Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алексей121» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана вчера в 16:32
Вот и пришло время для последнего в уходящем году традиционного обзора новинок англоязычного книгоиздания. А так как вторая половина месяца традиционно пуста — новый год на носу, подвести итоги можно уже сейчас.
Неудивительно, что и книг в подборке будет вполовину меньше от обычного количества — шквал осенних релизов схлынул, оставив за собой лишь немногих догоняющих, спешащих успеть выйти до конца года. Совершенно непонятна судьба книги Джанго Векслера «Siege Line». Из магазинов она пропала, на форумах — тишина. Еще нет окончательной уверенности в выходе книги «Death Hymns of Homara» Замиля Ахтара. Дата выхода на Амазоне — 31 декабря. Но учитывая общее безрыбье, я решил включить роман в подборку.
  1. Фантастика
  2. Фэнтези
  3. Хоррор и смежные жанры
  4. Подростковая литература и янг-эдалт




Статья написана позавчера в 19:45

Давайте посмотрим на результаты последнего в этом году голосования книжного клуба и на то, какую книгу мы выбрали к обсуждению на этот раз.

Начнем, по традиции, со второго места.

2. Яцек Дукай «Король боли» — 39 голосов

3. Алексей Иванов «Невьянская башня» — 36 голосов

4. Михаил Елизаров «Юдоль» — 34 голоса

5-6. Кэмерон Джонстон «Вероломный бог» — 33 голоса

5-6. Евгения Ульяничева «Сиаль» — 33 голоса

7. Роберт Сойер «Блюз Красной планеты» — 33 голос

8. Сергей Лукьяненко «Седьмой» — 28 голосов

9. Рональд Малфи «Пойдём со мной» — 23 голоса

10. Тимур Суворкин, Денис Килесов «Гигахрущ» — 21 голос

11. Ся Цзя «Далёкое лето» — 20 голосов

12-15. Владимир Березин «Пентаграмма Осоавиахима» — 19 голосов

12-15. Цзян Бо «Повесть грядущих лет» — 19 голосов

12-15. Сабино Кабеса «Граница темноты» — 19 голосов

12-15. Тим Каррэн «Улей» — 19 голосов

16. Андрей Синицын «В круге света. Лучшая фантастика — 2026» — 15 голосов

17. Вячеслав Бакулин «Арфа королей» — 11 голосов

18. Дженнифер Торн «Диавола» — 10 голосов

Победу в голосовании одержал роман Наталии Осояну «Змейские чары», набравший 46 голосов

Это не была легкая победа: уже не раз роману не хватало буквально нескольких голосов, чтобы стать книгой месяца. Но победа эта более чем заслуженная, не помешало даже явление сверхпопулярного Дукая.

В «Змейские чары» в виде вложенных историй вошли несколько ранее опубликованных сказок из цикла «Змейские сказки». Такие романы, собранные из множества историй, модно называть мозаичными, но в случае со «Змейскими чарами» это будет ошибкой. Это, скорее, роман-ожерелье, где на тонкую нить сквозного сюжета нанизаны жемчужины отдельных историй. Роман весьма вольно обращается с мифологическим материалом, деконструируя не только классические (и при этом не шибко знакомые широкому кругу читателей) сюжеты румынских сказок, но и само литературное пространство, переосмысливая отношения текста и читателя.

Роман уже сравнивают с «Vita nostra», но я бы еще его сравнил с «Дневниками голодной акулы» Холла, а сама писательница признается, что вдохновлялась незабвенным «Тигр! Тигр!» Бестера, наполняя роман текстографикой. И пусть даже чтение «Змейских чар» не будет простым опытом, перед нами один из самых оригинальных фатнастических романов уходящего года.

Не пропустите возможность обсудить его с нами в книжном клубе Фантлаба!


Статья написана 15 декабря 13:09

Перед тем как составлять список самых ожидаемых книг 2026 года, я решил, что будет уместно кратко рассказать о тех книгах, которые освещались в моем прошлом цикле статей, но в 2025 году мы их так и не увидели. Обсудим причины, вызвавшие задержку публикации, и вероятность выхода в следующем году.

Обзор мы разделим на три части. В первой — книги не вышедшие из-за банального сдвига издательских планов, но у которых уже появилась обложка и дата публикации. Во второй — книги, которые имеют все шансы выйти, но не обязательно в следующем году.

В третьей — проблемные проекты, имеющие немалые шансы так и остаться неопубликованными.




Статья написана 12 декабря 22:04

Да, эту рецензию меня снова попросил написать издатель — и снова я не понимаю зачем она нужна. Иван Белов за последние годы сделал себе имя и если кого-то и можно назвать нашим конкурентом западным мастерам гримдарка и темного фэнтези, то именно его. И как бы я не иронизировал, по поводу привычки лепить сравнения с известными именами по делу и без (что, иной раз, принимает какие-то совсем уже несуразные формы), в данном случае они вполне уместны. Белов не только сумел конкурировать с первыми именами жанра, но при этом отточил свой собственный уникальный и узнаваемый стиль, с едким юмором и крепкими мифологическими корнями.

Не так давно был опубликован роман (а на самом деле сборник) «Заступа: Грядущая тьма» о котором мы сегодня и поговорим. А поскольку чемоданы первым абзацем уже были отработаны, под спойлером будет преобладать критика, и, смею надеяться, обоснованная.




Статья написана 6 декабря 20:21

Признаюсь сразу в том, в чем я по-хорошему должен бы признаться несколько позже: я не очень хорошо умею оценивать стили написания книг, но очень люблю стильно написанные книги. Ежели автор говорит в узнаваемой и отличной от других манере — солидный кусок моего читательского сердца уже у него в кармане. Так, например, я прочел «Десятитысячный день» и влюбился в Изабель Ким по уши — до чего же она крута: нарушает все писательские табу: называет кучу персонажей одним именем, обращается напрямую к читателю, переписывает одну и ту же сцену раз за разом прямо в тексте... и при этом остаётся болезненно искренней и кислотно саркастичной.

Если же говорить о моей любимой первой фразе, то тут для меня вне конкуренции Гибсон со своим бессмертным «небом цвета экрана телевизора, настроенного на мёртвый канал». Горсть сухих слов создаёт незабываемый образ, который определил эстетику целого жанра на годы вперёд.

Чувствуется, что первую фразу своего дебютного романа «Умалишённый» Артем Бенцлер хотел сделать не менее запоминающейся. И у него хорошо получилось: «Три часа ночи и злой ветер за окном» сразу настраивает на нужный лад. Но за первой фразой идёт вторая, затем третья и они смазывают впечатление. Образ не закрепился и убойная первая фраза выстрелила в молоко. Нет, я не могу назвать стиль провальным, совсем не могу. Но какой же он неровный! От фраз, которые хочется прочесть вслух, до фраз вызывающих чувство испанского кринжа автор путешествует в рамках одного абзаца, да ещё и по нескольку раз. Самобытно ли это? О да, ещё как.







  Подписка

Количество подписчиков: 380

⇑ Наверх