Дошли рукам познакомиться с нео-джалло от Бруно Форцани Элен Катте.
Горечь / Amer (2009)
Визуально великолепная реминисценция жанра джалло, ставшая кинематографическим дебютом бельгийцев, представляет собой неторопливую историю, повествующую о трех отрезках из жизни девочки-девушки-женщины. Лента способна по-настоящему удивить своей почти что галлюциногенной картинкой и практически полным отсутствием диалогов – на весь фильм вам удастся услышать всего лишь три десятка фраз, да и те порой состоят всего из одного-двух слов.
Практически все 90 минут перед зрителем происходит интересная игра с цветом (да здравствует RGB-палитра), равномерно перемежающаяся красивыми пейзажами французской Ривьеры и уныло-зловещими интерьерами старинного дома, в котором, кажется, может произойти все, что угодно. Плюс к этому – несколько отличных находок Мануэля Дакоссе (оператора картины и автора всего этого прекрасного беспредела), которые позволяют положить в копилку ленты еще несколько плюшек.
При просмотре дебютного фильма Катте и Форцани у меня то и дело возникали ассоциации с картинами джалло в целом и работами одного из признанных мастеров этого жанра Дарио Ардженто в частности. Так, например, первая часть ленты и детство Аны – это для меня однозначно аллюзия на "Суспирию", а последний блок сильно напоминает … впрочем оставлю без пояснений, посмотрите и решите сами, что он напоминает.
Кроме того, неожиданно (и от этого вдвойне приятно) было услышать в картине песню Адриано Челентано Furore, с которой начинается картина Марио Бавы "Девушка, которая слишком много знала", считающаяся многими знатоками первой джалло-лентой, положившей начало целой жанру. Помимо Бавы и Ардженто видно, что авторы почитают еще и Фульчи. Почему я так решил? Вновь оставлю без ответа. Посмотрите финал картины и догадайтесь сами :)
Резюме: играя на поле символизма и полностью забивая на какую-либо, хотя бы робкую попытку нормального экранного рассказа, авторы пытаются задействовать все органы чувств зрителя, исключая из арсенала лишь одно – мозг, который смело может отдохнуть в эти полтора часа, причем без каких-либо потерь для просмотра.
Странный цвет слез твоего тела / L'étrange couleur des larmes de ton corps (2013)
Пока кто-то вместе с Cream Soda & Хлеб плачет на техно, наша французско-бельгийская семья продолжает дрочить на джалло и спустя четыре года после первой картины выпускает новый фильм в стиле нео-джалло, посвященный поиску мужем своей пропавшей жены.
Скажу сразу – фильм я не понял. От слова совсем. Честно говоря, даже прочитав отзывы и рецензии, я все равно понял, что ничего не понял. Красивая картинка с филигранно показанными крупными планами (это уже становится фирменной фишкой авторов), неплохое музыкальное обрамление непонятной, но поначалу интересной истории, сулящей хорошую кинодраму вкупе с триллером…
А обернулось все, по крайней мере для меня, набором непонятных сцен, разрозненно трактующих мотивы и действия главного героя, который в поисках своей жены все больше и больше погружается в темные тайны своих соседей, которые все как на подбор достойны звания скрытого маньяка или шизоида.
Единственное, что при этом приходит мне на ум — известный джалло "Глаз черного кота" с его основным выводом о том, что пороки, может, и водятся за закрытыми дверьми, но вот призраки — только у людей в их головах.
При этом я ни в коем случае не могу сказать, что фильм откровенно плох. Основная и наиболее ощутимая проблема кроется в сценарии, точнее здесь не проблема, а полная импотенция. Операторская работа как и раньше выразительна, нетривиальна и хороша, но вместе это все выглядит как калейдоскоп несвязанных между собой коротких историй из жизни одних и тех же персонажей.
В общем, смотреть странно, тяжело и для того, чтобы досмотреть мне пришлось прибегнуть к допингу по имени Lagavullin. Причем неоднократному. Допинг, ясное дело, помог, но только досмотреть. К пониманию происходящего на экране он не прибавил ровным счетом ничего.
Завершить рассказ хочу на милой и очароательной мелочи: тем, кто знаком с джалло не понаслышке, приятно будет услышать имя жены главного героя Эдвиж, которое является аллюзией на реальное имя одной из богинь жанра giallo и exploitation – итальянской актрисы и продюсера Эдвиж Фенек, снявшейся, наверное, более чем в четырех десятках лент этих двух жанров.
Пусть трупы загорают / Laissez bronzer les cadavres (2017)
Поиграв два раза на поле джалло (первый раз очень хорошо, второй – хуже) семейство бельгийских режиссеров решило обратить свой взгляд на смежную сферу – криминальный триллер с отголосками спагетти вестерна. Сказано – сделано, в 2017 году на экраны выходит фильм с необычным названием "Пусть трупы загорают".
Сюжет прост и легок – несколько человек грабят полицейский фургон с золотом (говорят там аж 250 кг благородного металла желтого цвета) и решают немного переждать, пока все успокоится, в уединенном заброшенном местечке на берегу Средиземного моря, по дороге в которое они подбирают двух девушек и маленького ребенка.
Как и прежде, сюжет в работах Бруно Форцани и Элен Катте если и играет какую-то роль, то весьма небольшую, порой самую наименьшую из возможных. В картине как всегда много крупных планов, фокусировки на глазах и крови вкупе с отрубленными частями тела.
Трепетно стилизованная и тщательно выверенная картина порадует любителей вестернов роскошно-молчаливыми противостояниями в духе Леоне и великолепными раскадровками, словно вышедшим из-под руки Пекинпы – во всем видно занудливо-щепетильное и трепетное обыгрывание канонов жанра, как это было ранее с джалло. Подобное отношение у меня вызывает лишь восторг и почтение. Смотрим дальше.
Вновь есть эффект калейдоскопа цветом и без любимой RGB-палитры здесь не обошлось. Но основное достоинство картины в моей вселенной – это успешно удавшаяся попытка совместить вестерн с арт-составляющей, т.е. жанры, которые далеко не всегда могут мирно соседствовать друг с другом.
Конечно же, при желании можно найти несколько недостатков в картине, но вопрос в том, надо ли их искать. Мне – нет. А так, конечно же, эта лента, как и другие работы Форцани и Катте, зайдет далеко не всем, поскольку сюжет здесь минимальный вкупе со сценами, не сильно приятными глазу и душе изнеженного зрителя или тургеневской барышни, случайно вздумавшей посмотреть это кино.
Кстати, тема джалло в ленте тоже мельком, но все же задета – видимо, большая и непреходящая любовь к жанру дает о себе знать и проявляется даже там, где ее совсем не ждешь. Впрочем, проявление это приятно и сердцу, и глазу.
Для тех, кому интересно что-то еще про ленту, могу сказать, что фильм снят по одноименному произведению Жан-Патрика Маншетта в соавторстве с Жаном-Пьером Бастидом. В 2019 году этот фильм Катте и Форцани был выдвинут в 8 номинациях на соискание бельгийской национальной кинопремии "Магритт", выиграл три. |