FantLab ru

Юн Ха Ли «Гамбит девятихвостого лиса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Голосов:
90
Моя оценка:
-

подробнее

Гамбит девятихвостого лиса

Ninefox Gambit

Роман, год; цикл «Механизмы Империи»

Аннотация:

Капитан гекзархата Кел Черис опозорила себя нестандартной боевой тактикой. Командование дарит ей последний шанс вернуть честь, отбив захваченную еретиками Крепость Рассыпанных Игл. На карту поставлена не только карьера Черис. Если космическая крепость останется в руках мятежников, гекзархат падет следом.

Единственная надежда Черис — это союз с немертвым генералом Джедао, визионером, Архипредателем и безумцем. Он выигрывал битвы, которые невозможно выиграть, и только его военному гению по силам захватить крепость. В своей первой жизни он обезумел и полностью истребил обе армии, одной из которых командовал сам, но теперь он лишь призрак в «черной колыбели».

Чем ближе конец осады, тем у Черис возникает больше вопросов к генералу. Так ли он безумен? Что он планирует? Не станет ли она его следующей жертвой?

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2017 // Дебютный роман

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2016 // Роман

номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook/Stephen Tall Memorial Award, 2017 // Дебютный роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2017 // Роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Гамбит девятихвостого лиса
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Ninefox Gambit
2016 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2017 г.

Это просто прелесть какая-то!

Тут ведь какое дело. Одно, когда ты пишешь отзыв, например, после коллеги atrid'a, который в двух предложениях всё сформулировал и есть ещё где разгуляться, а другое — после Verveine, которая подробно про всё рассказала сама. И как тут быть? Можно просто сказать — я с оценкой Наталии согласен, после чего заявить: «читать всем, оно того стоит; чудесная книга». И успокоиться. Но будет все равно что-то этакое подъедать — после полученного от прочтения удовольствия, ты автору должен. Как минимум выразить словами не только сами восторги, но и их причину. Поэтому давайте так — самое главное о романе вы уже почитали ниже, а я как Тарзан от книгоотзывания — попрыгаю по верхушкам с истошными воплями.

Удивительный мир! То, от чего на первый взгляд веет стандартным космооперным конструктом. Но как веет, так и сдувает. Потому что гекзархат при всей его понятности — ну, фракции, ну, интригуют — не форма правления, это форма существования цивилизации. Все эти календарные заморочки, пехотные формации — это то, что сразу же создаёт ощущение инакости, не отпускающее до конца книги. А не это ли главное требование к ворлдбилдингу — чтобы мир жил, чтобы он манил своей инородностью? И в этом контексте очень выигрышно срабатывает тот момент, что автор перед «дебютом» накопил значительный багаж рассказов. Потому что на этом опыте Юн Ха Ли с успехом преодолевает одну из главных трудностей — сказать о мире достаточно, но не переборщить с деталями. Сотворённый мир — он же как женщина, в нём должна остаться загадка и недоговорённость. Но из под вуали нам всё равно видно достаточно, чтобы оценить очертания общества, построенного на основании из прикладной социальной психологии с визуальными энергетическими манифестациями. Ритуалы постоянности породившие человеко- (и сервиторо-) шестерёночный колосс. Ну завлекательно же, ведь так?

Вызывающая уважение профессиональная рациональность! (рациональная профессиональность?) Ничего лишнего. Не верите, можете попробовать роман на винтики разобрать, потом собрать. Если детальки на столе останутся — работать не будет. Всё нужно и всё в дело. И в обратную сторону тоже применимо — переусложнять механизм детальками автор тоже не стал... У вас сейчас наверняка какой-то унылый станок перед глазами нарисовался. Стирайте. Я не о самом тексте, но о подходе к его компоновке. Фрагменты сами по себе — изящные и ажурные, просто лишних нет. Представляйте себе дорогие швейцарские часы, у которых ещё и полциферблата прозрачные. Надо пустословие и иллюстрацией подтвердить. Оукей, как мы уже договорились, автору удаётся нас сразу убедить, что доской для гамбита является достаточно сложный и явно продуманный им мир, который может быть преподнесен тысячей ярких и интересных зарисовок, но... Но 88% романа идёт бой, поэтому мы получаем эти зарисовки в очень утилитарном ключе — мы видим только то, что в нём видят два выскопоставленных офицера в процессе выполнения боевого задания. Да задание осложнено политическим и гуманитарным контекстом, в нём есть ряд технических сложностей, и нам немного открываются история, политология и технологии гекзархата, но научную работу мы по ним не защитим. Потому что офицеры этого делать не планируют, они это просто применяют.

Удивительное читателелюбие романа! Тут оттолкнёмся от помянутой системы боевых формаций. С первых страниц книги мы понимаем, что это коллективный способ накопления и направления энергии, эффекты которого зависят, с одной стороны, от строго математических параметров (геометрии, количества координируемых участников и т.д.), с другой — от социально-психологического фона (от нормативности выполнения ритуалов в данном секторе космоса, от личной духовной дисциплины каждого солдата). И у меня нет малейших сомнений, что поставь Юн Ха Ли перед собой такую задачу, он, как математик по специальности, смог бы изобразить её научное (или хотя бы псевдо) обоснование, объяснить механику. Но он этого не делает. Потому что он нас любит. Он просто рисует нам её живописное применение и срабатывает принцип калейдоскопа — кому-то просто красиво, кто-то там картинки видит (но всё равно — красиво). Поэтому не важно, что это — местная космическая магия или нераскрытая математика боя (ведь всё-всё равно — красиво). Специальная терминология есть, но её запоминать не надо, потому что она буквальнопрочитываемая. И всё вот в таком же ключе. Я вам больше скажу, там даже сложные имена персонажей не надо в dramatis personae в голове собирать. Потому что, во-первых, имена простые, во-вторых, автор умудряется так вводить их в канву повествования, что они сгорают яркой вспышкой и передают эстафету следующим.

Впечатляющая работа с персонажами! Если вы успели испугаться, распугивайтесь обратно. Персонажи конечно в массе своей «суицидальные ястребы» (это самопрозвание Кел-солдат), но сгорают-то они не просто так. Ведь в романе применены современные наработки в области драматургии литературной битвы — ПОВ-камера мечется от главных героев и их штаба к простым солдатам, выхватывая тех в самые разные моменты сражения. На выходе — фотографически достоверная виньетка с множеством убедительных образов участников осады крепости Рассыпавшихся Иголок. Понятно там в центре два главных портрета, но и маленькие, что вокруг, вот аж радуют. Чего говорить, там один роскошный и объемный персонаж фактически собирается только из его же собственных донесений «начальству», я такое раньше видел только у Паркера в «Purple and Black».

Интересная игра! Тут Наталия всё классно сказала, но я немного добавлю — восприятие этой составляющей книги очень зависит от того, насколько вам на старте важно знать правила игры, чтобы насладиться её течением. Потому что мне прочтение немного напомнило то, как я в юности смотрел бейсбол. Я не знал, как считаются очки, по какому принципу идут замены и так далее, но уж оценить бросок, удар по мячу и пробежку может каждый, а постепенно начинаешь чувствовать тактические решения, а потом (например, когда узнаёшь о протяженности сезона) приходит понимание и стратегии команды. Вот и роман так же лучше воспринимать. Имхо, те, кто предъявляют претензии к этому моменту, пытались сначала всё понять, но так и не смогли. А нечего тут думать, надо лошадью ходить, потом само всё придёт.

{Традиционное для моих отзывов ускорение} Слова уже кончаются, а восторги — нет. Поэтому быстренько:

Отличный темп романа!

Хороший язык! (с поправками на практическое свойство всего в книге — офицеры... ну вы помните)

Роскошные главные персонажи!

Интересный сюжет! (как «боевка» на переднем плане, так и шуосоватая возня на заднем)

Умение сделать нужными самые мелкие деталюшки! (социум сервиторов, кулинарные пристрастия персонажей и прочая)

Действительно роскошные главные персонажи!

{!!!!11111} Я уже совсем запыхался, а восторгов ещё много. Но если вы рассчитываете, что я сейчас тут содержательное резюме сооружу, то дудки. Потому что в этой книге мне понравилось всё. В общем, я свою роль уже отыграл и сгораю, а вы должны подхватить эстафету и задолжать автору сами. Давайте, читайте уже, что ли.

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2017 г.

Сразу хочу сказать, что эта книга — первая часть трилогии «The Machineries of Empire», задуманной автором, и заканчивается она на самом интересном месте. Я знаю, что это важный для многих читателей критерий, в соответствии с которым принимается решение «читать — не читать», поэтому предупреждаю заранее.

Ещё одна важная для ряда читателей вещь, о которой стоит предупредить, заключается в том, что Черис, главная героиня — лесбиянка. В первом романе это не играет практически никакой роли, но, возможно, сыграет потом.

Ну вот, кто-то на этом месте прекратил читать отзыв, а для остальных я продолжу. :)

Направление, к которому относится эта книга, я бы назвала «космическим технофэнтези», хотя в отзывах, блёрбах и т.д. её относят к научной фантастике. С одной стороны, мы имеем дело с Герзархатом — космической империей, технологически развитой и охватывающей множество планет, а с другой — в мире, описанном Юн Ха Ли, действуют законы физики, не имеющие ничего общего с реальностью и, в принципе, совершенно магические. Это даже не мидихлорианы «Звёздных войн». В общих чертах мироустройство Гекзархата можно описать так: объективная реальность в нём зависит от того, насколько хорошо соблюдается… официальный имперский календарь. Если отклонения от календаря принимают массовый характер, возникает так называемая календарная ересь (или «календарная гниль»), которая распространяется, нарушая «календарные течения» и захватывая всё новые планеты, где перестаёт действовать имперское оружие, а имперская армия в целом оказывается неэффективной без поддержки с использованием специальных средств. Но если войскам Гекзархата удаётся снова завоевать взбунтовавшиеся территории и принудить еретиков к соблюдению календаря, через какое-то время — в зависимости от серьёзности «календарной гнили» — всё опять приходит в норму. В какой-то степени мне это напомнило «Иные песни» Яцека Дукая, и понятие «формы» в мире Гекзархата также имеет очень большую важность. В пользу отнесения книги к научной фантастике говорят многие формальные признаки вроде роботов, обладающих самосознанием (они называются сервиторами), кибернетических усовершенствований, которыми наделены практически все герои, искусственных разумов и разумов-роев. В принципе, «квантовая» трилогия Ханну Раяниеми тоже может показаться магической, но таковой однозначно не является — возможно, мне просто не хватает знаний, чтобы с уверенностью классифицировать этот роман. (Замечу вскользь, что лично для меня вопрос классификации совсем не важен.)

Гекзархат состоит из шести фракций: Кел, Нирай, Видона, Рахал, Шуос и Андан. Существовала когда-то седьмая фракция — Лиож, но она впала в ересь и была уничтожена. Каждая фракция на чём-то специализируется и обладает характерными особенностями: например, Кел — военные, необыкновенно верные своему долгу (не по собственной воле, но в силу «формационного инстинкта», который пробуждают в них посредством медицинской процедуры), но прямолинейные и временами туповатые; Нирай — математики и аналитики, временами склонные к психопатии; Шуос — стратеги, которым позавидовал бы Макиавелли. Противостоит Гекзархату некая сила под названием Хафн, но в первом романе о ней так мало упоминаний, что я даже не могу объяснить, что это такое. Могу лишь сказать, что угроза для империи реальна и достаточно серьёзна, просто первый том трилогии — о другом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак, повествование в романе начинается — в очень быстром темпе — с того, как главная героиня, капитан Кел Черис, оказалась в очень сложной ситуации. Её рота, выступившая против еретиков, осталась без подкрепления и должна была погибнуть. Однако Черис сумела прямо на поле боя рассчитать влияние «календарной ереси» и изменить пехотную формацию — а надо заметить, что каждая их этих формаций создаёт определённые эффекты, которые работают только в том случае, если они согласованы с «календарными течениями». Иными словами, ради выполнения задания и спасения своих людей Черис в какой-то степени применила еретический календарь.

По всем правилам, за такое её ожидал трибунал. Но наша героиня понятия не имела о проблеме, которая в это же самое время занимала умы всех руководителей Гекзархата: крепость Рассыпавшихся Иголок — одна из важнейших узловых точек, влияющих на «календарные течения» — оказалась захвачена еретиками. Отбить эту крепость — задача не из простых, поскольку она защищена особыми щитами, которые, согласно общепринятому мнению, невозможно разрушить снаружи. Для решения этой самой задачи гекзархи собрали лучшие умы империи, и нестандартный образ мыслей Черис привлёк к ней внимание, в результате чего она оказалась в той же команде, получив шанс спасти свою жизнь. Для этого, однако, надо было придумать способ захватить крепость Рассыпавшихся Иголок, не уничтожая её вместе со всеми обитателями. Перебрав все варианты, Черис остановилась на самом нестандартном: она предложила «разбудить» генерала Шуос Джедао, Жертвенного Лиса, Архипредателя, безумца, который не проиграл ни одной битвы, жестоко расправился с опаснейшими еретиками, а потом достал пистолет и перебил всех своих соратников. После случившегося Джедао был помещён в некое устройство под названием «чёрная колыбель» — и оттуда его время от времени достают, когда в очередной раз надвигается битва, которую выиграть нельзя. Так продолжается вот уже четыреста лет.

Разве могла Черис знать, что именно к этому решению её и подталкивали интриганы из числа гекзархов?..

И вот Джедао будят. В «чёрной колыбели» хранится не его тело, но дух, который теперь прикрепляют к Черис. Он её тень, её отражение в зеркале, он голос, который никто другой не слышит. Он кажется нормальным, но Черис проинструктировали и дали особое оружие на тот случай, если безумие опять настигнет гениального стратега. Ранг Черис повышают до генеральского и отдают в её (точнее — её и Джедао) распоряжение целую армаду космических кораблей, с которыми она должна отвоевать крепость Рассыпавшихся Иголок, пока не стало слишком поздно.

Дальнейшее развитие сюжета представляет собой описание военной кампании, которую ведут Черис и Джедао против еретиков, занявших космическую крепость. Рискну предположить, что некоторые читатели именно из-за этой кампании называют «Гамбит девятихвостого лиса» похожим на новеллизацию игры, но внесу уточнение от себя: это скорее новеллизация партии в шахматы, чем какой-нибудь бродилки-стрелялки или RPG. (А мы знаем как минимум одну крайне интересную историю, вдохновлённую партией в шахматы, где героиней была одна не в меру любопытная маленькая девочка.) И более того: это партия в шахматы с противником, который постоянно меняет правила игры, поэтому чтобы его победить, их необходимо схватывать на лету, а то и выдумывать собственные. Можно процитировать одного из главных героев: «Как говорят Шуос, — сказал Джедао, — суть любой игры заключается в поведенческих изменениях. Правила сдерживают одни разновидности поведения и вознаграждают другие. Разумеется, люди жульничают, что порождает новые последствия, и поэтому подразумеваемые правила и социальный контекст в той же степени важны. Бессмысленные карты, знаки и символы обретают в мире игры ценность и значимость. В каком-то смысле, любая календарная война — это соревнование между конкурирующими наборами правил, которые подпитывает слаженность наших убеждений. Чтобы одержать победу в календарной войне, ты должна понять, как работают игровые системы».

Тандем Черис-Джедао вышел крайне интересным. У другого автора могли бы получиться какие-нибудь очередные «Сумерки» — ну чем четырёхсотлетний генерал хуже древнего вампира? Умён, ироничен, достаточно хорош собой. Но в «Гамбите девятихвостого лиса» нет даже намёка на любовную линию. Во-первых, как уже было отмечено ранее, у Черис другие пристрастия. Во-вторых, Джедао — всего лишь призрак. В-третьих, оба героя по сути рабы Гекзархата и смертники, и они это прекрасно понимают. Генерал-архипредатель в первую очередь станет для Черис ментором, как и должно было случиться, принимая во внимание его колоссальный опыт в ведении войны. Впрочем, вклад Черис в эту календарную войну с еретиками из крепости Рассыпавшихся иголок оказался не менее важным, чем вклад Джедао, но обойдёмся без пересказа — в эту игру нужно играть самому. Она того стоит, потому что Юн Ха Ли уделил внимание не только экшн-сценам и боевой механике. Будут и вопросы психологического характера — бремя лидерства (особенно нежеланного), бремя власти, ответственности за чужие жизни, за чужие поступки, в том числе глупые, которые ты не сумел предотвратить, и многое другое. Будет и ненавязчивый юмор — редкий гость в столь мрачной истории, но желанный. Будут жертвы — шахматный термин «гамбит» в названии романа отнюдь не ради красного словца. И следует также отметить, что помимо вопроса о том, получится ли у имперской армады во главе с Черис и Джедао взять мятежную крепость или нет, в этой истории есть ещё одна, не менее важная интрига: а что же на самом деле произошло четыреста лет назад? Почему Шуос Джедао, гениальный стратег, сошёл с ума? Что — или кто — спровоцировало его безумие?..

Итак, резюме: «Гамбит девятихвостого лиса» — сильный дебют автора, которого не назовёшь новичком в фантастике, поскольку он уже много лет пишет и публикует рассказы. Как выяснилось, крупная форма ему также по плечу, и очень хочется верить, что в продолжении этой истории Юн Ха Ли оправдает доверие, оказанное читателями (если кому интересно, на момент написания рецензии средняя оценка романа на Goodreads составляет 4 балла из 5, на основании мнения 2 035 оценивших). Читать эту книгу непросто, временами она кажется такой же абракадаброй, какой описание шахматной партии выглядит для человека, который не знает правил игры. Но если уловить эти правила и подстроиться под них, если разглядеть за календарными и экзотическими «спецэффектами» настоящих людей, которыми движут хорошо знакомые всем нам чувства, то оторваться от этой увлекательной и необычной истории вы не сможете до последней страницы.

Я, по крайней мере, теперь с нетерпением жду продолжения.

P.S. Если и впрямь соберётесь читать книгу, не вздумайте заглядывать в аннотацию второго тома, «Raven Stratagem» на Goodreads или где-то ещё — в ней имеется серьёзный спойлер.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2018 г.

Отдыхал я как-то давно в санатории. Принесли мне там на обед котлетки. Красивые такие, соусом политые, укропчиком обильно присыпанные. Но когда я приступил к трапезе, то оказалось, что они местами горелые, а весь внешний лоск был наведен горе-кулинаром лишь для того, чтобы я не заметил дефекта раньше времени и не пошел скандалить сразу же после того, как тарелку поставили мне на стол.

Так вот, от данного произведения ощущения схожие. Если счистить все внешнюю шелуху из вычурных имен, названий и терминов, то перед нами предстанет бесстыдное в своей банальной наготе типичное фентези (лишь с легким ароматом «техно»). Углядеть это можно почти с самого начала, когда отряд пехоты будущего бежит рубить мечами повстанцев, управляющих погодой. Дальше – больше. Тираничная империя, что насаждает всюду свой магический календарь (и борется с еретиками, его не принимающими), без соблюдения которого не будут работать ее колдунства, призрак проштрафившегося генерала, к помощи которого порой прибегают не смотря на то, что ему-то уже четыре века (да, от духа Наполеона несомненно было бы много толку во время «Бури в пустыне»), и все в том же духе. Авторша пытается объяснять все это «наукой», но выходит как-то очень не очень. Это не технологии, неотличимые от магии, это и есть просто магия.

В принципе, это все тоже можно было бы неплохо подать, если бы писательнице было интересно складно прописывать свой мир. Или же нормально делиться подробностями о нем с читателями. Но где там. Порой складывается ощущение, что ты будто бы читаешь просто новеллизацию какого-то варгейма. Вот вам с порога шесть фракций, из которых хотя бы бегло описаны наверное штуки три. Вот вам куча оружия и технологий с броскими названиями, принцип и эффекты которых описываются часто лишь вскользь. И вот вам «эпический» сюжет, большую часть которого герои будут просто долбиться в одну крепость, а вся эта империя со своими чудными порядками оставаться где-то на периферии восприятия. Книги правил и миниатюрок к этому нигде не прилагается? Нет? Я бы посмотрел, может и прикупил бы чего.

А конец… Какой конец, дорогой читатель, вы что? Кто ж нынче фентези меньше чем на трилогию раскатывает? Проследуйте-с за следующим томиком.

В итоге имеем весьма среднее произведение, что лишь пытается прикинуться всем таким необычным и оригинальным. Но если счистить соус с укропчиком, то становится видно, что это самые обычные котлетки, да к тому же не слишком ладно приготовленные.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2018 г.

Стиль и декорации: оммаж Глену Куку. «Дракон не спит никогда» и остальные его космобоевики: сложные коалиции, гиперстанции, офицеры с повышенным чувством собственного достоинства и технологии, неотличимые от магии настолько, что становятся мифологией. Еще, конечно, Ваха, но для полноценного Вархаммер 40000 мир слишком лаконичный — никаких инорасцев, все проистекает внутри человечества.

Сюжет: верность начальству верзус верность принципам на фоне военно-политических задач.

Перевод: почти весь текст отличный, особенно учитывая сложность терминологии. Но на второй странице две странности — ступни, вывернутые наизнанку (кожа наизнанку? Ступни заменены местами? Пятками вперед? Визуализация тормозит) и «проблематичный эффект» не в смысле «эффект то ли есть, то ли нет», а «эффект, создающий проблемы»

Адресат: читатели, способные продираться сквозь тягомотину сомнений, препирательств и намеков ради интриги влияний и идентичностей.

Бонусы: нетривиальная модель магии (будем честными — это все-таки магия, одно поддержание системы хронокоординат ритуальными пытками и убийствами чего стоит),

и неожиданное подмигивание «Звездным войнам» в их самом кавайном аспекте. R2D2 forever.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 сентября 2018 г.

Очень зря жанр книги указан как гуманитарная мягкая фантастика, это абсолютно вводит в заблуждение. Автор весьма увлечен описанием сцен смерти и способов убийства. Этот роман — о войне, ужасы которой во всех натуралистических подробностях (от выдавленных глаз и вываленных кишок ) описываются с самых первых страниц. Мне эта книга представляется кислой пилюлей, завернутой в яркий фантик. Есть интересные антуражные идеи. А суть сюжета стара, как мир — сколько человек готовы убить власть имущие, чтобы эту самую власть сохранить. Ответ так же скучен и не нов — и в этом гамбите (название романа весьма точное) гибнут миллионы.

Персонажи (не могу сказать герои) романа, сплошь солдафоны и политиканы, мне неприятны, все до одного. Ни один не вызывает симпатии или сопереживания.

Книга оставила тягостное тоскливое впечатление своей однобокостью. Полно негатива, чуть нейтральности, позитива нет. Чувство юмора автору просто не знакомо.

Структура книги — калейдоскоп разрозненных сцен, очень мешает восприятию. При чтении очень не хватало глоссария. А отсутствие предисловия с объяснением структуры мира и терминологии считаю неуважением к читателю.

Знакомым «девятискучный» гамбит рекомендовать не буду.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2019 г.

Несколько обескуражен таким количеством восторженных отзывов. Книга все же, несмотря на принадлежность к космическому фентези (это где-то между космооперой и совсем уж магическим миром), чтение далеко не из легких. Продираться сквозь нагромождение словечек и словосочетаний, описывающих совершенно чуждые технологии не особо легче, чем расшифровывать неологизмы Стивенсона; периодические появления математических терминов отпугнут тех, кто ожидал чистейшую фентези; любителям же научной основы тут и вовсе делать нечего. До конца дойдут лишь самые упорные, те, кого не пугает самая ядреная смесь и того и другого и кто все же желает узнать, в какую картинку сложится столь причудливый паззл. Казалось бы, они-то уж будут способны разглядеть, насколько нелепой пустышкой роман обернулся в итоге. Нестандартные идеи и их отличная реализация, стремительное действие и хитроумные тактические ходы — все это так и осталось в рецензиях, а на страницах данного романа замечено не было. Те, кто хвалят книгу в основном и правда уловили концепцию — то, что автор хотел написать. Но отнюдь не то, что действительно получилось.

И это, в общем-то, было понятно с первых глав. Суть космооперы заключается в том, чтобы без жестких ограничений, установленных наукой, создать цепляющий и самобытный мир. Автор придумал одну интересную концепцию — так называемых «кклендарных войн» — и этим ограничился. Вселенная романа — тот самый сферический конь в вакууме...

Возьмем какой-нибудь отрывок из первой же главы:

На инструктаже им сообщили, что Угри обзавелись генератором направляющих бурь. Бури приводили векторы в беспорядок. Эффект был локальным, но проблематичным, если параллельные колонны оказывались на противоположных концах дороги в сотне километров друг от друга, и фатальным, если движение по поверхности планеты уводило их под землю.

Что, представили? Я, конечно, немного жульничаю, ведь выдернул маленький фрагмент из контекста, но поверьте, контекст немногое разъяснит. Прочие описания в основном даются в том же ключе. Сухие и сжатые, словно выжимки из научной статьи, только без науки (к слову, те термины, что действительно имеют отношение к математике тут исключительно из-за красоты звучания и никакого смысла в них не заложено, говорю как человек, с этим немного знакомый). То же относится к построению мира в целом. Нас забросают названиями с китайским колоритом (типа «крепость рассыпанных игл»), упомянут технологии, что мы хотя бы способны представить (пустомоты, сервиторы), перечислят особенности шести фракций, образующих Гекзархат — и все. Не ждите описания быта местных жителей, пейзажей планет, интерьеров крабля... в лучшем случае получите чертеж, но даже не фотографию. С характерами персонажей то же самое — они схематичны и клишированы до боли в зубах. Все военные (Кел) — тупые и здоровенные, готовые отдать жизнь исполняя приказ; аналитики Нираи — высокомерные и отстранённые. Шпионы Шуосы хоть немножко интереснее. И все, в общем-то, больше тут никого не появится. И главной героини это тоже касается. Вот серьезно, что по прочтении книги можно сказать о её личности? Она предана солдатам, неохотно жертвует людьми и ещё у неё есть талант к математике. Что-то ещё?

Во всей книге есть один интересный персонаж, который вызывает хоть немного симпатии — «безумный» генерал Джедао, а точнее его бестелесный призрак. К сожалению, и он не настолько харизматичен, чтобы спасти положение — это безнадежное сражение за читательское внимание даже генералу в одиночку не выиграть. В конце нам раскрывают его прошлое, и это даже где-то выполнено неплохо — но в настоящем тот будто единственный живой персонаж среди моря безликих маникенов, созданных исключительно чтобы исполнять продиктованные сюжетом функции. Да и настоящие его мотивы, строго говоря, предсказать можно с первых же страниц — достаточно вспомнить, что у нас тут тоталитарное государство. Жертвы войны, сюрреалистические травмы которых описаны в деталях, не вызывают сочувствие; жестокий Гекзархат — отвращения, ведь обычных жителей его мы и не увидим, а те, кого увидим — это, как было сказано, пустышки.

Вот в результате и выходит, что обещали показать эпичную битву, а получилось описание партии в шахматы, причем по своим каким-то незнакомым правилам, которое еще и зашифровали для пущей запутанности.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2018 г.

Военная фантастика. Очень «мягкая», в духе космоопер: тут тебе и дуэли на лазерных мечах, и выстрелы из пистолетов, и перестрелки космических кораблей, где что-то зависит от действий людей. Ничего общего с реализмом.

Главной героине предоставляется мужик, который ей всячески помогает и учит жизни. По сюжету ему сделали ужасное прошлое, видимо чтобы героиня могла принять его как родного только к концу книги.

Кстати о конце. Его нет, читайте следующий том. Может он есть там, но это не точно.

Много боев, довольно закрученная интрига, интересных мыслей нет. Сеттинг довольно необычный, но проработан неровно. Много сил вложено в создание впечатления о жестком, конкурентном, военнизированом кастовом обществе.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2018 г.

Шесть фракций в межзвездной гептархии — и не нашли ничего лучше, чем поручить отбить неприступную крепость командиру пехоты. Пусть девятиглазая тень субвокализирует капитану кровавые советы гения, с математикой у нее весьма хорошо, а приданные лазутчики Шоус великолепны — да вот только еретики не когтем Кел деланы. Пока с ними возишься...

Борьба идет за контроль над покорившими Галактику и ее население технологиями, работающими лишь при изменении законов физики, локальной их подстройке. В свою очередь, целиком зависящей от поведения масс в принявших тот или иной «календарь» социумах. Мнение оных масс ортодоксами гептархии не рассматривается.

Тут можно б сказать многое. Про антропный принцип, про возивших по столу ту же миску Брина и Кудрявцева, дойти до «Утра магов»...

Но сам автор сосредоточен на ином. На психологии влияния, интроспекции, переживаниях, интригах, злой судьбе и цене побед. Наука и техника у него не в фокусе, они словно пришли из графических романов француза Мёбиуса (см. эпизод в оленьем парке). А названия устройств и оружия как от персонажа аниме: «Логическая граната!», «Калейдоскопическая бомба!», «Черная колыбель!». Эффектный антураж переживаний персонажей со сложными мотивациями.

Сочетание лишь интуитивно понятных терминов с почти рукотворной Вселенной, загадочных правил космической войны и пахнущих первобытным костром обычаев, особых смыслов этикета биороботов, экстравагантности всемогущих господ, призраков в машине, безумия, игр и смерти как не искупаемой ничем повседневности, дает стойкую ассоциацию с Гленом Куком. «Дракон не спит никогда», «Теневая линия» и, в сценах магических, извините, «календарных» атак, «Черный отряд».

Финал открыт для развития в любую сторону.

Полиграфия: обычная фанзоновская. Перевод: читается очень легко, но скорчера АБС в оригинале нет.

Рекомендации: современная мягкая космоопера, космофэнтези, психология, переселение душ. Глен Кук, в меньшей степени поздний Херберт. Гендерная интрига.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 октября 2018 г.

Гекзархат — космическая империя, могущество которой завязано на высоком календаре, течения которого пронизывают все сферы деятельности. Календарные течения обеспечивают возможности империи, её технический прогресс и так далее. Каждая фракция ответственна за определенную сферу. И, как это обычно бывает, в противовес высокому календарю есть календарная гниль, которая нарушает его работоспособность. Действует за счет отступления от высокого календаря и доставляет много неприятностей фракциям. За счет этого и возникает основное противоборство между гекзархатом и еретиками. Такие жернова способны перемолоть тысячи, миллионы жизней. Что, собственно, и происходит.

В качестве главной героини выступает Кел Черис, капитан с математическими способностями. Именно она приняла решение (практически самостоятельно) пробудить генерала Шуос Джедао — архипредателя, безумца, Девятихвостого Лиса. Но так ли он безумен? Это основная загадка первой части — что случилось, когда генерал обезумел? Почему он так поступил? Поскольку это уже законченная трилогия, были подозрения, что автор не раскроет тайну в первом томе, благо, они не оправдались. Юн Ха Ли умело подбрасывал намеки на протяжении всей истории, но разгадка была где-то за гранью восприятия, постоянно ускользала, словно какой-то образ на грани периферического зрения — видишь очертания, но не можешь понять, что именно. Так что читатель не почувствует себя обманутым, наоборот, на протяжении истории были заигрывания с читателем — догадается или нет. Подозрения были, но не окончательные.

После заякорения — внедрения разума Джедао в разум Черис, — началось самое интересное. Диалоги между архипредателем и солдатом удались на славу. Плюс ко всему автор не поскупился на флешбэки, и личность генерала постепенно раскрывалась вместе с личностью Черис. По сути, у нас два главных персонажа... в одном флаконе. И это просто адское сочетание, чертовски интересное. Личность Генерала Джедао получилась без оговорок великолепной. За ходом развития его как персонажа, со всеми предпосылками, было наблюдать на порядок интереснее, чем за Черис, которая вроде как главная героиня. Хотя и с ней произошли достаточно кардинальные, пусть и немного ожидаемые, изменения. Но это личностный рост и большой задел на будущее. Безо всякого лукавства, некоторые флешбэки из жизни Джедао были настолько проникновенными и драматичными, что впору и пустить скупую мужскую слезу. Но эти моменты стали ключевыми в становлении личности Девятихвостого Лиса.

На фоне такого масштабного предприятия, как осада Крепости Рассыпанных Игл, очень легко упустить детали. Но именно внимание к деталям является отличительной чертой истории. Это могут быть элементы антуража и одежды — перчатки с обрезанными пальцами; 4 вазы на столе, с разной степенью развития бутона, но самое важное — жизни обычных солдат, которые и перемалывают жернова войны. Благодаря небольшим вкраплением деталей войны с точки зрения обычных солдат становится видно, что война — не просто цифры, а жизни людей, у каждого из которых есть личность, характер, свои устремления. Чтобы проникнуться симпатией к каждому персонажу «второго эшелона» достаточно будет пары абзацев. Смена обобщенного акцента более локальным пробуждает чувство сострадания. В таких обстоятельствах генералу, который пускает жизни солдат под откос, легко сойти с ума, но это меньшее, неизбежное зло. Во благо Великой Цели, которая в конечном итоге может оказаться не такой уж и Великой, а люди, преследующие эту цель — по руки в крови. А еще это большое мастерство автора, за такой короткий срок вызвать у читателя ответную реакцию.

По сути, помимо противоборства между фракциями, большую часть времени занимает именно осада Крепости Рассыпанных Игл. Это тактические действия, провокации, пропаганда, переговоры и манипуляции — весь спектр воздействия на противника в миниатюре. И, опять же, ракурсы разные, не только со стороны гекзархата, но и противников. Очень забавными получились вкрапления переписки между еретиками, одна из которых пристрастилась к сладостям и не гнушается критиковать обозначения еретического календаря, с привязкой к сельскохозяйственной живности. Толика юмора «во время чумы» в любом случае не помешала.

Прекрасный слог, многоходовые стратегии и «выпуклые» персонажи, за ходом развития каждого из которых наблюдать более чем интересно. История не заканчивается первым томом, но промежуточный финал есть, отличный финал, в котором даны ответы на большинство вопросов. Глобально развитие событий не определено, но локально сюжетные линии пришли к своему логическому завершению. Питаю большую надежду прочитать на русском языке оставшиеся два романа трилогии. И спасибо Наталии Осояну за замечательный перевод, а Юн Ха Ли — за прекрасный слог и погружение в такую выверенную и занимательную историю, где все на своем месте.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2019 г.

Добротное, крепкое и ладное космическое произведение, написанное с душой, размахом и совсем небольшими недочетами.

Если в двух словах, то в далеком будущем, в некой параллельной вселенной, люди поделены на касты-расы: воителей, кукловодов, техников и философов (условно). И вдруг случилась Ересь, космо-еретики взбунтовались, нарушив Календарный порядок, чем вызвали на себя невероятный гнев и войны с бесчисленными жервами со стороны Государственого Режима.

