Ну посмотрел я этого вашего «Тора». Посмотрел — громко сказано, конечно. Пока раскладывал подарки по пакетам для семейства и друзей, периодически оглядывался на экран. В общем, эта поросячка из штампов (скандинавских и голливудских), сдобренная изрядной долей политкорректности (негр-Хеймдаль, китайцы какие-то и т.п.), вообще не стоила бы внимания, если бы не присущее ей... ну, назовем это «фэндомным очарованием». Отсюда и секрет массовых визгов на тему. Сценаристы (интересно, они понимали вообще, что делают?) выявили, активировали и поэксплуатировали ну просто архетипичнейшую тему, заштампованное противостояние — и это сработало. Почему фэндомное? Да потому, что живет этот зверь обычно в разных фэндомах, переходя (с незначительными косметическими изменениями) из одного канона в другой.
Есть у нас два брата-акробата. Тор — позитивное начало. Любимец богов, папы-Одина, родителей, друзей, женщин, авторов, читателей, зрителей, и в целом — жизни. Он белокур (это, в общем, не главное – он может быть и синеглазым брюнетом, главное — хорош, зараза), силен, красив, жизнерадостен, сексапилен, великодушен, щедр, и весь мир к его ногам. Он — совершенство. Нет, он может и покуролесить, и его могут даже наказать за это, но... Кого больше наказывают — того и больше любят. Как же мир обойдется без своего жизнетворящего начала? И рассекают такие орлы по канонам, поражая красотой телодвижений фоннадок и оставляя на память о встрече чувство сладкого томления и воздушные поцелуи, заставляющие потом всю жизнь искать — и не находить. К нему можно лишь приблизиться — но не достичь. Ну да, вот такие они, эти архангелы и Манвэ, эти Рокэ Алвы и прочие белокурые (и не очень) маршалы, и еще куча фигурантов впридачу. Фэндом на них дружно фапает, но до них ему — как до звезды небесной.
А вот братец намбэ ту. Локи. Нелюбимое (хотя и жалеемое) дитя (а кое где — и вовсе приемыш) все тех же богов, папы-Одина, родителей, друзей, женщин, авторов, читателей, зрителей и в целом – жизни. В силу чего, он, конечно же, представляет собой начало негативное. У него может быть самая приятная внешность, но она совершенно не играет никакой роли. Он слаб, некрасив (ну, кажется таковым), страдающ, его не любят девушки (нормальные такие, правильные девушки), он жаден, хитер (хотя при этом и довольно узко мыслит), закомплексован и в целом жалок. Мир отвечает ему взаимностью. Вот так и выглядят все эти падшие ангелы, Морготы, окделлоиды и прочие фэндомные... любимцы.
Именно так. Потому что с Тором нельзя сравниться, такое сравнение убивает, на это способны только умные и сильные люди. А вот почувствовать себя Локи или тем же свино… эээ…. любом инфернальным в ассортименте может практически любая фанатеющая дева, не обремененная особыми жизненными достижениями и перспективами, а такоже моральными устоями. Тор прекрасен и далек — Локи же натурально урод, потому и близок, и понятен. До Тора идти всю жизнь, оплачивая каждый шаг болью и напряжением — до Локи же надо только протянуть руку и вот он. С Локи просто себя проассоциировать — а вот с Тором...
Так что фэндомное очарование — это такая вещь... Вроде пустячок-с, безделица — а в ней, как в капле воды, виден весь химический состав Вселенной и по совместительству — души человеческой. Поэтому — и только поэтому! — считаю фильм годным к просмотру. Подозреваю, что вопреки всем усилиям его создателей.
Таки сподобился я посмотреть первую часть саги под названием "Сумерки". Ну и шо таки вам за нее сказать? С одной стороны, фильм (как и лежащий в его основе сюжет) уныл, плосок, банален... Безблагодатен, короче. Я чуть не заснул под конец. Он вообще не заслуживал бы внимания, если бы не являлся плодом... коллективного бессознательного западного обывателя. Это было единственное, что заставляло меня смотреть на экран и даже делать определенные выводы. Создатели — вероятно, помимо своей воли — поставили социуму диагноз, и диагноз этот оказался неутешителен.
Вампиры и упыри — вообще специфический литературный контингент. Замечено, что в вампиры обычно назначаются представители правящих классов, верхушка общественной пирамиды, так сказать. В 19-м веке это были аристократы, в начале ХХ века — олигархи-капиталисты, позднее — бюрократы и сотрудники спецслужб (в отечественной версии – оборотни в погонах). Упыри-кровососы, одним словом.
В «Сумерках» же вампиры и всякие прочие оборотни просто наводнили Америку. Куда не кинешь камень — попадешь в носферату разной степени кровососливости. Влюбилась девушка в парня – а он оказался вампиром. Влюбилась в другого – того не лучше, оборотнем. Вышла погулять в город — наткнулась на байкеров-упырей. Вышла погулять в лесок — попала на волколаков. Пошла искупаться — на вампиршу нарвалась. Такое впечатление, что население Америки (как белое, так и черное) — сплошь кровососы-паразиты. И это отчасти соответствует действительности, что интересно. Если исходить из текущей мировой экономической ситуации. Америка проела то, что при помощи финансовых и прочих механизмов было отобрано у других народов. Теория «золотого миллиарда» — это и есть истинный вампиризм в глобальном масштабе. И хорошо, что люди это начали понимать. Знает кошка, чье сало съела. Вот и погружается цивилизация в сумерки...
Так что плохого за «Сумерки» не скажу. Это всего лишь зеркало. А уж что оно отражает…
Информация к размышлению: ареал потребления повышенной калорийности пищи примерно совпадает с ареалом распространения сумеречного вампиризма, то есть, это, в первую очередь, США конечно.