FantLab ru

Герберт Уэллс «Человек-невидимка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Голосов:
3731
Моя оценка:
-

подробнее

Человек-невидимка

The Invisible Man

Другие названия: Невидимка; Невидимый; Невидимый человек

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 251
Аннотация:

Невидимость возможна! Только став невидимкой, можно столкнуться с трудностями. А если невидимым станет человек такой, как Гриффин — помешанный эгоист, желающий установить свою диктатуру, то это сулит обществу серьёзные проблемы.

Примечание:

В 1975 году Нижне-тагильский драмтеатр поставил пьесу по мотивам романа.


В произведение входит:

9.06 (17)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Экранизации:

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 1933, США, реж: Джеймс Уэйл

«Невидимый агент» / «Invisible Agent» 1942, США, реж: Эдвин Л. Марин

«Человек-невидимка» 1977, СССР, реж: Глеб Селянин

«Человек-невидимка» 1984, СССР, реж: Александр Захаров

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 1984, Великобритания, реж: Брайан Лайтхил



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Машина времени. Человек-невидимка
2019 г.

Издания:

Невидимка. Островъ доктора Моро
1901 г.
Невидимый
1901 г.
Человек-невидимка
1909 г.
Невидимка, Бог динамо, Афёра со страусами
1910 г.
Человек-невидимка
1921 г.
Невидимка
1922 г.
Невидимка
1923 г.
Невидимка
1927 г.
Невидимка
1928 г.
Человек-невидимка
1930 г.
Фантастика
1935 г.
Человек-невидимка
1936 г.
Человек-невидимка
1940 г.
Повести и рассказы
1945 г.
Человек-невидимка
1954 г.
Человек-невидимка
1955 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 2
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1956 г.
Повести и рассказы
1956 г.
Человек- невидимка
1956 г.
Человек-невидимка
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1957 г.
Избранное
1959 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 1
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Человек - невидимка. Рассказы.
1966 г.
 Человек- невидимка. Машина времени.
1969 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек - невидимка. Война миров
1972 г.
Человек-невидимка
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы.
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Первые люди на Луне
1978 г.
Герберт Уэллс. Фантастические произведения
1979 г.
Избранные произведения
1979 г.
Человек-невидимка
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек - невидимка
1980 г.
Фантастические романы. Машина времени. Человек-невидимка
1981 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Рассказы
1982 г.
Герберт Уэллс. Фантастические произведения
1983 г.
Избранные произведения
1983 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1983 г.
Человек-невидимка
1983 г.
Герберт Уэллс. Избранные произведения
1985 г.
Человек-невидимка.  Машина времени
1985 г.
Война миров
1986 г.
Машина времени
1988 г.
Машина времени
1989 г.
Фантастические произведения
1989 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек - невидимка
1992 г.
Человек-невидимка
1992 г.
Остров доктора Моро
1993 г.
Человек-невидимка
1993 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 2. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1994 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1996 г.
Фантастические произведения
1998 г.
Человек-невидимка
1998 г.
Человек-невидимка
2001 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений в 12 томах. Том 4. Человек-невидимка. В ожидании
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2002 г.
Человек - невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка. Война миров
2006 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Остров доктора Моро
2006 г.
Человек-невидимка
2007 г.
Человек-невидимка
2007 г.
Английский язык с Г. Уэллсом. Человек-невидимка / The Invisible Man
2008 г.
Человек-невидимка
2008 г.
Человек-невидимка
2009 г.
Человек-невидимка
2009 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Вселенная фантастики
2011 г.
Человек-невидимка
2011 г.
Война миров
2014 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2015 г.
Сборник фантастики. Золотой фонд
2015 г.
Человек-невидимка
2016 г.
Война миров
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Человек-невидимка. Чудесное посещение
2017 г.
Война миров и другие романы
2018 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Война миров. Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
2019 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка
2019 г.
Остров доктора Моро. Человек-невидимка
2019 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка. Машина времени
2019 г.
Человек-невидимка. Машина времени
2019 г.
Человек-невидимка. Чудесное посещение
2019 г.

Периодика:

Мир приключений 1910. Книга 5
1910 г.
Мир приключений 1910`7
1910 г.
«Школьная роман-газета», 1/2000
2000 г.

Аудиокниги:

Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Лучшие романы
2005 г.
Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка. Волшебная лавка
2005 г.
Лень читать. Часть 2
2006 г.
Театр у микрофона. Часть 2
2006 г.
Человек-невидимка
2008 г.
Библиотека приключений. Выпуск 3
2009 г.
Герберт Уэллс. Рассказы и романы
2017 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Invisible Man
1897 г.
(английский)
The Invisible Man
1955 г.
(английский)
Війна світів
1977 г.
(украинский)
The Time Machine. The Invisible Man. Short Stories. Essays
1981 г.
(английский)
Nematomas žmogus
1986 г.
(литовский)
Вайна сусветаў. Чалавек-невідзімка. Пярсцёнак Лёвеншольдаў
1997 г.
(белорусский)
The Invisible Man: A Grotesque Romance: A Critical Text of the 1897 New York First Edition, with an Introduction and Appendices
1998 г.
(английский)
The Invisible Man
2001 г.
(английский)
The Invisible Man
2005 г.
(английский)
The Invisible Man. The Time Machine
2005 г.
(английский)
The Invisible Man
2008 г.
(английский)
Человек-невидимка / The Invisible Man
2013 г.
(английский)
Кентервильское привидение. Человек-невидимка. Уровень 3 / The Canterville Ghost: The Invisible Man
2015 г.
(английский)
Невидимець. Машина часу.
2015 г.
(украинский)
Невидимець
2016 г.
(украинский)
The Invisible Man
2017 г.
(английский)
The Invisible Man
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С тем, что некоторые романы Уэллса стали фундаментом для целых направлений фантастики, не поспоришь. С этой точки зрения «Человек-невидимка» воспринимается немного легкомысленно, ну вроде как приличный развлекательный роман, ещё можно косвенно привязать его к формированию тематики супергероев и их противников. Конечно, читать эту книгу в качестве простого развлечения можно, но меня заинтересовал тот факт, что в данном произведении при внимательном прочтении обнаруживается двойное дно. С первым смысловым планом всё ясно — приключения и фантастика, но также, на мой взгляд, эту книгу можно рассматривать в качестве наглядного пособия для тех, кто занимается составлением компроматов, подвизается на поприще государственной пропаганды. По явному смыслу текста Невидимка — герой строго отрицательный, если же разобраться, то это изначальная жертва, человек гуманный, доверчивый и легкоранимый, из него сделали монстра уже постфактум те, кому это больше всего было выгодно.

Повествование начинается с появления в провинциальном Айпинге, что в Западном Сассексе, странного незнакомца, плотно закутанного в темный плащ, скрывающего лицо под слоем бинтов и за очками-консервами. Чужак поселился в местной таверне, внёс щедрую плату и занимается некими научными изысканиями. Постоялец ведёт нелюдимый образ жизни, в общении с окружающими груб и вспыльчив, категорически не идет на дружеский контакт, чем вызывает подозрение провинциалов. Личность таинственного незнакомца быстро обрастает досужими слухами, утверждают что он беглый преступник или же жертва какой-то страшной аварии, но истины до поры никто не знает. Однако, шила в мешке не утаишь и то, что этот человек скрывает под толстым слоем плотных бинтов в скором времени будет явлено окружающим. Их реакцию предугадать несложно, ведь мы боимся всего, чего не можем объяснить, всех, кто хоть в чём-то отличается от нас, и чем менее образованны люди, тем больше они подвержены этому недостатку.

Вот, если коротко, отправная точка развития сюжета. В целом, произведение читается легко, язык повествования приятный, не выглядит архаичным. Начало романа кажется немного затянутым, автор переборщил с нагнетанием таинственности, но после неизбежной демаскировки главного героя динамика выходит на достойный уровень и далее устойчивый интерес уже не снижается. Стоит отметить приятный юмор Уэллса, его не так много, но он всегда к месту. Автор не выдавливает из себя шутки, не пытается рассмешить читателя банальными гэгами, но если по ходу написания в его голове рождается острота, то она тут же находит своё применение в тексте и приходится к месту. Важно отметить, что повествование ведется от лица безымянного рассказчика, который не тождествен автору. Нарратор пытается собрать воедино все показания очевидцев, причастных к появлению Невидимки и выстроить из них логичную картину произошедших событий. Один только этот факт говорит нам о том, что слепо верить рассказчику нельзя, если он и не ставит целью обмануть читателя, то может сам являться жертвой дезинформации свидетелей, преследующих какие-то свои интересы.

Если довериться рассказчику, то Невидимка предстанет перед нами в крайне нелицеприятном свете — это полнейший психопат с манией величия без жалости идущий по трупам к своей безумной цели. На деле всё совсем не так и сейчас поясню почему. На своём пути Невидимка не встречает положительных персонажей — в лучшем случае это недалекие обыватели, привыкшие сначала бить, а потом думать, в худшем — коварные мерзавцы, готовые на любую подлость для собственной выгоды — примером тому бродяга Марвел и доктор Кемп. Жители Айпинга — типичные обыватели со всем присущим набором суеверий, агрессией и страхом перед неведомым. Их воспоминания о Невидимке прошли траснформацию самооправдания — своё болезненное любопытство и самоуправство они объяснили плохим поведением Невидимки, сами в это поверили и убедили рассказчика. Воспоминания Марвела — типичные отмазки мелкого уголовника: «Я не я, гражданин начальник, он сам мне деньги в карманы пихал, а я только на стрёме и вообще, гад он.»

Но главный источник информации — доктор Кемп, бывший однокашник главного героя, к которому тот обратился за помощью в трудной ситуации. Подробную историю Невидимки мы вроде как узнаем от него самого, поэтому она кажется достоверной, но обратите внимание — рассказчик узнал эти факты из уст Кемпа! Не может человек, ищущий помощи, так картинно рисоваться мизантропом и преступником перед своим слушателем, как это делает главный герой. Кемп — сам ученый, он занимается исследованиями на дому, что подтверждает интерьер его кабинета. Как поступит такой человек без моральных принципов, узнав место нахождения открытия Невидимки? Вопрос риторический, этим и объясняется всё дальнейшее поведение Кемпа, его чрезмерная активность в преследовании главного героя, что даже полковник полиции посчитал предложенные им меры крутыми. В то же время Невидимка способен довериться каждому встречному незнакомцу, будь то Марвел или Кемп, не очень это вяжется с образом безумного маньяка.

Кому было выгодно представить главного героя в чёрных красках мы узнаем из эпилога, хотя это и так понятно. Сопоставив все известные факты, мы неизменно приходим к выводу, что очевидцы передают нам версию событий, выгодную для них. Хотя по косвенным свидетельствам рисуется совершенно иная картина. Повышенная враждебность Невидимки к Кемпу обусловлена его действиями, в то же время причинять вред случайным людям герой не желает, полковнику и полицейским он говорит: «Я с вами не ссорился» и только в порядке самозащиты, защищаясь, он может им повредить. Стоит отметить, что Уэллс был не только писателем, но также состоял в Фабианском обществе, активно интересовался политикой. В этом романе он показал как из жертвы можно сделать злодея. За аналогиями из истории далеко ходить не придется, для информационной войны хороши любые средства — чем нелепее и страшнее ложь, тем проще в неё верят. Так что на место Невидимки можно поставить любого, хоть Каддафи, хоть Бен Ладена, по вкусу.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть что-то извращенно- притягательное в самой такой идее — пройти, невидимым для всех, через толпу людей, проникнуть в самые их сокровенные тайны и присутствовать при самых интимных, скрытых моментах, чтобы почувствовать Власть над жизнями, которые можешь сломать теперь единым словом или действием.

Помниться, меня еще в детстве, когда впервые читала этот роман, такая идея одновременно привлекала и пугала. Я представляла, как брожу невидимой среди знакомых, слушаю их разговоры, заглядываю через плечо, при этом понимая — вот это и есть та граница, которую никогда нельзя пересекать.

Судьба главного героя -ученого Гриффина, если задуматься, трагична и поучительна одновременно. Талант, растраченный на попытки доказать себе и людям свою значимость, человек, избравший не ту дорогу из-за жадности, мести и зависти. Так и колеблется отношение к герою — от жалости к нечастному безумцу, который внезапно оказался пленником собственного эксперимента, до отвращения к вору и убийце, исходящего злобой ко всем окружающим.

Вот он — исток целых направлений в литературе и кино, которые уже произвели для нас тысячи историй про гениальных безумцев, презирающих людей и готовых ради славы, богатства и власти на любые преступления. Но важно даже не это, а то, что Великий Фантаст уловил, как опасно это безумие, опасно той самой странной притягательностью, о которой я упоминала выше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Концовка просто потрясает: прислужник Гриффина, мистер Морвел — трусливый, недалекий и жестокий — становится наследником невидимки, его ярым приверженцем и тратит все свое время на разгадку тайны, которая сулит власть и богатство...

Но, есть и еще кое-что, современное и грустное. По большей части, сегодня, чтобы стать невидимкой не нужны зелья или технологии: пройдитесь по улице и под равнодушными взглядами прохожих почувствуете себя прозрачней воздуха, зайдите в кабинет чиновника — и узнаете, что Вы меньше, чем ничто. Не поэтому ли мы, невидимки, столько времени и сил тратим на то, чтобы просто сообщить миру, что мы есть.

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книгу можно назвать идеальным фантастическим романом. В нем есть все, что должно быть: фантастическая гипотеза и ее реализация, погружение в творческий поиск гениального ученого, переживание вместе с ним — искания, неудачи, триумф, горечь и разочарование; помещение всего этого в человеческое общество (причем автор наделил его чертами, которые актуальны и для Англии начала 20 века, и ля России начала 21-го), исследование их взаимодействия. Причем все это идеально сбалансировано. Плюс к этому — увлекательный сюжет, яркие образы, точные детали и зарисовки, все, что необходимо для просто хорошей книги, не обязательно фантастической.

Из «Человека-невидимки» вырос целый жанр — «сумасшедший ученый, противопоставивший себя миру». Причем — редкий случай — основоположник сразу задал настолько высокую планку, что подавляющее большинство последователей дотянуться до нее не смогли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Необыкновенно силен финал — тупой, недалекий лавочник разглядывает непонятные формулы и мечтает о всемогуществе. Необыкновенно емкий образ, исчерпывающе описывающий некоторые стороны взаимодействия общества и науки. Гениально!

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В романе Г.Д. Уэллса «Человек-невидимка» впервые в истории искусства был показан тип злого гения, строение личности которого базируется на:

1) Гениальном интеллекте;

2) Жажде власти;

3) Психопатическом складе характера (Психопатия по истерическому типу);

4) Прогрессирующем цинизме;

5) Макиавеллисстических принципах в общественной деятельности.

Гриффин предстаёт в образе талантливого учёного,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
исследющего преломление света в зависимости от структуры тканей, но основная цель которого состояла не в научном открытии на благо общества, а в превращении себя в сверхчеловека.
Это моментально нашло отражение в его связях с обществом:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он украл деньги у отца, которые тот сам занял, и из-за этого инцидента отец покончил с собой. Гриффина это совершенно не смутило, и присутствие на похоронах отца он воспринял, как некую необходимость, «всеобщее лицемерие», которое только лишний раз отвлекало его от достижения поставленной цели (и тут же он забыл про простые человеческие ценности
: любовь и семья для него остались где-то в другой реальности). В дальнейшем, обретя полную невидимость,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он стал воспринимать окружающих его крестьян и трактирщиков, как рабов, обязанных во всём ему подчиняться. Если же этого не происходило, то Гриффин впадал в трудноконтроллируемый приступ ярости. К своему бывшему однокурснику Кэмпу он относился чуть более снисходительно, но всё равно в его голосе чувствовались менторские нотки.

Ощущение безнаказанности, вседозволенности, собственного превосходства — морального и физического — создало стойкую потребность в повелевании окружающим обществом. Возникает прямопропорциональная зависимость между жаждой власти и нарастающим цинизмом. Гриффин уже не задумывается о морально-нравственных аспектах воровства, грабежа и даже убийства. Иными словами, психическое восприятие человека выходит на новый уровень, когда он уже не ассоциирует себя со своим биологическим видом. Мир людей для него становится зеркальным отражением мира животных.

В романе очень тонко обыгрывается тема этого нового воприятия окружающего Гриффина мира — все люди ему представляются уродами или, в лучшем случае, неполноценными, чьим имуществом можно пренебрегать, а жизни их не намного ценее, чем жизнь бродячей кошки или собаки. И вдобавок, они неспособны оценить его гениальное изобретение, которое, в его понимании, должно поставить этих «юродивых» на колени перед Господином — то есть ним.

Вот он основной конфликт — какие метаморфозы (Уэллс вопринял этот вопрос буквально) произойдут с человеком, который получит доступ к власти? И какая это будет власть? Какими методами будет действовать человек для её достижения и какие средства использовать в зависимости от уровня этой самой власти? В понимании Гриффина неограниченная власть (а именно к ней он и смтремился изначально), а также пути к её достижению дают полный carte blanche... «Цель оправдывает средства.»

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С книгой захотелось познакомиться после того, как показали по телевидению шестисерийный фильм — думаю, самую достойную экранизацию. Мне тогда было лет десять, и наверное излишне говорить, как меня впечатлили вещи, движущиеся сами по себе, пустая одежда и — да, тот самый топор. Книга читалась на одном дыхании... Роман, в котором мне впервые было дано представление об оптике, о том, что предметы либо поглощают, либо отражают, либо преломляют свет. (В дальнейшем на уроках физики разъяснялось, почему человек-невидимка не мог бы видеть сам.)

Правда, перечитав «Человека-невидимку» теперь, скажу, что все-таки в фильме нагнали страху. На самом деле атмосфера книги, особенно первой половины, чем-то схожа с «Мертвыми душами», да простится мне такое сравнение. Таинственный незнакомец прибыл в небольшой городок и занимается странными делами. О нем ходят самые невероятные слухи. Тон авторов тоже похож — о местных жителях говорится с иронией: у Гоголя — с едкой, у Уэллса — с доброй. В конце концов планы загадочного гостя срываются...

Дальше, правда, у романов ничего общего. «Человек-невидимка» — классика все же НФ, а там свои задачи и методы. Как мы помним, в центре произведений того времени зачастую стоит Герой, личность выдающаяся. Иногда — Злодей, одержимый грандиозной идеей, которому противостоят честные, отважные люди. Гриффин, к сожалению, — не тот и не другой. Ни великих свершений, ни ужасных злодеяний, всех планов — «террор» в отдельно взятом городке, а сначала и вовсе мечта убраться в теплые страны. Даже если бы результат опыта не удалось повторить, можно было неплохо воспользоваться ситуацией, работая на правительство или какого-нибудь богача, а в свободное время продолжая исследования. При этом ни у кого уже не было бы сомнений в авторстве идеи... Но Гриффин, кажется, был прирожденным неудачником, так и не сумевшим пожать плоды своих стараний. Можно его пожалеть — нелегко, наверное, быть альбиносом, да и смерть он принял мучительную. Но в остальном — грубый и злобный тип, не знающий, чего хочет от людей и от жизни. Как он равнодушен к окружающим, так и его судьба не вызывает сочувствия.

Тем не менее, на историю можно посмотреть и иначе. Например, «судьба гения в безжалостном мире капитализма». В конце концов, всю жизнь человек нуждался, боялся, что славу его присвоит наглый карьерист, терпел лишения и все больше отчаивался, разочаровался в людях... Даже то, что Гриффин не стал предлагать свое открытие «сильным мира сего», говорит скорее в его пользу. Будь на его месте более адекватный человек, не такой мизантроп, вряд ли ему пришлось бы лучше. Поэтому роман, при всех забавных и остросюжетных моментах, довольно грустный.

Как бы то ни было, это классика. Мы говорим «невидимка», подразумеваем «Гриффин». Читать и знать необходимо.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давным давно, в далекой галактике, в параллельной Вселенной, в прошлой жизни. Короче говоря, в школьные годы чудесные, я прочитал книгу о гениальном ученом, не смогшем добиться признания со стороны общества, а потому вставшем на тропу войны против лицемеров и фарисеев. Как же я ненавидел проклятого доктора Кемпа, который предал Гриффина и не дал тому проторить человечеству путь к подлинному величию. Мне казалось, что не парни в трико из комиксов, а такие как Гриффин и есть подлинные супергерои...

Не так давно, где-то рядом с орбитой Сатурна, на стыке реальности и параллельного мира, незадолго до рождения. Короче говоря, на пятом курсе в ожидании защиты диплома, я прочитал книгу о злобном социопате, который бросил вызов нормальным людям и понес заслуженную кару. Я уже не верил в супергероев, но знал, что существуют суперзлодеи. Все они что-то там твердят про прогресс, про движение вперед и вверх, а на самом деле разговорами про необходимость руководствоваться доводами разума и отринуть устаревшие нормы морали лишь прикрывают намерение кровопийцы насосаться человеческой крови вдосталь...

Пару дней назад, лежа на диване у себя дома, находясь в зрелом уме и трезвой памяти, будучи человеком 37 лет от роду с устоявшимися взглядами, балансируя между мещанством и интеллигентностью. Короче говоря, нынешний я снова прочел «Человека-невидимку» и убедился в том, что как научная фантастика сия книга уже не может рассматриваться всерьез, выискивать в ней философский подтекст равнозначно тому, что смешить тени подлинных философов от литературы, а вот в качестве великолепного образца черного юмора и едкой иронии можно рекомендовать однозначно. Масса забавных и гротескных ситуаций, колоритнейшие образы всяческих обывателей, напыщенный неудачник Гриффин, из которого даже порядочного злодея не вышло...

Всякие там псевдонаучные выкладки быстро улетучиваются из памяти. А вот фальшивые носы, летающие по воздуху деньги, беготня невидимого Гриффина голышом по снегу, его нелепые рассуждения о царстве террора и его же кратковременное владычество над бродягой Марвелом. Это же самый настоящий фарс, исполненный в лучших традициях британского юмора. Да, он превращается на последних страницах в трагифарс, но израненное тело мертвого Невидимки отнюдь не отменяет того, что при жизни он изрядно насмешил Всевышнего своими планами...

Поэтому до следующего прочтения оставляю за собой право считать данный роман жуткой, но ужасно симпатичной трагикомедией, а Уэллса весьма талантливым злым шутником. Странно, что потом чувство юмора у него куда-то исчезло, зато на гора пошли проповеди и нравоучения позднего периода творчества...

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человек-невидимка Герберта Уэллса — это роман о жизни и творчестве ученого в мире. Сложное и глубокое произведение. Ставя вопрос, насколько общество готово к новому, показывает историю Гриффина, который хотел донести свое открытие до общества и получить признание. Но столкнулся с тем, что никто, ни простые обыватели, ни его коллега — доктор Кемп, не приняли его открытие.

В этом свете «невидимость» стала основным лейтмотивом произведения — ни самого ученого, ни результатов его трудов никто не замечал. Непонятый и отвергнутый обществом Гриффин пытался завоевать успех силой, но ему смогли дать отпор, благодаря несовершенству его положения. Ведь быть невидимым — значит быть одиноким. Так как Грифин не хотел делить ни с кем свое открытие, то в результате остался без поддержки. Впав в ярость, у него не было другого выхода, как погибнуть и унести все новое с собой.

Помимо этого автор решает много других вопросов: плата за необдуманные поступки, жажду славы и признания порой бывает высока. Место человека определяет его способность мыслить не только личностными категориями, но и социальными, общественными, политическими. Важно умение ученого не слепо стремиться к достижению желаемого результата, но и сохранить при этом человечность и осознание последствий открытия.

В довершение можно сказаь, что Уэллс дает нам понять, что каждый человек в душе и мыслях невидимка, и у каждого из нас свой выбор.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Невидимость, как дар, знакома всем нам с раннего детства. Многочисленные герои сказок, мифов и легенд не раз прибегали к её помощи для достижения своих благородных целей. Будь то шапка, плащ, напиток или заклинание — все это давало герою необходимое преимущество в самых критических ситуациях. Наверное, именно поэтому каждому из нас, хоть раз в жизни, хотелось стать обладателем этого бесценного дара.

Но то, что в большинстве случаев принято считать даром, в романе Герберта Уэллса можно назвать лишь проклятием. Гриффин — талантливый ученый, замкнутый и эгоистичный, как, впрочем, большинство гениев, находит способ сделать невозможное реальностью. Экспериментируя с различные препаратами, ему удается открыть химический процесс, превращения живого биологического объекта в невидимку. Да, здесь нет ни шапок, ни тем более заклинаний, способных с легкостью щелчка пальцев достигнуть необходимого результата. Невидимость здесь является частью кропотливой и изнурительной научной работы. Пробуя, ошибаясь, пробуя еще раз, ученый находит необходимую технологию. Что дальше? Фанфары? Буря аплодисментов на научных форумах и лекционных залах? Богатство и слава? Нет! Отчаяние и одиночество.

Будучи тщеславным человеком, Гриффин не хочет ни с кем делить свое открытием. Опробуя готовый результат на самом себе, он пускается в водоворот событий, который полностью изменит его личность и психику.

Своим романом Гербер постарался рассказать историю затравленного и доведенного до отчаяния человека. Талантливого ученого не принятого толпой и преданного тем, в ком он искал помощь и поддержку. Но в книге можно рассмотреть и нечто большее. Живя в век великих ученых-практиков: Максвелла, Фарадея, Эдисона и Теслы — Уэллс не мог не видеть, как стремительно шагает по миру научный прогресс. История Гриффина – это предостережение всем одержимым ученым мира. В погоне за своей целью вы рискуете потерять в ней не только самого себя, но и погубить весь мир, как заложника вашего эгоизма.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, до встречи с доктором Кемпом мне Невидимку было жалко. Его раздражительности я находила простое объяснение-человек устал и запутался, а тут всякие крестьяне под руку лезут...В общем, оправдывала, как могла. И даже когда он жестоко отнесся к этому бродяге-тоже жалела.

До тех пор, пока и с Кемпом(который, в общем-то, был человеком его круга) Гриффин не повел себя так же. А уж когда он рассказал свою историю...

В общем и целом, он сам виноват. Он сам сделал так, чтобы весь мир встал против него.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну зачем он поджег свою комнату?Ведь он не мог не понимать, что другие-вообще не мешавшие ему люди!-могли умереть. Или умерли. Не мог не понимать, как это ограбление ранит его отца. Уже тогда, на самых первых порах, у него руки были по локоть в крови. Случай с горбуном, опять же..Поэтому логично, что в итоге его убили..он был похож на затравленного и озлобленного волка. Он считал, что все против него, и в итоге так и получилось
.

В этом произведении почти нет положительных персонажей. Только доктор Кемп, но и то...если смотреть с позиции Невидимки-Кемп-плохой человек. Он предал его, фактически, он убил его.

А с другой стороны..как бы каждый из нас поступил на месте доктора Кемпа? Наверняка, так же.

Мне кажется, в этом произведении, кроме всего прочего, затронута еще и тема человеческого невежества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Взять хоть Марвела-ну зачем ему эти книги? Он ведь ничего не понимает в них, но сам факт того, что он обладает такими ценными книгами, греет его самолюбие. И он совсем не задумывается о том, что, попади эти книги в менее озлобленные руки(к тому же Кемпу, например), они могли бы принести пользу всему человечеству. Но какое нам дело до человечества..

В общем, классика-она классика и есть. Конечно, десять.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При прочтении этого романа Уэллса (что делал много — даже не могу назвать порядок числа — раз) я всегда обращал внимание прежде всего на конфликт Гриффина и социума. Социума, кстати говоря, довольно разнообразного, но в целом прописанного автором таким образом, что почти все его персонажи вызывают в той или иной степени неприязнь. Этот конфликт, конечно, и находится в центре произведения, придавая ему и драматизм, и местами довольно увлекательный «экшн».

И вот каково мое ви́дение этого конфликта. Безусловно, социум вызывает негативные эмоции. Многие из персонажей романа, с которыми приходится сталкиваться Гриффину, едва ли не отвратительны. Но я все равно на их стороне — по одной очень простой причине. Все они, конечно, плохие люди. Но люди. А Гриффин с его невидимостью в сочетании с несомненной психопатичностью — вообще не человек. Я не могу воспринимать его как человека. Это существо за гранью естества. О таких примерах подлинного зла можно прочитать рассуждение в прологе повести Артура Мейчена «Белый народ»: летающие камни, поющие розы (я не помню дословно, но суть именно такова).

Плохим людям в каких-то ситуациях можно сочувствовать. Тем, кто уже не человек — никогда. Сочувствие к Гриффину у меня появилось только после его гибели, когда к нему вернулся облик. Тогда он и стал снова человеком.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данному произведению я поставил 10, и сейчас я постараюсь объяснить почему.

Знаете, друзья, не смотря на то, что я не люблю фантастику в любых её отраслях, я решил прочесть данный роман (и другие его шедевры литературы такие как «Машина времени» и «Война миров»).

В этом, с моей точки зрения, необычном романе сэра Уэллса, я не увидел ничего фантастического.

Да, вы начнёте бить меня ногами и говорить, что я читал его между строк, на что я отвечу, что это не так.

Роман «Человек — Невидимка» был прочитан мною за 3 дня, причём на одном дыхании, и знаете, я больше увидел научного (не зря роман относят именно к научной фантастике), нежели фантастического. В данном случае, это описывается как и когда доктор Гриффин рассказывает о создании той самой невидимости.

Так же скажу, что читая главу за главой, мне было сложно оторваться от неё, ведь так и хотелось узнать чем всё закончится.

Но такой концовки я не ожидал. Да, не буду спорить, в определенных случаях, Гриффин поступает ужасно, но мне его было очень жаль. Он старался помочь себе в первую очередь и стать таким же, как его окружают. А так как против него пошёл весь город, у него не было другого выхода...

Опять же, прочитавшие эту книгу, могут сказать, что я несу нереальную чушь, (немного самокритики не помешает:)но я бы процентов на 99, поступил бы так же, пусть бы и знал исход событий заранее, но старался всё продумать до мелочей.

Для такого небольшого романа очень интересный сюжет, хорошее количество персонажей, одним словом, с первых строк ужасно затягивает. Вобщем, этот роман отличный для ознакомления с Гербертом Уэллсом.

P.S. Я бы сказал и больше, но чувствую, что будет ужасно много спойлеров.:)

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитано впервые в возрасте, когда я еще не понимал значения всех слов, употребляемых в романе; с тех пор зачитано до дыр.

В детстве, разумеется, воспринималась только приключенческая составляющая; без претензий на познание образа злодейского сумрачного гения — Гриффина.

С течением времени восприятие закономерно меняется. Заметил, что романы Уэллса («Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война миров», «Пища богов») — все в той или иной степени мрачноваты и даже местами безнадежны.

Про Гриффина тут уже много написали (кстати, учитывая, что он употреблял стрихнин, его неуравновешенность никого не должна удивлять).

Мне хотелось бы затронуть другой аспект. Гриффин бесспорный, яркий, эгоистичный злодей, а вот окружающие его люди? Должен заметить, что и они не блещут человеколюбием и гуманизмом. Кто там вообще положительный герой? Есть такие?

Если оставить в стороне недалеких суеверных обывателей, чье честолюбие не распространяется далее «схватить и отлупить», то остается Кемп.

Зачем он так упорно искал записки Гриффина? На фоне физика-террориста он выглядит, возможно, положительно, однако мне как-то не верится, что он хотел облагодетельствовать человечество. Меня почему-то неотступно преследует мысль о военных аспектах невидимости.

И Марвел, присвоивший записки Гриффина, также преследовал (без малейшей надежды на успех) отнюдь не общечеловеческие ценности. Его заключительная реплика «Уж я бы не так сделал, как он» предполагает, что некое общее применение невидимости было бы им направлено на те же цели — думается, он к воровству надеялся приспособить открытие Гриффина.

У меня лично восприятие романа сводится к выводу — «все ублюдки и скоты»; как-то так.

Написано замечательно; весьма фантастично и довольно глубокомысленно. Антигерой удался.

Оценка — 10.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сколько времени прошло с момента написания романа, а он все еще будоражит умы, то и дело появляются очередные экранизации. Я взяла читать книгу, после того как посмотрела фильм. Мне кажется, что успех романа не только в оригинальной и тщательно продуманной идее. В сказках частенько пишут о невидимках, но почему-то никогда не задумываются над тем, что будет, если невидимка поест. Успех романа прежде всего в психологизме. Автор описал очень правдоподобный характер и привел его к закономерному финалу. Ему казалось, что он будет всемогущим, а оказалось, что на него легко найти управу. Роман стал классикой потому, что стал своего рода образцом научной фантастики: увлекаясь идеями, не забывать о человеке, описывая человека, не забывать об оригинальных идеях.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лет в 11-12 попал мне в руки том БВЛ Уэллса, и знакомство с ним произвело на меня ошеломляющее впечатление — восторг и замирание духа. Четыре таких разных романа, четыре направления фантастики, как стало понятно потом, а тогда... помню щемящую душу печаль «Машины времени», тёмный ужас «Острова доктора Моро», восторг и разочарование от масштабного противоборства людей и марсиан в «Войне миров» и... лёгкое недоумение от «Человека-невидимки»...

И причина этого недоумения была по-детски проста. И дело вовсе даже не в несоответствии масштаба открытия и масштаба личности и личных помыслов и т.д. и т.п., о чём тут (и не только тут) много говорили, дело в какой-то патологической глупости главного героя, который голым! отправился ставить мир на колени и диктовать ему свою волю. Тогда, в детстве, возможно в силу неполного восприятия некоторых вторых планов, это показалось особенно несуразным, ибо все проблемы в выполнении намеченных задач возникли у Гриффина в основном из-за отсутствия невидимой одежды. И ладно бы были на то какие-то объективные причины-трудности, так нет же — первое, что он сделал невидимым в своих экспериментах — это кусок «белой шерстяной материи» (мы узнаём об этом в середине истории). Наверно, — это всё-таки недоработка Уэллса, ведь в книге всё время говорится о трудностях с невидимостью мёртвой материи, даже свернувшаяся кровь невидимки становится видимой. И вот это, помнится, здорово расстроило тогда — такой глупый злодей-учёный, поспешил — людей насмешил, ну не совсем насмешил, конечно, но и напугать толпу голышом на морозе задача, понятное дело, не из простых :)

А вот то, что невидимка, дескать, не будет видеть, как я уже знал к тому времени из книг Перельмана, совсем не влияло на восприятие — это же противоречие внешнее, не внутреннее :)

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Соглашусь с предыдущим комментатором — от произведения ожидал нечто большего...

Действительно, роман Уэллса «Невидимка» явился прародителем для целого направления в фантастике (НФ) и кинематографе, а до прочтения данного произведения я уже успел насмотреться нескольких экранизаций на данную тематику. Как оказалось — я смотрел довольно свободные интерпретации на эту тему, но не видел ни одной «достоверной», по книге. Это, безусловно, вызвало дополнительный интерес, но с углублением в книгу все больше приходило некое разочарование, экранизации оказались более логичны и понятны.

Многие отмечают две составные части в произведении — социальную и, собственно, фантастическую (про невидимость). Со вторым полностью согласен — идея для своего времени нова и интересна (да и по сей день остается привлекательной), преподнесена достаточно основательно, в целом на 5+, а вот с первым, по-моему, вышел промах... На протяжении всего романа автор выставляет главного героя-невидимку эгоистом, который готов с легкостью шагать по головам, отбирать у других то, что ему нужно, ведь он не просто человек — а ученый! — который вот-вот постигнет великую тайну мироздания, о которой никому не хочет говорить, боясь что украдут его славу, и искренне непонимающий окружающих, что не довольны его поведением. Единственным моментом, который должен был, наверно, вызвать жалость и сочувствие к Невидимке — его рассказ коллеге о своем трудном сосуществовании, как у него пытались все всё подсмотреть и отобрать, — однако стоит ли верить этому рассказу, если рассказчик, как мы уже знаем, смотрит на всех свысока и в каждом видит подлеца, желающего прокатиться на нем верхом, прильнуть к его славе? Я думаю — нет, а значит искать социальный «подтекст» и жалеть героя как-то бессмысленно, так как нам известна только точка зрения самого героя.

Вообще на протяжении всей книги непонятно, чем обусловлена агрессия героя-невидимки, почему он поступает иррационально, как-будто специально привлекая на себя беды — например, то же заселение в трактир и начало работ — вроде такой скрытный и умный человек, а дверь почти никогда не закрывает, мысли высказывает громко в слух, хозяев провоцирует, а будучи невидимым — все время «фыркает»? Он все время сам себе создает проблемы, а потом старается их героически преодолеть, усматривая в бедах только вину других. Лишь в одном месте сказано, что герой принимал стрихнин, который, якобы, вызывает агрессию — но неужели столь долгоиграющий препарат? Кто-кто, а ученый, в моем представлении, должен быть рассудительным, мыслить логично и просчитывать свое положение на несколько ходов вперед, что никак не клеится к образу Гриффина.

А в итоге — за идею 10, за слабую проработку героя и иррациональность 5, итого =7

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх