Солярис


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» > "Солярис"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Солярис»

Статья написана 21 июля 2016 г. 15:37

           Контакт с самим собой

Вот такая обложка!
Вот такая обложка!

     «Солярис» — одна из книг «среднего» Лема (думаю, большинство творческих людей так или иначе проходят все эти периоды, просто разные поклонники по-разному оценивают, так вот, для меня ранний Лем — это, понятное дело, «Астронавты» и «Магелланово облако»; средний — это общедоступные вещи: романы конца 50-х--60-х годов, пилот Пиркс, конечно же Ийон Тихий (уже не весь), Кибериада; ну и Лем-философ, поздний Лем, с начала-середины 70-х). «Средний» Лем читается взахлеб, любая взятая им тема рассматривается с совсем неожиданной стороны. Он один из первых сосредоточил все внимание на том, что контакт с иной цивилизацией будет невероятно сложен с точки зрения воспринимаемости человеком. Не будет и быть не может никаких общих точек, на которых можно построить общение. И, скорее всего, в процессе контакта обе стороны в конце концов, после массы неудачных попыток, задумаются — а нужно ли? Если с гуманоидами все же можно снова и снова пытаться, то что делать с Океаном? (Где-то мне попадалось, что Солярис — женского рода) Вот такой вариант контакта и описан в этой книге. Океан, после почти столетнего молчания (точнее, после многих попыток контакта, которые люди не смогли распознать) делает очередной ответный ход и на исследовательской станции материализуются некие объекты, «гости», вытащенные Солярис из глубин подсознания обитателей. Одного, Гибаряна, это довольно быстро доводит до самоубийства, оставшиеся двое и вскоре прилетевший на станцию новенький, пытаются разобраться в происходящем. Ну, книгу все читали, углубляться не стоит. Суть в том, что контакт состоялся, и не состоялся. Океан попытался что-то показать или сказать, или, наоборот, сам каким-то образом исследовал людей, и совершенно непонятно, достиг ли он своей цели. Люди, во всяком случае, не поняли ничего — ну, или просто получили подтверждение тех сотен теорий о разумности океана Солярис, которые тоннами пылятся в библиотеке станции.

Наше все!
Наше все!

      Фильм Тарковского «Солярис», чтобы о нем ни писали хорошего или плохого, лично в моем «Топе-10» фантастических фильмов. Как и «Сталкер», впервые я его посмотрел в глубоком детстве — эти шуршащие на струе вентилятора бумажки... Сразу надо сказать — автор от экранизации был не в восторге (и всю жизнь, больше тридцати лет после выхода фильма, несмотря на десятки вопросов в интервью, утверждал, что весь фильм не видел, а смотрел только минут двадцать второй серии, но тщательнейшим образом изучил сценарий). Лем был абсолютно не согласен с трактовкой Тарковского, настаивал на изменениях в сценарии, кое-что, по его же словам, удалось — семья Кельвина, полностью отсутствующая в книге, в фильме была все же сокращена лишь до родителей и какой-то непонятной тетки. --«При проработке этого фильма я был разгневан до такой степени, что топал ногами и кричал Тарковскому: «Вы дурак!»-- В фильме действительно оставлена за кадром половина книги — все размышления и гносеологические проблемы, увязанные с соляристикой, например, очень привлекательная теория «Бога-неудачника». Вся фантастика сведена лишь к предпосылке, к созданию «ситуации» — герои поставлены в такие вот условия и как они себя ведут. И все очень «по-тарковски» — размышления о прошлом, о семье, о любви. Снова фигура матери, и снова это стеклянная, вечно на что-то обиженная матрона. В-общем, Тарковский взял тему материализации воспоминаний и сосредоточился на ней, при этом очень качественно изобразив окружающее героев. Антуражу станции можно позавидовать — многим даже современным фильмам далеко до такого. А сцена с невесомостью! Неправдоподобная, достаточно топорно снятая, но как она великолепна под сонату Баха! Вообще, эта соната (мм... прелюдия) у меня прочно ассоциируется с «Солярис», так же, как, например, «Зверь» Наутилуса — с балабановским «Братом».

     Еще до появления фильма «Солярис» Содерберга поднялась шумиха. Сразу было ясно, что тема для Голливуда провальная.

Пирожок ни с чем
Пирожок ни с чем
А я почему-то решил, что фильм должен быть неплохим. Скорее всего немецкая фамилия режиссера повлияла — испытал какое-то подсознательное уважение. Но за пятнадцать лет от выхода фильма так и не собрался его посмотреть — вскользь прочел парочку отзывов (конечно, про голую задницу Клуни!). Потом прочел в одном интервью с Лемом его вполне благоприятный отзыв, почесал затылок — хм, даже ему понравилось! А потом вот это — Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссер, выкроит из романа какую-то любовь, это меня раздражает. Любовь в космосе интересует меня в наименьшей степени. Ради Бога, это был только фон. Но я все-таки человек достаточно воспитанный. Поэтому не набросился на Содерберга, это не имеет смысла. У меня была стопка американских рецензий и я видел, что все старались, потому что Содерберг известен, исполнитель главной роли очень известен, и поэтому на них не навешивали всех собак... Кроме этого, автору как-то не положено особо возмущаться, ну не положено... Все встало на свои места, смотреть совсем расхотелось, и так вот до недавнего времени, когда все же поглядел на это «чудо враждебной техники», при этом совершенно не зная, что там натворено с сюжетом. Первые пять минут честно ожидал, что Солярис полностью перелопатят, и действие будет происходить на земле. А что — неплохой ход, без всякого контакта, просто галлюцинации у профессионального психолога, могло бы получиться интересно. Но нет — полетел-таки красавец Клуни куда-то, «на Солярис». Когда пошла просто экранизация игры «Дум» — лазанье по коридорам космической станции с далекими воплями и кровью на поручнях, меня первый раз подтошнило и потянуло выключить телевизор. Но нет — знание того, что сия статья будет неполной без просмотра этого творения, заставило продолжать просмотр. Далее подобное чувство возникало еще не раз, всего за полтора часа не меньше десятка, так что судите сами о качестве сего продукта. Хорошо получилась только первая встреча Криса с Хари (брр, с Рэей) — и то, наверно, потому что американцам все надо четко обозначить словами. Вот Клуни все и рассказал, и неплохо сыграл, надо сказать. Вообще все имена, кроме Клуни, пардон, Криса Кельвина поменяли. Хари стала Рэей, Снаут превратился в дебиловатого рэпера Сноу, а Сарториус... стал бабой-негром (ну, ладно, у Лема все же в книге-то «гостьей» Григоряна и была огромная негритянка, вот хоть здесь как-то вылезло) Гордоном. Утверждалось, что фильм
А вы не знали нас?
А вы не знали нас?
изначально предполагался как ремейк фильма Тарковского. Не вышло! Недо-драма, недо-ужастик. Вообще недо. Все в итоге свелось к тому, как бы не допустить попадания на матушку-Землю этого... Чего? Они сами не знают, ну, вот этого... Материализовавшихся... Какое-то «Нечто» в смеси с «Чужим». Бр-рр!

      И вот вдруг чудо-чудное, диво-дивное! Телеспектакль «Солярис» 1968 года, постановка Бориса Ниренбурга. Василий Лановой в роли Кельвина, Владимир Этуш — Снаут! Признаться, смотрел чуть ли не открыв рот. Во-первых, совершенно неизвестная работа (и мне, и Станиславу Лему — он ни разу нигде об этом фильме не упомянул), во-вторых, это самая близкая к оригиналу экранизация. Здесь показаны действительно ученые, впервые прикоснувшиеся к неведомому, к возможности контакта. Конечно, отношения Криса и Хари и здесь занимают центральное положение, но нашлось место и научным рассуждениям, без теологии, впрочем — все-таки 1968-й. Убогая обстановка, напоминающая дачную мансарду, допотопные приборы, ракеты из кинохроники только добавляют трогательности этому наивному и доброму кино. Этуш в роли Снаута бесподобен! Это лучший Снаут из всех трех фильмов, хоть и менее всего соответствует книжному «маленькому худенькому человеку». Единственная не совсем годная сцена — расстрел (пардон, аннигиляция) Хари. Уж очень напоминало это ее гордое шествование по коридорам с конвоем из Снаута и Сарториуса под барабанную дробь идущую на расстрел партизанку. А все остальное я думаю, понравилось бы и самому автору, если б он выкроил два часа на просмотр.

Всем нам привычный Крис
Всем нам привычный Крис
Это вам не Иван Варавва!
Это вам не Иван Варавва!

      Что в итоге? Все три экранизации в разной степени не раскрывают сути романа. Существует мнение, будто авторы трёх экранизаций поняли роман Лема лучше, чем сам автор, и что, на самом деле, роман написан о любви и о Боге, а не о контакте и встрече с неведомым. Но возможна и другая точка зрения, декларированная самим писателем. Действительно, в романе есть и размышления о путях развития науки, и попытка представить себе, как поведёт себя человек будущего, если столкнётся с принципиально иными формами бытия и сознания. Есть в книге и человеческие отношения (включая любовь) в нечеловеческих условиях, и Бог (пусть и несовершенный бог с маленькой буквы). Психология любви к человеку без человека, парадокс человеческих чувств в ситуации, где они, возможно, неуместны. Но так уж сложилось, что авторы экранизаций увидели в романе не то, что видел его автор. Или, по крайней мере, о чём заявлял.

Океан Тарковского
Океан Тарковского
Солярис Содерберга
Солярис Содерберга

      Удивительно, но в одном из интервью Лем говорил, что хотел увидеть в фильме Тарковского планету Солярис, но, к сожалению, режиссер не дал такой возможности. Содерберг, кстати, прислушался и тоже не дал — у него про Солярис вообще ничего не говорится.

Вся нечестнАя компания
Вся нечестнАя компания
А у Ниренбурга ученые частенько прикладываются
А у Ниренбурга ученые частенько прикладываются
Это не доктор Зло, а всего лишь Сарториус
Это не доктор Зло, а всего лишь Сарториус

      Как бы ни было, а сюжет, созданный Лемом, в фильме Тарковского обрёл иное звучание. Если первая экранизация, самая близкая к литературной первооснове, прошла почти незамеченной, то обращение Тарковского к роману изменило отношение к нему всей читающей публики. Роман «Солярис» отныне обречён на существование только в паре с классическим фильмом русского режиссёра. И работая над своим фильмом, Содерберг, вольно или невольно, обыграл, может, не совсем удачно, наряду с образами литературного первоисточника, и образы фильма Тарковского.

      Напоследок немного образов:

Снаут Этуша
Снаут Этуша
Красавец и чудовище
Красавец и чудовище
Лучший Сарториус
Лучший Сарториус
Другая Хари
Другая Хари
Отец Кельвина, больше нигде не встречающийся
Отец Кельвина, больше нигде не встречающийся





485
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 декабря 2017 г. 21:54
Посмотрел в детстве фильм — понравилось. Прочёл книгу и ничего не понял. Спустя дцать лет пересмотрел экранизацию и уснул от воды и воды, а вот от литературного источника при повторном чтении был в восторге. Мистика!


⇑ Наверх