Валерий Камардин «Андроид Рублёв»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— цикл «15-я фантЛабораторная работа» > цикл «Второй тур (15 конкурс)»
— цикл «15-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (15 конкурс)»
— антологию «Всё зеркало», 2019 г.
— антологию «Фантастический Калейдоскоп: Механическая осень», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-15 // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 10 сентября 2023 г.
Шикарный маленький шедевр. Премиленькая такая, вся из себя — без ложной скромности — гениальная штучка.
Была БЫ. Если бы автору хватило сил не отвернуться от очевидности. Ибо жертвенность без смирения — так же далека от благости, как и обычная банальная гордыня. Трагедия заради трагедии, в изяществе нуарных тонов — это пиршество Отца Лжи. Всего лишь.
Но это — так, к слову. Чисто технически, то бишь редакционно, стилистически и антуражно, сей текст — просто-таки алтарная статуя Светлого Храма Фантастики, то бишь — плоть от плоти неповторимо загадоШной и непередаваемо своеобразной Госпожи Фантазии. Первородный грех литературного лицедейства. Эскапизм как высшая и последняя стадия любви к несуществующим добродетелям магии слова.
Прелесть, короче говоря. Почти — икона Жанра. Почти
Тиань, 4 августа 2019 г.
В рассказе показана жизнь человека в отражении андроида и отражение Высшей силы в творении отраженного существа. Фамилия героя создает философский план. Древний Рублев — человек, по образу и подобию. созданный — запечатлел на иконе лик Божий, обращенный к людям и видимый ими. Рублёв будущего, возомнивший себя созданием создания по образу и подобию последнего, запечатлел на земле лик изначального Создателя, обращенный к нему непосредственно и не видимый людьми. Отражение отражения приблизилось в Творцу настолько, что смогло сотворить для него зеркало. Красивый ряд.
Чтобы увидеть суть, надо отрешиться от формы. Герой, повредившись рассудком, сумел увидеть на расстоянии человека обычного, андроида среди людей и лик Создателя всего сущего. В освобожденном от рамок нормы сознании разрушились некие границы восприятия: утратив ощущение человечности, герой сумел заглянуть в глубины собственной души В прошлые века верующие люди пытались достичь такого состояния упорным постом и истязаниями плоти, жизнью аскета и отшельника. Все эти техники тоже ведь были направлены на вытеснение человеческого в себе.
Небольшой по объему, но вмещающий в себя очень много разных мыслей рассказ. Причем мысли эти даже не высказаны, они просто заложены в образе героя-антиматрешки, который хочет раскрыть внешний футляр — самую большую куколку — но по ошибке движется в другую сторону, открывая всё более мелкие матрешки, и в конце концов оказывается на внешнем уровне изнутри.
Death Mage, 9 августа 2018 г.
Печальный рассказ.
Главный герой, который и дал название произведению, — андроид Рублев. Он думает, что скоро умрет — цитаты: 1) «Вечером к нему пришло ясное осознание — он скоро умрёт»; 2) «Власти опять продлили срок эксплуатации старых моделей», «Год его выпуска под программу реновации не попадает».
А андроид так ничего особенного и не добился — цитата: «Дома своего не построил, потомка не воспитал, да и с зелёными насаждениями как-то не сложилось».
И даже с соседом Рублеву не повезло — цитаты: 1) «Белковый натурал»; 2) «Судя по звукам, к соседу явилась очередная пассия», «Сейчас за стенкой начнётся шумное веселье, переходящее в затяжной скрип надувного матраса».
Однако не все так плохо. Есть у андроида Рублева увлечение, которое помогает скрасить невеселую жизнь — как в переносном смысле, так и в самом прямом.
Цитаты:
1) «Ночами он пробирался в заброшенные сектора города, доставал из потёртого рюкзачка разноцветные баллончики и приступал к священнодействию»; 2) «Внешне это выглядело полной бессмыслицей: хаотичные линии и пятна краски на мостовой не складывались ни в рисунок, ни в текст»; 3) «при взгляде с определённой высоты его работа будет выглядеть безупречно».
И вот, во время одной из таких вылазок, с андроидом произойдет несчастный случай. Все завершится трагично.
Как я уже и сказал в самом начале отзыва — печальный рассказ. Хотя на таком материале можно было бы сделать что-нибудь и повеселей. Благо у автора произведения с чувством юмора все в порядке.
пан Туман, 4 августа 2018 г.
Написано добротно и задумка с человеком, осознающим себя роботом — причём, верующим роботом! — хороша. Намёк на песионную реформу — ну такое, впрочем, мне могло и показаться. А вот финал плохой. И не потому что такого пессимистического завершения от лёгковесного рассказа не ждёшь — просто автор налил под конец столько многозначительности, а объяснить ничего не потрудился. И намёков по тексту не оставил. Сиди, мол, гадай, читатель что и для кого рисовал этот Рублёв. Ну ладно, для кого — понятно, а вот что?
Рискну предположить, что автор и сам не знает.
maribass, 4 августа 2018 г.
Человек самоидентифицировался как андроид — эта идея мне понравилась. Если бы автор взял за основу рассказа именно этот момент без религиозных отсылок, поисков души и скорбных взглядов в сторону жизнелюбия и оптимизма, мне было бы интереснее читать.
видфара, 4 августа 2018 г.
Казалось бы, ну, причём тут *Лужков* роботы?! Вот ведь какой настырный народ, везде пролезут!
Тема раскрыта дважды – через жизнь несчастного запутавшегося ГГ и через рисуемый им образ, который должен что-то сказать запредельному оригиналу.
Чудо – в двойном перерождении ГГ, но оно только ему и читателю заметно, остальным (особенно белковым натуралам) это до лампочки, ага.
Тайна – какое-то время тянула сюжет, а потом сбросила с себя одежды и оказалась скучной прозой жизни. Вот ГГ и не перенёс её безысходности.
Достоверность – нормальная, Рублёв убедителен в обеих своих ипостасях, остальные персонажи даны фоном (и скрипом матраса), так что критического взгляда закономерно не удостоены.
Читалось легко, и главное – быстро)) Немного режет глаз «шов» из звёздочек посреди рассказа. Словно там ампутировали что-то любопытное. Например, описание города и мира, в котором происходят события. Хотя, пунктиром и так всё намечено, конечно…
Оценка хорошая.
Ingrit, 1 августа 2018 г.
Рассказ оставил после себя очень много вопросов без ответов.
С чего вдруг андроидам верить в бога? Это подаётся как факт. Верят, и всё тут. Их так запрограммировали? Или это результат того, что они пытаются быть похожими на людей? Я вот не верю, что роботы будут рассуждать о боге так же, как люди. Описанный фантдоп лично для меня недостоверен.
Зачем содержать андроидов на пособии? Тот же Рублёв ничего особо не делал. Только ночью закон нарушал, а так, в целом, он был бесполезен как робот. Или роботы там практически приравнялись по значимости к людям? Если так, то чего же до сих пор говорят о сроках эксплуатации? Роботы — это всё-таки роботы или почти люди? Непонятно.
Из-за таких вопросов картина мира произведения не складывается во что-то цельное. В происходящее не веришь. Я бы не удивился, даже если бы Рублёв в конце оказался не человеком, а эльфом. Всё равно.
Такое чувство, будто логика выдуманного мира пострадала из-за попытки написать про бога и одновременно сделать аллюзии на пенсионную реформу. Жаль, ведь стиль повествования приятный.
YanaD16, 31 июля 2018 г.
Необычный рассказ с Идеей. Смесь злободневной пенсионной реформы, творений иконописца и осознания собственной души с чутком посттравматического безумия, воплощённая на бумаге достойным языком.
Ябадзин, 30 июля 2018 г.
Ох уж эти перевертыши...
Вроде все отлично, но когда в финале возникает человек из андроида, возникает куча вопрос.
Сосед, зачем рисовал, как, почему, что рисовал... А ответов нету. И не понятно, зачем Рублева приятнули, и религиозную тематику. Идею перевертыш также выбросил в стратосферу.
А написано хорошо, да.
SAM77, 30 июля 2018 г.
У этого рассказа есть два неоспоримых преимущества. Во – первых, он хорошо написан. Да, действительно хорошо, язык вполне литературный, герои живые.
Во-вторых мне понравилась реализация темы. Она сделана оригинально.
Но теперь о грустном. О чём этот рассказ? Точнее, о ком? О некоем странном существе, отвергающих всех, никого не нашедшем в этом мире? О каком –то свихнувшемся мизантропе? По сути, тут даже конфликт нормальный не раскрыт. Рублев – как вещь в себе, замкнутая система. Даже смерть его нелепа и бессмысленна, а все эти поиски бога меня тоже не впечатлили. Конечно, можно сказать, что мол рассказ этот не о таком, как все, но ведь даже не такой, как все должен нести какой-то смысл, а не быть пустышкой.
Поступки и мысли Рублева мне показались не глубокими, а наоборот – жалкими. Не уверен, что именно этого хотел добиться автор.
Вывод- всё же весьма приличный рассказ, заслуживающий нормальной оценки.
Rijna, 29 июля 2018 г.
Хорошо, крепко написанный рассказ. Не могу сказать, что в восторге, но это, скорее, вкусовщина. Андроидная тематика тоже довольно избита, но здесь её чуть вытягивает перевёртыш.
Что вызвало некоторое недоумение, это реакция соседа, подтверждающая, что андроид-перевёртыш в глазах людей рядом — андроид, не человек. Сосед совсем не в курсе?
Ну и рисунок для Бога(?) тоже напряг.
Но в целом, скорее, положительные впечатления.
Lord Greystoke, 27 июля 2018 г.
А-а-а! Автор, так нечестно, это ведь было самое интересное — узнать, что он там рисовал!
Коротко, но очень мощно.
Идея супер.
Название супер.
Интрига мощная, но почему так закончили! Это как прервать торжество белковой плоти, так нельзя делать с добропорядочными читателями.
В общем, недостатков я в рассказе не нашел. Было интересно читать и интересно теперь подождать окончания конкурса, может узнаю подробности.
Спасибо за рассказ.
Azarni, 27 июля 2018 г.
Прочитала. Задумалась. Побродила по дому. Ну и вот что надумалось мне)))
Я не хочу обвинять автора ни в чем, идеи, как известно, витают в воздухе. Да и все книги на земле перечитать невозможно, но...
Есть среди персонажей цикла «Олухи» ВБП Ольги Громыко некий Сергей Петрович. И есть у нее же, в Космопсихолухах, описание интересное, когда человек, после травмирующей психику ситуации, начал ощущать себя существом другого пола и расы.
К сожалению, для меня это было очень похоже на совмещение этого персонажа и этого эпизода.
Что же я увидела?
Его сосед прекрасно знает, что ГГ — это человек, но что взять с больного? Доказывать, что он не прав? Так мало ли, что этот псих сделает с тобой, чтоб доказать что прав все же он. Да пусть хоть хрюкает и свиньей себя называет, лишь бы не трогал. И бабу бы себе нашел, может тогда мозг на место встанет.
У самого ГГ великолепное пространственное мышление, раз он может понять, на что будет похож его рисунок с высоты. У него есть четкая цель — дописать картину. У него уже появляются признаки постепенного выздоровления: осознание своего одушевления, ощущение тахикардии и тремора рук. Но тут приходят злые полицейские и доказывают ему, что он, все же, человек!
Это потрясение для уже изрядно потрепанного сердца и Рублев умирает. И только тут я вижу переход к мистике и к отражениям. Каждый человек — это отражение еще не родившегося Бога. Стать им он может, если поставит себе Цель и достигнет её. ГГ цель поставил и достиг, но заплатил жизнью. Что ж, достойная цена за то, чтобы стать чем-то большим.
Автор, огромное спасибо, надеюсь, что я смогла понять твою мысль (или хотя бы показать, как я вижу твою мысль).
P.S: отсылка к пенсионной реформе бесподобна!
nshakirov, 27 июля 2018 г.
Весьма сильный рассказ, написанный прекрасным языком. Особенно вот это понравилось:
...Необоснованный оптимизм это уже диагноз.
...Господь всемогущий в неизреченной милости своей сотворил меня атеистом. Так что на мне по определению греха быть не может.
...но низкий гул турбины над головой пробуждал в нём какие-то совсем уж древние алгоритмы
Короткая, и тем еще более выигрышная, притча, заслуживающая финала.
vladlencev, 26 июля 2018 г.
Несмотря на злободневную отсылку к реновации, рассказ с идейной точки зрения мог бы с гораздо большим успехом появиться в 80-х. Не мне в миллионный раз говорить, что тема человечности андроидов переезжена. Твист вызывает в лучшем случае вздох, а если попытка притянуть бога была рассчитана как оригинальный ход, то этого недостаточно. Ещё мне лично не нравится стиль (я бы назвал его «умеренный канцелярит»): слишком много чего-то в таком духе я начитался, притом давно.
Возможно, пересмотрю своё отношение, если к концу прочтения группы вспомню, о чём был этот текст...
Это такой отзыв в группе я писал. Надо отдать должное — я всё ещё помню этот рассказ. Его сила в том, что он очень, до неприличия простой и притом человечный. Я поразмыслил и понял, что лично для меня всё портит не только вторичность, но и построения вокруг бога, превращающие текст практически в религиозную пропаганду.
Мой окончательный вердикт такой: было бы это написано с умением Брэдбери, мы имели бы нетленку, а так — пирожок с гуманизмом на один укус.