fantlab ru

Джоан Виндж «Снежная королева»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Оценок:
243
Моя оценка:
-

подробнее

Снежная королева

The Snow Queen

Роман, год; цикл «Снежная королева»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Планета, затерянная в просторах космоса и не являющаяся участником высокой политики Гегемонии, обычные задворки цивилизации, доживающей на обломках Старой Империи. Здесь, на окраине мира, сложилась традиция — каждые 150 лет происходит смена Времен Года, смена власти и смена пути развития планеты, что-то вроде плановой революции. Окружающему миру в лице Гегемонии невыгодно развитие науки и техники на планете, но благодаря присутствию суперкомпьютера Старой Империи, существующего в умах «избранных», на планете разворачивается борьба. Борьба, которая не только отразится на истории Тиамат, но в которой обязательно будут свои победители и свои жертвы. Война, в которой, как и во всякой войне, нет места понятиям «рациональность» и «справедливость»...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1981 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1981 // Роман НФ

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1980 // Роман

номинант
Балрог / Balrog Awards, 1981 // Роман

номинант
Дитмар / Ditmar Award, 1981 // Зарубежная фантастика (США; роман)

Похожие произведения:

 

 


Снежная королева
1995 г.
Снежная королева
2003 г.

Самиздат и фэнзины:

Снежная королева
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Snow Queen
1980 г.
(английский)
The Snow Queen
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если говорить кратко, то мы имеем неплохой приключенческий роман, основанный на одной детской сказке и фантастическом допущении о множественности обитаемых миров. Объем его довольно большой (почти 600 страниц), так что времени он способен скрасить много. Читайте и обрящете!

Желающих узнать подробности хочу предупредить, что дальше пойдут СПОЙЛЕРЫ, которые скрывать не буду, т.к. они превращают отзыв во что-то безобразное и несуразно-длинное. Итак, по порядку...

------------

СЮЖЕТ

Вас не смущает то, что роман носит то же имя, что и самая известная сказка одного датского сказочника? Меня это тоже вначале не смущало, пока я не дошел сцены пленения одной из героинь северными разбойниками-рыболовами. Где-то внутри черепа громко «коротнуло», и появилось устойчивое чувство deja-vue — о подобном я уже когда-то читал... Действительно, сюжет романа — не что иное, как вольное изложение одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена о двух детях, которых разделила злобная (точнее, бесчувственная) Снежная Королева! Правда, приключения происходят не на матушке-Земле, а во Вселенной, где вместо волшебников присутствует некий клан Сивилл, управляемый таинственным искусственным разумом (который так и не появится на авансцене вплоть до самого финала). Вместо северных оленей тут меры — некий гибрид дельфинов и тюленей. А Снежная Королева — всего лишь титул символического правителя планеты Тиамат на период ее доступности для других миров Гегемонии. К явной заслуге автора следует отнести даже не то, как она смогла адаптировать старую сказку, изменив ее внешний вид и (частично) суть. Писательнице действительно удалось придумать вполне оригинальный мир, часть которого остается натурально-первозданным, диким по своей природе, а другая часть — продвинутым в научном и техническом планах. Первая часть называется Летом, вторая, соответственно, — Зимой. Каждые 150 лет происходит «смена времен года», связанная с доступностью гиперпространственного перехода в местной звездной системе (т.н. Черных Врат). Во время правления Снежной Королевы Тиамат становится техногенным миром, где нет места богам и волшебству. Когда же планетой правит Королева Лета, население возвращается к своему естественному укладу жизни — ловле рыбы и возделыванию земель. Особый интерес вызывает и местная религия, связанная с мифической фигурой Матери Моря, с корой общаются сивиллы-предсказательницы. В финале романа становится ясно, что этот культ — мистическое переосмысление высокой информационной технологии, связанной как с искусственным разумом, так и с прогрессивной технологией продления жизни. Словом, автору вполне удалось соединить несовместное. Ключом к пониманию этого является и королевский дворец в Карбункуле — зимней столице планеты. Его тайные смысл и устройство остаются за кадром, но вместе с героями повествования мы немного приоткрываем дверцу в неизведанное, чтобы осознать уникальность замысла не до конца реализованного проекта некогда могущественной Старой Империи и возвышенную философию древних строителей. В этом роман сильно напоминает известные произведения Олдисса (Non-stop) и Хайнлайна («Пасынки Вселенной»). Общество, забывшее свои корни и историю, — очень благодатная почва для разного рода коллизий сюжета и неожиданных открытий.

-------------------

ПЕРСОНАЖИ

Как и в сказке Андерсена, главные герои присутствуют в том же обличье, только под иными именами. Добрый и отзывчивый Кай (он же Спаркс) становится двоюродным братом Герды (Мун) и волею судьбы попадает под влияние Снежной Королевы (Ариенрод). Смена его характера и морали — отдельная история, в которую я углубляться не буду (скажу лишь, что она не совсем логична и правдоподобна, т.к. автору хотелось обойтись без всяких волшебных штучек). Мун — вовсе не обычная девочка, а сивилла, которая еще не познала свою сущность и могущество. Впрочем, после посещения центра Гегемонии она быстро растет как личность и в итоге становится равной Снежной Королеве как по умениям, так и по статусу. Именно с ней Тиамат связывает свое возвращение в общество развитых миров в ближайшем будущем. Образ Кея-Спаркса разработан менее детально (писатель — всё же женщина), но достаточно для того, чтобы понять его непостоянство и изменчивость, пасование перед обстоятельствами. Он обречен вечно жить со своей неискупаемой виной, загладить которую вряд ли возможно. За это, конечно же, нужно «благодарить» Снежную Королеву, которая честолюбива, высокомерна и хочет править вечно, невзирая на приносимые ей жертвы. Ради себя любимой она готова переделать все традиции и даже уничтожить всех жителей Зимы. Несмотря на всю отрицательность образа, мне всё же казалось, что в финале Мун простит ее и пощадит. Тем более, что преобразования на планете она затеяла весьма нешуточные. Но... Любой истории просто необходим трагический конец. Роль сказочника из книги Андерсена взял на себя бывший полицейский B.Z (БиЗед) Гундалину. Он не совсем похож на прежнего персонажа-простачка, но претерпевает те же самые превращения духа, становясь более человечным по натуре (вот что делает настоящая любовь!). Отдельная линия — это отношения комиссара полиции Джеруши и местного «инопланетянина» Миро Нгенета. Если продолжать аналогию с произведением Андерсена — это, несомненно, Принц и Принцесса из сказочного дворца, в котором жили мудрые вороны. Только у них всё наладилось не в самом начале, а в конце, уже «за титрами». Ради них автору пришлось даже слишком затянуть финал, сделав его чисто по-женски пафосным и слезливым. Про остальных действующих лиц говорить особого смысла нет, т.к. они или эпизодичны, или не так существенно обрисованы. Попытайтесь сами найти им аналогии в андерсоновской сказке.

---------------------

ТЕХНОЛОГИИ

Как я уже упоминал, Тиамат — планета двух технологий: старой, патриархальной (Лето) и новой, прогрессивной (Зима). Летние технологии слишком тривиальны и очевидны, чтобы на них особо останавливаться (автор тоже не слишком отвлекается на их описание), а вот зимние... Тут два основных элемента. Первый — это технология гиперпространственного перехода сквозь Черные Врата (коллапсар). С точки зрения СТО (специальной теории относительности) тут даже более научно, чем в большинстве аналогичных произведений: очень детально описан сам переход по лимбу «черной дыры» и все сопутствующие эффекты. Вызывает сомнение лишь способность живой материи выдерживать такие чудовищные перегрузки — тут автор весьма туманно намекает на некие технологии «компенсации», не уточняя их сути. Ну что ж, она всё же не физик... Второй элемент технологий — это технология «живых компьютеров» (сивилл). Пока у нас не хватает данных, чтобы оценить ее правдоподобие, но в принципе использовать мозг для хранения информации возможно. Остается просто придумать технологию связи с глобальной базой данных (только явно не телепатическую). Кстати, отключение сознания реципиента в момент контакта — вполне реальная вещь, хотя и не до конца изученная. Насчет связи в пределах Галактики я бы, конечно, поспорил с автором — где ж такую огромную энергию взять (которая при этом не должна сжечь нежный человечий мозг)?? Так же не вызывает у меня доверия и технология бессмертия, ради которой придуманы фантастические полуразумные существа, несущие в своей крови «вирус вечной жизни». И, хотя тут явный намек на наноботов, не думаю, что они помогут нам обрести это самое бессмертие — тут нужна технология позаковыристее...

-----------------

РЕЗЮМЕ: масштабное повествование о противоречивом мире, где Новое встречается со Старым, а сказка — с реальностью (будущей). Для лучшего понимания рекомендую сначала перечитать Андерсена, чтобы было чего сравнивать.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

В одной далекой стране жили-были девочка Герда и мальчик Кай. Их связывала верная детская дружба, из которой потом рождается взрослая любовь. Но, к сожалению, в их стране правила жестокая Снежная Королева, которая похитила мальчика и заморозила его сердце. Но Девочка Герда не сдалась и, преодолев невероятные препятствия, победила Снежную Королеву, нашла Кая и вернула ему горячее человеческое сердце. И дальше они жили долго и счастливо.

Вот Вам, пожалуй, краткий пересказ этого романа. Как? Это сказка Андерсена! Извините, я немного попутала. Но только немного. Заменяем мальчика Кая на юношу-полуинопланетянина Спаркса, девочку Герду на девушку-предсказательницу Мун, северную страну с уютными домиками, катками и снежными горками на целую планету Тиамат со сложными географией, историей и биологией. Снежную королеву оставляем в покое, как и все, что касается очередности действия и ключевых эпизодов, и получаем этот роман.

Прием не нов: взять знаменитое и любимое всеми произведение и написать более современную вариацию сюжета, не слишком изменяя характеры героев и сюжет. Есть среди подобных произведений вполне удачные, как, например, «Сверхскорость» Чарльза Шеффилда, есть и откровенно неудачные, которые поминать здесь не буду.

«Снежная королева» вполне удачна. Мы попадаем во Вселенную, где люди некогда создали огромную Галактическую империю. Но времена расцвета уже давно миновали: человечество только-только начинает восстанавливаться после периода войн и упадка, вновь открывая полузабытые технологии и достижения. И в этом мире существует такая планета, как Тиамат, где времена года длятся сотни лет, где практически в изоляции живут племена Зимы и Лета. Сейчас правит Зима с ее стремлением к инопланетным технологиям и Снежная Королева, стремящаяся любыми путями продлить правление.

Пожалуй, Тиамат с ее долгими зимами, разделением народов, полным пороков городом Карбункулом, тайной Великой Машины и Бессмертия — самое лучшее в книге. Очень органично и логично в этот противоречивый и бурлящий мир вписываются большая история упрямых поисков предсказательницы Мун своего возлюбленного- полуинопланетянина Спакса, и маленькие истории полицейского инспектора ПалаТион и ее друга Нгенета, Торы-Персефоны, Герне-Звездного быка, неудачника Гундалина и даже банды контрабандистов и их зверинца. В этих героях Вы без труда узнаете персонажей из сказки детства.

При этом это отнюдь не детская сказочка, а настоящий научно-фантастический роман, где в единый клубок увязаны приключения, правительственные заговоры и достижения технологий, которые на первый взгляд, могут показаться мистикой или волшебством. Наиболее удачным оказалось использование идей клонирования, бессмертия, искусственного интеллекта и создание на их основе оригинальных сюжетных ходов. Стоит отметить, что при всей «недетскости» истории, Виндж в этот раз удалось удержаться и от откровенно жестких и жестоких сцен, которыми так богата ее «Пешка».

И было бы это прекрасное и динамичное произведение, если бы не такое обилие слов. Ну почему так -и в который раз — происходит с современными книгами? Где можно было обойтись абзацем — возникает глава, а где было бы достаточно главы — появляется целый том. Наверное, все дело в утрате значимости слов. Когда Брэдбери писал «летний дождь хихикал в водостоках», то в этой короткой фразе было и действие, и настроение, и описание. Каждое слово было весомым и многогранным. Сейчас же потребуется не одна страница текста, чтобы описать летний дождь. И эта беда не только писателей- они просто отвечают на требование времени и читателей, которые стали утрачивать искусство владения словом.

Вот и в «Снежной королеве» при всем обилии событий, действие растворяется в длинных описаниях, рассуждениях, диалогах, размышлениях и ненужных, не несущих смысловой нагрузки, сценах. Многостраничное описание путешествия с Тиамат, причитания Тор, много раз повторенные монологи-размышления Снежной королевы и Звездного быка, от которых книга разбухает прямо-таки на глазах, хороня под собой все замечательные сюжетные находки.

И если бы не это, была бы замечательная книга. В этом же виде ее можно порекомендовать только юным девам, скучающим по длинным любовным историям с хорошим концом дамам или страстным любителям бесконечных и сентиментальных саг Робин Хобб. А еще феминисткам, поскольку все женщины в этой книге смелы и решительны, как юная Герда, а мужчины слабы и не способны ничего решить без мудрого женского руководства.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Король умер. Да здравствует Король!

Ну, во-первых, в тексте романа нет никакой «Луны», противостоящей «Снежной королеве». Так что аннотация просто вводит в заблуждение. Потому что переводить имя собственное ну никак нельзя (т. е., к примеру, если писать обо мне, то нельзя вместо имени Анатолий использовать смысловой перевод «Восточный», «Восход» и пр.).

О том, что сюжет романа есть перепевка на новый фантастический лад старой сказки Г.Х. Андерсона, написали уже десятки рецензентов — просто это настолько очевидно, что совсем не является ни открытием, ни озарением. Так что по сути мы имеем дело с так называемым фанфиком-ремейком. Правда написанным не непрофессионалом-любителем, а вполне себе состоявшимся писателем. Писательницей.

Роман очень женский. Т.е. в нём довольно много и сентиментального, и любовно-романтического, и томно-воздыхательного, и чувственно-слезливого — всего того, что придаёт книгам дамский оттенок. Однако количество вот этого всего не зашкаливает, т. е. заметно глазу, но не отвращает от чтения.

Как по мне, так эта книга скорее напоминает некоторые романы знаменитой (и именитой) Урсулы Ле Гуин, мастерски создающей подобные масштабные космические оперы. И потому в этом смысле роман вторичен, т. е. опять-таки является повтором и перепевкой.

Скучно ли было читать? Нет, не скучно. Приключений и изгибов сюжета вполне хватало для интересности, тем более, что Джоан Виндж сумела родить и вполне симпатичных (и антипатичных тоже) героев и персонажей, за судьбой которых следить было не менее занятно, нежели за коллизиями дуэта Снежная Королева — Королева Лета (Ариенрод — Мун).

В общем, всё совсем неплохо, а все выше изложенные соображения — всего лишь умствования.

Оценка: 8
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Женский любовный роман, приправленный фантастикой. Не дочитал...

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман -смесь фэнтези и научной фантастики. Вообще-то неплохо. Редкий сюжет,где почти все главные герои — отрицательные личности или с рядом отрицательных черт характера. Даже Снежная королева заботится о процветании планеты , но преступным путём.Такая смесь характеров делает роман весьма увлекательным произведением.

Наследие погибшей Империи — как его использовать для блага цивилизации? Запрет или развитие технологий? Очень интересная мысль заложена — машина древних до сих пор управляет развитием человечества через предсказателей -сивилл.

А имеют ли отношение к такой гипотезе наши пророки?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

У книги был хороший потенциал. Воображение автора позволило ей создать свою оригинальную интерпретацию замечательной сказки. Но вместо того чтобы использовать свои сильные стороны, в большей степени развить тему оригинала и клона, она уделила основное внимание малоинтересным второстепенным героям и романтике достойной Дневников вампира. Хорошо удались главные героини, на фоне которых местный Кай смотрелся незрелым, амбициозным мальчишкой, картина столкновения старого и нового мира, отдельные аллюзии на сказку Андерсона. Но то немногое важное и нужное, увы, приходилось вылавливать из моря букофф и если бы не это, книга понравилась бы намного больше. Красивая история, которая, постарайся автор, могла бы стать отличной фантастикой.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудесная история, очень лиричная, с сильными и яркими женщинами и второстепенными персонажами-мужчинами.

Смешно читать, когда автора-женщину упрекают в многословности и «крен в сторону чувственно-эмоциональных переживаний героев». что такое — герой без преживаний? Механическая кукла?

Жаль, что на русском языке не вышло продолжения.

Фантастика идей, на мой вкус, дешевле стоит, чем фантастика чувств. Ди Филлипо в пример — оригинальных идей немеряно, запоминающихся персонажей нет.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добавлю свою ложку дегтя в бочку хвалебных отзывов.

В свое время, принять решение о покупке этой книги меня сподвигло три фактора:

- аннотация, позволяющая расчитывать на интересный и оригинальный сюжет;

— наличие в копилке романа двух престижный премий;

— высказывание (на задней странице обложки) кого-то из корифеев жанра о том, что «Снежная Королева» — книга, по масштабу и текстуре сравнимая с «Дюной» (самым любимым моим НФ-романом).

Что же я получил:

- «аранжировку» сказки Андерсона;

- вместо обещанного «масштаба и текстуры» единственное, что роднит творение Виндж с «Дюной» — наличие отсталой планеты, обладающей уникальным ресурсом, который позарез нужен всей остальной Вселенной;

- характерную манеру повествования, которой частенько грешат женщины-фантасты. Имеется в виду крен в область чувственно-эмоциональных переживаний героев в ущерб развития сюжета. Местами «Снежную королеву» от дамского романа отделяет один маленький шаг.

Не буду говорить об этом произведении в оценочных категориях, что мол книга «плохая» или «неинтересная». Свою благодарную аудиторию она, несомненно, имеет, а расказанная история любви заслуженно находит отклик в женских сердцах. Однако я ожидал гораздо большего. Отсюда и такая низкая оценка.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давным давно читал этот роман и был им прямо таки очарован. Недавно вновь вернулся к этой книге и теперь уже перечитал ее спокойно и отстраненно. В эстетическом плане книга прекрасна. Чудесный и яркий мир построенный на канонах классической научной фантастики смотрится почти как фэнтази. Любопытное преломление известной сказки через призму классической НФ. Интересная хорошо продуманная интрига. Вместе с тем для романа удостоенного Хьюго явно не хватает глубины и размаха присущих другим лауреатам премии (в том числе бывшего мужа автра).

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь цепляет книжка-то, цепляет! Давно ничего не перечитывал, а тут через пару лет опять потянуло. Да, Виндж всего лишь пересказала знакомую нам сказку Андерсена в НФ-антураже. Но и антураж хорош, и пересказ не превратился в убогое переливание из пустого в порожнее на шести сотнях страниц. Виндж, конечно, не Анджела Картер и не психосексуальные аспекты сказки ее занимали (хотя и с этой стороны в произведениях Андерсена много любопытного). Ей важно было описать мир, который жесток — как наш — и сентиментален, как андерсеновский. Поэтому кажущиеся «дамскими» элементы повествования — подлинное продолжение классической модели. Сюжет ровно выстроен, характеры на диво убедительны, да и некоторые ходы меня изрядно удивили. конечно, это никакая не «Дюна» — но кто же верит аннотациям на АСТовских обложках? Конечно, Виндж ничего достойного больше не написала — но и одного хорошего романа иной раз хватает. Конечно, есть романы получше и миры посложнее — но зацепить удается не всем и не всегда. Снимаю шляпу...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что снежная королева одна из самых любимых моих книг, которые я когда-либо читала. Ну, не считая мастера и Маргариты. И я неоднократно возвращалась к этой книге снова и снова. А все потому что жизнь героев проживаешь как свою. Появляется ощущение, что из своего мира и переживаний переходишь в другой, новый, необычный, все свое начинает казаться маленьким и незначительным. важно то что герои здесь живые и человечные. весь набор эмоций можно найти у каждого из них. от глубокой ненависти до настоящей любви. в книге много чувственности, переживаний, и что мне нравиться чрезвычайно, так это их внутренний монолог. кроме фантастики и приключений очень много психологических аспектов. читая книгу начинаешь понимать, что самые главный решения и сделки мы проводим сами с собой. диалог с собственной душой и совестью порой самый главный и самый трудный, в жизни многие из нас стараются его обходить, боятся оставаться один на один с собой и со своими переживаниями, самоедство порой очень сильное лекарство но и отрава одновременно, потому как человек, который так и смог договориться с собой, вряд ли вообще решит для себя что-то. В конце книги каждый из них с собой договорился. из героев наиболее симпатичны Ариенрод, Тор, чуть меньше Мун и Джеруша. Ариенрод в книге поставлена, как одна из самых отрицательных героев. Да, многие ее поступки отнюдь не назовешь правильными, но в ней заложено все то, что должно быть в любом герое. Сила характера, внутренний стержень, импульс, а главное цель и идея, основа всего, ради чего собственно она и творила так называемое зло. Кроме того она не лишена души, чувств и переживала так же как и все остальные. Просто у нее было гораздо больше шансов и возможностей что-то реализовать, так как она была королевой. Любой другой герой мог бы натворить гораздо больше чем она, но возможности не те. Не совсем я понимаю МУн. Антиариенрод. Автор пыталась выставить ее как очередного святого из притчи. Сплошная добродетель и сплошные угрызения совести по поводу всего абсолютно. По поводу своих ошибок и чужих, какие-то постоянные дергания и метания, попытки изменить к лучшему всех и вся, себя, Спаркса, всех других попутно, попадающихся на ее пути. Даже преступление против своей планеты ( когда она вынужденна была улететь на Харему) на ее фоне казалось как нелепое недоразумение, которое к ней никаким боком не относиться. И Только когда она встретила свое второе я, попытка изменить кого-то у нее пропала. Просто сопротивление такой фигуры как Ариенрод, она не смогла бы выдержать, так как та не терзала себя внутренними противоречиями, четко знала кто она, что хочет взять сама и знала что может предложить другим. Вот кто мне чрезвычайно не понравился, так это Спаркс. Уж не знаю так ли было задумано автором, чтобы главный герой и любовь всей жизни Мун и Ариенрод оказался слабаком и предателем, или это вышло произвольно..... Но его поступки на протяжении всей книге порой просто раздражали. Совершив двойное предательство обеих любимых женщин, он постоянно совершал нелепые дурацкие поступки даже не зная зачем и ради кого. Ни в одном его поступке я так и не увидела в нем не искренней любви, ни благородства ни преданности своему делу. Сплошные амбиции и куча комплексов своей нереализованности, которые он вымещал то на Мун, то на Ариенрод. Даже злодей Герне в эпилоге одним своим поступком дал всем понять, что уж он то знает цену любви и предательства. А в целом просто отличный роман, за что автору большое спасибо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на явную аллюзию со сказкой Андерсена и наличие некоторых андерсеновских типажей у Джоан Виндж получилась своя потрясающая книга с неоднозначным финалом. Очень интересен мир, созданный писательницей, в которой технологической цивилизации противостоит … другая еще более технологическая цивилизация (а точнее биотехнологическая). Но это отнюдь не какой-то кибер-панковский боевик! Роман получился очень тонким, чувственным, а местами даже сентиментальным. Возможно, кто-то когда-нибудь решится сделать его экранизацию. Ну а пока по непонятным причинам не издан перевод на русский язык остальных произведений этого цикла. Думаю, что он был бы финансово успешным.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочтение книги напомнило ощущения при прочтении «Мастер и Маргарита» Булгакова — поначалу погружаешся в мир книги, события развиваются вяло и в основном мы знакомимся с основными героями, затем развитие событий все ускоряется — и скоро уже невозможно оторватся от произведения с Большой буквы. Нетривиальное развитие сюжета, тонкий, можно сказать филосовский взгляд на развитие цивилизации — борьба стабильности и неизменности устоев с прогрессом в науке и технике и социальной встряской.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

читала подростком, как раз в издании 1995 года. Удивилась такому малому количеству отзывов. Потому что книга — сильная. Прекрасно показан мир, хорошо выписаны персонажи, живой сюжет. И пока читаешь, не замечаешь аллюзии на собственно саму сказку. Потому что это не столько сказка о взрослении, как у Андерсена, а скорее история о неизбежности, предопределённости, и о неизбежном уходе.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная вещь! Не понятно почему до сих пор не перевели и не издали продолжение.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх