Итоги за год


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «prouste» > Итоги за год
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Итоги за год

Статья написана 10 января 2012 г. 16:40

С чего и начать авторскую колонку, как не с подведения итогов прошедшего года. Как-то не слишком он был богат на впечатляющие новинки. Меня вот восхитил «Друд», который, строго говоря, был перведен в 2010 г. Патентованные авторы качественной коммерческой прозы — МакКаммон, Симмонс, Перес-Реверте не порадовали, поскольку последние из переведенных их романов уступают лучшим. И все же, все же.

Составление субъективных ежегодных рейтингов помимо дисциплины мысли позволяет структурировать впечатления, сравнить их с аналогичными оценками.

Лучшие из просмотренных фильмов в 2011 г.:

«Осенняя соната» И.Бергмана.

Наиболее «человечный» из снятых в семидесятые годы Бергманом фильмов за счет введения однофамилицы Ингрид. С введением фигуры со стороны обычные ранее работавшие  режиссерские приемы и Лив Ульман стали казаться исчерпанными, односторонними. Завершение «психологических» холодных минималистических драм режиссера лучшим фильмом этой направленности.

«Меланхолия» Л.ф.Триера

По мне, так лучший фильм 2011 года, необычный визуальной и музыкальной составляющей для Триера, с прекрасной Кирстен Данст. Если человек велик и самобытен, то он и про космический Апокалипсис снимет шедевр, на фоне которого всякие «Армагеддоны», «Столкновение с бездной», « 2012» выглядят дорогой дрянью.

«Елена» А.Звягинцева

А если выбирать из российских, то первый фильм Звягинцева социального звучания с сохранением всех особенностей авторского стиля, представляется лучшим. По строгости тона, внятности позиции и обрисовке персонажей аналогов в нашем кино нет. На ум приходят отдельные части Кесьлевского в «Декалоге».

«Призрак» Р.Полански

Посмотрел с опозданием, однако согласен с выводами Европейской киноакадемии, признавшей фильм лучшим в 2010 г.( и с выводами о том, что «Меланхолия» — лучший в следующем году тоже согласен). Полански не люблю, но манера подачи материала, заворот интриги, работа Бронсона, оператора – все на высоте. В условном жанре политического(шпионского) детектива фильмы подобного класса – редкость.

«Запах женщины» Д.Ризи

Лучшая роль Витторио Гассмана, прекрасный сценарий и умелое балансирование на грани между комедий и мелодрамой режиссера. Лирический, щемящий фильм, не имеющий ничего общего кроме названия и сюжета с односторонним  американским римейком, за солидную работу в котором знамо кто получил «Оскара»

«Именем итальянского народа» Д.Ризи

Имеющий также поднаименование в советском прокате «Полмиллиарда за алиби» фильм Ризи представляет собой совершенно гоголевскую тотальную сатиру на общественные нравы не только Италии, но ее прежде всего. Апокалипсический финал придает дополнительное значение выходящей далеко за пределы жанра итальянской трагикомедии картине.

«Жизнь и времена судьи Роя Бина» Д.Хьюстона

Опять-таки, не особо люблю Джона Хьюстона, однако этот старый вестерн совершенно уникален по авторскому взгляду, доброй иронии и сентиментальности. Визуальный ряд создан не без очевидного влияния «Буча Кээссиди» с тем же Ньюманом. Сцены с гуляниями на природе и развлечениями с ручным медведем вне зависимости от всего фильма достойны войти в избранные кадры мирового кино.

«Лучший способ маршировки» К.Миллера

Вышедший из-под крыла более именитого Трюффо и ни в чем ему не уступающий Миллер снял прекрасный фильм о столкновении двух типажей-характеров с участием Депардье и Дэваера, с продуманными сценами, кульминацией и эпилогом. Тонкий фильм оставляет сильнейшее послевкусие.

«Ночь и город» Ж.Дассена

Собственно, мне и просмотренные «Риффити» того же режиссера весьма понравились. В «Ночи и городе» помимо прекрасного воспроизведения карающего героя фатума, прямо в духе античного рока, волшебная сцена борьбы перед несостоявшимся поединком, неподражаемые типажи.

«Мошенничество» Ф.Феллини

Ни в малой степени ни занудный, эмоциональный ранний фильм Феллини много выигрывает  у его знаменитых «Сладкой жизни» и бесформенных «Восемь с половиной» с «Амаркордом». Лучше организован материал, нет авторского самолюбования, актеры работают в сценическом ключе.

Лучшие книги, вышедшие в 2011 г.( новинки, книжные издания, переводы):

«Друд» Д.Симмонса

Честно говоря, книга вышла в 2010 г. и  включать ее в списки следующего года неправильно. Но я ее прочитал в начале 2011 г., что называется, проникся вполне авторской интерпретацией истории про Моцарта и Сальери на материале Диккенса. Симмонс всегда был  самобытным интерпретатором, но в «Друде» превзошел свой же прекрасный ранее написанный «Террор».

«Хор» М.Палей

Вошедший в книгу одноименный роман на порядок получше карикатурной повествушки про Раю. Палей – совершенно великая писательница и любое издание ее работ вызывает у меня живейший энтузиазм.

«Легкая голова» О.Славниковой

Лучший из вышедших в книжном формате в 2011 г. русских романов( в журнальном варианте напечатан в 2010 г.) Славниковой удалось создать остросоциальную динамичную вещь, добавить порой черного юмора при сохранении особенностей стиля. Явно читала Пелевина, это проглядывает.

«Железный совет» Ч.Мьевиля

Явно уступающим двум предыдущим романам трилогии, особенно «Шраму», «Совет» неплох и воссозданием полюбившегося мира с его незабываемыми монстрами и нетрадиционно сильным изображением классовой борьбы в духе Э.Золя в абсолютно вымышленном мире. Хорошо, что автор нашел силы вовремя остановиться: все три романа совершенно разные по субжанрам и использованной композиции.

«Поворот к лучшему» и «Ждать ли добрых вещей?» К.Аткинсон

Второй и третий романы из детективной серии Аткинсон переведены оперативно и изданы в один год – можно лишь порадоваться. Тем более, что четвертый на подходе. Аткинсон среди английских детективщиков вряд ли найдутся равные по добротности письма и мастерству использовать мозаичный метод дробления самостоятельных сюжетных линий с их сведением к финалу.

«Гагарин» Л.Данилкина

Сильно уступает «Человеку с яйцом», однако внятная, незашоренная биография, объект которой не может не вызывать интереса. Данилкин проделал большую работу, создал компендиум биоматериалов, привнес свой личностный взгляд на события и мифообраз.

«Песня для зебры» Д.Ле Карре

Ле Карре в 2011 г. хорошо издавали в русских переводах, будем надеяться на продолжение тенденции в следующем году. «Песня для зебры» написана на африканском материале, не раздражает поэтому русской клюквой про нашу мафию. Достаточно камерный, традиционный для автора, содержательный плач по морали.

«Остров проклятых» Д.Лихэйна

Книга настолько удачно и дословно экранизирована Скорцезе, что читать после фильма не так интересно, не знай заранее сюжета. Роман тем не менее хорош, энергичен написан на уровне. Надеюсь, в следующем году издадут что-то не экранизированное.

«Календарь-2» Д.Быкова

Пусть и уступает первому «Календарю» как объемом так и подбором статей, все же на фоне не сильно обильного качественными новинками сборник Быкова приятен поклонникам этого автора, взявшего в 2011 г. тайм-аут. Сам поклонник Быкова,  потому и выделю его сборник( был еще «Прощай, кукушка», но это другая история).

Лучшие книги из прочитанных в 2011 г.

Т. Моррисон «Любовь»

«Любовь» лишь чуть превосходит «Жалость» того же автора. Мощная стилистически продуманная проза по следам Фолкнера об одиночестве и трудности сосуществования. В своей оценке Т.Моррисон и Бродский и воспроизведшая его высказывание Т.Толстая не правы совершенно.

Ф.Дюрренматт 1-й том из с.с.

Вошедшие в первый том повести, в основном про комиссара Берлаха, но также и кафкианская «Авария» очень хороши. «Обещание» — повесть  совершенно гениальная. Самое сильное литературное впечатление года с невероятным моральным раздраем после прочтения в отношении необычной подачи втором темы теодиции.

Д.Бэнвилл «Кеплер»

У «ирландского Набокова» получилась не биография, а сцепка ряда сцен из жизни средневекового сомнабуличного астролога с плотными и въедливыми описаниями духа средневековья, вещной культуры и типажей. Насыщеннейший текст.

Л.Перуц «Мастер страшного суда»

Прекрасный рассказчик притчей на историческом фоне, очевидный предшественник Борхеса-рассказчика( не эссеиста). Перуц давно не переиздавался по непонятным причинам, второй том его избранного( издававшийся в Екатеринбурге) хотелось бы прикупить.

С.Логинов «Свет в окошке»

Эмоциональная и трогательная фантазия о жизни после смерти с созданием оригинального мира, просто написанная, но впечатляющая. Другие попадавшиеся вещи Логинова – какие-то рассказы и тем более ужасный «Картежник» и рядом не стояли: кроме простоты авторского почерка ничего общего.

С.Рушди «Земля под ее ногами»

Парафраз мифа про Орфея и Эвридику в современном альтернативном мире на фоне рок-музыкальной составляющей. Наличествуют все черты фирменного стиля Рушди, но к Индии кроме происхождения героев роман почти не привязан, что пошло ему только на пользу. По мне, определенно лучший роман Рушди.

Д.Ле Карре «Шпион пришел с холода»

В старый центрполиграфовский сборник вошли три классических романа Ле Каре, из которых, кстати, больше понравился не типичный «про Смайли», а социальный роман «В одном немецком городке». Роман этот написан про отсутствующего героя через воссоздание образа допросами знавших его снобов из английского посольства. Весьма занимательно.

Ю.Латынина «Сто полей»

Собственно, выделить нужно первые три книги Вейского цикла – совершенно самобытного, окрашенного авторской иронией и эрудицией уникального проекта с которым может быть поставлен в общее направление( но очень ниже по качеству) цикл Рыбакова и Алимова. На «Инсайдере» автор выдохлась, первая же книга прекрасна.

М.Палей «Месторождение ветра»

Видимо большая часть содержания этого сборника войдет в планируемый к изданию в январе 2012 г. сборник «Кабирия». Ранние повести и рассказы Палей, лишенные тотальной мизантропии и человечные, производят сильное впечатление как стилистической так и эмоциональной составляющей( почти у всех иных авторов идущих перпендикуляром)

Ю.Трифонов. «Старик. Повести. Рассказы»

АСТ переиздал основной корпус прозы Трифонова в 2011 г. – за что ему большой поклон. Мой первый опыт знакомства с горькой постчеховской прозой Трифонова связан именно с этим сборничком, на редкость аутентичным. В нем и роман о гражданской войне и «современная» повесть и повесть про детство в сталинскую пору и несколько вариативных рассказов. Тематический срез основных тем Трифонова.

Разочарования из прочитанных в 2011 г. книг

П.Пепперштейн. «Пражская ночь»

Абсолютное разочарование года: небольшая по объему и изданная с комиксовыми иллюстрациями повесть культового автора мало что добавляет к ранее написанным вещам, Прага описана со сверкой с путеводителями. Что-то от Пелевина, что-то от Сорокина,  в эмоциональном смысле полный ноль. Афоризмов и стилистических вывертов тоже минимум.

Д.Быков. «Прощай, кукушка»

Неудовольствие вызывает не столь содержание сборника – среднего по уровню – сколь сам выпуск ранее издававшегося сборника(«ЖД-рассказы») под новым наименованием. Замена четырех рассказов мало что меняет —  нечистоплотный коммерческий трюк, за который Быков лично несет ответственность.

В.Маканин «Две сестры и Кандинский»

Былые заслуги Маканина столь велики, что несмотря на его ерунду последних лет ждал от романа возможного прорыва. Увы, не роман это, а пьеса, с непонятными целями облеченная в форму «как-бы-романа» без драматургии. Увы, видимо ждать чего-то от автора уже и не приходится.

П.Акройд «Хоксмур»

Перевод на русский язык раннего и как бы сделавшего Акройда очень известным романа ожидался придыханием. Уж как его хвалит автор предисловия! «Хоксмур» прогнулся под собственной тяжестью, попытка зарифмовать старинную историю, написанную стилизованной вязью, с архитектурной тектоникой Лондона и загадочным убивцем определенно не удалась. Написанный под влиянием «Хоксмура» роман Урбана «Семихрамье» повнятней и лучше организован.

Г.Майринк «Голем»

Попробовал спустя 15 лет взяться за Майринка и понять причины массового перед ним преклонения. Ох, мутен, многословен, еще эти мистические курбеты. Не мое.

П.Басинский «Страсти по Максиму»

Куй железо, пока горячо. Ничем иным кроме коммерческого успеха предыдущей книги автора про бегство Толстого не объяснить оперативное переиздание слегка измененной( в худшую сторону), урезанной и перемонтированной ранее написанной биографии М.Горького. Совестно.

В.Головачев «Остров»

Эссе в вольной форме о бегстве от цивилизации, русском Севере, теме острова, написанное образованным человеком, но не содержащее чего-то оригинального или смыслообразующего. У Головачева есть авторитетные для меня почитатели, с  чьей подачи, собственно, я и прочитал «Остров». Больше не буду.

В.Орлов «Альтист Данилов»

Не читал знаменитейший роман в 70-90-е годы, однако был наслышан. По мне, полная ерунда с ангелами, быками, невнятным синтезом совка с апокрифами. Водянистая проза, в сравнении с которой Трифонов, например, воспринимается как Герман рядом с Астраханом.

А.Грин. «Бегущая по волнам. Рассказы.»

Ладно с ним, специфическим романтизмом как бы «для взрослых», Гринландией и тягой  к  притчам. Грин пишет на невыносимом для меня уровне стиля, изобилующем всякими «зубовными грызаниями сердца» и прочим. Как поклонники Грина, интересно, относятся к рассказам Кржижановского?

М.Любимов. Декамерон шпионов

Удивительно, как англоман, блестящего образования автор, здраво рассуждающий о Грэме Грине и Ле Карре, решил трансформировать свой разведчицкий опыт в такой расхлябанный клюквенный опус? Воистину, гора родила мышь.





254
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 января 2012 г. 17:23
Ты бы названия курсивом выделил
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 января 2012 г. 03:58
Зачем? Особенности авторской орфографии и пунктуации распространимы и на форму шрифта. Набоков, вон, полагал, что написание обращения «вы» с большой буквы есть совершеннейная пошлость.
 


Ссылка на сообщение11 января 2012 г. 15:15
нет, так просто читать список удобней будет


Ссылка на сообщение29 декабря 2018 г. 22:36

цитата prouste

Как поклонники Грина, интересно, относятся к рассказам Кржижановского?
Ну, я хорошо отношусь, а что?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2018 г. 00:53
Да ничо. Рад за Вас


⇑ Наверх