fantlab ru

Все отзывы посетителя darkmerlin

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Сергей Плотников «Пропавшая»

darkmerlin, 23 мая 2016 г. 21:25

Я всегда считал, что фантастика, да и фэнтези, — это попытка ответить на вопрос “как жить если мир стал другим”, то как научный прогресс, новые факторы (та же магия) или иные его изменения меняют жизнь людей. Главное в фантастике, для меня — это всегда описание мира, который придумал автора, его преимуществ и недостатков, достижений и потерь, проблем и их решений. Таким образом в центре книги, которую я отношу к фантастике, — это именно сам описываемый автором мир. Герои же — это лишь инструменты автора, кисти и краски, которыми он рисует свой фантастический пейзаж*. Потому он может их менять, может вести много независимых линий и свободно переключаться между несколькими героями, показывая мир с различных сторон.

Поэтому, я бы отнес книги автора, включая данную серию, не к фантастике, а к другому не менее заслуженному жанру — приключениям. Причем в приключениях автор дока и его книги вполне сравнимы с признанными гуру данного жанра — например, Марком Твеном или Жюль Верном. Конечно, можно считать Жюль Верна книги фантастикой, но… как поменял Наутилус жизнь мира? Да даже просто — кого, кроме советских учителей, волновали проблемы индийской аристократии под английским правлением? Или проблемы негритянского рабства в “Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна“ Марка Твена? Думаю, что не более чем главных героев данных произведений. Вообще, герое-центризм — это основа приключений, а потому этот жанр накладывает серьезные ограничения на возможности описания мира. Все-таки единственной точки зрения недостаточно, чтобы раскрыть мир во всем его разнообразии. Увы.

У Сергея, как в классических приключениях, в центре Космооперы всегда герой и все крутится вокруг него. Да, есть персонажи, представляющие все основные фракции мира, но вот раскрыты они лишь минимально — в объеме необходимом для описания их взаимоотношений с главным героем, но не более того. То же самое можно сказать и про мир вцелом — по сути, книга напоминает “коридорную” компьютерную игру, когда Вы не можете посмотреть, что там за поворотом, если это не предусмотрено сценарием. Ну или линию на карте, открытую, отрядом в какой-нибудь РПГшке или военной стратегии, когда 90% еще скрыто от игрока. Хотя, при этом стоит отметить, что мир ощущается целостным и хорошо проработанным в деталях, но способ его раскрытия выбран очень неудачный.

К чему я это? А к тому, что, если Вы желаете почитать фантастические приключения в стиле Жюль Верна с кучей технических деталей, как в «Двадцать тысяч лье под водой», я с удовольствием порекомендую эту серию, как и все остальные книги автора. Если же познакомиться с новым, неизвестным Вам миром, то возможно Вам стоит поискать другую книгу. Да, автор пытается перейти к написанию фантастики, но получаются у него все равно приключения.

Моя оценка, как приключениям — 9/10 из-за попыток написать еще и фантастику.

Моя оценка, как фантастики — нет оценки, т.к. мир, в котором происходит действие, не раскрыт.

* ИМХО попаданство — это как раз удобный инструмент для описания мира, позволяющий описать его через призму восприятия близкого читателю по менталитету и образованию персонажа. Да и сам прием не так уж и нов, просто раньше он назывался “путешествия”, например, “Путешествия Гилливера” :)

Оценка: 9
⇑ Наверх