Роберт Силверберг отзывы

Все отзывы на произведения Роберта Силверберга (Robert Silverberg)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1284

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+22)»»

«Человек в лабиринте»
–  [ 15 ]  +

outlook, 07 января 2017 г. в 12:46

В который раз убеждаюсь, что если хочешь насладиться произведением — читай классиков жанра. И вроде, посмотришь на год написания книги, и думаешь: но ведь написано давно, могут встречаться вещи, которые откровенно расходятся с тем, как развивались технологии на протяжении десятков прошедших лет, и прочие нестыковки. Но при этом понимаешь, что фантастика неотделима от психологической составной, хотя и считается, что базируется она на материалистических основах и постулатах. «Человек в лабиринте» являет собой сплав качественной фантастики с наукой о жизни души, психологией. Глубокая вещь и просто интересная книга.

Оценка : 9
«Умирающий изнутри»
–  [ 15 ]  +

Ev.Genia, 21 октября 2014 г. в 12:18

«Умирающий изнутри» – название столь объёмно, что может скрывать в себе, как совершенно невероятные и трагические истории, так и совершенно обыденные примеры, за ним может скрываться всё, что угодно.

В этой истории нет масштабных экспериментов, научного изучения явления, использования способностей в государственных масштабах – здесь нет экшена. Передо мной предстала история вроде бы совсем обычного человека, фрагменты его жизни из детства, юности, взрослой жизни. Дэвид Селиг неудачник – имея талант, он не может распорядиться им должным образом, потому что не знает как, поэтому в свои сорок лет живёт кое как, зарабатывает написанием курсовых работ для студентов, ни семьи, не считая сестры, ни друзей, ни любимого человека, ни дома. Дэвида Селига можно назвать вовсе обыкновенным человеком, если бы не его способность читать мысли людей, видеть всё, что скрыто в их головах, способного заглядывать в их души и всё понимать. Но об этом практически никто не знает. Из–за своего дара он считал себя уродливой жабой, подслушивающим типом, вампиром душ, взрывающим внутренний мир незнакомцев, чтобы оживлять свое сердце. Он даже не знал, почему у него эта сила, не говоря уже о том, как с ней быть, как удержать. Он не знал, как она работает. Она просто была в его голове, генетическая случайность, то, с чем Дэвид родился – как веснушки, как цвет глаз. Этот дар не принёс ему ничего, что радовало бы, давало силу, воодушивляло. Нет, он конечно его использовал всегда, постоянно и на каждом шагу, с самого детства, но всегда терял больше, чем приобретал.

И вот эта сила угасает – медленно, постепенно, то пропадая, то проявляясь, дразня и издеваясь она готовит его к тишине, к тишине, которая оглушает своим мощным присутствием. Для Дэвида это трагедия. Зачем же цепляться за то, что не приносило радости в жизни, отрезало от товарищей и обрекло на жизнь без любви. Но с другой стороны, что он такое без силы, без этого непредсказуемого средства связи. Эта сила связывает его с человечеством на горе или на радость, это единственное, что их соединяет. Он любит и ненавидит этот свой дар и боится потерять его несмотря на всё, что тот ему сделал. Он цепляется за последние его отголоски, даже зная, что борьба бессмысленна.

И тем не менее главный герой не вызывает отторжения, неприязни за своё неустройство, но и жалеть его не хочется. Интересно наблюдать за его отношениями с женщинами, с сестрой, с Томом Никвистом – его полной противоположностью, узнавать Дэвида в его экскурсиях ,,по себе'', в его неозвученных, а прописанных мыслях в письмах, его работах, в его общении с Господом, наградившим его таким даром. Нет, Дэвид далеко не глупец – он умён, образован, он много читает, любит, слышит и понимает музыку, при знакомстве с людьми он вызывает симпатию и интерес, но долго с ним невозможно находиться. В итоге Дэвид выглядит птицей с подрезанными крыльями – имеет все возможности, таланты, и не только телепатию, а взлететь и наслаждаться полётом не может. От его дара–таланта–способности–силы–проклятия–наказания осталась только память о том, что он был другим. И шрамы.

Роман получился грустным и печальным, об увядании и потере невероятно важного, что было частью человека долгие годы его жизни, что было всегда рядом, к чему всегда можно было прикоснуться, того, что было значимо только ему одному и за эту потерю он чувствует себя виноватым перед всем миром. Этот роман – блистательный образец психологической прозы, в котором фантастический элемент играет вовсе не главенствующую роль.

Оценка : 9
«Время огня»
–  [ 15 ]  +

ivan2543, 02 июня 2013 г. в 00:31

По отзывам в Сети вижу, что этот рассказ по большей части недооценивают. А ведь это одна из самых сильных вещей Маджипурского цикла.

Дело тут даже не в рациональности действий землевладельца, не желающего предавать огню родное поместье. Рассуждения о способах борьбы с метаморфами могут довести до обсуждения правдоподобия самого устройства Маджипуры… но, в конце концов, перед нами не твердая НФ и не исторический роман. Суть в безразличии, мертвом безразличии власти к отдельному человеку, его жизни, мечтам и желаниям. И в военное время это безразличие проявляется особенно остро.

Старый упрямец просто не может понять, как кто-то может за него принять решение об уничтожении его родного дома, его малой родины. Ему нужно уходить – но он хочет остаться, ведь это его дом, и он уже стар, чтобы что-то менять. У него есть свой маленький мир, и он не может понять, как кто-то сверху может вот так, походя, этот мир уничтожить.

Самое главное в этом рассказе – то, что не сказано. Это молчание главного героя, командира, который так и не смог ничего сказать Коронованному Стиамоту, увидев, как тот бесконечно далек от жизни своих подданных. Стиамот измотан заботой о мире на его планете – но за гигантским государством, за заботой о счастье народов, он не видит одного человека. И командир уходит, парализованный осознанием – вот это и есть Власть, безразличие к частному во имя великого. Суть рассказа – в стене непонимания, которая делает возможной власть и войны, в неизбежном зле власти, в неизбежности жертв даже в самых «бескровных» войнах. В том, что само существование войны делает любой словесный протест бессмысленным, потому что она изначально предполагает безгласие жертв.

Что до старика-помещика… думаю, он просто не мог себе представить – как не могут себе представить многие – как далеко может зайти жестокость военно-административной машины. Потому, что тому, кому не приходилось видеть эту жестокость, очень сложно представить ее пределы. The Time of the Burning, «Время Сожжения», или «Время Огня», в российском переводе – это время войны, стихии, безжалостной, как огонь; то же можно сказать и о власти. Трагедия истории отношений личности и государства в том, что гуманность власти – всегда величина относительная.

Оценка : 9
«Ночные крылья»
–  [ 15 ]  +

kkk72, 20 апреля 2009 г. в 09:03

Эту историю лет сто назад назвали бы декадентской. Антураж Земли далекого будущего получился сюрреалистичным, как на картинах Босха. Причудливое общество, разделенное на гильдии-касты, бесправные мутанты, мерзкие нравы, остатки былого величия древнего Рума, старинные артефакты и древние легенды — все это производит сильное впечатление. Не менее необычны и герои рассказа — романтичная и печальная крылатая девушка Ауэлла, коварный «мутант» Гормон. Очень сильно показаны чувства главного героя — сперва сожаление о том, что жизнь, посвященная важному и благородному делу, оказалась потрачена впустую, потом странное удовлетворение от сделанной работы на фоне всеобщей катастрофы и, наконец, просто необходимость заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, свойственная только хорошим людям. Странное дело, победителем в этой истории кажется не торжествующий Гормон, выполнивший свою задачу, отомстивший врагу и летящий в небесах вместе с любимой, а этот маленький человек, потерявший почти все и бредущий вдаль вместе с искалеченным спутником.

Красивая и печальная история, которая о многом заствляет задуматься.

Оценка : 9
«Открыть небо»
–  [ 14 ]  +

Borogove, 30 ноября 2020 г. в 13:07

Псссстт! Фантлабовец! Надоели бесконечные трилогии? Недоизданные циклы? Не хочется читать очередную «Каштанку», растянутую на объем «Тихого Дона»? Переходи к нам, в общество любителей старой фантастики! У нас есть хорошие книги! И [заглядывая в тумбочку]… печеньки! Вот, например, Роберт Силверберг – даже не печенье, а этот… торт «Полёт»! Со вкусом космоса, как советский пломбир!

Вот если шутки в сторону – конечно, сейчас тоже уйма прекрасных писателей, но в XXI веке мне как-то не хватает НФ-текстов, построенных по принципу «ничего лишнего». «Откройте небо» — как раз из таких. Роман можно прочесть за пару дней, хотя по сути – это полноценная эпопея. В том же 1967 году, что и «Небо», у Силверберга вышло еще несколько книг, в одной из которых – «Наблюдателях» — он походя, но неласково прошелся по последователям Л. Р. Хаббарда. У одаренных людей все идет в переработку, так что мысль про «саентологию здорового человека» пошла развиваться дальше. Что если бы действительно удалось совместить религию и науку в качественно новом симбиозе? Внешний лоск культа, научная работа на благо человечества, бессмертие для каждого и выход в космос для человечества? Лично я не со всеми идеями Силверберга согласен, но не могу не признать, что с художественной точки зрения он большой мастер.

Так что же можно при умении и желании уместить в роман в мягкой обложке? Псевдорелигии и пророки, генетические мутации и психотехники, промышленные шпионские игры и терраформирование, истории о богоискательстве и мысли об экуменизме. Пять новелл, объединенных общими персонажами и охватывающие историю длиной больше века. Научная фантастика высокой концентрации, при том вполне в духе «новой волны». Внимательный читатель найдет параллели с очень разными книгами – «Основанием» Азимова и «Молчанием» Сюсаку Эндо, романами Ф.К. Дика и «Империей атома» Ван Вогта.

При том, что «Небо» написано в 1966-67 годах, все темы, попавшие во внимание Силверберга, успешно эксплуатировались (в хорошем смысле слова) американскими фантастами еще четыре десятка лет. И Нил Стивенсон, и Грег Бир, и Дэвид Брин, наверняка, сказали в свое время искреннее «спасибо» таким книгам.

Стоит ли читать это в XXI веке? – Да, однозначно стоит. Кинематографичный, острый, умный роман, своей актуальности за полвека не растерявший. Ну, а если не понравится, то вы просто потратите пару вечеров и пойдете искать дальше чтение себе по вкусу )) Это лучше чем жевать книжные сериалы в поисках крупиц таланта.

Оценка : 9
«Соната для зомби»
–  [ 14 ]  +

Вертер де Гёте, 11 ноября 2009 г. в 23:18

«Зомби играет на трубе — мы танцуем свои танцы.

Но, видит Бог: скоро он отряхнет прах с ног,

Плюнет в небо и уйдет, оставив нам свои сны ...» © «Крематорий»

Разве для шоу-бизнеса может быть что-то привлекательнее мёртвый звезды? Леннон, Пресли, Цой, даже Моцарт — какие замечательные бренды. Управлять творчеством мёртвого человека — есть в этом что-то от управления зомби. Но ещё интереснее заставить талантливого покойника вкалывать и после смерти. Заставить мертвеца добросовестно выполнять привычную работу — для науки будущего не проблема. Вот только способен ли мёртвый по-настоящему творить? В чём настоящая суть музыки: в безупречной технике исполнения или искренности чувств?

Оценка : 9
«Пересадочная станция»
–  [ 14 ]  +

ermolaev, 05 января 2009 г. в 23:43

Это очень сильный рассказ. Рассказ о том, что держать в руках судьбы других людей и решать вопросы их жизни и смерти, — не право ответственного человека, а его обязанность; не удовольствие, а неимоверный груз...

Только кто обозвал это произведение «Пересадочная станция»? Во-первых, незачем повторять заглавие прекрасного романа Саймака, а во-вторых, «Halfway House» — вовсе не это, а скорее «Место для компромисных решений». Кроме того, словари сообщают, что это еще и сленговое название — «Дом на полпути» (учреждение для реабилитации отбывших наказание заключённых, вылечившихся наркоманов, алкоголиков, психических больных и так далее). Так что из приведенных названий переводов следовало бы выбрать — «На перепутье».

Оценка : 9
«Замок лорда Валентина»
–  [ 13 ]  +

glaymore, 10 июня 2021 г. в 09:18

Главный герой романа — не Валентин, человек из ниоткуда, лишившийся памяти и путешествующий по гигантской планете Маджипур вместе с труппой бродячих жонглеров, а сам Маджипур, чисто вэнсовская «Большая планета», полная экзотики, чудес и опасностей. На Маджипуре все преувеличенно огромное — если портовый городок, то на двадцать миллионов человек (и нечеловек), если река, то тысячи миль длиной, если гора, так с вершиной за пределами атмосферы, если море, то пересекать его несколько месяцев...

На просторах Маджипура комфортно разместились десятки миллиардов людей и миллиарды нечеловеческих гуманоидов, прибывших с далеких звезд. Здесь уже много тысяч лет никто ни с кем не воюет, здесь нет религий и расовых конфликтов, а стабильный и неспешный образ жизни ценится выше технического прогресса, которого по сути давно уже и нет, люди просто по инерции пользуются старой техникой, оставшейся от первых колонистов. Антигравитационные платформы, редкие «энергометы» и «вибромечи», древние летательные машины — все это постепенно приходит в упадок, но маджипурцы к этому относятся философски, бог дал, бог взял, пахать можно и на быках, главное, чтобы без войны.

Вся планета по сути — единое государство, монархия под двойным управлением. В замке на вершине высочайшей горы правит Корональ, окруженный аристократами и придворными; здесь заняты глобальным планированием на стратегическом уровне. А в подземном городе у подножия горы, миллионы бюрократов под руководством Понтифекса, никогда не видящие дневного света, кропотливо воплощают царские планы в реальность. А теперь самое интересное — когда Понтифекс умирает, его подземный трон занимает Корональ, теряя при этом все царские привилегии и блага, а нового Короналя назначают из числа приближенных к трону «ста семей». Такая необычная «двухпартийная» монархия функционирует на Маджипуре уже восемь тысячелетий, обеспечивая непрекращающийся золотой век без войн, голода и преступности, но и без развития.

И через этот удивительный мир, полный экзотических культур и фантастических ландшафтов, неторопливо путешествует повозка наших странствующих жонглеров, и глазами Валентина мы видим все причудливые и опасные красоты Маджипура, а по пути, конечно, восстанавливаем утраченную память, раскрываем злодейские заговоры и спасаем мир, но это просто по пути, не теряя внутренней гармонии и размеренности.

Замечательная книга, исключительно добрая и гуманистичная, настоящий гимн человечности. Перечитываю каждые 5-7 лет, каждый раз получая огромное удовольствие. 9/10.

Оценка : 9
«Увидеть невидимку»
–  [ 12 ]  +

kkk72, 08 апреля 2009 г. в 23:33

Сильный, впечатляющий рассказ о человеке и обществе, об одиночестве среди себе подобных. Очень хорошо показаны мысли и чувства главного героя, его метания, его попытки выдержать наказание. На первый взгляд, герой понес адекватное наказание за свои эгоизм и высокомерие и на собственной шкуре прочувствовал, что человек без общения с другими людьми — просто ничто. Но концовка ставит все с ног на голову и тут уж поневоле приходится задумываться о беспощадном государстве, которое пытается сломить людей и загнать их всех в одинаковые жесткие рамки. И ведь перед нами — действительно модель западного общества, где за маской показного дружелюбия кроется холодность и безразличие к проблемам других. Очень мудрый и глубокий рассказ.

Оценка : 9
«Человек в лабиринте»
–  [ 12 ]  +

KERDAN, 26 ноября 2008 г. в 09:48

Не люблю я Силверберга, не понимаю, рассказы его и знаменитые циклы читать тоже не могу. Однако, как-то отдыхая на море, зашел в букинистический и увидел книжицу, которую как всякий молодой любитель фантастики классе в пятом хотел выменять у друга, а он отказался. Это было мягкое издание, здесь его обложка приведена первой, купил. Книга было прочитана очень быстро, потом еще раз перечитана в течении 2-3 дней. Могу сказать, я согласен со всеми положительными отзывами а это произведение. Восхитительная идея, прекрасно воплощенная, роман об одиночестве и мужестве, настоящая фантастика золотого века НФ. Очень удивляет то, как автору удается от робинзонады переходить к теме контакта и при этом так выстраивать свой стиль, чтобы не расстроить поклонников первой и не отпугнуть любителей второй. У Хайнлайна тоже самое в «Свободных владениях Фарнхэйма» получилось заметно хуже (хотя там тема не совсем контакта). В общем, рекомендую всем поклонникам фантастики, старой доброй фантастики. Оно того стоит.

Оценка : 9
«Человек в лабиринте»
–  [ 11 ]  +

drenay, 11 июля 2013 г. в 22:43

Мое любимое произведение в творчестве Роберта Силверберга. Главный персонаж этого произведения Ричард Мюллер по собственной воле оказывается на чуждой планете Лемнос, планете-лабиринте. Здесь каждый миллиметр пространства представляет смертельную опасность. Зачем же бывшая легенда спецслужб Земли сослал себя в ссылку? Дело в том, что в свое время он оказался на злополучной планете Бета Гидра IV, где на его мозг воздействовали странным образом. Теперь от него исходят био волны грусти, боли, одиночества. Никто из земных людей теперь не может находится рядом с Мюллером, вся эта боль переходит на них.

Девять лет на Лемносе озлобили Ричарда. Нелюдимость теперь главная его черта. Оставшиеся годы он хочет провести в одиночестве, вдали от всех. Но люди не могут без него. Земле угрожает смертельная опасность и он единственный кто может спасти человечество. На планету Лемнос отправляется экспедиция во главе с его бывшим напарником Бордменом. Так как уговорить Мюллера невозможно, Бордмен придумывает хитроумную комбинацию для того, чтобы выманить его на Землю. Мюллер должен поверить в собственные силы, а в этом ему поможет сын его бывшего друга-Раулинс.

Замечательный психологический роман!

Рекомендация: высокая!

Оценка : 9
«Озимандия»
–  [ 11 ]  +

kkk72, 05 апреля 2009 г. в 23:13

Один из лучших рассказов Силверберга. На меня производит сильное впечатление образ существа. пережившего свое время, свою цивилизацию и оставшегося хранителем бесполезного знания. Какое воплощение одиночества и какой символ бренности всего сущего! А что касается использования этой находки людьми... Почти всему можно найти и мирное и военное применение. И до тех пор, пока любое изобретение и любая находка используются в первую очередь военными, наша планета и будет стоять на края гибели. Сильный и красивый рассказ-предупреждение.

Оценка : 9
«Книга черепов»
–  [ 11 ]  +

Вертер де Гёте, 11 апреля 2008 г. в 20:46

Необычный для Силверберга мистический, эзотерический роман. Действие развивается в интересной атмосфере «пост-хипповской» Америки-внешние атрибуты (травка, свободная любовь, длинные волосы) ещё существуют, но в идеалы «детей-цветов» уже никто не верит, как, не верят и в идеалы других движений и религий. И вот четверо студентов отправляются в Аризону ...за вечной жизнью. Компания подбирается занятная, полный комплект дополняющих друг друга противоположностей : богатый сноб-аристократ, целеустремлённый деревенщина, «голубой» поэт-циник и еврей-неврастеник. Впрочем, тайные грехи мучают каждого из четвёрки и раскрытие этих тайн составляет основу романа. С точки зрения стиля роман очень хорош,а психологические портреты героев -яркие и подробные.

Оценка : 9
«Тру-ру-ру»
–  [ 10 ]  +

Тиань, 07 июня 2016 г. в 16:00

Неисповедимы пути господни, и полезное научное открытие оказывается сделанным, потому что одному «лунному» исследователю очень захотелось натурального молока, остальным было скучно, а инспектирующий лунную станцию сенатор страдал язвой желудка. Попутно мы видим, насколько сложен созданный природой организм живого существа, как распределяется финансирование в американском сенате, как отдыхают увлеченные научным поиском специалисты и как важно подать идею вовремя и нужному адресату.

А главное, всё это происходит на лунной базе в 1995 году. Роберт Силверберг принадлежит к поколению фантастов-оптимистов. Заглядывая в будущее на 35 лет вперед (рассказ опубликован в 1959 году), он видел Луну освоенной людьми, с научными базами, регулярными полетами, исследованиями и инспекциями.

Увы — не состоялось. Но читать очень приятно, и вызывает восхищение смелость писателя, рискнувшего конкретно описать ближайшее будущее, которое уже двадцать лет как стало прошлым. Человек не боялся показаться смешным, он написал веселый, умный и добрый рассказ, который показывает нам, каким виделось космическое будущее в далеких шестидесятых, когда человечество только-только вырвалось в космос. В то время писатели умели мечтать красиво и широко, и пусть человечество до Луны толком не доползло, герои Силверберга именно там построили свою искусственную корову на радость любимым себе и земным налогоплательщикам.

Рассказ просто отличный.

Оценка : 9
«Умирающий изнутри»
–  [ 10 ]  +

romanpetr, 15 ноября 2013 г. в 23:40

Роман «Смерть во мне самом» Р. Силверберга — очень сильное психологическое произведение, одного из самых плодовитых авторов фантастики в мире , во многом отличающееся от его необыкновенного слога изложения и писательской манеры завлечения в неизведанные миры автора. Произведение попало в мои руки в переводе А.А.Щербакова и должен сказать , что этот перевод во многом превосходит предыдущие два, более ярким и сочным наполнением языка и духа Америки 60-70х годов; и возможно, звучанием к оригиналу во много раз ближе...хотя местами, может показаться, что «реальный» текст может резать ухо и некоторые могут запросить ярлыка с указанием ненормативной лексики...

Произведение рассказывает о «человеке с даром» — Дэвиде Зелике, «обыкновенном телепате» , развивающего свой дар по ходу взросления и теряющего его с годами. Казалось бы, фразой :«Бог — дал,бог — и взял», можно было бы ограничиться и забросить книгу на дальнюю полку. Но в книге затрагивается глубокая философская грань, ведется рассуждение о Боге и дарах, предоставленных Им. Каждый такой дар,как и любая палка, имеет два конца — плохой и хороший. И ставится вопрос: как лучше распорядится таким даром? Завоевать мир? Сделать карьеру? ... или же прятаться повсеместно от людей ,укрывая свой «драгоценный» дар до скончания века...Главного героя можно только пожалеть,ибо он выставлен типичным «середнячком»-неудачником, транжирившим свой дар на всякую ерунду: то это завоевание женских расположений и иже с ними женских сердец;то игрища на бирже,ради достижения денежного авторитета,заканчивающиеся полным финансовым крахом; то просто ради упования имеющимся даром и познания чувства превосходства над толпой...Но ничего не приносит ему дивидендов — все эти изыскания носит сугубо временный характер, а сам он опускается до обычного среднего преподавателя в колледже с подработкой на курсовых для студентов...Герой явно одинок и трудно ему сыскать подобную родственную душу...Одиночества, печаль, потери , переживания — вот небольшой букет оставленный печатью нелегкого бремени судьбы...

Хотелось бы отметить большое авторское познание во многих исторических литературных вопросах, кои автор , драпируя под действия своего главного «героя», выкладывает на читательский суд ... Местами описания жизненных ситуаций главного героя наводит на мысли об аналогии с авторским жизненным путем, ибо описания весьма живы и насыщены чувствами.

Оценка : 9
«Против течения»
–  [ 10 ]  +

Kuntc, 11 ноября 2010 г. в 20:31

Своеобразная роад-стори. Серебристый «Приус-2009» и путешествие назад во времени: 1983-й, 1973-й, 1968-й… Просто, ясно, интересно; в очередной раз удивляешься, как из незамысловатой идеи у талантливых писателей рождается красивая история. Если бы я встретил ее отдельно, то оценил бы, пожалуй, чуть ниже, но вот в сборнике «Лучшее за год» «Против течения» смотрится еще лучше: после тяжеловесных и перенасыщенных научными подробностями рассказов о далеком будущем – как легкое дуновение ветра.

Оценка : 9
«Воровка из Ни-Мойи»
–  [ 10 ]  +

Dragonfire, 20 января 2010 г. в 17:33

Это моя самая любимая история в «Хрониках Маджипура». Я не могу определённо сказать, чем именно она меня привлекла???, просто... Просто она, как мне кажется, интересна, проста и красива. Я не нашёл в этом рассказе каких-то особых достоинств, но также не заметил и грубых ошибок, крупных недостатков. Я просто прочитал, вновь окунулся в такой манящий и завораживающий мир планеты Маджипур и получил огромное удовольствие! Интересно было понаблюдать, как простая девушка из провинциального городка совершила путь, что называется, из грязи в князи. Мелкая лавка в Велатисе, мошенничество и потеря всего, что было, встреча с ворами, жизнь среди них... А затем симпатии со стороны богатого и известного аристократа и, наконец, переезд в его дом со всеми вытекающими отсюда последствиями...

Что ж, не ново, обычно, но тем не менее всё так же интересно и приятно!:-)

Оценка : 9
«Дорога на закат»
–  [ 10 ]  +

Ashaman, 18 января 2010 г. в 10:50

Это рассказ, нет смысла ожидать от него какой-то солидной проработки деталей. Есть ситуация, есть человек поставленный в нее, есть его поведение в этой ситуации. Что значит цивилизация в современном обществе, Силверберг тоже показал, на мой взгляд весьма неплохо.

Почему не ушли? Вероятно потому, что дорого слишком опасна. Да и куда? Оазисы? Кто их туда пустит то. Некуда было им идти. Да и до прекращения поставок, тяжело, но жили.

Герой вполне адекватен. Куда ему, три дня не евшему, девушек спасать. Самого бы не съели.

Лично я каких-то сильно бросающихся в глаза несостыковок не заметил. Да и не искал их. Для рассказа все это не важно. Атмосфера, миф про цивилизацию и истинная природа людей, вот что здесь важно. И то, как самые лучшие люди ломаются под гнетом обстоятельств.

«Дорога на закат» оставляет после себя послевкусие и это замечательно.

Оценка : 9
«Стеклянная башня»
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 28 июня 2009 г. в 22:00

Роман Силверберга «Стеклянная башня» насыщен религиозными, библейскими мотивами. Создатель андроидов Саймон Круг становится в глазах своих созданий ипостасью Бога.

Сам Саймон строит, эксплуатируя своих искусственных рабов, стеклянную башню до небес. С помощью этого сооружения он хочет ответить на загадочное звездное послание, случайно пойманное земными астрономами.

Это послание из далекой галактики — словно послание Бога, или послание бесконечной Вселенной. Саймон Круг стремится доказать, убедить всех вокруг, всех скептиков и насмешников, что нельзя дать человечеству остановиться в своем прогрессе. А нужно, собрав все силы, рвануть ввысь, к звездам.

Но внезапно он понимает, что его безумный план, не основанный на твердой моральной вере, на понятии о могуществе подлинного Бога, может из-за этого погибнуть. Рабы-андроиды, втайне молящиеся своему создателю и считающие его Богом, трудящиеся неустанно над возведением новой Вавилонской башни, — это укор Саймону. Он стал на место Бога, буквально занял Его место, стал самозванцем, «обезьяной Бога».

И осознав это, и увидев крушение огромной километровой Башни, рушащейся по воле взбунтовавшихся андроидов, уставших тщетно ждать милости от своего хозяина-псевдобога, Саймон принимает единственное решение – освободив андроидов от своей власти, он в одиночку отправляется в вечный, не могущий завершиться полет к той звезде, с которой передается сообщение.

Оценка : 9
«Как мы ездили смотреть конец света»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 18 апреля 2009 г. в 20:24

Обыватели — страшные люди. В окружающем их удивительном мире их интересует только крохотный мирок вокруг себя. Выделиться в этом мирке, оказаться чуть лучше себе подобных — вот и весь их интерес. В своей слепоте они могут не увидет вокруг себя ничего — и даже проспать приближающийся конец света! Ну а обвести их вокруг пальца — просто раз плюнуть. До чего же метко все показал Силверберг! Как легко увидеть в героях этого рассказа некоторых наших современников и соотечественников.

И все-таки, каким же он будет, конец света?

Оценка : 9
«Замок лорда Валентина»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 05 марта 2009 г. в 19:28

Этот роман покорил мое сердце в первую очередь своей романтичной атмосферой. Мир Маджипура, причудливый и странный — один из самых интересных, необычных, масштабных миров, с которыми мне приходилось сталкиваться. Он насыщен яркими красками, удивительными людьми, странными событиями. В этом мире на редкость удачно сочетаются элементы фэнтези и научной фантастики. Сюжет романа — о потере Лордом Валентином трона и его возвращении — не так уж оригинален и не столь уж динамичен, но написан просто мастерски. Мое внимание больше привлекло не обретение Валентином трона, а обретение им себя.

Герои романа довольно интересны. Образ Валентина довольно интересен, но на меня самое сильное впечатление произвел Король Снов. Очень необычна сама идея и веьсма удачно ее исполнение.

Смело готов рекомендовать эту книгу любителям неспешного повествования, наполненного интересными подробностями.

Оценка : 9
«Вот сокровище…»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 23 декабря 2007 г. в 18:30

Запоминающийся, необычный рассказ. Несколько перекликается с романом «Человек в лабиринте». Автор блестяще передает витающее в воздухе напряжение и боязнь героя допустить ошибку. Робот-Страж впечатляет. Что ж, сокровище может достаться только достойным!

Оценка : 9
«Умирающий изнутри»
–  [ 9 ]  +

gintaras67, 31 марта 2018 г. в 21:51

В очередной раз убедился в талантливости Р.Сильверберга.Может ведь,когда захочет.

Роман “Умирающий изнутри” фантастическим назвать можно только условно.Фантастики в нем-только допущение,что телепатия существует.На деле это хороший образец психологической прозы.Книга будет интересна не только любителям НФ.

В начале романа мы видим сорокалетнего телепата,постепенно теряющего свою силу.История его показана флешбэками и только в конце вырисовывается полная картина.

ГГ Дэвид Селиг с детства обладает даром телепатии.Он может читать мысли другого человека по своему желанию.Тонкий и чувственный Дэвид скорее страдает от своего дара,чем получает преимущество.Особенно ему это мешает в отношениях с женщинами.Дар хорош только для кратковременной связи,но в серьезных отношениях-сильная помеха.Не каждый захочеть знать,что действительно о тебе думает его половина.

Дэвиду противопоставлен прагматичный “истинный ариец” Тед Никвист,тоже телепат.Он не плохой и не хороший.Он просто пользуется своим даром,когда ему это надо, решая свои финансовые и любовные вопросы.

Несмотря на образование,полученное в престижном вузе-Дэвид деградирует,перебивается случайными заработками.Более того,он тостепенно теряет свои способности.ГГ мечется,страдает от этого,но в конце…не буду говорить.Тут мне видиться параллель с кризисом среднего возраста(каждый видит в романе свое),когда мужицкая сила постепенно уходит на убыль.

Основная мысль,мне видится,что человек не может жить без лжи-думает одно,а говорит зачастую другое.Слова-это защитный экран.

Кроме того,в романе представлены эссе о Кафке и древнегреческой драматургии,как работы Дэвида.Что еще раз говорит об эрудиции автора.

Роман написан в начале 70-х,очень отчетливо показаны приметы времени,досталось на орехи и нигг…сори,афроамериканцам(сейчас бы такой номер не прошел).

Что примечально,роман получил спец.приз Кемпбелла за писательское мастерство.Больше этот приз не присуждался никому!

Оценка : 9
«Что-то ужасное вырвалось на волю»
–  [ 9 ]  +

Famagusta, 29 ноября 2014 г. в 07:52

Редкое и для меня приятное сочетание сразу нескольких положений в произведении когда:

Инопланетная цивилизация существует рядом с землянами никак не соприкасаясь, и не воздействуя друг на друга, и лишь случайность приводит к контакту и, предполагаю, в дальнейшем, не подразумевается развитие контакта.

Инопланетянин — мерзкое существо по земным представлениям, но при этом не несет угрозу Земле, и выглядит робким, растерянным и вызывающим симпатию.

В повести нет кучи озабоченных журналистов, пытающихся дозвониться до Белого Отца в Вашингтоне, который только один и может разрулить ситуацию.

Нет секретных агентов, генералов и политиков, истерично предлагающих для спасения земной цивилизации сбросить на инопланетную лягушку как минимум ядерную бомбу.

Есть люди, врачи, космолётчики, в общем-то, случайно вовлеченные в процесс, и не отягощенные, при всей своей занятости и усталости, желанием просто взять и прихлопнуть нечто непонятное мухобойкой.

Не занимаясь пустым философствованием, не устраивая всепланетное шоу, помогают запутавшейся в траве «лягушке» попасть в свое далёкое, но такое родное и прекрасное «болото».

И инопланетянин и люди в повести выглядят реалистично человечными.

Высшую оценку помешало поставит только лишь затянутость отдельных эпизодов.

Оценка : 9
«Приход ночи»
–  [ 9 ]  +

семм, 09 апреля 2013 г. в 21:33

Открывая «Приход ночи», я был уверен, что начинаю читать рассказ, написанный Азимовым в 1941 году. Однако в этом «рассказе» оказалось около 400 страниц, а по обращению к читателю стало ясно, что существует у Айзека соавтор. Что меня вообщем не смутило. О том же, что это роман, созданный через полвека по мотивам одноименного рассказа, я узнал уже по прочтении. В связи с чем чувствую небольшое разочарование. Но некого винить в своей невнимательности, тем более, что данное произведение мне вполне понравилось. Хоть и предпочел бы я все таки оригинальный текст, сделавший Азимова популярным.

Теперь о самом романе. Во первых хочется выразить большую благодарность авторам за то, что все описанные события, происходящие на далекой планете Калгаш, рассказаны ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ языком, без применения надуманных инопланетных терминов, которые для удобства восприятия заменены аналогичными земными эквивалентами, о чем заранее читателя предупреждают в предисловии. И там же намекают, что все герои совсем не обязательно являются людьми или даже гуманоидами, что снимает все обвинения в ляпах, недоразумениях и наивности героев романа, «звучащие» в некоторых отзывах.

Этот роман о том, что происходит с отдельными личностями и с цивилизацией в целом, когда в мире происходит событие необъяснимое для большинства и пугающее для абсолютно всех. О хрупкости общества, считающегося вполне развитым и цивилизованным. О том насколько общественное мнение, пусть даже совершенно невежественное, сильней голоса горстки людей, несмотря на их просвещенность и научный авторитет. И пусть это событие всего навсего обычное для землянина затмение солнца, оно способно полностью разрушить привычный мир жителей Калгаша, незнающих темноты в своей жизни, которая наступает только раз в 2049 лет.

А что станет с нами если на нашем небосклоне неожиданно взойдут пять солнц, привычных для Калгаша? Кто знает?

Оценка : 9
«Рукою владыки»
–  [ 9 ]  +

Гриф Рифт, 27 ноября 2010 г. в 19:28

Предстоящий выбор Диволла

оказался очень трудным! Сильверберг очень чётко описал проблему выбора, и рассуждения Диволла. Ведь на нём, как на начальнике экспедиции лежит ответственность не только за каждого члена своего экипажа, но и дипломатические отношения новой рассы с Землёй! Диволл на мой взгляд поступил очень мудро, а главное он руководствовался не родственными чувствами к Леонарду, а здравым смыслом и интуицей. Ведь когда перед ним предстал старый жрец Маркинцев, и рассказал капитану о том, что сделает народ с жрецом, если Диволл не отдст на суд своего племянника, стало просто жалко жреца, да дипломатическим отношениям мог настать конец! Вообщем я рад что всё закончилось так, как закончилось, но душевные метания капитана описаны, на мой взгляд, великолепно! Выбор- вот та сила, которая движет людьми, и попрой от выбора зависит, то какими отношения между двумя сторонами будут в даьнейшем!:cool!:

Оценка : 9
«Железный канцлер»
–  [ 9 ]  +

GBV, 25 января 2010 г. в 16:58

Хороший рассказ, не без иронии и морали. Люди всегда стремятся спихнуть свои нелюбимые обязанности кому-то другому, будь то даже жестянка с электронным мозгом. А когда что-то идёт не так, ещё и обижаются на жестокую судьбу.

В рассказе показана интересная ситуация, когда семья толстяков (как реальных, так и мнимых) оказалась в заложниках у своей же диетической программы в лице харизматичного кухонного аппарата по кличке Железный канцлер. Конечно, канцлер проявил недюжинные способности, чтобы принудить людей к диете, и в конце получилась трагикомическая ситуация, когда не знаешь, смеятся с положения заточенной семьи, или сочувствовать им.

Выводы по прочитанному можно сделать следующие:

— нельзя перепрограммировать роботов отвёрткой в домашних условиях;

— лучше самим сесть на диету, чем ждать, пока этим вопросом займётся кто-то другой;

— повнимательней смотрите за «умной» кухонной утварью — возможно, вы станете свидетелями зарождения новой цивилизации.

Приятного всем чтения :-)))

Оценка : 9
«Лорд Валентин» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Dragonfire, 21 января 2010 г. в 15:09

Прочитал первые три произведения из этого сериала. Не скрою, было интересно, я получил большое удовольствие.:-)

Но, к сожалению, это относится по большей части к «Замку Лорда Валентина», эта книга понравилась более всего. Меня завлекли красочный мир, подробно, интересно и мастерски прописанный,-главное достоинство романа да и всего сериала-главные герои, каждый из которых по своему интересен и в большей или меньшей степени тщательно исследован и прописан автором (хотя с психологией и характером, конечно, можно было ещё поработать), а также не слишком оригинальные, но представляющие интерес и завлекающие читателя сюжеты.:-)))

Менее всего меня впечатлила вторая часть, «Хроники Маджипура», представляющая собой скорее сборник рассказов и ставшая цельным романом благодаря лишь одному герою — Хиссуну. Три рассказа здесь мне очень понравились, остальные либо оставили противоречивые и не слишком приятные впечатления,:-( либо вообще разочаровали и вызвали крайнюю неприязнь.:-((( Как мне кажется, можно было несколько по-иному обыграть это своеобразное обучение и воспитание Хиссуна и подсократить в некоторых моментах, вместо которых можно было начать историю событий, описанных в «Понтифеске» уже здесь.

И вот тогда и следующий роман сериала получился бы, возможно, поинтереснее. То ли автору не хватило этого количества страниц, то ли времени, то ли желания, может быть, он уже немножко устал... Не получилось, как мне кажется, в полной мере описать то, что он задумал — слишком глобально он хотел развернуться, слишком масштабные действия и события захотелось ему затронуть, а это, как известно, задача очень и очень трудная...%-\

Но если бы, да кабы... В любом другом варианте это произведение уже не было бы таким. Возможно, оно понравилось бы ещё больше, а может быть, только проиграло бы... К тому же не дано нам менять что-то в прошлом! И кто мы такие, чтобы судить? Сначала надо спросить себя: а смогли бы мы написать, если не такое, то хотя бы что-то подобное, смогли бы мы охватить такие масштабы, объять необъятное?

Всё равно «Понтифекс Валентин» — интерсное и хорошее произведение, которое, как я думаю, лучше «Хроник», хотя и уступает «Замку». Да и «Хроники Маджипура», согласитесь, — далеко не полный провал, а очень даже милое, местами просто прекрасное, произведение, если говорить в целом. В итоге, моя оценка всему сериалу — 9, из-за парочки не очень хороших рассказов в «Хрониках».

Оценка : 9
«Железный канцлер»
–  [ 9 ]  +

aps, 28 апреля 2009 г. в 19:49

Впервые прочитал этот рассказ еще в Юном Технике и тогда он на меня не произвел сильного впечатления, Однако сейчас я понимаю, что это достойный представитель малой прозы. Ведь в нем нашлось место и «бунту» робота (причем он действует из самых лучших побуждений, заботится о здоровье своих хозяев и ради этого идет на любые меры, беря всю власть в доме в свои «руки»), и сатире на современного обывателя (которому уже даже лень следить за собой самостоятельно) и небольшое предостережение всему человечеству (власть в доме захватил робот, а если в масштабах Земного шара?). Если добавить к этому отличный авторский стиль, сдобренный некоторой толикой иронии и достойный перевод, то получим рассказ, который не даст от себя оторваться с первой до последней строчки.

Оценка : 9
«Вниз, в землю»
–  [ 8 ]  +

Makisima Shogo, 26 января 2022 г. в 22:34

2248-й год. На планету Белзагор, которая ранее являлась частью земных колоний, прилетает бывший сотрудник Компании Эдмунд Гандерсен, который ранее был здесь важной шишкой, ещё когда планета называлась Мир Холмана. Основным ресурсом планеты был, как я понял, яд местных змей, на основе которого производилось лекарство для регенерации конечностей. При укусе яд смертелен, а пить его можно, но это вызывает полнейший трип. Из-за антиимпериалистических настроений Компания покинула планету и предоставила ей полную независимость. Но небольшая кучка людей решила остаться здесь. На Белзагоре живут два вида разумных существ: нилдоры, очень похожие на огромных слонов с гребнем на голове и тройными бивнями, и сулидоры, похожие на коренастых, трёхметровых, покрытых шерстью приматов. Оставшихся на планете людей привлекает некий ритуал нилдоров, который, как утверждают эти разумные слоны, полностью обновляет тело и дух всякого разумного существа. Гандерсен, искренне раскаивающийся за своё участие в эксплуатации нилдоров землянами, хочет пройти обряд повторного рождения. Нилдоры разумны, имеют свой язык, у них есть представление о душе, но они не создали технической цивилизации, не строят зданий и не занимаются искусством – поэтому земляне были склонны воспринимать их как слонов и эксплуатировать их соответственно. Как выясняется позже, участие в ритуале связано с большим риском, ведь один человек, прошедший ритуал, превратился в немыслимое чудовище. Гандерсен отправляется в Страну Туманов, где и происходит обряд перерождения и куда направляются нилдоры со всего континента, когда приходит время их перерождения. Его пропускают с одним условием: он должен вернуть оттуда одного человека, совершившего некое преступление.

Для меня этот роман стал как бы “Аннигиляцией” Вандермеера на минималках. Вернее, не совсем на минималках, а скорее просто соответствующей стилю и ожиданиям времени написания романа – не такой загадочной и более понятной. Образ вечно мокрых и сырых джунглей, диковинные растения, светящиеся в темноте, паразиты, использующие живого человека как кокон для своих отпрысков, полуразрушенные станции Компании по всему лесу с гниющими крышами и вздувшимися полами, лежащий на кровати Курц (отсылочка к “Сердцу тьмы” Джозефа Конрада),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
превратившийся после обряда в жуткое чудовище
. Описание Силвербергом ужаса, который планета может вызвать у людей, вызывает мурашки и является одной из сильных сторон книги. Главный герой описан правдоподобно, он вызывает симпатию, но не лишён недостатков. Роман можно рассматривать как христианскую аллегорию, прекрасно иллюстрирующую боль вины и одиночества, желание искупления. Среди христианской символики – змеи, предлагающие снадобье, обещающее познание добра и зла. Силверберг изображает его питьё как великий грех, но его совершение приводит к пониманию необходимости перерождения. Я ставлю 9 из 10. Мой новый метод поиска годноты – ориентирование по класным винтажным обложкам ретро-изданий – приносит плоды.

Оценка : 9
«Приход ночи»
–  [ 8 ]  +

eidenveis, 17 мая 2019 г. в 18:56

Попробую своим отзывом и впечатлениями дополнить мнения других читателей, которые довольно развернуто описали данное произведение. Скажу, что довольно приятно читать отзывы других читателей, особенно их мнения и вопросы к автору за некоторые, скажем так, ляпы или личное виденье развивающихся действий в результате планетарных изменений, которых никто не ожидал, кроме определенного круга людей. Вопреки некоторым мелким недочетам, которых по-истине мало, я бы сказал, что это одно из лучших произведений, которое я бы рекомендовал всем, кто начинает знакомиться с научной фантастикой. Многие скажут, что в сюжете сочится ручеёк, который там не нужен, но я скажу, что идея этого «ручейка» — это накаливание обстановки, чувство предвкушения предстоящих событий. До определенного момента автор даёт вам время подумать и пропустить мысль, что может не всё так плачевно будет и есть шанс, что общество одумается (благодаря разъяснениям астрономов), либо предпримет что-то. Возможно данная мысль не у всех проскочит, что в принципе и объяснимо по продвижению сюжета. Сюжет прихода ночи на планете, которая постоянно освещена довольно оригинальная. Первое, что мне пришло в голову — это эскимосы, которые живут на Земле, при том находясь в Калгаше и в его параллельной Вселенной. Все дело в том, что полярная ночь или день длятся довольно-таки долго около 6 месяцев, что не обычно для нас обыденных обитателей «нормальных» широт. Из прочитанного про эскимосов, могу сказать, что нормальный человек, в условиях полярных ночей или дней может сойти с ума, естественно есть и индивиды(маленький процент), которые могут пережить такое и приспособиться, заметьте, тут речь не идет о экстремальных температурах, а именно о количество солнца и не типичному биоритму.

Этим я хочу сказать, что поведения людей вполне оправданы и присутствие религии в сюжете, как манипулятивного органа, который наводит порядок, является единственным «подорожником», который может излечить стадо безумных и безнравственных орд людей. Людей, которые в силу сложившихся условий потеряли рассудок, а некоторые полностью выпустили своих демонов на волю, оправдывая свое поведение безнадежным концом света.

Сплетение кусочков пазла от лица различных персонажей, которые представляют различные профессии обыграно очень занимательно. Постапокалиптические сцены понравились тем, что оставляют вас неравнодушными и заставляют сопереживать персонажам, которые попали в этот хаос безумия.

Особого философского смысла вы тут не найдете, кроме одной истины, что люди, потерявшие рассудок способны на непредсказуемые действия опасные для вашей жизни. Но ещё опаснее люди, которых до этого сдерживали массовое соблюдение принципов нравственности и морали, подкрепленные осуждением и наказанием за аморальные поступки в случае проявления своей темной эгоистичной личности.

Оценка : 9
«Вертикальный мир»
–  [ 8 ]  +

IgrOK, 16 августа 2009 г. в 21:39

Задумка — блеск. Мир тысяч гигантских сверкающих башен среди бесконечных фермерских полей. Религия, главная заповедь которой — «иди и размножайся». 75 миллиардов — население Земли. Секс везде и без ограничения. Инцест и гомосексуальность не преследуются, но и не поощряются. Очень тщательно выписанная жизнь общества.

Однако, зачем же было писать роман? Размер средней повести, как мне кажется, был бы здесь более уместным. А так — вышло как разбавленное водой хорошее вино. Поэтому, 9, а не 10.

Оценка : 9
«Два сапога — пара»
–  [ 8 ]  +

kkk72, 04 мая 2009 г. в 20:06

Замечательный ироничный рассказ Силверберга. Помню, как я впервые читал его еще в журнальном варианте в конце 80-х. Хитрый делец, владелец своеобразного зоопарка, показывающего землянам инопланетян, нарывается на еще более хитрого авантюриста. Замечательно описаны козни, которые они строят друг другу. Очень понравились и красочные описания инопланетян. Фантазия автора просто бьет ключом. Чудесный юмор. Рассказ стоит того, чтобы его прочесть. Может, в нем и нет глубины, присущей многим произведениям Силверберга, но уж удовольствие вы точено получите!

Оценка : 9
«Тихий вкрадчивый голос»
–  [ 8 ]  +

kkk72, 08 апреля 2009 г. в 23:05

Вот до чего все-таки многие рассказы Силверберга пересекаются с творчеством Шекли. Вот и эта история вполне бы могла принадлежать перу другого Роберта. Очень удачно описаны и главный герой, и его поведение после столь удачного приобретения. Но, как и следовало ожидать, рано или поздно, за все приходится платить. Идея, положенная в основу рассказа, не нова, но исполнена она с большим мастерством.

Оценка : 9
«Папа и шимпанзе»
–  [ 8 ]  +

zmey-uj, 30 октября 2008 г. в 17:47

Рассказ помог мне утвердиться в убеждении: не стоит «привносить» религиозные идеи в сознание тех, кто еще не разбирается как следует в окружающем мире, будь то шимпанзе или дети. Сначала надо объяснить, что происходит с солнцем и луной, чтобы не возникало вопросов, умирают ли они, и желания ко всему приплести «боженьку». И только когда представления о реальности оформятся как следует, разум сам начнет рождать философские идеи — откуда мы и куда идем. Или не начнет — значит, так тому и быть.

Так что ученые все запутали гораздо раньше, не тогда, когда поведали, что люди могут умирать, а когда заявили, что существует бог. Кто знает, не появятся ли в следующих поколениях шимпанзе религиозные фанатики или воинствующие атеисты.

С другой стороны, это прекрасная рекомендация, как управлять общественным сознанием. Конечно, для этого не надо объяснять, что из чего состоит, вообще как можно меньше давать образования — тогда достаточно время от времени сообщать, чего именно хочет бог, а все стадо будет послушно следовать указаниям...

Впрочем, эмоционально рассказ действительно очень сильный. Шимпанзе трогательно наивны и этим даже симпатичнее людей.

Оценка : 9
«Вот сокровище…»
–  [ 8 ]  +

zmey-uj, 18 июля 2008 г. в 05:32

Сокровища действительно бесценны. Автор разумно ограничился описанием нескольких предметов — расскажи он больше, у читателей наверняка возникло бы чувство опьянения, так как даже краткое упоминание завораживает. Несомненно, ради этого не жаль рискнуть жизнью...

История напоминает сказку про «самое главное». Дали человеку ключ от сокровищницы, предупредили, что может взять всего и сколько захочет, но должен не забыть самое главное. Он зашел, а когда вышел, вспомнил, что ключ оставил внутри...

Оценка : 9
«Увидеть невидимку»
–  [ 8 ]  +

ZiZu, 28 февраля 2008 г. в 12:30

Какой ужасный рассказ именно своим давлением на психику человека. Придумать такое жесточайшее наказание, когда, по сути, тебе все дозволено, но пользоваться любыми благами цивилизации ты не способен. Одиночество это очень хорошее состояние, когда ты устал от миллионного города, но всё должно быть в меру.

Оценка : 9
«Увидеть невидимку»
–  [ 8 ]  +

seregaS, 09 декабря 2007 г. в 17:05

Отличный многогранный рассказ. Он на самом деле и про безразличие общества к другим людям, и про одиночество (оказывается, жить без общества себе подобным практически невозможно), и про мечты детства (наверняка практически все думали как было бы замечательно побыть хоть немного невидимым), и про сочувствие (финал рассказа).

Оценка : 9
«Как хорошо в вашем обществе»
–  [ 8 ]  +

duke, 21 октября 2007 г. в 02:23

Сильный рассказ и даже очень. Где кончается осторожность и начинается трусость? В каком случае благоразумие превращается в предательство? И что важнее — смерть с чистой совестью или «гнилая» жизнь? Не хотел бы я стоять перед таким выбором...

Оценка : 9
«Замок лорда Валентина»
–  [ 7 ]  +

zvezdochet2009, 16 октября 2023 г. в 20:23

Творчество замечательного американского фантаста Роберта Силверберга – отличный пример того, как со временем растет писательское мастерство автора. Силверберг за всю свою продолжительную и плодотворную карьеру звезд с неба не хватал, просто писал – много, методично, порой прибегая к откровенной халтуре. Чем только ни занимался: дешевая подростковая фантастика, детективы и даже эротика вперемежку с научно-популярными книжками. Но там, где поденщик удовлетворился бы малым, талант стал двигаться дальше. Силверберг поступил на литературные курсы и стал изучать и совершенствовать писательское мастерство. Проскочив Золотой и Серебряный век фантастики без особых проблем, как автор он блеснул уже ближе к наступающей Третьей волне. В его прозе появляется глубина, сложность, нестандартные приемы.

Один из самых известных романов в творчестве Силверберга – «Замок лорда Валентина», опубликованный в 1979-1980-х годах, написанный аккурат в поздний период, когда мастерство автора достигло максимальных высот. Произведение входит в так называемый Маджипурский цикл, по названию планеты Маджипур, где и происходит действие всех произведений. Сосредоточение всего действия на одной планете в фантастике позволяет выделять поджанр планетарной фантастики, условный и для удобства классификации. В таком ключе написаны, например, «Солярис» Лема или «Дюна» Герберта. Что касается Маджипура, этот удивительный мир стоит особняком среди всех придуманных в фантастике планет за счёт чрезвычайно подробно расписанных деталей. Маджипур – гигантская планета, покрытая мировым океаном, среди которого расположены три материка и группа островов между ними. Их разделяют колоссальные расстояния, так как Маджипур больше Земли по диаметру в несколько раз. У планеты легкое ядро, и это позволяет на ней жить при сносной силе тяжести.

Силверберг населил планету огромным количеством флоры и фауны, а также набором причудливых рас, среди которых есть и люди. Когда-то человечество колонизовало Маджипур, но те времена минули давным-давно, прошли десятки тысяч лет, и теперь цивилизация деградировала до примерного позднего средневековья. Технологии предков утрачены, но древние машины работают, и планетой правит корональ с понтифексом – своеобразная форма двойной монархии. И вот, однажды в одном из местечек просыпается от сна некий Валентин, молодой бродяга без памяти, и отсюда начинается его удивительный путь…

Основная тема романа – поиск себя и восстановление справедливости. Здесь применяется прием обмена разумов и возвращение статуса-кво. Валентину предстоит совершить захватывающее путешествие по континентам Маджипура и многое узнать про самого себя и тот мир, в котором он живет.

Сюжет романа развивается крайне неспешно, позволяя любоваться красотами природы, удивительными растениями и животными, всевозможных форм и очертаний, причудливыми городами, не похожими один на другой ни в чем, и конечно, нравами их обитателей, их культурой и обычаями. Все это расписано чрезвычайно подробно, с любовью к деталям, отчего текст насыщен фактурой и вызывает интерес скорее массой описаний, а не хитросплетениями сюжета. В этом смысле «Замок» напоминает экскурсию и одиссею группы персонажей, с которыми путешествует Валентин. Экскурсия, потому что автор намеренно постарался сделать маршрут героев извилистым, а одиссея потому, что в каждой точке путешествия герои сталкиваются с теми или иными испытаниями, ситуациями, ловушками, конфликтами.

Пасторальные пейзажи и невероятная детальность всей фактуры ставят это произведение где-то между созерцательными полотнами Саймака и романами-рассуждениями Ле Гуин. Но это лишь ориентиры, потому что Силверберг обладает своим стилем, который особенно хорошо проявляется в его визуально-образном ряде. В тексте романа можно выделить как минимум две блестящие метафоры – Лабиринт и Сны. Образ Лабиринта встречается в тексте неоднократно и символизирует поиск персонажем своего истинного «Я». Он желает этого и одновременно боится, потому что это «Я» неведомо и может быть весьма опасным. А сновидения играют в романе определяющую роль, тесно связанную с сюжетом и механикой всего мира. Странным образом сны выстраивают параллельно с реальностью Маджипура еще один, иллюзорный, но пугающе достоверный мир образов и символов, который должно толковать, потому что за ними скрывается Истина. Тем самым Силверберг очень хитро упаковывает магию в научную фантастику, отчего некоторые путают роман с фэнтези или наделяют его эпитетом science-fantasy. Нет, это мягкая, психологическая фантастика, апеллирующая к магическим образам намеренно, это уставший от технологий мир, обитатели которого предпочитают войти в осень разума.

Художественное значение «Замка лорда Валентина» состоит в том, что, использовав научно-фантастический фундамент мироздания, Силверберг уверенно отказался от возведения на нем футуристического хай-тека, а вместо этого воздвиг колоссальный образ магического величественного замка – расположенного на головокружительной высоте замка лорда Маджипура. Сияющего во времени и пространстве, в реальности и в лабиринтах снов.

Оценка : 9
«Приход ночи»
–  [ 7 ]  +

Ученик Дьявола, 24 февраля 2021 г. в 09:32

«Приход ночи» – одно из трех произведений Азимова, которые он в начале девяностых существенно переработал в соавторстве с Робертом Силвербергом. Если о достоинствах «новых» «Позитронного человека» и «Безобразного малыша» в сравнении со «старыми» «Двухсотлетним человеком» и «Уродливым мальчуганом» можно поспорить, то «Приход ночи» кажется мне несомненной удачей. В отличие от написанного еще почти полувеком ранее одноименного рассказа, роман 1990 года получился ярче и насыщеннее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О чем идет речь, я уверен, всем известно, но все же напомню для порядка. Действие происходит на планете Калгаш, где в небе светят шесть солнц и всегда светло. Но вот одно за другим появляются свидетельства, что время от времени на Калгаше все-таки наступает ночь, которая приносит с собой крушение всей цивилизации: жители планеты не способны сколько-нибудь продолжительное время переносить темноту без тяжелых последствий для психики. Археологи обнаруживают развалины города, полностью сгоравшего с ужасающей регулярностью примерно каждые две тысячи лет; астрономы выясняют, что в скором времени ранее неизвестный спутник планеты вызовет продолжительное затмение; известный психиатр на примере ярмарочного аттракциона доказывает, что темнота губительна для рассудка; и в то же самое время фанатическая религиозная секта предвещает близкий конец света, причем его описания полностью совпадают с полученными свежими научными данными.
Большим плюсом полноразмерного формата в отличие от короткого является то, что здесь соавторы могли позволить себе не спешить со сведением воедино всех четырех линий сюжета: археологической, астрономической, психиатрической и апокалиптически-религиозной. Здесь каждой из них дали «вызреть» до критической точки, когда факты прямо-таки сами начинали лезть в глаза, и только тогда объединили ее с другой, чтобы дать персонажам и читателям возможность вновь поразмыслить – теперь уже над полученным синтезом знаний. Конечно, можно это счесть не достоинством, а, наоборот, недостатком и приписать Силвербергу (расширенный сюжет в основном придуман им) стремление умышленно затянуть действие. Впрочем, тем, кто любит покороче и поэнергичнее, остается старый рассказ 1941 года. А мне, повторю, неторопливое нарастание напряжения по ходу действия нравится больше.

Нельзя, однако, сказать, что расширенный «Приход ночи» состоит из одних достоинств. Соавторы, увлекшись закручиванием интриги, нагнетанием напряженности до катастрофы и живописанием мрачных картин после нее, как мне кажется, несколько небрежно подошли к продумыванию деталей цивилизации Калгаша. А она на планете вечного света неизбежно должна обладать рядом весьма любопытных черт, помимо непереносимости темноты. К примеру, в музее университетской обсерватории выставлены первые телескопы основоположников астрономии. Вопрос: как вообще мог появиться телескоп там, где всегда день и на небе видны только солнца в различных сочетаниях? Потребность в телескопе появляется тогда, когда требуется наблюдать слабые источники света на небе – такие, как звезды. Но звезды для жителей Калгаша – либо нечто несуществующее, либо предмет далеких от науки фанатических проповедей Апостолов Пламени. А значит, вряд ли тамошние астрономы стали бы изобретать телескоп для поисков того, чего, по их мнению, нет и не может быть. Есть только шесть солнц, а чтобы смотреть на них, телескоп не нужен. Да и может ли сформироваться в таком мире астрономия в нашем, земном понимании? Даже само слово «астрономия», происходящее от корня со значением «звезда», не могло бы там существовать. Скорее следовало бы назвать эту науку гелиономией.

Еще пример из научной сферы. Уровень цивилизации Калгаша в целом соответствует нашему концу двадцатого века, но закон всемирного тяготения открыт там совсем недавно. Это совершенно понятно и правдоподобно: на одном только примере системы из семи небесных тел найти общую закономерность очень сложно. В одном из эпизодов калгашские астрономы рассматривают гипотетический (для них) случай с одной звездой и одной планетой и приходят к выводу, что в таких условиях открытие закона всемирного тяготения состоялось бы намного раньше. Здесь читателю определенно полагается снисходительно улыбнуться, разве не так? Но вот от чего пропадает улыбка и глаза лезут на лоб – это от упоминаний таких понятий, как гравитационные линзы и складки пространства, причем этими терминами не оперируют какие-нибудь знаменитые ученые, а запросто бросаются обыкновенные аспиранты и ассистенты. Откуда могли взяться в науке, открывшей простую небесную механику всего три десятка лет назад и до сих пор подвергающей ее проверкам, понятия общей теории относительности? Да что там, даже такой простой термин, как световой год (он встречается раз или два в беседах астрономов), едва ли мог возникнуть на Калгаше. В нем просто не было бы надобности – в тамошних реалиях могли бы пригодиться разве что световые минуты.

Если перейти от науки к быту, то и тут не все гладко. Не раз и не два упоминается, что жители Калгаша в своей боязни темноты спят с «лампадками» – особыми светильниками на аккумуляторах. Логично предположить, что они, раз у них в ходу такие «лампадки», на время сна все-таки затемняют помещения. Но тогда получается очень странно: боятся темноты, при этом создают ее искусственно и искусственно же от нее спасаются. (Как тут не вспомнить пушкинское: «Пуркуа ву туше, пуркуа ву туше? Я не могу дормир в потемках!») Не проще ли было бы не занавешивать окна, не закрывать их ставнями или чем там еще у них в ходу? Короче говоря, то ли я что-то недопонял насчет калгашских обычаев, то ли это очередной авторский просчет.

Можно привести еще несколько подобных примеров, но, наверное, и приведенных выше для одного отзыва вполне достаточно. Вообще-то я не могу сказать, что такие вот мелкие неувязки сильно портят «Приход ночи», – нет, роман определенно заиграл новыми красками и читается с намного бо́льшим интересом, нежели исходный рассказ. Однако сдается мне, что соавторы слишком спешили при работе над ним – отсюда и эти непродуманные мелочи, на которые они наверняка обратили бы внимание, если бы потратили на проработку мира Калгаша немного больше времени и сил. Так что в результате у них получилась просто очень хорошая вещь, но все же не идеал.

Оценка : 9
«Замок лорда Валентина»
–  [ 7 ]  +

Нортон Коммандер, 21 сентября 2018 г. в 21:48

Недавно на Фантлабе была опубликована новость о том, что Сильверберг получил очередную из своих многочисленных наград — премию Зала славы Первого фэндома. И эта новость стала для меня поводом вспомить, что я давно уже собирался познакомиться с творчеством этого писателя, но читал до этого только один его рассказ (очень хороший, кстати — «Что мы узнали из утренней газеты»). Выбор пал на самый известый его роман, о планете Маджипур, о которой Сильверберг потом написал целый цикл.

Это, прежде всего, чисто приключенческая история. Конечно, при желании, можно отыскать здесь социальные темы и философские (такие, как обретение человеком себя, путь к себе), но главное здесь — приключения. Советские критики подобные произведения не жаловали. Да, мир интересный и оригинальный. А идеи? Идеи где? Вот у Ефремова полно мыслей, а тут что? Простые похождения. Ну и что? — ответим мы. Это очень впечатляющие приключения!

Мир — колоритный, экзотичный, огромный, волшебный Маджипур, населённый различными расами. Традиционное общество, в котором тысячи лет мало что меняется и нет войн. В чём-то этот безусловно благополучный мир кажется отсталым, но в нём существуют и совершенно невероятные технологии, которые нам покажутся волшебством.

Оригинальный главный герой, Валентин, человек с очень мягким характером, который вынужден не только быть правителем, но и бороться за своё место.

«Замок лорда Валентина», может в чём-то и наивен, но колорит, масштабность и торжество добра с лихвой перевешивают чашу весов в его пользу.

Оценка : 9
«Время перемен»
–  [ 7 ]  +

Yamada, 04 мая 2016 г. в 00:18

Неудивительно, что этот роман получил премию Небьюла. Проблемы потребления наркотиков переносятся в далёкое будущее, на планету, где уже множество веков царит полный запрет на самовыражение. Произведение не столько фантастическое, сколько философское и реалистическое.

Главный герой — человек, которому не повезло сразу во многих вещах. Во-первых: второй сын септарха, не прямой наследник, а только младший брат наследника. Киннал достаточно рано теряет отца, не успев в полной мере насладиться жизнью принца. Только его брат вступает на престол, как он уже вынужден бежать в далёкие края укрываясь от паранойи вельможи. Во-вторых: Киннал безумно любит как раз ту, с которой одной по жестоким законам Борсена он быть никак не может — названную сестру Халум, к тому же она также в ответ любит его. Ну как тут не возопиешь против такой несправедливости? Скитаясь по чужбинам, Киннал сталкивается с достаточными трудностями, чтобы понять, что в мире, в котором он живёт, далеко не всё так просто даже для такого высокорожденного человека как он. А когда ему наконец улыбается удача и он завоёвывает место под Солнцем, то появляется этот злощастный землянин Швейц, который подымает всё вверх дном и кардинально переворачивает всю жизнь главного героя. Швейц привносит в жизнь Киннала самую негативную вещь — запрещённый наркотик, который ломает и его и всю его судьбу. Швейц играет на интересе главного героя и на его желании сломить определённые запреты. Вообще это персонаж скорее отрицательный, но весьма и весьма значимый для романа, так как Киннал поддаётся его искушениям. И дальше понеслось! Он тянет за собой ещё одного, другого, третьего... Когда они расстаются, то Швейц как бы по доброте душевной и из большой любви оставляет Кинналу львиную долю наркотиков, которые они добыли. Как оказывается позже, именно они и разрушают всю жизнь главного героя. Его семью, его любовь, его положение в обществе, его доброе имя и поставят под угрозу саму жизнь. Трагично, но правдиво и реалистично!

Больше всего меня поразило поведение тех вельмож, которых Киннал «подсадил» на запрещённый наркотик. Они легко нашли в нём козла отпущения и свалили на него всю свою грязь и всякую причастность к нарушению закона. Ещё хорошо, что не убили его, а наоборот — помогли скрыться. И, подобно Артуру, герою романа «Овод» Этель Лилиан Войнич, Киннала губит исповедь. Он ещё не до конца понимает, что те, кто устанавливают в определённом обществе определённые законы, вовсе не собираются их исполнять сами. А когда до него это доходит, то становится уже слишком поздно...

Вообще этот роман — протест против установленных в обществе абсолютно нелогичных правил, противящихся самой человеческой природе. Возможно Силверберг подразумевал под этим какие-то законы, действующие в реальном мире, которые считал чуждыми и нелогичными. Как бы там ни было роман у него получился очень даже удачным и лично мне весьма понравился. Поэтому и оценку ставлю достаточно высокую. Вот только Халум жалко!

Оценка : 9
«Пассажиры»
–  [ 7 ]  +

JohnNorrik, 28 января 2016 г. в 21:30

Шикарное произведение, веет от которого атмосферой безнадежности.

Сама идея очень даже оригинальна, как по мне. Именно в такой формулировке я ее до сих пор не встречал.

Существа, которые вселяются в человека, которым невозможно ничего противопоставить. Сейчас ты это ты, но в любую минуту тебя оседлает пассажир и будет делать с твоим телом что захочет.

Хорошо прописана атмосфера мира который полностью смирился со своей участью, эдакая безнадежность и смирение. Нет никакой возможности договориться с существами, ведь их нельзя зафиксировать или остановить. Можно только пытаться выжить в этом мире и уповать на свою удачу. Если ты неудачлив, то «седлать» тебя будут очень часто. Если удачлив — то редко, или возможно даже никогда. Но сам то ты не знаешь, к какому из типов себя относить.

Оценка : 9
«Тру-ру-ру»
–  [ 7 ]  +

MarchingCat, 08 августа 2015 г. в 15:53

Отличный рассказ. По всем параметрам и смысловым линиям. Учёные и правда если развлекаются — то это непредсказуемо. И синтез продуктов максимально приближенных к натуральным — важное дело. А в том, что касается чиновников — вообще прелесть. Силверберг молодец, собственное решение нашёл, я-то ожидал развязки в духе «Абракадабры» Рассела.

Оценка : 9
«Ночные крылья»
–  [ 7 ]  +

rrq64k, 22 декабря 2014 г. в 20:40

Роман о Спасении.

Сколько циклов должна пройти земная цивилизация, на какие касты (называемые в романе «гильдиями») она должна разделиться, какие испытания преодолеть, чтобы понять наконец простую истину? — «Когда каждый человек с любовью откроет свое сердце страждущему, поймет его и поможет ему, всё человечество поднимется до высот духа... Наше искупление — в нашей общности...» (Р. Сильверберг «Крылья ночи» в переводе Я. Забелиной).

Снова и снова Р. Сильверберг в своих лучших романах говорит о том, что обновление человечества может произойти только через любовь и взаимопонимание. Да разве только он? Лучшие мастера слова сточили сотни перьев, исписали тонны чернил, извели кубометры бумаги, призывая людей любить друг друга, призывая человечество к объединению — и... всё без толку. Плевало человечество на их призывы. Жаль. Почему-то простые истины сложнее всего воплотить в жизнь.

А написан роман легким почти поэтическим образным языком, без занудства, сюжет развивается неспешно и плавно, но это не мешает роману быть глубоким и в то же время увлекательным чтением. Не знаю, как другие переводы, а перевод Я. Забелиной хорош.

Одним словом, советую.

Оценка : 9
«Защитники фронтира»
–  [ 7 ]  +

Тимолеонт, 07 апреля 2013 г. в 10:59

Чудесный рассказ без лишних элементов. Мы мало что знаем о прошлом персонажей, о географии мира, его истории. Империя — существует лишь как название, да воспоминания персонажей в виде когда-то работавших машин и оружия. Даже имён у героев нет — только звания. И такая минималистичность — намеренный авторский приём, чтоб куча деталей не отвлекали от главной идеи рассказа. Психологичность и характеры — главная прелесть «Защитников фронтира». Сильверберг рассматривает то, как люди поведут себя, будучи невероятно далеко от Родины, которая неизвестно жива ли ещё, люди, которые двадцать лет жили в уединении. Как они поступят, когда их цель будет исполнена? Попытаются ли вернуться, либо найдут новый дом?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Заканчивается рассказ как раз вторым вариантом. До ухода крепость была лишь лагерем воинов, но в тот момент, когда Картограф убил Коммандира и решено было вернуться, она стала их Домом.

Оценка : 9
«Человек в лабиринте»
–  [ 7 ]  +

alex1970, 05 декабря 2012 г. в 19:44

Красивый и печальный роман о героизме, одиночестве, принятии трудных решений, подлости и готовности на все ради высокой цели.

Прекрасно выписаны как герои (особенно двое ведущих), так и среда, где им придется вести очень опасную игру.

Именно такие произведения классической фантастики я очень люблю.

Автор ставит интересные вопросы: Что делает человека человеком? Без чего человек перестает быть человеком и можно ли это обрести вновь? На что можно пойти ради высшей цели? И где забота о всеобщем благе становится просто подлостью.

Однозначных ответов здесь нет и от этого книга только выигрывает

Оценка : 9
«Живописец и меняющий форму»
–  [ 7 ]  +

Dragonfire, 20 января 2010 г. в 16:40

На первый взгляд, эта история — зеркальное отражение первого рассказа, «Тесме и Гэйрог». Представители двух разных рас встретились, понравились друг другу и, возможно, даже влюбились... Но, увы, вместе быть не могут...

Но, вчитываясь в строки рассказа, глубже вникая в его смысл, начинаешь понимать, что эти два произведения диаметрально противоположны.

Во-первых, изменения в плане пола: вместо женщины Тесме — мужчина Нисмайл, вместо мужчины-гэйрога — женщина-метаморф.

Во-вторых, в данном рассказе явно проглядываются настоящие чувства. Тесме «полюбила» гэйрога только из-за того, что он, простите, смог удовлетворить её в сексуальном плане (она даже признаётся, что ни один мужчина не мог доставить ей такого удовольствия) и хочет именно СПАТЬ с ним, а не БЫТЬ с ним, понимая в итоге, что любви-то нет. К тому же путём секса с гэйрогом она на некоем психологическом уровне хотела «насолить» своему жениху. Но позже всё-таки благополучно вышла замуж и скоренько позабыла своего зеленокожего «возлюбленного«!

Нисмайл же действительно полюбил Сэрайс, и это чувство, скорее всего, было взаимным, чего не увидишь в «Тесме и гэйрог». Он писал её, выражая всю глубину своих чувств, он хотел быть с ней всегда, он невероятно страдал, расставаясь с ней на миг... И какую же боль он испытывал, когда расстался с ней навсегда!:-(((И он помнил её всю свою жизнь! Она вдохновляла его! Отныне он писал лишь по памяти, снова и снова возвращаясь к прекрасным моментам любви и счастья...

Но... Не могут быть вместе дельфин и русалка! Такова жизнь! Таков наш мир! Таковы законы Мироздания! И кто мы такие, чтобы нарушать их?...:-(

Оценка : 9
«Соната для зомби»
–  [ 7 ]  +

kkk72, 22 ноября 2009 г. в 23:04

Очень грустная история о человеке, чей талант пытаются использовать и после смерти. Рассказ написан мастерски и очень изящно, вот уж действительно в духе старых мастеров. Авторам удалось и передать ощущение прекрасной музыки, и показать чувства и мысли главных героев — от возмущения до горького разочарования. И все же, несмотря на грустные нотки рассказ показался мне очень жизнутверждающим. Ведь на смену гениальному музыканту приходит талантливая молодежь, которой он уступает дорогу с легким сердцем.

Оценка : 9

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+22)»»



⇑ Наверх