Все восторги мира: Экстаз в литературе и искусстве: Сб. статей. СПб. — Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2015. — 272 с.
Основу сборника составили материалы Второй Апрельской междисциплинарной международной научной конференции, проведенной в Пушкинском Доме 27—28 апреля 2015 г., ставшей продолжением форума «Все страхи мира: Horror в литературе и искусстве» (2014).
Задачей исследователей стало изучение эстетической категории, обычно не привлекающей внимания современных ученых, и осмысление разнообразных воплощений экстаза в литературе и других видах искусства.
Оглавление ниже
СОДЕРЖАНИЕ
От редколлегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
«Волшебное стекло» экстаза. Вместо предисловия . . . . . . . . . . . . . 7
I
А. Н. Власов
Опьянение как состояние экстаза в русских эпических песнях . . . . . 17
Д. Г. Кикнадзе
«Впасть в прелесть» по-буддийски. По материалам сборника
японской прозы сэцува «Удзи сюи моногатари» . . . . . . . . . . . . 31
О. Ю. Панова
«И воскликнули все: „Аллилуйя!“» Экстаз и метанойя
в американских духовных автобиографиях
и признаниях преступников XVIII — начала XIX в. . . . . . . . . . . 41
С. А. Васильева
Экстаз как постижение гармонии в видениях Ф. Н. Глинки . . . . . . . 51
И. В. Мотеюнайте
Русское юродство и экстаз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Н. А. Непомнящих
Шаманские камлания в книгах А. Немтушкина, Г. Кэптукэ,
Е. Айпина: соотношение «этнографического»
и «художественного» в описаниях экстатического транса . . . . . . 75
А. А. Егорова
Экстаз обыденности: керамика Дальнего Востока глазами
дзэнского мыслителя (Янаги Сōэцу и его «Безымянный мастер») 85
И. Б. Сазеева
Альбер Камю: слияние с природой как экстаз . . . . . . . . . . . . . . . 99
А. Д. Щуплецова
«Экстаз» в философских и литературоведческих
построениях М. М. Бахтина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
II
О. В. Астафьева
Клеопатра — царица экстаза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
И. Ф. Гнюсова
«Душа трепещет и горит, и слово падает из уст, как угль горящий»:
экстаз истинного священнослужения в творчестве
Н. С. Лескова и Джордж Элиот. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
А. Ю. Сорочан
Великий Пан и другие боги: Ужас и Восторг в литературе
конца XIX — начала ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
А. М. Грачева
Генезис апологии эроса в повести А. М. Ремизова
«Неуемный бубен» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Д. С. Прокофьев
«...Мы провели... время экстазно...»:
к вопросу о творческом сознании Игоря-Северянина . . . . . . . . 163
А. С. Моисеева
Экстатические состояния и их трансформации
в лирике А. А. Блока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
С. А. Петрова
Экстаз в рок-поэзии В. Р. Цоя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Джулия Джиганте
Уход в иное измерение как своеобразная форма экстаза
в творчестве Людмилы Улицкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
А. О. Дёмин
Последние такты «Пиковой дамы» П. И. Чайковского:
к истокам музыкальной драматургии . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
С. В. Денисенко
Экстатичные кадры в кинематографической «Пиковой даме» . . . . . 219
III
Б. Ф. Колымагин
Экстаз Томаса Мертона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Светлой памяти Олега Натановича Гринбаума . . . . . . . . . . . . . . 245
ПРОГРАММА
Первой Апрельской междисциплинарной
международной научной конференции
Все страхи мира: Horror в литературе и искусстве . . . . . . . . . . . . 255
ПРОГРАММА
Второй Апрельской междисциплинарной
международной научной конференции
Все восторги мира: Экстаз в литературе и искусстве . . . . . . . . . . 263