FantLab ru

Филип Фармер «Любящие»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Голосов:
236
Моя оценка:
-

подробнее

Любящие

The Lovers

Другие названия: Грех межзвёздный, Влюблённые, Любовь зла

Роман, год; цикл «Церкводарство»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Спец-лингвист Хэл Ярроу задавлен рамками постапокалипсического мира. Невыносимая семейная жизнь, бытовые проблемы, угроза падения статуса — всё это заставляет его балансировать на краю дозволенного. И когда случай позволил решить все проблемы разом, он ухватился за него, став участником межзвёздной экспедиции к планете с иным разумом, к любви, которую не знал…

Но какую цену придётся заплатить за сладкие минуты счастья?

Примечание:

Роман (в некоторых источниках остается повестью) написан по повести "Любовники" (1952) в 1961 году, исправлен в 1972 году.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Грех межзвёздный
1992 г.
Дейр
1993 г.
Миры Филипа Фармера. Том 11
1996 г.
Конец Времен
2003 г.

Издания на иностранных языках:

The Lovers
1961 г.
(английский)
The Lovers
1980 г.
(английский)
The Lovers
1982 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 мая 2010 г.

Разного рода аннотации, введения, предисловия и отзывы меня насторожили: наверняка, следует ждать очередной пошлости. В принципе пошло делать литературу, замешанную на сексе и скандале. Еще пошлее присовокуплять тему секса с темой тоталитаризма и освобождения от него. И верхом пошлости было бы делать это именно в 60-е годы в Америке на волне всяких там сексуальных, психоделических и прочих революций. Однако, ожидания не оправдались — несмотря на, получился шедевр.

В созданном Фармером мире прежде всего цепляет религия — истиннизм, аналогов которой я лично нигде больше не встречал. Весь цимес этой религии состоит в сакрализации и абсолютизации приличного и неприличного. Это религия заурядности, религия обывателей, религия приличий. Неприлично спать без пижамы, неприлично говорить в обществе о туалете, неприлично разговаривать во время еды, неприлично говорить о сексе. И все эти неприличия становятся грехами. Вся остальная метафизика и теология, все эти размышления о времени — все это далеко не оригинально, но сама идея религии приличий весьма доставляет, ибо вообще-то любая религия основана на сакрализации трансцендентного, у Фармера же скарализуется самое что ни на есть имманентное. Это и религия и не религия.

Не меньше лулзов доставляет и то, как мастерски Фармер описывает свой абсурдный мир. Всех подробностей мы так до конца и не узнаем, но штрихи стоят деталей. Сердце радуется, например, при виде таких зарисовок: «В Сибири говорили на исландском» или «Ангелы курили только «Серафимские»» — мир не описан подробно, но через эти штрихи мы таки с легкостью в нем оказываемся. Это и мир и не мир

Фармер явно пытается быть актуальным. В случае темы секса это оборачивается пошлостью и безвкусием. Зато чудно разыграна тема Израиля и еврейства. Израиль оказывается главным врагом некоего Союза ВВЗ, гражданином которого является главный персонаж. Однако, общество и религия этого Союза — еврейские: священным писанием является некие Талмуд Запада и Прото-Тора, иерархи Госуцеркства носят буквы еврейского алфавита в качестве знаков отличия, титулы этих иерархов тоже взяты из Талмуда. Отличный стеб над разного рода анти- и фило-семитизмом, показывающий абсурдность и того, и другого. Евреи повсюду, следовательно, никаких евреев нет, вернее, это и евреи, и не евреи.

Впрочем, с сексуальностью все не так уж и плохо. Тонкий троллинг ожидает нас и здесь. Казалось бы, главный герой находит свою Любовь и вместе с тем находит и самого себя, свою чувственность и сексуальность. Однако, на поверку оказывается, что секс при свете лампы — вовсе не протест против норм пуританской морали, вовсе не нарушение запретов и не проявление бесстыдства или единства физической и духовной любви. Все дело в фотокинетической системе. Это, хеврэ, не романтика, а биология. Это не сексуальная революция, а эволюция в самом простом дарвиновском смысле борьбы за существования и приспособления. Главный герой обманут дважды — Госуцеркством, осуждающим секс как грех, и лэйлитой (тоже очевидный намек на талмудическую Лилит), маскирующей борьбу за выживание романтическим пафосом свободной любви. Из одного мифа он попадает в другой, от подчинения одним паразитам к симбиозу с другим. Секс вроде бы есть, но на самом деле нет, как есть-нет в мире Фармера религия, как есть-нет в нем же и евреи, как есть-нет сам этот мир.

Трезвомыслящими существами на этом фоне остаются только разумные насекомые, которые человечнее всех остальных персонажей, но опятьже — они и люди и не люди. И они, слава б-гу, не идеализируются — это не какие-нибудь синие чудики с Пандоры, живущие в гармонии с природой, а простые обыватели, которые также как мы бухают, дерутся, ходят на прием к психотерапевту, обсираются со страху и исподтишка взрывают корабль пришельцев. Обыденность оказывается как проклятием (если ее абсолютизируют и обожествляют, как на Земле), так и благословением (если в ней просто живут, как на Оздве). Вот этот анализ обыденности и отсутствие всякой трансцендентности, чуда, революции и конечного откровения особенном мил моему сердцу. Нет перехода от заблуждения к истине, от безобразия к красоте (что прекрасного в сексе с членистоногим?), от искуственности к естественности, от иллюзорности к подлинности, от небытия к бытию, все выводы замирают где-то на грани.

Катарсиса нет, и слава б-гу, и черт с ним, с этим вашим катарсисом.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2011 г.

Так называемая «фрейдистская фантастика» и по сей день раздражает многих. А зря! Как многое у Фармера, книга наполнена глубочайшим смыслом, призывает к гуманизму и толерантности. Найти партнера по душе, привлекающего, интересного... я б за таким тоже слетала на другую планету!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2008 г.

Научная фатастика, как я её понимаю, есть смелые исследования (пусть и чисто гипотетические) автора различных областей науки, общества и применительно к этому роману морали (её ужесточения) и разумное освобождение от стериотипов, поиск личной свободы.

Эта книга в своё время вызвала скандал из-за поднимаемых тем. Тема секса в фантастике была запрещена. Литература была «плюшевой».

Фармер отбросил давление табу — он смелый и дерзкий писатель

О самом романе.

Показано исключительно фанатичное государство. Мораль любого человека жёстко контроллируется. Секс — досадное, жалкое, недостойное честного человека событие. Муж и жена занимаются им чисто для зачатия ребёнка и в одежде. Вольность жестоко наказавается. Супруги часто здают своих «извращенцев» за то, что он случайно, скажем, поцеловал её грудь (или что-то того).

И в таком обществе находятся ренегаты, которые хотят изменить отношения. Таким и является главный герой, корый идёт добровольцем для полёта к другой звезде в надежде найти там свободу. Что он в итоге и делает.

Причём цивилизация на планете очень интересна.

И я не советую вам знать заранее подробности сюжета — это хороший сюрприз. Я очень порадовался.

Почитателям целомудрия в литературе Фармера вообще читать нельзя. Хотя книга хороша сама по себе.

:abuse::mad: За аннотацию от меня большой негатив — убита основная интрига напроч. НЕ ЧИТАЙТЕ АННОТАЦИЮ НА СТРАНИЦЕ КНИГИ!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июня 2014 г.

Скажу изначально я не читал аннотацию к этому роману поэтому не знал что мне следует ожидать от этого произведения.Я несколько был что ли удивлен смелому решению автора ввести довольно откровенные сцены любви между человеком и «человеком». Но это и сыграло свою главную роль в успехе этого творения. Но больше всего понравилось то как религия может использоваться для контроля над людьми и является самой настоящей промывкой мозгов простому населению. Люди даже заикнуться боятся о своей судьбе и не хотят отправиться к Ч( психушка проще говоря) за свои взгляды не соответствующим официальным. Тотальный контроль над всем даже над половой жизнью семейных пар. Они проповедуют непорочность и целомудрие( но согласитесь не в такой же степени как в книге, все должно быть в меру но меры там нет). Короче говоря люди слепо верят то что им пихают в мозг( сказано грубовато но это так). НУ и мысли главного героя борющегося со своими старыми привычками, покорностью и слепой верой, и стремление его к чему-то новому являются основной темой этого романа( хотя тема любви и выбор стороны скрытого противостояния двух цивилизаций больше подходит для этого). Ну и приключения в других мирах, взглянуть на землю будущего и что с ней стало и с людьми населяющими её. а также другие цивилизации: их история, культура, обычаи, жизненный уклад всё это стоит того чтобы быть прочтенным. Но я прочитал её во второй раз по причине одной: мне понравилась как можно управлять толпой и держать в узде людей при помощи фанатичной веры, мне это напомнило времена нашего средневековья( крестовые походы), читайте и не пожалеете.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2016 г.

Эта книга «одна из первых которая открывает проблему сексуальных отношений в научной фантастике». Что могу сказать, если вы ждёте многословного и с подробностями описания самого процесса этих отношений то это не туда. Эта книга скорее раскрывает проблемму того что происходит после них, проблему ответственности обоих партнёров. Как и всякая хорошая фантастика запоминается и заставляет задуматься, рекомендую к прочтению.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2017 г.

Тема секса тут так и не стала главной, хотя то, что присутствует, впечатляет. Социальное устройство под названием госуцеркство лишь подчеркивает ханжескую сущность будущего мироустройства, да и нынешнего тоже, и человек, вырывавшийся и его сетей, получив свободу может наделать ошибок, в которых никогда не раскается. После прочтения стало интересно, а у кого же Фармер позаимствовал идею яйцекладующей партнерши главного героя, скорее всего — у Берроуза, где Тувия нежно вынашивает яйцо ставшее плодом любви принцессы и Джона Картера. Биологические и гендерные увлечения Фармера, конечно, повлияли на химию его произведений, но после прочтения этой повести, закрадывается мысль о том, что Фармер откровенно хулиганил: и жучи у него разбитные парни, любящие поддать, поволочиться за противоположным полом, дружелюбны, а при этом очень даже хитры, и госуцероквовствляне — не совсем полные идиоты, а просто следуют придуманной иерархии и навязанному поведению. Сегодня идеями Фармера или эротизмом Джона Бойда никого не удивишь, появились произведения покруче. Но, как говорится, Фармер, Бойд и некоторые другие были первыми.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 декабря 2010 г.

Удивительное дело, даже когда раскрываетя вся правда про Жанетту, это не вызывает отвращения. И где-то даже продолжаешь...завидовать Хэлу.

В романе достаточно сильна именно научная составляющая фантастики.

Лихо закрученная интрига держит в напряжении до самой последней страницы.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 марта 2010 г.

Начало роман не затягивало, скорее всего, из-за перевода, где много было белиберды с нововведенными понятиями и аббревиатурами. К тому же чрезмерное насаждение религии не давало полностью принять философию созданного постапокалипсического мира. Но уже ближе к развязке осознаешь, что сюжет неординарен и затягивает интригой событий. Конец неожиданно выбивает из колеи (особенно если читаешь в первый раз).

Считается что «Влюблённые» самый лучший роман Фармера и самый сексуальный роман о связях людей и инопланетян. Спорить не буду, он действительно запоминающийся и эротика там присутствует, но главное все-таки, на мой взгляд, подача иного мира, как он может контактировать и взаимопроникать с миром людским.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2017 г.

Читала долго для себя, хотя как герой с его по-человечески вполне понятными проблемами, так и созданная автором вселенная мне в общем понравились. В ней оказалось довольно много от антиутопии, но, как обычно, дело было не в законе, а в любви. Печальная история о вечном, перенесенная в декорации «твердой фантастики», зазвучала по-иному. Также автору безусловно удались аборигены. А тоталитаризм Госуцерквства навевал явные ассоциации с милыми обычаями КГБ полувековой давности (особенно насчет выезжающих за границу граждан).

По традиции скажу несколько слов и о переводе. Как понимаю, я читала щербаковский. Порадовали живость и непосредственность внутренних и внешних диалогов героев, а также точность и неплохая стилизация под научную речь. Но вот что удивило при общем высоком уровне переводчика — странные обороты вроде «если она берет меня за лжеца», которые ну никак не спишешь на новояз Госуцерквства. Редактура — вечное слабое место даже в хороших переводах фантастики. Увы.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2007 г.

Первый роман, в котором тема секса в НФ романе была доминантной. Но кроме этого просто хороший роман. С простой мыслью, что лучшее враг хорошего.

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2017 г.

Интересное многоплановое произведение. Чем-то похоже на «МЫ» Замятина и «1984» Оруэлла. Понравилась цивилизация жучей. )

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2009 г.

Очень интересная история, а на месте главного героя, я думаю, каждый бы так поступил. Я бы уж точно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх