Является ли Туманность


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Snowman» > Является ли Туманность Андромеды графоманией?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Является ли Туманность Андромеды графоманией?

Статья написана 9 апреля 2009 г. 17:01

divov  и vvladimirsky в жж развели дисскусию по теме является ли Туманность Андромеды Ивана Ефремова «графоманью»?

http://vvladimirsky.livejournal.com/551326.html?thr...

..книга, которая должна стоять на полке у любого уважащего себя литературоведа, критика и даже рецензента, занимающегося фантастикой, ящитаю. У меня уже стоит. Едва ли не единственный вузовский учебник по фантастической литературе, существующий в современной России.

Особый интерес представляет глава «Эволюция восточноевропейской фантастики во второй половине XX столетия и на рубеже XX-XXI веков». Многих френдов встретил на этих страницах.

Цитата специально для И.М., Г.Г. и А.П.:

«Вполне возможен при анализе фантастического (особенно рационально-фантастического) произведения и учет научной значимости выдвинутой в нем идеи, и достоверность (оправданность) сделанных фантастом прогнозов. Допустим и анализ авторской концепции как философской доктрины, социологической теории и т.п. Важно только одно: чтобы эти специфические критерии применялись не вместо, но вместе с общепринятыми -- по крайней мере пока речь идет о литературоведческом анализе. Иначе марка «специфичности» неизбежно рано или поздно начнет прикрывать недоработанность текста, эстетическую невзыскательность критика или недостаток таланта автора.»

Так что «Туманность Андромеды», например, -- страшнейшая графомань, причины успеха которой анализировать надлежит историкам и социологам, но никак не литературоведам.

UPD: Хорошо-хорошо, уговорили. «Туманность Андромеды» -- безобразно написанный роман, который тем не менее вошел в историю литературы и сыграл огромную позитивную роль в становлении современной отечественной фантастики.

  http://divov.livejournal.com/203256.html

Пока мы с вами тут плюшками баловались, мои коллеги-фантасты не теряли времени даром. Они от нечего делать прочли «Туманность Андромеды», увидели, что это полная хрень, и развернули дискуссию: если ТА полная хрень, этично ли звать ее автора «графоманом»? Или мы слишком уважаем Ивана Антоновича, чтобы так его клеймить?

Беда в чем: есть распространенное мнение, будто ТА хоть и никакая беллетристика, зато «очень умная книга». А она не «умная». Там залипуха на залипухе. В целом описано нежизнеспособное общество. Не потому что «плохое», а потому что, обращая внимание на мелкие детали, видишь: его такого не может быть. Да и фиг с ним. Это ж фантастика, с нее как бы взятки гладки. Игры разума.

Но от «феномена ТА» никуда не деться: посредственная во всех отношениях утопия дала важные практические результаты. И понять этот феномен почти невозможно без анализа тогдашней общественно-политической ситуации в СССР и дотошного разбора биографии автора.

Тогда многое станет яснее. Но зачем во всем этом копаться, если в любом случае не изменится главное, что и так легко понять (хотя и непросто спервоначалу признать). Попробую сформулировать.

Не все слабые книги одинаково бесполезны. Вот :)

Кстати, при желании многие чисто текстовые огрехи ТА, особенно прямую речь героев, можно списать на то, что это «переводная» книга. Ведь там изъясняются на языке, которого еще нет. Язык, по Ефремову, избавлен от «красивостей», речь высушена и конкретна. «Все разговоры стали короче». Как это утверждение соотносится с километровыми диалогами, исполненными зверского пафоса, решайте сами. Тем не менее, речь героев предельно клиширована – именно так и должно быть, это Ефремов четко сделал.

Странно, кстати, что автор склоняет по-русски имя «Дар Ветер». В том языке ни первая, ни вторая его части не имеют смысла. Когда об его значении спрашивают, Дар переводит: «Ветер – это ветер». Значит, при склонении имя будет звучать так: «он позвал Дар Ветера,», «они встретились с Дар Ветером». Неожиданно, да?

Таких значимых мелочей в ТА миллион, но видишь их, когда читаешь внимательно. А если у тебя глаза на лоб лезут от грандиозной идеи Великого Кольца, и тебе уже не до того, как своеобразно земляне детей растят, действительно создастся впечатление, будто ТА «очень умная книга».

Но дело свое она сделала. К 57-му году в Советской России просто не писали утопий. Уже и читатель забыл, что это такое. Ефремов напомнил.

А как называть Ефремова — личное дело каждого.

Дивов и Владимирский развернули в жж дисскусию по теме Является ли «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова «Графоманью».

Я лично ТА графоманью не считаю, возможно сейчас она и кажется наивной и в ней есть нестыковки, но бездарной ее нельзя назвать, так как она на голову выше «многих новых шедевров отечественной фантастики.





228
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 апреля 2009 г. 17:06
Э-э... ну, чего тут копья ломать? Корифеи же! Ясно ведь сказали: «Графомань!». Так тому и быть.:-)))


Ссылка на сообщение9 апреля 2009 г. 18:03
:-))) Ну да, чего -то я не подумал об этом.


Ссылка на сообщение9 апреля 2009 г. 21:16
Вообще в мировой литературе весьма часто случалось, что слабая и очень слабая в литературном отношении книга становилась классикой, а слабый автор — классиком, потому что писал на актуальные темы и зажигал умы широкой массы. А когда актуальность схлынула, то литературная слабость стала очевидной, и кто-то осмелился на это обратить внимание, чем вызвал негативную реакцию со стороны защитников классики. И в фантастике возможны те же процессы, ничего ужасного я тут не вижу. ТА помню весьма плохо, потому что читала в детстве, но и тогда отметила, что крайне глупо заставлять людей квалифицированного умственного труда всем по очереди заниматься трудом физическим — не справедливость это никакая, а чушь и забивание гвоздей телескопом. Ну, а пафоса я ни в каком виде не терплю, так что подозрения ТА на графомань лично меня не шокируют... 8:-0


Ссылка на сообщение9 апреля 2009 г. 21:26
Книга спорная, я не спорю, тем более по прошествии стольких лет, но графоманией там и не пахнет, просто хлопцы, как говорится, немного напутали.
Ведь исходя из этой логики, можно и Азимова с Брэдбери в графомании обвинить, а чего, сейчас многие вещи из их творчества спорно смотрятся.


Ссылка на сообщение10 апреля 2009 г. 07:15
Назвать Ефремова графоманом?
Ну тогда «Таис Афинская» исторический боевик с элементами порно.
«Туманность Андромеды» — роман, в духе времени его написания. Со всеми, выходящими из этого проблемами.
Думаю авторы этой дискуссии
а) Решили посмеяться, развлечься так сказать, либо
б) звездная болезнь перешла в последнюю стадию.


Ссылка на сообщение10 апреля 2009 г. 09:32
Дух времени его написания не имеет прямого отношения к литературному качеству. Дух времени и художественный уровень — это разные вещи. Никто же не говорит, что все старые классики — графоманы, хотя во времена Шекспира или Булгакова тоже дух был совсем другой. И даже звездная болезнь тут особо ни при чем. Профессионал смотрит на любой текст с точки зрения, «как это сделано». И видит недостатки, обычному глазу порой не заметные. А главное — он привык на текст смотреть как на «изделие», и для него критика «работы» не является потрясением основ. Другое дело, что критиковать некоторые вещи неэтично, что ли. Во всяком случае, чревато разборками, а зачем, собственно, страсти накалять и оскорблять чувства тех, кому это дорого?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 апреля 2009 г. 12:25

цитата Завета

Дух времени его написания не имеет прямого отношения к литературному качеству.


Согласен. Я про то, что если перечитать сейчас этот роман, то некоторая его наивность и незамысловатый сюжет могут вызвать что-то вроде улыбки умиления. Будь эта книга изданна впервые сегодня, вряд ли она стала бы классикой жанра.
Но она стала, и этого не отнять. Я вырос на этой и других подобных книгах, именно они привили мне любовь к жанру.

цитата Завета

Другое дело, что критиковать некоторые вещи неэтично, что ли.

Но тогда для чего же вышеозначенные господа развели эту дискуссию? Для эпатажа?


Ссылка на сообщение10 апреля 2009 г. 15:20

цитата sergeigk

Но тогда для чего же вышеозначенные господа развели эту дискуссию? Для эпатажа?

Для привлечения к себе внимпания, легчше обгадить, к примеру, Ефремова, чем самому создать достойную вещь.
Недавно были дисскусии по поводу высказываний Хаецкой, Владимирский кажется, если не ошибаюсь, грубо пршелся по некотрым авторам из СНГ, теперь наезд на Ефремова.
Зачем???


⇑ Наверх