Подавлять эту Ересь назначают молодого талантливого командира, девушку-военную, Кел Черис. А уж как она это будет делать — на этом вся книга и строится.

Из плюсов. Автор не шибко церемонится с читателем, предоставляя ему самому разжевывать все хитросплетения, которые плетутся тысячей пауков), так что приходится иногда перечитывать страницы, подбирая пропущенные камушки.

Совершенно волшебный, гениальный злодей, в которого влюбляешься с первой строчки. Да и так получается , что злодей с положительным Героем, будут практически «не разлей вода».

Как уже упомянул выше, здесь будут плестись подковерные дворцовые интриги, на каждом шагу нужно ждать предательства или Манипуляции. Где блеф, а где — нет, придётся все время додумывать самому (так интереснее). Хотя конечно можно тупо бежать по страницам и кайфовать — читается на одном дыхании.

Оружие: пепломоты, отделители , трупные бомбы, калейдоскопические бомбы, пропагандистское оружие, хризалидный пистолет, бессмертие. По-моему, весьма недурно, друзья. Очень цепляет

Из недостатков, но это очень субъективно: уж очень футуристично

И больно быстро развиваются события, отчего нет ощущения их достоверности и реальности. Ну умер миллион солдат, но это так...по-игровому, по-компьютерному. Но книгу притом совсем не портит.

Короче говоря, господа, это первая часть трилогии, — и я в неё уже влюбился и жду перевода продолжения.

Редко когда на горизонте загораются такие яркие самобытные звездочки, поэтому всем Обязательно читать!:)

П.с. Чем-то напоминает Райаниеми, но автор не пытается нас удивить или любоваться собой. Просто, ему есть что сказать

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2019 г.

«…я бы никогда не подумала, что на полсотне страниц можно столько нанести околесицы. Это выше человеческих сил!

- Так ли уж выше! — я, польщенный, разбавил и выпил. — Если хотите, я нанесу еще больше! Еще выше нанесу!..» («Москва – Петушки»)

Этот фрагмент — идеальный, на мой взгляд, эпиграф к роману.

Берем немножко китайщины («Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится» (Лунь-Юй)) сильно перчим научными словами и образами — и эти каклетки можно подавать.

Завораживающая инаковость мира, приглянувшаяся многим рецензентам, оказывается, по большому счету, бессмысленной. Вроде моделей культовых зданий, построенных энтузиастами в «Майнкрафте», — прикольно, конечно, проделана большая работа и т.п. Только зачем?

В остатке — откровенно скучные своей трафаретностью герои с искусственными мотивациями, тривиальный (если очистить его от инвариантного льда) сюжет о майнкампфе одиночки против вселенского порядка и поражающая глубиной мысль о том, что война — это грязное дело.

Это что же, читателя ждет история симмонсоновского Консула, растянутая на три книги? А где, ну, не знаю, «враги сожгли родную хату, убили всю его семью»?

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2018 г.

Интересный пример мира, где технологии кажутся неотличимы от магии. Читателю приходится верить автору на слово о том, что формации и календарь подчиняются сложным математическим законам. И просто смотреть на эффекты от их применения. Эффекты впечатляющие, но насколько вся эта система действительно продумана или наукообразна — это уже вопрос веры.

Я не зря начала отзыв с описания мира. Мир, со всеми его странными законами, технологиями и социальными перекосами — главная особенность книги. Декорации, которые определяют героев и их устремления. Мир интересный благодаря множеству продуманных и необычных деталей. Слегка сухой и обрывочный, порой ему недостает красок «обычной» жизни — и в то же время в нем прослеживается явная любовь к символизму и толика восточных мотивов, вплетенных в столь необычную среду. По социальному устройству и по сути — практически антиутопия, вот только её масштабы раскрываются далеко не сразу, да и жители уже успели привыкнуть и принять её за норму. И еще здесь на удивление не раздражающее гендерное смешение, которое оказывается лишь одной из многих деталей чуждого мира.

Попытка приклеить к книге ярлык жанровой классификации была бы не самым простым делом, так что ограничусь осколками впечатлений. Это даже символично, учитывая финальные главы.

Итак, это безусловно военная история. Большинство героев — солдаты и офицеры, занимающие разное место в иерархии подчинения, но неизменно служащие винтиками в общем механизме. История о трагедии войны и о её пренебрежении сопутствующими жертвами. Кроме того это история об интригах, порой очень долгих и запутанных. Интриги, к слову, порой даже слишком усложняются — не всегда можно понять, почему персонаж поступает так, а не иначе. А некоторые события оставляют в догадках — результат ли они планирования или же рояль в кустах.

Ну и наконец тандем главных героев. Весьма символичный и интригующий (что в духе книги). Немертвый генерал/безумец/непревзойденный стратег/пленник/орудие и одна из солдат — куда менее искушенная в интригах, более наивная, но тоже в итоге с парочкой сюрпризов. Союзники по неволе, как выяснилось — вполне успешные.

Что ж, это первая книга трилогии. Мир обещает раскрыться в еще большем разнообразии, а героев ждет исполнение почти невыполнимого плана. Посмотрим, удержит ли автор планку.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх