FantLab ru

Роберт М. Вегнер «Память всех слов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Голосов:
626
Моя оценка:
-

подробнее

Память всех слов

Pamięć wszystkich słów

Роман, год; цикл «Сказания Меекханского пограничья»

Аннотация:

Далеко в море есть остров, скрывающий древнюю тайну, остров, где льется кровь и царит черное колдовство – и где, если верить легендам, живет настоящее божество, исцеляющее одержимых. Именно туда отправляется Альтсин – бывший вор, а теперь монах. Пытаясь избавиться от бога войны, который поглощает его разум, он пойдет на все, но даже отчаяние не подготовило Альтсина к тому, что происходит на острове... А далеко на юге возвышается огромный белый город. В жилах здешних князей течет святая кровь, а подданным их не скрыться от взгляда всеведущего огненного ока. Сюда, чтобы найти своего брата Йатеха, прибывает Деана Д’Кллеан. Она осталась без собственных народа и семьи – и еще не подозревает, во что превратился ее брат. Тем более – какая роль уготована каждому из них в грядущей игре богов.

Входит в:

— условный цикл «Nagroda im. Janusza A. Zajdla»  >  антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2016», 2016 г.  >  Powieści (fragmenty)

— цикл «Сказания Меекханского пограничья»


Награды и премии:


лауреат
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2015 // Роман

лауреат
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2016 // Серебро

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

Номинации на премии:


номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2015 // Книга года (Польша)



В планах издательств:

Память всех слов
2018 г.

Издания:

Память всех слов
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Pamięć wszystkich słów
2015 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2016
2016 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, крайний на данный момент роман “Легенд Меекханского пограничья” прочитан, и теперь со всей уверенностью можно заявить, что Вегнер держит планку. Более того, “Память всех слов” (далее ПВС) мне зашла даже больше, чем “Небо цвета стали”, в которой автор слишком увлекся финальной баталией. Сюжет ПВС не столь масштабен, пафоса меньше, зато глубже раскрыты герои.

Роман формируют две сюжетные линии, которые продолжают истории героев Запада и Юга, плюс короткие интерлюдии, посвященные мытарствам нашего старого знакомца Йатеха и его таинственной хозяйки Канайонесс.

События развиваются плавно, автор не спешит: тщательно выстраивает фон истории, знакомит c второстепенными героями и сеттингом. В этом плане ПВС здорово напоминает “Путь королей” Сандерсона. Зачастую роман напоминает не эпический сказ о богах и героях, а этнографическую экспедицию. Стоит признать: интриги маловато, а клиффхэнгеров и вовсе кот наплакал – и это могло бы стать проблемой, если бы не тот факт, что поляк отлично пишет (тут отдадим должное и переводчику с редактором). Увлекательное повествование с лихвой окупает сюжетные проволочки. К слову, мне особо импонирует то, как аккуратно Вегнер подаёт сведенья о мире – не абы где, а лишь когда их наличие продиктовано сюжетом.

Герой первой сюжетной линии – вор Альстин, пытается осуществить план, наедине с которым мы оставили в финале второго романа: отправится на остров Амонерия, найти сеехийку Аонель и выселить наконец из головы незваного квартиранта. И если первый пункт трудностей не вызвал, то с поисками ведьмы всё гораздо сложнее: помешанные на вендетте сеехийцы крайне, крайне, крайне недружелюбны к чужакам. Особенно к тем, кто лезет куда не просят, а ведь Альстин как раз из таких. И покуда нанятые им люди ищут ведьму, присоседившийся к монахам вор пытается сохранить собственное “я” от абсорбции сознанием бога.

За “южную” часть ПВС ответственна сестра Йатеха — Деана Д’Кллеан, знакомая нам по “Северу — Югу”. Развязанная братом междоусобица вынуждает её покинуть родную афраагру и отправится в паломничество к святым местам иссаров. Однако, судьба распорядится иначе — Диану занесет далеко на юг, где купается в роскоши город владыки огня Агара — Белый Коноверин. Действия здесь ощутимо больше чем в линии Альстина: будут и схватки, и заговоры, и даже пара годных сюжетных выверта.

Интерлюдии Йатеха пусть и самая важная для общего сюжета часть, но при этом и довольно бестолковая. Команда Малышки Канны рысачит между локациями, где встречает богов, их аватары и присных. Лишь к финалу начинает доходить, кто все эти люди, и чего им вообще надо.

Рассуждения о фабуле закончу одним из немногих минусов романа, причем тем же что был и в “Памяти всех слов” — последние главы вышли скомканными, а экшн сумбурным, особенно в линии Альтсина. Действие сорвалось с места в карьер, точно кто-то хлопнул Вегнера по плечу и сказал, что пора бы и честь знать. Если автор не вписывался в заданный объем, то возможно стоило бы урезать середку, но зато выдать четкий финал.

То, что Вегнер умеет работать с сеттингом, я уже убедился на примерах иссаров и фургонщиков, так что Амонерия и Белый Коноверин ожидаемо вышли не менее любопытными. Как пример — раздробленные кланы сеехийцев, чья философия, трейвикс, предполагает кровную месть за любое неосторожное слово. Не менее интересен город торговцев Камана, который расширившись до отмеренных сеехийцами границ стал расти вверх. Ну и мой фаворит – Белый Коноверин, чьё богатство зиждется на труде рабов, в том числе и из Меекхана. Рода войны, жрецы Агара, королева рабов — множество фракций борются тут за власть, а княжеский отравитель играет одну из первых скрипок. В общем, это острое южное блюдо Вегнеру удалось особо.

Останавливаться на персонажах смысла нет: если вы уже читали Вегнера, то и сами знаете, что его герои выписаны с достойной для фэнтези глубиной. Как основные, так и второстепенные. Лично мне больше приглянулись герои “южной” части романа, особенно Деана, которой, кстати говоря, Вегнер дал вменяемую романтическую линию.

Итак, вердикт по “Памяти всех слов”:

- Если сам цикл пришелся вам по вкусу, то читать без вариантов.

- Если цикл вам не понравился, то соответственно и читать смысла нет.

- Если вам не зашло “Небо цвета стали”, то попробовать ПВС всё же стоит – этот роман куда более камерный.

Ну и теперь, спустя четыре романа, можно подвести некий итог в целом по серии.

Уровень всех книг высокий и более-менее ровный. Несмотря на обилие сюжетных линий, богов и прочей эпичности, Сказания сохраняют четкую структуру. Заметно, что у Вегнера есть план, и он ему следует, но к чему тот приведет – загадка. Что за твари лезут в мир Меекхана? В какие игры играют боги? Какова цель Малышки Канны? Вроде бы четыре романа за плечами, но ответы все ещё маячат вдали. Так что, по сути, мы лишь закончили чтение огромного пролога к последующим событиям.

Если выискивать минусы, то я бы заметил, что Сказаниям не хватает остроты в сюжете. Внезапности, если хотите. Очень мало моментов, когда думаешь: “А вот это было круто, подберу-ка я челюсть с пола.” Надеюсь, в продолжениях Вегнер сможет удивить.

Ну, а так – да, перед нами топовый польский фэнтезийный цикл, который можно смело рекомендовать всем ценителям жанра.

Оценка: 8
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, мои ожидания оправдались. Пара Юг-Запад, в отличии от Севера-Востока, действительно, оказалась более мистической, чем боевой. Нет-нет, любителей боев все же порадуют несколькими сценами схваток, но никаких глобальных, эпических битв. Так, по мелочам, по домашнему: небольшие стычки в грязных переулках, бандиты, не слишком искусные во владении мечом, кучка воинов, вполне профессиональных, но не выдающихся. Но все буднично, по рабочему, исключительно для того, чтобы наши герои могли доказать свое мастерство, не слишком подвергая жизнь опасности.

Как вы помните, наш знакомый вор Альтсин оказался в очень затруднительном положении из-за поселившейся в нем агрессивной сущности- частички одного из божеств. В не менее сложном положении оказалась вечно конфликтующая с традициями своего народа воительница Деана Д’Кллеан. И теперь обоим героям необходимо отправиться в длительное путешествие, чтобы решить свои проблемы. Но люди предполагают, а Боги располагают...

Сказать, что Боги в ходе этой части сюжета вмешиваются постоянно- ничего не сказать. Здесь и те, с кем мы познакомились раньше, и те, кто только вступает в Игру. А это именно Игра, где количество участников определить трудно, поскольку многие по-прежнему скрываются под масками или действуют через посредников. Но это не мешает им интриговать, немного жульничать, иногда деликатно, иногда грубо используя своих пешек-людей.

И все что касается «мистической составляющей» по-прежнему интригует. Автор лишь в малой степени объясняет происходящее, выдавая ровно столько информации, чтобы поддерживать постоянный интерес, не раскрывая при этом всей подоплеки событий. Можно только догадываться, насколько масштабна Игра, в которую втянуты наши герои, какие силы задействованы, хотя, что же там произошло в прошлом, что привело к таким катастрофическим последствиям, становится более понятным.

Естественно, такое наполнение предполагает более спокойный сюжет. Наши герои много путешествуют, много размышляют, много говорят и не слишком много делают. Мы сможет в мельчайших подробностях узнать о жизни торгового города и монастыря, где нашел временный приют Альтсин. Или вместе Деаной изучить все нюансы религии, экономики и внутренней политики южного государства, включая дворцовые традиции и ритуалы жрецов. Причем происходит это в таких подробностях, с таким количеством пояснений, уточнений, с такой детализацией, что к концу повествования сможете написать антропологический труд о жизни огнепоклонников Белого Коноверина. Или древопоклонников острова Амонерия. Или о формах правления в различных частях этого мира, или о социальных и экономических опасностях рабства, или об исторических аспектах развития торговых маршрутов. Тему можете выбрать сами.

Такая детализации предполагает весьма немалый объем и такую, не очень привлекательную особенность, как периодически застывающий почти в полной неподвижности сюжет. Иногда много страниц ничего вообще не происходит, кроме бесцельных перемещений и разговоров, не имеющих для сюжета особой значимости. Ну и да, достаточный объем отдан под развитие любовной истории.

Да,да, Прежние части не слишком нас баловали любовными историями. Схватками, да, магией, да, мистикой всякой разной. Но настоящей, развернутой, наполненной переживаниями героев и их терзаниями любовной истории не было. Кто скучал, получите и распишитесь. Тут вам и интриги, и обиды, и ревность, и переживания, взлеты и падения. Все, как положено.

Но вот с моей точки зрения всего этого детально-бытового и любовно-эмоционального — слишком много для повествования на тему Меча и Магии. И хотя в результат всех описываемых мелких бытовых событий и любовных переживаний напрямую влияет на промежуточный итог Игры в паре Юг-Запад, все же можно было бы сократить многословие процентов этак на 25-ть. Без особого ущерба для понимания. Но это дело вкуса.

А результат Игры, как вы догадываетесь, опять промежуточный. Финал — он же и пролог для нового повествования, обещающий очередные раунды долгой партии. И похоже еще очень и очень долгой.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга разочаровала меня глубочайшим образом. Подумав, я даже снизила оценку на два балла, потому что, хотя это и нельзя назвать полным провалом, все же намного слабее предыдущих великолепных книг. Основная претензия — сюжет не движется. Практически вообще. Альтсин все-так же мается с куском чужой души, но он это делал и в сольнике «Запад». Йатех путешествует с Каной, но это он делал в сольнике «Юг». Чем-то полезным занята Деана, но ее похождениям в королевстве фанатиков опять же уделено слишком много внимания, они растянуты ненужными описаниями, но в итоге ключевые события скомканы и их подноготная изложена наивно, как в учебнике за 5 класс. Да, эту часть довольно интересно читать, но раскрыты особенности жизни коноверенцев не так интересно и тонко, как раскрывали нам иссарам через диалоги той же Деаны в «Юге». Начались описания ради описаний, филлеры — сюжетные ответвления истории, которые не ведут никуда, просто занимают страницы, создают объем. Ровно одна сюжетно значимая вещь открылась в этой книге (какая, говорить не буду), однако это буквально пара оброненных предложений! А все остальное мы уже видели и знаем. Герои не растут (кроме, может быть, Деаны, и то она не растет, а тупеет, встретив мужика), не меняются, их истории не развиваются, а топчутся на месте. По итогу на конец второго романа (до этого были сборники рассказов) у нас все те же, на тех же местах.

А да, в конце герои «Севера» получают заманчивое предложение... которое они уже получили в конце «Неба цвета стали«! И соглашаются. Притом, что уже соглашались раньше. Очень неожиданно, отличный клиффхэнгер. Был. В первый раз.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман зашел просто на ура. Хотя поначалу я морщился, читая про этого сопливого исарам, про его спутницу-незнакомку, вся отличительная черта которой — это незнакомость, про его сестру, до которой мне совершенно не было дела. Линия Альтсина тоже особого интереса не вызвала, потому что очень медленно и за упокой началась. По потом Вегнер как выбежал, как выпрыгнул и понеслось. Линия Йатеха так и осталась не особо вразумительной и полной штампов фэнтези, но все остальные так разогнались, что подъезжая к финалу, у меня слетела шляпа.

Во-первых, не могу не отметить, как здорово автор подтянул события всех книг к финалу 4-й. Все линии так или иначе получили продолжение, почти никто из основных действующих лиц не остался за кадром, все сюжеты так или иначе развились, чтобы заново перекреститься в продолжении.

Во-вторых, как круто камерность отдельных сюжетов превратилась в эпик по масштабам не уступающий «небу», а кое-где его и превосходящий. Там всего лишь дрались цыгане против монголов, а тут аж целых боги (или тени богов) соперничают друг с другом.

Но, в-третьих (понятия не имею, зачем я веду этот отсчет),обзий фон книг существенно поменялся. Если раньше боги представали силами больше хтоническими, непонятными, то, открыв читателю их лицо, Вегнер сделал богов... обычными игроками на доске немного больших масштабов. И это сказалось на общем впечатлении от книг скорее негативно. Вспомните ощущения после первой книги? Какие-то непостижимые хтонические силы то и дело по капле просачиваются в мир, и там где они просочились, вечно творится ад и израиль. Почему так — хз, никто не знает, но оттого интереснее. Это нагнетание, правда, вылетело в трубу, боги такие же люди, только могущественнее, и каждый стремится обмануть ближнего своего ради своих корыстных интересов.

Но даже с учетом вышесказанного, книга понравилась в итоге больше, чем первые три. Вегнер растет над собой, из коротких, почти не связанных новелл первой книги он перешел к романам, цельным и интересным. И если третий уж слишком утомлял своей баталией, то «Память» — это почти идеальный роман-сиквел. Ждем продолжения.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увы, «Память всех слов» — первая книга в цикле, которая часто по ходу чтения вызывала отторжение и лютую скуку. Вот насколько я был в восторге от сборников рассказов/повестей и «Неба цвета стали», настолько же не зашло продолжение приключений Альтсина и Деаны. Может, оттого, что все слишком «схлопнулось» для них в парочку локаций, может, из-за обилия никуда не ведущих глобальный сюжет сцен, может, сами персонажи не такие интересные как Горная Стража, чьи похождения, вызовы и моральные дилеммы для меня просто шик и блеск, может, из-за наполненности мистическими событиями и всяческими божественными вмешательствами, что меня обычно отторгает. А может, я просто перенасытился этим циклом и стилем, которым он написан. Так или иначе, а читать «ПВС» больше чем по сотне страниц в день было тяжело, а местами и вовсе муторно. Посмотрим, что будет дальше, но ожидания и авансы к следующей книге цикла несколько охладились.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четвертая часть эпопеи Вегнера получилась лучше трех предыдущих книг, но не является однозначным шедевром в жанре. Как всегда у него, плюсы уравновешиваются минусами.

В плюс. Вегнеру лучше всего удается создавать героев-индивидуалистов, нежели «творческие коллективы». И Альтсин и Деана по совокупности текстов получаются наиболее проработанными и глубокими персонажами. Они попросту интересны как люди. За них переживаешь. Проработанный и продуманный мир, в который хочется возвращаться. Острая многоуровневая фабула. И пусть в ней мало кульбитов казалось-оказалось, зато всему рассказанному веришь. Даже файтинги индивидуальные у Вегнера лучше битв получаются, и здесь такие поединки один на один прекрасно представлены.

Минусы. Страшная вторичность в этом и без того вторичном жанре. Я к сожалению не так много фэнтези прочитал. Но то, как он мощно черпает образы и ситуации из Мартина видно невооруженным глазом. Финал ПВС —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
орда северных дикарей пытается перебраться через неприступную стену гор в цивилизованные земли и бесправная девчонка из ниоткуда становится правительницей южного рабовладельческого полиса
— это просто наглая калька с ПЛИО. И еще он слишком наводит тень на плетень, описывая игры богов. Это все можно было проще и доступнее расписать. От этого напряжение основной сюжетной линии размывается, а блестящая главная идея —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
создание верховного божества в будущем и его распространение в прошлое к началу времен
— пропадает за недосказанностями и метафорическими туманностями.

Но при всем при том эпопея Вегнера вещь, конечно, незаурядная, яркая и следить и читать я ее буду обязательно.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо, но и только. Будь этот роман законченным произведением, я бы даже сказал хорошо. Но, как четвертая часть намечающегося эпического цикла, на мой взгляд, явно проигрывает первым двум, и скучнее третьей.

Все вроде бы осталось тем же – задумки и слог автора, и прекрасная работа тонко понимающего нюансы переводчика, но шедевра не получилось. Почему – да просто есть писатели, сильные стороны которых раскрываются только в малых формах, рассказах и повестях.

Север и Восток из двух первых томов вышли на славу, четкий, местами скупой и лаконичный слог «цепляют», затягивают настолько, что поражаешься молодому автору, невольно сравниваешь его с мэтрами фэнтези вроде Аберкромби и Сандерсона, и не скажу, что с явным перевесом последних.

Юг и Запад если и уступают, то не сильно. Короткими и точными мазками автору прекрасно удается выписать характеры героев, окружающий мир, показать его историю, хотя многое остается за кадром.

Третий том тоже хорош, но написанный уже в форме романа, он теряет ту изюминку, которая автору присуща в коротких формах. И вообще, военно-политическая тематика Вегнеру явно удается.

Четвертая часть излишне многословна, затянута, много длинных и не всегда нужных пассажей, рассуждений героев, динамика провисает, местами даже становится скучновато.

С другой стороны, конечно, автор раскрывает свои замыслы, частички мозаики постепенно складываются в единое целое. Понятно, что перед нами распускается солидное эпическое полотно, и уж своих читателей Вегнер не потеряет, а, может быть, даже и приобретет новых. На вкус и на цвет.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне этот роман понравился меньше, чем предыдущий. Да, интрига, закрученный сюжет. Интересные главные герои. Налицо эпичность, продуманность сюжетных линий, но... затянуто неимоверно. По-настоящему начинаешь читать в захлеб только на последних 100 страницах. К недостаткам романа я бы ещё отнёс перегруженность придуманными терминами, непривычным именами и понятиями, к середине романа в голове появляется каша от «стараний» автора. А ещё очень оскудела фэнтезийная составляющая, да и как-то нарастающая динамика топчется на одном месте. Хочется интересной истории о путешествиях героев, а не только интриги богов. И честно — эпилог романа, написанный более сухим языком, даёт больше интереса к продолжению повествования. Тут всё просто и любопытно, как в обычном детективе. Только 8 из 10

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет в «Памяти всех слов» развивается очень медленно. Очень. Медленно. Настолько медленно, что временами может показаться, что перед читателем какой-то филлер, а между тем, для понимания подоплеки происходящего — это один из наиболее важных томов цикла.

Есть две истории: вора Альтсина и воина Йатеха. Они уже пересекались в последней из западных повестей. Есть и третья история – Деаны, сестры Йатеха. Так получилось, что в «Памяти всех слов» линия Деаны развивается параллельно линии Альтсина, а маленькими мостиками между ними служат интерлюдии Йатеха.

Сюжет Альтсина получил свою завязку еще в позапрошлом томе: вор пытается избавиться от поселившегося в нем осколка божественной сущности. Для этого он отправляется на поиски своей знакомой ведьмы. Путь Альтсина долог и труден, и неподготовленный читатель может изрядно заскучать, ведь все самое интересное начинается странице, эдак, к шестисотой.

Деана же отправляется совсем в другую сторону и ее путешествие получится несколько разнообразнее: сперва целью ее пути будет паломничество, затем она натыкается на бандитов, знакомится с необычным князем и впутывается в самое сердце южных интриг. Так что ее ориентиры несколько смещаются. Происходящее с Деаной захватывает сильнее, нежели то, что случается с Альтсином, однако развивается ее линия лишь чуть быстрее, наращивая обороты все к той же шестисотой странице.

На фоне Деаны и Альтсина, Йатех стоит особняком. Его интерлюдии короткие, яркие и малопонятные. Смысл его скитаний вместе с Малышкой Канной в полной мере раскроется лишь в конце, а до той поры читателю предлагаются интригующие эпизоды, в которых понятно «что» происходит, но не ясно «почему» так происходит.

После «Неба цвета стали», которое представляет собой одну сплошную битву эпических размахов, Вегнер резко отходит от военных действий. «Память всех слов» концентрируется на развитии персонажей и раскрытии их внутреннего мира, мимоходом проливая свет на историю самого Меекхана и особенности местной магии. Получилось интересно, но уж слишком затянуто. Предыдущие книги цикла прочитывались залпом, а эта читалась максимально неспешно, полностью погружая себя только когда история перевалила за середину.

Если вы прочитали первые три книги и вам они понравились, то «Память всех слов» вы уже прочитали и без моих советов. Если понравились, но с оговорками, то судите по послевкусию от южных и западных повестей, здесь преобладает именно оно.

Ну а я буду ждать пятую книгу, благо перевод ее уже в редактуре и потерпеть осталось не так уж долго.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последняя, из переведённых на русский, книг «меекханского цикла». Четвертая по счету.

Является продолжением истории, развернувшейся в «южной» и «западной» частях цикла.

Три сюжетные линии:

- Дальнейшие приключения вора Альтсина, который пытается избавится от некой сущности Бога Войны, вселившейся в его тело и разум.

- Рассказ о странствиях отверженного и проклятого воина с Юга Йатеха и его таинственной повелительницы. Странная и самая непонятная для меня история. Много недоговоренного.

- Сестра Йатеха, Деана оказывается в самой середине дворцовых переворотов в неком южном княжестве, и, невольно играет во всем этом ключевую роль.

Но, для меня, главная сложность была не в том, что место действия и герои постоянно менялись. К этому быстро привыкаешь. А вот то, что этот роман является непосредственным продолжением книг «юга» и «запада», и подразумевает, что в памяти читателя осталось все их содержание — серьезная проблема. Только вот, читал я первые уже довольно давно, да и к тому же, произведения Р. Вегнера не того уровня, чтобы их герои и вселенная, где они живут, оставались в памяти надолго. Поэтому, у меня возникали трудности с получением целостной картины этого мира. Если есть возможность — всю «меекханскую» эпопею нужно читать сразу, а не по мере выхода книг. Так проще и интереснее.

В этой истории меньше эпического. Тут нет грандиозных описаний сражений, меньше драматизма, трагичности. Все приземленнее, ровнее, без надрыва. Зато, больше и ярче раскрыты характеры главных героев, их поступки, эмоции, мотивации.

Довольно сложная линия Йатеха и его хозяйки. Тут и игры богов и полубогов, перемещения между мирами, таинственные встречи и разговоры. Трудно разобраться, что к чему, но, именно, главы, посвящённые этим героям и объединяют весь цикл в общую историю. Но, с финалом этой книги целостной картины ещё не складывается, ожидается дальнейшее развитие событий.

Роман получился довольно сложный и интересный. Хорошее, яркое фэнтези, но читать отдельно эту книгу не стоит, так как начало этой истории в первых повестях цикла, а финал ещё не написан.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четвертая книга, соединение линий условного «Юга» и «Запада».

История более индивидуальная, без масштабных сражений, но зато с интригами богов, развитием личных историй героев и большим вниманием к описанию новых локаций.

История относительно неспешная, что впрочем не делает ее неинтересной. Автор много внимания уделяет описанию нравов, обычаев, особенностей политического и социального устройства в задействованных в истории уголках мира. Кроме того больше становится известно про природу божественных сущностей а также про их влияние на события.

По факту же перед нами почти параллельное развитие историй двух героев, каждый из которых проходит через свои испытания и в итоге оказывается по-крупному вовлечен в глобальные божественные интриги. Истории, как я уже сказала, почти параллельные, соединенные интерлюдиями и финальными последствиями. Оба героя интересные, один — своей упрямой внутренней борьбой, другая — поиском себя и неплохой любовной линией. И оба они к финалу невольно становятся теми камешками в жерновах, которые рушат великие планы.

Глобальная интрига приоткрывается и продвигается не намного, но все же эхо событий предыдущей книги напрямую влияет на текущие события. Да и одна приоткрытая завеса тайны (связанная с рождением божественной сущности и нелинейным движением во времени) — идея красивая, оригинальная и впечатляющая.

Эпилог дает представление о направлении дальнейшего развития глобальной истории и обещает новое, более тесное переплетение четырех более личных историй. Что ж, это все в большей степени масштабный эпик. И он по-прежнему очень интересен.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«У жестокости много лиц, она часто скрывается под маской правды и искренности.»

*

«Порой то, как тебе врут, скажет тебе больше истинной правды. Потому что ложь обычно скрывает слабость.»

*

«Единственные вещи, не удающиеся наверняка, это те, которые никто не пытается делать.»

*

Данный роман являет собой прямое продолжение сюжета юго-западной части Сказаний. Это четвертая книга цикла, поэтому неосознанно к ее анализу подключается режим сравнения с уже прочитанным. Я не претендую на истину в последней инстанции, но на фоне малогабаритных повестей это произведение, как и предшествующее ему, стоит особняком. Очень уважаю повествование с детальным описанием не только происходящих событий, но и психологических портретов главных виновников литературного торжества. Вегнер в этом плане радует, причем его мастерство растет с каждой книгой. Слова-описание, слова-молитва, слова-отчаяние, слова-ловушка, слова-признание...вся эта буквенная лавина незаметно охватывала, погружая вглубь всех сюжетных тягот. Автор создал не просто картинку, он создал объемный образ, придавая визуалу форму, цвет и запах. Читатели с легкостью могли ощутить липкую ночную тьму пустыни, расплавленной смолой поглощающую каждый отблеск света. Или насладиться рассветным небом, которое облачалось в одежды рождающегося дня. И это было достигнуто простыми словами простых фраз, избегая никому не нужные лингвистические сложности. Снова я была восхищена множеством философских мыслей, большинство из которых затвердевали в памяти мудрыми афоризмами.

»- Судьба бывает изменчивой, злой или жестокой, но никогда не обманывает.

- По крайней мере так думают глупцы, пытаясь сыграть с ней в кости...»

В отличие от предыдущей книги, сюжет юго-западного направления автор моделирует немного по-другому, позволяя читателям обозревать происходящее с новых, иногда неожиданных ракурсов. Здесь нам всем пришлось узнать необычную тайну древнего острова и столкнуться со страшными волнениями в той области империи, где огромный город поражает своей красотой, а кровь местных князей считается святой. Не забывал автор и о северо-восточных проблемах, которые неизбежно влияли на направление общего сюжета цикла. После сумасшедшей битвы предыдущего романа автор берет небольшую паузу в эпических схватках и делает основной упор на мистической подоплеке. Несомненно, здесь были захватывающие боевые сцены, но они представляли собой одиночные красивые поединки с мечами-тальхерами, трансом битвы, неожиданными выпадами и молниеносными контратаками. Масштаб описываемых в романе событий оказался настолько велик, что в подмогу главным линиям сюжета появилась небольшая вспомогательная, которая была неким связующим звеном между ними. Она носила музыкальное название «Интерлюдия» и добавляла свою таинственную тональность на страницы произведения. Все отчетливей вырисовывалась «божественная» специфика мироздания цикла с интересной иерархией пантеона Владык. Вновь приходилось буквально по фрагментам собирать информацию касательно этой составляющей истории. Однако по-прежнему пробелов в знаниях осталось больше, чем имеющихся данных.

«Мало существует вещей более раздражающих, чем люди, которые правы — и не упрекают никого в этом.»

Роман подарил нам встречу с уже знакомыми со времен предыдущих книг персонажами. Яркий юмор западного направления, граничащий с мрачной иронией, задавал сюжету противоречивое настроение, замешанное на безысходности обстоятельств и попытках ее хоть как-то избежать. Представитель этой линии своей внутренней борьбой, нереальным упрямством и неожиданными перевоплощениями был интересен как никогда. Его умение выкручиваться из самых щекотливых ситуаций восхищало и было продиктовано прошлым, в котором честь и честность ничего не значили, а человеческая жизнь давно стала обесцененной. Однако более близким для меня оказалось южное направление, своей драматичностью проникающее «под кожу». Снова жар пустыни сдавливал горло, прагматизм побеждал порывы сердца, смешивалась под ногами кровь с песком, окружающие люди напоминали клубок ядовитых змей, и проще было вонзить клинок в сердце противника, чем достичь его души. Продолжая пронзительную тему «Будь у меня брат...», здесь на первый план выходит девушка-воин, внося с собой необычную женскую энергетику. Ее образ оказался мне невероятно близок. Каждая мысль, молитва, ошибка, удар клинка был понятен. Женщина, сердце, любовь. Вегнер не поскупился и порадовал читателей лирическим отступлением в виде небольшой любовной линии. Она была такой тонкой, словно шелковая вуаль...незримой, как прикосновение ветра...и прекрасной, будто вспыхнувшая звездным сиянием темнота. Каким же все-таки разным мы видим здесь Вегнера. Сказать, что он меня удивил, ничего не сказать.    

«Не отчаивайся над тем, над чем ты не имела никакой власти, такие горькие мысли убивают душу.»

По уже известной традиции кульминационная часть оказалась напряженной и очень динамичной. Чувство надежды на счастливый исход и отчаяние из-за поражения героев сражались за место в моем сердце параллельно с заключительным событиями. Страх и радость, боль и избавление... — эмоции достигали своего апогея. Эти эпизоды были достойны того, чтобы о них слагали песни, ведь именно здесь огненные умения одних героев схлестнулись с холодной яростью других. Очень жду, что в следующей книге под названием «Каждая мертвая мечта» автор сможет объединить все части цикла, а так же продолжит размышления об истинности человека. Правда ли, что огромное число людей идет тропой слепцов, превратившихся в марионеток на веревках обычаев, предрассудков и традиций? Люди есть те, кем они хотят быть и сами выбирают свою дорогу? Или все-таки они в большинстве своем — сущности, сформированные законами обязанностей и спутанные цепями бессмысленных ритуалов? Вопросы открыты...

«Но если бы мир был таков, чтобы справедливость оставалась его постоянным и нерушимым элементом, он стал бы лучшим местом для жизни во всех пространствах Всевещности.»

Продолжение следует...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу так — написано хорошо. Лучше третьей части. За персонажами следить интересно. История получается масштабная, но есть опасения: сможет ли автор всё это связать воедино в конце и ответить на все вопросы? И будет ли это интересно? А то слишком много загадок и недомолвок. На основные, верю, ответит, но многие, боюсь, останутся без ответа.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четвёртый том. Многие писатели, например, тот же Аберкромби, укладывали свои циклы в трилогию, а тут уже целая квадрология, и это ещё не предел. История продолжается...

В первых двух томах нас ждали пробы пера, фрагментарные кирпичики нового для нас мира, в центре которого располагается могучая Меекханская империя, от ледяных гор севера до жарких пустынь юга, от торговых городов запада до степной окраины востока. Мы посетили каждое из этих пограничий, и каждое встретило нас по своему, своей жизнью, своими историями, своими глубокими особенностями. И с людьми мы свели знакомство — разными, противоречивыми, причудливыми, необычными. Узелки их судеб обещали, что впереди нас ждёт увлекательное и захватывающее путешествие в мир высокой магии и острого меча, размашистого охвата большого и многогранного мира и иномирья, ставшего ареной схваток богов и их миньонов.

В конечном счёте, если у других получилось, почему Вегнер не может?

Третий том стал логичным развитием темы войны земной, и целиком принадлежал битве между кочевниками с востока и, по факту, Империей, за каждой из орд которой стояли и другие силы. Несмотря на ряд недочётов, «Niebo ze stali» была вполне цельной и завершённой.

Четвёртый том должен стать совсем иным — это истории одиночек, бредущих — и в прямом, и переносном смысле — по пустыне, один на один с силами, мощь и масштабы которой остаются за гранью понимания. И мы встречаемся в полный рост с этим одиночеством, которое, тем не менее, выковывает и закаляет клинок характера сразу двух людей — Альтсина Авендеха, смело шагнувшего навстречу своей судьбе, и Деаны д'Кллеан, меняющей судьбы целого государства во имя любви. И если Альтсин выглядит скорее функцией, то Деана представляется настоящим живым человеком, которая наконец-то нашла кого, ради кого можно жить и любить, при этом оставшись подверженной простым человеческим слабостям и обидам. Как ни странно, именно эта линия, более цельная и человечная, является главным украшением романа, а не повествование о мутных играх полузнакомых нам богов...

...И тут перед нами встаёт основная проблема всего цикла.

Да, разные линии, начатые в рассказах, развиваются, получают объём, иногда вырастают в полноценные истории. Но в этом нет цельности. Вегнер бесконечно развешивает ружья, раскидывает намёки и отсылки, выделяет непонятные и неясные мизансцены, глубокомысленные диалоги без начала и особого конца...

И что?

Всё это не слишком работает, поскольку мы не видим цельности, у нас нет общей картинки, мир попросту не выстроен. Да, в романе много интересных фокусировок и деталей, но это с мясом выдрано из контекста мира, в котором находится Меекханская империя. В том то и дело — просто не создано пространство, в котором происходят события цикла, нет мира. Поэтому и сюжет кажется нам топчущимся на месте и слабо развивающимся — мы просто не понимаем, к чему все эти события? Уже, повторюсь, четвёртая книга цикла, а мы по прежнему слабо понимаем, где мы находимся и к чему всё происходящее?

Короче говоря — подзатянутый промежуточный роман, в котором есть много удачных находок. Однако таких романов можно написать ещё с десяток штук, в которых (как у Джордана) ничего не произойдёт.

Пора бы уже... разворачиваться.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С первых страниц книги ждал продолжения повествования про Кеннета, про фургонщиков — что же они там, как теперь то ? Нет, вообще нет, рассказ идет уже в других землях с другими персонажами. Читается приятно, встречаются интересные реплики персонажей — смешные или острые, здорово. Идет уже не военное повествование, с множеством горячих моментов — переживаний, но более плавное и размеренное. События не так сильно цепляют, как предыдущий том — но интерес остается.

Деана показалось нелогичным персонажем, периодически тупила или ставила свои минутные эмоции превыше всего, когда на кону не одна жизнь. И ее объяснения (или автора?) этим поступкам сильно упрощенные, детские.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один из самых кричащих моментов — Деана узнает о восстании рабов, должна сообщить об этом князю — иначе все будет полыхать огнем. Застает его спящим, а рядом — главную наложницу. И она просто разворачивается и сбегает от обиды. При всем этом, про гарем она знала, про долг его тоже, про кровь. И она такая — а пусть сам разбирается потом, пусть эти все умрут на вилах и в огне, он меня обидел. И потом только это объясняется в разговоре с отравителем — «Я не сказала, потому что это ничего бы не изменило, все уже было спланировано и приготовлено». Ну, насколько тупое объяснение ? Князь за целый месяц вместе со своим двором, зная проблему, не могли бы ничего противопоставить?

Да, середину книги можно вырвать и ничего не изменится — это поток воды, хоть и интересный периодически — но на смысл сюжета не влияет, не приносит ничего.

И очень четко видны грабли книги, как и предыдущей — опять все раскрывается в конце и внезапно, без шанса на то, чтобы читатель плавно пришел к этим подозрениям, открытиям. Тебе просто сообщают факт — убийца садовник, и объясняют темные моменты предыдущего повествования. Только в детективе можно предполагать подозреваемых, а здесь далеко не всегда.

Конец книги читается с удовольствием, хоть и не таким большим, опираясь на предыдущий абзац. Тут раскрываются другие силы, появляется история других существ, которые переплетены с людьми. Оказывается, что событие конца прошлого тома — одно из важнейших.

И, может быть, я хотел сделать перерыв с этим циклом, но буду читать следующую книгу — интересно же, что там теперь случится.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх