FantLab ru

Герберт Уэллс «Когда Спящий проснётся»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Голосов:
800
Моя оценка:
-

подробнее

Когда Спящий проснётся

When the Sleeper Wakes

Другие названия: The Sleeper Awakes / Когда проснётся Спящий; Когда спящий пробудится; Когда человек проснётся; После двухвекового сна; После дождика в четверг; После дождика в четверг. Когда спящий проснётся; Сон и пробуждение м-ра Грагама; Спящий пробуждается

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Грэхэм не мог заснуть несколько дней, он испробовал все средства, но все напрасно. Когда же ему наконец-то удалось заснуть, оказалось, что его сон продлился двести лет. За это время в мире произошло очень многое, даже нашествие марсиан, но главное было то, что за прошедшее время его капитал, благодаря умелой политике опекунов, достиг баснословных размеров. Грэхэм оказался практически властелином мира. Вот только его пробуждение помешало Белому совету, органу который правил его состоянием, а значит и миром. И теперь Спящему предстоит сделать выбор — какая судьба ждет этот мир дальше.

Примечание:

«The Sleeper Awakes» (1910) — новая редакция романа «When the Sleeper Wakes».

Входит в:


Экранизации:

«Спящий» / «Sleeper» 1973, США, реж: Вуди Аллен



Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений Уэлльса. Томъ первый
1901 г.
Когда спящий пробудiтся
1909 г.
Когда Спящий проснётся
1909 г.
Спящий пробуждается
1919 г.
Рассказы
1925 г.
Когда Спящий проснётся
1929 г.
Герберт Уэллс. Избранное в двух томах. Том 1
1956 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 3
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1957 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 2
1964 г.
Война миров. Когда спящий проснется. Рассказы
1987 г.
О дивный новый мир
1990 г.
Спящий пробуждается
1993 г.
Люди как боги
1994 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 3. Когда спящий проснется. Первые люди на Луне
1994 г.
Война миров. Спящий просыпается
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 3
1996 г.
Когда проснется Спящий
2002 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 7. Когда проснется спящий. Под властью любви
2002 г.
Билет в детство
2005 г.
Когда спящий проснется
2011 г.
Когда спящий проснется
2011 г.
Когда спящий проснется
2011 г.
Когда спящий проснется
2011 г.
Война миров
2017 г.
Когда Спящий проснется
2017 г.
Война миров и другие романы
2018 г.
Когда спящий проснется
2018 г.
Машина времени
2018 г.

Аудиокниги:

Спящий пробуждается
2009 г.

Издания на иностранных языках:

When The Sleeper Wakes
1899 г.
(английский)
Amazing Stories Quarterly, Winter 1928
1928 г.
(английский)
When the Sleeper Wakes: A Critical Text of the 1899 New York and London First Edition, with an Introduction and Appendices
2000 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2008 г.

«Спящий» остается одной из самых недооцененных книг Уэллса, которую, на первый взгляд, затмевают ужастик «Человек-Невидимка» и приключенческая фэнтези «Машина Времени». А между тем, «Спящий...» — книга в истории фантастики ключевая по многим параметрам.

Это, во-первых, корни современной фантастики о будущем. Перед нами — полноценный образ «мира завтрашнего дня», живой и действующий. Предшественники Уэллса, даже Жюль Верн, не заходили дальше «занимательной механики» в описании технических диковинок XXI века, да шуточных прогнозов о городах, погребенных под тоннами навоза (а это приписывают Менделееву). Уэллс же создает настоящее общество со всеми его классами — правящими и угнетенными, и систему поддержания порядка в этом хрупком равновесии. И точно взвешенное соответствие между уровнем развития технологии и уровнем развития общества.

Во-вторых, «Спящий» — первая крупная антиутопия. Не будь «Спящего», не было бы «Мы», «451 по Фаренгейту», «1984» и «Дивного Нового Мира». Да, будущее по Уэллсу — это не золотой век утопистов! Мир поделен на классы, одетые строго согласно своему положению в разноцветные робы, а зомбо-пресса поддерживает в них иллюзию, что они граждане Земли и влияют на что-то. Видимость демократии, видимость плюрализма — как нам знакомо это зрелище, когда власть и марионеточная «оппозиция» грызутся на потеху публике! На деле даже военный переворот не приводит к изменениям в жизни людей — просто одна тирания сменяется другой.

Перемены сверху невозможны — перемены всегда идут снизу, говорит нам Герберт, а внизу стоит неграмотный, осатаневший от работы мужик с лопатой. И стоит сдернуть с него на мгновение пелену дурмана — взрыв неминуем. Вот вам и «В-третьих» — «Спящий» это воплощение воззрений Уэллса-социалиста на общественное устройство и едкая сатира на действительность Британской империи его времён. Да и не только Британской...

В общем, «Когда Спящий проснётся» это тот случай, когда классикой становятся не за возраст, а за содержание. До тех пор, пока не поползут по нашей планете гигантские раки под умирающим Солнцем, тема власти и толпы будет актуальной, а вместе с ней — и эта книга.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2011 г.

- Подумать только! Сделаться обладателем всего на свете благодаря сну! Как это удивительно!

Многие из нас хоть раз да мечтали о том, чтобы однажды, не затрачивая для этого никакого труда, вдруг в одночасье стать богатым и знаменитым. Или даже стать правителем Земли. Как правило такие мечты одолевают в детстве, а в более зрелом возрасте именно они помогают человеку достичь в жизни определенных высот. Хотя, становясь навязчивыми, такие мечты могут довести и до сумасшедшего дома. Но не будем о грустном... Главный герой романа Уэллса — англичанин Грэхэм сумел воплотить в реальность эти весьма наивные мечты. И усилий для этого ему много не понадобилось — нужно было всего лишь прободорствовать подряд шесть суток, а потом крепко-накрепко заснуть. Заснуть и долго спать, очень долго, на протяжении нескольких столетий и при этом умудриться не умереть. А проснуться уже властелином мира, самым богатым человеком на планете, владеющим большей частью поверхности земного шара. Вот только власть его чисто номинальна, реально она принадлежит Белому Совету, известному так же как Совет Опекунов. Именно благодаря нескольким поколениям опекунов Грэхэм стал так фантастически богат. Изначально они представляли обычный опекунский совет, который был назначен для управления небольшим капиталом, который был у Грэхэма к тому моменту, когда он заснул. Затем к нему прибавился капитал его брата и ещё одного человека, того самого художника, в доме которого он и погрузился в сон. Только благодаря умелому управлению капиталом и агрессивной политике его скромные накопления переросли в беспрецедентную и практически ничем не сдерживаемую финансовую и политическую мощь. В мире будущего Грэхэм стал Спящим Богом, а Белый Совет его пророками, несущими народам Земли его волю. И эти пророки были весьма недовольны тем фактом, что Спящий, так долго исправно служивший фундаментом их власти, проснулся. Идея расставания с практически неограниченным могуществом совершенно не пришлась по душе Совету Опекунов, что тут же породило в их кругу логичную мысль как можно быстрее избавиться от внезапно очнувшегося Грэхэма.

Если составлять рейтинг самых знаменитых писателей-фантастов, то имя Герберта Уэллса непременно попадет в первую десятку, а может даже пятерку. И, хотя его фантастические романы были написаны на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, они всё ещё сохраняют свою популярность, несмотря на то, что с момента их публикации прошло более ста лет. Но помнят в основном «Войну миров», «Машину времени» и «Человека-невидимку», чему явно поспособствовали многочисленные экранизации этих книг, «Спящий» же остается в тени. А, между тем, это весьма любопытное произведение — одна из первых антиутопий, увидевшая свет аж в 1899 году. Автор разворачивает перед читателями грандиозную картину мироустройства, разительно отличающегося от того довольно чопорного викторианского мира, хорошо знакомого его современникам. По Уэллсу, в мире, кроме владений Спящего, останется лишь пара более-менее влиятельных государств — Германия и Россия. Население Земли сосредоточено в огромных, накрытых стеклянными куполами мегагородах, где между циклопическими зданиями, соединенными массой мостиков и канатных дорог, тянутся самодвижущиеся улицы, а небо над городом перемешивается лопастями сотен ветряков, снабжающих электроэнергией весь город, в котором никогда не гаснут огни. Над ветряками мелькают шустрые аэропилы и проносятся стремительные аэропланы. При чтении описаний города на ум тут же приходят картины из знаменитого «Метрополиса» Фрица Ланга, который, быть может, при создании своего бессмертного творения руководствовался как раз описаниями Уэллса. Но, читая описания Лондона будущего — города, где высится «головокружительная громада фасадов, мрачных и таинственных, с непонятными тусклыми надписями», хочется мысленно заменить «тусклые надписи» на «неоновые», чтобы тут же получить классическое киберпанковское описание города. Автор отводит столь много места на рассказ о Городе, что, поневоле, начинаешь воспринимать его, как ещё одно действующее лицо. Во всей Англии осталось лишь четыре города, в которых сосредоточено всё население Туманного Альбиона, деревень же нет вовсе. Само население большей частью состоит из «синих» рабочих (называемых так из-за цвета их униформы), находящихся фактически на положении рабов. Все остальные ведут весьма комфортный образ жизни, причем розовой мечтой для всех является попадание в Города Наслаждения, где можно вплоть до самой смерти придаваться всевозможным развлечениям и удовольствиям. Да и смерть там — это тоже удовольствие, благо процедура добровольной эвтаназии разработана уже давно и отработана до мелочей. Воспитание подростающего поколения целиком и полностью переложена с плечей родителей на плечи воспитателей, а обучение в школах, чтобы сделать его как можно более комфортным и необременительным, ведется как в полуигровой форме, так и с применением гипноза. Автор рассказывает так же о множестве различных технических новинок, большая часть которых сейчас может вызвать лишь улыбку. Так, например, на страницах появляется кинетоскоп — аналог нашего видео, только вместо кассет или дисков двойные цилиндры, а экран круглый. Интересны и его описания авиационной техники: малой — аэропилов, и крупной — аэропланов. Он подробно рассказывает о способе управления аэропилом: для поворотов используются отверстия в крыльях, которые могут затягиваться мембранами, а для набора высоты или спуска — передвигающийся вдоль корпуса воздушного судна по штанге мотор, благодаря чему, видимо, смещается центр тяжести. А вот одного момента, связанного с описанием устройства аэроплана я не понял: длина аэроплана 1000 футов, а длина пассажирской кабины 500 метров — это как если 1 фут равен 0, 3042 метра? Может быть имеются ввиду 500 футов, а метры появились при переводе? Хотя, с другой стороны, есть ещё один схожий пример: в мире Спящего на смену десятиричной системе счисления пришла двенадцатиричная (хоть убей, не пойму, чем она лучше привычной нам), автор долго рассказывает читателям о ней, приводит названия новых чисел (так, например, аналог нашей сотни, десятка десятков, гросс — дюжина дюжин), а затем, в сцене разговора Грэхэма со Стариком, Старик вдруг прямым текстом заявляет, что ему семьдесят лет (!) — как такое может быть, если «семьдесят» — это «семь десятков», а он всю жизнь считал дюжинами? Вообще, с прогнозами Уэллсу не особо повезло — он сильно промахнулся, прогнозируя затухание революционных настроений в мире и покупку капиталистами политических партий; через несколько лет после написания книги в России началалсь революция со всем известным результатом. С чем это связано ясно не до конца, ведь в тексте романа он сам периодически дает понять, что ему не чужды взгляды социалиста: «Придет время, когда перестанут приносить в жертву массы людей ради немногих, когда каждый рожденный женщиной будет иметь свою неотъемлемую долю во всеобщем счастье» или «Мы сами воскресили старые мечты о всеобщем счастье: все равны, все должны быть счастливы, нет роскоши, доступной только немногим, — идеи эти были забыты в течение двух столетий». Да и весь разговор Спящего с Острогом о настоящем и будущем мира можно легко разобрать на цитаты — многие фразы из него не устарели и по сегодняшний день. Лишь с ветроэнергетикой он стопроцентно угадал — сейчас эта сфера получения электроэнергии, как экологически чистая, бурно развивается.

Образ Грэхэма вышел у автора несколько невнятным и противоречивым. После пробуждения его пассивность не вызывает удивления, ведь ему довольно сложно осознать тот факт, что он проспал более двухсот лет и мир уже никогда не будет таким, как прежде. Но вот трусость этим не оправдывается, а ведь он через несколько дней позорно сбежал во время восстания, организованного Острогом для свержения Белого Совета. В то время, когда тысячи людей проливали свою кровь во имя Спящего, он отсиживался в темном переулке и разговаривал со Стариком. Зато спустя ещё несколько дней он, демонстрируя чудеса героизма, в одиночку задерживает армаду аэропланов, несущих отряды черной полиции для разгона нового восстания. Где же он настоящий? Каким Грэхэм был до сна, как изменился после? Нет ответа. Складывается такое впечатление, что для Уэллса фигура главного героя была совсем не главной. Основной своей задачей он видел донесение до читателей собственных взглядов на развитие общества и пути оптимизации оного. А человеку просто не нашлось места в этих построениях.

Итог: роман явно проигрывает на фоне других, более знаменитых произведений автора. Эмоциональная выхолощенность ничуть не идет ему на пользу. А ведь история Грэхэма, жизнь которого долго слабо тлела, чтобы потом, ярко вспыхнув, озарить людям путь к свободе, вполне могла быть и более увлекательной. На мой взгляд лучше уж перечитать ещё раз «Машину времени» или «Человека- невидимку». Рекомендовать могу лишь читателям, желающим проследить корни такого несомненно интересного жанра, как антиутопия.

P. S. В книге есть небольшая отсылка к роману Уэллса «Война миров»:

» — За это время была война, — сказал Избистер.

- Да, пришлось её пережить.

- И потом эти марсиане».

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2009 г.

Роман хоть немного и наивен, но все равно не потерял своей актуальности и сейчас. Наивен он по описанию общества и некоторым поступкам людей будущего, актуален по сюжету и те вопросам, которые были подняты. Конечно, человек не может проспать пару сотен лет, это скажет любой врач, мышцы за это время атрофируются, да и внутренние органы не выдержат столько времени. Вопрос о другом, о самом феномене «Спящего», именно о «ширме», которой могут прикрываться, да и прикрываются, для того чтобы делать безнаказанно свои дела. Этот роман можно назвать экономическим, ведь идея править богатством от чужого имени не нова, да и в современном мире эта идея получила большое распространение — нынешние политики очень любят управлять чужими капиталами, а в особенности обезличенными — народными. Роман можно назвать политическим — использование подставных лиц слишком частое явление, известное с далекой древности (правление опекунами от имени малолетних правителей), да и сейчас активно используемый прием — взять выборы в парламент, куда для привлечение электората берутся певцы и музыканты. Роман можно назвать и религиозным — ведь в будущем развился своего рода культ Спящего, его упоминание заменило и бога и черта, а использование же религией подобного рода приемов — отдельная и очень емкая тема.

Все-таки гениальность Уэллса доказывается еще раз всеми этими размышлениями, сколько лет прошло, а проблемы остаются все те же (как ни странно говорить о будущем что прошло много лет, но ведь фантасты рисуя мир будущего, используют как правило за основу свой мир).

Так что феномен Спящего был и будет актуальным, причем Спящий будет использоваться всеми в своих личных целях, и не дай бог Спящему проснуться, это ему ведь на простят, слишком многим нужен Спящий, а не проснувшийся ...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2013 г.

Печально, когда любимый и уважаемый тобой автор начинает писать о том, чего не знает и в чем не разбирается. Если Лондон в «Железной пяте» показал довольно точную и вполне возможную деградацию капитализма в олигархию, Уэллс же, кажется, вообще не понимает, в чем суть капитализма, иначе никогда бы не стал описывать мир, в котором одна компания сумела захватить власть над всем земным капиталом. Можно, конечно, предположить, что это метафора, но Уэллс — не Замятин, его романы всегда конкретны и точны. И дело даже не в том, что объективных предпосылок для такой мировой фирмы нет и быть не может, а в том, что это, по сути, главное предсказание в книге, и оно протухло еще при жизни автора. Конечно, в книге есть еще много более мелких, но, кроме точного описания аэропортов и подъема влияния психотерапии, все остальные представляют собой очаровательную отсебятину — вроде стеклянной крыши над Лондоном: Уэллсу не пришло в голову, сколько это будет стоить, сколько будет стоить содержание подобного сооружения, какой большой вред она нанесет и сколько мало пользы от нее будет.

При чтении книги создается ощущение, что спал не только главный герой, но и все остальные: общественные отношения остались неизменными с конца XIX века, при описании различных отраслей промышленности Уэллс просто копирует современное ему положение вещей, в результате мы видим кашляющих и больных рабочих под тусклыми лампами. Время от времени автор пытается что-то придумать, но дальше стыдливого кивка на изменившуюся мораль не идет (забавно читать, как герой, посмотрев один-единственный «фильм», тут же понимает насколько «развращены» правящие классы и какую «жестокую борьбу за выживание» ведут все остальные). Сюжета по сути нет, мир показан через набор бессвязных и аморфных революционных выступлений, в которых Грэм вертится как сами-знаете-что в проруби, концовка предсказуема, герои настолько безжизненны, что напоминают меловые силуэты на месте преступления, все это очень скучно и вызывает сомнение в авторстве. Ну правда же, неужели автор «Двери в стене», «Хрустального яйца» и «Новейшего ускорителя» мог написать такую примитивную халтуру?!

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2011 г.

Начало очень понравилось. А в середине появилось и уже до конца присутствовало лёгкое разочарование. Вначале была сказка, потом настала реальность (всё-таки позволила себе подобным образом выразиться, учитывая фантастический жанр произведения). Обман, предательство, шильно-мыльная смена власти... Каюсь, порой меня раздражала наивность главного героя. Хотелось крикнуть ему: «Проснись! Проснись ещё раз! Тебя же так не хитро обманывают и используют!». Но я тут же себя осаждала — он ведь аж из девятнадцатого века, надо быть снисходительнее. И говорила себе: «Вот тебя бы сейчас, из начала двадцать первого да перекинуть бы в серёдку двадцать третьего, да наделить бы тебя властью при этом... Посмотрела бы я!» Всё же Грэхэм — хороший человек, смелый и благородный. Он поступил так, как должен был. Я им горжусь.

P.S. Ну, как же это так — заснул обычным человеком, а проснулся Правителем земли! Я тоже хочу!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2015 г.

Случайно эта, только что напечатанная, книга попала мне в руки. Я 10-летний школьник практически не видевший фантастики (в то время её просто не печатали) был поражён до глубины души. Это был какой то совершенно иной мир, не имеющий ничего общего с тем миром в котором мы жили. Постепенно страница за страницей вводили меня в новую для меня среду. Это конечно же трудно понять современному школьнику с первых же шагов окружённому бесконечным морем фантастики и фэнтези в котором можно сразу заблудиться. Я не мог заблудиться просто потому что вокруг ничего другого не было. И по сей день благодарен Уэллсу талантливо описавшего придуманный им мир не похожий на тот в котором я жил. Хотя этот роман и не входит в число его самых популярных произведений но на самом деле он очень хорош и его стоит прочитать любому молодому человеку чтобы лучше понять этот мир. Кстати он, как и большинство произведений Уэллса, вызвал много подражаний многие из которых горадо более известны чем оригинал :))

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2008 г.

Немного странно после чтения современной фантастики, окунутся в видение Уэллсом двадцать первого века, но книга исключительно изумительная. Летаргический сон героя продлившийся несколько сотен лет сделавший его правителем всей земли и идолом простых смертных. Разворот сюжета потрясает, хотя концовка и мрачная. Не очень бы хотелось, чтобы главный герой так погиб. Но время проведённое им после пробуждения прошло с пользой, для всего человечества это бесспорно.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2015 г.

И все же это очень даже хороший роман. Во многом социальный, во многом утопичный, во многом просто человечный. И просто увлекательный. Автор сумел нарисовать такой сюжет, что чтение позволяет забыть о реальности и читать без остановки несмотря на время его написания. А это первый признак классического произведения, которое будут читать всегда.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 февраля 2008 г.

Конец был для меня странным, после прочтения минут 5 сидела ничего не понимая. Но потом поняла, что он тут кстати. ВЕдь человек, родившийся не в свое время чувствует себя чужим в этом времени, пускай он и стал самым богатым на планете, но это был уже не его мир.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2018 г.

Отличное произведение! Интересны фантазии автора о грядущем будущем в чем-то далекие от истины, в чем-то обратившие взгляд дальше наших современных достижений, в чем-то предсказавшие наш мир. История Грэхэма, на мой скромный взгляд, напоминает эдакого Ленина, пробудившегося в наше время и ставшего символом возрождения социалистического государства. А его гибель в финале книги — это своего рода рождение символа, идола или даже божества для поклонения.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2016 г.

Перечитал « Спящего» после 30- летнего перерыва, и, наверное, зря. В детстве мне нравилась эта книга. Завораживала сама идея: обычный человек, проспав 200 лет, просыпается Правителем Земли! К тому же фантастику в СССР издавали дозированно, а про жанр антиутопии мы, советские школьники, и слыхом не слыхивали. Сейчас я вынужден признать: испытание временем роман не выдерживает. Слишком много здесь недостатков. Персонажи — в основном картонные. Грэхем, главный герой, всю книгу остается в роли наблюдателя, решаясь на поступок лишь в финале. Мир будущего ( аэропланы в конце XXI века!), извините, не убеждает. Негры, которых главный злодей использует в качестве наемников — это какой-то дикий расизм. Волновавшая Уэллса тема мировой революции уже не актуальна. Христианскую символику ( в названии — цитата из Ветхого Завета, Грэхем по сути — новый Мессия) оценят далеко не все. Что же получается? «Спящего» можно разок прочитать, что называется, для общего развития. В конце концов по тексту рассыпано немало интересных мыслей. «Настоящий правитель — тот, кто подвергается наибольшей опасности и берет на себя самое тяжелое бремя...» Эх, где они, такие правители?

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 апреля 2016 г.

Перечитал читанный еще чуть не пол века назад роман. Впечатление мало изменилось. Скучный, неинтересный. Безликие герои. Собственно, герой один — сам спящий. Остальное какие-то безликие толпы якобы народа. Все куда-то бегут, что-то рушат, что-то кричат. Именно так — что-то и кто-то. Ни ГГ не понимает их языка и их целей, ни автор даже не пытается как-то объяснить. И так вся довольно объемная книга. Странно, что к этому времени Уэллс уже написал и Невидимку, и Борьбу миров и Машину времени. Видимо сказалось увлечение автора социализмом. В странном представлении о нем как о стихийном, бездумном и бессмысленной бунте... Прочитать стоит лишь для полноты представления об авторе.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2014 г.

Для антиутопии — очень наивный роман. Прочла исключительно из-за любви к жанру, а это Уэллс всё-таки. Поведение ГГ детско-джентльменское, злодеи не страшные, народный бунт без крови, любовь как в советских мультфильмах. Сказка.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2010 г.

Похоже, что сам Уэллс сильно старался вложиться в этот роман, причем именно в его социальный «разрез». Но ничего более интересного, чем дальнейшее увеличение эксплуатации и превращение борцов с угнетателями в угнетателей не придумалось (собственно, ничего иного и придумать нельзя). В итоге и он и его герой занялись гораздо более интересным делом — авиацией :) Роман на этом как-то скомкался и быстро закончился.

Но его первая часть — пробуждение Спящего и политические интриги Острога — очень интересны. Более того, видны пути, по которым человечество дошло до морлоков и элоев.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 апреля 2008 г.

Перед прочтением ожидал больше технических описаний, однако автор основное внимание сосредоточил на социальных проблемах, революционных идеях и жизни людей будущего. «Рецепты», предложенные для улучшения общественного устройства, в настоящее время выглядят анахронизмом (хотя, может быть, дело не в самих идеях, а в языке, которым они описаны — как-то неловко становится, когда взывают к Повелителю Мира и ждут настоящей демократии).

Тем не менее, в романе описаны очень интересные инженерные решения, например, движущиеся дороги, про которые впоследствии много писали Хайнлайн, Азимов и Стругацкие — вот, оказывается, чья идея!. Также интересно читать о прообразе телевидения, да и сама идея города-дома рассмотрена очень детально.

Пожалуй, с технической точки зрения роман интереснее, чем с «гуманитарной» (размышления героя на общественные темы никак не назовешь захватывающими).

Очень повеселило детальное описание аэропланов будущего — вот тут Уэллс за прогрессом не угнался!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх