Аркадий и Борис Стругацкие ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 22 февраля 23:56  
цитата просточитатель
и планета уничтожена!


Так вы полагаете? Но Горбовский остался жив, Камилл остался жив. И никакого курорта там не было.
Я вынужден повторить просьбу обсуждать Стругацких, а не какие-то побочные фантазии.


авторитет

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:01  
цитата swgurov
Но Горбовский остался жив, Камилл остался жив.

Я так полагаю, что все просто. Харибды оттащили к столице на экваторе — это и в тексте есть. Потом две волны подошли с разных полюсов и схлопнулись в противофазе. А харибды защитили ареал столицы на момент схлопывания волны. Все довольны, живы, здоровы, расходимся :)
Остальной планете наверное немного поплохело, но "уничтожена" — явный перебор :)
–––
И вот нашлись те, кто их пожалели. Сняли засовы, открыли двери.
Их встретили песни и детский смех. Звери вошли и убили всех.


философ

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:03  
цитата swgurov
Вы не задумывались, что у физиков тоже бывают дети? Что у тех кто создает и обслуживают инфраструктуру для планеты физиков тоже дети? Они живут и работают на планете физиков. Как вы полагаете?
устраивать полигон в другом месте не рискуя.но.. Хорошая сцена
цитата
— Сегодня мы наконец улетаем, — сказал Турнен.
  — Поздравляю, — сказал Леонид Андреевич. — А я еще останусь немножко.
  Он бросил камешек, и камешек канул в облако. Облако было совсем близко внизу, под ногами. Леса видно не было. Леонид Андреевич лег на спину, свесив босые ноги в пропасть и заложив руки за голову. Турнен сидел на корточках неподалеку и внимательно, без улыбки смотрел на него.
  — А ведь вы действительно боязливый человек, Горбовский, — сказал он.
  — Да, очень, — согласился Леонид Андреевич. — Но вы знаете, Тойво, стоит поглядеть вокруг, и вы увидите десятки и сотни чрезвычайно смелых, отчаянно храбрых, безумно отважных… даже скучно становится, и хочется разнообразия. Ведь правда?
  — Да, пожалуй, — сказал Турнен, опуская глаза. — Но я-то боюсь только за одного человека…
  — За себя, — сказал Горбовский.
  — В конечном итоге — да. А вы?
  — В конечном итоге — тоже да.
  — Скучные мы с вами люди, — сказал Турнен.
  — Ужасно, — сказал Леонид Андреевич. — Вы знаете, я чувствую, что с каждым днем становлюсь все скучнее и скучнее. Раньше около меня всегда толпились люди, все смеялись, потому что я был забавный. А теперь вот вы только… и то не смеетесь. Вы понимаете, я стал тяжелым человеком. Уважаемым — да. Авторитетным — тоже да. Но без всякой приятности. А я к этому не привык, мне это больно.
  — Привыкнете, — сказал Турнен. — Если раньше не умрете от страха, то привыкнете. А в общем-то вы занялись самым неблагодарным делом, какое можно себе представить. Вы думаете о смысле жизни сразу за всех людей, а люди этого не любят. Люди предпочитают принимать жизнь такой, какая она есть. Смысла жизни не существует. И смысла поступков не существует. Если поступок принес вам удовольствие — хорошо, если не принес — значит, он был бессмысленным. Зря стараетесь, Горбовский.
  Леонид Андреевич извлек ноги из пропасти и перевалился на бок.
  — Ну вот уже и обобщения, — сказал он. — Зачем судить обо всех по себе?
  — Почему обо всех? Вас это не касается.
  — Это многих не касается.
  — Да нет. Многих — вряд ли. У вас какой-то обостренный интерес к последствиям, Горбовский. У большинства людей этого нет. Большинство считает, что это не важно. Они даже могут предвидеть последствия, но это не проникает им в кровь, действуют они все равно, исходя не из последствий, а из каких-то совсем других соображений.
  — Это уже другое дело, — сказал Леонид Андреевич. — Тут я с вами согласен. Я не согласен только, что эти другие соображения — всегда собственное удовольствие.
  — Удовольствие — понятие широкое…
  — А, — прервал Леонид Андреевич. — Тогда я с вами согласен полностью.
  — Наконец-то, — сказал Турнен язвительно. — А я-то думал, что мне делать, если вы не согласитесь. Я уже собирался вас прямо спрашивать: зачем вы, собственно, здесь сидите, Горбовский?
  — Но ведь вы не спрашиваете?
  — В общем — нет, потому что я и так знаю.
  Леонид Андреевич с восхищением посмотрел на него.
  — Правда? — сказал он. — А я-то думал, что законспирировался удачно.
  — А зачем вы, собственно, законспирировались?
  — Так смеяться же будут, Тойво. И вовсе не тем смехом, какой я привык слышать рядом с собой.
  — Привыкнете, — сказал Турнен. — Вот спасете человечество два-три раза и привыкнете. Чудак вы все-таки. Человечеству совсем не нужно, чтобы его спасали.
  Леонид Андреевич натянул шлепанцы, подумал и сказал:
  — В чем-то вы, конечно, правы. Это мне нужно, чтобы человечество было в безопасности. Я, наверное, самый большой эгоист в мире. Как вы думаете, Тойво?
  — Несомненно, — сказал Турнен. — Потому что вы хотите, чтобы всему человечеству было хорошо только для того, чтобы вам было хорошо.
  — Но, Тойво! — вскричал Леонид Андреевич и дате слегка ударил себя кулаком в грудь. — Разве вы не видите, что они все стали как дети? Разве вам не хочется возвести ограду вдоль пропасти, возле которой они играют? Вот здесь, например, — он ткнул пальцем вниз. — Вот вы давеча хватались за сердце, когда я сидел на краю, вам было нехорошо, а я вижу, как двадцать миллиардов сидят, спустив ноги в пропасть, толкаются, острит и швыряют камешки, и каждый норовит швырнуть потяжелее, а в пропасти туман, и неизвестно, кого они разбудят там, в тумане, а им всем на это наплевать, они испытывают приятство от того, что у них напрягается мускулюс глютеус, а я их всех люблю и не могу…
  — Чего вы, собственно, боитесь? — сказал Турнен раздраженно. — Человечество все равно не способно поставить перед собой задачи, которые оно не может разрешить.
  Леонид Андреевич с любопытством посмотрел на него.
  — Вы серьезно так думаете? — сказал он. — Напрасно. Вот оттуда, — он опять ткнул пальцем вниз, — может выйти братец по разуму и сказать: "Люди, помогите нам уничтожить лес". И что мы ему ответим?
  — Мы ему ответим: "С удовольствием". И уничтожим. Это мы в два счета.
  — Нет, — возразил Леонид Андреевич. — Потому что едва мы приступили к делу, как выяснилось, что лес — тоже братец по разуму, только двоюродный. Братец — гуманоид, а лес — не гуманоид. Ну?
  — Представить можно все, что угодно, — сказал Турнен.
  — В том-то и дело, — сказал Горбовский. — Поэтому-то я здесь и сижу. Вы спрашиваете, чего я боюсь. Я не боюсь задач, которые ставит перед собой человечество, я боюсь задач, которые может поставить перед нами кто-нибудь другой. Это только так говорится, что человек всемогущ, потому что, видите ли, у него разум. Человек — нежнейшее, трепетнейшее существо, его так легко обидеть, разочаровать, морально убить. У него же не только разум. У него так называемая душа. И то, что хорошо и легко для разума, то может оказаться роковым для души. А я не хочу, чтобы все человечество — за исключением некоторых сущеглупых — краснело бы и мучилось угрызениями совести, или страдало от своей неполноценности и от сознания своей беспомощности, когда перед ним встанут задачи, которые оно даже и не ставило. Я уже все это пережил в фантазии и никому не пожелаю. А вот теперь сижу и жду.
  — Очень трогательно, — сказал Турнен. — И совершенно бессмысленно.
  — Это потому, что я пытался воздействовать на вас эмоционально, — грустно сказал Леонид Андреевич. Попробую убедить вас логикой. Понимаете, Тойво, возможность неразрешимых задач можно предсказать априорно. Наука, как известно, безразлична к морали. Но только до тех пор, пока ее объектом не становится разум. Достаточно вспомнить проблематику евгеники и разумных машин… Я знаю, вы скажете, что это наше внутреннее дело. Тогда возьмем тот же разумный лес. Пока он сам по себе, он может быть объектом спокойного осторожного изучения. Но если он воюет с другими разумными существами, вопрос из научного становится для нас моральным. Мы должны решать, на чьей стороне быть, а решить мы этого не можем, потому что наука моральные проблемы не решает, а мораль сама по себе не имеет логики, она нам задана до нас, как мода на брюки, и не отвечает на вопрос: почему так, а не иначе. Я ясно выражаюсь?
  — Слушайте, Горбовский, — сказал Турнен. — Что вы прицепились к разумному лесу? Вы что, действительно считаете этот лес разумным?
  Леонид Андреевич приблизился к краю и заглянул в пропасть.
  — Нет, — сказал он. — Вряд ли… Но есть в нем что-то нездоровое с точки зрения нашей морали. Он мне не нравится. Мне в нем все не нравится. Как он пахнет, как он выглядит, какой он скользкий, какой он непостоянный. Какой он лживый, и как он притворяется… Нет, скверный это лес, Тойво. Он еще заговорит. Я знаю, он еще заговорит.
  — Пойдемте, я вас исследую, — сказал Тойво. — На прощание.
  — Нет, — сказал Леонид Андреевич. — Пойдемте лучше ужинать. Попросим открыть нам бутылку вина…
  — Не дадут, — сказал Тойво с сомнением.
  — А попрошу Поля, — сказал Леонид Андреевич. — Кажется, я имею на него какое-то влияние.
  Он нагнулся, собрал в горсть оставшиеся камешки и швырнул их вниз. Подальше. В туман. В лес, который еще заговорит.
  Тойво, заложив руки за спину, уже неторопливо поднимался по лестнице.
а впереди у него как раз Далекая радуга
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:05  
цитата swgurov
Так вы полагаете? Но Горбовский остался жив, Камилл остался жив.
Непонятно каким образом. Кстати на Далекой радуге изначально Стругацкие и хотели остановится.
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:09  
цитата просточитатель
Непонятно каким образом. Кстати на Далекой радуге изначально Стругацкие и хотели остановится.

вот прямо над вашим комментом я написал как
–––
И вот нашлись те, кто их пожалели. Сняли засовы, открыли двери.
Их встретили песни и детский смех. Звери вошли и убили всех.


философ

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:11  
цитата Shalalak
Я так полагаю, что все просто. Харибды оттащили к столице на экваторе — это и в тексте есть. Потом две волны подошли с разных полюсов и схлопнулись в противофазе. А харибды защитили ареал столицы на момент схлопывания волны. Все довольны, живы, здоровы, расходимся :)
Ну возможно. Хотя я все таки считаю более вероятной версию что корабль все таки успел..
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:20  
цитата Shalalak
Харибды оттащили к столице на экваторе


Харибды оттаскивали, но они были уничтожены, вот все ли, непонятно. Вариантов спасения масса — укрылись в вырытых убежищах, успел корабль, по неизвестным причинам волны рассосались и пр.

цитата просточитатель
устраивать полигон в другом месте не рискуя


Дело вообще не в месте. Дело в том, что люди живут и работают годами. И физики, и тот кто создает инфраструктуру для них. И дети, и свадьбы, и пляски — жизнь, как вы полагаете?

цитата просточитатель
Хорошая сцена


Гуд. Не понимаю к чему вы ее вспомнили и какое она отношение имеет к Радуге.


философ

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:24  
цитата swgurov
Гуд. Не понимаю к чему вы ее вспомнили и какое она отношение имеет к Радуге.
Потому что как раз Горбовский размышляет о пропасти у которой играют двадцать миллиардов перед непосредсвенной отправкой на Далекую радугу.
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:26  
цитата swgurov
Гуд. Не понимаю к чему вы ее вспомнили и какое она отношение имеет к Радуге.
Помнится, где-то упоминалось, что в первоначальном плане повести "Беспокойство" в конце Горбовский заявлял, что после Пандоры отправляется на Радугу — чем-то она его тоже беспокоит.


философ

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:29  
цитата Консул
Помнится, где-то упоминалось, что в первоначальном плане повести "Беспокойство" в конце Горбовский заявлял, что после Пандоры отправляется на Радугу — чем-то она его тоже беспокоит
Именно. только не в конце
цитата
Вы циничны, – сказал Леонид Андреевич. – Мы никогда не поймем друг друга. Расскажите лучше, что сегодня новенького.
– Рита Сергеевна застрелила тахорга, – сказал Поль значительно.
– Молодец. А еще?
– На вверенной мне Базе за истекшие сутки ничего не случилось, все в порядке, недостатка ни в чем не испытываем, – сказал Поль.
– А на базах, которые вам не вверены?
– Какие имеются в виду?
– Земля, например. Или, скажем, Радуга.
– На Земле тоже недостатка ни в чем не испытывают. Испытывают избыток. А на Радуге… Знаете что, Леонид Андреевич, сводки уже в типографии, через полчаса прочтете сами.
– Нет, – сказал Леонид Андреевич. – Я хочу узнать что-нибудь первым. Ведь вы же про меня сочинение писали, Поль. Расскажите мне что-нибудь особенное. Чего нет в сводках.
– Вас интересуют сплетни? – осведомился Поль.
– Очень, – сказал Леонид Андреевич.
– Жаль. Сплетен у меня нет. По Д-связи сплетен не передают. По Д-связи нынче передают черт знает что.
Леонид Андреевич сейчас же вытащил записную книжку и приготовил авторучку.
– Нет, серьезно, – продолжал Поль. – Сегодня ночью вдруг прервали передачу ядерного прогноза и выдали нам какую-то шифровку на имя Мостепаненко. Без имени адресанта. Это уже третий случай. На прошлой неделе была шифровка некоему Герострату, а на позапрошлой – Пеккелису. На мой запрос не ответили. Идиотство какое-то.
– Да, – сказал Леонид Андреевич. – Но зато интересно.
Он нарисовал в записной книжке женскую головку и написал под ней печатными буквами: ИДИОТСТВО; ИДИОТСТВО; ИДИОТСТВО…
– Герострат… – сказал он. – Какой же это Герострат? Не тот ли? Вообще в свете современной физической теории вполне можно предположить…
– Кто-то идет, – сказал Поль, и Леонид Андреевич замолчал.
В кабинет вбежал человек.
Леонид Андреевич не знал его, но было видно, что этот человек из леса и что он взволнован, и Леонид Андреевич сел прямо и сунул записную книжку в карман.
а финал я как раз дал
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:32  
цитата swgurov
Харибды оттаскивали, но они были уничтожены, вот все ли, непонятно. Вариантов спасения масса — укрылись в вырытых убежищах, успел корабль, по неизвестным причинам волны рассосались и пр.

Сначала было так:

"Карл Гофман сказал:
– Возможно, удастся погасить инерцию Волны на линии дискретного перепада."

Потом:
"– Все то же, Роб. Берег Пушкина затоплен. Аодзора сгорела. Рыбачий горит сейчас. Несколько «харибд» уцелело, их оттаскивают на буксире к Столице. А ты где?"

"Первая, Лю-волна, рассеяна, вторая, П-волна, теснит «харибд» со скоростью до двадцати километров в час. "

Ну и наконец:
"Физики-нулевики заполнили пустующие этажи театра напротив здания Совета. Весь день они отступали, цепляясь аварийными отрядами «харибд» за каждый наблюдательный пункт, за каждую станцию дальнего контроля, спасая все, что успевали спасти из оборудования и научной документации, каждую секунду рискуя жизнью, пока категорический приказ Ламондуа и директора не созвал их в Столицу. "

То есть что-то стаскивали к Столице, что-то вытаскивали из аварийных отрядов. Раз Горби выжил, значит того, что успели оттащить — хватило.
–––
И вот нашлись те, кто их пожалели. Сняли засовы, открыли двери.
Их встретили песни и детский смех. Звери вошли и убили всех.


активист

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:40  
цитата
Но Горбовский остался жив, Камилл остался жив.


Кроме Камилла и спасённых детей все погибли, в том числе и Горбовский. Но потом авторы его оживили, совершенно не объяснив как он выжил.


философ

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:43  
цитата JSullen
совершенно не объяснив как он выжил.
да ещеи ГОРДИЛИСЬ этим.. Впрочем они и про Саула ничего не обьяснили...
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:47  
цитата просточитатель
Потому что как раз Горбовский размышляет о пропасти у которой играют двадцать миллиардов перед непосредсвенной отправкой на Далекую радугу.


Вот это хорошо. Да но и что? Поставить оградку, водить за ручку, в том числе физику? Да, человечество швыряет камешки в неизвестное, но на то оно и человечество, на то оно и познание. Но при этом люди хотят жить, рожать детей, пить сок, кушать свежие морепродукты с море-плантаций.
Разве это не замечательно жить полной жизнью и с полной отдачей работать, как вы полагаете?

цитата Shalalak
То есть что-то стаскивали к Столице, что-то вытаскивали из аварийных отрядов


Да, об этом много есть. И спасение документов, и ульмотронов, и подвиг Склярова и Патрика, который кстати и показал, что харибды какое-то время могут продержаться без оператора, что и приводит к выводу, что вызвали физиков, которым пришлось бросить харибды. Они сами в итоге не упоминаются, только физики.


авторитет

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:48  
цитата JSullen
Кроме Камилла и спасённых детей все погибли, в том числе и Горбовский


Камилл покончил жизнь самоубийством потом. Об этом прямо говорится в ВГВ.
Все-таки спасение в последний момент, спасение в вырытых убежищах, вернувшийся корабль это интересней оживления.


философ

Ссылка на сообщение 23 февраля 00:57  
цитата swgurov
Разве это не замечательно жить полной жизнью и с полной отдачей работать, как вы полагаете?
замечательно но о безопасности .. Кстати охотник безымянный сначала потом то ли Атос то ли Поль. пристркелил некоего инопланетянина. Откуда он взялся? И то что больше встречь не было. Но палить вообще то надо осторожно.Ты зачем в него стреляешь? Чтобы сьесть что ли? А если это разумное существо?
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 23 февраля 01:07  
цитата просточитатель
замечательно но о безопасности .. Кстати охотник безымянный сначала потом то ли Атос то ли Поль. пристркелил некоего инопланетянина. Откуда он взялся? И то что больше встречь не было. Но палить вообще то надо осторожно.Ты зачем в него стреляешь? Чтобы сьесть что ли?


Поль. Это была трагическая случайность. Стрелял он усыпляющими, но видимо задел какой-то элемент экипировки инопланетянина, который и бахнул. Цепь трагических случайностей. А насчет встреч, если вы не заметили с контактом в МП все довольно сложно. И даже после контакта не так-то просто наладить коммуникацию и взаимодействие.


философ

Ссылка на сообщение 23 февраля 01:10  
цитата swgurov
Поль. Это была трагическая случайность
Понятное дело случайность. Но слишком много случайностей. Слишком хрупок мир МП
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 23 февраля 01:14  
Так о чём-то стационарном (не хрупком) и писать не интересно.
–––
Я любопытен - это минус, но не всеяден - это плюс!


авторитет

Ссылка на сообщение 23 февраля 01:14  
цитата просточитатель
Но слишком много случайностей. Слишком хрупок мир МП


Не вижу никакой хрупкости. Вижу, что мир не идеален, даже МП. Нет хрупкости только там, где строем ходят, строем думают, строем положенное говорят, а потом вся эта нехрупкость разваливается. Ну еще в палатах обитых войлоком нехрупко.

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх