Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 ноября 2009 г. 12:44

1

Однажды в Америке. Вашингтон, Белый Дом.

Помощник вошел в кабинет и поклонился

— Мистер Президент, напомню вам: послезавтра у вас встреча с представителями видовых меньшинств.

— О, господи, Дженнингс! – Президент встревожено нахмурился, — А что, без этого никак нельзя обойтись?

— Мистер Президент, — помощник покачал головой, — Вы же понимаете, мы должны уделять внимание всем представителям американского общества, в том числе и видовым меньшинствам. К тому же, до следующих выборов остается меньше года. Хотя количество видовых меньшинств и сокращается, все-таки они составляют значительный процент избирателей…

— Ладно уж, — раздраженно кивнул головой Президент. – но, надеюсь, среди представителей будут только вегетарианцы?

— Мистер Президент! – с легкой укоризной произнес помощник,- конечно, мы не можем допустить никакой видовой дискриминации. На встрече будут присутствовать представители всех классов и всех основных семейств. Но не беспокойтесь, кандидатура каждого тщательно проверена сотрудниками ФБР, досье досконально изучено. На встрече будут присутствовать только самые надежные – всего около 50 представителей.

— Хорошо, я, как всегда полагаюсь на наших парней, – ответил Президент

— Вот план будущей встречи: традиционные рукопожатия (Президента передернуло), ваша речь о проблемах видовых меньшинств и перспективах межвидовых отношений, ответы на вопросы избирателей. Текст речи уже готов.

-Хорошо, Дженнингс, идите, — Президент махнул рукой, — я посмотрю речь попозже.

2

Вашингтон. Где-то. Несколькими днями раньше.

Два джентльмена в темных очках сидят в кабинете. Перед старшим из них стоит компьютер. Младший восседает на большом столе, на другом конце которого свалена изрядная куча папок.

-Хватит валять дурака. Берись за работу, сынок. – ворчит первый, открывая новый файл.

Второй факирским жестом запускает руку в кучу папок, и извлекает оттуда одну, а затем рассеяно листает:

— А что, вполне подходящий клиент. Вот послушай, Кей. Имя – Марти, возраст – 12 лет. Жвачноамериканец. Родился и вырос в Нью-Йорке. Историческое место видообитания – Африка. Отличный парень. Записывай его, Кей!

— Кого-то он мне напоминает, а, Джей? – Кей криво усмехается. – Ну-ка, дай мне эту папочку.

Слегка смущенный Джей метко сплевывает жвачку в мусорку, стоящую в углу и ловко бросает папку Кею.

-Так-так, — листает тот документы. — А что ты скажешь про эту историю с побегом в Африку?

— Да ладно тебе. Там все чисто. Наши ребята три раза проверяли.

— Ну, так проверь в четвертый раз! – Кей возвращает папку Джею, и тот откладывает ее в сторону.

— Хорошо, хорошо, Проверю, если ты так хочешь. — Джей листает следующую папку. – А вот посмотри, отличный парень. С виду – совершенно безобиден.

Джей бросает Кею следующую папку.

Кей открывает личное дело, сдвигает темные очки на лоб, внимательно рассматривает фото и начинает бормотать: — Видовая принадлежность: неизвестна, классовая принадлежность – неизвестна, происхождение – неизвестно, имя – Че…

— Да ты, что, совсем рехнулся, сынок, — ласково говорит он Джею, — Ты кого это предлагаешь? Это ж встреча с самим Президентом!

— Да сколько можно придираться! – Джей вскакивает со стола и машет руками. — Нам нужно предоставить пятьдесят кандидатур до завтра. Да еще так, чтобы были представлены все основные классы. Ты что, собираешься у каждого проверять всю подноготную или что там у них? Да их всех уже проверяли и перепроверяли!

Слегка успокоившись, Джей сел.

— Вот тебе еще одна кандидатура. Юджин. Рептоамериканец. Возраст – 80 лет. Из них последние тридцать работает в Нью-йоркском зоопарке. Основатель общества межвидовой дружбы. Любимец детей. Если и этот тебе не подойдет, я уже не знаю, кого и предлагать.

— А что ты скажешь на вот это? – Кей тычет пальцем в строку биографии – Приехал из Советского Союза.

-Ну а что тебе не так? — удивляется Джей. — Юджин выбрал свободу и свободное общество. И ведь тридцать лет уже прошло и все в порядке. И потом, где я тебе найду еще одного рептоамериканца?

— Ладно, уговорил, — Кей садится за компьютер. — Диктуй мне его личные данные

3

Нью-Йорк. Зоопарк. Помещение для обитания птицеамериканцев. Днем позже

В помещение вразвалочку входит Шкип.

— Эй, парни, я пришел сообщить вам пренеприятнейшее известие. Мы идем на встречу с Президентом!

— Что? Где? Когда? – всполошились птицеамериканцы.

— Шкип, зачем нам это нужно? И почему именно мы? – высунулся вперед Ковальски.

— А кто же еще? Где ты найдешь таких надежных, проверенных бойцов, как мы?

— Значит так, слушай мою команду. Форма одежды – фраки. Время встречи – 12.00. Стоим в углу. К Президенту не лезем. Дурацких вопросов не задаем. Жвачку не жевать, на пол не плевать. Что бы ни случилось: улыбаемся и машем. Ясно?

— Но, Шкип, мой фрак весь грязный и мятый. Что делать?

— Привести себя в порядок. И учтите: правило про дурацкие вопросы начинает действовать прямо сейчас. Еще вопросы есть?

— Нет, нет

— Вот и отлично!

4

Вашингтон. Белый Дом. Несколькими днями позже.

В Овальном кабинете Президент встречается с представителями видовых меньшинств. Группа репортеров суетится со своей аппаратурой. В дверях кабинета стоят мистер Кей и мистер Джей с невозмутимыми лицами. Президент с радостной улыбкой пожимает лапы, копыта и ласты присутствующих. Пестрая толпа представителей вытягивает шеи и радостно скалится при виде Президента. Над толпой возвышается Юджин, который мнет в руках свою шапочку.

Президент подходит к столу, берет в руки папку, услужливо поданную Дженнингсом, и начинает читать свою речь о перспективах межвидового сотрудничества, суля всем присутствующим невиданные прежде возможности. Представители переминаются с ноги на ногу, кивают и продолжают старательно скалиться. Наконец, Президент захлопывает папку со словами: «Спасибо за внимание!», Раздаются бурные аплодисменты, цокот копыт и клацанье клешнями. Откуда-то сбоку высовывается Дженнингс.

— Есть ли у уважаемых присутствующих вопросы к мистеру Президенту?

Ковальски пытается было открыть рот, но получает пинок в бок от Шкипа

— Есть, — в первый ряд проталкивается Юджин. — Скажите, мистер Президент, что вы имели в виду, когда говорили в своей речи о возможности использования представителей видовых меньшинств при проведении специальных мероприятий?

-Чудесный вопрос! – оживляется Президент. — Вот, скажем, приезжает с визитом в США глава недружественного нам государства, я играю с ним в гольф, а в это время вы, такой зеленый и плоский, лежите на лужайке возле лунки… Правда, здорово!?

-Нет, не здорово! – глаза Юджина резко сузились, он широко открыл рот и сделал несколько быстрых шагов вперед.

Президент еще успел истошно заорать, но его крик быстро оборвался. Мистер Кей и мистер Джей синхронно выхватили оружие и разрядили по обойме в зеленую тушу, но было уже поздно. Представители видовых меньшинств с ревом метались по кабинету. Дженнингс забился под стол. Репортеры бешено клацали затворами фотоаппаратов. Четверка пингвинов старательно улыбалась и махала. В этой суматохе никто не заметил, как непонятный маленький зверек тихонько шмыгнул к выходу, прежде, чем Кей и Джей достали какие-то странные штуковины.


5

Москва. Лубянка. Днем позже

Старая женщина в строгом костюме и шляпке, вышедшей из моды много лет назад, сидит и смотрит раз за разом одну и ту же видеозапись, кусая сухие губы. Открывается дверь. Входит помощник со стопкой шифровок, кладет их на стол и выходит. Из сумочки, стоящей на краю стола, выбирается крыса, шуршит в шифровках, извлекает из них нужные и кладет перед хозяйкой. Старая женщина внимательно вчитывается в скупые строки, откладывает шифровки в сторону, встает, подходит к шкафу, достает из него две папки, чистые бланки и садится заполнять наградные листы. После этого кладет одну из папок в другой шкаф, где хранятся дела выбывших сотрудников, а вторую возвращает на место. Затем хозяйка кабинета достает чистый лист бумаги и садится писать заявление об отставке. Несмотря на платочек, который крыса ловко извлекла из сумочки и принесла хозяйке, заявление удается дописать только с третьего раза. Хозяйка кабинета собирает все бумаги, берет сумочку со стола и выходит. С застывшего экрана в опустевший кабинет бессмысленно улыбается физиономия пингвина.


Статья написана 16 ноября 2009 г. 23:16

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Немного предыстории. Задолго до того, как этот сборник был издан, я утвердился во мнении, что Пехов — один из лучших отечественных авторов, работающих в жанре приключенческой фэнтези. Читал я и один из романов цикла "Киндрэт", написанный этой дружной троицей вместе. (Должен признаться, романы, написанные лично Пеховым мне нравятся больше). А вот мое знакомство с творчеством дуэта Бычковой и Турчаниновой было довольно поверхностным и не произвело на меня особого впечталения. Так что выход сборника "Шанс" дал мне возможность убить сразу двух зайцев: познакомиться с новыми произведениями Пехова и разобраться в своем отношении к творчеству Бычковой-Турчаниновой. К тому же в процессе чтения мне надо было решить судьбу и самого сборника: стоит ли мне пытаться найти для него место на и без того переполненных полках или после прочтения лучше быстренько избавиться от этой книги.

А чтобы вам веселее читалось об этом сборнике, сегодня у нас своеобразная игра "Что? Где? Когда?" Дружная команда знатоков писателей в составе Пехов-Бычкова-Турчанинова играет против телезрителя читателя kkk72. Правила просты. Каждый рассказ, оцененный мной на 8 баллов и выше, приносит очко команде писателей, каждая оценка в 6 баллов и ниже идет авторам в минус. Крепенькие, но не выдающиеся семерки не учитываются. Каждый остается при своих.

Ну что ж, как говорил один майор, который никогда не был капитаном: "Поехали!"

Слышен звук гонга. С противным визгом вертится волчок и скачет лошадка. Первый раунд.

Против читателя играют Бычкова и Турчанинова с рассказом "Снежный тигр": Вот казалось бы все есть в этом рассказе — и величие заснеженных гор, и красота могучего зверя, и романтичная история погибшего альпиниста, и трогательная хрупкость красоты живой природы. Очевидно сходство этой истории со многими рассказами знаменитых натуралистов, например, того же Сетон-Томпсона. Но, увы, до глубины души меня этот рассказ не зацепил. Видимо, дело в том, что «Снежный тигр» показался мне несколько искусственным, слащавым, что ли. Пожалуй, он больше рассчитан на дамскую, чем на мужскую аудиторию. Оценка — 7.

Первый раунд — скорее разведка боем, чем серьезный поединок. Рассказ неплох, но хотелось бы лучшего. К тому же я его уже читал раньше. А пока каждый остался при своих. Счет — 0:0. Второй раунд.

Во втором раунде против читателя играет Пехов с рассказом "Леннарт из Гренграса". Несмотря на то, что и этот рассказ я уже читал раньше в антологии "Свой-чужой", перечитал его с большим удовольствием: Хороший фэнтезийный рассказ. Сюжет интересен и динамичен. Приключения героя в зимнем лесу выглядят действительно захватывающими. Встреча с богами производит сильное впечатление. А отличная и неожиданная концовка ставит все с ног на голову и превращает эту историю из обычного хорошего приключенческого рассказа в нечто более сильное и глубокое. Оценка — 8 с изрядным запасом.

Во втором раунде дружная команда писателей уверенно открывает счет усилиями своего капитана. Посмотрим, на что дамы способны без него. Третий раунд! И вот, наконец, первый ранее нечитанный мной рассказ. Бычкова-Турчанинова. "Праздник духов". Думаю, этот рассказ доставит немало удовольствия поклонникам приключенческой фэнтези. Во-первых, обращает внимание интересный и довольно нестандартный мир, населенный многочисленными духами. Несмотря на очевидный японский колорит, картина мира напомнила мне «Первую печать» Осояну. Во-вторых, очень неплохо изображены герои рассказа — молодые заклинатели духов, готовящиеся сдать свой главный экзамен. Несмотря на некоторую скупость описаний, каждый из них получился личностью со своим характером. А вот образ наставника показался мне не слишком удачным. В-третьих, любителей приключений, несомненно порадует бешеная динамика рассказа, наполненного приключениями героев и нелегкими сражениями с духами. Возможно, авторы даже слегка переборщили с этим. А вот главная идея рассказа — «сам погибай, а товарища выручай» — оказалась подана слишком уж прямолинейно, хотя с ней и нельзя не согласиться. Итоговая оценка — твердая 8. Кстати, этот рассказ самый поздний по времени написания из всего творчества Елены и Натальи, и из всех их рассказов он ближе всего по стилю к творчеству Алексея. Вот уж с кем поведешься, того и наберешься пример влияния творчества постоянных соавторов друг на друга.

Четвертый раунд. И снова на ринге за игровым столом Пехов с рассказом "Ведьмин яр". Этот приключенческо-фэнтезийный рассказ очень похож на рассказы Сапковского о ведьмаке — и по сюжету и даже по стилю написания. С одной стороны, плюсы рассказа очевидны. Во-первых, Пехову отлично удаются интересные фэнтезийные миры. Вот и этот мир — с дилижансами и неупокоенными душами, С ведьмами, сотрудничающими с инквизицией, с интригами и колдовством — получился достаточно интригующим, красочным и вполне живым. Об этом мире хочется узнать побольше. Чувствуется, что автор создавал его с душой. Сюжет рассказа динамичен, даже чересчур динамичен. Слишком уж много рубки с противникиами, слишком уж прямолинейным кажется сюжет. Следуя заветам Чехова, автор действует по принципу: «Если в начале рассказа фигурирует пугало, то в конце оно сыграет решающую роль». В итоге сюжет не обходится без натянутостей (ну какую роль в нем сыграла ведьма Гера, кроме роли рояля в кустах?) и без накладок (вроде скоростного влезания на колокольню). Да и некой идеи рассказу заметно не хватает. И все же поклонники приключенческого фэнтези, несомненно, получат от этого рассказа удовольствие. Оценка — 7. Эх, совем немного не дотянул этот рассказ до восьмерки. И все же в этот момент у меня возникло полное впечатление, что команда авторов сейчас вынесет меня "в одну калитку" к моему же вящему удовольствию. Увы, дальше дело пошло похуже.

Пятый раунд. Наконец-то все соавторы играют вместе с рассказом "Ночь летнего солнцестояния". Увы, рассказ не произвел на меня особого впечатления. Похоже, работая над циклом "Киндрэт", писатели взялись за многочисленные приквелы "Вампиры и...". В этот раз получились "Вампиры и друиды". Да, как фэнтезийный боевичок рассказ неплох, динамичен и увлекателен. Но и исторических ошибок соавторы наделали немало, и пару накладок в тексте проскочило, и особой идеи у рассказа в общем-то нет. Оценка — 7 с некоторой натяжкой.

Что ж, счет по-прежнему 2:0 в пользу писателей. Шестой раунд.

Снова перед нами Елена и Наталья с рассказом "Перо из крыла ангела" Я уже раньше читал эту историю и не слишком впечатлился. Прочел еще раз — и остался при прежнем мнении. Еще одна история о любви от Бычковой и Турчаниновой. На сей раз это противопоставление двух разновидностей любви — чувственной плотской страсти и нежного обожания и поклонения. И написан рассказ вроде бы неплохо. Но очень уж банален, с одной стороны, антураж: поднадоели эти белые, серые и черно-буро-малиновые. А если отрешиться от антуража, то и вовсе получается еще более банальный любовный треугольник. В общем, не зацепила меня эта история, показалась несколько искусственной. Оценка — 6.

Увы, к своему неудовольствию мне удается размочить счет.

Исправлять ситуацию берется Пехов с рассказом "Шепот моря". Симпатичный, хоть и несколько простоватый рассказ. Самое удачное в нем — прекрасное, романтичное описание моря и прибрежных скал. Такое впечатление, что вместе с героем карабкаешься на торчащие из воды камни, всматриваешься в воду и слышишь волшебное пение сирен. А вот с людьми получилось похуже. Слишком уж схематичными показались мне персонажи, особенно возлюбленная главного героя. Да и в концовке есть определенные натяжки. Ну и самое главное — основной конфликт рассказа, выбор главного героя, оказались слишком предсказуемыми. Оценка — 7.

И снова рассказ Бычковой и Турчаниновой "Двое с разбитого корабля". И снова весьма неоднозначные впечатления от этого рассказа. Он почти реалистичен с легким привкусом магреализма. И ведь красиво, в сущности, написано. Но опять Наталье и Елене не хватило какой-то малости, чего-то трудноуловимого, чтобы заставить меня поверить в это маленькое чудо. Может, небольшого шага героев в неизвестное. А так волшебство рассеялось, толком не начавшись, и в сухом остатке получилась еще одна "шестерка"

Вот так. Пройдена уже половина дистанции, а счет пока 2:2. И уже несколько раз авторам не хватает совсем немного, чтобы сделать свои рассказы заметно лучше и полностью раскрыть потенциал своих задумок. А мое отношение к сборнику постепенно становится все более критичным.

Девятый раунд. И снова Бычкова и Турчанинова с рассказом "Рив Д’Арт". И снова авторам не удалось в полной мере раскрыть весь потенциал рассказа, хотя задумка очень неплоха. Запомнились гнетущая атмосфера квартиры, в которой происходит действие, колоритные образы соседей, постепенное нагнетание напряжения в рассказе. Понравились отдельные эпизоды — игра в шахматы, случай с нефритовыми фигурками. А вот отношения Георга и Рива показались мне неправдоподобными. Все-таки боязнь призраков — естественное свойство человеческого характера. Рассказ своей манерой несколько напомнил российскую мистику 19 века. Этой бы истории — да сильную концовку! Но, увы, концовка показалась мне тусклой и смазанной, что ухудшило общее впечатление от рассказа. Оценка — 7.

Десятый рассказ. Бычкова и Турчанинова. "Без пятнадцати семь" Совсем небольшая зарисовка о том, стоит ли пытаться изменить любимого человека "под себя" или изменяться самому. Задуматься после прочтения рассказа есть о чем. Но есть для меня в этой истории что-то отталкивающее. Оценка — 6

Несколько рассказов Бычковой и Турчаниновой изменили ситуацию за игровым столом. И ведь ни один из них не могу назвать плохим или слабым, но скорее, не совсем моими. Тем не менее, счет уже 2:3 не в пользу авторов.

На выручку приходит капитан команды писателей Пехов с рассказом "Наранья". В свое время эта история явно выделялась в сборнике "Спасти чужого", выделяется она и в этом сборнике. Отличный рассказ. Очень хорошо написан. Просто-таки погружаешься в происходящие события: видишь солдат, занимающихся своими делами, мучаешься вместе с ними от невыносимой жары, проклинаешь мятежников, чувствуешь усталость от тяжелого похода. В общую реалистичность событий прекрасно вписываются события, связанные с магией. И странное дело — искренне сочувствуешь Наранье, которой грозит гибель в общем-то ни за что, и при этом не испытываешь ненависти к инквизиторам, выполняющим свой долг так, как они его понимают. Вообще, очень хорошо показана ситуация, когда обстоятельства сильнее людей, и даже отчаянные поступки все равно ничего не могут изменить. Сильная концовка — еще одно достоинство рассказа. Мастерство автора заставляет простить отсутствие связи с рассказом Михайлова. Оценка — 9.

И снова ход переходит к дамам. На суд читателей выносится рассказ с мудреным названием "Glorioza Superba". Сколько уже написано произведений о любви безответной, о любви, которая приносит только мучения, о любви, у которой нет ни единого шанса. Вот и эта история находится где-то между любовным романом и фантастикой. Задумка рассказа весьма нетривиальна. Но все же стоило бы более подробно объяснить феномен главной героини. Достаточно долгое описание разнообразных, но бесплодных попыток Захара завоевать любовь Арники показалось мне довольно скучноватым, а концовка — в достаточной мере предсказуемой. В итоге получился скоре «дамский» рассказ, который оставил меня в общем-то равнодушным. Оценка — 6

Да, до конца нашей игры осталось всего три рассказа, а счет-то 3:4 не в пользу авторов. Более того, два из трех рассказов, получивших от меня высокие оценки, давно пристроились у меня на полке в сборниках "Убить/Спасти чужого", что делает шансы "Шанса" еще более призрачными. А ведь у каждого автора осталось всего по одной попытке.

И снова Алексей Пехов, как и положено мужчине, приходит на выручку в тяжелой ситуации. "Синее пламя. Маяк". Один из лучших рассказов сборника. Читал рассказ в такую же мерзкую погоду и очень четко почувствовал гнетущую атмосферу этого мрачного городка. Очень неожиданной и нестандартной показалась авторская задумка. Да уж, таих причудливых взаимоотношений между живыми и мертвыми мне еще не встречалось. Рассказ очень хорош как фэнтезийный боевик, но все же он чуть глубже. Хорошо передано, например, беспокойство матери за своего ребенка. Да, развитие сюжета довольно предсказуемо, но это не делает рассказ менее интересным. А вот что мне действительно не понравилось — полное отсутствие концовки. Очевидно, что этот текст, по сути, не самостоятельное произведение, а пролог к новому роману. И все же, если не точку, то хотя бы запятую автор должен бы поставить. Именно из-за такой незавершенности оценка — только 8. Но роман, который, я надеюсь, будет написан на основе этого рассказа, куплю без малейших колебаний.

Предпоследний раунд. И снова все соавторы вместе. И снова цикл "Киндрэт". Рассказ "Немного покоя во время чумы". Должен признаться, я не в особом восторге от цикла «Киндрэт». И вампирская тематика меня никогда особо не интересовала, и уши компьютерной игры из этого цикла уж слишком торчат. Тем не менее, именно этот рассказ мне понравился. Во-первых, тема эпидемии сейчас актуальна как никогда, и авторы, надо отдать им должное, удачно показали и этот всеобщий страх, и отчаянные попытки что-то изменить, и хладнокровие тех, кто уверен в собственной безопасности. Во-вторых, экшен в этом рассказе уходит на второй план, а на первом месте неожиданно оказываются простые (чуть не написал человеческие) чувства главных героев, которым тоже, как выясняется, не чуждо милосердие и забота о других. Ну и несколько эпизодов, например, сцена лечения обгоревшего, конечно, очень эффектны. Пару раз в спорных ситуациях я уже коварно округлял оценку в сторону уменьшения. Пора немного и выручить авторов, поставив все же "восьмерку"

Что ж, писатели вышли вперед в упорной борьбе — 5:4. Однако, перспективы моего дальнейшего внимания к творчеству Бычковой и Турчаниновой остаются весьма туманными. По большому счету, лишь один из их рассказов мне действительно понравился. Как и положено хорошей игре, все решится в последнем раунде. И у Елены с Натальей остается последний "Шанс" на то, чтобы завоевать внимание и любовь такого придирчивого читателя, как я. Блеснет ли им золотая искорка удачи или потянет ко дну тяжелый черный камень?

Должен признать, в этом рассказе авторы превзошли сами себя. Вот как раз здесь каждое словечко оказалось на своем месте, каждый кусочек мозаики, из которых складывается успех рассказа, лег точно на свое место. И сама идея рассказа великолепна, и атмосфера хороша, и персонажи получились запоминающимися и колоритными. До чего же удачными получились три таких непохожих брата! На мой взгляд, лучше всего, когда в рассказе есть и над чем подумать, и чему сопереживать. И "Шанс" в полной мере соединяет эти достоинства. Да и концовка этой истории очень хороша. Оценка — 9 без малейших сомнений.

Что ж, как говорил один штандартенфюрер, лучше всего запоминается последння фраза. И она авторам, без сомнения, удалась.

Хэппи-энд

Итак, пора подводить итоги. В нелегкой и упорной борьбе коллективу авторов удалось одержать заслуженную победу со счетом 6:4. Алексей Пехов внес в эту победу самый значительный вклад и в очередной раз продемонстрировал мне свою отличную фантазию, мастерство в создании интереснейших миров и динамичных сюжетов. Елена Бычкова и Наталья Турчанинова доказали мне, что и без своего именитого соавтора умеют писать на очень высоком уровне, хоть и не всегда ровно. Должен сказать, что, видимо, для "Армады" творчество писательниц — не совсем формат. Есть у них явная склонность к городской фэнтези и магреализму, а многие их рассказы лучше смотрелись бы в каком-нибудь "фрамовском" сборнике. Впрочем, приключенческая фэнтези тоже получается у Натальи и Елены все лучше. Надеюсь, лучшие их книги еще впереди, а я со своей стороны обязуюсь это проверить, купив их следующую книгу.

Сборник "Шанс" отправился на мою книжную полку, отчаянно втискиваясь в и без того тесные ряды.

Ну а я получил немало удовольствия не только от чтения сборника, но и от написания этого отзыва.


Статья написана 13 ноября 2009 г. 12:09

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Одно из наиболее ценимых мной писательских достоинств — умение писать смешно и легко о вполне серьезных проблемах. И именно в этом романе Пратчетт в полной мере демонстрирует эту способность. Начинается роман почти в таком же легком, раздолбайском ключе, как и «Цвет волшебства». Множество эпизодов, связанных с описанием тайного общества или поведения доблестных стражников, вызывали не смех, а просто таки неудержимый хохот. В отдельных случаях этот юмор несколько прямоват, зато в других просто поражаешься мастерству автора, столь удачно ввернувшему запоминающуюся и неожиданную остроту. Однако, ближе к середине книги каким-то неуловимым образом Пратчетт изменил акценты так, что речь вдруг пошла о совершенно серьезных проблемах — об ответственности за свои поступки, о чувстве долга, о цене власти, о смелости и приспособленчестве, о способах управления государством. В какой-то момент «Стража» показалась до боли похожей на «Дракона» Шварца, только написанного, скажем, Михаилом Успенским. Да, ближе к концовке автор опять несколько снизил накал повествования и устроил традиционный хэппи-энд, но, все же, роман оказался неожиданно глубоким для столь развлекательной книги, а традиционная, на первый взгляд, пародия на многие известные детективы и боевики — описанием настоящего подвига самых, казалось бы, заурядных персонажей.

Запомнились, конечно, колоритные образы героев. И не только добросовестный Моркоу, храбрый Ваймс, замечательные Колон и Шнобби, или сдержанный лорд Витинари, но и совершенно эпизодические, но от этого не менее яркие личности вроде вездесущего торговца Достабля или брата Привратника. Ну и, конечно, не менее ярким действующим лицом, чем люди, является сам Анк-Морпорк — город, в котором так легко узнать многие черты любого из наших с вами городов.

Понравился мне и сюжет — достаточно закрученный и динамичный, хоть и несколько предсказуемый. Ну и, конечно, нельзя не отметить неповторимый пратчеттовский стиль, благодаря которому его романы читаются так легко.

В итоге Пратчетт в очередной раз блестяще соединил и озорной юмор, и тонкую и весьма жесткую сатиру, а я получил настощее удовольствие от чтения этого романа


Статья написана 10 ноября 2009 г. 23:40

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Что я могу сказать о сборнике со странным названием «Иду на мы! Дранг нах...»? Действительно нах! На этом отзыв можно было бы закончить, но попробую все же обосновать свою точку зрения.

На мой взгляд, большинство рассказов сборника обладают сразу несколькми недостатками. Во-первых, они весьма слабы с литературной точки зрения. Поверхностные характеры, необоснованные действия героев, достаточно корявый язык, неоригинальный сюжет — вот отличительные черты большинства этих историй. Во-вторых, многие авторы, пытаясь писать альтернативно-историческую фантастику, проявляют поразительное невежество в знании достаточно элементарных вопросов. В-третьих, сборник довольно скуден на оригинальные идеи, а в тех случаях, когда такие идеи имеются, они, как правило, не доведены до ума. В итоге, общий уровень сборника крайне низок. Из 18 рассказов мне понравился только 1 (один)! Небывалый для меня случай.

Вкратце о некоторых рассказах.

Клугер. Симпатическая угроза. Ну и позорище. Ладно, фантастическая идея, положенная в основу рассказа, явно высосана из пальца. Ладно, уровень художественного исполнения рассказа стремится к нулю. Ладно, сам факт съемки фильма в течение двух дней в осажденном Берлине вызывает только саркастическую улыбку. Но можно было автору, который взялся писать о второй мировой войне, заглянуть в любую энциклопедию, хоть в Википедию. Тогда бы не появлялись в тексте фразы вроде «эсэсовский полк был снят со своих позиций на Зееловских высотах 28 апреля 1945 года, а 2 мая вернулся на свои позиции» И не говорите мне про альтернативную историю там, где все объясняется обычной неграмотностью. Оценка — 3.

Бескаравайный. Приемная смена. Да, автор неплохо разбирается в металлургии. Да, идея использования големов во второй мировой довольно интересна. Но рассказ получился довольно бестолковым. Количество натяжек в нем превышает все возможное. Герои однообразны, сюжета почти нет — так, зарисовка на производственную тему в чернушном стиле. Оценка — 5

Милогин. Марш для маршала. Этот рассказ очень неплохо бы смотрелся в сборнике советской прозы о Великой Отечественной войне для детей. Фантастического в нем, по сути, ничего нет. И все же в сборнике «Иду на мы» эта незатейливая история смотрится просто-таки «лучом света в темном царстве». Во-первых, герои этой истории — и русские подростки, и финны, выглядят вполне живыми людьми. Во-вторых, в ней взят совсем незаезженный момент истории: положение Карелии, оккупированной финнами. В-третьих, в рассказе есть действительно живой конфликт, есть две разные правды, два взгляда на одну войну. Есть, в конце концов, маленький подвиг героев. Не всем же бросаться на амбразуру пулемета. Сказать в лицо правду всемогущему врагу — тоже поступок, на который способен не каждый человек. Пожалуй, только эту историю и могу смело рекомендовать из всего сборника. Оценка — 8.

Леженда. Все та же тьма. Попытка представить вторую мировую как противостояние двух оккультных сил, двух магий — черной и белой — не оригинальна и выполнена на довольно посредственном уровне. Оценка — все те же 5.

Кулагин. Солнце над империей. Очень наивный рассказ. Вряд ли предотвращение гибели Столыпина могло столь радикально изменить ход мировой истории и упрочить могущество царской России. Описанные в рассказе обстоятельства этого спасения выглядят крайне сомнительно. Ну а уж благостная встреча, произошедшая в концовке рассказа, и вовсе не могла случиться даже при таком развитии событий. И если богемный художник Гитлер еще мог стать известным архитектором, то революционер и террорист Сталин не мог быть стать уважаемым настоятелен прихода, чтоб там не случилось в 1911 году. Оценка — 5.

Державопольский. Пес. Слабенький рассказ. Попытки изобразить мир, в котором победил фашизм, получились очень поверхностными. Сюжет не блещет новизной. А уж логика действий главного героя и вовсе отсутствует. Ну и про деятельность диверсантов и разведчиков автор не имеет ни малейшего понятия. Оценка — 4.

Эдгарт. Глинники. Идея довольно неплоха. Создание информационного вакуума и ложной информационной среды интересна. Но художественное произведение у автора не получилось. Оценка — 4.

Бессонов. Торпедой-пли! Немецкая подводная лодка сражается с «летающей тарелкой» в Карском море. Задумка дает богатые возможности для фантазий автора. Но Бессонов сотворил невозможное — написал об этом скучно и очень блекло. Обрамление истории и вовсе мне показалось очень тривиальным и неинтересным. Оценка — 4.

Гелприн. Кто спасает — доходит! Если почти все предыдущие рассказы казались мне просто слабыми, то этот вызвал явное отторжение. Очередная ура-патриотическая агитка. Иллюстрация к тезису: «Мочи террористов в сортире». Поверхностно, грубо и грязно. Оценка — 2

Прозоров. Милосердие. Вот это уже неплохо. Главное противопоставление романа — милосердие к одним и жестокость к другим, показано слишком прямолинейно и ожидаемо. И все же рассказ не без определенных литературных достоинств и с интересной, но спорной идеей. Оценка — 6.

Сивинских. На излете. Ja ja! Das ist fantastish!

Знаменитый Чайна Мьевиль нервно курит в сторонке все подряд, пытаясь отыскать рецепт успеха российского коллеги.

Да уж, с какими только фантазиями авторов не приходилось мне сталкиваться за долгие годы чтения фантастики! Но автору этого небольшого рассказа удалось потрясти меня до глубины души. Это же надо — подробно описать как главный герой-артиллерист живет со своей женой-пушкой, а затем изменяет ей с саблей убитого товарища! На этом фоне такие мелочи, как вторжение в Европу завоевателей индейцев верхом на гигантских хищных птицах и даже шестеренки, сыплющиеся из простреленных вражеских голов, удивляют заметно меньше.

При всем этом рассказ вполне читаем, а его главный конфликт вообще вполне типичен для какого-нибудь женского романа. Ведь сколько мы знаем историй о том, как мужчина добился успеха благодаря своей жене, а затем сменил ее на молодую красотку. Но рекомендовать прочесть это могу лишь тем читателям, которым хочется чего-то совсем уж экзотического. Оценка — 5.

Панченко. В ущелье Ронзер-Лох. Едва ли не самый грамотный с исторической точки зрения рассказ этого сборника. И написан он неплохо. Но, увы, категорически не могу согласиться с такой трактовкой образа Суворова и, соответственно, с идеей всего рассказа. Честертоновское «Кто имеет мертвый лист, прячет его в мертвом лесу», пожалуй, здесь было использовано зря. Оценка — 6.

Средин. Косой взгляд. Очень поверхностный и примитивно-утопический вариант восстания декабристов. Оценка — 4.

Валентинов, Ганжа, Панченко. И в декабре не каждый декабрист. Увы, из размышлений трех авторов о переспективах и возможных вариантах развития восстания декабристов, только версия Валентинова показалась мне глубокой и интересной. Оценка — 6.

Березин. Фокусы с разоблачением. Березину попал в руки калькулятор и он всех посчитал. Наивные подсчеты и рассуждения автора живо напомнили мне рассчеты жюльверновских артиллеристов в «Вверх дном», Хотя Жюль Верн описал их гораздо интересней и живей. Да кого интересуют возможности разнести нашу несчастную планету в клочья при помощи ядерных арсеналов!? А слабо автору посчитать на калькуляторе реальность «ядерной зимы»? Оценка — 4.

Вывод. За многие годы я прочел десятки различных антологий. Эта — одна из слабейших из всех. За исключением двух-трех рассказов, читать здесь нечего. Не тратьте свое время!


Статья написана 7 ноября 2009 г. 18:21

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Крабат — одна из моих любимейших сказок, которая далеко выходит за пределы собственно детской сказки. Впервые я прочел ее лет в 16 и оказался под сильным впечатлением, последний раз — года два назад и получил удовольствия не меньше. Пару слов о сюжете. Главный герой — подросток Крабат попадает в ученики на необычную мельницу. Хозяин мельницы — могущественный злой волшебник, который учит своих подмастерьев не только мельничному делу, но и колдовству. Каждый раз под Новый год за мельником является сам дьявол. Но каждый год мельнику удается откупиться одним из своих подмастерьев. Удастся ли кому-то разорвать этот замкнутый круг?

Произведение обладает многими несомненными достоинствами. Здесь и яркие, необычные и в то же время реалистичные образы героев. Каждый из двенадцати мальчишек, живущих на мельницы — личность со своим характером и своими достоинствами и недостатками. А уж как впечатляет образ самого Мастера!

Здесь и увлекательный сюжет, изобилующий неожиданными поворотами. Здесь и интересные, красочные сцены обучения колдовству. Куда там большинству расплодившихся нынче романов о волшебных школах! Здесь и тяжелая школа выживания, в которой каждый ищет свои пути. Здесь и скудно очерченный, но страшноватый портрет позднего Средневековья. Здесь и тяжелый выбор героев между страхом и совестью, между огромными возможностями и чьими-то смертями, и их отчаянный вызов могуществу их учителя. Не так много найдется произведений, в которых я так переживал бы за судьбы героев, не только самого Крабата, но и Тонды, Юро и других мальчишек. Есть в "Крабате" даже замечательная любовная история, чистая и красивая.

Так что перед нами — одно из тех замечательных произведений, которое может увлечь читателей любого возраста и с которым можно смело рекомендовать познакомиться каждому, кто интересуется фэнтези и сказками.





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх