FantLab ru

Дэвид Зинделл «Хранитель времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Голосов:
326
Моя оценка:
-

подробнее

Хранитель времени

Neverness

Роман, год; цикл «Реквием по Homo Sapiens»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Планета Ледопад. Невернес. Академия.

Только здесь обучают пилотов искусству преодолевать космические просторы, путешествуя в пронизывающем их мультиплексе.

Только избранным суждено преодолеть испытание и поступить в Академию и только лучшим из них – стать пилотами, уважение, восхищение и преклонение перед которыми обывателей и даже властителей планет – дело обычное.

Только пилотам этого недостаточно. Их путь – это путь поисков. Старшая Раса – Эльдрия – когда-то заселившая Вселенную и исчезнувшая без следа, оставила после себя тайну, над которой бьются лучшие умы Академии. Они ищут в космосе, на земле, у себя в душах…

Награда того, кто постигнет тайну, высока – его ждет бессмертие по крайней мере в памяти людей. И это не дает покоя гордым, амбициозным и даже надменным пилотам, готовым бросить вызов Вселенной и друг другу. Но пилоты остаются людьми, чувства которых столь же важны, как и грандиозная цель, стоящая перед ними. И даже перспектива бессмертия и обожествления не может отнять у них этого чего-то очень человеческого.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1991 // Научная фантастика - Роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1990 // Роман

номинант
Сигма-Ф, 2002 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Похожие произведения:

 

 


Хранитель Времени
2001 г.

Самиздат и фэнзины:

Реквием по Homo Sapiens. Том 1
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Neverness
1989 г.
(английский)
Neverness
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2012 г.

Чувствую, что сейчас в меня полетят килограммы помидоров, но всё же выскажусь, потому что впечатление от прочитанного сильное. Жаль, что негативное.

Читала роман очень долго — полтора месяца (это рекорд!), периодически подавляя в себе сильное желание бросить эту затею и переключиться на что-нибудь более для меня интересное. Останавливало только то, что как-то не в моих правилах бросать недочитанную книгу, вседа хочется надеяться, что вот-вот что-то случится, что изменит моё отношение.

Большую часть романа читать было откровенно противно, он прямо-таки кишит мерзкими вещами. Припадки бешенства Мэллори и Соли, противоестественная любовь между братом и сестрой со всеми последствиями, включая ребенка, вечно пускающий газы и имеющий всё, что движется, лучший друг главного героя, кровяной чай алалоев с тюленьей мочой (прошу простить, если моча не тюленья, а слово «алалои» я написала с ошибками)... Список подобных «изюминок» можно продолжать. Тема секса в романе — совершенно особая, боюсь даже предположить, с чем связано огромное количество такого рода внимания автора к данной теме. Секса много, даже через чур, при этом, по Зинделлу он пошлый, банальный, животный, мерзкий. Специально этот момент обыгран таким образом (только в этом случае я не улавливаю смысла его опошления) или просто у автора такое странное чувство стиля — я теряюсь в догадках.

Если отфильтровать все эти неприятные моменты, остаются картонные, схематичные, плохо прописанные персонажи, которые, вроде бы, переживают какие-то очень важные события в своей жизни — важные и для себя, и для цивилизации в целом, на глазах читателя вершится история, но всё это абсолютно не трогает. Героям не хочется сопереживать, потому что они не настоящие.

Сюжет сложный, нелинейный, есть действительно некоторые находки по линии сюжета, нечто оригинальное, что ранее мной нигде не встречалось, но обязательно находится какая-то ложка дёгтя, от которой всё впечатление,которое хотело было из «минуса» перейти в нейтральное положение — насмарку. То какой-то неуместный интимный момент помешает нормальному восприятию, то бессмысленная петля сюжета, то главный или второстепенный герой покажет себя с такой стороны, что противно.

Язык хромой на обе ноги. Делаю скидку на перевод.

По поводу глубокой идеи, какого-то особого смысла, вложенного автором в данный шедевр — тоже ничего нового для себя не открыла. Сама тема поиска смысла жизни, скажу мягко, не нова. Сказать, что она здесь как-то по-особенному преподнесена, тоже не могу. Всё банально до оскомины. Только-только, казалось, вот-вот что-то произойдёт, что-то откроется — и тут подсовывается под видом разгадки тайны жизни сухая математика, сомнительные умозаключения, теоремы — и в сухом остатке остаётся то, что уже неоднократно писалось, говорилось, преподносилось разными источниками, под теми или иными соусами...

Резюмируя, скажу, что впечатление осталось скомканное, даже где-то с признаками разочарования. Могу сказать только то, что более неприятной книги мне ещё не попадалось.

Оценка: 3
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 марта 2008 г.

Одна из книг серии ЗБФ, аннотации которой можно поверить.

Открыл её с чувством, типа «ну вот ещё одна опера», но недочитав 1-ю главу заинтересовался.

Почерк автора заметен сразу (переводчик постарался). Абсолютно оригинальный мир, жестокий, даже можно сказать средневековый.

Итак завязка: космос пронизан гипер-линиями, чтобы летать между звёздами нужны специальные математические навыки.

Пилоты объединены в гильдию и имеют общую цель: найти информацию о высшей Эдде.

Великолепное описание характеров (нет злых или добрых), яркое повествование, оригинальный мир, отлично проработанный.

Так любимый мной цинизм современных авторов здесь в избытке. Главные герои здесь могут если не погибнуть, то хотя бы подвергнуться чудовищным испытаниям. Насилие, секс — всё без купюр.

Всем ценителям глубокой, а вместе с тем довольно жёсткой фантастики — читать обязательно. Такие книги — большая редкость.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2006 г.

Несмотря на мою оценку, произведение плохим бы я не назвал. Тут скорее дело в том, что пятерка в данном случае обозначает для меня совсем нейтральное произведение. Есть и плюсы и минусы. Трудно сказать, чего больше — это для каждого по-своему.

Читая роман, меня то одолевало отвращение, а то и вовсе хотелось бросить, но иногда и задуматься заставло прочитаннное, жаль не на столько глубоко, как хотелось бы.

Некоторые попытки автора сделать свое произведение более похожим на НФ, а не на космическую оперу, выглядят смешными и жалкими, ибо автор, видимо, разбирается в некоторых науках не так хорошо, как хотелось бы, а в некоторых и совсем поверхностно, и пытается еще домыслить некоторые науки сам. Это не зазорно, но только тогда, когда это похоже на правду :biggrin:

О сюжете сказать что-либо трудно. Одним предложением его не пересказать. Но назвать его хорошим, мне трудно. Скажем так — «покатит» :gigi:

Герои проработаны хорошо, у каждого свой характер, страсти, пороки. Они не безупрчны. Но складывается впечатление, что в них во всех что-то не так, а вот именно что, определиться трудно.

Все эти поиски священного Грааля, смысла жизни и предназначения человека, стары как мир. Если автор брался за такое, то ему стоило хотя бы попытаться поднять эту тему на новый уровень, но к сожелению, автор либо даже не пытался этого сделать, либо пытался, но незаметно :glasses:

Зинделлу в пору писать эпическое фэнтези, чем он впрочем, и решил заняться =)))

Продолжать читать этот цикл, я считаю бессмысленно.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2011 г.

Книга представляет из себя личное, а потому очень честное переживание автора о тех вещах, которые в конце концов посещают всякого человека, осмелившегося начать поиск смысла своего существования. В скованном льдами городе Невернессе застывает не только вода, позволяющая его жителям перемещаться из одной точки в другую на самых обычных коньках, но и технический прогресс, ограниченный с тем, чтобы не мешать личности смотреть внутрь себя и за пределы материальной реальности. Могущественный орден, раздробленный на десятки фракций, ставит своей целью только одно — поиск смысла жизни, его секрета и заключенной в нем истины. Утопия, прекрасно осознающая перспективу своей неминуемой гибели, тем не менее существует три тысячи лет и ничто, кажется, не может разрушить ее безупречную форму, ничто кроме приближения разгадки искомого секрета.

Главная фракция здесь — пилоты, именно они осуществляют самую важную часть поиска — исследование космического пространства. Мэлори Рингисс, молодой и не в меру амбициозный выпускник-пилот дает опрометчивое обещание проникнуть туда, куда не осмеливаются залетать даже самые искусные его собратья. С этого и начинается движение главного героя к смерти и таящемся в ней бессмертии. Характер его, первоначально бледный и угловатый, кажется даже неудачно выписанным, но со временем, по мере прочтения книги, приходит осознание того, насколько заботится Зинделл о сохранности жизни в своем главном герое, вполне осознавая, что успех человека, осуществляющего поиск жизни, обусловлен в первую очередь, наличием жизни в нем самом. Жизнь, по мере повествования, наполняет его до краев, заставляя сперва стать храбрым, затем сильным, умным и наконец мудрым. Именно эта особенность романа, позволяет сравнивать его с Дюной Френка Херберта, и делает его, лично для меня, равноценным по силе впечатления.

Многие жалуются на стиль автора, обращая внимание на его склонность к философским и теологическим размышлениям. Но очевидно, они не читали поздние романы вышеупомянутого Херберта во вселенной Дюны, где сюжет, это лишь неуклюжая и хрупкая паутина, обвивающая грузное тело теологической фабулы. Зинделл же, не позволяет себе забывать о цели путешествия, и философские выкладки и теории здесь существуют в неразрывной гармонии с сюжетом, не позволяя читателю погружаться в бездумное созерцание захватывающих приключений. «Хранитель времени» это так нига, которая охотно будет думать за вас, если вы того хотите, но не позволит вам читать себя невнимательно, обернувшись в таком случае, скучным и занудным сборником не связанных между собой научных фокусов и парадоксов.

В описаниях любого отдаленного будущего, связанного с актуальным, неизбежна терминологическая лавина, долженствующая сформировать в разуме читателя необходимое представление о мире, в котором происходит история. Здесь без этого не обходится, разумеется, но накатывает этот поток достаточно плавно, чтобы не разрушить хрупкие структуры воображения читателя выстраивающего совершенно новый мир, излишними деталями на первых же страницах. Здесь все начинается не с необъятных описаний текущей ситуации, которые свойственны большинству космоопер, а с обычной, вполне понятной каждому, мужицкой драке в баре. Например, то, почему все люди в городе, перемещаются исключительно на коньках и не имеют при себе никаких технических приспособлений для коммуникации, объясняется только ближе к концу книги.

Даже если попытаться оценить исключительно сюжет, отбросив все переживания и размышления связанные с поиском секрета жизни, этот роман все равно останется очень интересным и захватывающим чтением. Судя по всему, в таком обескровленном виде, оно понравилось бы многим куда больше, чем теперь. Сюжет чрезвычайно силен и в некоторых местах подбрасывает свидетеля до самых вершин драматического переживания. Насилие, кровь, ревность, безграничная ярость вызванная страхом бытия, все это описано здесь превосходно, и преподносит именно то, что должны давать все хорошие книги — новый неповторимый опыт. Желаю всем испытать переживания охватившие меня во время чтения, и потому рекомендую эту книгу всем, кто так же как и я, постоянно находится в поисках хорошей литературы.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2014 г.

Может, когда-нибудь и настанет такое время. Когда Человечество разлетится по Вселенной и попробует тысячи, миллионы подходов к одним и тем же проблемам. Собственно, именно это — различные подходы — всегда и обеспечивали людям выживание, как виду, на эволюционной сцене. Но как бы мы не разнились внешне, не расходились в научных и философских трактовках. люди все равно остаются людьми. Они любят и ненавидят, природное любопытство уводит их все дальше и дальше по пути познания, а вечные вопросы не дают спать.

Вот, собственно, я описала мир этого романа. Блестящий по своему разнообразию, где традиционные культуры соседствуют с совершенно непредставимыми. Любой вариант: от полного погружения в природу до подчеркнуто рационального мира абсолютной математической логики. Невиданные возможности, когда можно создать себе любое тело, погрузиться в самые глубины сознания или пронестись по линиям пространства-времени в прошлое или будущее.

А проблемы все те же, что и окружают нас. И страсти все те же: любовь, ненависть, жажда власти, гордыня. И достигли вроде бы всего, а главного все нет. Непредставимо могучие, наделенные огромными знаниями, почти как боги, люди все так же ищут ответы на вечный вопрос: в чем смысл жизни?

Невероятный мир: яркий, разнообразный и ...искусственный. Хоть тресни, не могла поверить в его реальность. Наверное, дело было в его схематичности и однобоком восприятии, которые вытекали из выбранной формы рассказа от первого лица. В результате, все описания, детали и краски оказались ограничены рамками восприятия главного героя/читай, автора/. И, соответственно, над всем довлеет позиция автора — уже устоявшаяся, зрелая и не допускающая каких-либо философских трактовок.

Может, если бы я читала этот роман лет в 20-25, когда подобные вопросы меня еще волновали, не было собственного мнения по большинству поднятых вопросов, он мог бы стать настоящим откровением. Сочетание психологии и динамичного сюжета привлекли ли бы возможностью подумать над такими вещами, как Жизнь и Смерть, Бог и Душа, Смысл Жизни, предназначение Разума, Творец и творение. Да, много еще о чем. А так, то и дело, мое уже устоявшееся мировоззрение постоянно сталкивалось с таким же устоявшимся мировоззрением автора, вызывая порой скуку или полное неприятие изложенных мыслей и идей.

Порой это неприятие переходило в полное недоумение. В части философии это не фантастика, а вполне современное произведение о современных проблемах. Люди и герои чаще похожи на потерявшихся в жестоком мире детей, растерянных и испуганных, не имеющих какой-либо твердой почвы под ногами. Отсюда и странные, вызывающие ужас и брезгливость, поступки и мысли, которые сводятся, по большей части, к убийствам, мести, ненависти и странным, извращенным, представлениям о жизни, вере и любви.

Но, для меня эта, откровенно не понравившаяся, часть повествования компенсировалась захватывающими страницами, которые не могли оставить равнодушной. Лучшая часть — экспедиция к неандертальцам в поисках ответов на тайну Жизни. Великолепные описания ледяной пустыни, жизни, обычаев и верований отброшенного к самому началу цивилизации племени — ярко, красочно и достоверно. Настолько ярко, что дальнейшие описания города пилотов, планеты водных обитателей-полубогов, математической красоты пространственных уровней, войны пилотов, интриг Хранителя Времени — оказались на этом фоне блеклыми и безжизненными.

И не могу опять не вспомнить свою любимую «Дюну». Тем более, что романы часто сравнивают. Герберт писал все же более исследование и размышление о Человечестве и Человечности, не навязывая своего мнения, и давая читателю делать собственные выводы. Такая позиция автора мне все же более близка: предлагать темы для размышлений, давать возможность думать и делать самостоятельные выводы, а не «глотать» готовые рецепты.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2012 г.

Нет сомнений это одна из величайших НФ-книг которые я когда либо читал. Прежде всего следует сказать что поражают знания автора о различных культурах и состояниях сознания которые приветствуются в них. Явно видно достаточно глубокое знакомство с трудами таких ведущих трансперсональных теоретиков, как Станислав Гроф и Кен Уилбер. Что позволило создать масштабное эсхатологическое полотно.

По сути вся книга пронизана идеей трансцеденции человеческого эго во всех ее проявлениях. Начиная от анимизма деваки, всепобеждающего индивидуализма воинов-поэтов, гармонии Агатанге…

Идеи русских философов космистов в произведении тоже присутствуют.

Особого внимания заслуживает идея ордена «Мистических математиков и иных искателей несказанного пламени» в любом более бездарном произведении я бы сказал про плагиат идеи Германа Гессе из «Игроков в Бисер», но здесь идет скорее творческое развитие этой идеи. По крайней мере более прекрасной реализации этой идее в фантастике я не встречал. Я вообще ее не встречал в фантастике.

Стоит сказать также про сюжет и персонажей. Так вот сюжет… Он мощен. Реально суровая реализация противостояния отцов и детей, тонкий мистицизм событий и ощущение жестокой судьбы которая стоит за каждым шагом ГГ производит впечатление и это даже не Шекспир, это действительно Ананке древнегреческой трагедии. Особенно это заметно в отношениях Мэлори Рингеса с его

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сестрой

Также рекомендую помедитировать над символизмом смерти и воскрешения лучшего друга ГГ Бардо. Что такое Бардо и с чем его едят в буддизме гугл в помощь.

Вообще книга изобилуют целой кучей аллюзий и я абсолютно уверен что очень многие из них ускользнули и от Вашего преданного слуги))))

Моя оценка 10 из 10. Must read.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2007 г.

Книга очень хорошая, а отдельные моменты даже завораживают. Было очень интересно читать описание мира будущего, по разрозненным поначалу фактам и намекам пытаться склеить цельную картину. Понравилось, что важное место в повествовании занимает математика и вообще описание различных научных дисциплин и используемых ими техник, методов. Уже на первой книге мир проработан весьма хорошо. К сожалению, некоторые описания тех же наук несколько противоречивы, иногда чувствуются логические несоответствия, но, возможно, это оттого, что мы смотрим на мир глазами главного героя, который пока не знает всех деталей. Эпичность и философичность тоже присутствуют.

Что не понравилось. Помимо уже упоминавшихся порой нестыковок (они не слишком существенны), лично мне не так уж интересно читать описания подробностей интимной жизни героев. Я понимаю, что сейчас без них не обойтись, что иносказания не годятся, но я-таки больше склонен к наивности старой фантастики. Ну и еще сцены насилия... к чести Зинделла, тут такая сцена по сути одна — c «сатинкой» Катариной. С этим я, стиснув зубы, еще готов смириться — сцена во многом является образующей для оставшейся части книги. И все же.. не слишком я люблю натурализм.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2016 г.

Одно из самых масштабных произведений о вселенной. Цивилизации на разных этапах развития, в разных условиях и у разных созданий. Нейропевцы, Воины-поэты, Нейрологики и Пилоты Ордена Мистических Математиков. Галактики, обладающие разумом и творящие собственные миры внутри себя, превыше всего ставящие гармонию поэтического слова. Математика здесь вызывает почти те же чувства, что и поэзия, вплетаясь в ткань вселенной, прокладывая для пилотов пути к звездам. Вечная красота и вечный поиск.

Великолепный роман, но есть одно пятно, портящее картину. Путешествие к алалоям местами читать просто противно. Еще хуже, что омерзение здесь вызывает главный герой. Только при втором чтении поняла – чем. Если старшие и Бордо не стараются влезть со своим уставом в чужой монастырь, просто живут, впитывая впечатления и участвуя в жизни племени, или считают все работой, то Мэллори приносит с собой все свои нерешенные личные проблемы и не считается ни с кем. Относится с презрением к алалоям, хотя на самом деле сам его вызывает. Катерина также жалка и противна со своей душевной неразборчивостью.

Может быть, показать неприглядность эгоизма и мелких страстей и было замыслом автора, потому что после почти-смерти, покинув алалоев, Мэллори исцеляется, и не только телесно. Отсюда начинается его путь к постижению не только себя, но и человечности. Промежуточный этап на пути к тому, чтобы стать Богом.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2015 г.

Зинделл — наверно пока единственный из мной прочитанных, который так далеко зашел в исследовании назначения цивилизаций во Вселенной. От ноосферы академика Вернадского до описания Зинделла прослеживается единая связь — человек или его подобие не случайность во Вселенной. И человек не застывшая форма бытия -а вечно совершенствующаяся форма от тупого создания до божества. Зинделл пошел очень далеко в своём исследовании и довольно стройно логически показал линию развития мыслящего. Но это все-таки роман с сюжетом — и немного сумбурный; описываемой цивилизации тысячи лет и довольно таки развитая, но их действия хаотичны в романе -как то нелогично. В конце даже три хэппи энда — находка сына, появление погибшего друга , возможность воскрешения погибшей любви. И что поразило меня — обоснование библейского воскрешения на основе развития человека.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2008 г.

Честь и хвала автору,заставляющему при чтении этого романа реально включать все мыслительные способности.Особенно ценен вполне оригинальный мир,поражающий невиданными картинами будущего,отличающийся невероятной толерантностью к многообразию рас,религий,мифологий и образа жизни.А если что-то описывается только полунамеками,то на что тогда воображение?Заслуживает уважения описание принципов передвижения в космосе при помощи методов математической топологии вместо набившего оскомину «нырка в гиперпространство».Что касается быта и нравов деваков,то они практически не отличаются от аналогичных у,например,эскимосов лет этак 150 назад(почитайте мемуары путешественников).Жаль только,что трагический (и главное-бесполезный)результат этой экспедиции был очевиден читателю еще до ее начала...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2005 г.

Великолепная книга. Абсолютно необычный подход к космоопере. Математика, как основа всего + к этому некоторая эпичность (местами) повествования. Однозначно, рекомендую.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2010 г.

Да, книжка хорошая... Космическая опера с космическим замахом и убедительными характерами. Много эффектных сцен, запоминающиеся повороты сюжета... А дальше начинаются сплошные «но», из-за которых книгу я не дочитал толком, да и вообще на Зинделла перестал обращать внимание. Создается впечатление, что ему «математика весь мозг съела» — вернее, ту часть, которая за человеческие чувства отвечает. Не получается сопереживать героям,никак не получается. Вроде автор и старается, и детальки убедительные добавляет, и реализм наводит. А вот поди ж ты! Книга вышла бесчеловечной — и реализм превращается в натурализм, и научность становится наукообразностью (это касается и стиля с языком), и эффектные сцены на поверку оказываются либо вторичными (гонка по льду), либо чрезмерно навороченными. В «Шанидаре» были чувства, даже слеза прошибала, здесь на месте чувств (в финале, скажем) — какие-то нарочитые имитации стиля Желязны или такая муть, что оторопь берет. Мерзко выходит, потому как сам автор не понимает смысла сопереживания, а вместо души возникают сложные, но все-таки схемы. Математикам, может, бальзамом на душу будет, а гуманитариям лучше поберечься...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2007 г.

От книги остались сложные впечатления. Сюжет — отличный, интересный, поистине эпический, неожиданный. Герои — многогранные, искренние, живые. Собственно текст — в чем-то лиричный, в чем-то философский, довольно сложный, надо сказать. Казалось бы, читай и радуйся... А не выходит. Слишком тягучим получилось повествование, слишком размеренным и неторопливым, перегруженным отступлениями и размышлениями. С другой стороны, обычно я ничего не имею против такого стиля. Может быть, просто настроение было неподходящее?

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2005 г.

»... Дело богов – творить. Это дело всех нас. Все мы – боги, люди и черви в желудке у птицы – каждый своей мыслью, чувством и действием, какими бы обыденными и низменными они ни были, творим ту странную вселенную, в которой живем. В конце времен, когда вселенная пробудится и осознает себя, прошлое будет вспомнено, и каждый, испытывавший муку жизни, будет спасен...»

***

ИМХО, уникальный роман, преисполненный лиризма и философией, что затрагивают самые отдаленные струны Души.

Вот бы никогда не подумал, что будет интересно читать Математику, что является одним из столпов этого произведения.

Почему-то так и хочется назвать «Хранителя Времени» космическим «Откровением». =)

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2014 г.

Великолепный роман..., хотя и вызывал порой чувство отвращения и омерзения. К середине книги я даже возненавидел главного героя за его эгоизм, тщеславие, трусость. Его мать так и вовсе осталась для меня отрицательным персонажем.

Однако, роман читался на одном дыхании и я ни разу не смог угадать раскрутку сюжета, хотя иногда, вроде, все становилось предсказуемым.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх