А Тартесс жаль. Это была своеобразная цивилизация, и при этом открытая миру. Неизвестно, как могла бы измениться история, протяни Тартесс ещё несколько столетий.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это были времена, когда древние греки ополчились на древних персов, а тут ещё и не менее древние карфагеняне подсуетились…

Чтение этого фантастико-исторического (впрочем, возможно правильнее будет называть его историко-фантастическим) романа славной пары советских писателей-фантастов вполне может послужить своеобразным лакмусом в определении готовности для чтения романов и повестей Ивана Антоновича Ефремова — имею ввиду прежде всего историко-приключенческую дилогию «Великая дуга» (Путешествие Баурджеда» и «На краю Ойкумены») и конечно же прославленный великолепный роман «Таис Афинская» — занятный факт: дилогия была стартом в творческой биографии писателя и учёного, а «Таис...» оказалась его последним романом. Кстати, дилогия Ефремова была написана и опубликована на десятилетие раньше романа Войскунского и Лукодьянова (а «Таис» почти на десятилетие позже), и потому можно предположить, что наши авторы читали ефремовский труд, и, кто знает, возможно именно от И.А. Ефремова заразились и теми временами и самим жанром… Впрочем, это уже область догадок и ни на чём серьёзном не обоснованных предположений.

В самом деле, мы по воле авторов оказываемся в довольно приличной старине, едва ли не в архаической Древней Греции, и вместе с героями романа неспокойными средиземноморскими водами отправляемся на запад, туда, к Геракловым-Геркулесовым столбам (Гибралтарскому проливу) и затем уже по реке Океан к древнему городу Тартесс, который, по мнению авторов и многих учёных, мог располагаться в те давние времена в устье реки Бетис (ныне Гвадалквивир) — точное расположение этого города не известно — и являлся в течение долгого периода центром торговли оловом и прочими металлами и сплавами. Описываемые в романе времена были весьма неспокойными, по сути это был уже закат Тартессийской державы, и вот в эти самые неспокойствия и окунулись с головкой наши славные мореходы.

И, в принципе, с фантастическими допущениями мы в процессе чтения романа почти не сталкиваемся, скорее мы имеем дело с исторической реконструкцией того времени (правда, весьма вольной в силу малого количества известных фактов). И потому мы практически оказываемся внутри общества тех времён, и имеем возможность не только наблюдать за многими нюансами жизни тартессийцев, но и фактически оказываемся внутри всего действа, начиная с торгового соперничества, с деталей жизни высших слоёв и с жизнью рабов в каменоломнях, и заканчивая антиправительственным заговором и попыткой госпереворота. Т.е. поприключаться читателю места хватит с лихвой и ещё на закуску останется.

А вся фантастика заключается только в предположении, что основателями Тартесса стали немногочисленные спасшиеся во время гибели своей родины атланты, которые и основали в незапамятные времена город и стали затем правителями этого государства. Есть там ещё одно оригинальное фантдопущение, рассказывать о котором в тексте отзыва, значило бы напрочь убить всю интригу, и потому мы о нём умолчим. Тем более, что книга написана совсем неплохо, может быть не с такой мощью, как уже упоминавшиеся романы Ефремова, но вполне удовлетворительно, и отбирать от возможного читателя интригу было бы опрометчиво.

Теперь о связи времён: несмотря на то, что книга написана в середине 60-х, т. е. с момента опубликования романа прошло более полувека, интересность предлагаемой авторами фантастико-исторической гипотезы не измельчала. И пусть даже всё было не совсем так и может быть даже не совсем там, всё равно читать роман и интересно, и даже волнительно, потому что и к героям привыкаешь, и судьбу их хочешь облегчить, и участь…

Возвращаясь к нашему лакмусу — уверен, что после чтения этой книги Войскунского-Лукодьянова охотно приступил бы к книгам Ефремова. Правда, в моём случае всё произошло наоборот — романы Ефремова прочитаны значительно раньше, чем это повествование. Но ведь это не беда, верно? Тем более, что к Ефремову можно и вернуться...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный образчик приключенческой фантастики с историческим уклоном. В СССР такой жанр любили и писатели, и читатели. В подобном ключе писали и Ефремов с Казанцевым, и Звягинцев с Никитиным. Одни — чтобы изложить свои взгляды на мировую историю, другие — чтобы посмотреть, как наш современник будет чувствовать себя в ином времени.

Роман Войскунского и Лукодьянова относится к первому типу. Это полусерьезная/полушуточная гипотеза гибели мифического города Тартесс. Даже не знаю, чего в ней больше — приключенческой фабулы или фантастического элемента. Точное местоположение Тартесса до сих пор не установлено, его принадлежность конкретной цивилизации — тоже. Авторы были вольны придумать что угодно, и любое их предположение не выглядело бы слишком фантастичным. Тартесс — город атлантов? Да ради Бога! Лишь бы не марсиан...

Единственное, что мне кажется исторически недостоверным, — это линия Карфагена. Судя по имеющейся у меня информации, во времена расцвета Тартесса Северная Африка была еще пустынна и заселена нецивилизованными дикарями. Какой там Карфаген? Им бы хотя б колесо к телеге изобрести! Впрочем, греки в свое время запутали всю мировую историю, так что в какой-то альтернативной ее версии эти два неординарных города вполне могли встретиться в одном времени. Только вот прикладывали ли экс-финикийцы свою жадную руку к легендарным сокровищам Тартесса — это вопрос для лауреата Нобелевской премии...

И все же фантастическая составляющая романа, на мой взгляд, по всем статьям проигрывает приключенческой. За похождениями основных персонажей следить гораздо увлекательнее, чем за таинственными правителями города (которые, кстати, появятся только в самом конце). В свою гипотезу про Атлантиду авторы не особо верят и не пытаются убедить в ней читателя. С таким же успехом они могли утверждать, что город основали тольтеки или зулусы. И все равно роман было бы интересно читать.

Рекомендация: читать всем, кому интересна современная история и кто жить не может без разного рода тайн и загадок. А также тем, кому нравятся приключения — неважно, в каком времени.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вольноотпущенник Горгий из Фокеи по приказу своего хозяина купца Крития прибывает в Тартесс на берегу Бетиса с целью продать наждачный песок, а на полученные деньги приобрести оружие из чёрной бронзы, которое необходимо грекам для борьбы с агрессивными персами. Вот только морская торговля в те далёкие времена была уделом удачливых и рисковых, и не только коварство стихий тому причина.

Отличная приключенческая повесть про времена седой античности с дворцовыми интригами, военными действиями, торговой блокадой и даже восстанием рабов, зачем-то испорченная фантастическим элементом. Нет, идея о том, что последние атланты принесли высокую культуру на Иберийский полуостров , основали там город и стали в нём править, очень даже хороша. Но вот финал рассказа хоть литературно красив,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(прекрасный же образ — летящая из катапульты стрела вонзается в щит, и Гелиос спускается с небес на своей колеснице)
но уж больно антинаучен.

Во-первых, само по себе получение урана из руды — процесс сложный и освоить его людям, не знающим железа абсолютно не реально. Во-вторых, обогащение урана до оружейной чистоты даже сейчас не все государства могут себе позволить. Есть и в-третьих, критическая масса урана-235 около 50 кг, и это в виде сферы, для щита она возрастёт на порядок. Как поверить, что с такой нагрузкой справится престарелый жрец?

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Непонятные и абсолютно непредсказуемые метаморфозы советской цензуры порой приводили к тому ,что появлялись коммерческие предприимчивые герои ,которые прямо и без стеснения обсуждают приход-расход,маржу и возможные прибыли. И пусть герой прошел через огонь и воду и его вряд ли можно назвать удачным капиталистом,все же его образ лишен той карикатурности ,которой советский агитпроп снабжал «неугодных торгашей».примечателен тот факт,что в своих объяснительных записках «для тупых» за которые ,кстати,авторам -жирный минус.они так прямо и говорят,мол не ругайте Горгия-он был сыном своего времени и т.д.язык авторов не отталкивает,тут нету пионерского сленга («маленьких бьют») и дворовых неологизмов как у Олди («это мой братан-дельфин»).а это уже отлично!Хороший,динамичный язык повествования и не избитый сюжет .в целом чтение доставило удовольствие ,хотя я бы вряд ли снова перечитал.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начав читать в УС-е из номера в номер принял роман, как историческое произведение типа «Спартака» Василия Яна, но это оказалась историческая фантастика. Интересная фабула, оригинальная гипотеза о гибели Тартесса и захватывающий сюжет произвели хорошее впечатление, но перечитывать не стал.

В «Звездном человеке» Александра Полещука также есть эпизод по применению атомного оружия в древнем мире.

Один из этапов творчества соавторов.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Горгий — купец, мечтающий о собственном деле — герой, почти немыслимый для советской литературы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень не хочется верить, что он и его любимая погибли при атомном взрыве.

Если черная бронза — бериллиевая, тогда понятно, почему для ее изготовления нужны драгоценные камни. Бериллий входит в состав драгоценных бериллов и изумрудов. О том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
голубое серебро — это радий, я догадалась почти сразу

В старинном романе Эхиар, получив свой законный престол, стал бы добрым царем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но в романе это безумец, тратящий последние силы на месть, гибельную для всего города

Про намеки на советские порядки и легенду об урановых рудниках уже писали. По-моему, суд над Нирулом — намек на суд над Бродским. «Кто Вас назначил поэтом?».

Очень жаль, что Тордул не стал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
идеальным повстанцем

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Беря в руки книгу этих авторов, ждал как обычно, фантастики... а попал в историческую приключенческую повесть. Написано очень неплохо. Но... одного прочтения мне хватило, чтобы знать — о чем книга. Желание перечитать не возникает. Один смысловой ряд, даже в финале, когда уже понимаешь, чем оно все закончится.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хорошо быть современным эрудированным человеком, понимающим, что такое уран, атомная бомба... а еще лучше быть невеждой и неучем, чтобы верить, что простое соприкосновение наконечника стрелы и щита приведет к созданию критической массы... верит только тот, кто не знает, как крепко нужно свести все детали урана, чтобы произошел взрыв... Простого сложения тут недостаточно. Жрец бы сгорел от раскаленного щита, а более ничего. :lol:

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно занятная фантазия на историческую тему, наполненная приключениями, боями, немудрёными интригами, а также заключающая в себе любопытную, хотя и малообоснованную версию гибели как Тартесса, так и Атлантиды. Авторы прямым текстом признаются, что многое в книге выдумали сами, так что воспринимать ее как историческое произведение не стоит, но, пожалуй, во вред это не пошло. Кстати сказать, очень удачным получился приём с воображаемыми диалогами между авторами и читателем в конце каждой главы. По сути, Войскунский и Лукодьянов предугадали если не все, то большую часть читательских вопросов и успели ответить на них прямым текстом прямо в книге.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Задумка произведения очень понравилась. Тем более что читал подобную вещь зарубежного автора с похожим описанием по отношению к древнему городу в Индии, остатки которого известны сегодня и многие историки утверждают, что он был разрушен вследствие взрыва атомного устройства. В отношении данного произведения не понравилось отношение авторов к своему произведению, когда в конце каждой главы они приводят коментарии толи с доказательством своего описания, толи с иронией по отношению к читателю. В целом написано неплохо и читается с интересом. Сочетание фантастики и истории это всегда удивительно приятно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

При чтении этой книги было стойкое ощущение, что авторы стремились в завуалированной форме высмеять и очернить советскую атомную промышленность:eek: Удивительно, как цензура застойных времен пропустила такое:biggrin: А так — книжка неплохая.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх