Похоронная процессия роз. 1969. Япония
Режиссёр: Тосио Мацумото
Если вам еще нет 18 лет, пожалуйста, не смотрите этот фильм.
Если вы очень впечатлительны, пожалуйста, не смотрите этот фильм.
Тем не менее я про него расскажу...
XX век многократно возвращался к известным истокам человеческой цивилизации. Часто переосмыслялись и античные мифы. Часто через призму современных трактовок и новых мифологем, таким образом получалось нечто совершенно новое. И думаю, мы еще не раз к этому вернёмся...
Кинематограф 60х ознаменовался появлением так называемой «новой волны» — в первую очередь это французские имена — Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо... О японсом кино-авангарде известно намного меньше. Тем не менее на него стоит обратить внимание. Тосио Мацумото — один из пионеров японского кинематографического андеграунда. Его работы ничуть не уступают, а в чём-то возможно и превосходят его европейских современников.
В фильме «Похоронная процессия роз» 1969 года он обращается к известному мифу об Эдипе, история которого до нас дошла во многом благодаря великолепной трагедии Софокла «Царь Эдип».
Собственно фильм «Похоронная процессия роз» с Софоклом имеет крайне мало внешнего сходства. Действие происходит в современной Японии. А это 60е — расцвет сексуальной и психоделической революции, а также расцвет различной социальной борьбы. В этом смысле фильм представляет очень интересный срез культуры этого периода. Многие кадры сняты либо вообще документально — как например интервью с пассивными гомосексуалистами, либо под документалистику — как кадры различных уличных перформансов и активистских движений.
Режиссёрские и операторские находки держат внимание зрителя на протяжении всего фильма настолько, что здесь не так важен был бы даже сюжет и содержательная составляющая. Но к счастью и они имеют много интересного.
Отдельно стоит отметить искусство режиссёра в плане подачи такой тонкой и неоднозначной темы как гомосексуализм. Здесь совершенно нет сексуальной распущенности или эпатажа. Да, в фильме достаточно много эротических сцен, но они крайне сдержанны, гениталии вообще ни разу не показываются — а это уже редкость для фильма на эту тематику... Другим плюсом является и то, что режиссёр ничего не навязывает. Здесь совершенно нет ставшей уже отвратительной политкорректности и попытки примирить «обычных» людей с «нормальностью» сексуальных меньшинств. Тосио Мацумото в этом смысле придерживается документалистической позиции.