Немножко маргиналий


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Miya_Mu» > Немножко маргиналий
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Немножко маргиналий

Статья написана 2 октября 2013 г. 04:58

На волне разговоров «писателей уже больше, чем читателей» логичным продолжением будет «каков писатель, таков и читатель». Без всякой критики, кстати, исключительно как математическая категория.

Девушка в своем блоге пишет — «читая Шмаракова, я поняла, что такое хороший читатель. Хороший читатель, — сообщается нам — это тот, кто встретив сложное незнакомое слово, не станет кривить лицо и презирать автора за интеллектуализм, а встанет с дивана и устремится в поисках словаря». И, заметьте, в контексте Шмаракова это, возможно, и есть адекватная реакция на стимул (сильно подозреваю, что цена вопроса — не только словарь, но пока сама не читала Шмаракова и ничего сказать не могу).

В случае условно-сферической Донцовой, предположим, хороший читатель — тот, кто покупает ее  книги, а не пиратит их.

Хороший читатель для Шекспира совершенно не равен хорошему читателю Кафки, зато равен или очень близок читателю Чуковского. Первый и третий должны резонировать своему автору  возрожденческой живостью чувств, второй — мизантропией.

Читатель ждет уж рифму розы.

Да, так вот о Жарковском.

То, что ЖСВ нужно читать долго и перечитывать — как бы очевидно. То есть если не, то незачем и начинать. Сказку PRO, на которую фантлабовская аннотация ужасна и даже ужасТна, я вообще читала две недели — несчастные стопийсят страниц, первую половину, я имею в виду (вторая все еще томится  в драконьих пещерах и поди ее оттуда добудь).

В этом месте возникает интереснейший эффект. Насколько я начинаю понимать, хороший читатель для глубокой литературы  это тот, кто читает мало, а перечитывает много. Относительно мало, хочу я сказать, но безотносительно качественно. Такая мысль у меня возникала с Бэнксом, однако привычка переходить от одной книги к другой незамедлительно в один день не исчезает.

Запойное чтение в некотором роде вроде наркотика, и ничего хорошего в этом, разумеется, нет. Формируется этакий «взгляд туриста» и чтение превращается в бесмысленное времяпрепровождение. В лучшем случае активизируются старые паттерны, когда скоростной пробег по новому высвечивает что-то из хорошо усвоенного во времена более благодатные.

Нет, я вполне критично отношусь сама к себе и отдаю себе отчет, что честнее было бы читать таким образом Донцову, без всяких претензий на интеллектуальность. Ну или ограничиться блогами в ЖЖ, тоже вполне себе интересно.

Самым счастливым временем для меня, при всем при том, были те пять лет, за которые я не прочла ни одной книги (по специальности не считается), но каждый день перечитывала Улисса и манновского Иосифа. Всему хорошему в себе я обязана отказом, блин, от беспорядочного и избыточного чтения.

Возможно — и даже наверняка — что у каждого из нас свой режим и ритм чтения; одного серьезного автора, может быть двух, трех — (во всех случаях, ограниченное число) хватает на несколько лет, если читать вкруговую вокруг некоторой неподвижной точки отсчета.

(Кто помнит, буддистская история с мастером, учеником-биологом и рыбой — самое то в контексте).

(Было бы лицемерием говорить, что при этом я отказываюсь от развлекательного чтения и перехожу на одни акриды и лилии полевые).

Жаль, конечно, что у ЖСВ выложен только Хобо — хотя сейчас, начиная его перечитывать, еще и еще раз убеждаюсь, что больше он (ЖСВ, не Хобо)  может ничего и не писать. Зато в ситуации  есть замечательный бонус — вполне себе живой русскоязычный автор с массой отсылок на другие тексты (не только литературные, кстати сказать) и в самом романе и во вполне доступном ЖЖ;  вполне можно, определив себе Хобо как центр круга на, скажем, год (на самом деле, как пойдет) исследовать прилегающие территории. Правду сказать, то же самое мне бы хотелось сделать и с Бэнксом, но тут меня подводит слабый английский.

Вообще говоря, это не оригинальная позиция, мое личное все, Фрэнсис Йейтс, точно так же поступила с Шекспиром, став в результате крупнейшим специалистом по английскому Ренессансу. Ну а поскольку ни одна эпоха меня не привлекает так, как множественная реальность вне времени, то проза Жарковского и Бэнкса будет как раз по размеру.

Нуивот, на этой территории, простирающейся вокруг центра,  среди прочих драконьих сокровищ встречается имя Андрея Ляха.

На этом Шахерезада прерывает дозволенные речи, откладывая продолжение на завтра.





138
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 октября 2013 г. 13:52

цитата Miya_Mu

Жаль, конечно, что у ЖСВ выложен только Хобо


Мнээ. Как ита? http://fan.lib.ru/z/zharkowskij_s/
Ну и дилогия С.Антонова вполне себе доступна. Начало там несколько пугающее, но со второй четверти первой книги вполне себе ЖСВ идет — в полный рост, хоть и облегченного извода. Впрочем, я в рецензии на это указывал: http://zurkeshe.livejournal.com/43250...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 октября 2013 г. 14:10
Видите ли, Полуэкт Полуэктович...
Геройскую дилогию я, конечно же, прочла. ОМР какбы тоже. И прочла и всем и всячески рекомендую. Но как по мне, то у ЖСВ, когда он в полный рост, а не просто погулять вышел, выложен пока только Хобо.
Мое скромное личное мнение, не более того.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2013 г. 14:26

цитата

«Теперь — о деньгах. Деньги были большие. И достаточно о деньгах. К делу.»


Аааааа! Это и моя любимая фраза оттуда, таки да :-)))
Я бы даже согласилась с вами, что в Герое со второй2 половины уже нормальный такой Жарковский, но знаете что? *интимным шепотом*

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Нечего вас, писателей, баловать. Menos samba y mas traballa
 


Ссылка на сообщение2 октября 2013 г. 15:21
(горько) Я уж по отзыву на «Убыра» понял, что Вы не ставите перед собой задач, связанных с балованием кого бы то ни было.
(гордо) И не страшно там ни фига, кстате. Наговариваете Вы на нашу семью, грех это.
(опять горько, но по-прежнему гордо) И, тоже кстате, нечего тут писателями обзываться. Это Жарковский писатель, у него, судя по косвенным, даже борода временами бывает. А я так, погулять чиста.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2013 г. 15:55

цитата ismagil

Я уж по отзыву на «Убыра» понял, что Вы не ставите перед собой задач, связанных с балованием кого бы то ни было.

Неправда ваша. Девочкам, которые пишут фанфики по гарепотеру, всегда говорю самое хорошее.

цитата ismagil

писатель, у него, судя по косвенным, даже борода временами бывает.

борода обязательна для фэндома, дааа. *задумчиво* а вот есть несколько очень талантливых девушек, как же им-то быть, без бороды-то?
 


Ссылка на сообщение2 октября 2013 г. 15:58
(застенчиво) У девушек свои секреты.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2013 г. 16:08
Застенчиво... Йесс!
Снимаем молодого Ленина с повестки дня и меняем на Инессу Арманд. Или Клару Цеткин? Или вот еще, Розалик Сембург, выбирайте.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2013 г. 16:17
А можно итальянских актрис, да побольше (имеется в виду число, а не габариты (впрочем, против пары конкретных габаритов я просетовать не готов))? По некоторым вопросам у меня полное совпадение с тов. В.Алленом.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2013 г. 16:50
*великодушно* Можно. Как говорила наша учительница по литературе, — играем в страну «все было можно».
 


Ссылка на сообщение2 октября 2013 г. 18:45
Muchas gracias и все тут.


⇑ Наверх