fantlab ru

Михаил Булгаков «Бег (Восемь снов)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.96
Оценок:
450
Моя оценка:
-

подробнее

Бег (Восемь снов)

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

Замысел пьесы был связан с воспоминаниями второй жены драматурга Л. Е. Белозерской об эмигрантской жизни и с мемуарами бывшего белого генерала Я. А. Слащева «Крым в 1920 г.» (1924), а также рядом других исторических источников, где рассказывалось о завершении гражданской войны в Крыму осенью 1920 г.

Примечание:

  • Пьеса написана в 1928 г. При жизни Булгакова не ставилась. Был опубликован только один отрывок из Бега — седьмой сон со сценой карточной игры у Корзухина: Красная газета. Вечерний выпуск, Л., 1932, 1 окт. Впервые: Булгаков М. Пьесы, М.: Искусство, 1962.

  • В 1927 году пьеса носила название «Рыцарь Серафимы» («Изгои»). Рукопись «Рыцаря Серафимы» (или «Изгоев») не сохранилась.

  • «Бег. Пьеса в пяти действиях» — одна из редакций пьесы «Бег».


  • Входит в:

    «Театр FM», 2004 г.


    Экранизации:

    «Бег» 1970, СССР, реж: Александр Алов, Владимир Наумов



    Похожие произведения:

     

     

    
    Михаил Булгаков. Пьесы
    1962 г.
    Драмы и комедии
    1965 г.
    Бег
    1980 г.
    Пьесы
    1986 г.
    Роман, пьеса, повесть, рассказ
    1988 г.
    Роман, пьеса, повесть, рассказ
    1988 г.
    Пьесы 20-х годов
    1989 г.
    Белая гвардия. Бег
    1990 г.
    Избранные произведения
    1990 г.
    Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
    1990 г.
    Белая гвардия
    1991 г.
    Пьесы
    1991 г.
    Пьесы. Романы
    1991 г.
    Грядущие перспективы. Собачье сердце. Белая гвардия. Бег. Великий канцлер
    1993 г.
    «И судимы были мёртвые…»
    1994 г.
    Собрание сочинений в шести томах. Том 6. Блаженство
    1994 г.
    Избранные сочинения в 3 томах. Том 3. Пьесы
    1997 г.
    М. А. Булгаков. Избранные сочинения в трех томах. Том 3
    1997 г.
    Том 5. Багровый остров
    1997 г.
    Белая гвардия
    1998 г.
    Пьесы
    1998 г.
    Избранные сочинения в трех томах. Том 3. Пьесы
    1999 г.
    Рассказы. Повести
    1999 г.
    Театральный роман
    2000 г.
    Театральный роман
    2000 г.
    Белая гвардия. Бег
    2001 г.
    Белая гвардия
    2002 г.
    Белая гвардия
    2002 г.
    Белая гвардия. Бег. Мольер
    2002 г.
    Зойкина квартира
    2002 г.
    М. А. Булгаков (комплект из 4 книг)
    2002 г.
    Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Белая гвардия. Дни Турбиных. Бег: Роман, пьесы, статьи, рассказы
    2002 г.
    Дни Турбиных. Пьесы 1926 - 1937 гг.
    2003 г.
    Избранные сочинения в 3 томах. Том 3. Пьесы
    2003 г.
    Михаил Булгаков. Сочинения в 4 томах. Том 1.
    2003 г.
    Бег
    2004 г.
    Бег
    2004 г.
    Бег. Пьесы
    2004 г.
    Избранное
    2004 г.
    Пьесы
    2004 г.
    Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Белая гвардия
    2004 г.
    Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Белая гвардия
    2004 г.
    Собрание сочинений в 5 томах. Том 4. Пьесы
    2005 г.
    Театральный роман. Собачье сердце. Роковые яйца. Записки юного врача. Жизнь господина де Мольера. Пьесы
    2005 г.
    Бег
    2006 г.
    Белая гвардия
    2007 г.
    Театральный роман
    2007 г.
    Белая гвардия. Бег. Мольер
    2008 г.
    Русский исход
    2009 г.
    Собрание сочинений в 8 томах. Том 4. Пьесы 1920 годов
    2009 г.
    Театральный роман
    2009 г.
    Бег. Белая гвардия
    2010 г.
    Иван Васильевич (+ DVD-фильм)
    2010 г.
    Сочинения. Том 2. О гражданской войне
    2010 г.
    Полное собрание пьес, фельетонов и очерков в одном томе
    2010 г.
    Рассказы. Белая гвардия. Пьесы
    2011 г.
    Рассказы. Белая гвардия. Пьесы
    2011 г.
    Лучшие произведения
    2012 г.
    Бег. Белая гвардия
    2012 г.
    Белая гвардия
    2012 г.
    Бег
    2012 г.
    Лучшие произведения в одном томе
    2012 г.
    Бег
    2013 г.
    Мастер и Маргарита. Белая гвардия
    2013 г.
    Бег
    2013 г.
    Бег
    2014 г.
    Бег
    2014 г.
    Белая гвардия. Бег
    2015 г.
    Белая гвардия. Дни Турбиных. Бег
    2015 г.
    Белая гвардия. Дни Турбиных. Бег
    2015 г.
    Собрание сочинений в 7 томах. Том 4
    2015 г.
    Ваш Булгаков
    2016 г.
    Белая гвардия. Дни Турбиных. Бег
    2017 г.
    Иван Васильевич
    2017 г.
    Белая гвардия
    2018 г.
    Белая гвардия
    2018 г.
    Белая гвардия
    2019 г.
    Белая гвардия. Пьесы. Рассказы
    2019 г.
    Белая гвардия
    2019 г.
    Белая гвардия
    2021 г.
    Дни Турбиных
    2023 г.
    Белая гвардия. Дни Турбиных. Бег
    2023 г.

    Аудиокниги:

    Бег
    2005 г.
    Бег
    2009 г.
    Бег. Восемь снов
    2009 г.

    Издания на иностранных языках:

    Flight & Bliss
    1985 г.
    (английский)
    J'ai tue
    1987 г.
    (французский)




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва


    – [  3  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Всё-таки осталась у Булгакова обида на белых, что оставили его тифозного у красных.

    В «Беге» тиф один из способов движения сюжета. А белые и прочие беглецы показаны, в основном, как «жалкие, ничтожные личности». Мясники, вешатели, лудоманы-картёжники, трусы, просто сумасшедшие.

    Еще один мазок, как и «Белая гвардия», к картине понимания того, почему белые проиграли.

    Разбежались, как тараканы. Метафора тараканьих бегов обыгрывается все иммигрантские сны.

    Булгаков Мастер. И если первые, крымские сны о Гражданской просто очень хороши, то во второй половине, когда автор даёт волю гротексу и сатире, просто прекрасны.

    Вещь, на самом деле, трагическая. Эмигрантам некуда идти за границей, им там никто не рад. Перекликается с настоящим. И чтобы избавиться от неприкаянности, некоторые готовы вернуться к людоедским Советам. Пусть с парохода прямо к стенке, но зато в России.

    Круто, что у большинства героев есть прототипы, а то и не по одному. Наиболее колоритные прообразы у двух белых военачальников, Чарноты и Хлудова. Чарнота списан с кавалериста Улагая, а вешатель Хлудов с гениального Слащева, человека удивительных талантов и судьбы! Лихо бить красных, потом попразябать в эмиграции, вернуться в Советы, стать блестящим преподавателем-военспецом:

    «Преподавал [Слащёв] блестяще, на лекциях народу полно, и напряжение в аудитории было порой как в бою. Многие командиры-слушатели сами сражались с врангелевцами, в том числе и на подступах к Крыму, а бывший белогвардейский генерал не жалел ни язвительности, ни насмешки, разбирая ту или иную операцию наших войск.

    — П. И. Батов. В походах и боях. — М., 1974. — С. 22.

    Распространена легенда о том, как на одном из занятий Слащёв разбирал ошибки красных командиров в советско-польской войне. Семён Михайлович Будённый, не выдержавший язвительных замечаний Слащёва, выхватил револьвер и несколько раз выстрелил в него, но ни разу не попал. Тот не только не дрогнул, но и ответил Будённому: «Как вы стреляете, так вы и воевали».

    Фильм по пьесе смотрел еще лет семь назад. Михаил Ульянов гениален. После «Бега» даже выборочно смотрел его фильмографию, включая киноэпопею «Освобождение». Да и дух первоисточника передан очень хорошо.

    Отличная пьеса о Гражданской! Динамично, смешно и трагично. Читается за час, не упустите возможности прикоснуться к шедевру.

    10(ШЕДЕВР)

    Оценка: 10
    – [  2  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут...

    «Потихоньку, полегоньку, понемножечку» осваиваю творчество Михаила Булгакова. Просто, как, вероятно, у многих, в прочитанном (и любимом) были роман «Мастер и Маргарита» — и потому прочитан «Великий канцлер» (т. е. тот же МиМ, но с вариациями), несколько пьес, рассказов и повестей, и, естественно, «Собачье сердце». И дальше этого как-то дело не пошло, и потому сидело внутри ощущение, что что-то важное и значимое пропускаю мимо себя. И вот в этом году это уже четвёртая книга Мастера.

    Великолепно поставленная пьеса. С узнаваемыми голосами Армена Джигарханяна (генерал Хлудов) и Немоляевой (в роли Корзухиной). Впрочем, не узнанными остались вполне известные и даже именитые Ромашин (Голубков), Лазарев (генерал Чарнота), Гундарева (Люська) — возможно, если попробовать прослушать по второму разу с целью именно узнавания, то может быть, опознались бы и они.

    Аудиозапись адаптирована для слушателя, т. е. в необходимых местах появляется голос за кадром, поясняющий возникающие на сцене беззвучные картины и образы. Довольно важное обстоятельство, помогающее слушателю вкусить всю прелесть театральной постановки, не видя действия.

    Что сказать по сути… Булгаков ярко изобразил русский разлом и русский излом, кровавый и беспощадный. И на примере всего нескольких персонажей попытался показать разные варианты судеб русских эмигрантов первой волны. Сломленные воли, перекалеченные души, страдающие сердца, безнадёга и беспросветность, при этом для некоторых однозначно просвета нет (Хлудов, Чарнота). Т.е. крах всей жизни, впереди либо смерть, либо позорное существование. И в этом смысле, конечно, жаль этих людей. Жаль как бывает жаль просто людей. Но только если отбросить в сторону всё содеянное некоторыми из них — ведь в пьесе показаны только эти слои бывшего российского общества. Впрочем, есть неглупая (хотя и не бесспорная) мысль, суть которой — ты оказался в той или иной ситуации потому, что сам туда пришёл. И об этом тоже нужно помнить...

    Оценка: 9
    – [  1  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Автор очень метко назвал действия пьесы снами. То ли быль, то ли небыль. Но в годы гражданской войны такие события вполне могли иметь место. Точно так же, как сны человека состоят из клочков воспоминаний человека, индуцированных шумом в его нервной системе, когда мозг отдыхает. Так и здесь. Есть фоновый шум, который порождает эпоха. И этот фоновый шум вполне может конструировать такие сюжеты. Именно так. «Сюжеты» во множественном числе. Сны объединены общими героями, но каждый из них вполне себе самостоятелен.

    Первая часть пьесы лично мне напомнила картину «Конец» Кукрыниксов. Только, что растянутую на половину произведения. Белые проигрывают войну красным, и читателю предлагают посмотреть, как это выглядит на практике. Жутко все это выглядит. Вторая часть пьесы более оптимистичная. Войны уже нет. Но есть люди, психика которых была искалечена войной. Развязка для страны наступила с окончанием гражданской войны. Развязка для участников этой войны наступила много позже. Кто-то нашел свою любовь. Кто-то — забвение. Кому-то смелому наконец-то улыбнулась удача.

    Прочиталось все довольно быстро, несмотря на тяжелый сюжет и мою нелюбовь к пьесам. Значит штука действительно хорошая.

    Оценка: 8
    – [  4  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Откровенно ненавижу читать пьесы, но «Бег» — это что-то восхитительное. Михаил Афанасьевич как никто другой смог передать всю трагедию вынужденных тогдашних эмигрантов, офицеров среднего звена и обычных людей, у которых ни денег, ни надежд, ни, как сейчас выражаются, «плечей» не было. И всё это в полусонном, неопределённом мареве, где нет ничего твёрдого, обо что можно было бы опереться. Действительно, сцены драмы как сны ускользают, изменяются, перетекают одна в другую. И это воплощено со всей силой Булгакова-драматурга. На мой взгляд, «Дни Турбиных» совершенно однозначно проигрывают «Бегу».

    P.S. Актёрская игра и состав в постановке Алова тоже бесподобны!

    Оценка: 10
    – [  14  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Удивительная пьеса. На мой взгляд, лучшее из написанного для театра о гражданской войне. Здесь даже авторские ремарки — не технические заметки, кто откуда вышел, а настоящая литература. Вслушайтесь: «Тьма съедает монастырь», «За стеклами догорает константинопольский минарет... Садится осеннее солнце. Закат, закат...»

    Восхищаюсь смелостью Булгакова. Постановка на сцене, как и публикация этой пьесы в сталинские времена были заведомо нереальны. Дело в том, что «Бег» явно опережал свое время. Это произведение не только (и не столько) о крахе белого движения, сколько о бессмысленности войны вообще и братоубийственной гражданской в частности. И, конечно, «исторического оптимизма», которого требовали от каждого советского писателя, в «Беге» нет. Режиссер Валентин Плучек, поставивший «Бег» в конце 70-х, свой спектакль назвал сатирической трагедией. Если бы я был режиссером, на афише «Бега» написал: «Фантасмагория». Не случайно Булгаков разделил пьесу не на картины, а на сны. Обратите внимание еще раз на авторские ремарки: «Голован исчез» (не ушел!), «Корзухин исчезает». Такой интересный персонаж, как Артур Артурович автором назван не «хозяин тараканьих бегов», а «тараканий царь»... Ну а генерал Хлудов и его общение с призраком повешенного Крапилина? Можно, конечно, объяснить это психическим расстройством персонажа. Мне же вспоминаются Пилат и Иешуа из создававшегося параллельно с «Бегом» романа «Мастер и Маргарита»...

    Время все расставляет по своим местам. Канули в Лету гремевшие когда-то пьесы «Бронепоезд 14-69», «Шторм» и т.п., а булгаковский «Бег» живет и в 21-м веке.

    Оценка: 10
    – [  5  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Рекомендую не ограничиваться фильмом Алова-Наумова, а читать подлинник. Фильм грубо искажает сам дух булгаковского произведения, хотя для брежневского СССР фильм «Бег» был откровением.

    Оценка: 9
    – [  3  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Одно из самых сильных произведений Булгакова. Очень хорошо показаны нелегкие судьбы русских эмигрантов и их характеры. Читается на одном дыхании. Удивительно, как Булгаков рискнул писать эту вещь в то время.

    Оценка: 9


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх