Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 апреля 2023 г. 10:41

«Хомо-вульгарис» среди одаренных, или «Используйте способности разумно»

ekstraordinarnaja

Мир, где каждый человек по достижению совершеннолетия получает суперспособность. Когда полезную, типа полета или сверхсилы. Когда не очень.

Каждый, кроме Дженифер Риган.

Девушки, которой уже стукнул четвертак, а сверхспособность так и не проявилась. Джен это не просто бесит, но и начинает причинять самые настоящие неудобства.

Не очень-то приятно быть бесталанной белой вороной в мире одаренных.

И Джен с товарищами: юристкой Кэрри, подрабатывающей медиумом и ее безалаберным парнем Кашем, принимаются за поиски метода, который откроет суперспособность Риган.


Супергероику за последние годы как только не склоняли. От пафосных работ Марвела и ДС до пацанской деконструкции жанра.

И вот еще один взгляд на сверхспособности – со стороны хулиганской комедии с кучей неловких моментов.

По возможным силам, полученным народонаселением, постановщики прошлись от души.

Начиная от классических, типа суперсилы или полета (небеса тут полны снующих туда-сюда горожан, порой подрабатывающих воздушным извозом – эдакие летарикши). Общения с мертвыми (в качестве бонуса — возможность призвать Гитлера и обстебать его по полной программе), или управления водой или техникой. До экзотичных и безумных. Как вам юноша, способный вызывать оргазм одним прикосновением? Человек, понимающий и умеющий общаться с животными (без наушников не обойтись, эти блохастые товарищи весьма болтливы). Рекрутер, у которого кандидат на собеседовании говорит только правду? Живой 3д-принтер, извлекающий из своего организма любые предметы обтекаемой формы (догадайтесь, откуда и почему именно такие ограничения). Парень способный делать свое тело прозрачным (звезда вечеринок). Девушка, материализующая воспоминания (почти машина времени). И таких сверхсил тут выше крыши.

С суперспособностями связана огромная куча различных приколов и забавных ситуаций. Ведь они узкоспециализированны, у них масса ограничений. К примеру, мало иметь возможность управлять сложной техникой, надо в ней разбираться, чтобы правильно сформулировать, что ты от нее хочешь. Сложно находиться в толпе тому, кто читает эмоции окружающих. И что уж говорить о неловких моментах, когда во время использования «скилла» заканчивается энергия (проходящий сквозь стены подтвердит).

Комедийные моменты разного уровня и качества. Когда на уровне недурной иронии или сарказма (проблема нелегальных уборщиков-невидимок, которых никто не замечает или безумно дорогие клиники, помогающие проявлять способности, реплики из серии «работа – это грустно, зато платят»), когда Американского пирога (задница из стены). Хватает предсказуемых арок, типа судьбы песика, жаждущего бродить как древние волки.

Но, в целом — недурно.




Статья написана 3 апреля 2023 г. 12:08

Хулиганское фентези, или Издевательский наемник

tanec_marionetok

Служба поручику седьмого наемного полка Исевдриру Норгаарду медом не казалась. Столица пограничной провинции захваченного его нанимателями Каэлларха была недружелюбным местом. Всеобщая ненависть местных, конфликты с Городской стражей, набираемой из аборигенов, презрение к наемникам со стороны солдат эрейской армии, тупость подчиненных и давление начальства.

Однако, принимаясь за поиск членов таинственной касты воинов Круг, регулярно устраивавших мятежи в столице, поручик не знал, что все неприятности, пережитые им ранее, были еще цветочками.


Польская фантастика, настоящим девятым валом обрушившаяся на нас в последние годы, в подавляющем большинстве оказывалась годной литературой. Дукай, Вегнер, Гжендович , Пискорский, Збешховский, Майка, Пшехта, Комуда, Саульский, Гурский , еще Гжендович, Косик либо радовали, либо по крайней мере не расстраивали. Был лишь один автор, книга которого показалась откровенно слабой — Гузек. Низиньский стал вторым польским автором, как на меня, абсолютно не обязательным к прочтению.

Перед нами немудреная солдатско-наемничья история, радующая лишь черным юморком, балансирующим на грани ядовитого сарказма и злой иронии. Автор ведет свой рассказ от первого лица Иса, а наш поручик оказывается весьма язвительным типом. Низиньский поиздевается над святым для современного человека – демократией. Хотя остальным формам правления также мало не покажется. Над очередным западным фетишем – расизмом. Вредным аспектам власти. Религией, которая становится всего лишь еще одним полем, на котором каэлларахцы соперничают с захватчиками из королевства Эреи. Жадностью власть имущих и гонором родовитых аристократов. Тупостью и быдлячьим поведением простого люда. Скользкими и могущественными банкирами, вертящими, как марионетками, кем угодно. Социальными потрясениями и попытками революционных перемен. Армейскими порядками. Даже сыру с плесенью достанется. Часть тем смотрятся откровенным анахронизмом для условного позднего средневековья – но это дело такое, некритично.

Но настоящим украшением романа становятся местные демоны. С одной стороны – ничего особенного. Есть Ад, чьи бессмертные обитатели старательно, не покладая конечностей, собирают людские души. В Аду есть иерархия (типа ассистента вице-архидемона), квартальный план, количество ежемесячных контрактов по сбору душ, продвижение по дьявольской лестнице, чтобы оказаться в круге ада повыше.

Но имеется нюанс – согласно научным исследованиям, никаких душ не существует. Соответственно недалекие демоны — формалисты, чей мир консервативен и дремуч предлагают людям сверхчеловеческие умения за пустышку. Самое забавное, что многие демоны, к примеру, Вельзевул, принявший человеческий облик, чтобы стать букинистом, об этом прекрасно знают.




Статья написана 31 марта 2023 г. 13:43

Я хотел совсем не этого!!!, или Формулируйте скрупулезно

ispolnitel_zhelanij

Пьянство на работе – это плохо. Лишние 50 грамм, выпитые крановщиком, разгружающим статую для известного коллекционера, грозят порабощением человечества.

Ведь в результате его действий хрупкая Александра освобождает джинна – древнее зло, жаждущее переместить на Землю орду своих злобных сородичей. Для этого монстру нужно поработить десяток-другой людских душ, исполнив их «хотелки», а главное — заставить Алекс загадать три желания.


Среди массы однотипных ужастиков 90-х был один, запомнившийся надолго. Причем даже не образом антагониста, хотя злой джинн (забудьте про милого Уилла Смита ) по сравнению с призраками, демонами и оборотнями смотрелся выиграшно. А пристальным вниманием к теме формулировок (то, что в 90-е звучало как «следите за базаром»). Wishmaster для играющих «кухонки» ролевиков даже стал программным фильмом, заставляющим игроков внимательно относиться к своим словам, и помнить нехитрую истину: если что-то из ваших речей может быть извращено, оно обязательно будет извращено.

Казалось бы. Я ведь так хорошо сформулировал у себя в голове, что именно случится после моего монолога. А вот озвучить позабыл. Или пропустил ограничивающий фактор, или не добавил парочку условий. Вуаля! Желаете прекратить боль? Добро пожаловать на кладбище. Я не желаю видеть что-то. Не будешь. Боюсь за свою красоту. Она останется вечной. Жажду посадить сколького типа. Легко! Хочешь денег? Подумал, кто для этого умрет? Причем за исключением ситуации со вторым охранником, когда джинн слишком уж притянуто за уши переформулировал «освобождение» (хотя если напрячься – можно понять и так), остальные случаи изврата «хотелок» поданы достаточно корректно.

Отличный тренинг, который имеет смысл если не показывать (кровищи много), то как минимум пересказывать детям, наивно глядящим на жизнь.




Статья написана 23 марта 2023 г. 11:09

Встретимся в Геттисберге, или Демонические зомби

voskreshenie

Конец света не наступил со сменой тысячелетия. Люди облегченно вздохнули, и продолжили свои научные забавы. Мутаторы там, ускорители ядерных частиц. А ежели человек за что-то всерьез возьмется – то обязательно достигнет результата. Правда, зачастую, не того, какого хотел.

К примеру, вместо познания Вселенной — зомби-апокалипсис.

Да не простого, с вялыми, скучными мертвецами. А с зомби, полностью сохраняющими память тела, интеллект и способности. Зомби, на самом деле являющимися чем-то большим, чем банальные пожиратели людского мяса.


Брайан Кин на диво плодовитый и весьма популярный на Западе автор хоррора. А еще тот, кто в 2003 году со своим дебютным романом The Rising cтал одним из инициаторов свежей волны моды на зомби. Волны, продолженной целым рядом как зарубежных, так и русскоязычных авторов книг, кино и телефильмов.

«Воскрешение» практически не занимается психологическими исследованиями, как более поздние Грант или Лукьяненко, взамен нагнетая саспенса, экшена, неаппетитных подробностей. Подбрасывая не самое распространенное (а точнее хорошо забытое) наполнение идеи «живых мертвецов».

Здешние «шустрики» явно вдохновлены «Зловещими мертвецами» Рэйми. Причиной зомби-апокалипсиса стал не любимый более поздними авторами вирус, а некие сущности по фамилии Сиккизм. Сущности, по всем раскладам напоминающие демонов. Они крайне не любят Бога, заточившего парней в ледяной Пустоте. Презрительно относятся к людям, обзывая их обычным «куском мяса» (демоны-расисты, ай-ай-ай!). Вселяются в тело после смерти человека и извержения души («Мы обитаем в вас, когда душа уходит»), занимая ее место в мозгу! (место души установлено!). Утверждают что их количество «больше бесконечности», что унаследовали землю, а время людей закончилось. Любят людское мясо, но в большинстве случаев не лишают тело возможности двигаться после воскрешения – заботятся о собратьях, ждущих своей очереди в Пустоте. Сохраняют память тела и его навыки. Могут говорить, иронизировать, стрелять, водить машину, устраивать стрелковое сафари на людей, действовать из засад. У них даже имеются «предводители дворянства», собирающие из воплощенных армию.

При этом регулярно и с удовольствием «тупят». С другой стороны кто нам сказал, что все демоны являются «гениями мысли и отцами русской демократии»? Может они просто по определению глуповаты?




Статья написана 17 марта 2023 г. 15:12

Банка с кузнечиками, или Крестный путь в лесу/Всадники на пороге

stuk_v_xizhinu

Пасторальные леса Пенсильвании. Уютный домик, в котором отдыхает семья из двух мужчин и усыновленной 9-летней девочки. Семья, в которой царит любовь и гармония.

Нарушенные вторжением четырех странных людей. Требующих невозможного, утверждающих, что от решения членов семьи зависит ни много ни мало – а судьба всего человечества.


М. Найт Шьямалан («После нашей эры», «Сосны», «Сплит», «Стекло», «Дом с прислугой») продолжает окучивать благодатную ниву апокалипсиса.

Приближение конца света всегда пугало гомо сапиенсов, и над тем, как спастись при приближении маленького белого песца, думали многие.

Найт дарит зрителю параноидальную, напряженную, полную сомнений и психических вопросов историю, в финале слишком добросовестно отвечая на все вопросы, и убирая любые недомолвки.

А вот на протяжении картины сомнений, что у зрителя, что у героев, будет хоть отбавляй.

Кто наши непрошенные гости? Психи, фанатики-сектанты, камикадзе, мошенники, преступники, предвестники? Что мы видим: воплощенную паранойю, групповой психоз, искренние заблуждения, непонятную аферу, приступ безумия, искреннюю веру? Восприятие происходящего меняется на протяжении всей ленты. Причем, как было сказано, как у нас, так и у пленников.

Интрига с личностями гостей, побудительными мотивами, и главное, их правотой или неправотой, поддерживается недурно. Напряженное общение с четверкой, телевизионные новости, различные теории, которые выдвигает Эндрю – добавляют в блюдо остроты.

Фильм поставлен по роману Пола Г. Тремблея «Хижина на краю света», причем, как говорят, финал фильма кардинально отличается от первоисточника.

Поскольку фильм камерный, дело происходит в замкнутом пространстве (90 процентов событий случаются в одной-единственной хижине), обходясь без костылей спецэффектов (за исключением буквально одной сцены), изрядная нагрузка лежит на актерах.

Они, в целом, не подвели.

Сперва о хозяевах.

Эрик (Грофф). Чувствительный, эмоциональный перестраховщик и зануда. Тонко воспринимающий мир. Эрика можно назвать ведомой стороной в паре, а можно ее совестью и идейной основой (ну или женским началом).

Эндрю (Элдридж). Порывистый, резкий парень с характером. Активно занимающийся боксом и прикупивший в оружейном магазине аккуратный «ствол». Возводящий счастье семьи во главу угла (и кто его обвинит?).







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх