Энн Леки Происхождение


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Энн Леки «Происхождение»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Энн Леки «Происхождение»

Статья написана 8 мая 2019 г. 18:15

Аннотация:

У молодой женщины, стремящейся к власти, всего один шанс добиться статуса, которого она жаждет, и спасти бесценные артефакты, высоко ценимые её народом. Для этого она должна освободить их похитителя с планеты-тюрьмы, откуда никто никогда не возвращался.

Инграй со спасённым возвращаются в родной мир и обнаруживают, что их планета погружена в политический хаос, оказавшись в сердце нарастающего межзвёздного конфликта. Вместе они должны разработать новый план, чтобы спасти будущее Инграй, её семью и мир, пока она не утратила всё это навсегда.




Традиционная преамбула требует, чтобы сначала читателю представили писательницу Энн Леки, напомнили про ее яркий дебют "Слуги правосудия" и созвездие премий, присужденных всей трилогии. Затем необходимо описать, можно ли знакомиться с "Происхождением" отдельно от предыдущих томов цикла "Пространства Радч". Однако, каковы шансы, что зашедший сюда на огонек читатель ни разу не слышал об авторе? Подозреваю, что невелики, учитывая, сколь много споров и упоминаний в обзорах сопровождали первый роман цикла. Впрочем, соблюдем протокол — "Происхождение" вполне можно читать, как независимый роман, но тогда ряд второстепенных намеков, объясняющих причины созыва конклава, вооруженного противостояния в пространстве Радч и некоторые тонкости их культуры, останутся незамеченными.

Те, кто опасались, что Леки превратит свой космический цикл в бесконечную эпопею о приключениях Брэк, бывшего ИИ боевого корабля в теле вспомогательного компонента, могут вздохнуть спокойно. Конечно, автор всегда может вернуться к полюбившемуся персонажу, но пока что Брэк получила отпуск. И в то время, как дипломатические миссии всех известных цивилизаций — Гек, Пресгер, Рррррр и людей — собираются на конклав, чтобы решить судьбу потребовавших признания и независимости ИИ, в далеком провинциальном секторе разгораются местечковые, но от этого не менее жаркие страсти, и планетарно-политические, и личные.

Начинается "Происхождение" довольно бодро. Воспитанница влиятельного политика, Ингрей Аскольд заключает рискованную сделку, чтобы вытащить из «Милосердного устранения» — местного аналога тюрьмы, Палада Будракима, которого приговорили к отправке туда за похищение фамильных раритетов у приемного отца, возглавляющего Третью Ассамблею. Для этого ей приходится прилететь в систему Тира Сииласа, выйти на занимающихся нелегальными делами посредников, потратив все доступные сбережения. Дальнейшие планы повисают на волоске, рискуя обрушить ее будущее при любой ошибке.

Ингрей, домашняя и юная особа, которую трудно назвать избалованной, однако опыта и жесткости ей явно не достает. Рискованная затея понадобилась ей, чтобы превзойти брата и стать наследницей Нетано Аскольд. Ради этого она пошла на натуральный "выход из зоны комфорта" и поставила все на сомнительную карту — скандально известного преступника, с помощью которого можно переиграть брата, подбросив ему приманку с двойным дном. Однако, как легко догадаться, ситуация стремительно выходит из-под контроля Ингрей, превращая ее в заложницу куда более масштабных и сложных политических интриг. Несмотря на бодрый старт, дальше Леки действует в своей излюбленной манере — играя с психологическими нюансами, оттенками смыслов и интонаций. Перед нами конструируется то ли подобие британского детектива в интерьере аристократической усадьбы и парка, то ли авантюрный роман-взросление, то ли культурологический эксперимент.

Пусть действие в "Происхождении" переместилось из пространства Радч, раздираемого гражданской войной между версиями Лорда Анаандер Мианнаи, в удаленный от крупных сообществ Хвай, тем не менее, страсти человеческие здесь такие же жаркие и безжалостные. Люди прилагают усилия, чтобы подняться по иерархии, чтобы увеличить свое влияние, чтобы их фракция или государство получили преимущество. Федерация Омкем хочет вернуть под свой контроль систему Бейта, а для этого им нужен межсистемный шлюз с Хваем. Хвай в свою очередь гордится своей независимостью от омкемцев.

Экспериментируя с культурой и традициями, Леки сконструировала общество, в котором важную роль играют раритеты — свидетельства из прошлого, старинные документы, антиквариат или сувениры. По ним определяется положение в социуме, старшинство рода, даже легитимность властей основана на хранящихся в ларии системы раритетах. Однако сколько среди них настоящих? И что тогда первостепенно, подлинность физического носителя или чаяния и вера, связанные с идеей, которую воплощает раритет? Разумеется, не обошлось и без игры с гендерами, впрочем, без особого акцентирования.

На протяжении всей истории Леки плавно переходит от одного жанра к другому. Нелегальная авантюра разбивается пространными рассуждениями об этике и методах, размышлениями о мотивах поведения. Камерная семейная сага приходит на смену космоопере, но затем превращается в детектив с узким кругом подозреваемых. Впрочем, уже вскоре становится ясно "кто" и важнее оказывается найти выход из лабиринта политических интриг. Характерно, что в "Происхождении" практически нет злодеев, более того, даже многие антагонисты довольно скоро становятся союзниками. При этом выяснится, что противниками они были лишь потому, что опирались на ошибочную информацию или сделали неверные выводы. В результате, армия добра растет прямо на глазах, поэтому главной кульминацией становится не спецоперация, а выбор главной героини, к которому она шла весь роман. Выбор, который определит ее будущее. Выбор между чужими ожиданиями и собственными предпочтениями.

Итог: чаепитие социальной, культурологической и психологической фантастики возле склона становления-взросления.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Энн Леки «Слуги правосудия».





1648
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 18:28
Я, когда писала свою рецензию, чуть вся на мыло не изошла в связи с тем, что Палад Будраким — не мальчик, но и не девочка, и какие можно к нему грамматические нормы применять — хз.

И еще линия Гек и беглого капитана, которая добавляет измерений названию
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 18:58

цитата Shean

Я, когда писала свою рецензию, чуть вся на мыло не изошла в связи с тем, что Палад Будраким — не мальчик, но и не девочка, и какие можно к нему грамматические нормы применять — хз.

А это пусть определяет читатель, если ему это важно, хи-хикс)
Лично мне гендерные игры Леки нравятся тем, что становится абсолютно безразлично, кто из персонажей какого пола) То есть относительно некоторых интересно поугадывать по косвенным признакам, а вот вся массовка третьего и отчасти второго плана сразу же определяется их поведением, а не гендером.

цитата Shean

И еще линия Гек и беглого капитана, которая добавляет измерений названию

Линия Гек, кстати говоря, почти форменное deus ex machina, а точнее — deus ex mech:Р
 


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 19:04
ну мне очень зашла арка с подменными мехами, где они постоянно путались и героиня была вынуждена на чистой интуиции соображать, друзья или противники ведут вот эту конкретную машинку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 19:10

цитата Shean

ну мне очень зашла арка с подменными мехами, где они постоянно путались и героиня была вынуждена на чистой интуиции соображать, друзья или противники ведут вот эту конкретную машинку

Там забавная авантюрка получилась, ага.
Правда, я в упор не понимаю — где вы увидели в романе экшен?! Там же всего несколько выстрелов и пара ударов ботинками) Авантюрные элементы — да, начиная с получения капсулы, включая капитанскую машину, притворяющуюся посольским мехом, и так далее. Но экшен за что?))
Кстати, в плане гендеров — разве в трилогии не больше основано на играх с ними? А то меня немного удивило, что вы выбрали для разбора сразу четвертой том цикла;)
 


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 19:23
экшн, ну не знаю — то криокамера не пойми с кем, то убийство в заповеднике, то захват музея террористами — вроде, на мой взгляд, немало
 


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 19:51

цитата Shean

ну не знаю — то криокамера не пойми с кем, то убийство в заповеднике, то захват музея террористами — вроде, на мой взгляд, немало

Так в том-то и дело, что Леки начинает нагнетать, но потом тут же пф-ф-ф и спускает все в психологию. Вон только с диверсионной группой довела до выстрелов (односторонних, замечу!) и метания «бронебойными» ботинками, бггг)
 


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 19:25
а в трилогии так толсто, что Брэк всех называет «она», что вариативных полов уже не видно, дай Хайнлайн хоть мальчиков-то от девочек отличить. А тут минимум двое явно третьих — Падал и «дядюшка» Ингрей
 


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 19:48

цитата Shean

а в трилогии так толсто, что Брэк всех называет «она», что вариативных полов уже не видно, дай Хайнлайн хоть мальчиков-то от девочек отличить. А тут минимум двое явно третьих — Падал и «дядюшка» Ингрей

Меня в трилогии дичайше умилило, когда Брэк в первом же романе, еще в самом начале, грустно подумала, что не понимает, как аборигены различают гендеры — и перечислила, как отличаются в разных мирах ее критерии — по одежде, растительности на лице, комплекции и т.д.
Теперь каждый раз, когда в транспорте или на улице я вижу человека, чей пол не определить на первый взгляд, то с «ми-ми-ми» лицом вспоминаю сетования Брэк))) жЫзненно)
 


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 22:39
трудно быть искином)))


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 22:30
А я дочитать это не смог( Треть книги прочел и все...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2019 г. 06:53
Я сам иногда гадаю, как именно Леки удается ловить меня на крючок интереса. Есть у нее какой-то неуловимый шарм, цепляющее обаяние, которое обеспечивает погружение в историю и удовольствие от пребывания там)


Ссылка на сообщение8 мая 2019 г. 23:18



цитата Green_Bear

Однако, каковы шансы, что зашедший сюда на огонек читатель ни разу не слышал об авторе? Подозреваю, что невелики, учитывая, сколь много споров и упоминаний в обзорах сопровождали первый роман цикла. Впрочем, соблюдем протокол — «



я не слышала.
«ради протокола» спросила у своих приятелей-друзей, они тоже не слышали.
на последок поинтересовалась у знакомых, они тоже не слышали.
Мне кажется, об этом авторе, 99.9% населения земного шара, сто процентов не слышали, и их она вообще не интересует, и не заинтересует, судя по реакции людей, у которых я спрашивала об этой писательнице.


лично меня заинтересовала она лишь из за вашей репутации на фантлабе. и то, после вашей рецензии, читать ее не буду.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2019 г. 06:51

цитата zdraste

Мне кажется, об этом авторе, 99.9% населения земного шара, сто процентов не слышали, и их она вообще не интересует, и не заинтересует, судя по реакции людей, у которых я спрашивала об этой писательнице.

Процент людей в России, которые активно читают фантастику — а не за всю жизнь Лукьяненко, Стругацких, Брэдбери или Толкиена по случаю и к выходу фильма — будет аналогичным. Узок их круг, тиражи последних лет намекают.
А завсегдатаи ФЛ, интересующиеся зарубежной фантастикой, все же более наслыханы о крупных дебютах и новинках.

цитата zdraste

лично меня заинтересовала она лишь из за вашей репутации на фантлабе. и то, после вашей рецензии, читать ее не буду

И это тоже вполне себе хороший вариант, явно лучший, чем натолкнуться по краткой рекомендации и мучиться, читая «не свою» книгу, а потом ворчать на автора:)


⇑ Наверх