Конкурсные тексты хороши тем, что порой среди них попадаются настоящие жемчужины, оригинальные и мастерские, которые редко встретишь в антологиях, более форматных и коммерческих. Конечно, нередко авторы пытаются сшить несовместимое, раздробить философские монолиты до простых ответов, но даже за этим наблюдать весело. Иногда. По веской причине чтение было начато с конца по алфавиту. Первые шесть отзывов готовы. Во второй части будут оставшиеся шесть финальных плюс бонусные на несколько рассказов, отсеянных во втором туре.
«Урановые роллы»
Космос и «футурама» ларечного разлива.
ИИ плюс субличности. Горно-рудный бронтозавр с реактором. Умиление ребенком и вирт.
Во-первых, это не НФ. Даже близко. Автор пытался имитировать компьютерную и техническую лексику, но выглядит нелепо и наивно. Достаточно одного построения в ряд «кубитовые блэйды» и «дисковый массив». Местами автор даже почти противоречит сам себе. Так что перед нами то ли юмористическая/стебная фантастика, то ли кибер-фэнтези.
Во-вторых, стилистика баек за стойкой в баре безусловно имеет право на жизнь. При умелом использовании. Здесь же лексика чересчур упрощенно разговорная, перебор с повторами. И самое ужасное, что цельного впечатления не возникает, ни от самого нейроса, ни от субличностей. Маски без характеров и лиц. Если убрать утащенные из масс-культуры фразочки, не останется вообще ничего.
Положение дел мог бы спасти сюжет, но растянутый пунктир событий и вдвойне банальный финал убивают все положительные моменты наповал.
Тот случай, когда и рад бы накинуть балл за гуманистический посыл, но рассказ этого совершенно не заслуживает.
«Слезы Ниобы»
Космос, ксеносы и осколки безумия.
Самоизгнание и ксенокультура, спасение колонии и неизвестный враг.
При беглом прочтении хочется воскликнуть: «годно!»
Например, в первом эпизоде герой изрекает лаконичные примитивные фразы, «я опасен!» или «не подходите!» Словно ребенок лет десяти. А потом размышляет умно и сложно.
Или сцена встречи с Мышкой, когда герой сперва ждет, что Зверь покинет его, а потом тут же выдает, как давно известный факт, что они связаны навсегда после лабиринта, и это не исправить. Что это было, Ватсон?
Можно поспорить с логикой финального решения героя или поведения мантисса. Но не хочется. Потому что рассказ оставляет достаточно сильное впечатление.
«Сказ о том, как сайбер-казаки за зипунами ходили»
Подобные рассказы хорошо смотрятся в детских сборниках, максимум, рассчитанных на подростков. Абсолютно безконфликтное повествование, проблемы на обратном пути не в счет – они разрешаются по мановению электронной машины одним предложением.
Для приключенческого жанра чудовищно затянута экспозиция.
Для гуманитарной НФ нет новизны – чистенькая и аккуратная ученическая работа, лекала заданы еще по советской эпохе – «мир, труд, весна!» Почти дословно, только весна – и синоним любви, и синоним расцвета.
Мелкая поправка: не «кампания», а «компания».
«Сироты Марса»
Космос, культы и мифы.
Роад-стори, суровые марсианские пустыни и нравы, подростковый бунт и взросление, деструктивные культы и Метрополия.
Знаете, такой чудовищной антивычитки даже на Грелке редко увидишь. А чтобы в финале серьезного конкурса… Мда. Местами пунктуация отсутствует, как класс. Причастные и деепричастные обороты выстроены так, что порой стадо кутается, а не пастух. Ужас? Ну, почти.
Идеи. Здесь их целая россыпь. От бунта против традиций и конформизма, от рождения мифов и легенд, до приключений с погоней, схваткой и переосмыслением, до осознания ответственности и незаметного взросления. Метрополия и бластер с одним зарядом, пустоши и резьба на забралах будто сошли из аниме 80-ых или 90-ых. Плюс западная фантастика еще более раннего периода. Этакое ненамеренное ретро.
Беда в одном – идеи по большей части не раскрыты. Автор набросал их густо, но развивать, иллюстрировать – не барское дело. Как и вычитывать текст. Пусть читатель старается, вкладывает свои смыслы или погружается в СПГС. Круто, да.
«Охотник и пряности»
Космос, чудовища и дичь.
Путешествующий охотник со странностями, необычная добыча, скрытый подвох и жесткая развязка.
Композиция «Охотника» выстроена настолько прозрачно (не путать с просто или примитивно, требуется особый талант, чтобы текст считывался так легко), что по ней можно учить начинающих авторов.
Первый эпизод – визитка героя с обманкой. Нам продемонстрировали его образ мышления, недавнее прошлое, особенности профессии. С обманкой – потому что читатель может решить, что дальше будет развиваться романтическая линия. А вот нет – это ружье выстрелит много позже, как и костяная фигурка.
Второй эпизод – полноценное введение, в котором раскрывается характер главного героя и обрисовывается место действия. Манера Валерана привирать подана ненавязчиво и ярко характеризует персонажа вкупе с прозвищем.
Третий эпизод – в нем происходит завязка, отчасти скрытая от читателя. Нам выдали необходимую порцию информации, достаточную, чтобы предсказать дальнейшее развитие сюжета. В этот момент я догадался, что произойдет при выращивании дрейка. Только делал ставку на агрессию клона.
Четвертый эпизод – собственно, окончательная подача истории. Теперь фигуры расставлены, начинается рискованная игра.
Пятый эпизод – кульминация, на мой взгляд, ложная. Экшен обеспечивает накал эмоций плюс еще моральный выбор героя, но… не уверен, что это главное, хех.
Шестой эпизод – развязка оформлена, точки расставлены. Здесь, несмотря на локальность и сжатость событий, эмоции по-своему острее. Жертва дрейка – раз. Осознание Ангелиной, что охотник не лгал – два. Я говорил, что ружья надо вешать заранее?) В первом эпизоде его показали, а выстрел состоялся почти в финале.
Седьмой эпизод – десерт для гурманов и истинная кульминация, как мне кажется. Исчерпывающее раскрытие характера и души Охотника. Именно так, с большой буквы. Его извечная тяга к уравниванию шансов и достойному противнику.
Пожалуй, логическая натяжка здесь ровно одна. Что местные жители сумели сохранить свой бизнес от чужаков – вспоминаем историю Китая, чай и шелк. И что не сумели отследить действия чужака до кризисной точки.
«Объект №»
Космос, одиночество и безысходность.
Умирающая Земля, экспедиция с риском оказаться билетом в один конец, песчаная пустыня, отрыв от семьи и дома.
Собственно, на этом характеристику рассказа можно заканчивать. Все эфирное время отведено под описания отъезда, развертывания и долгих лет работы. Вопрос, а зачем там вообще люди? Автоматические станции сделают все это же, разве нет? Разговор через спутник – так там гиперпередатчик? Это уже в копеечку влетит, ага.
Идея заброшенных в безвестности исследователей – хороша. Правда. Но реализована крайне слабо. Даже финальное осмысление героем всего произошедшего переложено на плечи читателя. А чем занимается автор? Сюжета нет, психологии отношений между членами экспедиции – очень мало. Сложных описаний нет. Атмосфера затерянности и безысходности? Маловато для высокой оценки.
Много лет назад народ Фургонщиков покинул родные земли под натиском жестоких кочевников. Погибли тысячи людей, десятки тысяч лишись родины. Но молодое поколение, рожденное уже в Меекханской империи, воспитано на героических сказаниях предков и жаждет вернуть свою родину, которую никогда не видело. Генерал Ласкольник и его отряд участвуют в небывалом по масштабности плане: помочь Фургонщикам отвоевать у кочевников свой дом. Вот только для этого огромному каравану необходимо преодолеть высокие заснеженные горы, где на перевалах и тропах поселилась смерть. Тут раз за разом исчезают люди, и никто не в силах выйти на след таинственных преступников. Но именно здесь встретятся герои Севера и Востока: Кайлеан, всадница из отряда Ласкольника, и Кеннет, лейтенант Красных Шестерок, знаменитого подразделения Горной Стражи. Встретятся, чтобы понять: в мире, где давно отгремели войны богов, возникла новая странная сила – безжалостная и нечеловеческая, и битва с ней неизбежна.
Вот-вот по горным долинам и перевалам суровых Олекад потянутся живой гигантской нитью обозы Фургонщиков, вольного степного народа верданно, решивших вернуться на родину, даже если придется бросить вызов безжалостным кочевникам. Но загадочные и жуткие убийства, исчезновения людей, чудовищные расправы охватили зловещей сетью горную местность. И генерал Кавер Монель, командир Восточного Соединения Горной Стражи, обоснованно опасается, что путешествие верданно может превратиться в кровавую бойню в тесных долинах, на узких мостах или на крутых перевалах. Тревожится и глава местной Крысиной Норы, Эккенхард, который не имеет значительного опыта руководства и впервые попадает в столь запутанное и опасное положение. Поэтому уже знакомый читателям лейтенант Кеннет со своей ротой получает приказ проверить весь маршрут вместе с головным отрядом верданно и удостовериться, что фургоны смогут пройти на всех отрезках пути, что нигде не встретятся засады или ловушки. А Кайлеан и Дагена под чужими именами отправятся в замок Кехлорен, вокруг которого неумолимо сужается спираль убийств, и попытаются исподволь выяснить, кто или что ответственны за происходящее. Главное, самим не стать очередными жертвами или казненными лазутчиками.
Сплетая сюжетные линии Севера и Востока в "Небе цвета стали", Роберт Вегнер также окончательно уходит от сборников новелл, поворачивая историю в романное русло. Помимо лейтенанта Горной Стражи и бывших членов чаардана Ласкольника автор добавляет еще одну героиню, от лица которой мы будем далее наблюдать за событиями — юную фургонщицу Кей-Лу, младшую дочку Анд’эверса, ставшего Оком Змеи в первом караване, что спустится на возвышенность. Вместо камерных историй на сцену вступает масштабное столкновение народов и цивилизаций, где судьбы отдельных героев не стоят и ломаной монеты.
Пожалуй, можно поставить в укор автору, что выстраивая темпоритм романа, он оттянул кульминационные моменты всех сюжетных линий до финала. Из-за этого оказались немного пригашены яркие эпизоды, связанные с убийствами и магией. Поэтому плавный и последовательный рост напряжения на протяжении длительных боев между верданно и се-кохландийцами оставляет равнодушными тех читателей, чье сердце не вздрагивает от военных сцен.
Однако в остальном роман являет собой образчик эпического военно-приключенческого жанра. Особого внимания заслуживают бои между верданно и кочевниками. Каждая из сторон извлекла уроки из сражений многолетней давности. Усовершенствовала оружие, изобретала тактические приемы и хитрости. Но враг тоже не стоит на месте. В результате бой между Фургонщиками и кочевниками превращается в сложную интеллектуальную игру, в которой ставки с каждым ходом и часом повышаются, пока на кону не окажутся жизни всех бойцов. Только в этой игре льется кровь, в ней по-настоящему убивают и пощады не будет никому. Побежденных вырежут до последнего, в том числе женщин и детей. Вырежут ради самозащиты, ради алчности и процветания, ради застарелой ненависти и мести. Справедливость? Боги не знают такого слова. Зато оно известно родовым духам, духам двух разобщенных и ненавидящих друг друга племен, которые встретятся возле умирающей пленницы, которую палачи заставили следить за бойней. И к этому моменту разрешится тайна загадочных убийств, жестокая участь настигнет замок Кехлорен, а черные равнины и небо цвета стали увидят незваных и суровых гостей.
Вегнер сперва иронично, с присущим ему цинизмом, а затем эмоционально и красочно рассказывает жесткую историю, в которой воспевается верность и мужество, в которой романтику и легкомыслие смывает кровью, втаптывает в грязь. Но герои умудряются сохранить веру в чудо и свет, вопреки сгущающемуся мраку. Вопреки таинственным игрокам, готовящимся к глобальной политической и магической игре. Первые ходы сделаны. Возвышенности усеяны трупами. И нечто грядет.
Итог:качественное военное фэнтези со множеством интриг.
В 60-х годах ХХ века НАСА обнаружило внеземной космический корабль, скрывающийся в поясе астероидов. Они наблюдали «Цель» в течение нескольких десятилетий, лихорадочно совершенствуя технологии, чтобы добраться до корабля и изучить его. Корабль же все это время беззвучно дрейфовал в космосе. Доктор Джейн Холлоуэй — лингвист, специализирующийся на вымирающих языках. Она и не думала становиться астронавтом. Но когда НАСА предлагает ей присоединиться к экспедиции на «Цель», Джейн не может отказаться. Это решение полностью изменит ее жизнь, ведь как только она приблизится к внеземному объекту, в ее голове раздастся тихий голос: «Ты дома».
Сбылась давняя мечта человечества! Не только найдено доказательство существования "братьев по разуму", но также обнаружен звездолет, дрейфующий в поясе астероидов, то есть в радиусе досягаемости для земного космического корабля. Остаются сущие пустяки — снарядить команду специалистов, которые высадятся на его борт и попытаются вступить в контакт с пришельцами. По возможности, также попробуют разобраться в инопланетных технологиях. Для этого НАСА собирает лучших профессионалов, а именно: лингвиста Джейн Холлоуэй, пилота Тома Комптона, медика Аджайи Варма, инженеров Рональда Гиббса и Алана Бергена, а также командира Марка Уолша. Однако любой, даже детально проработанный план имеет скверное свойство оказываться абсолютно бесполезным в самый неподходящий момент. Например, когда выясняется, что управляющий разум корабля жив, но звездолет находится отнюдь не в идеальном состоянии, а внутри команды назревает раскол.
"Цель" — уже не первый дебютный роман, вышедший в серии "Sci-Fi Universe" издательства Fanzon. Перед ним был авантюрно-приключенческий "Адмирал" Дэнкера, получивший противоречивые отклики, но тем не менее нашедший своего читателя. А вот книга Дженифер Фэнер Уэллс вызвала преимущественно негативную реакцию у любителей фантастики. Самое досадное, что у "Цели" были все шансы, пусть не стать шедевром, но тем не менее, удержаться на уровне крепкого середнячка.
Первые главы обрисовывают ситуацию и погружают читателя в атмосферу неизвестности. Тесный челнок, возрастающее напряжение, бытовые трудности и стыковка с загадочным звездолетом. Многообещающий зачин, поскольку его можно развернуть в разнообразных направлениях. От гнетущего триллера до благообразной футурологии. Однако Уэллс попыталась охватить широкий спектр тональностей, увы, с предсказуемым результатом.
Во-первых, главная героиня — Холлоуэй — представлена, как гениальный лингвист с поразительными способностями к изучению новых языков. Но никакой научной работы в ее исполнении мы так и не увидими, поскольку в роли "волшебной палочки" выступит телепатическая связь с корабельным разумом, Эй’Брай-ем. Очень обидно, когда обещанная фишка оказывается обманкой. Во-вторых, замахиваясь на мультирасовую вселенную, автор ограничивается по сути всего одной высокоразвитой цивилизацией, дополняя картину архетипичными инсектоидами-Сворой и предтечами-Кунабулами. На фоне классического "Возвышения" Брина такое построение выглядит бедно и бледно. В-третьих, даже атмосфера космического хоррора так и не возникла. Длинные коридоры, загадочные залы и устройства так и остались невыразительными декорациями. Хотя в том же дебютном "Адмирале" Дэнкер создал достаточно интригующую и напряженную атмосферу затерянного корабля. В-четвертых, чтобы гармонично соединить хоррор, космооперу, твердую НФ, приключения и романтику — да, линия, посвященная отношениям Холлоуэй и Бергена, занимает важное место в сюжете! — нужно обладать незаурядным талантом. Увы, "Цель" больше смахивает на универсальный фаст-фуд, всего понемногу, но ничего в полной мере.
Впрочем, есть и положительные моменты. Например, когда автор сама же высмеяла в любовной линии расхожий штамп об идеальности, одновременно четко обозначив различия в мышлении людей и корабельного разума. Или же завязка самого цикла, где героине вновь предстоит совершить путешествие в неизвестность, чтобы выяснить, что произошло с цивилизацией Сектилиев. Или же подлинная цель корабельного разума, Эй-Брай, ждавшего десятки лет момента, когда... В целом с романом сыграло злую шутку перемножение завышенных ожиданий и заурядного материала. Если в фэнтези какие-то логические нестыковки или вторичность мироконструкции еще можно замаскировать пышными фразами, то с научной фантастикой и даже подражанием под нее такой трюк не прошел.
Итог:типичная средненькая космоопера с элементами романтики.
Новый Рим жесток. Рай для патрициев и ад для бедняков, которым вместо имен присвоены номера.
Восемнадцатилетняя I-45 — слепая из трущоб планеты Земля. Она многого не знает из своего прошлого. Не видит настоящего — грубоватого парня, который спас ей жизнь, — и не подозревает о том, что ждет ее в будущем. Пробуждение силы, из-за которой на I-45 начнет охотиться вся империя…
Империя Нового Рима вполне комфортно чувствует себя в седьмом тысячелетии Внеземной Эры. Холеные патриции пользуются всеми благами цивилизациями, самые богатые и высокородные — нежатся на виллах, менее обеспеченные — сражаются в легионах или служат в учреждениях. И никто никогда не смеет присваивать гражданам номера. Это участь плебеев, которым даже клички официально запрещены. Номера выполняют грязную и опасную работу, дохнут без медицинской помощи, влачат жалкое существование в контейнерах-домах трущоб или туннелях канализации. Или сбиваются в бандитские стаи, которые постоянно грызутся между собой и вскоре погибают во время полицейских облав.
В последние годы многие зарубежные подростковые романы (young adult) основаны на противопоставлении молодых бунтарей с тоталитарной системой, в котором отчаянная жажда свободы, любви и жизни сталкивается с бездушным контролем, законом и жестокостью правящего режима. Старт массовой моды на смесь антиутопии с романтикой и приключениями произошел после громкого успеха "Голодных игр" Коллинз. Попытки воспроизвести популярный шаблон в России по горячим следам закончились провалом, серия "Холодные игры" прожила ровно два романа. Однако в прошлом году "Эксмо" и "АСТ" запустили сразу две серии, "Революция NEXT" и "Дивный новый мир", состоящие из янг-эдалта отечественных авторов, более или менее соответствующего моде, но и достаточно оригинального, чтобы не повторить судьбу предшественника.
Поскольку стержневым мотивом в янг-эдалте стали мысли и чувства персонажей, которые отчаянно борются за любовь и выживание, то именно главные герои и становятся ключевым фактором, определяющим успех или провал книги. В дебютном романе "Меня зовут I-45"Веры Огневой опорой для сюжета послужат истории четверых героев. Номер I-45 родилась и выросла в Десятой курии, вдалеке от сытости и уюта. Облезлые контейнеры-дома с клопами и тараканами, почти полная слепота, смерть всех близких и заветная мечта о лучшей жизни. Может быть, даже своем имени. Она даже не подозревает, сколь жесток мир. И понятия не имеет, каким образом чувствует импульсы электронных приборов. А-206 по прозвищу Энцо. Марсианин и участник банды "псов". Бывший, как он надеется — но судьба охотно смеется над человеческими желаниями.
Если переплетение судеб Энцо и I-45 образует достаточно традиционную сюжетную линию, правда, только до финальных глав, то вторая пара героев выглядит оригинальнее. Луций Цецилий Авианий Марс, патриций, опытный декурион и упрямый служака, который борется с преступниками не ради карьеры или денег, даже не столько ради буквы закона, сколько из чувства долга и справедливости. И номер К-326-3 с позывным Бритва, служащая Управления и нюхач. Нагловатая и своенравная особа, любящая играть на чужих нервах и сидящая на препаратах, чтобы заглушить изматывающую боль от нейроимплантов. Как ни странно, они очень похожи, несмотря на различия. Но пока не знают об этом.
На фоне других романов из янг-эдалт серий дебют Огневой смотрится довольно симпатично. Как свидетельствует название, в угнетающей атмосфере нравов Нового Рима улавливаются отдаленные отголоски "Мы" Замятина — жесткий регламент для плебеев, синтетическая еда и готовность множить курии на других планетах. Будущее прорывается киберпанком — имплантами, улучшающими зрение, обоняние, работу мозга или мышц, а также биометаллическими конечностями с дополнительными возможностями. Крайне удачно пойман момент, который почти всегда остается за кадром — ответственность протагониста за кражи и убийства, совершенные во имя благой цели или ради мщения. Автор заставляет героиню лицом к лицу столкнуться с последствиями своих ошибок. Очень злыми последствиями. Впрочем, I-45 тоже не упустит возможности свершить возмездие.
Итог:отечественный янг-эдалт приключений в мрачном мире римской антиутопии с элементами киберпанка.
Боевая фантастика, которая заставляет размышлять. Вера – корабль судного дня для человеческой цивилизации или новая глава в развитии? На противостояние с ней выходит мощнейший и самый современный из существующих корабль — крейсер «Чарльз Мэнсон». Экипаж крейсера — изгои общества, которые не могут существовать в социуме и только на борту этого корабля представляют пользу для человечества. Ирония автора заключается в том, что преступники и изгои являются главными спасителями цивилизации. Чем закончится их сражение, и кто выйдет победителем из дуэли двух таких разных и в то же время таких похожих друг на друга противников?
Некогда Шахранская империя создавала космические корабли и владела четырьмя звездными системами. Империя продолжила бы расширяться и достигать новых научных и культурных высот, однако атака загадочного корабля разрушила ее, а осмысление подлинной сути корабля гениальным философом, поэтом и писателем Шрахром навсегда опрокинуло цивилизацию в глубочайший упадок. Прошло три столетия, созданное Землей Содружество охватывает двадцать девять звездных систем, и вот зловещий корабль возвращается. Он выходит победителем из первых схваток, играючи уничтожая военные корабли и игнорируя гражданские. Столкнувшись с опасным противником, Содружество отправляет в бой лучшие ударные силы — корабль класса "аутсайдер", на борту которого служит чрезвычайно необычный экипаж.
В дебютном романе "Вера"Джон Лав соединил триллер и военную космооперу на платформе "Моби Дика". Поэтому поединок "аутсайдера" под названием "Чарльз Мэнсон" с таинственной "Верой" выходит далеко за рамки типичного для фантастики космического боя. "Аутсайдеры" неслучайно получили такое название. Их экипажи формируются из социопатов и психопатов всех мастей, правда, описанные Лавом персонажи больше похожи на маргиналов или с искалеченной в детстве психикой, или отказывающихся соблюдать социальные нормы в приступах гордости и эгоизма. Иначе говоря, возьмите героев "Морских звезд" Уоттса, переместите их с глубоководной станции на борт ударного звездолета и получите команду "Чарльза Мэнсона". Именно им предстоит остановить загадочную и могущественную угрозу.
Образ "Веры" появляется в романе с первой главы и с каждой строкой обрастает множеством противоречивых и красочных метафор и эпитетов. Ее облик притягивает взгляд и завораживает, Ее поступки едва поддаются прогнозу и осмыслению, Ее манера боя смахивает на игру в кошки-мышки, но ракеты и лазеры "Мэнсона" способны наносить Ей вполне реальный и серьезный урон. Лав изобретает собственную метафизику, из которой варит галлюциногенный эликсир, открывающий новые горизонты у самых простых действий и превращающий события в туго закрученный клубок из неуверенности и озарений, страха и паранойи, уверенности и обреченности. Главную роль играет не обмен ракетами, но соперничество разумов — коммандера "Мэнсона" Фурда и загадочного экипажа "Веры".
Основная проблема романа заключается в сочетании двух вещей. Во-первых, Лав целенаправленно играет с читателем, начиная повествование издалека, регулярно делая пространные отступления. Проходит треть книги, прежде чем коммандер наконец поднимается на борт "Мэнсона", и "аутсайдер" стартует с планеты навстречу врагу. Автор постоянно нагнетает атмосферу, то и дело намекая, обещая, подсказывая, что постижение сути "Веры" станет кульминационным моментом всего произведения. Нам показывают картину деградировавшего общества шахран, которое откатилось до мемориальной стадии. Неоднократно герои рассуждают о целях и природе "Веры", вплотную подходя к... но всякий раз Лав останавливается и поднимает ставки. Однако, во-вторых, именно яркой кульминации в финале и не происходит. Хоть в приключенческом, хоть в психологически-личностном, хоть в философском планах. Поскольку выясняется, что автор уже давно озвучил разгадку, которая не оправдывает искусственной и затянутой игры с читателем, а остальное его не особо интересует. История Лава отлично улеглась бы в формат рассказа, хорошо — в формат повести. В романе же она превращается в банальную и затянутую перелицовку "Моби Дика" с ученическим замахом на глубокие философствования. Возможно, ситуацию бы улучшил иронический стиль, но к середине удачные черные шутки сходят на нет.
Итог: метафизическая смесь триллера и космооперы в мрачных красках социопатии.