108 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 108. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (худ. Е.Шурлапова - С.Подивилов, худ. А.Власова)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

108. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (худ. Е.Шурлапова — С.Подивилов, худ. А.Власова)

Статья написана 24 февраля 2019 г. 08:28

Лет десять назад я приступил к реализации принципа полноты коллекции. Наивная и вредная мечта. Собрать всё относящееся к какому-либо предмету можно, но только затем, чтобы понизить средний уровень собрания.

Однако цель была поставлена, пришлось брать всё, до чего дотянуться руки — и сначала, естественно, началась скупка доступного: того, что лежало в магазинах. Отрезвление пришло быстро — многое из того, что было схвачено для реализации принципа полноты, было вычищено, часто с омерзением.

Наверное, вычищалось и что-то не такое уж плохое или даже плохое, но очень показательное для истории книжной графики (вот выкинул, помню, томик прозы издательства "Белый город", а там был такой бесстыжий плагиат, что теперь без доказательств никто и не поверит). Сейчас-то я и коллекцию пополняю пореже, и не выкидываю приобретённое.

Ну, в общем, часто издаваемых сказок Пушкина с рисунками художника Лебедева (https://www.ozon.ru/context/detail/id/727...) и художницы Власовой (https://www.labirint.ru/books/130231/) у меня нет — испытываю к ним чувство глубокой личной неприязни (назначил, видать, их виновными за то потрясение от встречи с действительностью — массовым книгоиздательством).

А вот этот сборник 2009 года я оставил, хотя он далеко не бесспорный. Есть в иллюстрациях из этого сборника какой-то авторский стиль. Издательство — "Росмэн" — не из худших. Художники Е.Шурлапова и С.Подивилов. Не самые известные, но оба на Фантлабе есть: https://fantlab.ru/art6045 (Шурлапова), https://fantlab.ru/art5584 (С.Подивилов). Сборника (именно этого издания) на Фантлабе нет (видимо, есть первое издание 2004 года: https://fantlab.ru/edition27959).

"Сказки", худ. Е.Шурлапова — С.Подивилов, 2009
"Сказки", худ. Е.Шурлапова — С.Подивилов, 2009
Шмуцтитул "Сказка о золотом петушке"
Шмуцтитул "Сказка о золотом петушке"

Дам даже библиографическое описание.

Сказки. — М.: РОСМЭН, 2009. — 135 с.; 28,5 см.

ШУРЛАПОВА Е., ПОДИВИЛОВ С. — 53 цв. ил.: Сказка о царе Салтане... — шмуцтитул, 1 разворот, 18 ил. на разворот; Сказка о рыбаке и рыбке — шмуцтитул, 7 ил. на разворот; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях — шмуцтитул, 1 разворот, 7 ил. на разворот, 5 страничн. ил., 1 ил. в тексте; Сказка о золотом петушке — шмуцтитул, 1 разворот, 8 ил. на разворот.

Переплёт (твёрдая обложка). Тираж — 5.000 экз.

В этих иллюстрациях у персонажей есть какие-то характеры, сильные эмоции, злобные выражения лиц. С такими картинками можно мириться. Они живые. Композиция продуманная, цвета опять же со вкусом подобраны. Пройдёмся по ключевым моментам.

Вручение петушка
Вручение петушка

Побоище
Побоище

Дадон и шамаханская царица
Дадон и шамаханская царица

Конфликт Дадона и скопца
Конфликт Дадона и скопца

Финал дадоновской авантюры
Финал дадоновской авантюры

Все мужские персонажи с гротескными чертами лица (чувствуется влияние русского лубка в изображении скоморохов), а вот шамаханская царица — какая-то правильная и скучная. Разрушает общий замысел. Наверное, это уже диктовал рынок: со страшной девицей книгу могли и не купить. Но ведь и красавицы из неё не получилось!




Неожиданно знакомство с художницей Шурлаповой продолжилось.

Благодаря базе Фантлаба обнаружил раннее издание "Сказки о золотом петушке" с её иллюстрациями (https://fantlab.ru/edition147048).

Год издания — 1997, ельцинская эпоха. Сейчас уже появляется исторический интерес к тенденциям книжной графики молодых художников той поры. Интерес больше к нереализованным возможностям и альтернативам. Материала очень мало по несоветской графике 1990-х гг.:

- неблагоприятные времена были для издания художественно оформленных книг в целом (запроса не было, ещё на тексты голод не до конца утолили),

- издавали западные книги с иллюстрациями зарубежных художников,

- если детские книги с картинками наших художников и выходили, то по инерции часто это был советский стандарт (неплохо, но требовалась новизна),

- наши художники не чувствовали себя востребованными в графике и оставляли это поле.

В общем, книжку приобрёл для изучения. Изучил.

"Сказка о золотом петушке", худ. Е.Шурлапова, 1997
"Сказка о золотом петушке", худ. Е.Шурлапова, 1997
Титул
Титул

Даю библиографическое описание.

Сказка о золотом петушке. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1997. — 32 с.; 24,5 см.

ШУРЛАПОВА Е. — илл. цв. обложка, декоративные рамки страниц, 9 цв. ил.: 2 илл. в буквицах, концовка, 5 ил. на разворот, 1 ил. в тексте.

Переплёт (твёрдая обложка). Тираж — не указан.

С полиграфической точки зрения книга нормально сделана: плотная бумага, чёткая печать иллюстраций. Блок плохо проклеен, при разворачивании разошёлся слегка — ну, для тех времён это вообще норма.

Иллюстрации выполнены совсем в другой манере. Вот для сравнения две схожие сцены из раннего и позднего варианта.

Шурлапова, 1997
Шурлапова, 1997
Шурлапова+Подивилов, 2009
Шурлапова+Подивилов, 2009

Поздний вариант иллюстраций, конечно, попроще. Может, проявилось подавляющее влияние художника-соавтора.

Посмотрим повнимательнее ранний вариант. Какой стиль в иллюстрациях 1997 года?

1) Вручение петушка.

Рамочки, вычурные изгибы... Наверное, у этого чрезмерного украшательства те же корни, что и у тяги вчерашних советских людей к евроремонту, итальянской белой мебели с золотыми гранями...

2) Встреча с шамаханской царицей

Но ведь и авторская манера есть! Посмотрим фрагменты этой иллюстрации.

а) Травка и цветочки.

Здесь техника: погружение в миниатюры эпохи Возрождения. Насыщенный цвет и тщательно выписанные цветочки на травке и складки на пышных одеяниях.

б) Лица.

А здесь крупным планом внешность шамаханской царицы. Не идеал красоты — это, наверное, протест против советских мультяшных персонажей, которые были до того. А получился заодно и протест против телепузиков, которые поселились в книгах после того.

3) Родные просторы.

Хорошо ведь!

4) Петух уселся на царя.

Традиционная концовка. А сюжет не весь отражён — цикл скомкан к концу. Может быть, тоже черты переходной эпохи: незавершённость замысла, непоспевание со своей тщательной техникой за новыми требованиями к темпам изготовления продукта. Ну вот и появился у Шурлаповой соавтор — попозже стали всё успевать.

P.S./29.05.2019

Лихо я три месяца назад художницу Власову презрением облил. А вот переменил к ней своё отношение, купил большой сборник (в основном из-за "Руслана и Людмилы").

"Сказки. Руслан и Людмила". — М.:Эксмо, 2019
"Сказки. Руслан и Людмила". — М.:Эксмо, 2019

Вполне достойный уровень. Художница — мыслящая. В "Золотом петушке" царь Дадон — восточный владыка. Почему бы и нет?

Худ. А.Власова
Худ. А.Власова
Худ. А.Власова
Худ. А.Власова
Худ. А.Власова
Худ. А.Власова
Худ. А.Власова
Худ. А.Власова





497
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 марта 2019 г. 21:01
В издании 2009 года шемаханская царица-суккуб нарисована китчево до опупения: волосы везде вразлет, как метелка. Представим побудительные мотивы художника, создававшего сие: вразлет волосы — это «красиво», оттеняет лицо, чтобы именно на него падал взгляд, вдобавок, длинные волосы — дополнительный атрибут женственности... против лысого царя... вроде бы, все логично...
Однако. Посмотрим на рисунок глазами зрителя. Волосы вразлет? Так бывает, когда дует сильный ветер... но другие персонажи (царь) не подвержены почему-то влиянию этого «ветра». Да и сама девица, судя по всему, тоже — ее газовая одежда при ветре должна быть в «облипку», а на рисунках ничего подобного нет.... Значит, если ветра нет, а волосы «растрепаны», художник либо «халтурщик», либо здесь все гораздо тоньше: таким образом он намекает, что девица не зналась с водой очень долгое время и дожила до устойчивого колтуна на голове (если при этом вспомнить, что ближневосточные обитатели пустынь и полупустынь с водой действительно редко соприкасались, а их женщины в условиях водного дефицита мыли голову верблюжьей мочой, то картина вырисовывается вполне однозначная: немытая шемаханская царица пытается обольстить царя тем, что у нее есть, а он поддается, не обращая внимание на ее антисанитарное состояние, значит, она воздействует на него дополнительной силой — колдовством).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2019 г. 21:07
Да, такие шамаханские царицы — тупиковый путь развития. Подобные иллюстрации отсеиваются — книжка становится редкой. Для истории очень показательно: какими были попытки сказать новое слово. Таланта у художника не хватило.


⇑ Наверх