492 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 492. Иллюстрированный Е.Шварц: Сказка о потерянном времени (худ. В.Чижиков, худ. Н.Петрова, худ. А.Семенцов-Огиевский и З.Воронцова, худ. С.Алимов)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

492. Иллюстрированный Е.Шварц: Сказка о потерянном времени (худ. В.Чижиков, худ. Н.Петрова, худ. А.Семенцов-Огиевский и З.Воронцова, худ. С.Алимов)

Статья написана 29 июня 2023 г. 13:26

Долго шла у нас пара Калиновский-Чижиков. Наличие иллюстраций этих художников обусловливало обзоры литературных произведений. К "Недопёску" Коваля иллюстраций Чижикова не было — там был один Калиновский. Зато Чижиков нарисовал картинки к "Сказке о потерянном времени", а Калиновский — нет. В общем, сейчас Чижиков выводит нас на некоторые литературные сказки Е.Шварца.

Эту сказку Шварца иллюстрировали очень многие художники разных поколений, начиная с Конашевича: см. общий обзор тут (особый интерес представляет книжка с иллюстрациями известного интеллигентного карикатуриста Е.Шукаева). Так что стоило бы пособирать комплекты иллюстраций к "Сказке о потерянном времени" специально, но я этого не делал. Посмотрим, что есть.

Сказка о потерянном времени

Советский фильм по сказке Шварца произвёл на меня в детстве сильное впечатление: он показался мне по-настоящему жутким. Литературная первооснова из-за этого тоже воспринимается мною как жутковатая. Иллюстрации поневоле оцениваются с позиций того, передана в них жуть или нет.

Худ. А.Семенцов-Огиевский и З.Воронцова (1970)

Сборник "Жар мечты" (1970). К каждой сказке были заставки в единой экспрессивной манере А.Семенцова-Огиевского и З.Воронцовой, а внутренние страничные иллюстрации принадлежали более раскрученным художникам. К сказке Шварца внутренних иллюстраций нет. Заставка эффектна и по-своему жутковата.

Часы и кот. Откуда кот? В сюжете он отсутствует, хотя в первом варианте сказки (журнальном) кошки ставили последнюю точку. Но в первом варианте часы никакой роли не играли. Вот что значит совместное творчество: два художника — постарше и помладше — совместили две концовки, кто какую помнил.

Худ. Н.Петрова (1940-1960-1969)

"Сказка о потерянном времени" была опубликована в предвоенном 1940-м году в ленинградском журнале "Костёр" (№ 7-8). Первоначальная редакция текста была другая, концовка отличалась существенно. Иллюстратором журнального варианта значилась художница Н.Петрова. Она же проиллюстрировала ленинградский сборник Шварца 1960 г. и 1969 г. Так что посмотрим первые иллюстрации с последующими вариантами.

1) Первая редакция сказки и первые иллюстрации.

Костёр (1940, № 7-8)
Костёр (1940, № 7-8)

а) Первая редакция текста с бóльшими подробностями (все сканы кликабельны). Мне понравилось. В самом начале — забавные подробности, как именно младшеклассник Петя тратит своё время (не обошлось и без описок: в журнале Петя "ученик третьего первого класса"). В общем, Петя превратился в старичка. Его изобличила школьная гардеробщица тётя Наташа (внизу страницы). А заколдовали Петю злые волшебники-старики (они вверху страницы, на заставке).

Худ. Н.Петрова (1940)
Худ. Н.Петрова (1940)

б) Петя собирает других заколдованных в стариков детей — узнаёт их по детским замашкам. Всё художники любят вот этот эпизод: старушка скачет в классики. Сюрприз в тексте: последнего старичка, как известно, снимают с трамвайной "колбасы". В журнальном варианте неизвестные подробности: старичок так просто не сдался, а удрал: он думал, что его ловит "комиссия по борьбе с колбасниками".

Худ. Н.Петрова (1940)
Худ. Н.Петрова (1940)

в) А вот и первоначальная концовка: произносится заклинание, заколдованные превращаются обратно в детей, а колдуны — в стариков. Но они, превратившись в стариков, до конца не исчезли, а просто уменьшились до размера мышей. И злобно преследовали детей по пути в город. Страсти какие! (это и изображено на картинке). За кадром осталось избавление от мелких старичков: их сожрали три тощих кошки. Когда Кот в сапогах съедает людоеда, это людоедство или нет?

Худ. Н.Петрова (1940)
Худ. Н.Петрова (1940)

Иллюстрации добротно-реалистичные. Я с интересом разглядываю одежду персонажей: как одевались старики в 1940-м году?

2) Второй вариант текста и второй вариант рисунков от первой художницы-иллюстратора.

Шварц. Сказки (1960)
Шварц. Сказки (1960)

а) Художница пытается одеждой показать, что старик — это мальчик: школьная фуражка, короткое пальтишко. Сейчас на это мог бы указать и шарф, завязанный узлом сзади, но, как видно по другим картинкам, и в 1940-м, и в 1960-м это могло быть чертой взрослого облика (шарфы не для красоты носили).

Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)

б) Старик-третьеклассник Петя подслушивает в лесном домишке, как вернуть обратно детский облик. На картинке — злые старики-волшебники, превратившиеся в детей. Дети как дети, хотя у того, кто стоит около часов, недетская сутулость. Это вообще одно из самых интересных ожиданий: как художник покажет, что у волшебников только оболочка детская, а на самом деле они — злобные старики. Интересное решение нашла Петрова.

Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)

в) Показ обычных прохожих-стариков. Советская мода для пожилых в 1960-м году — не изменилась с 1940-го года, не изменится и в 1980-м.

Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)

г) А вот это уже дети, превращённые в стариков. По одежде от обычных стариков не отличить, их детские манеры на рисунках не выражены отчётливо. В этой линии проявляется характерный для Шварца юмор, и отобразить его средствами реалистического рисунка не очень получается (хотя взявшиеся за руки бегущие вскачь старички хорошо вышли).

Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)

д) Переработанная концовка, всем известная: заколдованные дети крутят назад стрелки часов, постепенно возвращаются к своему детскому облику, а волшебники в это же время превращаются обратно в стариков и в конце исчезают без следа. На картинке показаны колдуны-старики: многослойные одеяния, старорежимные бороды... Их одеяния резко отличаются от ватных пальто простых советских стариков. Колдунам лет по 80, родились они в этой книжке в 1880-м году (в журнале родились в 1860-м году). Благодаря одежде увидел явное противостояние поколений. Причём, противостояние молодой советской поросли недобитым "бывшим". Интересно, что в рисунках 1940-го года это противостояние не было подчёркнуто. Возможно, при первой публикации такого прочтения и не предполагалось: размежевание в довоенную советскую эпоху было классовым, а не поколенческим.

Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)

е) Цветная вклейка: превращённые в стариков дети подбираются к логову волшебников. Ничем эти старики не отличаются от нормальных советских стариков.

Худ. Н.Петрова (1960)
Худ. Н.Петрова (1960)

3) Вариант 1969 года. Художница обновила манеру рисунка в духе новой волны. Цвет в картинках стали прозрачнее. И художественные образы тоже усилились, художница продолжала совершенствоваться. На цветных вклейках: а) заколдованные дети бегут по лесу — и вот теперь видно, что это очень бодрые старички; б) колдуны превращаются обратно в стариков — подчёркивание глубокой старины в одежде сохранилось, а сами волшебники стали по-настоящему омерзительны как крысы (помнит, помнит художница первоначальное окончание, где этих стариков кошки пожрали).

Худ. Н.Петрова (1969)
Худ. Н.Петрова (1969)
Худ. Н.Петрова (1969)
Худ. Н.Петрова (1969)

Худ. С.Алимов (1976)

В журнале "Колобок" (1976, № 6) был опубликована одна иллюстрация выдающегося художника С.Алимова. Он удачно объединил мотив жути (мрачный домик в лесной глуши) с юмористической нотой: дети, превращённые в стариков, нарисованы с иронией.

Худ. В.Чижиков (1978-2016)

Ну вот и инициатор обзора — Чижиков. Он дважды обращался к сказке Шварца, совпадений было немного, но во второй раз он перерисовал всё.

1) Первые иллюстрации были вот в этом сборнике "Волшебные краски" (1978):

Волшебные краски (1978)
Волшебные краски (1978)

Иллюстраций было всего три. Никто не мог отказать Чижикову проиллюстрировать избранные фрагменты. Он, естественно, выбрал юмористические эпизоды. И это было прекрасно.

Худ. В.Чижиков (1978)
Худ. В.Чижиков (1978)
Худ. В.Чижиков (1978)
Худ. В.Чижиков (1978)

В концовке — шаблонный вневременной мальчик, можно не обращать внимания.

Худ. В.Чижиков (1978)
Худ. В.Чижиков (1978)

2) Полная сюита иллюстраций потребовалась от Чижикова в последние годы его долгой жизни вот для этого издания: "Сказка о потерянном времени и другие сказки" (М.: Лабиринт-Пресс, 2016):

Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)

Именно по поводу этих иллюстраций в "Лабиринте" покупателями велась серьёзная дискуссия об адекватности разудалых иллюстраций Чижикова трагическим сказкам Шварца.

Ну да, здесь Чижикову пришлось иллюстрировать все эпизоды сказки, хотя он, сколько мог, от этого уклонялся. Молодого задора в картинках, понятно, тоже не было.

а) Очень непросто нарисовать двоечника и тунеядца. С одной стороны, этот ребёнок свободный, а с другой — постоянно находится под прессингом окружающих. Чижиков рисует беззаботного мальчишку и подавленного старика. Это один и тот же человек, но беззаботный — дома, а удручённый — в школе. Кстати, образ потешного старичка в коротких штанишках из первого цикла иллюстраций Чижиков не воспроизвёл — чем не уступка общему мрачному колориту сказки?

Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)

б) Логово волшебников — стариков в облике детей. Сложная задача для художника — изобразить старых детей. Чижиков показывает одного — с порочным лицом.

Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)

в) Сцены поиска заколдованных бабусек.

Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)

Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)

г) Все пострадавшие в сборе. Одежонка — типично стариковская (дамские шляпки с украшеньицами, но кто поручится, что бабуськи в своём настоящем возрасте такое не нацепят?).

Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)

д) Злобных стариков-волшебников Чижиков рисовать категорически отказался. Жаль, конечно. Если все так к профессиональным обязанностям относится будут, глядишь и адвокаты маньяков защищать откажутся. Ну а нормальные чижиковские дети от многократного клиширования стали совсем приторно-безликими.

Худ. В.Чижиков (2016)
Худ. В.Чижиков (2016)





338
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 июня 2023 г. 09:44
Неудивительно, что эта сказка Шварца обладает самым сильным «фобиогенным» эффектом из всех возможных: ее фабула — внезапное уничтожение «будущего», заранее объявленный крах всех перспектив, — чуть ли не единственная тема, которая может по-настоящему испугать ребенка.
Ни бабы-яги, ни людоеды, ни драконы, ни вселенские катастрофы не действуют так угнетающе на детскую психику, потому что ребенок здесь защищен «примером взрослого», вокруг него множество людей старше него, разных возрастов, которые когда-то были детьми и «уцелели» среди всех вышеуказанных страхов. И наоборот, демонстрируют ребенку удобства, которые обретает взрослеющий человек, начиная с возможности «не ложиться спать по расписанию».
И только в ситуации героев сказки Шварца, вся система психологической защиты со стороны старших поколений мгновенно разрушается, ребенок чувствует себя максимально одиноким (ведь внешне он супервзрослый, значит не может рассчитывать на «помощь» старших поколений), и одновременно — бессильным (ведь никакого жизненного опыта он не накопил, и жизни впереди — тоже нет).
Это комплексное ощущение, действующее на бессознательном уровне.
Любопытно, что для «более взрослых», чем дети-дошкольники, зрителей, сказка Шварца уже не является жупелом, они видят в ней совершенно другие мотивы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июня 2023 г. 12:07


Ссылка на сообщение1 июля 2023 г. 09:21
цитата Zivitas
удрал: он думал, что его ловит «комиссия по борьбе с колбасниками».
Зацепер.
цитата Zivitas
Советская мода для пожилых в 1960-м году — не изменилась с 1940-го года, не изменится и в 1980-м.
такое впечатление, что и сейчас. Да, шапка-ушанка ушла, но... Почему-то одни и те же типы стариков. Смотришь на типичную «бабку», и думаешь: а ведь в 1991 тебе было 30-40.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 июля 2023 г. 09:39
:beer:


Ссылка на сообщение1 июля 2023 г. 09:29
цитата Zivitas
заколдованные дети бегут по лесу — и вот теперь видно, что это очень бодрые старички
У Дианы Уинн Джонс, работавшей с тем же сюжетом превращения, было железобетонное основание: старушка из здоровой девочки — старушка прездоровая, со всеми зубами и без хронических.

По общему обзору: спасибо, любопытно. Но не скажу, что есть лидер или чью-то трактовку поддерживаю. Полагаю, эпизоды пьес Шварца в разных локациях должны решаться в разной стилистике.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 июля 2023 г. 09:40
Будет еще обзор: Казакова и Майофис


⇑ Наверх